Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Иконография Пресвятой Троицы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иконы Бога, пребывающего в любви, согласии и триединстве. Приведены иллюстрации наиболее известных у нас иконописных изображений Пресвятой Троицы и комментарии к ним

Иконография Пресвятой Троицы

Вместо введения

Церковь исповедует веру в Пресвятую Троицу в текстах Священного Писания, в Символе веры, в изречениях святых отцов, в молитвах, в литургии и во всем богослужебном богатстве. Икона Троицы есть одна из важнейших сторон этого исповедания, как бы царская печать, дающая завершающую силу исповеданию Триединого Божества.

Как пишет инок Григорий (Круг), "Бог, почитаемый во Отце и Сыне и Святом Духе, облекает Церковь в трисолнечный свет. Трисолнечный свет Православия. И в этот триединый свет мы вступаем и сопрягаемся с ним лишь посредством истинного исповедания Святой Троицы. Омраченное, лишенное чистоты исповедание заслоняет от нас божественную трисолнечную славу..., не давая нам приобщиться к этому свету и наполниться им, подобно тому, как полон был им Спаситель в Преображении". И далее: "Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы".

Можно согласиться с главной мыслью иконописца Григория, ведь иконография есть богословие в красках, как сказал один православный мыслитель.

1. Ветхозаветная Троица

*

 []

Изокефальное изображение Ветхозаветной Троицы

*

Все три ангела на ветхозаветных иконах Пресвятой Троицы как бы одного "возраста", что символизирует собой неизменность бытия Божества и Его Лиц "во времени", точнее говоря - вне времени. Все три ангела одинаковы. В более поздней иконе Андрея Рублева сделан важный шаг вперед: достаточно тонко передана специфичность Ипостасей в виде небольшого различия обликов и одеяний ангелов.

В изокефальных изображениях ангелы как бы независимы и не связаны. Тогда как на иконе Рублева ангелы иллюстрируют внутритроичную жизнь Божества тем, что ведут безмолвную беседу в любви и согласии.

*

 []

Икона "Троица" преподобного Андрея Рублева (ок. 1410-1430 гг.)

*

На иконе прп. Андрея Рублева замечательно переданы и подчеркнуты триединство и единосущность трех Лиц Божества - практически одинаковым видом ангелов. Очень сложно догадаться какой ангел изображает какое Лицо. Так что Троица одновременно является и Единицей. Только некоторым отличием ангела, изображенного слева, дан намек на Ипостась Отца. Аскетичные фигуры ангелов символизируют нематериальность Ипостасей Троицы.

Ангелы объединены престолом с жертвенной чашей на нем, символом евхаристической жертвы. Мы знаем, что Евхаристия объединяет людей в Церкви и соединяет со Христом и Богом. Поэтому иконописное решение преподобного Андрея Рублева весьма удачно демонстрирует нераздельность Отца и Сына и Святого Духа.

Кроме того, на иконе Рублева согласие воли Лиц Троицы передано в жестах благословения ангелами жертвенной чаши.

Искусствоведы давно заметили еще один факт, что фигуру жертвенной чаши образуют контуры крайних Ангелов (первого и третьего), тогда как средний Ангел (второй) оказывается внутри самой чаши, образованной контурами Ангелов. Средний Ангел и символизирует Жертву за все человечество.

Иконописец инок Григорий (Круг) дал такое описание иконы Андрея Рублева: "Ипостаси Святой Троицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел [слева] является первой Ипостасью - Бога Отца, второй, средний, - Сына, и правый - ипостасью Духа Святого. Все три Ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в снедь телец. Заклание тельца знаменует собою крестную смерть Спасителя и часто изображается на иконе Троицы в нижней ее части, а принесение тельца в снедь является прообразом Таинства Евхаристии. Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти.

Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной Его природы, и в светло-лиловое верхнее одеяние - свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади Него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама, и жертвенник перед жилищем. В толковании этой иконы изображению жилища придавалось символическое значение. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на Него как на начальника (в смысле Его Отеческой природы) этого домостроительства. Та же отеческая начальственность сказывается и во всем Его облике. Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Ангелам. Все, и черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его Отеческом достоинстве. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании, как бы ведя беседу".

По мнению автора, здесь необходимо отметить, что и верхнее одеяние первого Ангела иначе облачает Его, чем у двоих остальных: оно покрывает оба плеча первого Ангела, тогда как у двух других Ангелов - накинуто на одно плечо.

