Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Об одной физической аналогии Пресвятой Троицы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Солнце - загадочная и прекрасная звезда, скрывающая в своих недрах еще непознанные физические процессы. Не может ли она служить физической аналогией не менее загадочного, могущественного и прекрасного триединого Божества - Пресвятой Троицы, все глубины Которой человек не в состоянии в принципе познать и осветить своим слабым разумом?

ОБ ОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Солнце - родное для нас светило, и пусть оно - всего лишь карликовая звезда по всеобщей звездной классификации, но бесспорно, что оно в значительной мере влияет на нашу с вами жизнь и, не побоимся сказать, воздействует на стиль и характер нашего мышления.

Ранее, в богословских этюдах о природе ("Космологическая тайна") мы говорили о тех гранях смысла, которые открывались в Священном Писании в связи с Солнцем. Говорили и о физической аналогии Пресвятой Троицы, которую увидели в Солнце св.Константин и математик и астроном Иоганн Кеплер. Напомним аналогию св.Константина, которую он использовал для изложения учения о трех Лицах Божества сарацинским мудрецам: "Воззрите на солнце, от Бога в образ Святой Троицы на небе поставленное. В нем три вещи: круг, сияние и теплота. Солнечный круг есть подобие Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от круга солнечного исходят сияние и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святый. Сияние солнечное есть подобие Бога Сына, просветившего весь мир Евангелием, а теплота солнечная есть подобие Бога Духа Святого [оживотворяющего всю тварь - В.Ю.С.]. Итак, солнце состоит из трех: одно есть круг, другое - сияние, третье - теплота, но одно солнце, а не три. Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако один есть Бог". Троичность Божества - великая тайна, которая, так или иначе должна была оставить свои отблески в сотворенном Богом мире, и солнце с определенной долей условности, конечно, может быть использовано для иллюстрации этой тайны. Вот об этом мы и собираемся поговорить.

1 Кратко о физике Солнца

Солнце - раскаленный шар плазмы, имеет линейный радиус, оцениваемый по его видимой поверхности, RO = 696000 км (700000 км). Видимая излучающая поверхность Солнца и относительно тонкий слой глубиной до 300 км называется фотосферой, вокруг фотосферы на высоту до 12-15 тыс. км распространяется хромосфера, а вокруг хромосферы на расстояние до нескольких радиусов звезды распространяется корона. Излучение хромосферы и короны на несколько порядков слабее излучения фотосферы.

Масса Солнца в 330000 раз превышает массу Земли и равна 2 на 10 в 30-й степени кг, что составляет подавляющую часть (99,87%) массы всей Солнечной системы. Средняя плотность Солнца 1,41 г/см3, что в 4 раза меньше средней плотности Земли. Очевидно, что для осуществления равновесия шара плазмы, плотность внутренних слоев Солнца выше, чем наружных.

Светимость Солнца, т.е. полная мощность всего излучения оценивается в 3,85 на 10 в 26-й степени Вт, при этом количество энергии, излучаемой единицей поверхности звезды в секунду оценивается как 6,3 на 10 в 7-й степени Вт/м2. Эффективная температура поверхности Солнца составляет Т = 5785 К (6000 К).

Основная доля излучения Солнца приходится на оптический (и инфракрасный) диапазоны, которые формируются излучением фотосферы, средняя температура которой близка к эффективной температуре звезды. Радиоизлучение и основное рентгеновское излучение исходят из короны, средняя температура которой составляет 1000000 К. Анализ интенсивностей спектральных линий излучения показал, что примерно 80% массы Солнца составляет водород, примерно 20% - гелий, остальные химические элементы составляют менее 1%.

В настоящее время считается, что источником внутренней энергии Солнца, благодаря чему оно и излучает, является ядерная энергия. Внутренней "печкой" Солнца является термоядерная реакция в его ядре, которое имеет радиус порядка 0,3RO. В глубине ядра Солнца температура составляет 15000000 К, там ядра водорода сливаются вместе и образуют ядра гелия в условиях высокого давления и высокой температуры. Такова теория. Выделяющаяся при этом энергия излучается в виде жестких гамма-квантов. Эти жесткие гамма-кванты в веществе плазменного шара многократно поглощаются и переизлучаются, причем при высоких плотностях внутри Солнца процессы поглощения и переизлучения идут настолько часто, что требуются миллионы лет, чтобы излучение наконец достигло поверхности Солнца и вышло в окружающее пространство. В процессах поглощения-переизлучения происходит дробление квантов на кванты с меньшей энергией, в результате чего основное излучение Солнца наблюдается не в гамма-диапазоне, а в оптическом и инфракрасном, причем из одного гамма-кванта образуется несколько миллионов оптических квантов.

