Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Почему Христос проклял смоковницу?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иисуса Христа иногда обвиняют, что, Он порой вел себя как злобный мстительный чародей. И примером приводят эпизод со смоковницей, когда Сын Божий проклял дерево, заставив его засохнуть. Чтобы развеять подобное непонимание смысла Евангелия приведем авторитетные его толкования Церковью. И подумаем над такими вопросами: действительно ли Христос обладал сверхъестественной силой, или Он только пользовался внушением, гипнозом? Мог ли Спаситель проклясть человека-грешника?

ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПРОКЛЯЛ СМОКОВНИЦУ?

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Нередко от атеистов и противников Христа можно услышать такое обвинение, что, мол, Христос иногда вел себя как злобный мстительный чародей. Примером приводят эпизод со смоковницей, когда ни с того, ни с сего Он проклял смоковницу, заставил ее засохнуть, хотя дерево ни в чем не было виновато. Для маловерных и плохо знающих смысл Св.Писания христиан этот эпизод также может послужить соблазном.

Вот почему автор решил написать эту небольшую статью, разъясняющую желающим узнать: зачем же Христос проклял невиновное дерево? А для знающих Евангелие и глубоко интересующихся христианством также может быть обнаружена польза от этой статьи, о чем автор даст разъяснение в самом конце ее.

Итак, в Евангелии от Матфея эпизод со смоковницей описан кратко, как бы подчеркивая главную мысль: если иметь веру и не сомневаться, то природа послушается повелению учеников Христовых. Вот как писал евангелист Матфей: "Поутру же, возвращаясь в город, [Христос] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21: 18-22).

В Евангелии от Марка этот эпизод приведен более подробно. В результате этого выявляется такая подробность, как то, что еще не время было для собирания смокв с древа: "На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его" (Мк. 11: 12-14) и далее евангелист описывает события в Иерусалиме (Мк. 11: 15-19) и потом снова возвращается к повествованию о смоковнице: "Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Мк. 11: 20-26).

Вот после прочтения этих двух Евангелий, особенно Евангелия от Марка, где говорится, что не время было еще для собирания плодов, атеист и противник Христа начинают обвинять Его.

Но делая так, они не задумываются над вопросом: зачем ученики Христовы, почитая своего Учителя, записали столь "компрометирующий" эпизод из Его жизни и почему Церковь не исключила его из канона? Если хорошенько подумать, то, наверное, прийдет верная мысль: видать в этом эпизоде было нечто поучительное, важное для нашего спасения, а не "компрометирующее" Христа, как некоторые весьма поверхностно судят. Но что же тогда в этом эпизоде со смоковницей было важным?

Чтобы осмыслить это, необходимо обратиться к духовному опыту Церкви Христовой, к толкованию Евангелия св.отцами и учителями Церкви, через которых говорил Дух Святой, Дух истины.

Приведем сначала наиболее простые толкования, наиболее краткие и понятные. К таковым относится труд авторитетного учителя Церкви блаженного Феофилакта Болгарского (рубеж 11-12 вв.) "Толкование на Евангелие от Матфея", легко доступное в интернете:

"Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла. Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: "Идите от Меня, проклятые, в огонь". Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, Что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все, что ни попросите в молитве с верою, получите. Велико сие обетование Христа, данное ученикам: мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усомнимся, и все, чего только ни попросим, без всякого сомнения, веруя в силу Божию, получим. Кто-нибудь спросит: что же, если я буду просить чего-либо вредного и при этом неразумно буду веровать, что Бог даст мне это, то ужели получу и это вредное? И как человеколюбивый Бог может исполнить прошение о том, что вредно для меня? Слушай. Во-первых, когда слышишь о вере, то должен разуметь не неразумную, но истинную, равно и молитва, разумеется, испрашивающая полезного, как научил и Господь нас в словах: "не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" и прочее. А потом обрати внимание на выражение "не усомнитесь". Кто соединен с Богом, так что составляет едино с Ним и никогда от Него не удаляется, как тот может попросить вредного? Таким образом, если мы будем неразлучны с Богом и от Него неотделимы, то будем просить только полезного и получим".

