Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Этюд о природе (11). Всепроникающее физическое поле

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О всепроникающем физическом поле, пронизывающем пустое пространство и вещество. И о всепроникающей способности Божией, о Божием вездесущии и Божием всеведении

ВСЕПРОНИКАЮЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Вещество и поле - два основных вида материи, существенно различающиеся на макроскопическом уровне. Под веществом понимают совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя - это атомы, молекулы и все то, что из них построено. Молекулы построены из атомов, атомы построены из элементарных частиц: протонов и нейтронов, формирующих ядра атомов, и электронов, создающих оболочки вокруг ядер. Физическое поле, как физики его понимают, вид материи, характеризующейся непрерывностью и нулевой массой покоя. Наиболее известные поля - электромагнитное и гравитационное. Поля можно описать непрерывными силовыми линиями, распределенными в пространстве и показывающими направление вектора напряженности поля. На уровне элементарных частиц (на микроскопическом субатомном уровне) различие между веществом и полем становится относительным. Поле утрачивает непрерывный характер и в нем проявляются дискретные образования - кванты поля. А вещество на уровне элементарных частиц также утрачивает свой чисто дискретный характер, но приобретает непрерывные волновые свойства.

Но для большинства случаев очень удобно и наглядно использовать представления классической физики, рассматривающей вещество, как совокупность частиц, а физическое поле как множество непрерывных силовых линий.

Физические поля не ограничены объемом, как вещество (твердое тело, жидкость), но распространяются на все неограниченное пространство, постепенно убывая в напряженности. Поля проникают и пронизывают практически все, даже самое плотное вещество. Почему? Потому что вещество лишь на макроскопическом уровне представляется плотным и непроницаемым. А на уровне атомов вещество характеризуется значительными пустотами между атомами. Так, основная масса атомов и всего вещества (примерно 99,975 %) сосредоточена в ядрах, имеющих размер 10 в минус 12-й - 10 в минус 13-й степени см. А межъядерные расстояния в твердых телах и жидкостях составляют, как правило, не менее 10 в минус 8-й степени см, т.е. в десятки и сотни тысяч раз больше. Эти пустоты заполнены электронами, размеры которых неопределенно малы, и которые не мешают полям проникать в вещество.

Рассмотрим основные примеры проникновения физических полей в вещество.

Начнем с электрического поля. Постоянное внешнее электрическое поле не проникает в объем изолированных проводников, но только лишь в поверхностную часть объема. С чем это связано? Дело в том, что под действием электрического поля происходит перемещение свободных зарядов в проводниках; в конце концов, эти заряды размещаются на поверхности изолированного проводника так, что компенсируют действие поля внутри проводника, и только поверхностная часть проводника пронизывается внешним полем. Но это идеальный случай, поскольку в природе практически не бывает постоянных полей. Все поля, как правило, изменяются во времени, а переменное поле частично проникает и в изолированные проводники, постепенно затухая от поверхности проводника.

Постоянное электрическое поле пронизывает все диэлектрики, уменьшаясь внутри их на коэффициент, называемый диэлектрической проницаемостью. Почему поле уменьшается внутри диэлектрика? Дело в том, что электрическое поле перераспределяет электрические заряды в диэлектрике, приводя к поляризации диэлектрика. Механизмы поляризации бывают разными. В ионных кристаллах (поваренная соль NaCl и др.) поляризация происходит в результате сдвига ионов друг относительно друга (ионная поляризация); в кристаллах с ковалентной химической связью (алмаз и др.) поляризация происходит из-за смещения электронов, осуществляющих химическую связь (электронная поляризация); в полярных диэлектриках (твердый H2S, многие жидкости и газы) молекулы, которые являются электрическими диполями и хаотически ориентированы, приобретают преимущественную ориентацию вдоль поля (ориентационная поляризация).

 []

Поляризация диэлектриков: а - ионная, б - электронная, в - ориентационная

(взято из книги Физический энциклопедический словарь. - М., 1984. - 944 с.)

Поляризация диэлектрика приводит к тому, что в нем создается поле, противоположное внешнему, и приводящее к ослаблению последнего. Так внешнее постоянное электрическое поле проникает сквозь диэлектрики, но ослабляется внутри них.