По мере продвижения от ядра Солнца к его поверхности температура его слоев уменьшается. Передача энергии внутри Солнца от слоя к слою происходит за счет излучения до слоев, расположенных на расстоянии порядка 0,8RO. Начиная с этих слоев температура плазмы звезды падает до 1000000 К и происходит рекомбинация ионов тяжелых элементов с электронами, по причине чего резко возрастает непрозрачность вещества, и излучение уже не может столь эффективно переносить энергию, поступающую из ядра Солнца. Поэтому, начиная со слоев, расположенных на расстоянии 0,8RO, и до самой фотосферы звезды часть энергии от ядра Солнца переносится наружу за счет конвекции. При конвекции в этих внешних слоях нагретые массы плазмы поднимаются вверх со скоростью порядка 10 м/с, после чего отдают тепло и охлажденные опускаются вниз. В фотосфере снова становятся благоприятными условия для переноса энергии излучением, и конвекция прекращается. Однако конвекция воздействует на фотосферу, в которой визуально наблюдаются из-за этого гранулы и супергранулы (конвективные ячейки), и на вышележащую корону.

 []

Схема строения Солнца

(взято из "Астрономия: Учеб. пособие для студентов/М.М.Дагаев, В.Г.Демин, И.А.Климишин, В.М.Чаругин. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.")

Удивительным на первый взгляд фактом является то, что во внешних по сравнению с фотосферой слоях - хромосфере и короне температура вещества постепенно увеличивается и достигает в среднем в хромосфере 20000 К, а в короне 1000000 К, хотя источник энергии находится в ядре Солнца, а хромосфера и корона практически прозрачны для излучения фотосферы и не могут им разогреваться. Поэтому встал вопрос о механизме разогрева хромосферы и короны. Стало ясно, что хромосфера разогревается горячим коронарным веществом за счет теплопроводности плазмы, а насчет короны было высказано предположение, что ее разогрев обеспечивается более экзотическим механизмом - трансформацией механической энергии конвективных элементов в энергию тепловую. Оказывается, конвекция вызывает в фотосфере колебательные движения вещества, возбуждающие акустические волны, которые выносят энергию в корону. В короне, где плотность плазмы быстро убывает, акустические волны становятся ударными и рассеивающими механическую энергию в виде тепла, разогревающего корону. Физика процесса разогрева короны еще вполне не изучена. В более позднее время стали говорить не об акустических, а о магнитоакустических волнах или даже о рассеянии энергии за счет электрических токов в плазме. Так или иначе, а корона сильно греется и излучает в окружающее пространство с мощностью порядка 8 на 10 в 22-й степени Вт. Эта мощность значительно меньше мощности излучения фотосферы и всего Солнца в целом (3,85 на 10 в 26-й степени Вт) за счет того, что плотность вещества короны очень мала.

Мы рассмотрели в общих чертах физику Солнца и механизмы энерговыделения и передачи энергии звездой в окружающее пространство. Видно, что энергия в Солнце преобразуется сложным образом: из ядерной - в энергию гамма-квантов и тепловую энергию, из энергии гамма-квантов - в энергию оптических (и инфракрасных) квантов, из тепловой энергии - в энергию механических колебательных движений, из энергии колебательных движений - в энергию акустических и магнитоакустических волн, из энергии последних - в энергию тепловую и рентгеновское излучение. Таков этот шар раскаленной плазмы - звезда по имени Солнце. За пределами солнечной короны (на расстоянии, превышающем нескольких радиусов звезды), например, на уровне нашей планеты энергия плазменного солнечного шара воспринимается в основном как оптическое излучение и тепло. Т.е. единое Солнце воспринимается нами как солнечный круг, сияние и тепло, причем тепло переносится не только инфракрасным излучением Солнца, но и преобразованием оптического излучения в тепловую энергию. Впрочем, и на самой поверхности Солнца существует динамическое единство плазменного вещества звезды, его тепловой энергии и испускаемого им оптического излучения.

2 Кратко о богословии Пресвятой Троицы

Для того, чтобы нам достаточно точно передать богословие Пресвятой Троицы, мы воспользуемся работой преподобного Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры" и будем цитировать тексты из главы VIII "О Святой Троице" первой книги работы.