Приведем и соответствующее место из другого толкования этого же учителя Церкви (Толкование на Евангелие от Марка):

"...На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. ...Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых, Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе часто Иисус творил чудеса, но только на благодеяние людям. Но ученики еще не видели, чтобы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы показать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить намеревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было по истине велико тем, что дерево, столь сочное, иссохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попустил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать ученикам, что Он может и наказывать. А смоковница эта была вместе и образом синагоги иудейской, которая имела только листья, то есть Закон, доставлявший одну тень, а плода они вовсе не имели. Но Иисус взалкал их спасения. Он говорит: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня", а эта воля Божия состоит в том, чтобы обращать согрешающих. Поскольку же синагога не имела плода, то она проклята и иссохла, не имея (более у себя) ни пророков, ни учителей.

...Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Хотя Матфей и говорит, что смоковница тотчас иссохла и что ученики, видя это, дивились, впрочем, ты не смущайся, слыша теперь от Марка, что они увидели иссохшую смоковницу уже на другой день. Сказанное Матфеем должно понимать так: "И смоковница тотчас засохла", - тут остановись; потом читай: "Увидев это, ученики удивились". Когда увидели? - не тотчас, но на другой день. Кто так понимает, тот не встретит никакого недоумения. Заметь же, как Христос здесь является Богом. Ибо чрез пророков Господь говорит: "Я зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим" (Иез. 17, 24). Но подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чудодейственную силу, принадлежащую Ему Самому по естеству, так что мы можем и горы переставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, стараясь изгнать ее из себя, искать должен посещения и помощи Божией. Ибо тот горд, кто говорит, что все делает он сам, а не помощью Божией. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: "поднимись и ввергнись в море", то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да "не усомнится", то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обязан Богу и не нуждаюсь в Его помощи.

Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Кто крепко верует, тот устремляет сердце свое к Богу и, скажу словами Давида, изливает душу свою пред Богом, а кто обратит душу свою к Богу, тот соединяется с Ним, и его сердце, будучи согреваемо (благодатью), удостоверяется, что получит просимое. Кто испытал это, тот разумеет. А я думаю, что испытали это все, кои хотя сколько-нибудь внимательны. Поэтому и говорит Господь, что все получите, что с верой просите. Верующему все дает Бог, когда тот со слезами высказывает пред Ним все желания в молитве и как бы за ноги Владычни держится. А хочешь ли и другим способом получить просимое? Прости брату своему, если он согрешил в чем-либо против тебя. Видишь, как легко получить дар Божий!"

Другое простое и еще более краткое толкование принадлежит авторитетному православному богослову архиепископу Аверкию (Таушеву) (1906-1976) в его "Руководстве к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие" (Великий понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы (Матфея 21:18-19; Марка 11:12-14) ), также легко доступном в интернете:

"Два Евангелиста свв. Матфей и Марк рассказывают, что после торжественного входа в Иерусалим, Господь провел со своими учениками ночь в Вифании, а утром на другой день, идя опять в Иерусалим, по дороге увидев смоковницу, пожелал вкусить от нее плодов, но ничего не нашел на ней, хотя она и одета была листьями, и сказал: "Да не будет же впредь от тебя плода во век". "И абие изсше смоковница", чему чрезвычайно поразились ученики. Евангелисты говорят, что Господь "взалкал" и потому искал плодов. Это не должно удивлять, ибо Господь Иисус Христос, по Своей человеческой природе, был подвержен всем немощам человеческого естества, и во всем был подобен нам, кроме греха. Ведь Он был не только Бог, но БОГОЧЕЛОВЕК. Характерно, что для удовлетворения Своих человеческих потребностей Он никогда не пользовался Своим Божественным всемогуществом и силою, а прибегал в таких случаях к обычным человеческим средствам, отвергнув раз навсегда первое диавольское искушение о претворении камней в хлебы. Св. Марк замечает при этом, что на смоковнице не было плодов, потому что еще было не время. За что же тогда смоковница подверглась проклятию? За то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было. По учению Церкви смоковница эта была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви - первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение в наказание за их лицемерие, и предрек, как мы увидим дальше, что "отъимется от них Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его" (Матф. 21:43)".

