Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Психологическая зависимость от телевидения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В работе с позиций человека верующего дается краткая этическая оценка научно-техническому прогрессу. Обсуждаются некоторые негативные следствия прогресса, такие как появление разного рода зависимостей (аддикций), в частности психологическая зависимость от телевидения. Предлагаются способы борьбы за свободу от телезависимости. Одним из эффективных методов исцеления от телемании может послужить православная психотерапия, способная разумно соединить психотерапевтический опыт с православной этикой и нравственностью. Работа представлена в качестве доклада на психоаналитической конференции "Феномен зависимости: социальные и психологические аспекты", которая состоялась в г. Днепропетровске 17-18 мая 2008 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

В настоящей работе мы с позиций человека верующего попытаемся дать этическую оценку такому явлению, как научно-технический прогресс. Оценка эта будет краткая и не претендовать на полноту. Обсудим некоторые негативные следствия прогресса, такие как появление разного рода зависимостей (аддикций). Особенно поговорим о психологической зависимости от телевидения и о вреде телевизора, как для взрослых, так и для детей. Предложим способы борьбы за свободу от телезависимости.

Этическая оценка научно-технического прогресса

Прежде, чем начать рассматривать проблему, вынесенную в заголовок статьи, давайте попытаемся дать обоснованный ответ на следующий вопрос: научно-технический прогресс - это добро или зло? Как нам следует относиться к благам прогресса и, в частности, к телевидению? Первое, что можно сказать, это тезис о том, что прогресс - это ответ человека на благословение Творца плодиться и размножаться, населять землю, обладать ею и владычествовать над неразумными тварями (Быт. 1: 27-28). Поэтому в первоначальном своем смысле, как нам представляется, научно-технический прогресс явление положительное, поскольку положительно входит в замысел Творца. Второе, что можно утверждать, это факт, что любое достижение прогресса можно использовать, как во имя добра, так и во имя зла. Примеров множество. Поэтому следующая мысль состоит в том, что все зависит от сознательных целей человека. Если цель человека, использующего достижения прогресса, положительна с этической точки зрения, то прогресс способствует добру. Если же нет, то прогресс способствует злу. Далеко не последнее значение для этической оценки достижений прогресса имеют мотивы людей, движущих прогресс. Эти мотивы можно разбить на три группы:

- положительные - сюда входит познание человеком тварного мира во имя познания Творца; со-творчество человека Богу, поскольку человек призван быть со-творцом Богу в благоустройстве мира и обожении всего человечества;

- отрицательные - сюда входит жажда власти над творением (людьми и природой); жажда успеха, тщеславие и карьеризм; жажда богатства - т.е. греховные страсти человека;

- условно нейтральные, которые нельзя однозначно назвать положительными или отрицательными - удовлетворение любознательности (если только это не всепоглощающая жажда знания ради самого знания); профессиональная работа ради получения средств проживания.

В реальной жизни многие прикладные достижения прогресса были обусловлены получением престижа, богатства, власти, победой в конкурентной борьбе с соперниками. Про телевидение, изобретенное в начале 20-го века, так однозначно не скажешь, а вот Интернет, например, был создан для нужд связи в военных целях. А поскольку использование благ прогресса в реальной жизни происходит преимущественно в контексте достижения престижа, богатства, власти и победы в конкурентной борьбе, то и блага эти, к сожалению, служат злу.

