Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

О страхе Божием

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое страх Божий? Достойно ли благородного человека чувство страха, если он не делает зла лишь из-за страха? Или другое возражение: разве не в любви ли к Богу должно выражаться наше отношение к Нему; причем здесь страх?

Посвящается моему отцу

Скосарю Юрию Ивановичу и

моему коллеге и философскому

оппоненту Буряку Александру Афанасьевичу,

своими высказываниями

побудившим меня на этот труд.

О СТРАХЕ БОЖИЕМ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Что такое страх Божий? Это не есть обычный страх человеческий. Страх Божий - это благоговейный трепет перед Божиим величием, неразрывно связанный с верою в истину бытия Божия, в Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля (Судию). Велик Господь, и бесконечно мала перед Ним тварь, и суетна. Все в этом тварном мире суета, "суета сует, - все суета!" - сказал мудрый Екклесиаст (Еккл. 1: 2). Но он же проповедует: "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо" (Еккл. 12: 13, 14). И в притчах соломоновых сказано: "Начало мудрости - страх Господень; (доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения); глупцы только презирают мудрость и наставление" (Притч. 1: 7). И премудрый Иисус сын Сирахов поучает: "Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу любящих Его" (Сир. 1: 18). И апостол Павел призывает нас повиноваться "друг другу в страхе Божием" (Ефес. 5: 18-21).

О страхе Божием учат и св.отцы. Преп. Ефрем Сирин говорит: "На челе твоем всегда да будет крест, в сердце же - страх Божий". Преп. Иоанн Лествичник пишет: "Луч солнечный, проникнувший чрез скважину в дом, освещает в нем все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему и когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи". Преп. Симеон Новый Богослов наставляет: "Кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Имея внутрь себя страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Он ходит среди них, как гигант среди обезьянок или лев среди псов и лисиц, уповая на Господа, твердостию мудрования своего изумляет их, ужасает смыслы их, поражая их словами премудрости, как жезлом железным". Старец Симеон Благоговейный пишет: "Должно всегда иметь страх Божий и каждодневно обследовать и обсуждать, что доброго и что худого сделано тобою, и доброе предавать забвению, чтобы не впасть в страсть тщеславия, а о противном тому проливать слезы с исповедью и напряженною молитвою". Преп. Никита Стифат говорит: "Страх, наперед сочетавшись с душою, чрез покаяние делает ее чреватою помышлением о суде [Божием]".

Но тут, может быть, кто-то скажет, что страх - чувство, недостойное благородного человека, если он не делает зла лишь из-за страха. А другой скажет, что Бог есть любовь, что после прихода Иисуса Христа и ниспослания Святого Духа нет уже необходимости в страхе Божием, но наше отношение к Богу должно лишь состоять в любви к Нему. На это мы возразим, что подобные рассуждения основаны на логике и психологии светской жизни, весьма далекой от логики и психологии жизни истинно духовной. Без страха Божия невозможен духовный рост человека, без страха Божия невозможно прийти любви к Богу. Спаситель в притче о званных на брачный пир рассказывает о человеке, возлежащем и одетом не в брачную одежду, которого царь выгоняет вон - туда, где тьма внешняя, плач и скрежет зубов (Мф. 22: 2-14). Приведем толкование этого места притчи. Согласно обычаям того времени, цари, приглашая гостей на праздник, наделяли их своей праздничной одеждой, чтобы все гости одеты были чисто и красиво. Но один из гостей по гордости и самоуверенности, считая свою одежду лучше царской, отвергнул царскую одежду, чем нарушил общее благолепие и огорчил царя. За свою гордость и самоуверенность этот человек был выброшен с пира во тьму внешнюю. Так и со страхом Божьим, и с духовным возрастанием человека, и с любовью ко Творцу. Без страха, без благоговейного трепета перед Богом невозможно постигнуть и истинной любви к Нему. Подобно тому, как не уважив царя и не одев предложенной им одежды, невозможно остаться с ним на брачном пиру и разделить его радость. На Божественной литургии Церковь поет: "Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его" и далее: "Милость же Господня от века и до века на боящихся Его". И когда выносится Чаша с Дарами для причастия, дьякон возглашает: "Со страхом Божиим и верою приступите!"

