Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Введение в Г Х Ф. Парадоксы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь помещено введение в "Главы Христианской Философии" (ГХФ). Дана в общих чертах характеристика книги о христианской философии. Рассказано о парадоксах христианской философии.

ВВЕДЕНИЕ

После нескольких не совсем удачных попыток написать главы, посвященные христианской философии, я решился довершить задуманное. Назову книгу "Главы Христианской Философии".

Всю сознательную жизнь я стремился к цельному мировоззрению. После обретения веры во Христа Бога (мне тогда было 38 лет), и имея на плечах груз в полвека земной жизни, я утратил, наконец, все серьезные поводы, чтобы откладывать замысел на потом.

Для тех читателей, кто сподобился чистой веры, как у дитя, нет необходимости опускаться до моего уровня, уровня человека ищущего и нередко сомневающегося. Я ничего не смогу дать таким читателям, ведь они меня превзошли.

Моими читателями могут быть лишь подобные мне - ищущие и сомневающиеся. Ведь мы с вами, ищущие и сомневающиеся, еще мало сделали и мало чего постигли... Мы не постигли самих себя и не разрешили в себе противоречия разума и сердца, конфликт духа и плоти. И потому мы нуждаемся в работе всех душевно-духовных и душевно-телесных наших способностей. И автор нуждается в критике читателей...

Итак.

Православное богословие, христианская философия и наука, а также искусство, охватывая разные сферы познания и творчества, не должны вступать друг с другом в конфликт. Однако же это происходит. Конфликт проявляется в тех сферах, где пересекаются интересы богословия, философии и науки. Это означает, что человечество совсем еще не знает, как подступиться к решению ряда принципиальных задач. Речь идет о проблеме происхождения вселенной, солнечной системы и планеты Земля, возникновения живых организмов и человека; вопросе происхождения законов природы; о проблеме духовно-материальной природы человека; проблеме личности человека и ее реализации в добре, познании и творчестве; речь идет о вопросе страданий, зла, смерти, о смысле жизни и др.

Но богословие, как теоретическая часть религии, занимает более узкую сферу, чем религия. Философия и наука, будучи определенными проявлениями культуры, охватывают более узкие сферы, чем культура в целом. Но ведь и религия с культурой не должны вступать друг с другом в конфликт. Однако же это происходит...

Поиск истины - это драматический путь человечества и отдельного человека, путь длиною в жизнь, и длящийся всю историю народов.

Что или Кто есть истина? Здесь христианская философия предлагает подход, отличающийся от нехристианского дискурса. Если секулярная философия уповает на способности естественного человеческого разума (независимо от Христа), то христианская философия, зная о поврежденности нашего разума, уповает на преображение всех душевно-духовных и душевно-телесных способностей человека, живущего во Христе. Ведь христианство - это религия Логоса, это религия Слова. Христианская философия, свободно вытекающая из христианской веры, призвана заниматься познанием мира и человека во свете Христовом. Это нам задано, как задача, но еще не дано в виде готового решения.

Человек есть образ Божий, образ Христа. Но Христос обладал всеми человеческими способностями и силами души. Он чувствовал и воспринимал окружающую действительность зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом, мышечно-кинестетическим чувством... - также, как человек. Он обладал человеческой душой, сердцем и разумом, испытывал эмоции и чувства, рассуждал мыслями и говорил человеческими словами. Он напрягал Свою человеческую волю и обладал человеческой интуицией. Он переживал эстетическое чувство прекрасного. Он был совершенным Человеком. (И при этом был Богом.) И любой из нас также обладает всеми указанными способностями и силами души. Потому мы не вправе абсолютизировать какие-то одни способности и силы души в ущерб остальным. Мы не должны отдавать преимущество исключительно разуму или исключительно чувственному опыту, или только интуиции. Вот почему христианская философия должна стремиться гармонично использовать все познавательно-творческие таланты и силы человека, все наши душевно-духовные и душевно-телесные способности. Но при этом христианская философия должна оставаться философией, не превращаясь в науку или искусство, или богословие.

Указанный выше конфликт философии, богословия, науки, искусства, религии и культуры во многом обусловлен трагической дисгармонией познавательно-творческих способностей человека, неким помрачением разума, беспорядочностью чувств, расслаблением воли, притуплением интуиции, искажением ценностных ориентаций личности, всем тем, что богословие называет повреждением природы человека вследствие грехопадения.

О книге.

Каждая отдельная глава будет посвящена нескольким взаимосвязанным понятиям, занимающим важное место в философии, богословии и науке. В конце каждой главы будет указана основная литература, использованная мной, чтобы обозначить тот фундамент, на который я предпочел опираться. Это не значит, что список литературы указан исчерпывающим, поскольку я почти всегда использую и множество др.источников.