Вначале прп. Иоанн Дамаскин говорит о нашей вере в единого Бога в трех Ипостасях (Лицах), Бога безначального, несозданного, вечного, бессмертного, непостижимого, неизменяемого и пр., Творца всех тварей и Промыслителя:"Итак, веруем во единого Бога, единое начало, безначального, несозданного, нерожденного, нетленного, равно и бессмертного, вечного, бесконечного, неописуемого, беспредельного, всемогущего, простого, несложного, бестелесного, чуждого истечения, бесстрастного, неизменяемого и непременяемого, невидимого, - источника благости и правды, свет умственный и неприступный, - в силу, никакою мерою неопределимую и только собственною волею измеряемую, - ибо все, что восхощет, может, - всех тварей видимых и невидимых создательницу, всеобъемлющую и сохраняющую, обо всем промышляющую, вседержительную, над всем начальствующую и царствующую царствием нескончаемым и бессмертным, не имеющую никакого соперника, все наполняющую, ничем не объемлемую, но всеобъемлющую, содержащую и все превышающую, которая проникает все сущности, сама оставаясь чистою, пребывает вне пределов всего и изъята из ряда всех существ как пресущественная и превыше всего сущая, пребожественную, преблагую, преисполненную, которая устанавливает все начальства и чины, а сама выше всякого начальства и чина, выше сущности, жизни, слова и разумения, которая есть сам свет, сама благость, сама жизнь, сама сущность, так как не имеет от другого ни бытия, ни чего-либо из того, что есть, но сама есть источник бытия для всего существующего, жизни - для всего живущего, разума - для всего разумного, причина всех благ для всех существ, - в силу, которая знает все прежде бытия всего, единую сущность, единое Божество, единую силу, единое хотение, единое действие, единое начало, единую власть, единое господство, единое царство, в трех совершенных ипостасях познаваемую и покланяемую единым поклонением, веруемую и почитаемую от всякой словесной твари (в ипостасях), неслитно соединенных и нераздельно разделенных, что и непостижимо, - в Отца и Сына и Духа Святаго, во имя Которых мы и крестились, ибо так Господь заповедал крестить Апостолам, сказав: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19)". Три Лица единого Божества, согласно прп. Иоанну Дамаскину, находятся в непостижимом соотношении - неслитно соединены и нераздельно разделены.

Затем св.отец толкует о Боге Отце, начале и причине Пресвятой Троицы, Который ни от кого не рожден и ни от кого не исходит, Который по естеству Отец только для Сына Божия, хотя и Творец всей твари, и Который изводит Святого Духа: "(Веруем) во единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, Который один только не имеет причины и не рожден, Творца всего, но Отца, по естеству, одного Единородного Сына Его, Господа же и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и в изводителя Всесвятого Духа".

Далее прп. Иоанн говорит о вере в Бога Сына, Который есть Христос, родившийся по божеству от Отца прежде всех времен, до начала времени, Который не сотворен (как тварь), но рожден (как Бог), Который единосущен Отцу и Который сотворил весь мир: "И во единого Сына Божия Единородного, Господа нашего, Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло". И далее: "Говоря о Нем: прежде всех веков, - мы показываем, что Его рождение - безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцем и в Отце, из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцем, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцем, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцем, не будучи прежде Отцем, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцем, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т.е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству". Св. отец учит, что Бог Отец всегда был Отцем и всегда был Бог Сын, ибо не было времени, когда бы Отец был без Сына, потому что тогда пришлось бы признать в Боге изменение во времени, но Бог неизменяем. Бог Отец родил Бога Сына вечно и безначально и из собственной сущности, так что Сын единосущен Отцу. И далее прп. Иоанн пишет: "Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцем, от Которого Он рожден, то введем изменение ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцем, после сделался Отцем. Правда, тварь произошла после, но не из существа Божия; а волею и силою Божиею приведена из небытия в бытие, и поэтому не произошло никакого изменения в естестве Божием. Ибо рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и есть совершенно неподобно по естеству". Это означает, что сотворение твари произошло во времени и не из существа Бога, а Его волею и силою и хотением, так что существо Божества пребыло неизменным. Тварь же не совечна Богу, но была сотворена Им во времени, которое началось "после" рождения Сына. И далее св. отец толкует: "Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, непреложен и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, - будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, - Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его существа, иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый и Бог последующий, и произошло бы приумножение. Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему. Бог и человек творят неодинаково. Человек ничего не приводит из не сущего в бытие, но, что делает, делает из прежде существовавшей материи, не только пожелав, но и прежде обдумав и представив в уме то, что хочет сделать, потом уже действует руками, принимает труды, утомление, а часто не достигает цели, когда усердное делание не выходит так, как хочется; Бог же, только восхотев, вывел все из не сущего в бытие: равным образом не одинаково и рождают Бог и человек. Бог, будучи безлетным и безначальным, и бесстрастным, и свободным от истечения, и бестелесным, и единым только, и бесконечным и рождает безлетно и безначально, и бесстрастно, и без истечения, и вне сочетания, и непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни конца. Безначально рождает Он, потому что неизменяем; - без истечения потому, что бесстрастен и бестелесен; - вне сочетания потому, что опять и бестелесен, и есть един только Бог, не имеющий нужды в ком-либо другом; - бесконечно же и непрестанно потому, что и безлетен, и безвременен, и бесконечен, и всегда одинаков, ибо, что безначально, то бесконечно, а что бесконечно по благодати, то отнюдь не безначально, как, напр., Ангелы". Ангелы, по прп. Иоанну Дамаскину, имеют бесконечное бытие по Божией благодати, но они не безначальны, они когда-то не существовали, но потом были сотворены Богом.

