|
|
||
Дорогие братья и сестры, православные христиане! Уважаемые читатели! Сейчас, когда время Великого поста и подготовки к светлому Воскресению Христову, хочу поделиться этим справочным материалом. Здесь рассказано о докторе химических наук, профессоре, выдающемся духовном писателе Николае Евграфовиче Пестове. Пусть это чтение принесет всем нам пользу и радость духовную, чтоб мы бодро и мужественно переносили пост |
Николай Евграфович Пестов родился 17(4) августа 1892 года в Нижнем Новгороде, он был последним (десятым) ребенком в семье. Отец Николая был мещанином. Для отца это был второй брак. Мать происходила из купеческой семьи. По характеру мать отличалась скромностью, трудолюбием, сердечностью и необыкновенной душевной теплотой. Ородителях Николай Евграфович вспоминает, что они были очень добрые люди. Когда отец умер, Николаю Пестову было 6 лет. Мать вынуждена была своими трудами содержать семью. Но ей хватало сил помогать всем, кому чем могла. Духовным же оплотом семьи была пожилая няня - благочестивая старообрядка из заволжских лесов.
В те времена традиционным было отмечать в семье Пасху, Рождество, Троицу. Но, кроме няни, никто в доме не молился, и детей молитве не приучали. С7 лет Николай занимался ссестрами русским языком, литературой, арифметикой. Раз внеделю кнему приходил диакон изИльинской церкви изанимался сним Законом Божиим. Николай Пестов очень рано научился читать. Многие книги Л. Толстого, Жуковского, Тургенева, Загоскина, Гончарова сильно на него повлияли.
В 1903 году, когда Николаю было 11 лет, он поступил в реальное училище, где окончил семь классов, а также дополнительный класс, дающий право на поступление в высшее учебное заведение. Николай Пестов был темпераментным, увлекающимся молодым человеком. Он мог оформлять коллекцию бабочек или альбом с марками, проводить астрономические наблюдения на специальной вышке и вести переписку с заграничными эсперантистами. Например, Николай даже перевел на эсперанто один из рассказов Чехова. Кроме того, он проводил опыты дома в химической лаборатории и участвовал в любительских спектаклях училища. Он любил летом плавать и ловить раков.
В отрочестве и юношестве Николая стали мучить так называемые "вечные вопросы", и вопросы религиозные. Имея некоторые зачатки веры (от семьи, скорее, от няни), Николай все же стал атеистом. В этом сыграли роль знакомство с марксистской литературой, а также с трудами секулярного "богослова" Ренана - в особенности с его "Жизнью Иисуса". Ведь Ренан, изображая Человека Иисуса Христа, не признавал в Нем Бога. Так началась бурная молодость Николая Пестова - годы блужданий иотпадения отБога, семена веры в Которого все же были посеяны в его сердце с детства.
Полюбив химию, Николай Пестов поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического училища (в советское время МВТУ им. Н.Э.Баумана), где с большим успехом проучился до 1914 года. Жил в Москве усвоего крестного отца (богатого купца), много занимался самостоятельно в лабораториях и библиотеках, давал уроки школьникам. Вел обычный светский образ жизни.
В 1914 году из патриотических соображений поступил ввоенное училище, стал прапорщиком, и в качестве специалиста похимии отправился на фронт. На войне участвовал в подготовке солдат к противохимической обороне. Однажды Николаю пришлось обезвреживать бомбу: чтобы довезти ее до места назначения и избежать взрыва, пришлось взять смертоносный предмет на руки и так ехать в трясущемся на разбитой дороге грузовике. В 1916 г. Николая Пестова производят в подпоручики, в этом же году он женится на Руфине Дьячковой (дочери присяжного поверенного). После февральской революции Николай Пестов был избран членом полкового комитета и полкового суда. В отзыве о нем написано: "Службу знает хорошо и несет ее серьезно. Очень тактичный, дисциплинированный и выдержанный офицер. Обладает прекрасными способностями и знаниями. Прекрасный товарищ, отзывчивого и благородного сердца". За боевые отличия был награжден орденом св. Станислава III степени и орденом св. Анны III степени.
После Октябрьской революции 1917 года Николай Пестов возвратился в Нижний Новгород и поступил на работу, сначала в ЧК делопроизводителем, а потом в Нижегородский горпродком. С лета 1918 года над страной нависла угроза голода, начали складываться основы политики "военного коммунизма". В условиях наступления белогвардейских частей Пестова, как бывшего офицера, 13 августа арестовывают. Начался "красный террор". Каждого десятого из заключенных расстреливали, выстроив всех в ряд. Десятым в ряду оказался тесть Пестова, стоявший с ним рядом, который и был расстрелян. Но 2-го ноября всех выпустили на свободу.