Нужно отметить вот еще какую мысль: следствием отрицательного использования многих благ прогресса является та возрастающая суета, которой живет большинство людей современности. Ускорение темпа жизни в обществе, суетность порождены именно стремлением "сильных мира сего" к успеху, престижу, власти и богатству. Большинство же остальных людей вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Но суета отнимает личное время человека, мешает ему сосредоточиться на мыслях о Боге, мешает ему молиться. Заботы отнимают у людей воскресный день, посвященный, по замыслу Божию, молитвенному общению с Вседержителем. Это - хроническая беда современного человека. Но за этим вытекают и тяжелые последствия: из-за информационной перегруженности, постоянного стресса современный человек все чаще болеет нервно-психическим расстройствами, депрессией. О динамике роста количества нервно-психических расстройств среди населения России сообщила директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, академик Татьяна Дмитриева [1]. Эксперты отмечают: по сравнению с 90-ми годами предыдущего столетия количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус массовых [2]. Думается, что ситуация в Украине аналогичная. Одной из важных причин роста количества нервно-психических расстройств в России и Украине, на наш взгляд, является то положение, что в условиях идеологического вакуума общество еще не вернулось к христианским ценностям. Рост нервно-психических заболеваний проявляется не только в странах бывшего СССР, где сильно снизился материальный уровень граждан после распада Союза, утратилась уверенность в завтрашнем дне, но и в развитых западных странах, где жизнь достаточно обеспеченная и комфортная. Европейский комиссар по здравоохранению Маркос Киприану назвал психические болезни "невидимыми убийцами в Европе". Более 50 тыс. граждан ЕС погибают ежегодно в результате самоубийств. В целом 27% взрослого населения ЕС страдают той или иной формой психического расстройства [2]. В развитых странах растет количество людей, вынужденных использовать снотворное, транквилизаторы, антидепрессанты [3]. Как считает известный российский богослов профессор А.И.Осипов, в развитых странах люди разочаровываются в жизни, страдают потерей к ней интереса и смысла, потому что у них снизилась христианская религиозность [4].

Как мы выше упоминали, в современном западном и постсоветском обществе растет заболеваемость депрессией. Депрессия приводит человека к ощущению безрадостности, отчаяния, постоянной тревоги, уныния. Велико и все более вырастает количество суицидальных исходов. Фактически, мы сталкиваемся с дьявольским воздействием на человечество, поскольку самоубийцы совершают непростительный грех и попадают в сети дьявола.

Другим негативным следствием научно-технического прогресса является воспитание человека в потребительском духе. Огромный вес в информационном потоке занимает навязчивая реклама различных товаров и услуг, распространяемая через телевидение, радио и Интернет. Современная профессиональная реклама использует приемы, позволяющие с помощью слов и видеоизображений запрограммировать волю человека на определенные покупки. Для этого используются различные приемы. Реклама может нести эмоциональный заряд, приковывать внимание, озадачивать. Ключевые слова могут быть выделены из текста особым образом. Ключевые фразы могут быть оформлены и как утверждения, и как вопросы, на которые может быть только один ответ. Реклама может ставить сознание в тупик, а в это время ключевая информация, минуя сознательного цензора, программирует подсознание человека. Реклама может работать на ассоциациях, увязывая покупку продвигаемого на рынок товара с какими-либо человеческими ценностями: с успехом в карьере; с профессионализмом; со здоровым образом жизни; с родительской заботой о детях и др. Фактически, реклама навязывает человеку покупку, не являющуюся для него необходимой. Но хуже то, что реклама постепенно и глубоко программирует подсознание человека, создавая в нем потребительские установки. И в душе такого человека все меньше и меньше места остается как для человеческих отношений, так и для размышлений о Боге и о сотворенном Им мире, для молитвы [5].

Еще одним отрицательным следствием научно-технического прогресса и воспитания потребительского духа в обществе является все возрастающая зависимость человека от многих благ и удобств прогресса, в частности, от телевидения, от Интернета. Преподобный Лаврентий Черниговский, еще до времени массового распространения телевидения, пророчествовал, что в домах в том месте, где ранее были иконы, будут стоять "обольстительные прилады для прельщения людей". Люди будут испытывать потребность в этих приладах, говорить, что им нужно смотреть и слушать новости, но через них человечество будет обольщено и обмануто, и добровольно примет мирового диктатора Антихриста [6]. В настоящее время, по некоторым данным, зависимость от телевидения такая, что житель крупного города в среднем проводит примерно три часа в день перед экраном (21 час в неделю). Это значит, что к 75 годам такой человек "подарит" телевизору девять лет своей жизни [7].