Какие выводы можно сделать из этих толкований? Во-первых, это подразумевается еще Ветхим Заветом, весь мир создан для человека, и потому, если надо спасти человека, Бог может иссушить живое дерево, ибо человек гораздо более ценен, чем дерево. Из-за греха человека страдает не только человечество, но и весь животный мир, и проклята земля, но Бог не считает это несправедливым, ибо весь мир создан для человека. Во-вторых, на дереве смоковнице Христос показал людям, что Он - Бог и всесилен и может наказывать людей, и Он может избежать распятия Своей силой, но пойдет на распятие добровольно во имя спасения рода человеческого. В-третьих, иссушение смоковницы - яркий символ бесплодия иудейской Синагоги, отвергшей своего Спасителя. Этот символ применен для назидания. В-четвертых, Христос учит таким образом, что истинная вера способна делать чудеса, и не только смоковницу иссушить, но и горы переставлять. В-пятых, под горой, которую сдвинет вера, можно понимать гордыню человеческую, противящуюся вере. В-шестых, зеленеющая листьями смоковница вводила в заблуждение своим видом людей и была символом обманчивого бесплодия, внешне выглядевшего плодовитостью.

 []

Христос исцеляет сухорукого

(Тот, Кто иссушил смоковницу, исцелил сухорукого)

Взято с сайта: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/413201

А теперь для тех, кто ищет больших глубин толкования, приведем текст преподобного Ефрема Сирина (ок. 306-373 гг.), более сложный для понимания (Творения, том 4. Толкование на Четвероевангелие, гл. 16 http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/sirin4/135.html), чем предыдущие комментарии, но зато содержащий некоторые дополнительные соображения: " "Проклял смоковницу" (ср.: Мф. 21: 19), потому что написано так: "когда будешь собирать жатву с поля твоего, оставляй то, что останется, и когда будешь обивать маслины твои, делай так же; так делай и во всем, чем владеешь" (ср.: Втор.24: 19-21). Но владелец той смоковницы презрел этот закон непослушанием, и когда Господь пришел и никаких оставленных плодов не нашел на ней, то проклял ее, чтобы владелец (смоковницы) не съедал более от плодов ее, так как ничего не оставлял сиротам и вдовам. Подобным образом Гергесеяне решились не выходить (навстречу) Господу; посему потопил свиней их, чтобы побудить их, даже против воли, выйти к Нему.

Так и владелец этой смоковницы решил не приходить к Христу, а Он (Христос) иссушил смоковницу, чтобы он против воли пришел к Нему, потому что Господь во всех случаях желал спасения людей.

Затем, когда сказал: "разрушьте храм сей, и Я в третий день воздвигну его" (Ин.2: 19), - то ответили Ему: "сорок шесть лет строился храм сей, Ты ли в третий день воздвигнешь его?" (Ин.2: 20), - откуда явствует, что они не верили в Него. А когда показали Ему на украшение храма, сказал: "придут дни, когда (храм) будет разрушен и Иерусалим низвергнут" (ср.: Лк.21:6).