Чтобы ни у кого не создалось впечатления, что я претендую на законченную систему, сразу после введения сформулирую некоторые парадоксы христианской философии. Они отражают не только мое личное недоумение и недопонимание всего существующего в мире, но парадоксы находят параллели в тех вопросах, которые... дети задают к Богу.

ПАРАДОКСЫ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Чувствуете ли вы, что христианская философия парадоксальна по своей сути, как парадоксально само христианство, как парадоксален приход Христа?

Лично я все больше и больше это чувствую, и так думаю. Оказывается, и наши дети и внуки это чувствуют.

Однажды утром, 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы я снова стал свидетелем парадоксальности прихода Христа, и пережил понимание парадоксальности христианской философии. Мы шли мимо шикарного здания Меноры - еврейского культурного центра в нашем городе. Кто еще не знает, тому поведаю, что еврейский культурный центр в г.Днепре (Украина) считается чуть ли не самым богатым во всей Европе! И вот, напротив Меноры, стоит недостроенная православная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Она выглядит, как полуразрушенное или недостроенное здание, ведь церковь раньше ломали и переделывали под больницу, а ныне не завершен процесс восстановления. Итак, нищее ободранное здание церкви и... шикарная высотка Меноры.

Но, зазвучал громко колокол, зовущий на праздничное богослужение. Зазвучала жизнь в старых, не отремонтированных стенах. Пресвятая Дева Мария согласилась родить нам Богочеловека, и колокол напоминал людям об этом событии, о Благовещении.

Богатое иудейство и нищее христианство! Ожидание земного рая и ожидание Царства Небесного. Роскошный соломонов-иродов храм и храм Тела нищего Плотника из Назарета... Всемогущий Отец и презренный Сын... Но, никто не приходит к Отцу, как только через Сына!

Вот вам и парадокс.

Парадоксы христианской философии подчеркивают неожиданные повороты христианской мысли, неожиданные выводы христианского дискурса. Они есть главные неустранимые противоречия живой христианской мысли и результаты борьбы чувств и прозрений интуиции, затрагивающие основы мироздания и человека.

Ведь что такое парадокс? В широком смысле это есть неочевидное высказывание, истинность которого устанавливается довольно трудно. В более узком смысле парадокс есть ситуация, когда логически обоснованное заключение противоречит ранее принятым утверждениям.

Например, рассмотрим первый парадокс.

Если Бог - всеблаженный, ни в чем не нуждающийся, обладающий всем богатством Своей сущности (природы), ни в чем не ограниченный и всесовершенный во всем, премудрый и живущий внутритроической жизнью в любви трех Личностей (Отца, Сына и Духа), то...

...То зачем Он сотворил этот мир и человека, которые не обладают ни полным совершенством сущности (природы), ни способностью к совершенной любви? Ничто в мире не обладает ни полной мудростью, ни справедливостью, ни вечностью, но все сотворенное есть ограниченное. Сказанное относится ко всем тварям: ангелам ли, человеку ли, живым организмам ли, вселенной в целом.

Ведь сотворив из ничего мироздание, Бог практически ничего не добавил к тому совершенству и красоте, премудрости и любви, которыми Он обладал изначально, и продолжает Сам в Себе обладать! Для тех, кто знаком с математикой: попробуйте к бесконечной величине добавить величину конечную, и вы увидите, что бесконечность от этого никак не изменилась... И даже если эта конечная величина (человек) будет стремиться к совершенству Отца, постепенно возрастая, она навсегда останется величиной конечной, и от этого бесконечность (Бог) нисколько не изменится... Зачем же Бог пожелал сотворить вселенную и человека? Парадокс.

А что по этому поводу думают дети? Как они чувствуют разрыв между человеком и Богом? "А мы не игрушки Твои?", "Почему жизнь даешь Ты, а отнять ее может любой?", "Вообще-то я не верю в Тебя. Вот скажи, почему люди не вижут Тебя?", "А я есть на самом деле?" - вопрошают малые дети.

Рассмотрим второй парадокс.

Если Бог премудро знал, что человек будет неустойчив в добродетели, причем, катастрофически неустойчив (!), и Ему необходимо будем воплощаться во Христе и пройти мучения и смерть ради спасения человека, а человек все равно будет грешить и грешить даже после Воскресения Христа и схождения Св.Духа, то...

...То зачем Он сотворил такого человека, который неблагодарен, злонравен, любитель грешить, сам мучающийся в земной жизни и мучающий ближнего своего, и за грехи рискующий попасть на вечные муки в геенну, в ад, рискующий никогда больше не увидеть Бога?

