|
|
||
Сделана попытка дать определение исторической ответственности, рассматривая ее в духовно-религиозном измерении.*** Доклад предназначен для I Международной научной конференции "Историческая ответственность: от мифов прошлого к стратегиям будущего", 22-23 сентября 2016 г., ФГАОУ ВПО "Уральский Федеральный университет...". *** Ключевые слова: дехристианизация, духовно-религиозное измерение |
За основу анализа феномена исторической ответственности предлагается взять определение, данное в работе [4, С.6-12], адекватно раскрывающее основные черты феномена, если оставаться в рамках социальной философии, и если ограничиться светскими измерениями изучаемой проблемы. Вот это определение: историческая ответственность есть "социальный конструкт, аккумулирующий интергенерационную связь, возникшую между субъектами/общностями на основании их самоопределения в контексте некоторого исторического события и провоцирующую дальнейшую практику деятельности субъектов/сообществ с целью искупления реальной или потенциальной вины и достижения состояния исторической справедливости".
Но проблема оказывается глубже, если подвергать анализу историческую ответственность в религиозном измерении и соотносить с мессианскими идеями. Нельзя умалить решающий факт, что мессианство зародилось в недрах Ветхозаветной религии, а затем развивалось разными путями в Христианстве и иудаизме. Христианские и иудейские мессианские идеи противостоят друг другу. На всем протяжении истории мессианские движения мощно стимулировали историческую и социальную активность еврейского народа, а через него - и всего человечества [2]. Секуляризованные проявления мессианства и даже искажения мессианской идеи оставили неизгладимый след в мировой истории. Например, революция 1917 г. в России "под знаменем марксизма", попытки некоторых народов и их правителей установить в XX веке "новый мировой порядок", сионизм и возникновение государства Израиль, западная доктрина глобализации и "общечеловеческих ценностей", притязания некоторых религиозных сообществ на построение "мирового халифата". Но все это были тщетные попытки построить Царствие Божие на земле, основанные на иудейских идеях. Разве Христос-Мессия не показал человеку, что он не должен доверять идее "богоизбранного народа", "народа-спасителя", который возьмет на себя историческую ответственность или восстановит историческую справедливость? Тем не менее, такие идеи-претензии находят поддержку среди некоторых православных народов (см., например, сайт [3]). Быть членом "богоизбранного народа", "нового Израиля" означает быть членом Церкви Христовой, а не членом национальной или этнической общности. В противном случае такой мессианизм обречен тщетно строить Царствие Божие на земле, а об этом уже говорилось.
Уместно задать вопрос: почему не реализовалась прекрасная, но утопическая идея Ф.М. Достоевского о "народе-богоносце", который призван послужить всему человечеству ради воскресения и обновления всего рода людского? [1, С.486-487]. Не потому ли, что опасно смешивать Церковь Православную с каким-то одним православным народом? Пусть даже прав Достоевский, что в русском народе глубоко выражены такие духовные качества, как сочувствие всем народам, желание послужить человечеству, отсутствие самовозвышения. Но мыслитель, в своей приверженности почвенничеству, переоценил роль русского православного народа. В царской России времен Достоевского понятие "русский народ" могло иметь расширительный смысл и включать три близких славянских народа. Но и такое расширительное толкование не спасает ситуацию. Почвенничество привело мыслителя к идиллической переоценке русского общества. Святая Русь нам еще не дана, она только задана [1, С.487-489]. А вот удастся ли реализовать такой идеал - это большой вопрос...
С позиции христианского мессианизма нужно остро поставить вопрос: кто и как несет историческую ответственность перед будущими поколениями за процесс активной дехристианизации Европы? Или за усилия по дехристианизации православных народов? Кто ответит за пассивное соглашательство с актами дехристианизации? Не очевидно ли, что в результате терпят ущерб нынешние и потерпят ущерб будущие поколения в общечеловеческом масштабе? Разве достижения этической мысли превзошли этику Нагорной проповеди Христа-Мессии? Или превзошли хотя бы единственный ее пункт (Мф. 7: 12): "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними"?
Ответ возможен, в первую очередь, в духовно-религиозном измерении, а для этого необходимо выйти за рамки социальной этики и философии. В современной действительности феномен исторической ответственности политиками может использоваться для манипуляции общественным сознанием, для подмены духовных ценностей аксиологическими суррогатами. Определение исторической ответственности, данное в работе [4, С.6-12], необходимо дополнить: "религиозно-социальный конструкт...". При этом деятельность по "искуплению вины" будет включать положительный пример личной духовной жизни, а следом и социальные мероприятия по реабилитации Евангельской этики.
Но, необходимо помнить, что никакие социальные и социально-политические мероприятия не дадут ожидаемого результата, если сначала не начнется личный духовный труд тех, кто проводит эти мероприятия, и тех, кто руководит мероприятиями.
Православный народ с высокими духовными качествами, о которых выше говорилось, потенциально способен стремиться к Евангельским идеалам, но народ всегда ведут лидеры, ведет элита. И что касается этих последних, то горький исторический опыт показывает, что здесь нет оснований для оптимизма...
Но в ближайшем окружении каждый из нас способен (и обязан!) сделать все возможное, чтобы с доброй совестью встретить Христа. Это, пожалуй, единственная достойная задача для христианина.
Литература.
1. Зеньковский В.В. Апологетика. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010.
2. Мессианские движения [Электронный ресурс] // Электронная еврейская энциклопедия (КЕЭ, том 5, кол. 301-307). URL: http://www.eleven.co.il/article/12736 (дата обращения: 14.09.2016).
3. Мессианство [Электронный ресурс] // Материал из свободной русской энциклопедии 'Традиция'. URL: https://traditio.wiki/ (дата обращения: 14.09.2016).
4. Симонова И.А., Вострецов Е.Ю. Историческая ответственность в полигенеративной среде // Педагогическое образование в России. 2015. N5. С.6-12.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"