Психологическая зависимость от телевидения

В современном обществе, движимом научно-техническим прогрессом, появляются все новые и новые виды зависимостей, новые виды аддиктивного поведения. Слово "addiction" означает склонность, пагубная привычка. Аддиктивное поведение связано с желанием уйти от реальности, от проблем, причем желанием чаще всего неосознанным. Некоторые специалисты выделяют три формы зависимостей: 1) химические аддикции (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания); 2) биохимические аддикции (анорексия, булимия); 3) нехимические аддикции (телевидение, Интернет, мобильные телефоны, религиозные секты и пр.) [8]. К нехимическим аддикциям относятся психологические зависимости.

Зависимость - это такое внутреннее состояние человека, когда личность более или менее утрачивает свободу воли. Зависимость может формироваться в родительской семье: ребенок это делает по примеру родителей; или же в семье существует конфликт родителей и детей, когда ребенок не может отстоять свои личностные интересы и вынужден жить с подавленным протестом, со скрытой агрессией в адрес родителей или с аутоагрессией.

Психологическая зависимость, как считают ряд авторов, связана с защитными механизмами человека, когда на всякие конфликтные ситуации и проблемы человек отвечает однотипным, ритуализованным, аддиктивным поведением. Если человеку не дать исполнить такой ритуал, он испытывает сильный дискомфорт и не находит себе места. Можно предложить критерии распознавания зависимости: 1) частое обращение к объекту зависимости, особенно в дискомфортных ситуациях; 2) обращение к объекту зависимости ради самого обращения; 3) частые разговоры об объекте зависимости [8]; 4) стремление (либо многократные и безуспешные попытки) сократить общение с объектом зависимости; 5) отказ ради объекта зависимости от исполнения социальных, семейных и профессиональных обязанностей; 6) жалобы на замкнутость и уход в себя при отказе от контактов с объектом зависимости [9].

Одной из наиболее распространенных психологических аддикций в современном обществе является телевизионная зависимость. Телевизионную зависимость иногда относят к информационным зависимостям. Указанные выше критерии зависимости в полной мере применимы к любителям подолгу сидеть у телевизора. Как отмечает зав. кафедрой наркологии Харьковской медакадемии последипломного образования, д.м.н., проф. Сосин И.К., в последнее десятилетие происходит формирование "новых телезависимых контингентов" с характерным типом "телезлоупотребления", нуждающихся в психокоррекции. Новые телезрители склонны к фоновому, "клиповому" потреблению телеинформации, так называемому "заппингу" (от английского слова "zap" - клац-клац) [10, 11]. В условиях многоканальности телевидения телезритель щелкает пультом дистанционного управления, бегло просматривая программы на различных каналах. Эта привычка переключения каналов приобретает формы неукротимой навязчивости, которая поглощает все свободное время человека. Телезрители, склонные к заппингу, уже не способны к просмотру спокойных передач. "Клиповой" формой телепотребления поражены от 32 до 60 % телезрителей, причем в основном возраста до 40 лет. Массовость заппингового телеконтингента нашла отражение специалистами в новом термине - "Homo Zapiens" вместо "Homo Sapiens". Раньше всех с заппингом столкнулись американцы в 90-х годах 20-го столетия, когда многие обзавелись пультами дистанционного управления [10].

Заппинг трактуется как навязчивое состояние щелканья пультом по каналам. Вначале заппинг может развиваться, как невинная попытка уйти от рекламы. Но затем телезритель доходит до таких форм заппинга, когда в параллель одновременно смотрит несколько каналов. При этом цельного представления о программе и интеллектуального обогащения такой телезритель не получает, но постепенно отрешается от мира и тупеет. Вредоносность заппинга усиливается тем, что одновременно с бездумным щелканьем по каналам, телезритель курит, употребляет пиво. Для некоторых заппинг может быть подсознательной попыткой получить разрядку, успокоиться. А страдают от этого не только те, кто переключает каналы, но и остальные члены семьи. В подобных семьях война за овладение пультом управления телевизором становится нешуточным явлением [10].

