Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

"Иерархия" Божиих свойств

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поговорим о существенных свойствах, энергиях Божиих, о том, что лишь отчасти постижимо в Непостижимом. О том, что созерцали умирающие святые. Об Ангельской иерархии и об "иерархии" свойств Божиих

"ИЕРАРХИЯ" БОЖИИХ СВОЙСТВ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Введение

Здесь мы вместе попытаемся определить в догадках: какое Божие свойство наиболее близко к сущности Божией, наиболее главное и определяющее, установить как бы "иерархию" Божиих свойств. Причем речь пойдет не о Божием всемогуществе, вездесущии, или вечности, потому что они могут рассматриваться вместе без каких-либо вопросов относительно их "приоритета" друг перед другом. Речь пойдет о всеправедности, премудрости, преблагости, которые в земных условиях кажутся практически несовместимыми. Ибо кто из людей - мудрецов или правителей может одновременно быть добрейшим (благим) и справедливым (праведным) так, чтобы суд его сочетался с милостью, чтобы каждый был доволен и отмечен по-справедливому, и чтобы все признали правоту мудреца или правителя? Но у Бога - сверх того!

Свойства Божии - нетварные энергии Божества - проявления единой сущности живого Бога, поэтому "иерархия" Божиих свойств, энергий - такая "иерархия" условна, видится лишь сквозь призму нашего понимания. Все энергии есть проявления славы Божией, славы и сияния Единого Триипостасного Бога. Так что, говоря о множестве свойств, энергий Божиих, мы должны помнить, что это есть различные проявления вечной славы и сияния Единого Божества.

 []

Спас Нерукотворный на убрусе (14 век)

И предполагая некую "иерархию" нетварных энергий, свойств Божиих, мы не должны превращать таковую в школьную таблицу "атрибутов Бога". Ведь живого Бога невозможно вместить в схемы. Проявления Личности, точнее, сверх-Личности Бога, излияния Его бездонной сущности - невозможно классифицировать в таблице. Все, сказанное об "иерархии" свойств Божиих, нужно понимать с большой долей условности.

1 Смерть праведников. Откровение высших свойств Божиих

Наверное, одной из редких возможностей для человека приоткрыть завесу тайны над непостижимостью Божией, является встреча со смертью. Состояние, когда появляется шанс заглянуть за пределы земного мира. Но и эту возможность многие из людей упускают. Ведь большинство из нас умирают со смятением в душе, потому что не готовились к смерти. Животный страх, досада из-за неоконченных трудов и не выигранных споров, обида на судьбу, гнев на ближних, и все это на фоне физических и душевных страданий. А есть и такие случаи, когда умирающий человек находится в беспамятстве или, того хуже - болезненно экзальтированном состоянии, в состоянии духовной прелести...

Потому при встрече со смертью остается лишь один хороший духовный ориентир - смерть праведников. Смерть людей, которые при жизни максимально просветили ум и очистились от страстей, и лучше прочих подготовились к смерти и встрече с Господом. Попробуем же приоткрыть тайну Божества хотя бы по тем описаниям смерти святых людей, которые оставило нам Предание Церкви.

Приведу некоторые характерные случаи, собранные в книге "Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том 10. Изд-е Московской духовной академии и Введенской оптиной пустыни, 2008. - 576 с."

"Когда приблизилась кончина... [аввы Арсения], братия увидели, что старец плачет. Они говорят ему: "Правда ли, что и ты, отец, страшишься?" Он отвечал им: "Правда. Настоящий мой страх всегда был со мною с того самого времени, как я сделался монахом". После этого он почил" (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, М, 1845).

"Рассказывали об авве Сисое, что перед смертью лицо у него просияло как солнце и он сказал отцам: "Вот пришел авва Антоний". Немного погодя опять говорит: "Вот пришли ангелы взять меня, а я прошу их, чтобы на некоторое время оставили меня для покаяния". Старцы сказали ему: "Ты не имеешь нужды в покаянии". Он отвечал: "Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния". А все знали, что он совершен. Вдруг лицо его опять заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: "Смотрите, вот Господь..." - и тотчас предал дух. Вся храмина наполнилась светом и благоуханием" (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, М, 1845).

