Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Духовное состояние человечества в ожидании Спасителя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, как человек стал сам себе "богом"...

ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

История рода человеческого с момента грехопадения прародителей и отдаления человека от Бога стала великой трагедией. Причем трагедией, как на уровне каждой отдельной личности, так и для всего общества. Не только иудейский народ, больше всех ожидавший Спасителя, но и многие другие народы, живущие в Средиземноморье и его окрестностях, объединенные властью римлян, переживали духовный кризис. В те времена грех в языческом, эллинском мире возрос до пределов. Это были времена, непосредственно предшествующие Рождеству Христову, и вскоре после Рождества, пока свет христианства достигал отдаленных мест и народов. Именно тогда духовное состояние человечества требовало Божьего вмешательства, Божией помощи.

Когда враг человека - дьявол - позавидовал человеку, его дарованному от Бога бытию, он соблазнил прародителей обещанием, что они станут подобными Богу, "как боги" (Быт. 3: 5), причем немедленно и самостоятельно, без Божьего руководства. Духовный рост, который Бог предназначил человечеству в постепенном процессе, в совместном действии Божией благодати и человеческих усилий, теперь этот рост казался возможным легко и сразу, без особых усилий. Таков был обман древнего змия. И человек поддался обману и стал "богом", но в уродливом виде! Вместо Бога человек в центре своего духовного мира поставил себя. И тем самым нарушил гармонию в себе образа Божия и побежденного грехом своего естества. Но, защищаясь от остроты конфликта в себе, человек предпочел создать себе иллюзию, что он в самом деле бог; до такой степени дошел его эгоцентризм.

Ко времени Рождества Христова религиозно-философская мысль человечества уперлась в тупик, а падение нравственности привело практически к полному разложению. Люди повсеместно творили из различного материала идолов - статуи и изображения богов, молились им, почитали и приносили жертвы. Римские императоры обожествляли себя и тоже требовали божеского поклонения, отличаясь при этом жестокостью, жадностью, коварством, властолюбием. Человечество стало усиленно обожествлять свои собственные страсти и воздавать им божеские почести. Эти страсти переносили на богов, чтобы оправдать себя, а именно: погоню за богатством, воровство, обман, ссоры, разврат, пьянство и пр. Так, Ксенофан в свой апологии говорил: "Гомер и Гесиод наделили богов всем, что у людей позорно и порицаемо: красть, прелюбодействовать и друг друга обманывать...". Все это усиливало падение морали и нравственности, а доброта, сострадание и милосердие оскудевали как среди варваров, так и среди просвещенных греко-римских народов.

Фактически все государства того времени были рабовладельческими. В них было много жертв необузданного человеческого эгоизма - рабов. Рабов становилось даже больше, чем свободных людей. Хозяин имел практически бесконтрольную власть над своим рабом: он мог сурово наказать раба или убить. Даже у иудейского народа было рабство, хотя и смягченное ветхозаветными законами, например, хозяин не имел власти над жизнью и смертью раба, не имел права его пытать; по прошествии же шестилетнего срока, на седьмой год, раб снова обретал свободу. У многих народов уничижение и окончательное обесценивание человеческой личности было тотальным и повсеместным. Например, в демократическом городе Афинах, согласно переписи, произведенной при Димитрии Фалерийском в 303 году до Р.Х., значилось четыреста тысяч рабов при общем количестве жителей пятьсот тысяч. Самые выдающиеся умы античности считали, что рабство естественно. Так свет их разума помрачался мрачной атмосферой, в которой они жили. Не были исключением в этом смысле ни великий Платон, ни великий Аристотель. Только некоторые стоики осуждали рабство, но ничего не могли исправить. Во времена владычества Рима хозяева могли равнодушно заколоть рабов, чтобы позабавить сотрапезников во время пьяных оргий, могли порезать и скормить животным. Могли жестоко пытать, бросать на растерзание диким зверям или заживо сжечь - для зрелищности. Множество рабов-гладиаторов погибало на аренах амфитеатров, порой в течение месяца гибло до двадцати-тридцати тысяч рабов. Во время триумфа, который отмечал один из самых замечательных императоров Рима Траян в честь победы над даками, было убито десять тысяч рабов (101-106 годы по Р.Х.). По утверждению римского историка Гайа Светония Транквилла, часто хозяева оставляли больных рабов на одном островке посередине реки Тибр, где возвышалась статуя бога врачевания Асклепия, чтобы несчастные умирали там без всякой помощи. Иногда, впрочем, в качестве исключения в тех же Афинах относились к рабам со снисхождением (о чем свидетельствуют Еврипид и Ксенофонт).