И далее инок Григорий пишет: "Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй Ипостаси в недрах Святой Троицы и в деле домостроительства, в промыслительной заботе Бога о мире. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон, свободными складками облегающий стан Ангела, знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы. Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в сокровенной беседе. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном.

Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы - Ипостастью Святого Духа. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее - легчайшего дымчато-зеленого - прозелень выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения всего сущего: "Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне". Это возвышение чистотою и выражает осеняющая третьего Ангела гора...

Все три Лица имеют полноту человеческого достоинства и в изображении ликов, и в одеяниях, которые носят присущий людям характер. Это не служебное одеяние Ангелов, Они не облачены в стихари, руки Их не охвачены в запястьях, стан Их не препоясан поясом, но одеты Они так, как приличествуют людям - нижнее длинное одеяние, туника, и верхнее одеяние, лежащее свободными складками, - хитон. Но крылья сплошь испещрены золотыми лучами, и весь облик Странников и убранство Их волос - все носит печать ангельской славы, все свидетельствует о неземной природе трех Посланцев, и все Они наделены равными достоинствами, чего нет ни в одном изображении Троицы. И эта полнота и определяет избрание этой иконы, потому что полноценной иконой может быть только личное ипостасное изображение. Святой иконой может быть по праву лишь такой образ, который имеет лицо-лик, и лик человеческий, преображенный божественным изменением. Это та данность, которая легла в основу всякой иконы, это то, что дано нам Самим Спасителем в напечатлении Своего Лика на убрусе, как иконе икон, как источнике всякого изображения."

И далее инок Григорий оговаривается, что ангельский и человеческий лик Ипостасей Троицы не следует понимать в том смысле, что будто бы у непостижимой сущности Божества есть нечто антропоморфное (человекообразное) или ангелоподобное, но что именно так лучше символически изображать Божество. Ведь Бог Сам дал нам в том основание, явившись Аврааму в виде трех Странников.

Доктор технических наук В.Е.Обухов в книге "Законы Евангелия и законы кибернетики", Киев, 1997 цитирует описание известного исследователя творчества Рублева, писавшего еще в советское время, М.В.Алпатова: "Рублеву в своей "Троице" удалось то, чего не удавалось ни одному из его предшественников - выразить в искусстве... представление о единстве и множественности, о преобладании одного над двумя и о равенстве трех, о спокойствии, и о движении... Она утверждает собой художественное созерцание, как источник радостного ощущения реальности, порядка, гармонии, каким одаривают человека совершеннейшие произведения искусств... Такой чистый цвет (в иконе) мог утверждать только человек с чистым сердцем, бодро смотрящий на жизнь, чуждый разъедающим душу тревогам и сомнениям...".

*

 []

Святая Троица Симона Ушакова (1671 г.)

* По сравнению с "Троицей" Андрея Рублева, на иконе Симона Ушакова скорее центральный ангел претендует на роль того, кто символизирует Бога Отца.

*

 []

Святая Троица со сценами бытия (XVII век, Москва)
*

Прочие ветхозаветные иконы Троицы перегружены деталями сцен книги Бытия, что ухудшает восприятие главной мысли иконы.

*

 []

Ветхозаветная Троица (середина XIV века, обновление ок. 1700 г.)

*

Тихон Филатьев обновил эту икону XIV века приблизительно в 1700 г. Изображение Пресвятой Троицы здесь является как бы "переходным" от изокефальных икон Троицы к "Троице" Рублева.

*

2. "Отечество"

*

 []

"Отечество" (вариант Пресвятой Троицы)

*

Икона "Отечество" отражает идею, что Отец более Сына и Духа, потому что Отец - начало Троицы, родитель Сына и изводитель Духа. Сын, как рожденный из недр Отца, сидит у Отца на коленях, Святой Дух изображен исходящим из уст Отца.

Автор полагает, что "Отечество" лучше прочих изображений передает неизъяснимое рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца.

*

 []

"Отечество" (вариант Пресвятой Троицы)

*

Здесь Отец рождает Сына, сидящего у Него на коленях, а Святой Дух, исходящий от Отца, подается через Сына.

По некоторым сведениям, данный вариант иконы относится к новгородской школе XIV века. На ней изображен Отец ("Ветхий Деньми"), держащий на руках Младенца, который, в свою очередь, держит шар или диск, содержащий голубя - Святого Духа. В византийской иконописи подобные изображения известны с X века.