Примечание - преподобный Сисой Великий (+ 429 г.) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника - преподобного Антония Великого (ок. + 356 г.), основателя монашества.

"Когда настало время кончины аввы Агафона, он три дня лежал без движения с открытыми глазами и смотрел в одну сторону. Братия, окликнув его, спросили: "Авва, где ты?" Он отвечал: "Предстою суду Божию". Братия удивились: "Отец! Неужели и ты боишься?" Он отвечал: "Хотя я старался всеусильно исполнять заповеди Божии, но я человек и не знаю, угодны ли дела мои Богу". Братия опять спросили: "Неужели ты не уверен, что дела твои благоугодны Богу?" Старец сказал: "Невозможно удостовериться мне в этом прежде, нежели предстану Богу, потому что иной суд Божий и иной - человеческий". Когда братия хотели еще задать вопрос, он сказал: "Окажите любовь, не говорите со мною, потому что я занят", - и с радостью испустил дух свой. Братия видели, что он скончался, как бы приветствуя своих возлюбленных друзей" (Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов, СП-б, 1903).

"Когда старец Евфимий Глинский приблизился к кончине, он просил напутствовать его Святыми Таинствами. Просьба была исполнена, над ним совершили таинство елеосвящения и святого причащения. По принятии Тела и Крови Христовых он сидел на постели, мирно ожидая своего переселения в иной мир. При светлой улыбке из глаз текли слезы. Один из братии по своей простоте спросил отходящего старца: "Батюшка, что вы плачете? Разве и вы боитесь умирать?" Старец посмотрел на него с приятной улыбкой и сказал: "Чего мне бояться? Идти к Отцу Небесному и бояться! Нет, брат, я по благости Божией не боюсь, а что ты видишь мои слезы, это слезы радости. Сколько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время, я скоро предстану Тому, к Кому всю мою жизнь стремилась душа моя, и увижу Его; вот слезы и текут". Мирно пребывая в сердце своем с любимым Господом, он скоро испустил тихий последний вздох, с которым блаженная его душа оставила земное многотрудное тело и потекла к Господу со страхом и радостью" (Глинский патерик).

И еще несколько случаев, взятых с сайта "Вера православная", из статьи "Смерть праведника и смерть грешника" (http://verapravoslavnaya.ru/?Smertmz_pravednika_i_greshnika).

"Преподобному Никону Радонежскому в предсмертном видении было показано место будущего упокоения его вместе с преподобным Сергием. Перед смертью произнес он сам себе: "Изыди, душа, туда, где тебе уготовано место, иди с радостью, - Христос призрит тебя" " (Московский патерик).

Примечание - преподобный Никон Радонежский (+1426 г.) был учеником и преемником преподобного Сергия Радонежского (+ 1392 г.), игуменом Троице-Сергиевой лавры.

"Иеросхимонах, служивший старцу иеросхимонаху Иисусу в болезни, тайно, через приоткрытую дверь, смотрел на больного и видел, что, проводив из келлии иноков, старец встал с одра, преклонился на колени посреди келлии и молился со слезами Богу и Пресвятой Богородице, призывая и святых угодников, и часто поминал устроенную им святую киновию и братию. После молитвы он лег на одр и перекрестился. Через несколько минут опять встал с одра и на коленях молился Господу с воздетыми руками. Когда он снова лег, лицо его сияло необъяснимым спокойствием и радостью. Он был уже недвижим, в молчании, но как будто с кем-то душевно беседовал. Вдруг свое молчание он прервал восклицанием: "Благословен Бог отец наших! если так, то уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!" При этих словах в келлии явился необыкновенный свет, разлилось дивное благоухание и стали слышны сладостные голоса поющих псалом: "я... вступал... в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма" (Пс. 41, 5). В эту минуту блаженный на одре своем совершенно обратился лицом вверх, руки сложил на груди крестообразно, и душа его отлетела в небесные обители, куда постоянно стремилась во время своего земного странствия" (Соловецкий патерик).