 []

Отечество (вариант Пресв.Троицы)

Икона отражает идею, что Отец более Сына и Духа,

потому что Отец - начало Троицы, родитель Сына и изводитель Духа.

Сын, как рожденный из недр Отца, сидит у Отца на коленях,

Св.Дух изображен исходящим из уст Отца.

Далее св. отец подробно комментирует вневременное рождение Сына (Слово) от Отца, сравнивая это рождение с рождением человеческим: "Итак, присносущный Бог рождает Слово Свое совершенное безначально и нескончаемо, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и естество, и бытие. Человек же, как очевидно, рождает противным образом, потому что подлежит и рождению, и истлению, и истечению, и размножению, и облечен телом, и в естестве человеческом заключается пол мужской и женский, и муж имеет нужду в пособии жены. Но да будет милостив Тот, Который выше всего и Который превосходит всякую мысль и разумение". И далее:"Итак, святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит вместе и об Отце, и о Единородном Его Сыне, из Него рожденном безлетно, без истечения, бесстрастно и непостижимо так, как ведает это один только Бог всяческих. Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе - и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, - так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем, ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий Единородный, из Отца рожденный нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную ипостась, сравнительно с ипостасью Отца". Здесь для нас интересно сравнение, применяемое прп. Иоанном, огня и света с Отцом и Сыном, о котором мы еще скажем ниже в связи с сравнением с солнечным кругом и сиянием, но которое мы предлагаем пока просто запомнить.

И далее прп. Иоанн Дамаскин продолжает: "Итак, Сын называется Словом и сиянием, потому что рожден от Отца без всякого сочетания и бесстрастно, и безлетно, и без истечения, и неразлучно; (называется) же Сыном и образом Отчей ипостаси потому, что Он совершен, ипостасен и во всем подобен Отцу, кроме нерожденности...; (называется) Единородным потому, что Он один только от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение не подобно рождению Сына Божия, и нет другого Сына Божия. Дух Святый, хотя исходит от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Здесь другой образ бытия, также непостижимый и неведомый, как и рождение Сына (Божия). Поэтому все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие в сущности или в достоинстве, а образ бытия - подобно тому как Адам, который не рожден, ибо он - творение Божие, и Сиф, который рожден, ибо он - сын Адамов, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они - люди, но образом бытия". Итак, природа Отца и Сына и Св.Духа одинакова, но различны образы их бытия, ибо Отец имеет нерожденность, Сын же рождается, Дух - исходит. Важно также и то, что Сын является Единородным, т.е. по сути Он один только Сын Отца, мы же люди, если мы праведны - сыны Божии по благодати и мы не рождены Им, а сотворены.

Св.отец говорит, что три божественные Ипостаси Божества "единосущны и несозданны", но при этом "один только Отец нерожден, потому что Он имеет бытие не из другой какой-либо ипостаси; и один только Сын рожден, потому что из сущности Отца родился безначально и безлетно; и один только Дух Святый исходящ, потому что из сущности Отца не рождается, но исходит. Так учит Божественное Писание, хотя образ рождения и исхождения пребывает для нас непостижимым. Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14-15)".

Далее прп. Иоанн Дамаскин объясняет, почему Отец более Сына, ибо об этом говорит сам Христос; как согласовать учение о единосущии Отца и Сына с тем, что Отец более Сына: "Если же говорим, что Отец есть начало Сына и больше Его (Ин. 14, 28), то этим не показываем, что Он первенствует пред Сыном по времени или по естеству; ибо чрез Него Отец веки сотвори (Евр. 1, 2). Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если не в отношении причины; то есть потому, что Сын родился из Отца, а не Отец из Сына, что Отец есть виновник Сына по естеству, подобно тому, как не говорим, что огонь происходит из света, но, напротив, свет от огня. Итак, когда услышим, что Отец есть начало и больше Сына, то должны разуметь Отца как причину. И как не говорим, что огонь - одной сущности, а свет - другой, так нельзя говорить, что Отец - одной сущности, а Сын - иной, но (оба) - одной и той же. И как говорим, что огонь сияет чрез выходящий из него свет, и не полагаем, что свет, происходящий из огня, есть служебный его орган, а, напротив, есть естественная его сила; так говорим и об Отце, что все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего не как чрез служебное орудие, но как чрез естественную и ипостасную Силу; и как говорим, что огонь освещает и опять говорим, что свет огня освещает, так все, что творит Отец, и Сын такожде творит (Ин. 5, 19). Но свет не имеет особенной от огня ипостаси; Сын же есть совершенная ипостась, неотлучная от Отчей ипостаси, как это мы выше показали. Невозможно, чтобы среди тварей был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы. Ибо сотворенное и сложное, скоротечное и изменчивое, описуемое и имеющее образ и тленное - как в точности объяснит чуждую всего этого пресущественную Божественную сущность? А известно, что всякая тварь подчинена большей части таких свойств и по самому естеству подлежит истлению". Важной здесь является также мысль о том, что хотя огонь и свет хорошая физическая аналогия Отца и Сына, но невозможно в тварном мире найти полностью адекватный образ, адекватную аналогию Божества и Его таинственного бытия.