О взаимосвязи страха Божия с духовным совершенствованием человека и с любовью ко Творцу учат св.отцы. Св. Климент Александрийский пишет: "Страх - начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти". Блаж. Диадох говорит: "Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия, ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и смягчится действием страха Божия. В страх же Божий, со сказанным плодом от него, никто не может прийти, если не станет вне всех житейских попечений, ибо только тогда, когда ум успокоится в полном безмолвии и без попечений, начинается спасительной воздействие на него страха Божия, в сильном чувстве очищая его от всякой земной дебелости, чтобы таким образом возвесть его в полную любовь ко всеблагому Богу. Так что страх есть принадлежность праведных, только еще очищаемых, в коих качествует средняя мера любви, а совершенная любовь есть принадлежность уже очищенных, в коих нет страха, так как совершенная любовь вон изгоняет страх (Ин. 4: 18)". Преп. Максим Исповедник учит: "Страх Божий двояк: один рождается от угроз наказанием, от которого порождаются в нас по порядку: воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой - сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. Страх двояк: один чистый, а другой - нечистый. Тот страх, который порождается по причине прегрешений, под действием ожидания мук, - нечист, так как причиною имеет сознаваемый за собою грех и не пребудет навсегда, потому что вместе с отъятием чрез покаяние греха исчезает. А тот, который и без этого боязливого беспокойства из-за грехов всегда стоит в душе, этот страх чист и никогда не отойдет, потому что он некако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговеинство пред Его величием, превысшим всякого царства и силы". А преп. авва Дорофей посвятил теме страха Божия свое четвертое поучение из книги "Душеполезных поучений": "Святой Иоанн говорит в соборных посланиях своих: Совершенна любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4: 18). Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? Ибо Пророк Давид говорит в псалме: Бойтеся Господа вси святии Его (Пс. 33: 10), и много других подобных изречений находим мы в Божественных Писаниях. Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Совершенна любы вон изгоняет страх? Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; по сему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх". И далее: "Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но, собственно, потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын... и наследник Божий Иисусом Христом (Гал. 4: 7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит: "Я уже не боюсь Бога, но люблю Его". И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: Ныне познах, яко боишися ты Бога (Быт. 22: 12), сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо иначе как бы он сказал: ныне познах, когда Авраам уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое и переселился в чужую землю к народу, служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх всего этого навел на него Бог такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: Ныне познах, яко боишися ты Бога. Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит Апостол: любы вон изгоняет страх; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх. Но невозможно (как мы уже сказали выше) достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Ибо сказано: Начало премудрости страх Господень (Притч. 1: 7), и еще сказано: Венец мудрости страх Господень (Сир. 1: 18). Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он охраняет душу от всякого зла, как полировка - медь, ибо сказано: Страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 16: 6). Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться на некоторое воздаяние за свое благое делание. Ибо, когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наемнику, то, пребывая, по благодати Божией, во благом, и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой, - как сказал Апостол (Рим. 8: 35)? Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит. Сей то есть великий и совершенный страх".

Итак, подытожим чему нас учит христианское вероучение, Священное Писание и св.отцы. Оно нас учит тому, что страх Божий - это плод духовного развития человека, совершаемого вне житейских попечений, когда человек учится благоговейному трепету перед Божиим величием, осознавая все всемогущество, благость и премудрость Творца, Промыслителя, Спасителя и Судии. Постепенно человек, по мере своего духовного роста, очищается страхом Божиим и приходит в действенную любовь к Богу и к добру. На первой ступени человек боится вечных мук за грехи, и потому боится Бога, как раб господина. Это в полной мере достойно благородного человека, потому что господином его здесь является не человек какой, а Сам Господь. Не стыдно быть рабом Божиим. На второй, более высокой ступени человек, исполняя Божии повеления, ищет награды. Это ступень наемника. И, наконец, на третьей - высшей ступени своего духовного развития человек делает добро ради самого добра. Это состояние сына. Истинная цель всего человечества состоит в том, чтобы стать сынами Божиими, достигнуть обожения, храня особую любовь к Господу и великий, совершенный страх перед Ним, как дань разумных тварей своему Творцу.

Заканчивая работу, нам хочется напомнить еще один важный момент: духовный рост каждого человека и всего человечества в целом совершается в синергии Бога и человека, когда к человеческим усилиям прибавляется Божия благодать, дар любящего Отца Небесного Своим детям. Преп. Исаак Сирин говорит: "В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими". Прп. Макарий Египетский пишет: "Что от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина". Сохраняя в душе страх Божий и Божию благодать, верующий не боится ни злых людей, ни козней дьявольских. Об этом выше говорил преп. Симеон Новый Богослов, об этом нас наставляет свт. Иоанн Златоуст: "Кто имеет благодать у Бога, тот не боится никого, хотя бы терпел множество зол не только человека, но самого дьявола".

Постараемся же и мы чтить Бога страхом Божиим, постепенно духовно возрастая от страха новоначального к страху совершенному и к любви.

Литература

1. Библия Ветхого и Нового Заветов.

2. Закон Божий для семьи и школы. Составил протоиерей Серафим Слободской. Издание четвертое, 1987.

3. Добротолюбие. Избранное для мирян. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. Полтавская епархия, 1996.

4. Евангельские притчи. Епископ Александр (Милеант).

http://veshenskiy-prihod.narod.ru/Uchitel/Evangel_pritchi.htm

5. Полный православный молитвослов на всякую потребу.

6. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М.: "Светлый берег", 2007.

7. Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Из-ние Московской духовной академии и Введенской оптиной пустыни, 2002.

Август 2007 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"