"Блаженной памяти отец Израиль, монах Черниговского скита, что близ Сергиевой Лавры, за свою истинную монашескую жизнь сподобился блаженной райской кончины, как об этом рассказывает братия скитской больницы. Перед самой смертью он подзывает к себе больничного служителя и с восторженным лицом говорит: "Ах, что я вижу, дорогой брат Василий! Вот в палату входят святители, а за ними великое множество иноков. И какие они все светлые и прекрасные! Вот-вот они приблизятся ко мне. О, какая радость! О, какое счастье!" Брат Василий отвечал: "Батюшка! Я никого не вижу". Когда он и все присутствующие взглянули на отца Израиля, он был уже мертв. В момент смерти он сподобился посещения всех тех святителей и преподобных, к которым прибегал в молитвах всю жизнь, молитвенно призывая их на помощь (91, 32)" (Троицкие цветки).

"Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры отец Мануил, служивший при храме Троицкого подворья, рассказывал: "Однажды меня позвали напутствовать больного старца. Лицо его было светло и приятно, и весь он дышал благочестивой преданностью воле Божией. После исповеди я поспешил приобщить его, так как он был очень слаб, а соборован он был раньше. После принятия Святых Христовых Таин он сделал мне знак, чтобы я подошел к нему. Лицо его сияло светом радости. Когда я приклонил ухо к его устам, он тихо спросил меня, показывая вдаль: "Батюшка! Видите ли вы Ангела светлого, блистающего, как молния?" Я сказал, что ничего не вижу. Он сотворил крестное знамение и скончался" " (Троицкие цветки).

Подобных случаев успения, отхода с миром к Богу известно достаточно много среди святых. Нам остается лишь, анализируя их духовно-душевное состояние, сделать предположения о Том, Кого они начали созерцать, покидая сей мир. А покидая мир, святые испытывали благоговение, страх Божий и радость. К ним приходили души их святых предшественников, их забирали ангелы Божии к Самому Богу. Начиная свое восхождение к Богу, святые переживали благоговейный страх Божий перед Божией всеправедностью, перед его всеправедным судом, а радость испытывали, потому что созерцали Бога преблагим и любящим Отцом Небесным, Который присылал за их душами Своих светлых ангелов. Вот и видно, что самыми близкими к сущности Божества являются такие Его свойства, как всеправедность и преблагость, которые живо созерцали святые. Но не очевидно ли, что живое сочетание этих, казалось бы, мало совместимых в земной жизни свойств возможно лишь при исключительной премудрости Божией? Так что три важнейших "духовных" свойства мы полагаем у Бога: всеправедность, премудрость и преблагость.

2 Любовь как высшее свойство Божие

Существенные свойства, энергии Божии, такие как всеправедность (бесконечное правосудие), высочайшая премудрость и преблагость (бесконечная доброта, милость, любовь), указаны в Ветхом и Новом Заветах Священного Писания.

О всеправедности Божией, согласно которой Господь благоволит праведникам и наказывает грешников, сказано во многих текстах Священного Писания: Быт. 18: 25; Втор. 4: 24; 32: 35; Пс. 5: 12-13; 7: 12-18; 9: 9; 10: 5-7; 95: 10; 144: 17; Притч. 3: 33; Мф. 12: 36-37; 16: 27; 25: 41-43; 1 Пет. 1: 17; Рим. 1: 18; 2: 6, 11; 3: 4; 10: 3; Еф. 6: 8; Тим. 4: 7-8; Евр. 6: 10; 10: 30 и др.

О высочайшей Божией премудрости (сочетающейся со всеведением), знающей высшие цели и средства к их достижению, также указано во многих текстах Ветхого и Нового Заветов: Иов. 12: 13; 28: 20, 23; Пс. 103: 24; Притч. 2: 6; 3: 19-20; 8: 22-30; Прем. 7: 21, 24-26; 9: 1-2, 9; Иер. 10: 12; Дан. 2: 20-22; Иак. 1: 5; Иуд. 25; Рим. 11: 33; 14: 26; 1 Кор. 1: 23-24; 2: 6-7; Еф. 3: 10-11; 1 Тим. 1: 17 и др.