Затем св.отец говорит о вере в Святого Духа, исходящего от Отца и почивающего в Сыне, Духа животворящего, такого же Бога, как Бог Отец и Бог Сын: "Подобным образом веруем и во единого Духа Святаго, Господа животворящего, из Отца исходящего и в Сыне почивающего, Отцу и Сыну спокланяема и сславима, как и единосущного и совечного; в Духа от Бога, Духа правого, владычествующего, источника премудрости, жизни и освящения; в Бога, со Отцем и Сыном сущего и называемого, несозданного, Полноту, Творца, Вседержителя, всесовершающего, всесильного, бесконечно могущественного, обладающего всякой тварью и не подчиненного господству, в Духа боготворящего, и небоготворимого; наполняющего, не наполняемого; сообщающего, но ничего не заимствующего; освящающего и не освящаемого, Утешителя, как принимающего моления всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью; чрез Себя Самого творящего и осуществляющего все без изъятия, освящающего и сохраняющего; ипостасного, существующего в Своей собственной ипостаси, неотлучного и неотделимого от Отца и Сына; имеющего все, что имеет Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности; ибо Отец безвиновен и нерожден, потому что не есть от кого-либо, но Сам от Себя имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всего начало и причина того образа, как оно существует от природы. Сын же от Отца - по образу рождения; Дух же Святый, хоть также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали; но какой образ различия, этого никак не постигаем. [Знаем только, что] и рождение Сына, и исхождение Святаго Духа происходят одновременно". Здесь важной является также мысль о том, что, хотя Св.Дух исходит от Отца, но подается через Сына и воспринимается всей тварью. И заканчивает свою мысль о Святом Духе и трех Ипостасях прп. Иоанн такими словами: "Итак, все, что имеет Сын, и Дух имеет от Отца, даже самое бытие. И если что не - Отец, то не есть ни Сын, ни Дух; и если бы чего не имел Отец, того не имеет Сын и Дух; но чрез Отца, то есть потому, что существует Отец, существует Сын и Дух, и чрез Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, потому, то есть, что Отец имеет все это, - кроме нерождаемости и рождения, и исхождения. Ибо одними только ипостасными свойствами и различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси".

 []

Отечество (вариант Пресв.Троицы)

Отец рождает Сына, сидящего у Него на коленях,

а Св.Дух, исходящий от Отца, подается через Сына

Далее св.отец толкует о Лицах (Ипостасях) Божества, о том, что выделение в Боге трех Лиц не создает сложности в Божестве и не делает каждую Ипостась лишь несовершенной частичкой Бога, но каждая Ипостась - совершенный Бог: "Говорим же, что каждое из этих трех лиц имеет совершенную ипостась, для того, чтобы нам не принять совершенной природы за одну, сложенную из трех несовершенных, но за единую простую сущность в трех совершенных ипостасях, которая выше и впереди совершенства. Ибо все составляемое из несовершенного необходимо есть сложно, но из совершенных ипостасей не может произойти сложение; почему мы и не говорим, что вид из ипостасей, но - в ипостасях. Из несовершенного сказали, т.е., из того, что не представляет собою целого вида той вещи, которая из него составляется, - так камень, дерево и железо - сами в себе совершенны по своей природе, но в отношении к дому, который из них строится, каждое несовершенно, потому что каждое, отдельно взятое, не есть дом. Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение - начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог". В отличие от божественных лиц, ипостаси человеческие, например, Петр и Павел различны и отдельны, хотя и имеют общую человеческую природу, но различаются местом, временем, умом, нравом, достоинством и пр. - такой пример приводит прп. Иоанн. Но Ипостаси Божества, говорит св.отец, не так, они находятся одна в другой и они единой сущности, у них единая воля и единое действие: "но в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице иное; ибо здесь общность и единство усматриваются, на самом деле, по причине совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и благости - я не сказал: подобия, но тождества - также единства происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость, одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же, не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всем едино, кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное, ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по свойствам, т.е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем причину, зависящее от причины и совершенство ипостаси, или образ бытия. Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что ипостаси находятся одна в другой, не сливаясь, впрочем, но соединяясь, по слову Господа, сказавшего: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 11), - ни о различии хотения, или мысли, или действия, или силы, или чего другого, что производит в нас действительное и совершенное разделение. Поэтому об Отце, Сыне и Святом Духе говорим не как о трех Богах, но, вернее, как об едином Боге, Святой Троице, так как Сын и Дух возводятся к одному Виновнику, но не слагаются и не сливаются, как сливал Савелий; ибо Они соединяются, как мы говорили, не сливаясь, но совокупно друг с другом пребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности, согласно Ариеву разделению; ибо, чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в разделенном, подобно тому, как в трех солнцах тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, одно и смешение света, и слияние".

