Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Историческое Время и Смысл Истории. Historical Time and Sense of History

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подчеркивается актуальность проблемы исторического времени и смысла истории. Сущность времени усматривается в характеристиках соответствующего ему процесса, а типы времен иерархически организованы по типам процессов, причем типы времен находятся в определенном соответствии друг с другом. Утверждается, что историческое время находится в самом тесном соответствии со временем Богочеловеческого процесса, направляемого Промыслом Божиим. Ключевые слова: сущность времени, иерархия типов времен, смысл истории, Богочеловеческий процесс. The summary. The urgency of issue of historical time and sense of history is underlined. The essence of time is seen in characteristics of relevant process, and the types of times are hierarchically organized on types of processes, and types of times are in certain conformity with each other. It is accreted that historical time is in closely conformity with the time of Bogochelovechesky (God-Manhood) process directed by Providence. Keywords: essence of time, hierarchy of types of times, sense of history, Bogochelovechesky process. **** Статья направлена на Международный методологический семинар АНТРО - Ассоциации научной теории развития общества, который состоится 14.01.2015 в г. Перми.

ББК 87.2; 87.6; 86.37

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И СМЫСЛ ИСТОРИИ

HISTORICAL TIME AND SENSE OF HISTORY

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

Вступление.

Человеку, живущему во времена социальных кризисов и переломных моментов истории, естественно проявлять живой интерес к таким проблемам, как смысл истории, суть закономерностей развития общества, характер исторического времени и т.п. Многим из нас - представителей поколений среднего возраста и старше, довелось пережить распад СССР, разочарование в прежних ценностных ориентирах, ломку привычного уклада жизни, резкую смену информационного и идеологического давления и многое другое, что случается во "времена перемен". Мы просто не можем не интересоваться исторической проблематикой. А резкое ухудшение взаимоотношений между братскими народами - украинским и русским в связи с политическим и гражданским конфликтами 2013-14 г.г., все это граничит с психологическим шоком и вызывает растерянность. Потому автор считает, что необходимо говорить о духовном кризисе, о кризисе гуманитарного сознания, который резко обострился в последнее время. Нашим философам, социологам, богословам, историкам, психологам еще только предстоит оценить характер всего происходящего, несмотря на то, что многое ими уже подмечено. Проблема исторического времени и смысла истории становится все более жгучей и актуальной для нас. А вот в потребительском обществе, в развитых странах Запада философы, мыслители как бы "решили" проблему смысла истории, фактически его "упразднив". Заодно произошел сдвиг в понимании исторического времени. Западную цивилизацию к таким выводам вела постепенная секуляризация сознания, заглушающая общечеловеческую интуицию действия Промысла Божия в истории; Промысла, ведущего все человечество к благой цели, хотя и через трудности, через испытания. Если на первом этапе секуляризации сознания постепенно подменялось понимание Промысла Божия идеями прогресса (научного, экономического, социального), то на нынешнем, втором этапе секуляризации сознания и тенденции забвения Бога смысл истории подменяется индивидуальными целями людей. А неизбежное чувство духовной пустоты и потери смысла жизни человек пытается заглушить различными средствами наркотизации сознания, которые в изобилии предоставляет индустрия услуг и развлечений и вся система жизни потребительского общества [1]. Нужно учитывать и такой фактор, что наши страны - бывшие республики СССР, с одной стороны, испытывают культурное и философское влияние Запада, с другой стороны, не изолированы от влияния крепнущего Востока с его различными по характеру цивилизациями и ценностными ориентирами. Так что нашим философам еще предстоит углублять и отстаивать свою концепцию смысла истории и исторического времени.

Время как характеристика процесса.