Только благодаря Своей высочайшей премудрости, Господь умеет сочетать всеправедность с бесконечной преблагостью (добротой, милостью и любовью). Такое сочетание недостижимо для человека в земных условиях, когда суд и праведность часто противостоят милости и любви.

О бесконечной Божией доброте, премилости и преблагости, согласно которой Господь дарует тварям столько благ, сколько те способны принять, сказано в большом количестве текстов Библии: Пс. 24: 6-10; 102: 8-13; 103: 28; 117: 1-4; 135; 144: 9, 16, 17; Мф. 5: 45; 6: 26; 7: 11; 19: 17; Мк. 10: 18; Лк. 1: 72, 78; 6: 35; Деян. 17: 25; Иак. 1: 17; 1 Пет. 5: 10; Рим. 2: 4; 8: 32; 11: 22; 2 Кор. 1: 3; Еф. 2: 5; 1 Тим. 6: 17; Тит. 3: 4-6; Фил. 3 и др.

Бесконечная Божия доброта проявляется в даровании благодати тем, кто ее не заслужил, в милосердии к бедствующим и нуждающимся, в долготерпении и милости к грешникам.

Высшим проявлением Божией доброты есть любовь Божия. Бог возлюбил мир и человека, и это открывается нам только в Новом Завете, особенно из слов Христа:

- "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16);

- "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10: 11), "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15: 13);

- "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13: 34);

- "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14: 21);

- "...и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей" (Ин. 15: 9);

- "Бог есть любовь" (1 Ин. 4: 8);

- "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин. 4: 9-10);

- "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4: 16);

- "Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13: 11).

Как пишет митрополит Макарий в своем учебнике Православно-догматического богословия (http://www.hristianstvo.in/ru/content-128), "Святые Отцы и учители Церкви... чаще всего и с особенной силою восхваляли доброту Божию. "Если бы кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? - Ответ готов: мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1 Иоан. 4:8), и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени." " Св.отцы и учителя Церкви считали любовь самым существенным свойством в Боге, Бог весь есть доброта и любовь, так говорит митрополит Макарий.

Эта любовь Божия проявилась в искуплении Христом грешного человеческого рода. Святитель Филарет Московский говорит: "Христианин! Пройди путем, который открывает тебе раздирающаяся завеса таинств; вниди во внутреннее святилище страданий Иисусовых... Что там? Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому: Любовь Отца - распинающая. Любовь Сына - распинаемая. Любовь Духа - торжествующая силою крестною. Тако возлюби Бог мир" (Митрополит Филарет о тайне искупления. Архиепископ Никон (Рождественский), "Мои дневники", 1917. Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России М.: Сретенский монастырь, "Ковчег", 2001. http://www.pagez.ru/philaret/about007.php).

Даже правосудие Вседержителя есть одно из проявлений Его любви, когда ниспосылаемые Богом дары или наказания измеряются премудростью и благостью ради пользы и блага сотворенных созданий. Любовь Божия сочетается с Его правосудием, и правосудие примиряется с Его любовью. В своих поучениях преподобный Серафим Саровский говорит нам, что Бог человеколюбец, милостив к человеку, и сила любви Его - есть суть Его правосудия (Житие, пророчества и наставления Серафима Саровского чудотворца. Украинская Православная Церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2001).

Триипостасный Бог, Пресвятая Троица, есть любовь (1 Ин. 4: 8, 16), эта любовь проявляется как в отношении к миру и человеку, так и во взаимоотношениях Божественных Лиц. Отец любит Сына (Ин. 3: 35; 5: 20; 15: 9) и Сын любит Отца (Ин. 14: 31). Мы не можем постигнуть тайну внутритроической жизни, но то, что нам открыто в ней, есть любовь, бесконечная любовь между тремя Лицами, тремя Ипостасями, которая также изливается на всех существ, на всю тварь. Источник божественной любви сосредоточен в любви Лиц Святой Троицы Друг к Другу. И лучше всего это символизировано на иконе "Троицы" святого Андрея Рублева - в обращенности Лиц Божиих Друг к Другу, во взаимном совете Отца и Сына и Святого Духа.

