Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

О празднике Троицы (часть 2)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сколько благоухающих цветов и трав, как играют жизненные силы природы на Троицу и на Духов день! И удивительно, что многим растениям даны целительные свойства. Почему? В приложении: применение березы, василька и полыни в фитотерапии

О ПРАЗДНИКЕ ТРОИЦЫ (часть 2)

В.Ю.Скосарь, г.Днепропетровск

На пятидесятый день после Пасхи мы празднуем великий день Святой Троицы (Пятидесятницу), и на следующий день - праздник Святого Духа (Духов день).

Виновник торжества Дух Святой, сошедший в Пятидесятницу - податель жизни. Он есть Источник духовной жизни человека, и жизни всех организмов на земле, всех животных и растений. Он формирует личность каждого верующего, делая его уникальным подобием Божиим, как бы редким цветком. Дух Святой освящает каждого христианина, творя из него неповторимый храм Духа (Быт. 1: 2, 2: 7; Иов. 33: 4; Пс. 103: 30; 1 Кор. 6: 19).

От Святого Духа во всем живом обитает жизненная сила, а во многих растениях - лекарственные свойства.

Я всегда удивлялся тому, что для исцеления любой болезни, для придания крепости бороться с недугом в природе существуют те или иные лекарственные растения. Как будто специально для человека и живых тварей подобраны эти свойства растений. Чтобы облегчить страдания души и тела. Для каждого больного органа, каждой системы органов, каждого нарушения равновесия в организме существуют тот или иной сбор растений. И каждое растение или сбор обладают богатым спектром действия на организм, и восстанавливают нарушенное равновесие. Как гласит народная мудрость: "на всякую болезнь трава есть". Это не укладывалось в мои представления о происхождении растительного и животного мира, о происхождении человека, воспитанные советским обществом, но ярко свидетельствовало о великой целесообразности в природе, и потому вызывало изумление. Даже в те годы, когда я еще не готов был признать Божие бытие...

 []

Пресвятая Троица (иллюстрация с инета)

Вот, к примеру, возьмем березу. У нее полезны березовые почки, березовые листья, березовый сок. Почки и молодые листья содержат эфирное масло, смолу, дубильные вещества, витамин С. В свежем виде они выделяют фитонциды, убивающие вредные микроорганизмы. Сок содержит глюкозу, фруктозу, полезные органические кислоты, хорошо усваиваемые организмом. Настоем или отваром березовых почек или листьев лечат многие болезни внутренних органов, болезни суставов, обрабатывают раны. Существуют рецепты приема внутрь настоев и отваров, а также способы наружного применения. Листья березы используют против моли. Про березу сложено немало песен, сказок и загадок. Вот старинная загадка: "Стоит дерево цветом зелено, в том дереве четыре угодья: первое - больным на здоровье, другое - от темени свет, третье - дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое - людям колодец". Отгадка: березовый банный веник, лучина для огня, береста (кора из березы) и, наконец, березовый сок.

 []

*

 []

Березовые ветви (иллюстрации с инета)

Ранее в языческой Руси примерно в такое же время проходили народные праздники, славящие расцветающую природу. В любви ко всем Божиим тварям проявляется добродетель человека, и потому эти народные чувства были поддержаны Церковью и нашли новое воплощение в христианских праздниках - Троице и дне Святого Духа. Так обогатился смысл празднования, наполнившись глубоким духовным содержанием. Ведь Троица есть истинный Источник жизни, красоты и гармонии в природе. Сын, по воле Отца, творил прекрасный мир, создавал жизнь. Дух Святой, по воле Отца, усовершал мир, наполнял его жизнью. И ныне Сын заботится о всякой живой твари, растит каждый цветок, и приводит человека к Отцу, к единению с Троицей. Дух Святой открывает в каждом живом существе его неповторимую индивидуальность, в каждом цветке - его неповторимую красоту, и просвещает каждого человека познанием о Троице. А созданный Богом мир, особенно в пору цветения, есть лучшее указание на Творца, есть опора для умозрительного восхождения нашего от вещей видимых к вещам невидимым, и к Самому Божеству (Рим. 1: 20).