 []

Богоматерь с Младенцем (Васнецов)

Языческое общество все более и более любило роскошь и сладострастие. Не последнюю роль здесь сыграла философия Эпикура и Аристиппа Киренейского. Люди стремились всячески услаждать плоть: комфортом, трапезой, вином и пр. Обожествлялись не только человеческие страсти, но даже скотские инстинкты. Римская цивилизация только в первые века существования опиралась на здоровые нравственные установки. Но постепенно, по мере обогащения вследствие удачных войн, произошло разложение нравов. О нравственном падении Рима в первом веке до Р.Х. написано в труде римского писателя Гайа Саллюстия Криспа "О заговоре Катилины" (во введении). Когда римляне в 146 году до Р.Х. завоевали Грецию, они сделали Коринф политическим и торговым центром, в котором стал процветать разврат. Например, в храме Афродиты в Коринфе находилось более тысячи проституток, по сообщению географа древности Страбона. А что говорить о содомской (гомосексуальной) "любви", которая стала считаться чуть ли не более нормальной, чем межполовые отношения? "О том, что они делают тайно, стыдно и говорить", писал позже апостол Павел (Еф. 5: 12). Получили большое распространение нечестивые браки и кровосмешения с матерями, братьями и дочерями, как писали Страбон и Агафий. В первом веке римский стоик Сенека говорил: "Все было полно злом и преступлениями. Соревнование в творении зла было ужасно: злые дела больше не совершались тайно, но творились перед всеми".

Во многих обществах семья находилась в глубоком кризисе. Узы брака настолько ослабели, что рвались, как паутина. Они обесценились до обычной сделки, регулируемой страстью и материальной выгодой. "Люди женятся, чтобы развестись, и разводятся, чтобы жениться. Есть в Риме знатные матроны, которые считают свои года не по числу консулов, а по числу супругов, которых они меняют каждый год", отмечал философ Сенека. Развод рассматривался как естественное последствие брака, в итоге чего ослаблялись и узы, связывающие родителей с детьми. Много стало рождаться детей в незаконном браке, каковых сами матери нередко убивали или же оставляли на дорогах на смерть. Разложение семьи способствовало разложению общества. Только в Фивах было запрещено выбрасывать детей, как писал Элиан. Даже законы мудреца Солона и даже умнейший Платон разрешали убийство новорожденного родителями. До массового распространения христианства родители в греко-римском обществе часто бросали своих детей диким зверям и хищным птицам, душили их собственными руками, чтобы не заниматься их содержанием и воспитанием, о чем писали Тацит и Минуций Феликс. Обличая подобные нравы, Тертуллиан в своем выступлении перед римским сенатом, говорил: "Нет из вас ни одного, кто бы не предал смерти своих детей, кто не удушил бы их, кто не уморил бы их голодом или выбросил на снег, или оставил на произвол судьбы, или бросил псам и хищным птицам" ("Апология").

У людей совсем утратилось человеколюбие. Не было общественных учреждений, которые заботилось бы о бедняках, больных, стариках или сиротах. Люди, которые принадлежали к одному народу, ненавидели и презирали тех, кто принадлежал ко всем прочим - для них последние были врагами и варварами.