Можно предложить простой тест на обнаружение телевизионной зависимости: для этого нужно проследить реакцию респондента на отлучение от телевизора на 3-4 дня. Если появляются следующие симптомы: плохое настроение, раздражительность, слабость и упадок сил, снижение трудоспособности, неуверенность в себе, дискомфорт, тревожность, невротические страхи, страдание, чувство вины, чувство неудовлетворенности, апатия, агрессивность, которые исчезают при возобновлении доступа к пульту телевидения и телевизору, то результат теста следует считать положительным - налицо явная телезависимость [10].

Вредное воздействие на человека телезависимости усугубляется качеством преподносимой по телевидению информации. Недавно группа украинских журналистов провела эксперимент - целые сутки смотрели телевизор и фиксировали показываемые им события. Оказалось, что при этом насчитали 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 300 других негативных новостей, и всего лишь 20 благородных поступков, 45 хороших новостей и 74 шутки [11]. По данным других исследователей, в среднем на каждую положительную новость телевидение показывает 7 отрицательных. Телевизор промывает зрителю мозги, навязывая ему точку зрения, заказанную "сильными мира сего". Кроме того, телевизор искажает реальность, формируя виртуальный мир. В фильмах и сериалах умышленно создаются захватывающие повороты сюжета, доставляющие сильные эмоции телезрителю, который испытывает дефицит ярких ощущений в реальной жизни. Телевизор обрекает человека на одиночество, поскольку заменяет собой общение с родственниками и близкими [12].

Вред телевизора еще и в том, что из-за телевизора взрослые и дети лишаются прогулок на воздухе. Телевизор похищает здоровье человека, способствуя развитию гиподинамии и всех вытекающих отсюда последствий. У телезрителей от телевизора ухудшается зрение, атрофируются мышцы спины, и искривляется позвоночник, развиваются невротические расстройства, депрессивные состояния, раздражительность, хроническая усталость. Заядлые телеманы чаще обычных телезрителей ощущают себя несчастными, если им приходится оставаться один на один с собой; у них возникают трудности с концентрацией внимания, они реже участвуют в общественных и спортивных мероприятиях. Особенно вреден телевизор для детей. Дети преждевременно информируются на интимные темы. Телевидение учит ребенка агрессивности, тому, что жизнь человека ничего не стоит. Пример - многие западные мультфильмы и телефильмы. Кстати, о мультфильмах: многие помнят, как в 1997 году в Японии был зарегистрирован экстремальный случай госпитализации примерно семисот детей с диагнозом "оптически стимулированный эпилептический приступ". Фотосенситивная эпилепсия была спровоцирована показом по телевидению мультипликационной видеоигры о "покемонах", точнее той ее частью, где было мигающее цветное изображение на экране [9-13].

У верующих также достаточно оснований критиковать телевидение, поскольку в потоке негативной информации редкие передачи несут что-то душеполезное. Кроме того, как отмечает О.Маховская в своей книге "Телемания: болезнь или страсть?" одним из психологических эффектов телевидения является эффект "намоленной иконы", сакрализации, обожествления телевизора. Когда телевизор в 60-х годах 20-го столетия вошел в советскую семью, все, кого показывали по телевидению, обожествлялись и превозносились. Дикторы были самыми красивыми и умными, идеальными людьми. Такое идолопоклонство, "язычество нового времени" не потеряло своего значения и в наши дни. Возле телевизора мы переживаем самые искренние эмоциональные реакции. Экранные образы насыщены эмоциями и переживаниями многих людей. Перед телевизором мы получаем зарядку и разрядку. Избавиться от подобного допинга большинству зрителей не удается [14]. В результате телезависимости ослабеваются усилия, затрачиваемые на духовное совершенствование человека. Как пишет архимандрит Рафаил (Карелин), телевизор серьезно посягнул на духовную сферу. Современные фильмы фантазируют на тему духовного мира и духовной жизни, что рождает опасную ложь (по терминологии св.отцов - прелесть). Эти фантазмы зацикливают человека в замкнутый круг страстных призраков и гордых теней, вызванных воображением. Телевизор фактически враждебен религии и развивает антихристианство, поскольку сменой впечатлений подавляет созерцательное религиозное мышление, рассеивает внимание, должное быть направленным на немногие, но значимые онтологические объекты; заглушает тонкое религиозное чувство, которое слышится в безмолвии, а не в мирском шуме. Душа телемана, забитая потоком чувственных представлений, не в силах сосредоточиться на молитве, не в силах ощутить Бога [15].