 []

Пресвятая Троица (иллюстрация с инета)

Но вернемся к нашим растениям. Мы рассказали о березе, а теперь возьмем васильки. Они тоже обладают целебными свойствами. Название цветка произошло из украинской легенды о молодом парне Василии, околдованном русалкой и превращенном ею в цветок, напоминающий окраской глубокую синюю воду. Полезными свойствами василька обладают воронковидные краевые цветки, которые применяют при болезнях почек и сердечно-сосудистой системы, а также как противовоспалительное, потогонное и противолихорадочное средства. В парфюмерии и кондитерской промышленности используется синее красящее вещество васильков - цианин.

 []

Поляна васильков (иллюстрация с инета)

 []

Наш василек

Не забудем рассказать и про лекарственные свойства полыни. В полыни горькой содержатся горькие гликозидные вещества, сине-зеленое эфирное масло, смолы, каротин, витамин С и множество др. веществ. Полынь горькая ядовита, и потому должна применяться с осторожностью. Она почти не съедается животными и пагубно влияет на окружающие растения. В поговорку вошла фраза: "горька, как полынь". Чтобы изобразить внезапную смену хорошего настроения дурным, говорили: "в чашу радости упала капля полынной горечи". Применяют полынь как внутреннее, и как наружное - для возбуждения аппетита и стимуляции пищеварительной системы, как противовоспалительное и ранозаживляющее средства. Полынь используется и как противоглистное и как противомалярийное снадобья. Она способна действовать успокаивающе на нервную систему. Но при длительном приеме вовнутрь может вызвать судороги, галлюцинации и пр. психические расстройства. Горечь полыни дала основание для старинного сказания о том, что это растение впитало в себя всю горечь страданий и разочарований. Поэтому полынь, считают в народе, исцеляет от страданий болезни и дарует утешение для души.

 []

Полынь (иллюстрация с инета)

А мы, например, окуривали полынью помещение от насекомых. Или просто клали полынь в ароматическую лампу для приятного горького запаха. В букетах полевых цветов на Троицу и Духов день полынь вносит свой неповторимый вклад. Свою особую полевую горечь и аромат, без которых соцветья и травы не полны жизнью, не насыщены изобильно солнцем и весной, зноем и летом.

Травы и цветы, ветви и листья прекрасно символизируют животворящие энергии Святого Духа, Того, Который обновляет лицо земли (Пс. 103: 30). Зеленый цвет облачений священников изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа. День Троицы и день Святого Духа - одни из самых любимых праздников в народе. В Духов день, следующий за Троицей, по народному поверью, вся земля считается именинницей, все травы и цветы радуются, поэтому землю не тревожат, не пашут, а дают отдохнуть. Земля к празднику уже дала первые плоды, а многим травам - целительную силу. Ведь в росте и созревании всех плодов земли участвуют все: и сама Земля, и Солнце своими излучениями, и возделывающий землю человек, и Троица, Которая промышляет и заботится о всякой твари.

До катастрофы грехопадения человека, когда земля была обильно плодоносящей, когда вселенная еще не знала ни стихийных бедствий, ни зла, все растения были питательны и полезны человеку и живым тварям (Быт. 1: 27-30). Но после грехопадения земля утратила часть своей плодоносящей силы, возникли в природе противостояния и борьба, живые твари стали болеть и умирать (Быт. 3: 17-19; Рим. 8: 19-22). Вот тогда изменились многие свойства живых организмов, и появились лекарственные растения, и ядовитые растения, и многие такие, что одновременно бывают и ядовитыми и целебными, в зависимости от применения.