Итак, чтобы показать власть Божества Своего, проклял смоковницу, и она засохла, дабы посредством настоящего, которое видели, они поверили и тому, что предстояло увидеть. И (еще) проклял ее, чтобы впредь не рождалось на ней плода по закону (естественному), так как она не исполнила закона (Моисеева) [т.е. хозяин ее не исполнил повеления о том, чтобы оставлять плоды для сирот и бедных]. Несвоевременно же [не в то время, когда созрели плоды] искал плода на этой смоковнице для того, чтобы она сделалась образом Того, Который в свое время ослабил и разрешил закон. Ведь если бы в надлежащее время искал плода на смоковнице, то никто бы не подумал, что она служила образом и символом. В смоковнице явно обличил город Иерусалим, где искал любви, но он (Иерусалим) обнаружил ненависть к сотворившим плод покаяния [буквально: "к плоду кающихся" или "покаяния"]. Взалкал и поспешно пришел к смоковнице, которую и проклял, не найдя на ней ничего. Голод, конечно, принадлежал телу, когда именно естественная необходимость вызвала его, но то, что Он искал плода не в надлежащее время, как могло сие случиться с Тем, Кто знал даже сокровенное сердца? Итак, пойми: Господь проклял смоковницу не ради Своего голода, так как, хотя (тогда) и было бы время (созревания) плодов, все-таки Ему не надлежало иссушать и уничтожать смоковницу (только) потому, что для Него не оставлены были плоды, каких искал.

Некоторые же говорят, что дерево смоковницы обозначает Иерусалим, так как он не дал плода, и (потому), говорят, в (образе) смоковницы проклял Иерусалим, и Кто, утверждают, алкал, Тот алкал покаяния и пришел, чтобы найти его у Иерусалимлян - и не нашел. К этому присоединяют другое изречение: "у одного человека была смоковница в винограднике своем" (ср.: Лк.13:6), - и то и другое относят к городу Иерусалиму. Но если Он искал плода именно от Иерусалима, то почему проклял его, чтобы низвергся, под образом смоковницы, для которой не настало еще время, чтобы дать плод? А если не настало время его, то как понять слова апостола: "в конце времен послал Бог Сына Своего" (ср.: Гал. 4: 4)? И так как пришествие Единородного произошло в надлежащее время, то почему смоковница в непригодную для плодов пору сравнивается с городом Иерусалимом, для которого настало время плодам? Приложим же большее старание к этому месту Писания, чтобы найти в нем решение нашего вопроса. Вот о Господе, входящем в город Иерусалим, написано: "увидел Господь его и заплакал о нем, и сказал ему: о, если бы ты узнал сей день твой" (ср.: Лк. 19: 41-42). Итак, если настал день его, то насколько более (настало) и время его? Однако для смоковницы не (настало) время свое, откуда явствует, что иное - смоковница, и иное - Иерусалим.

Из сего исследования о смоковнице уразумеваем, что она не означает города Иерусалима, как говорят некоторые. Таким образом, вероятным становится, что в то время апостолы по обычной своей простоте были заняты какой-либо мыслью и находились в сомнении. Чтобы посредством чуда отклонить их сомнения, (для сего) на виду у них и иссушил смоковничное дерево.

"Когда возвратились, говорят Ему: вот смоковница, которую Ты проклял, как это тотчас засохла! Говорит им: и вы, если будете иметь веру и не сомневаться в сердце вашем, скажете этой горе, и передвинется" (ср.: Мк. 11: 20-23). Если бы смоковница эта была символом и образом, то не приличествовало бы говорить: "если будете иметь веру", но: "если есть у вас разумение". Итак, на этой смоковнице было (явлено) чудо, а не символ.

Еще говорят, что слова: "скажете этой горе" означают не гору, а диавола или что-нибудь подобное. Но какой бес мог быть вблизи, когда Господь сказал это? А что гора была близко, это ясно, потому что Он пришел к горе Елеонской, на которой, без сомнения, была и смоковница; и тем, кои смотрели на эту гору, сказал: "если скажете этой горе, (так и) будет". Если эта гора означала беса, как они думают, то к нему также относится и то, что следует (далее): "ввергнись в море". Однако если кто изгонит беса, то зачем ввергать его в море? Но, быть может, у них то основание, что Господь таким же образом изгнал бесов? Что Господь изгнал бесов - это правда, и что бесы просили Его позволить войти в свиней - и это не ложно; но чтобы Господь вверг их в море, (об этом) Писание не говорит [писание не говорит, чтобы Господь повелел бесам броситься в море; оно повествует только о том, что Господь допустил бесам войти в стадо свиней]. Ведь причина, почему те бесы вошли в свиней, была очевидна, поскольку это чудо быстро вывело к Господу жителей города, которые отказывались выйти к Нему по доброй воле.