Как бороться с телезависимостью

Вряд ли человечество способно своими силами устранить те глобальные негативные последствия научно-технического прогресса, о которых мы упоминали. Темп жизни будет все ускоряться и ускоряться в результате гонки за успехом и престижем, в результате конкуренции, что обусловлено греховной испорченностью человеческой натуры. Греховные страсти, такие как сребролюбие, алчность, тщеславие, жажда власти, неискоренимы собственными усилиями самого человека; для искоренения страстей нужна благодатная помощь свыше. Об этом свидетельствует духовный опыт христианства. Но человек будущего все менее и менее будет уповать на Бога, но больше на себя самого, и это будет прямой дорогой к концу этого мира. Эсхатологический прогноз христианства остается неизменным.

Но мы можем бороться с какими-то конкретными последствиями прогресса на данном этапе развития общества, например, бороться с телезависимостью. Как бороться с негативным влиянием телевидения? Нужен волевой сознательный отказ от телевидения или ограничение его до минимума. Например, в США 7 лет назад была создана ассоциация "Америка, свободная от телевидения". Граждане перестали пользоваться телевидением или сократили его просмотр, в результате за 2006 год три самые большие телекомпании потеряли 3,5 млн. зрителей. Если очень хочется посмотреть телевизор, можно включить его на познавательные передачи о животных, которые, по мнению психологов, положительно влияют на психику человека [12].

Важным моментом борьбы с телезависимостью является правильное воспитание детей. Родители не должны оставлять детей на пассивный просмотр телепередач, но должны не жалеть время на игры и занятия с детьми, в том числе на чтение книг. Нужно объяснять старшим детям, что некоторые интимные сцены на телеэкране профанируют подлинные взаимоотношения любви. Для этого надо стараться просмотр телевизора делать семейным - для всех, и затем кратко обсуждать увиденное и делать ему свою этическую и религиозную оценку [16]. Негативные впечатления от телевидения надо вытеснять и ослаблять впечатлениями добрыми, позитивными. Детей надо занимать чем-то полезным и интересным: рукоделием, помощью в приготовлении пищи, несложными покупками, домашними обязанностями, общением и прогулками с младшими братьями и сестрами, уходом за домашними животными, прогулками со взрослыми на природе, посещением концертов классической музыки, ознакомлением с поэзией, чтением книг, активными играми. Кроме того, нужно сводить к минимуму просмотр телевизора и контролировать телепрограммы, просматривать преимущественно научно-популярные программы по истории, искусству, естествознанию. Верующие могут смотреть специальные религиозные программы. Для этого нужно предварительно просматривать программу телепередач и намечать необходимые передачи [17]. В семьях верующих больше возможностей ограничить просмотр телевизора. В таких семьях время можно посвятить чтению Св.Писания, св.отцов, другой религиозной литературы.