*

 []

"Отечество"

*

В нижней части иконы "Отечество" изображены высшие ангельские чины - Серафимы, окружающие триединое Божество, и витающие превыше небес. Они с любовью и трепетом служат Богу Троице.

*

 []

"Отечество"

*

 []

"Отечество"

*

У ног Троицы изображены ангелы одного из высших чинов - Престолы, непостижимо носящие на себе Божество. Они представлены в виде колес, исполненных многими очами.

*

3 Новозаветная Троица

 []

Икона "Сопрестолие" ("Новозаветная Троица")

*

На этой иконе три Лица изображены совершенно различно и как бы "во плоти". Богословская глубина икон "Новозаветной Троицы", к сожалению, сильно уступает знаменитой иконе Рублева. В "Сопрестолии" нарушена передача единосущности, поскольку Отец и Сын еще представлены единосущными в виде человека, а вот Святой Дух уже представлен голубем, так что возникает естественное сомнение в единосущности Святого Духа первым двум Лицам Троицы. Икона "Сопрестолие" в строгом смысле нарушает правила иконопочитания, ибо Бог Отец никогда не воплощался в человека, а Бог Святой Дух представлялся в виде голубя только в момент крещения Иисуса Христа.

*

 []

"Пресвятая Троица"

*

В этом варианте новозаветной Троицы удалось проиллюстрировать нераздельность трех Лиц Божества: одежды Отца и Сына в нижней части иконы тесно прилегают друг к другу, подчеркивая единство их воли и власти, единство престола; а светлый треугольник вверху изображения объединяет главы Отца, Сына и голубя - Святого Духа.
*

 []

"Святая Троица" ("Новозаветная Троица")

*

 []

"Сопрестолие"

*

На иконе "Сопрестолие" совместное расположение Отца и Сына говорит о нераздельности первых двух Ипостасей, но Дух Святой в виде витающего голубя нарушает ощущение нераздельности. Кроме того, поскольку Отец всегда показан старым человеком, Сын - молодым, а Дух Святой - вообще голубем, то не чувствуется соприсносущности Лиц. По крайней мере по отношению к Отцу и Сыну это создает ощущение, что Отец старше Сына и мог существовать тогда, когда Сына еще не было, что думать недопустимо.

*

 []

Икона Троицы (Троица Новозаветная)

*

Один из основателей советской космонавтики, академик Борис Раушенбах, как знаток иконописи Руси, публиковавшийся на эту тему еще в советское время, поделился с нами интересными замечаниями относительно иконописного изображения Пресвятой Троицы. Он писал: "Глубокие размышления о Троице были всегда характерны для Русской Церкви и не могли не сказаться на иконописи, которая в православной Церкви не исполняет функцию простого иллюстрирования Священного Писания и Священного Предания, а, как известно, органически входит в ее литургическую жизнь. В XV в, когда русское богословие и иконопись стояли высоко, под непосредственным влиянием преподобного Сергия Радонежского появились прекрасные иконы Троицы, вершиной которых безусловно является "Троица" преподобного Андрея Рублева". Академик Раушенбах, сравнивая "Троицу" Рублева с иконами "Новозаветной Троицы", получившими в XVII в. большое распространение, отмечает резкое падение богословской глубины икон, что не могло не сказаться и на иконах Троицы.

Критические замечания Раушенбаха использованы в настоящем очерке.

Заключение

В завершение автор хочет поделиться таким соображением: каждое из представленных иконописных изображений Триединого Бога - неизобразимой Троицы - обладает сильными и слабыми сторонами. Даже самая удачная икона "Пресвятая Троица" преподобного Андрея Рублева не может передать все грани восприятия Того, Кто выше всякого восприятия и всякого представления - Господа Бога.

И хотя здесь были приведены справедливые критические замечания относительно новозаветной Троицы, все-таки среди верующих эта икона пользуется любовью, и потому весьма распространена и украшает многие храмы. Ее преимущество в том, что она как бы "очеловечивает" Божество, приближает Бога к нам, показывая во плоти человеческой. Показывает Бога Сына в привычном нам облике, как Богочеловека, с крестом или Евангелием в руке.

Литература

1 Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе. М.: Аксиос, АНО "Развитие духовности, культуры и науки", 2002. - 240 с.

2 Б.В.Раушенбах. Логика троичности

http://www.philosophy.ru/library/vopros/54.html

3 Алпатов М.В. Андрей Рублев. - М.: Изобразит. искусство, 1972

В.Ю.Скосарь, 2012-2015 гг.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"