|
|
||
Любителям "клубнички" посвящается! И не только им... |
Кто из нас не слышал о знаменитой катастрофе начала эры, когда вулкан Везувий уничтожил античный город Помпеи? Об этой трагедии знают практически все. Гибель Помпеи хорошо запечатлена на знаменитой картине Карла Брюллова "Последний день Помпеи".
Долгое время вулкан Везувий считался спящим, и люди смело селились вблизи него. Но вот, 24 августа 79 года по Р.Х. произошло самое ужасное извержение Везувия за всю его историю. В тот день над вулканом поднялось черное облако. Небо вдруг почернело, а солнце скрылось. На людей посыпался пепел, обрушились камни, хлынули удушливые газы. По оценкам историков и археологов из 20 тысяч жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло примерно 2000 человек, а большинство жителей покинули город до катастрофы. Однако, поскольку останки погибших находят и за пределами города, то затруднительно точно оценить число погибших. Кроме Помпей погибли еще два меньших города: Геркуланум (около 250 погибших), Стабий и нескольких небольших селений. Среди погибших был римский историк Плиний Старший, из научного интереса пытавшийся приблизиться к вулкану на судне и лучше рассмотреть извержение. Некоторые историки полагают, что число погибших от Везувия на порядок больше - от 10 до 25 тысяч человек, хотя и признают, что археологи обнаружили в Помпеях примерно лишь 1150 останков, в Геркулануме и вблизи него примерно 250 скелетов, при том, что большинство останков должно было так или иначе сохраниться. Ведь толстый слой пепла быстро засыпал тела погибших в Помпеях, сохраняя их очертания для археологов, а горячий грязевой (или пирокластический) поток выварил жертвы Геркуланума, оставив целые скелеты.
Оставим же выяснение точного числа жертв ученым.
Ученым удалось воссоздать фигуры тел погибших в Помпеях такими, какими они были в момент гибели. Для этого реставраторы залили пустоты в плотном слое вулканического пепла гипсом. А пустоты эти образовались там, где лежали тела погибших.
Голова и лицо погибшего в Помпеях (взято с инета)
В 2010 г. была организована выставка в Помпеи, где собрали многие такие "скульптуры" - отпечатки тел жертв. Один из экспонатов - это мужская фигура, которая лежит на ступеньке. Другой экспонат - мужчина, зажавший рот рукой, пытавшийся так спастись от удушья. Еще более печальный экспонат - целая семья, воздевшая руки к небу, словно с мольбой об избавлении от ужасного бедствия, причем среди погибших - ребенок. Есть экспонаты - останки животных, например, фигура свиньи, а рядом с ней лежит собака со скрюченным телом, открытым ртом: видны зубы, ошейник, отпечатки шерсти. Как сказал организатор выставки, многие посетители ошибочно полагают, что все это - произведения скульпторов, но на самом деле это - прекрасно сохранившиеся останки жертв. Эти "скульптурные" останки удалось впервые собрать вместе со многих музеев мира. Они позволяют нам зримо представить необузданную мощь стихии и весь ужас трагедии.
Останки погибших от Везувия (взято с инета)
К настоящему моменту вырисовывается следующая картина. Погибшие города - Помпеи, Геркуланум и пр., пользуясь плодородием местных почв и обильными урожаями, целительными горячими источниками, расположением в приморской курортной зоне, ко времени катастрофы 79-го года по Р.Х. были очень богаты. В городах были роскошные дома, украшенные многочисленными фресками, включающими прекрасные натюрморты, мифологические сюжеты и эротику. Отмечается, что для фресок Помпеи была характерна необычайная яркость красок, тонкость и изящество исполнения рисунка. Все это говорит в пользу высокого материального уровня жителей городов, процветания в нем искусств и праздного образа жизни.
За 17 лет до трагедии (в 62-ом году по Р.Х.) произошло сильное землетрясение, заметно повредившее многие постройки Помпей. Это было грозное предупреждение. Город вскоре был отремонтирован и отстроен. Но катастрофа повлияла на общественную жизнь. К власти стали приходить те, у кого появились деньги: рабы-вольноотпущенники, ремесленники, торговцы, ростовщики и пр. Тогда как патриции, привыкшие к праздности, обеднели и стали попадать даже в долговую зависимость от бывших своих рабов. Римский автор Петроний писал, что недавние рабы стали богаче, чем их прежние хозяева-аристократы. Видимо, после землетрясения в Помпеях особо процветало частное предпринимательство, поскольку фрески, сохранившиеся в развалинах города, показывают разнообразные виды профессиональной деятельности. Кроме того, одних пекарен в Помпеях было четыре десятка; на 38 мануфактурах шили одежду. Город опять быстро богател: ведь удалось построить даже огромный амфитеатр, подобный римскому Колизею. Есть все основания полагать, что Помпеи обслуживали большое количество богатых туристов, деньги которых и стали главным источником финансирования и бизнеса и строительства и различных услуг.