Если же страсть телемании уже глубоко пустила корни, или прочно поддерживается какими-то весомыми причинами, то необходима помощь врача-специалиста: психолога, психоаналитика, нарколога, психиатра. Чтобы победить психологическую зависимость, необходимо проводить работу с ее причинами. Очень часто эти причины неосознанные, вот здесь и может послужить психоанализ: выявить проблемы личностного роста, проблемы отношений с противоположным полом, семейные конфликты, конфликты на работе. Врач должен информировать пациента и его родственников о проблеме телемании, заппинга, как клинической форме зависимых состояний. Задача врача состоит также в том, чтобы психотерапевтическими методами вызвать у пациента признание собственных проблем телезависимости, побудить, мотивировать избавление от телемании, и психокоррекцией исправить зависимые формы поведения. Не исключается психокоррекция нарушенных семейных и социальных отношений. Врач может назначить лекарственную терапию - препараты вальпроевой кислоты, поскольку, как выяснилось, при зависимых состояниях, при телемании нарушена биоэлектрическая активность головного мозга в форме появления пароксизмальной активности. В период выраженного синдрома лишения врач может прибегнуть к непродолжительной терапии антидепрессантами, анксиолитиками, корректорами расстройств сна. Психотерапия и лекарственная терапия не исключают волевой отказ от телевизора или ограничение просмотра его до минимума [10].

Если человек верующий, то, безусловно, существенную поддержку ему может оказать Церковь, опытный священник. Церковь может помочь как в борьбе с пагубной страстью, так и с причинами аддиктивного поведения человека, помочь решить или смягчить ту или иную конфликтную ситуацию в семье, на работе, выполнить психотерапевтическую функцию, уврачевать душу. Важным элементом такого врачевания души может послужить православный психоанализ. Православный психоанализ, как и психоанализ классический, доискивается скрытых неосознанных мотивов человеческой души через откровенное собеседование врача и пациента. В этом сходство православного и классического психоанализа, но есть между ними и коренные отличия [18, 19]:

- православный психоанализ должен укреплять веру человека в Единого Бога, в то, что человек был сотворен совершенным, но после впал в грех и повредил свою природу - отсюда и начало болезней, и в то, что Спаситель искупил нас от греха;

- православный психоанализ должен воспитывать понимание, что все наши беды, болезни и скорби не случайны и являются не просто следствием конфликта между "Оно", "Я" и "Сверх-Я", но и даны нам от Бога или попущены Им для исцеления нашей души;

- православный психоанализ предполагает не отстраненный, рациональный, аналитический подход к болезни души пациента, а искреннее сострадание, сопереживание психоаналитика больному человеку;

- православный психоанализ не останавливается на признании сексуальности и агрессивности естественными мотивами психической жизни и поступков человека, но выделяет лежащие в их основе греховные страсти, такие как гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, чревоугодие и др., и направляет усилия человека на борьбу с ними;

- православный психоанализ должен не только врачевать душу человека, но воздействовать на его дух - воспитывать в человеке страх Божий, совесть, жажду и поиск Бога, соединять тело, душу и дух в триединство;

- православный психоанализ должен своей целью ставить не достижение компромисса между "Оно", "Я" и "Сверх-Я" больного человека, но воспитывать и укреплять в нем любовь к Богу и ближнему, которая одна только способна глубоко исцелить человека.

Несмотря на указанные отличия, возможно разумное соединение психоаналитического опыта с православной этикой и нравственностью. Психоаналитический опыт послужит выявлению причин телемании, скрытых глубоко в бессознательной части души, а православная этика поможет направить душевные силы человека на стяжание исцеляющей любви.

Заключение

В докладе мы показали, что одной из наиболее распространенных зависимостей (аддикций) современного человека является психологическая зависимость от телевидения, порожденная научно-техническим прогрессом. Прогресс, изначально положительно направленный на освоение окружающего мира, вместо высвобождения времени от рутинных занятий для духовного совершенствования, как ни парадоксально, наоборот закабаляет человека, делает его зависимым от благ прогресса. И решить глобально эту проблему человечество своими силами не может. Возможна успешная борьба лишь с некоторыми следствиями прогресса, например, с телезависимостью. Мы считаем, что эффективным методом исцеления от телемании может послужить православный психоанализ, способный разумно соединить психоаналитический опыт с православной этикой и нравственностью.