Ведь большинство христиан практически не имеют живой веры, а те кто верует, часто сомневается. И огромное количество народов не признают Христа вообще. Как же они - дети Адама - увидят Отца, если отвергают Сына? Ведь нашей испорченной ныне природе (сущности) греховное удовольствие сладко и притягательно, остро и желанно, и мы не хотим и не можем ему противостоять... Ведь личности людей разобщены и не хотят общения в любви, подобного общению трех Лиц Бога. Зачем же Богу понадобился столь неустойчивый в добре человек? (И даже многие ангелы оказались неустойчивы и отпали от святости и стали бесами...) Итак, подавляющее большинство людей рискуют вечной мукой, но Бог их всех для чего-то сотворил. Парадокс.

Вот и малые дети это понимают. Они пишут Богу вопросы: "За что Ты наказываешь добрых людей?", "Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?", "Можно мне не умирать, а?", "Как это: на все воля божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну?", "Сделай так, чтоб на Земле сломалось всё оружие", "Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?", "Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?", "Пусть на Земле никто никогда не плачет", "Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?", "Разве счастье положено не всем людям?".

Можно сформулировать и другие парадоксы.

Например, третий парадокс. Зачем ради человека Бог создавал столь огромную безжизненную вселенную, не заселенную разумно-свободными существами? Неужели нам еще предстоит осваивать всю громаду Метагалактики и долго-долго тянуться к Богу, выискивая Его в красотах и законах мироздания? Ведь сотворение человека и его спасение Христом произошли исключительно на Земле, а не на Марсе или других планетах. Или нам предстоит встретиться с другим разумом и волей, другими разумно-свободными существами? Но как тогда понимать смысл всего творения и спасения, и нужен ли этим "инопланетянам" Христос? А если человек до второго пришествия Христа не успеет освоить Метагалактику и все огромное пространство-время, то будет ли он осваивать Вселенную после - под новым небом, на новой земле? Ведь новый преображенный мир, нетленный, где не будет страданий и смерти, этот мир должен сильно отличаться своими качествами и законами природы от нынешней вселенной. Будет ли какая-нибудь преемственность науки и всего знания в таком случае? Ведь если бы Бог исключал возможность дальнейшего познания человеком мироздания в Царствии Небесном, то зачем тогда Ему обещать нам не только новое небо, но и новую землю, воскрешенные тела каждому из нас, древо жизни в Небесном Иерусалиме, дающее плоды верным и съедобные листья другим народам (для их исцеления)? Зачем тогда Ему понадобилось принять на Себя всю природу человека вместе с телом человеческим, да еще и остаться навечно Богочеловеком с нетленным телом, имеющим все телесные лучшие человеческие возможности: смотреть глазами, слышать ушами, творить руками? Не для того ли, чтобы человеку возделывать сад в новом раю и осваивать новую землю и воскресить всех живших тварей... Парадокс. Тайна пространства-времени и всего сотворенного. Наверное, и дети чувствуют парадокс: "Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?", "Куда уходит время? В седину?", "Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальнейший человек произошел от обезьяны?"

Или еще один парадокс. Зачем Бог попустил существование и процветание других религий, не признающих Христа? Или признающих Его частично (как ислам)? Или зачем Бог попустил раскол единого христианства на множество церквей и конфессий? Ведь во всех подобных случаях люди склонны спорить об истине, порой спорить с ожесточением, вплоть до кровопролития! Не для того ли, чтобы одни глубже познали Христа, а другие сознательно отвергли? "У католиков один Бог, у мусульман - другой, у иудеев - третий, у лютеран - четвертый, у православных - пятый. Да сколько же вас там?", "Сколько верующих среди верующих?", - спрашивают дети.

Итак, обращая внимание читателя на фундаментальные парадоксы христианской философии, я хочу подчеркнуть следующее. Христианская философская мысль есть живая, творческая деятельность по открытию, осознанию и переживанию истины. А истина и путь и жизнь у нас заключены в Богочеловеке, Который есть неисчерпаем по Своей сущности и в проявлениях Своей Личности, и в действиях Своих энергий. Благодаря Ему мы Духом Святым бываем научены.

Использованная литература

1. Протоиерей Василий Зеньковский. Основы христианской философии. Режим доступа:

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkovskij/osnovy-hristianskoj-filosofii/1_1.

2. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп.Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова. - 5-е изд., испр. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. - 464 с.

3. Парадокс. Философский энциклопедический словарь. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.Аверинцев и др. / 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. - 815 с., С. 461.

4. Скосарь В.Ю. Парадоксы христианской философии. (2017 г.) Режим доступа: http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/.

5. Дымов М. Дети пишут Богу. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/deti_bogu.txt.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"