Рассудим теперь о лекарственных свойствах растений. Почему же многим растениям они присущи, и хорошо соответствуют основным нарушениям равновесия в организме человека и животных, точнее говоря, соответствуют исцелению от этих нарушений, от болезней? Лекарственным растениям присущи определенные действующие вещества, дающие исцеление. Но эти вещества содержатся в малых количествах, и вместе с ними находятся сопутствующие вещества, как бы "не действующие". Это дает повод фармацевтике пренебрегать сопутствующими веществами, выделять только действующее вещество, или искусственно его синтезировать без участия самого растения, а то и замещать синтетическими аналогами. Но часто обнаруживается, что не случайно в растении есть сопутствующие вещества, что они сгармонированы с веществом действующим, усиливают лечебный эффект, ослабляют отрицательные побочные эффекты. Вот этого и не достигается в синтетических продуктах фармацевтики, которые всегда имеют целый перечень негативных побочных эффектов. В рамках материалистического эволюционизма самым лучшим объяснением такого загадочного феномена является следующая гипотеза. На протяжении десятков-сотен миллионов лет животные эволюционировали совместно с растениями, а человек - сотни тысяч лет. Организмы человека и животных, питаясь растениями, строили свои клетки из материала клеток растений, усваивая их вещества. Потому в процессе гипотетической эволюции установилась тонкая настройка одних организмов на особенности других организмов, органов человека и животных - на химический состав растений. Первобытные люди эмпирически нащупывали полезные свойства растений, в том числе, по запаху и вкусу, а также наблюдая за поведением животных, которые тоже лечились от растений. Первые письменные свидетельства о лекарственных растениях находят, начиная с возраста 5-6 тыс. лет назад. Это записи у древних шумеров, вавилонян, ассирийцев, египтян, китайцев, индусов, позже - греков, римлян, потом - арабов и пр. Количество описанных видов целебных растений было от нескольких сот до нескольких тысяч. Но, с трудом верится, что вслепую, и даже наблюдая животных (у которых, впрочем, своя специфика болезней), можно было бы так успешно изучить тысячи видов лекарственных растений. Ведь исцеление от растений чаще всего происходит не сразу, а после довольно продолжительного лечения. Но кто бы в древности так системно и настойчиво проверял на себе рецепт, не видя быстрых результатов? Ведь научных методов тогда не существовало, и возможностей обрабатывать обширные статистические данные - тоже. И еще недоумение: далеко не всегда человек или определенные виды животных тесно и долго соседствовали в экологической нише с теми или иными лекарственными растениями, не всегда они были в одной пищевой цепочке в течение всей эволюции; так почему же они все равно эффективны в исцелении человека и определенных видов животных? Неужели, эволюция и животных и растений шла "осмысленно", целенаправленно, чтобы обеспечить тонкую настройку организмов человека, животных и растений, притом, даже при "макромутациях", когда строение и физиология тех и других качественно изменялись? Неужели эти гипотетические "макромутации", например, переход от рыб к наземным, от пресмыкающихся к птицам или к млекопитающим, возникновение человека... неужели все эти кардинальные перестройки строения организма и его физиологии шли сгармонированно с "макромутациями" растений - так, чтобы всегда существовал богатый арсенал целебных трав, листьев, кореньев? Если уж и говорить об эволюции, то невольно напрашивается мысль о направляемой Разумом эволюции, никак не меньше. Возникает интуиция о Том, Кто обеспечивает столь целесообразные процессы в сложнейшей природе, где все твари тонко настроены друг на друга, а все процессы связаны в гармонию. Но это не вписывается в "научный" эволюционизм, для которого все процессы в своей основе имеют слепой случай.

Нет, здесь дело не в эволюции, а в благом промысле Божием о человеке, ведь Бог все создал и всем управляет ради человека. Попуская Своей справедливостью для исправления человека болезнь и страдания, Он дает и целительные силы в растениях, чтобы познавали сотворенный Им мир и благодарили Творца за милость и премудрость... В библейской книге Премудрости Соломона сказано: "Ибо в руке Его (Бога) и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания. Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего" (Прем. 7: 16-21).

Ныне же сила Святого Духа, Его благодать дают каждому из нас возможность побеждать свои грехи и познавать истину добродетелей, познавать Бога, как это установилось с самого момента схождения Духа. Дух Святой дарует нам силу учиться любить Бога и ближнего. Дух Святой помогает нам проникать в тайны природы.

 []

 []

 []

 []

Троицкий собор г. Новомосковска, уникальный деревянный, Днепропетровская обл. (иллюстрации с инета)

*

Грядет праздник Троицы!

Земля украшена цветами, и храмы Божии украшаются к празднику. Украшаются иконы, белые березовые веточки оживляют помещения, становятся березки у алтарей. Люди приходят в церкви с цветами. Все обновляется во Христе. И невидимо ангелы посещают каждый цветок, и певчие птицы поют вслух славу Божию...

Литература

1 Двенадцать праздников Церкви. Двунадесятые праздники - от истории к осознанию. Сост. А.Баранов, М.: Образ, 2007. - 126 с.

2 Растения-целители. Лекарственные растения нашей Родины. А.Ф.Гаммерман, М.Д.Шупинская, А.А.Яценко-Хмелевский. М.: Высшая школа, 1963. - 424 с.

3 Растения служат человеку: Справ. В.Р.Довженко, А.В.Довженко. - Симферополь: Таврия, 1991. - 368 с.

