|
|
||
Именно волевой шаг великого князя, его открытый призыв, провозглашение Христианства княжеской верой, а отказывающихся принять крещение - личными врагами князя - все это и определило судьбу Русского государства. |
(28 июля - нов. стиль, 15 июля стар. стиль).
Свержение идолов. Крещение киевлян
Здесь мы поведаем один важный эпизод из жития св. князя Владимира. После своего крещения и бракосочетания князь возвратился из Корсуни в Киев вместе с порфирородной царевной Анной и множеством трофеев. Киев восторженно встретил князя, здесь уже знали о крещении Владимира и его дружинников. Теперь для киевлян-язычников новый Бог Христос воспринимался, как княжеский бог, даровавший победу над "льстивыми" греками (взятие Корсуни). Князь смог удачно использовать этот момент и повелел ниспровергнуть всех кумиров (одних изрубить, а других предать огню). Главного же идола Перуна повелел привязать к конскому хвосту и волочить его с возвышения к небольшой речке Почайне (или Глубочице) - притоку Днепра, да еще и приставил 12 человек бить деревянного идола жезлами. Это было символическое поругание бесу, который обманывал людей в образе Перуна. А еще это было великое унижение для идола в глазах киевлян-язычников. Некоторые же из язычников оплакивали поруганного Перуна. Когда идола притащили к Днепру и бросили в воду, то князь повелел сопровождать Перуна вниз по течению и отпихивать от берега, если где пристанет, до самых днепровских порогов. И лишь, когда течение Днепра перенесло идола через пороги, его оставили. За порогами уже была фактическая граница Руси.
Аналогичным образом свергали Перуна и в других городах Руси, например, в Новгороде. Похожим образом поступали и с идолом Волоса. Все это делалось по указу великого князя Владимира. Русы-язычники увидели, что их боги не смогли защитить себя, но были беспощадно свергнуты и унижены. А ведь совсем еще недавно идолы во главе с Перуном грозно возвышались на отведенных им под капища местах. Перед идолами все обязаны были участвовать в ритуальной трапезе и приносить жертвы, в том числе, кровавые жертвы, а порой и человеческие жертвы. Тело Перуна было сделано из дерева, подобно фигуре человеческой, голова - из серебра, усы - из золота. В знак поклонения перед Перуном служители всегда содержали огонь, неугасимый ни днем, ни ночью. За нерадение, если вдруг огонь погасал, такого служителя наказывали смертью. И вдруг все резко переменилось... Идолы потеряли силу и пали!
За свержением идолов последовало крещение народа. Князь Владимир показал народу пример и открыто крестил своих сыновей. Источник, где были крещены сыновья князя, получил название Крещатик - небольшой ручей вблизи впадения речки Почайны в Днепр. (В начале XIX века на этом месте была сооружена часовня с золотым крестом на серебряном шаре - память о Крещении Руси.) Затем были крещены многие знатные киевляне, и началась проповедь христианская по всему Киеву среди простого народа. Но успех князя и киевского митрополита был относительным, потому что многие киевляне не торопились креститься. Тогда великому князю Владимиру пришлось проявить твердость и сказать свое веское слово. Князь посылает по всему городу глашатаев объявить жителям свою волю: "Если кто не придет завтра на реку - богат ли, или убог, или нищий, или раб - да будет противник мне". И тогда народ пошел. Многие при этом говорили так: "Если бы не хорошо это было, не приняли бы сего князь и бояре". Крещение произошло в водах Днепра и Почайны. (В настоящее время речка Почайна почти иссякла и исчезла с карты Киева, скрывшись под мостовыми города.) Мужчины, женщины, дети стояли в воде или перемещались в ней, малых детей держали на руках, а священники на берегу читали молитвы над крещаемыми. Так совершилось Крещение. Приняв крещение, люди вернулись к своим обычным делам. Но христианская проповедь и церковные службы уже стали регулярной частью их духовной жизни, постепенно преображая жизнь земную, жизнь отдельного человека и жизнь всего общества. Св. князь Владимир поблагодарил Бога в молитве за совершение великого дела: "Христе Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны! Утверди веру в них правую и непорочную и мне помоги, Господи, на супротивного врага, да надеясь на Тебя и на державу Твою, одолею козни его".
Фактически, св. князь Владимир выбрал и определил исторический и духовный путь целого государства - Киевской Руси, и народов в него входящих. Именно волевой шаг великого князя, его открытый призыв, провозглашение Христианства княжеской верой, а отказывающихся принять крещение - личными врагами князя - все это и определило судьбу Русского государства. Христианство распространилось в первую очередь в Киеве и ближайших городах, а также в Новгороде. Если крещение киевлян было мирным, то при крещении новгородцев были беспорядки, и проявилось сопротивление языческой части населения, даже были жертвы. Многие из народа, приняв Христа как одного из богов, продолжали поклоняться старым языческим богам. И только со временем, когда сформировалось поколение русских священников, и в народ пошла терпеливая проповедь Церкви, тогда и пошел активно процесс христианизации Руси. Это было уже после смерти великого князя Владимира, Крестителя Руси.
Итак, Русь постепенно стала христианской страной. Сопротивление новой вере на Руси было не сильным, и переход ко Христианству в целом прошел без больших жертв. Во многом это заслуга великого князя Владимира, сплотившего Русь вокруг центральной княжеской власти и показавшего народу личный пример благочестия. Ведь народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. Св. князя Владимира народ помнил за его помощь бедным, больным и обездоленным. При князе по всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Все это создало князю и новой вере великий авторитет. Все это увеличивало число сторонников Христианства и пробуждало в человеке желание следовать путем Христовых заповедей.
В завершение можно предложить такую аллегорию. Человеку очень тяжело свергнуть своих внутренних идолов и принять Христа всей душой. Какой бы долгой ни была сознательная жизнь человека, а место духовному подвигу всегда найдется. Потому что в душе любого из нас еще много идолов - греховных страстей и привычек, проявляющих себя каждый день и каждый час, во множестве слов и поступков. Без решительного "княжеского" повеления разумной воли невозможно заставить себя самого свергнуть хотя бы одного мелкого идола, заставить себя сделать шаг к исполнению заповедей Христовых. Но и эта маленькая победа над собой дается только по благодати Божией при наличии искреннего желания самого человека.
Источники
1 Карпов А.Ю. Владимир Святой. - М.: Мол. Гвардия - Жизнь замечат. людей, 1997. - 446 с.
2 Как была крещена Русь. - 2-е изд., М.: Политиздат, 1989. - 320 с.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"