Но если таков был смысл (Его слов), то почему надо было Ему говорить: "если скажете этой горе: иди, ввергнись в море"? А именно потому, что увидел их удивляющимися (чуду) над иссохшей смоковницей, и сказал им: "если будете верить и не сомневаться..."; подобно тому, как говорил и Нафанаилу: "если веришь, то увидишь больше сего" (ср.: Ин.1: 50). Если не будете сомневаться, то Господь сделает так не только с этой смоковницей, которая на горе сей, но и вся эта гора со всеми своими деревьями передвинется и ввергнется в море. И дабы показать им, что слово Его есть (слово) животворящее, и Сам Он животворит и судит, (для сего) иссушил зеленеющую смоковницу и исцелил сухую руку.

Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел иссохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино превратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть. Но так как приближалось время Его страданий, то дабы кто-нибудь не подумал, что Его взяли потому, что не мог освободить Себя, Господь и проклял смоковницу, чтобы она для друзей послужила знамением, для врагов же - предостережением, и (чтобы) ученики этим Его словом утвердились в вере, а посторонние были изумлены Его могуществом. Поскольку все хорошо соделал и (все-таки) был распят, то могли подозревать, как это и на самом деле делали, что Он был взят по той причине, что в Нем истощилась сила (Его); в предотвращение сего, при помощи бездушного растения, которое иссушил, показал, что Он посредством слова мог погубить так же и распинателей Своих. Как в это время совершил сие дело Своею Божественной силой, дабы не думали о Нем низко, как о (существе) слабом по своей человеческой природе, так впоследствии сказал Симону: "вложи меч твой в его место" (Мф.26:52).

Тот, Кто пришел, чтобы изгнать в людях невидимые повреждения, трижды поразил их видимыми повреждениями. Гробы попрал и сокрушил, свиней в море потопил и смоковницу совершенно иссушил, дабы, поправ гробы верных, попрать сердца неверных, сокрушением и потоплением стада свиней потопить заблуждение отвергающих веру и (чтобы) в образе смоковницы, без вины иссушенной, разрушить город Иерусалим за его преступления. "Взалкал; и поспешно подошел к смоковнице". К глазам видящих и ушам слушающих приспособил видимое Свое поведение и Свое слово.

"Удивились ученики Его, что смоковница столь скоро засохла" (ср.: Мф.21:20). Так как смоковница по природе своей, если и посекается по причине обилия зелени, то только по истечении многих месяцев засыхает, потому избрал ее знамением, чтобы посредством ее дать возможность предощутить Свое могущество. Ведь, как известно, смоковница ранее всех деревьев производит ростки и листья, как Сам Господь и сказал в следующей притче: "От смоковницы возьмите подобие, потому что когда ветви становятся мягкими и появляются лист и ростки, то знаете, что близко лето" (ср.: Мф.24: 32). Смотри (сам), что по причине обилия соков и первого цвета воспользовался смоковницей для этого знамения, и взвесь силу могущества Его, дабы вышняя (Его) сила явилась (для тебя) несомненною. Для тех, которые взяли Его, Господь не открыл уст Своих, как открыл (их) для смоковницы. Для того и иссушил ее, чтобы Израильтяне снова расцвели, но не захотели. Взят был, потому что восхотел, как и с неба пришел, потому что (сие) угодно было Ему.

Писание рассказывает, что Адам после того, как согрешил и лишился той славы, которой был обличен, покрыл свою наготу листьями смоковницы (Быт.3:7). Итак, Господь пришел и потерпел распятие, чтобы исцелить раны и язвы его и возвратить наготе его одежду славы. Таким образом, и смоковницу иссушил для того, чтобы показать, что больше не нужны (те) листья смоковницы, которыми одевался Адам, так как он возведен к прежней славе, имея которую он не нуждался ни в листьях, ни в кожаных одеждах. Итак, отселе человек не имеет надобности в смоковничьем дереве, которое засохло (и) листья коего, пока были зелены, служили одеждой стыда и покрывалом позора".