 []

Пресвятая Троица - Триипостасное Божество. (Преподобный Андрей Рублев)

"Как утверждал [святитель] Кирилл Александрийский, именно любовь, вечно ходящая по кругу между Ипостасями, создает единство. Евангелие от Иоанна так определяет любовь: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). И любовь Сына к апостолам, к верующим в Него, не есть ли, в тайне домостроительства, эпифания того, что каждая Ипостась дарует другой? Вот что говорит Иоанн о вечном отношении двух первых Ипостасей: "Отец любит Сына и все дал в руку Его" (Ин. 3, 35). И еще: "И показывает Ему все, что творит Сам" (Ин. 5, 20). В этом внутреннем отношении жизнь каждого из Божественных Лиц отдана другому; так совершается познание Ими друг друга" (Митрополит Георгий (Ходр). Призыв Духа http://www.krotov.info/lib_sec/22_h/hod/r_01.htm).

Рассматривая лучшие иконописные произведения, мы должны помнить, что "иконография есть богословие в красках", а не просто иллюстрирование сюжетов священной истории, особенно это относится к иконе преподобного Андрея Рублева. Как пишет иконописец инок Григорий (Круг): "Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы" (Инок Григорий (Круг). Мысли об иконе. М.: Аксиос, АНО "Развитие духовности, культуры и науки", 2002. - 240 с.).

Но о чем же говорит и что исповедует непревзойденная икона Рублева? А она исповедует, что три Лица Божества едины, как три Ангела на иконе объединены большой внешней схожестью, личной беседой и престолом с жертвенной чашей на нем, символом евхаристической жертвы. А поскольку Евхаристия объединяет людей в Церкви и соединяет со Христом и Богом Кровью Богочеловека и Телом Его, то икона исповедует единение христиан в вере и любви, вплоть до любви жертвенной. Беседа же Ангелов показана в обращении Их Друг к Другу, во внимании второго (центрального на иконе) и третьего (справа на иконе) Ангелов голосу первого Ангела (слева). Ибо головы и фигуры тех двух Ангелов несколько склонены к первому, тогда как голова и фигура первого Ангела - прямые. Так что первый Ангел показывает Отца - источника Троицы, а двое других - Сына и Духа. А согласие Ангелов передано в жестах благословения Ими жертвенной чаши, что означает согласие воли Лиц Троицы. И еще важно, что все три Ангела наделены равными достоинствами, чего нет почти ни в одном изображении Троицы.

3 Ангельская иерархия, как отображение иерархии свойств Божиих

Тот факт, что любовь - высшее из существенных свойств Божиих, нашел свое отражение в иерархии созданного Богом духовного мира. Мы можем познавать существенные свойства Божества через изучение созданного Им тварного мира, "ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Рим. 1: 20), как говорил апостол Павел в отношении язычников. Которые могли бы постигать Творца, рассматривая видимый, материальный мир. Можно полагать, что и духовный ангельский мир, который ближе всего по природе к Божеству, также повествует нам о Боге, о Его существенных свойствах.

Давайте же обратимся к богословскому знанию об ангелах. Ангельский мир организован в иерархию, которая отражает порядок служения святых сил и умов своему Творцу. Высшей иерархией среди ангелов, согласно учению Церкви, являются серафимы, херувимы и престолы. Вероятно, именно служение этих ангелов открывает нам самые существенные свойства Божии. Что же означают имена этих ангелов, каковы их характеристики и кто из них к Богу ближайший?

Обратимся к источнику: "Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из пролога", к разделу "Собор Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных" (http://www.agiograf.globalfolio.net/dimitriy/month/nov21mihailarh.htm).