Праздник Святой Троицы, июнь 2013 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лечебные свойства трав по книге: Соколов С.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям (Фитотерапия). 2-е издание, стереотипное. - М.: Медицина, 1988. - 464 с.

1) Береза бородавчатая (Betula verrucosa ehrh.)

Применение в медицине. Настои и отвары березовых почек применяют как мочегонные, желчегонные и дезинфицирующие средства. Наиболее активны они при отеках сердечного происхождения. При функциональной недостаточности почек применять настрои и отвары не рекомендуется, так как в них содержатся смолистые вещества, которые оказывают раздражающее действие на почечную ткань. Диуретический (примечание Ск.В.Ю. - мочегонный) эффект препаратов березы обусловлен флавоноидами.

Желчегонные и антимикробные свойства препаратов березы используют в комплексной терапии болезней печени. Березовые почки применяют при болезнях органов дыхания (ларингиты, бронхиты, трахеиты) как антисептическое и отхаркивающее средство. Противовоспалительное свойство их используется при назначении гигиенических ванн, примочек и повязок при мелких ранениях и производственных травмах мягких тканей.

Имеется опыт клинического применения настоя, отвара и настойки березовых почек при кожных болезнях, в частности, при лечении больных различными формами экземы. Галеновые формы растения (примечание Ск.В.Ю. - отвары, настои, настойки, экстракты и пр.) применяют наружно для втираний при невралгических болях, миозитах, делают компрессы на суставы при артритах, ревматизме. Препараты рекомендуются также применять при ссадинах, пролежнях, хронических гнойных ранах, трофических язвах и длительно не заживающих ранах. Эффективность лечения этих заболеваний повышается при назначении препаратов березы в смеси с другими лекарственными растениями аналогичного действия в виде сборов или комплексных лечебных чаев.

Листья березы применяют в виде настроев, отваров и настоек как мочегонное и потогонное средство. При сердечной недостаточности под влиянием этих препаратов повышается диурез, уменьшается одышка, улучшается самочувствие больных. При нефрозах и нефритах уменьшается альбуминурия. Отдельные авторы рекомендуют применять препараты листьев березы при мочекислом диатезе. Настой из листьев березы прежде часто применяли как общеукрепляющее средство, при авитаминозах.

Настои и экстракты из листьев растения эффективны при легких формах холецистита и холецистоангиохолита. У больных уменьшаются или исчезают боли, тошнота, рвота, улучшается общее состояние, уменьшаются размеры печени, повышается моче- и желчеотделение.

Березовый сок является общеукрепляющим средством. Диуретическое действие березового сока и его способность растворять камни используют в комплексной терапии при мочекаменной болезни.

Деготь, полученный из древесины березы, применяют главным образом в качестве противомикробного средства. Он входит также в состав многих мазей, линиментов, содержится в серно-дегтярном мыле. Используют деготь при паразитарных и грибковых заболеваниях кожи, экземе, чешуйчатом лишае. Березовый деготь входит в состав многих официальных мазей...

Лекарственные формы, способ применения и дозы. Настой листьев березы. Две чайные ложки нарезанных листьев заливают 200 мл кипящей воды и настаивают в течение 30 мин. После охлаждения фильтруют через марлю, прибавляют на кончике чайной ложки гидрокарбонат натрия (примечание Ск.В.Ю. - пищевая сода) и пьют 3-4 раза в день с интервалом 3-4 ч.

Березовый деготь применяют наружно при кожных заболеваниях в виде 10-30% мазей, линиментов. При длительном применении может наблюдаться раздражение кожи и обострение экзематозного процесса.

Настойка березовых почек. Готовят на 90 % спирте в соотношении сырья к извлекателю 1:5. Назначают по 1 чайной или 1 столовой ложке на прием как желчегонное и мочегонное средство. Наружно применяют для втираний и компрессов.

Отвар березовых почек. Готовят из расчета 10 г на 200 мл воды, кипятят в течение 30 мин, охлаждают в течение 10 мин и процеживают через марлю; принимают по 1 столовой ложке 3-4 раза в день.

Настой березовых почек: 10 г (1/2 столовой ложки) почек помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) 15 мин, охлаждают в течение 45 мин при комнатной температуре, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Приготовленный настой хранят в прохладном месте не более 2 сут. Принимают по 1/2-1/3 стакана 2-3 раза в день в теплом виде за 10-15 мин до еды как мочегонное средство при отеках сердечного происхождения, как желчегонное - при заболеваниях печени и желчных путей.