Итак, если мы созерцаем Бога, продолжает прп. Иоанн, то мы видим единство и троичность. Ибо Божество едино по сущности, по действию, по силе, по воле. Но Божество троично по Ипостасям, по Лицам, и Отец есть Отец (Он не рождается и не исходит), но не Сын или Св.Дух, и Сын есть именно Сын (Он рождается от Отца), но не Отец и не Св.Дух, и Св.Дух есть именно Св.Дух (Он исходит от Отца), но не Отец и не Сын: "Поэтому, когда смотрим на Божество, на первую причину, на единодержавие, на единство и тождество Божества и, так сказать, на движение и хотение, на тождество сущности, силы, действия и господства, - тогда воображаем себе одно. Когда же смотрим на то, в чем есть Божество, или, чтобы сказать точнее, что есть Божество, и на то, что оттуда - из первой причины существует вечно, равнославно и нераздельно, то есть на ипостаси Сына и Духа, - то будет три, Коим покланяемся. Один Отец - Отец и безначальный, т.е. безвиновный; ибо Он - не от кого-либо. Один Сын - Сын, но не безначальный, т.е. не безвиновный; ибо Он - от Отца; если же взять начало во времени, то и безначальный; ибо Он - Творец времен и не подчинен времени. Один Дух - Святый Дух, происходящий из Отца, но не по образу сыновнему, а по образу исхождения. Так ни Отец не утратил нерождения чрез то, что родил, ни Сын - рождения чрез то, что родился из нерожденного - ибо как иначе? - ни Дух не преложился ни в Отца, ни в Сына чрез то, что Он произошел и потому, что Он Бог. Ибо свойство неизменяемо; иначе как бы оно оставалось свойством, если бы изменялось и прелагалось? - Если Отец есть Сын, то уже не Отец в собственном смысле; ибо в собственном смысле только один Отец; и если Сын есть Отец, то Он не есть в собственном смысле Сын; ибо один в собственном смысле Сын; один и Дух Святый".

И наконец св.отец подчеркивает, что Св.Дух называется Духом Отца и Духом Сына, но исходит Св.Дух только от Отца, а преподается нам через Сына (но мы не должны думать, что Св.Дух может исходить от Сына): "Должно же знать, что мы не говорим, что Отец происходит от кого-либо, но Самого называем Отцем Сына. Не говорим, что Сын - причина, не говорим и того, что Он Отец, но говорим, что Он и от Отца, и Сын Отца. И о Святом Духе говорим, что Он от Отца и называем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, а называем Его Духом Сына, как говорит божественный Апостол: аще кто Духа Христова не имать, сей несть Его (Рим. 8, 9), и исповедуем, что Он и открылся нам, и преподается нам чрез Сына; ибо сказано: дуну и глагола им (ученикам Своим): приимите Дух Свят (Ин. 20, 22); подобно тому, как луч и сияние (происходят) от солнца, ибо оно есть источник и луча и сияния; но сияние чрез луч нам сообщается, и оно освещает нас и приемлется нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он - Сын Духа, ни того, что Он - от Духа". В этом последнем отрывке прп. Иоанн Дамаскин вскользь упоминает другую физическую аналогию Троицы: Солнце, луч, сияние, но мы эту аналогию здесь рассматривать не будем, а вернемся к аналогии: солнечный круг, сияние, тепло.

3 О физической аналогии

Св.Константин, как мы уже говорили, применил физическую аналогию Пресвятой Троицы: Отец - солнечный круг; Сын - сияние; Св.Дух - тепло.

 []

Суть физической аналогии

Говоря современным физическим языком, эта аналогия представляется так: Отец - плазменный шар Солнца, частицы плазмы; Сын - рождаемое плазмой оптическое излучение, сияние; Св.Дух - тепловое движение частиц плазмы, тепло.

Рассмотрим, насколько глубока такая аналогия.