Литература

1. В России растет уровень психических заболеваний. В.В.Ванчугов

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/18802

2. Великая депрессия. По уровню психических заболеваний Россия вырывается в мировые лидеры. Н.Важдаева, К.Нараевская. Ежедневная общероссийская газета "Новые известия", 30.01.2007 г.

http://www.newizv.ru/news/2007-02-02/62224/

3. Без наркотиков. Доктор Исмуков

http://www.beznarkotikov1.narod.ru/aktivacia.htm

4. Религия, философия, наука на пороге III-го тысячелетия. А.И.Осипов.

http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=472

5. В рабстве иллюзий. Реклама и мир. Православная газета. Апрель 2005, ? 13 (121).

6. Пророчества старца Лаврентия Черниговского

http://vselprav.org/Html/lavrentii.htm

7. Психология зависимости личности. Ханна Шакур

http://www.sunhome.ru/psychology/11309

8. Что считать зависимостью? Юлия Гребнева

http://www.ametist-e.ru/consult_zdorovie/zdorovie_art007.htm

9. Телемания - это диагноз. Михали Шиксентмихали, Роберт Кьюби

http://www.conversex.ru/index.php?id=inf&select=vfsumwnu4tq3h&msg=7e61e9a3qfnk7

10. Не пропустите Homo Zapiens. И.К.Сосин

http://www.medicusamicus.com/index.php?action=2x1089x1

11. Телевизионная зависимость - психологическая проблема основной массы населения

http://www.nedug.ru/news/89151.html

12. О вреде телевизора. Наталья Рогозина

http://www.leovit.ru

13. Не превращайте телевизор в няньку. Татьяна Пунанс

http://www.maga3in.ru/Library.asp?DocId=8&SecId=2&ord=29

14. Психологические эффекты телевидения. Ольга Маховская. Фрагмент книги "Телемания: болезнь или страсть?"

http://psyfactor.org/lib/makhovskaya.htm

15. Почему христианину не рекомендуется смотреть телевизор. Архимандрит Рафаил (Карелин)

http://www.wco.ru/biblio/books/tv1/Main.htm

16. Мысли о детях в Православной Церкви. Сестра Магдалина

http://www.ihtus.ru/92004/l2.shtml

17. Воспитание. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность влияний? Александр Дубинин

http://otvetrod.narod.ru/education.htm

18. Православие и психоанализ. Николай Филиппов

"Татьянин день" ?4/1995 г. http://www.taday.ru/text/28828.html

19. Некоторые аспекты психоанализа в пастырской психиатрии. Протоиерей Георгий Вольховский. Материалы всеукраинской научной конференции "Психоанализ и общество", г. Днепропетровск, 15-16 апреля 2006. - С. 31-48.

Апрель 2008 г.

* * Важное дополнение

В первом варианте настоящей статьи, написанной для психоаналитической конференции, автор много надежд возлагал на православный психоанализ. Попытки создания такого психоанализа были и продолжаются. Но, по всей видимости, перспектив у этого направления нет, как ныне представляется автору. Психоанализ слишком склонен редуцировать психику человека, сводить ее к определяющему воздействию бессознательного души человеческой на сознание человека. Бог в психоанализе вряд ли займет подобающее Ему доминирующее место. В психоанализе слишком сильна инерция и традиция, восходящая к атеисту Зигмунду Фрейду. А вот в других направлениях психотерапии больше возможностей не конфликтовать с христианским мировоззрением. Например, в логотерапии Виктора Франкла используется понятие Бога и смысла жизни. Хотя и там понятие Бога весьма расплывчато и соответствует, скорее всего, персонифицированной совести человека. Тем не менее, возможно разумно сочетать психотерапию и христианскую духовную жизнь, если психотерапия не подменяет собой веру, не несет инородных духовных элементов и практик, не практикует гипноз. А лучше обращаться к православным психотерапевтам. Но, к сожалению, таких специалистов - единицы на весь СНГ.

Июль 2011 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"