 []

Христос Вседержитель и ангельское воинство

По написанному в нем, "святой Дионисий Ареопагит, ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику" определил в ангельской иерархии девять чинов ("О небесной иерархии"). Это предание восходит к самому апостолу Павлу: "2 Кор. 12:2 - "Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба"." "Девять чинов ангельских разделяются на три иерархии, - в каждой по три чина - высшую, среднюю и низшую. Первую - высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы. Ближе всех к Творцу и Создателю своему предстоят боголюбивые шестокрылатые серафимы, как видел пророк Исаия, говорящий: Ис. 6:2 - "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал". Они огнеобразны, как непосредственно предстоящие Тому, о Котором пишется: Евр.12:29 - "потому что Бог наш есть огнь поядающий". Предстоя таковой славе, серафимы огнеобразны, по сказанному: Дан. 7:9 - "Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь". Исх. 24:17 - "Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий". Пс. 103:4 - "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий". Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к таковой же любви, как показывает и самое имя их, ибо "серафим" с еврейского языка значить: пламенеющий. После серафимов пред всеведущим Богом, живущим во свете неприступном, предстоять в несказанной светлости многоочитые херувимы, более иных низших чинов сияющие всегда светом богопознания, ведением таинств Божиих и глубины Его премудрости, сами просвещаемые и других просвещающие. Имя их - "херувим" - по переводу с еврейского языка значит: многое разумение или излияние премудрости, так как чрез херувимов другим ниспосылается премудрость и подаётся просвещение умных очес для боговидения и богопознания. Затем - пред Сидящим на престоле высоком и превознесённом предстоят богоносные (как называет их святой Дионисий Ареопагит) престолы, ибо на них, как на разумных престолах (как пишет святой Максим исповедник,) разумно почивает Бог. Богоносными же они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, тогда как плоть Иисуса, Христа, (как пишет святой Василий Великий), называется богоносною по существу, так как она соединена нераздельно с Самим Богом Словом. Престолы же называются богоносными не по существу, но по благодати, данной для их служения, - как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный суд, по сказанному Давидом: Пс. 9:5 - "ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный". Посему чрез них преимущественно проявляется правосудие Божие: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд".

Итак, ближе к Богу ангелы пламенеющей любви - серафимы, затем ангелы премудрости - херувимы, а затем уж ангелы правосудия - престолы, что можно понимать как иерархию существенных свойств Божиих - превыше всего любовь, затем премудрость, а потом уже правосудие.

Но любовь выше не только среди ангелов, но и среди людей, ибо высшим духовным свойством человека, как образа Божия, есть любовь: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4: 16); или гимн апостола Павла о любви (см. приложение - 1 Кор. 13: 1-8, 13).

Божественной силою любви побеждается грех и зло, любовью человечество восстанавливает падшее свое естество и роднится с Богом. Силою любви человек достигнет обожения - преобразования действием благодати Божией смертной природы человека в бессмертную, тленной в нетленную, освобождения человека от нравственных несовершенств и от физических немощей, одухотворения естества человеческого, дарования человеку власти над окружающей природой и над духовным миром человека, сообщения ему Божественной славы и величия, чтобы сделать человека достойным Царствия Небесного.

Заключение

Среди существенных свойств, энергий Божиих, таких как: всеправедность (бесконечное правосудие), высочайшая премудрость и бесконечная доброта (премилость, преблагость, любовь), доброта стоит на первом месте, ибо ярчайшее проявление доброты - Божественная любовь - превыше всего. А Божественное правосудие сочетается и примиряется с любовью благодаря Божественной премудрости.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Библейские тексты о всеправедности Божией (бесконечном правосудии), высочайшей премудрости и бесконечной Божией доброте (премилости, преблагости)

1) Всеправедность (бесконечное правосудие):

- (слова Авраама Господу) "не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18: 25);

- "Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель" (Втор. 4: 24);

- "Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен" (Втор. 32: 4);

- "У Меня отмщение и воздаяние" (Втор. 32: 35);

- "Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны" (Неем. 9: 33);

- "Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает" (Иов. 37: 23);

- "И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его" (Пс. 5: 12-13);

- "Бог - судия праведный, (крепкий и долготерпеливый,) и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими. Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего" (Пс. 7: 12-18);

- "Он [Господь] будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте" (Пс. 9: 9);

- "Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши; ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника" (Пс. 10: 5-7);

- "Он [Господь] будет судить народы по правде" (Пс. 95: 10);

- "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих" (Пс. 144: 17);

- "Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет" (Притч. 3: 33);

- "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф. 12: 36-37);

- "приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16: 27);

- (тяжкий приговор нелицеприятного Судии на Страшном суде) "...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня" (Мф. 25: 41-43);

- "И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего..." (1 Пет. 1: 17);

- "Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим. 1: 18);

- "Который воздаст каждому по делам его"... "ибо нет лицеприятия у Бога" (Рим. 2: 6, 11);

- "Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем" (Рим. 3: 4);

- "...не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией" (Рим. 10: 3);

- "...зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный" (Еф. 6: 8);

- "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4: 7-8);

- "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым" (Евр. 6: 10);

- "Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Евр. 10: 30).