Березовый сок... собирают весной. Применяют только свежий сок по 1 стакану 2-3 раза в день при заболеваниях легких, бронхитах, бронхоэктазах, туберкулезе - как общеукрепляющее средство. С косметической целью соком березы обмывают лицо при угрях и пигментных пятнах.

(См. также здесь: Береза бородавчастая - Betula verrukosa Ehrh. : http://www.aptechka.rhema.ru/fito/bereza.shtml)

2) Василек синий (Centauera cyanus L.)

Применение в медицине. Настои и отвары из цветков василька применяют в комплексной терапии при хронических воспалительных заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Препараты эффективны при отеках, связанных с заболеваниями почек и сердечно-сосудистой системы. Цветки растения назначают в составе мочегонных сборов при мочекаменной болезни, пиелитах, циститах, уретритах, нефрозах и других заболеваниях.

Противовоспалительные и дезинфицирующие свойства цветков растения используются также при конъюнктивитах, блефаритах, при повышенной утомляемости зрительного аппарата. Клинические данные свидетельствуют о возможности применения цветков василька при заболеваниях печени и желчных путей. Горечи, присутствующие в растении, улучшают функции пищеварения. В связи с этим василек входит в состав различных сборов, используемых при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Лекарственные формы, способ применения и дозы. Настой цветков василька синего: 1 столовую ложку сырья помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) 15 мин. Охлаждают при комнатной температуре в течение 45 мин, процеживают, оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Приготовленный настой хранят в прохладном месте не более 2 сут.

Принимают внутрь в теплом виде по 1 столовой ложке 3 раза в день как легкое мочегонное, желчегонное и противомикробное средство.

(См. также здесь: Василек синий - Centaurea cyanus L. : http://www.aptechka.rhema.ru/fito/vasil.shtml)

3) Полынь горькая (Artemisia absinthium L.)

Применение в медицине. Настойку, настой (чай) и экстракт полыни горькой применяют в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения деятельности органов пищеварения. Полынь горькая входит в состав желудочных капель, желудочных таблеток, аппетитного и желчегонного сборов (чаи). При назначении желчегонного чая больным, страдающим хроническими заболеваниями поджелудочной железы и желчевыводящих путей, уменьшаются или полностью исчезают боли, диспепсические явления, улучшается аппетит, нормализуется стул. Совместное использование горечей с лекарственными травами, обладающими желчегонными свойствами, значительно повышает терапевтическую эффективность при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

При колитах с успехом применяют отвар из листьев полыни и шалфея по 1 столовой ложке через каждые 2 ч в течение 2-3 дней. Для изгнания остриц после испражнения делают клизму из водной настойки полыни и отвара чеснока. Отвар чеснока готовят из одной средней головки на 1-1,5 стакана полынного водного настоя. Клизмы делают несколько дней подряд до полного исчезновения глистов. Настой полыни в комбинации с листьями мяты и шалфея используют для полоскания полости рта с целью уничтожения дурного запаха.

Побочное действие: продолжительное применение полыни может вызвать легкое отравление, в тяжелых случаях может сопровождаться общетоксическими явлениями центрального характера с галлюцинациями и судорогами.

Лекарственные формы, способ применения и дозы. Экстракт полыни густой - извлечение из травы полыни. Густая масса темно-бурого цвета с ароматным запахом полыни и горьким вкусом. С водой образует мутный раствор. Применяют по 10-20 капель за 30-40 мин до еды 3 раза в день.

Настойка полыни (1:5) на 70% спирте - прозрачная жидкость с буровато-зеленым цветом и характерным запахов, очень горьким вкусом. Принимают по 15-20 капель 3 раза в день за 15-20 мин до еды. Выпускается во флаконах по 25 мл.

Настой травы полыни горькой: 10 г (2 столовые ложки) травы помещают в эмалированную посуду, заливают 200 мл (1 стакан) горячей кипяченой воды, закрывают крышкой и нагревают в кипящей воде (на водяной бане) 15 мин, охлаждают при комнатной температуре 45 мин, процеживают. Оставшееся сырье отжимают. Объем полученного настоя доводят кипяченой водой до 200 мл. Приготовленный настой хранят в прохладном месте не более 2 дней.

Принимают по 1/4 стакана 3 раза в день за 30 мин до еды.

(См. также здесь: Полынь горькая - Artemisia absintium L. : http://www.aptechka.rhema.ru/fito/polyn.shtml).


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"