Автор придерживается позиции, что сущность времени самым непосредственным образом определяется тем процессом, который данным временем адекватно описывается. Процесс и лежит в основе соответствующего времени. Например, физические и астрономические процессы определяют физическое и астрономическое времена, которые, по сути, совпадают. Издавна человечество научено определять астрономическое время по процессам вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца. Но точно также человечество давно уже умеет определять биологическое время по циклическим изменениям в окружающей живой природе, а биологический возраст человека по его биологическим особенностям. Позднее люди научились определять физическое время по протеканию циклических физических процессов, например, по механическим часам. Сложнее оказалось определение геологического и космологического времен, поскольку их характеристики оценивались в зависимости от той теории, которая ложилась в основу интерпретации геологических или космологических процессов, соответственно. Не менее сложен вопрос об историческом времени, поскольку понимание этого времени также сильно зависит от понимания сути происходящего исторического процесса. С другой стороны, все типы времен находятся в определенном соответствии друг с другом за счет соответствия процессов, их определяющих, в конечном итоге - за счет единства всех процессов в мире. Для подкрепления своей точки зрения автор приведет примеры. Аристотель связывал время с числом, с физическим движением и с вращением небосвода, как мерой времени. У Платона прослеживался иерархический подход к природе времени. Философ признавал в Едином нерожденное и несозданное, вечные идеи, а в изменчивых эмпирических явлениях - текучее время [2]. Отцы древней Церкви, восприняв натурфилософскую позицию понимания текучего времени и переработав иерархический принцип Платона, делали другие акценты - связывали время преимущественно с протеканием психических и исторических процессов, с путями духовной жизни человечества. Можно обнаружить такой подход в трудах святых Василия Великого, Григория Богослова, Августина, Иоанна Дамаскина. В Православии эта традиция прослеживается вплоть до св. отцов последних веков, например, св. Филарет Московский, рассуждая о сотворении мира и назначении небесных светил, согласно книге Бытия ("для отделения дня от ночи, и знамений, и времен, и дней, и годов" (Быт. 1:14)), отмечал вот что. Светила назначены для знамений, позволяющих разумом созерцать Божество и практическим умом видеть естественные явления в природе, и для знамений, "указательных на действие Промысла в роде человеческом", в частности, речь идет о таких временах: "четыре времени года, время сеяния, время жатвы, общежительные, гражданские и священные" времена по закону иудейскому; "да положится число и мера бытию мира и всего в нем содержащегося, и событию и Божиих предопределений и обетований, долженствующих в нем совершиться" [3]. Но св. отцы богословствовали и о вечности Божией, и о временной бесконечности ангелов и человеческих душ. В понимании времени применялся иерархический подход: высший уровень - вечность Божия, где не существует никакой изменчивости; средний уровень соответствовал бесконечной временной жизни разумных существ (ангелов, душ людей) и жизни в Будущем Веке; низший уровень - временной конечности и текучести материальных процессов в нынешнем веке (смертное тело человека, природа) [4]. Указанный иерархический подход нашел отражение и в официальной советской философии, которая подчеркивала тесную связь физического времени с протеканием материальных процессов, а протекание исторического времени связывала с процессами в обществе, как это указано в статье "Время" словаря: "любая материальная система существует и развивается по своему собственному времени, которое зависит от характера циклических изменений в ее структуре и внешней среде... собственное время системы находится также в определенном соответствии с внешним временем больших... систем... Общество имеет собственные временные отношения и темпы развития, которые убыстряются по мере развития производительных сил и науки", причем время, с одной стороны, непрерывно в силу непрерывности причинно-следственных связей в процессах, с другой стороны, времени присуща "прерывность, выражающаяся периоды существования конкретных качественных состояний" [5]. Очевидно, что иерархический подход ко времени в советской философии был тесно связан с иерархическим пониманием протекания и взаимной связи всех материальных процессов в мире, с учением о "формах движения" материи. В советской философии социальная форма движения, определяющая ход истории, считалась высшей, хотя и базирующей на биологической форме движения, но не сводящейся к последней, а наоборот, как бы преобразившей в себе особенности протекания базовых, биологических процессов. История развития философской мысли показывает, что понимание сущности исторического времени весьма тесно связано с пониманием сути исторического процесса. Мыслители Возрождения выделяли эпоху древности и эпоху Средневековья, и лишь позднее появились понятия нового и новейшего времени, обозначенных конкретными историческими событиями и рубежами. По-разному понимали суть Средневековой эпохи те или иные философы: "просветители" называли ее временем господства религии и теологии, марксисты - эпохой феодализма, в теориях "модернизации" - эпохой традиционных обществ [6]. А историки Церкви ориентированы на другие исторические эпохи: времена Ветхого Завета, времена Нового Завета и т.п. Нам же, для анализа проблемы исторического времени, нужно выбрать свою точку зрения на сущность исторического процесса, на смысл истории, и найти такое соответствие между историческим процессом и наиболее тесно взаимосвязанными с историей процессами иного иерархического уровня, такую точку зрения, которая сделает плодотворным данный анализ.