Итак, какие еще соображения мы находим, кроме тех, что выше были высказаны более поздними комментаторами (блж. Феофилактом, архиепископом Аверкием). Во-первых, Христос проклял смоковницу за то, что ее хозяин нарушил ветхозаветный закон о милости к сиротам и вдовам, не оставив на ней плодов с прошлого урожая, и чтобы побудить таким образом хозяина выйти Ему навстречу (состоялась ли эта встреча - мы не знаем). Во-вторых, апостолы могли находиться в сомнении относительно некоторой мысли, и Спаситель этим чудом разрешил их сомнения. Возможно, это было сомнение относительно веры, о чем мы уже упоминали. В-третьих, смоковница была еще символом восстановления падшего Адама, ибо, если Адам после грехопадения покрыл свою наготу листьями смоковницы, то ныне Христос, исцеляет его раны и возвращает его наготе одежду славы, иссушая ненужные смоковничьи листья.

Думается, этих девяти соображений (предыдущих 6-ти и нынешних 3-х) достаточно для любознательного читателя. Автор надеется, что читатель согласится с той мыслью, что считать Спасителя мстительным мелочным чародеем нет оснований. Для начала нужно хорошенько продумать евангельский эпизод со смоковницей, не случайно зафиксированный апостолами-евангелистами, и поразмыслить над толкованием Церкви Христовой, хранящей Его учение.

А теперь выполним обещанное в начале статьи: укажем на пользу от статьи для знающих Евангелие и глубоко интересующихся христианством.

Во-первых, эпизод со смоковницей опровергает мнение тех современных читателей, кто склонен во Христе видеть лишь человека, обладающего гипнозом или сильной способностью к внушению. Якобы, благодаря этим способностям, Христос исцелял неисцелимым больных и выводил из "летаргического сна" умерших, а не силой Своего Божества творил истинные чудеса. Таковых спросим: знают ли они какого-нибудь гипнотизера, который бы "загипнотизировал" безмозглое дерево так, что оно вскоре засохло бы?

Во-вторых, эпизод со смоковницей ставит под большое сомнение достоверность одной аграфа, приписываемой Христу. В книге профессора М.А.Таубе "Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. Изд-во Крутицкого Подворья. Общество любителей церковной истории, М. - 2007. - 212 с." содержатся весьма ценные высказывания Христа, которые имеют большую вероятность подлинности. Автор готов согласиться практически со всеми приведенными высказываниями кроме одного, занумерованного под цифрой 11 и звучащего так:

"В тот же день, увидев некоего (человека), работающего в субботу, [Спаситель] сказал ему: о, человек, блажен ты, если знаешь, что делаешь: если же не знаешь, - то ты проклят и нарушитель закона".

Христос не пришел в мир проклинать людей, пусть даже грешных, не пришел погубить их, но спасти погибающих. Он никого не проклинал, не считая бездушной смоковницы. Эта аграфа не соответствует образу Христа евангельского.

Вот и все, что хотел сказать автор по поводу знаменитого евангельского эпизода со смоковницей.

Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе!

Декабрь 2010 г.

P.S. Наш батюшка, протоиерей Владимир, настоятель храма Богородицы Целительницы, высказал такое суждение по поводу этой статьи: мы не должны благодушно полагать, что Христос не есть грозный Судья, Который не может наказать грешника. Указанная аграфа под цифрой 11 вполне может быть подлинным высказыванием Спасителя, ибо здесь звучит не проклятие грешника, а предупреждение, что грешник будет проклят Богом, если он 'не знает' - в смысле, если он не собирается исследовать себя и познать свой грех и исправиться. Христос и более грозные давал предупреждения грешникам.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"