Перейдем к магнитному полю. Постоянное магнитное поле проникает во все диамагнетики, немного уменьшаясь внутри них на коэффициент, называемый магнитной проницаемостью, который незначительно отличается от единицы. Это связано с тем, что внешнее магнитное поле намагничивает диамагнетик навстречу этому полю, что в итоге несколько уменьшает поле внутри диамагнетика. Считается, что диамагнетизм, как свойство намагничиваться против внешнего поля, присущ всем веществам. При внесении тела в магнитное поле в электронной оболочке его атомов, по закону электромагнитной индукции, возникают индуцированные круговые токи (дополнительное круговое движение электронов). Эти токи и создают индуцированный магнитный момент и магнитное поле, направленные против внешнего магнитного поля. Причем это не зависит от того, имелся ли у атома собственный магнитный момент или нет. К чистым диамагнитным веществам (диамагнетикам) относятся, например, такие газы, как азот и водород, жидкости - вода, ацетон, глицерин, твердые тела - германий, поваренная соль, нафталин.

Вещества могут быть не только чистыми диамагнитными, но и проявлять парамагнитные или ферромагнитные свойства. У парамагнетиков, которые в отсутствие внешнего поля немагнитны, намагничивание происходит вдоль поля, поэтому магнитное поле внутри них несколько усиливается. Почему так происходит? Дело в том, что атомы парамагнетика обладают собственным магнитным моментом, но в отсутствие внешнего магнитного поля ориентация магнитных моментов хаотическая и в сумме магнитный момент равен нулю. Под действием внешнего магнитного поля магнитные моменты атомов ориентируются преимущественно по направлению поля. К парамагнетикам относятся, например, алюминий, литий, натрий, калий, кислород и др. У ферромагнетиков, обладающих самопроизвольной намагниченностью ниже критической температуры Кюри, намагничивание также происходит вдоль поля. В них магнитное поле существенно увеличивается - до 10 в 4-й - 10 в 5-й степени раз, поскольку в этих веществах все магнитные моменты атомов параллельны. К ферромагнетикам относится ряд металлов: железо, кобальт, никель и др., а также некоторые химические соединения.

А теперь скажем о гравитационном поле. Поскольку для гравитационного поля нет ни противоположных зарядов, ни диполей, оно свободно проникает в любое вещество. Ничто не может служить препятствием для гравитационного поля в известном современной физике мире. Оно всепроникающее.

Посмотрим теперь на духовный аспект рассматриваемого вопроса. Всепроникающая способность физического поля указывает нам на истины более высокого порядка - на всепроникающую способность Божию, ибо если нечто сотворенное, а именно физическое поле, всепроникающее, то тем более всепроникающей способностью обладает Творец всяческих, который присутствует везде.

Так поговорим же о том, что Бог вездесущ. Об этом нас учит Священное Писание. В Псалтыри читаем: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет" (Пс. 138: 7-12). Святитель Афанасий Великий, толкуя 138-й псалом, учит: "Смысл же речи таков: Ты все объемлешь, Господи, все предварительно знаешь, повсюду присущ, и все наполняешь как Бог. Что же будет со мною, если прилучится впасть мне в какой-либо грех и настанет нужда спасаться бегством, когда все объято Тобою, Господи?" (Толкование на псалмы).

О вездесущии Божием учит и Новый Завет. В Деяниях Апостолов находим: "...дабы... [люди] искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас" (Деян. 17: 27). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя это место, пишет: "Итак, во всякое время и во всяком месте можно обрести Господа. Бог так устроил, что мы не встречаем препятствия в этом ни со стороны места, ни со стороны времени... Господь так близок к нам, говорит апостол, что без Него невозможно жить..." и продолжает, что близость Господа можно проиллюстрировать посредством чувственного примера: невозможно не знать, что воздух разлит всюду, и находится не только близ каждого из нас, но и в нас самих (Толкование на Деяния Апостолов). В XII-ом веке учитель Церкви приводит пример всепроникающего воздуха, мы же с вами, в XXI-ом веке говорим о всепроникающем физическом поле.