Подобно тому, что Бог Отец безначален и Сам есть начало и причина Пресвятой Троицы, так и солнечный круг и плазменный шар звезды не имеют ни начала, ни конца, но сами есть начало излучающее и согревающее, и частицы плазмы есть начало излучения и теплового движения, но не наоборот (излучение и тепловое движение не являются началами частиц плазмы).

Подобно тому, как от круга солнечного (плазменного шара звезды) исходят сияние (свет) и теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Св.Дух. Как частицы плазмы порождают оптическое излучение и характеризуются тепловым движением, так Отец рождает Сына и изводит Св.Духа.

Подобно тому, как Бог Сын просвещает весь мир Евангелием, так и Солнце своим сиянием и светом освещает нашу планету и все на ней.

Подобно тому, как Бог Дух Святой оживотворяет всю тварь, так и теплота солнечная согревает всех.

Преподобный Иоанн Дамаскин фактически подтверждает нашу аналогию: плазма - Отец, излучение - Сын, когда говорит: "Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе - и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, - так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем". Как мы сейчас знаем, огонь - это плазма. Итак: Отец - плазма огня или плазма Солнца, Сын - оптическое излучение, свет. Обе аналогии Троицы: солнечная плазма, оптическое излучение, тепло и плазма огня, излучение, тепло, можно сказать, эквивалентны.

Подобно тому, как Отец есть виновник Сына по естеству, ибо Отец рождает Сына, а не Сын Отца, так и свет происходит от огня, а не огонь от света, плазма рождает излучение, а не излучение плазму.

Подобно тому, как Отец есть изводитель Св.Духа, т.е. Дух исходит от Отца, а не наоборот, так и частицы плазмы характеризуются тепловым движением, т.е. движение исходит от частиц, а не наоборот.

Подобно тому, как свет есть естественная сила огня, плазмы, солнечного шара, а не служебный их орган, так и Единородный Сын есть естественная ипостасная Сила Отца, а не служебный Его орган.

Подобно тому, как верны высказывания, что огонь освещает, и что свет огня освещает, так верно и то, что Отец творит и Сын творит. Как верны высказывания, что огонь согревает, и что тепло огня согревает, так верно и то, что Отец творит и Св.Дух творит.

Подобно тому, как тепло от Солнца передается через оптическое (и инфракрасное) излучение Земле, так и Св.Дух, исходящий от Отца, через Сына подается и воспринимается всей тварью.

Возможно есть и другие примеры подобия, так что наша аналогия (аналогия св.Константина) достаточно удачна и глубока и хорошо иллюстрирует образ бытия Пресвятой Троицы.

Таким образом, Бог Творец - Пресвятая Троица, создавший весь мир, оставил в этом мире особые отпечатки Своего творчества, аналогии Своего Ипостасного образа бытия - троичность, отчасти отобразившись в Своем творении. Эту троичность мы проиллюстрировали на примере Солнца (или на примере огня).

4 О недостатках аналогий в тварном мире

Хотя в тварном мире и существуют аналогии внутритроического образа бытия Бога, но все эти аналогии, как бы мы не старались, не будут полностью адекватными. Ибо одно дело Бог Творец и Его таинственное бытие, а другое дело сотворенный Богом мир. В связи с этим мы уже приводили слова преподобного Иоанна Дамаскина: "Невозможно, чтобы среди тварей был найден образ, во всем сходно показывающий в себе самом свойства Святой Троицы".

Но на некоторые аналогии мы можем рассчитывать, чтобы попытаться как-то приблизить к обыкновенным понятиям непостижимое таинство Св. Троицы. Так, митрополит Макарий в своем "Православно-догматическом Богословии" приводит такие примеры, используемые св.отцами и учителями Церкви:

- огонь, блеск от огня и теплота, представляющие собой троичность в единстве (фактически, это наш пример; о нем также говорит прп. Иоанн Дамаскин, хотя и в неполном варианте, без теплоты);

- солнце, луч солнечный и свет, имеющие между собой и единство и различие (этот пример мы упоминали у прп. Иоанна Дамаскина);

- корень, ствол и плод одного и того же дерева;

- родник, ключ и поток, неразрывно соединенные между собой и однако различные;

- три свечи, горящие в каком либо месте, и разливающие один нераздельный свет;

- три разные способности в одной и той же душе человека, ум, волю и память, или сознание, познание и желание и т.п.

Но, отмечает митрополит Макарий, позволяя себе, в случае нужды, указывать на подобные образы преестественной Троицы в мире, мы должны твердо помнить, что все они, как замечали еще древние учители Церкви, бесконечно отстоят от Первообраза, могут только отчасти напоминать Его, но далеко не объясняют, и потому ими надобно пользоваться с крайней осторожностью и благоразумием.