Исторический процесс. Богочеловеческий процесс.

По мнению автора, следует анализировать взаимосвязь исторического процесса с высшими по иерархическому порядку духовными процессами, через которые проявляется Промысел Божий о мире и о человечестве. И здесь наиболее полезными примерами такого подхода можно считать теорию Н.Я.Данилевского и противостоящую ей позицию Вл.Соловьева - двух великих мыслителей, которые постарались раскрыть роль Промысла Божия в истории. Из западных мыслителей следует упомянуть теорию А.Тойнби. Если мы будем, вслед за Данилевским, видеть суть исторического процесса в разновременном и разноместном существовании культурно-исторических типов, которые выражают разнообразные стороны и направления жизненной деятельности людей, то мы сделаем один важный акцент. Мы подчеркнем уникальность и особый смысл исторического существования каждой культуры, каждого этноса, но мы можем упустить из виду единство мировой культуры, смысл общечеловеческой цивилизации. Потому для нас ценна критика концепции Данилевского Соловьевым, согласно которому общечеловеческая история обладает глубоким единством, а исторический процесс рассматривается как проявление движения Богочеловеческого, взаимодействия Бога и человечества. Следуя Соловьеву, мы сделаем другой важный акцент, но мы рискуем увлечься слишком широкими обобщениями философа [7]. Кроме того, нам нужно устранить некоторые крайности двух отмеченных подходов. У Данилевского нам нужно отбросить его слишком радужные надежды на общеславянскую федерацию, а у Соловьева не следует брать во внимание его утопические мечты об объединении Римо-Католической и Православной Церквей, мечты, от которых философ сам в конце жизни отошел. С учетом всего сказанного, теории Н.Я.Данилевского и Вл.Соловьева могут считаться взаимодополняющими подходами к решению задачи о смысле истории и о характере исторического времени. Тем более, что идея существования культурно-исторических типов может развиваться и без отрицания единства общечеловеческой истории. Автор полагает, что синтез двух указанных концепций и есть сбалансированный подход к проблеме исторического времени и смысла истории. Такой подход еще предстоит развивать и оттачивать в дискуссиях, несмотря на то, что после Данилевского, Соловьева и Тойнби выдвинуто множество теорий об историческом развитии общества. Предстоит выдержать критику представителей секуляризованной науки и философов-материалистов, которые воспротивятся признанию такого "ненаучного" фактора, как Промысел Божий в истории. Предстоит избежать соблазнов схожими теориями западных мыслителей, в которых приглушена или утрачена эсхатологическая интуиция, свойственная Православию. Например, тот же А.Тойнби усматривал прогресс человечества в духовном совершенствовании, в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через мировые религии к единой синкретической религии будущего. Но христианская эсхатология усматривает в стремлении к единой синкретической религии не прогресс, а нечто противоположное - подготовку к приходу врага Христова...