О том, что Бог вездесущ и наполняет не только тело, но и душу человека и дух ангельский, пишется в посланиях апостола Павла: "Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15: 28) - Бог будет "все во всем"; "...все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1: 22-23) - Господь наполняет "все во всем". Комментируя послание к Коринфянам, блаженный Феофилакт Болгарский учит: "...когда не будет греха, очевидно, что Бог будет все во всех. Тогда не будут уже многие из нас вдаваться в нечистые побуждения и страсти, не имея в себе ничего божественного или имея оного мало, но все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его" (Толкование на первое послание к Коринфянам). Т.е. Бог проникает в нас, а мы вмещаем Его в себе, не в полной, конечно, мере, но сколько возможно уму и сердцу человеческому и духу ангельскому.

Итак, Бог вездесущ и присутствует везде. Но особо Он пребывает на небесах, в храме и в сердце человека. Все легко пронизывается Божеством, кроме разве что души человеческой. И если человек согласен творить волю Божию, то Бог как бы усиливается в душе человека, как магнитное поле в пара- и ферромагнетиках, а если человек идет против воли Божией, то Бог словно бы уменьшается в такой душе, как электрическое поле в диэлектриках и магнитное поле в диамагнетиках...

Если Бог вездесущ, проникает легко сквозь все пространства и времена и все преграды, то отсюда может напрашиваться предположение, что Вседержитель всеведущ, знает все, проникая Своим умом всякую вещь. Об этом мы уже приводили мысль святителя Афанасия Великого: "Ты все объемлешь, Господи, все предварительно знаешь, повсюду присущ". И об этом нас учит Священное Писание, когда говорит о премудрости Божией, физически и духовно проникающей весь мир: "...премудрость [Божия] подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает" (Прем. 7: 24), т.е. Господь везде и все знает. О всеведении Божием есть и другие тексты Библии.

 []

Всевидящее око Божие

"С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их" (Пс. 32: 13-15). Святитель Василий Великий, комментируя 32-й псалом, пишет: "Не теряй из вида сего высокого Зрителя, не теряй из вида Приникающего свыше на дела человеческие. Куда ты ни идешь, что ни делаешь, во тьме ли, или среди дня, надзирает над тобою Божие Око..." и далее пишет, что Господь вникает не только в дела, но и в "слова, и мысли, и вообще всякое движение человеческое" (Беседы на псалмы). А святитель Афанасий Великий учит: "Один Бог знает сердца человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (Мф. 9, 4)?" (Толкование на псалмы).

Бог видит не только сынов человеческих, но и всю живую тварь, ибо Он говорит: "Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною" (Пс. 49: 11). И вот не менее сильное свидетельство всеведения Божия: "Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение (Твое), - высоко, не могу постигнуть его!" (Пс. 138: 1-6). В своем толковании святитель Афанасий Великий пишет: "Если и движение помышлений известно Богу, то тем паче имеет Он ведение о том, как проходим жизнь... Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла..." (Толкование на псалмы).

О всеведении Божием говорится и в Новом Завете.

"...Бог больше сердца нашего и знает всё" (1 Ин. 3: 20). Блаженный Феофилакт Болгарский комментирует: "Если же мы во время греха не можем укрываться от совести своей, которая ограниченна, как и человек существо ограниченное, то тем более не можем укрыться от Бога, беспредельного и вездесущего" (Толкования на Соборные апостольские послания). В этом комментарии интересно и то, что всеведение Божие связано с Его вездесущием.

"И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр. 4: 13). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: "Не только, говорит, испытует и ведает сердца людей, но хотя бы ты указал на ангелов и архангелов, на херувимов и серафимов, все открыто пред Ним. Ничто не может укрыться от Его очей" (Толкование на послание к Евреям).

 []

Богородица Всевидящее око

Итак, по аналогии с физическим полем, проникающим электро-магнитным или всепроникающим гравитационным, против которого нет преград в известном физическом мире, мы рассмотрели с вами всепроникающую способность Божию, Божие вездесущие и Божие всеведение. Это и было целью настоящего этюда о природе.

Июнь 2009 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"