Отмечается также, что ученые, раскопавшие Помпеи и Геркуланум, были удивлены тем, как много, мягко говоря, "нескромных" изображений сопровождали обыденную жизнь обитателей этих городов. Это и лампы с носиками для масла в виде фаллосов, сосуды для вина подобной же формы, настенные эротические изображения из мифологии, с разными вариантами сексуальных ласк и половых контактов. После таких открытий эротические фрески долгое время держались под секретом и оставались недоступными для изучения. Лишь относительно недавно был открыт доступ к запрещенным фрескам, но и ныне полная их демонстрация подлежит жесткой цензуре ещё во многих странах.
Гиды, которые водят туристов в Помпеях, рассказывают, что на многих домах древних жителей висели таблички с гипертрофированным изображением фаллоса. Эти изображения ныне сняты с домов и попали в коллекции и даже в передвижную выставку "Эротическое искусство Помпеи", которая успешно разъезжает по миру.
Признается также, что многие фрески нередко изображали пиршества, оргии и сексуальные извращения. Есть достаточно оснований полагать, что Помпеи были городом борделей для туристов, причем лучших борделей во всей Римской империи. Аналогично выглядит ситуация с Геркуланумом. На домах Помпей много было табличек с изображением волчицы, а именно так называли проституток ("лупа", lupa - на латыни). Потому публичные дома в римской империи называли лупанариями.
Туристам в Помпеях показывают отреставрированный лупанарий - двухэтажное здание, причем верхний этаж был отведён для более состоятельных клиентов. Внутренние стены номеров покрыты фресками эротического характера. Кроме этого публичного дома, в городе было множество предназначенных для проституции одиночных комнат, обычно располагавшихся над винными лавками (что вполне понятно). Таких комнат открыто не менее 25. Для посещения туристов отреставрированы общественные купальни, которые в туристических брошюрах собираются называть "Купальни красных фонарей".
Вот еще одна, на этот раз историческая справка. Франсуа Ренеде Шатобриан (1768-1848 гг), французский писатель и политический деятель, основываясь на свидетельствах историков, в своих "Исторических этюдах" написал красноречивую главу о нравах древних народов. Там он показал римлян во всей их развращенности и, в частности, отметил: "Были целые города, всецело посвященные проституции. Надписи, сделанные на дверях домов разврата, и множество непристойных изображений и фигурок, найденных в Помпее, заставляют думать, что Помпея была именно таким городом. В этом Содоме были, конечно, и философы, размышлявшие о природе божества и о человеке. Но их сочинения больше пострадали от пепла Везувия, нежели медные гравюры Портичи. Цензор Катон восхвалял юношей, предавшихся порокам, воспетым поэтами. Во время пиршества в залах всегда стояли убранные ложа, на которых несчастные дети ожидали окончания пиршества и следовавшего за ним бесчестия".
Развращенные богатством, праздностью и сексуальными утехами, жители погибших городов очень не хотели покидать свои дома, несмотря на усиливающуюся угрозу Везувия. Ведь вулкан не сразу погубил людей. Известно, что большинство жителей Помпей и Геркуланума успели покинуть дома и спастись. Но вот что показательно: из погибших было много таких, кто не в силах был оставить ценные вещи, потому что при раскопках были найдено большое число людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Вот несколько примеров жертв Везувия в Помпеях, которых удушили газы и засыпал пепел.
Жертва Помпеи (взято с инета)
Жертвы Помпеи (взято с инета)
Жертвы Помпеи (взято с инета)
А вот и жертвы Геркуланума. Долгое время считалось, что практически все жители Геркуланума бежали из города. Немногие погибшие были умерщвлены горячими грязевыми или пирокластическими потоками. Но в 1982 г.археологи обнаружили у побережья недалеко от города несколько углублений в стене для лодок, в которых,пытались спрятаться некоторые жители Геркуланума (около 250 чел.).
Жертвы Геркуланума (взято с инета)
Жертвы Геркуланума (взято с инета)
То, что случилось с античными городами - Помпеи, Геркуланумом - можно рассматривать, как напоминание о судьбе гораздо более древних городов, упоминаемых в Библии - о Содоме и Гоморре.
Литература
1. Везувий - последний день Помпеи. http://salamand.ru/vezuvij-poslednij-den-pompei/.
2. Извержение вулкана Везувия уничтожило города Помпеи и Геркуланум. http://www.calend.ru/event/2891/.
3. Последний день Помпеи. http://www.liveinternet.ru/users/igorinna/post133204539/.
4. Мед и вино. Запретные фрески Помпеи и Геркуланума. http://blog.i.ua/community/1951/723144/.
5. Помпеи - город борделей. http://www.italia-ru.it/blog/verdasco/2007/11/25/pompei-%E2%80%93-gorod-bordelei.
В.Ю.Скосарь, июнь 2017 г.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"