Людей повсеместно охватывали отчаяние и пессимизм. Многие прибегали к самоубийству, которое даже рассматривалось как доблесть. А пример в этом подавали наиболее значительные личности того времени. Самоубийство не осуждал даже и образованнейший и мудрый Плутарх.

Казалось бы, народы и общества от века к веку становились более цивилизованными, но зло, наоборот, преумножалось. Языческие религии пришли в упадок и только разжигали страсти, множили пороки. И все это было лишь внешним проявлением внутренней трагедии дохристианского человека, его отстраненностью от Бога. Его эгоцентризма, его "независимостью" от Бога. Самые лучшие умы той эпохи скептически относились ко всем религиям, не веруя в истинность их. И большинство людей утратили веру во что-либо светлое, но лишь формально исполняли религиозные ритуалы. Все гении философии и мудрецы древности: Фалес Милетский, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и др. - тщетно старались сделать людей добродетельными и счастливыми, все их благие намерения не увенчались успехом. Неопифагорейцы не смогли с помощью египетских жрецов вернуть народу религиозное чувство к отеческим богам, а неоплатоники не смогли аллегорическим толкованием мифов нивелировать дурные качества языческих богов. А иногда даже великие мудрецы способствовали тому, что разрастались безбожие, упование на материальное благополучие, обжорство, пьянство и разврат. Например, известнейший латинский оратор Цицерон писал: "На кого из философов может кто-нибудь показать как на живущего, как того требует правое слово? Ты бы увидел, что одни жаждут денег, другие славы, многие же суть рабы удовольствий, так что жизнь их враждует с их словами, что мне кажется худшим из всего". Духовное бессилие человека точно выразил философ неоплатоник Плотин, сказавший: "когда люди не могут возвыситься до богов, боги должны спуститься к людям".

Ибо проблема коренилась внутри каждого человека и требовала избавления каждой отдельной человеческой личности от жала смерти - греха (1 Кор. 15: 56) и обращения ее к вечной жизни, к Богу. Это могло быть осуществлено только Самим Богом. И, по всей видимости, лучшим способом избавления от духовного упадка могло быть только боговоплощение - принятие Богом на Себя нашей человеческой природы и, через это, ее обожения. Потому и пришел в мир Иисус Христос - Бог и Человек в одной ипостаси, Богочеловек. Но все это - великая тайна Божия, которую мы до конца постигнуть не можем.

Рождество Христово, произошедшее в истории человечества, дало основу нашего спасения и обожения. Теперь Христос должен родиться в сердце каждого человека, чтобы на помощь человеку пришла Божия благодать. История показывает, что ни жизнь в самом развитом обществе, ни даже принадлежность к духовной элите общества не дают человеку сил и способностей не только улучшить мир, но исправить хотя бы самого себя. Человек так и не стал богом, несмотря на весь научно-технический и культурный прогресс. Только со Христом он может достичь обожения, стать богом (по благодати).

Человеку необходимо духовно трудиться. В совместных усилиях человека и действиях Божией благодати (благодати Святого Духа), только в этой синергии возможно достичь спасения и обожения. Для того и создал Спаситель Церковь Свою, даровал ей Божию благодать, которая действует через каждое таинство, слово Божие, через литургию и богослужения, через проповедь священников, через личный пример благочестивых христиан. И все это должно быть пережито человеком, и сопряжено с личными усилиями в подражании святым, в подражании Божией Матери и Самому Христу.

Потому пожелаем всем накануне Рождества Христова светлой радости и надежды, обретения и укрепления веры христианской, веры православной! А вместе с Богом мы в силах решить любую задачу.

Январь 2012 г.

См. ИИСУС ХРИСТОС. ОЖИДАНИЕ НАРОДОВ ЗЕМЛИ. Православный приход храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, Изд-во "Синтагма", 2001. - 160 с. По благословению обители святителя Николая в Буразери (Святая гора Афон). Перевод с новогреческого Д.Кикот).


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"