Существует и множество других свидетельств слова Божия о бесконечном Божием правосудии.

2) Высочайшая премудрость:

- "У Него премудрость и сила; Его совет и разум" (Иов. 12: 13);

- "Откуда же исходит премудрость? и где место разума?"... "Бог знает путь ее, и Он ведает место ее" (Иов. 28: 20, 23);

- "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих" (Пс. 103: 24);

- "Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум" (Притч. 2: 6);

- "Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою" (Притч. 3: 19-20);

- (говорит Премудрость Божия) "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею..." (Притч. 8: 22-30);

- "Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего" (Прем. 7: 21);

- "Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его" (Прем. 7: 24-26);

- "Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека..." ... "С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир..." (Прем. 9: 1-2, 9);

- "Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса" (Иер. 10: 12);

- "да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан. 2: 20-22);

- "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему" (Иак. 1: 5);

- "Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки" (Иуд. 25);

- "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11: 33);

- "Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки" (Рим. 14: 26);

- "мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1: 23-24);

- "Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей..." (1 Кор. 2: 6-7);

- "...дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем..." (Еф. 3: 10-11);

- "Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков" (1 Тим. 1:17).

3) Бесконечная Божия доброта (премилость, преблагость):

- "Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов" (Втор. 7: 9);

- "с избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь [Бог твой] о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая [и исполняя все] заповеди Его и постановления Его [и законы Его], написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душею твоею" (Втор. 30: 9-10);

- "Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. Все пути Господни - милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его" (Пс. 24: 6-10);

- "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость (Господа) к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его" (Пс. 102: 8-13);

- "отверзаешь руку Твою - насыщаются благом" (Пс. 103: 28);

- "Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Да скажет ныне (дом) Израилев: (Он благ,) ибо вовек милость Его. Да скажет ныне дом Ааронов: "Он благ," ибо вовек милость Его. Да скажут ныне боящиеся Господа: (Он благ,) ибо вовек милость Его" (Пс. 117: 1-4);

- "Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его..." (Пс. 135);

- "Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144: 9);

- "открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению" (Пс. 144: 16);

- (о сочетании Божественного правосудия и Божией благости) "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих" (Пс. 144: 17);

- (об отеческой заботе Бога) "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5: 45);

- (еще об отеческой заботе Бога) "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6: 26);

- "если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7: 11);

- (о преблагом Боге) "Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19: 17; Мк. 10: 18);

- "[Господь] сотворит милость с отцами нашими..." (Лк. 1: 72);

- "...по благоутробному милосердию Бога нашего..." (Лк. 1: 78);

- "Он благ [даже] к неблагодарным и злым" (Лк. 6: 35);

- "Сам дая всему жизнь и дыхание и всё" (Деян. 17: 25);

- "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов..." (Иак. 1: 17);

- "Бог же всякой благодати..." (1 Пет. 5: 10);

- "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?" (Рим. 2: 4);

- "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим. 8: 32);

- "Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией..." (Рим. 11: 22);

- "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения..." (2 Кор. 1: 3);

- "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе..." (Еф. 2: 4-7);

- "...и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения..." (1 Тим. 6: 17);

- "Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3: 4-6);

- "благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа" (Фил. 3);

- "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3: 16);

- "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10: 11), "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15: 13);

- "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13: 34);

- "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14: 21);

- "...и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей" (Ин. 15: 9);

- "Бог есть любовь" (1 Ин. 4: 8);

- "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1 Ин. 4: 9-10);

- "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4: 16);

- "Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13: 11).

И, напоследок, гимн апостола Павла о любви:

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор. 13: 1-8, 13).

Январь 2010 г. - июнь 2013 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"