Но если мы выберем предложенный в данной работе подход к пониманию сути исторического процесса, то нам придется оперировать с несколькими параллельными временными осями: общая ось времени мировой истории с рубежами, отмечающими эпохи существования культурно-исторических типов, а также параллельные временные оси для каждого культурно-исторического типа. Единое линейное время как бы "расщепится" на пучок параллельных времен, характеризующих развитие каждого культурно-исторического типа. Но, "расщепление" времени будет условным, поскольку сохранится единство пучка, отнесенное к главной, общей оси времени, характеризующей события и этапы Богочеловеческого процесса - движения человечества к обожению, к единению с Богом. В понимании Православной Церкви весь тварный мир есть динамическая реальность, устремляющаяся к полноте Будущего Века; человечество в лице одних личностей стремится к обожению, постоянно совершенствуется в благодати, а в лице других личностей отделяется от Бога и входит в новый экзистенциальный план, в план греха и смерти [8]. Это движение тварного мира и есть Богочеловеческий процесс. У Церкви есть также богословское понимание Священной Истории, изложенной в Откровении. И здесь очевидна тесная связь протекания исторического процесса (на примере истории еврейского народа) с развертыванием процесса Богочеловеческого. Касательно событий новой и новейшей истории, а также событий грядущих, то существуют примеры толкования эсхатологических текстов Откровения с освещением важнейших исторических перемен в мире. Например, замечательная книга начала 20-го века, одобренная св. Иоанном Кронштадтским [9]. Относительно недавно опубликована книга Виктора Тростникова, где изложена попытка исторически-богословского анализа судеб России, ее прошлого и будущего [10]. Общий подход в работе Тростникова соответствует тому, что предлагает здесь автор: учет специфики культурно-исторических типов при сохранении единства мировой истории. Так что имеется задел в данном направлении.

Заключение. Смысл истории.

Нам не дано предугадать дальнейший ход истории, ведь эта задача гораздо сложнее метеорологического прогноза на месяц, достоверность которого крайне мала. Промысел Божий привел человечество к разделению на языки, а затем и на культурно-исторические типы после греховного акта людей - вавилонского столпотворения. Вероятно, смысл состоял в том, чтобы создать культурные перегородки для предотвращения распространения зла - создания единой языческой религии злой силы. Потому народы, отпав от Бога, создали свои национальные языческие религии, противостоящие друг другу, что ограничивало зло. И это стало лекарством против зла [11]. Нынешняя глобализация была бы позитивным событием, если бы человечество не отходило все далее от Бога. Осложнение взаимоотношений между странами "православной цивилизации" - России и Украины можно рассматривать как последствия утраты веры и благочестия православными людьми и теми, кто называет себя "православными". Речь идет, конечно, о достаточно длительном предшествующем периоде, который и воспитал нынешние элиты и многих активных граждан. И наоборот, укрепление восточно-славянского культурно-исторического типа (и православной цивилизации вообще) возможно при обретении народными массами и правящими элитами глубокой веры, искреннего желания строить жизнь по заповедям Божиим. Через все перипетии истории будет открываться ее истинный смысл - Домостроительство нашего спасения, взаимный процесс сближения человека и Бога.

1 Смысл истории. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. URL: http://iph.ras.ru/elib/2773.html (дата обращения 23.09.2014).

2 Время. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. URL: http://iph.ras.ru/elib/0669.html (дата обращения 23.09.2014).

3 Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на книгу Бытия. - М.: Лепта-Пресс, 2004. 831 с.

4 Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. Кн.2. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 476 с.

5 Философский энциклопедический словарь. / Редкол. С.Аверинцев и др. / 2-е изд. М.: Сов. Энцикл., 1989. 815 с.

6 Эпоха историческая. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. Обществ.-науч. фонд; Предс. Научно-ред. совета В.С.Степин. - М.: Мысль, 2000-2001. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Мысль, 2010. URL: http://iph.ras.ru/elib/3562.html (дата обращения 23.09.2014).

7 Зеньковский В. В. Апологетика. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. 528 с.

8 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - Киев: Общество любителей православной литературы, издательство имени святителя Льва, папы Римского , 2004. 504 с.

9 Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М.: Локид-Пресс, 2008. 416 с.

10 Тростников В. Н. Бог в русской истории. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 208 с.

11 Архиепископ Нафанаил (Львов). Ключ к сокровищнице. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 240 с.

30 сентября 2014 года


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"