Например, в нашей аналогии солнечного (огненного) плазменного шара, излучения и теплоты мы вынуждены прибегнуть к рассмотрению процессов излучения и движения во времени, тогда как Пресвятая Троица - вне времени, рождение Сына произошло вне времени и Его бытие не началось только после бытия Отца, но бытие и Отца и Сына совместно. Что говорит прп. Иоанн Дамаскин? Вот что: "Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца... Итак, присносущный Бог рождает Слово Свое совершенное безначально и нескончаемо, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и естество, и бытие".

Есть и другие несходства, нарушающие аналогию. Например, Солнце, излучая свет и тепло, теряет свою энергию и даже вещество (через корпускулярное излучение), но Пресвятая Троица, ничего не теряет, когда Сын рождается от Отца, а Дух исходит от Отца. Или еще. Так, рассматривая физику Солнца, мы увидели, что энергия излучения представлена не только оптическим диапазоном (светом), и она многократно преобразуется в энергию теплового движения и наоборот, а энергия теплового движения преобразуется в механическую энергию конвекции и акустических волн и наоборот. Можно, конечно в примере допустить расширение и считать аналогией Сына не только свет, но и весь остальной диапазон излучения - инфракрасное излучение, рентгеновское, радиоизлучение, но тогда нужно и корпускулярное излучение Солнца учесть. А многократные преобразования излучения в тепло и наоборот никак не соответствуют бытию Ипостасей Божества, ибо ни Сын не преобразуется в Св.Духа, ни Св.Дух не становится Сыном, но Ипостаси неслитно соединены и нераздельно разделены, находятся одна в другой взаимно и не создают сложности Св.Троицы или множества богов.

И закончим этот параграф цитатой святителя Григория Богослова, позаимствованной из того же учебника митрополита Макария: "Чего я ни рассматривал сам с собой в любознательном уме своем, чем ни обогащал разума, где ни искал подобия для этого (таинства Пресвятой Троицы), но не нашел к чему бы дольнему можно было применить Божье естество. Если и отыскивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает, оставляя меня долу вместе с тем, что избрано для сравнения. По примеру других, представлял я себе родник, ключ и поток, и рассуждал: не имеют ли сходства с одним Отец, с другим Сын, с третьим Дух Святой? Ибо родник, ключ и поток нераздельны временем, и сопребываемость их непрерывна, хотя и кажется, что они разделены тремя свойствами. Но убоялся, во-первых, чтоб не допустить в Божестве какого-то течения, никогда не останавливающегося; во-вторых, чтоб таким подобием не ввести и численного единства. Ибо родник, ключ и поток в отношении к числу составляют одно, различны же только в образе представления. Брал опять в раcсмотрение солнце, луч и свет. Но и здесь опасение, чтоб в несложном естестве не потерять представление о какой-либо сложности, примечаемой в солнце и в том, что от солнца; во-вторых, чтоб, приписав сущность Отцу, не лишить самостоятельности прочие Лица, и не соделать их силами Божьими, которые в Отце существуют, но несамостоятельны. Потому что и луч, и свет суть не солнце, а некоторые солнечные излияния и существенные качества солнца. В-третьих, чтоб не приписать Богу вместе и бытия и небытия (и к такому заключению может привести сей пример); a это еще нелепее сказанного прежде... И вообще ничего не нахожу, что при рассмотрении представляемого остановило бы мысль на избираемых подобиях, разве кто с должным благоразумием возьмет из образа что-нибудь одно и отбросит все прочее. Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях, иметь руководителем Духа, и какое озарение получено от Него, то сохраняя до конца, с Ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтобы поклонялись Отцу и Сыну и Святому Духу - единому Божеству и единой Силе".

Заключение

В настоящей статье автор попытался предложить читателям одну, довольно таки известную, физическую аналогию Пресвятой Троицы: солнечный (плазменный) шар, оптическое излучение, тепло. Для этого мы вкратце рассмотрели физику Солнца и богословие Пресвятой Троицы. Затем поговорили подробнее о самой аналогии и в завершение отметили мысль, что в тварном мире не может существовать в полной мере адекватная аналогия Творцу.

Однако, это не означает, что поиск таких аналогий бесплоден и бесперспективен. Автору представляется, что более удачными и глубокими аналогиями должны обладать примеры, основанные на природе и бытии человека, как образа Божия. Ибо тварный образ Божий должен ближе стоять к троичности бытия Божия, чем весь остальной сотворенный мир.

Но это уже предмет другой статьи.

Литература

1 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. В 4-х книгах.

2 Астрономия: Учеб. пособие для студентов/М.М.Дагаев, В.Г.Демин, И.А.Климишин, В.М.Чаругин. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.

3 Православно-догматическое Богословие. Макария, Митрополита Московского и Коломенского. Том 1. http://www.hristianstvo.in/ru/content-128

Октябрь 2009 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"