По решению V Всероссийского съезда Советов все военные специалисты старой армии были обязаны встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их Советская власть. Потому 26 ноября 1918 года, после регистрации в губернском комиссариате, Николай Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча ("всеобщее военное обучение"). В декабре 1918 года он вступил в Коммунистическую партию. В Нижегородском Всевобуче проработал до 30 января 1919 г. Потом работал в Москве в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно учился на Центральных Высших курсах Всевобуча. В те же годы в партию вступила и его жена. Весной 1919 года по указанию ЦК партии в числе неск. тыс. коммунистов Николай Пестов был отправлен в Северную группу Восточного фронта, развернутого против адмирала Колчака. Жена была рядом с Николаем. В должности окружного военного комиссара Пестов был назначен начальником Всевобуча Приуральского военного округа. Познакомился с Троцким, которого впоследствии назовет "демонической личностью". "За каждого убитого революционера убьем пять контрреволюционеров!" - говорил Троцкий. Во время своего последнего приезда в Екатеринбург Троцкий подарил Николаю Евграфовичу свою книгу с дарственной надписью: "Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий". С горечью Пестов признавал позже, что заслужил расположение Троцкого.
После победы над Колчаком Николай Пестов в августе был вызван в Москву для окончания Центральных Высших курсов Всевобуча. А в сентябре 1919 года Н.Е.Пестову присвоили звание окружного военного комиссара, и он был назначен Всеросглавштабом на должность начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа. На этой должности Пестов оставался в Свердловске до 1921 года. Кроме Троцкого неоднократно встречался с такими людьми, как М.В.Фрунзе, И.И.Вацетис, М.Н.Тухачевский, В.И.Шорин, Г.Д.Гай, С.С.Каменев, Цурюпа и др. крупными военными и государственными деятелями. Почти все они оказались "врагами народа" в период власти Сталина. Николай Пестов оставил такую запись о двух годах комиссарства: "Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... карамазовская грязь... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..."
И вот произошел духовный кризис, перелом, который затронул и личную жизнь Николая Пестова. 1 марта 1921 года во сне он увидел Христа. Казалось бы, вопросы, связанные с религиозным мировоззрением, не возникали, и вдруг явственно виден образ Христа. Во сне Николай видит, что находится в подземелье, сзади стоят сестры, а по коридору мимо него проходит Христос, обратив на него любящий и строгий взгляд. За Христом следует дядя Пестова. Во сне он один кланяется Христу, а сестры стоят, как бы ничего не видя. Николай Евграфович проснулся в смятении и тут же осознал, что он нераскаянный грешник, что вокруг грязь и кровь... Потом он записал, что в ту ночь Господь вошел в его сердце и с тех пор никогда не покидал его. В том же 1921 году от Пестова ушла первая жена, делившая с ним фронтовую жизнь, а Николай Евграфович уволился из Красной армии. Больше он с первой женой Руфиной не встречался.
После увольнения из армии Николай Пестов переехал в Москву и восстановился в МВТУ. Отношения с родственниками не удалось восстановить, они его продолжали считать "чекистом". Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В.Марцинковского, лидера движения христианских кружков, под названием "Жил ли Христос". "Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом... С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться... Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа - вот теперь мой путь, моя жизнь!", - записал в дневнике Николай Евграфович. Переживание было столь сильным, что Николай остаток вечера проплакал. Бывший Савл стал апостолом Павлом, если можно так сказать про Николая Пестова. Позже он и сам написал в своем дневнике по поводу возврата в МВТУ: "... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел...".
После этого Н.Е.Пестов стал членом христианского кружка вМВТУ. В кружке познакомился с Зоей Вениаминовной Бездетновой. Родом Зоя была из Углича, была "отличницей" и душой христианского кружка. Николай Пестов стал ее помощником в организации лекций на духовные темы. Они постепенно лучше и лучше узнавали друг друга. В 1921 году в Саратовской области был очень сильный неурожай, и Николай уехал на год в Саратов работать в системе американской организации "АРА" по помощи голодающим. В 1922 году он возобновил учебу в Москве, послушав письменного совета Зои Вениаминовны. После Рождества 1923 г. Николай Пестов сделал Зое Вениаминовне предложение, и 20 мая 1923 года они обвенчались. Новые убеждения не позволили Н.Е.Пестову оставаться впартии, он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию, и был исключен изрядов РКП (б). Весной 1923 года В.Ф.Марцинковский был выслан за границу за религиозную проповедь среди студентов. Христианский студенческий кружок в Москве просуществовал до конца осени 1924 года и был ликвидирован властями, а члены кружка подверглись репрессиям. Николай Пестов был арестован. Он пробыл в Бутырской тюрьме 40 дней, получив уведомление об освобождении в день своего ангела - святителя Николая.
В Бутырской тюрьме Николай Пестов познакомился с прихожанином церкви святителя Николая на Маросейке. Настоятелем церкви был благочестивый старец отец Алексий Мечёв, в то время уже старый и больной человек. Эстафету по духовному руководству в приходе принял его сын о. Сергий Мечёв, тоже мудрый и благочестивый священник. По благословению старца о. Алексия Н.Е.Пестов стал духовным сыном о. Сергия Мечёва. Старинный храм стал вторым домом Николая Пестова. По благословению духовного отца Николай Пестов стал в храме кем-то вроде старосты. В храме произошло его становление как христианина, он постепенно приучил себя к постоянной Иисусовой молитве, переживая всю глубину зла, в которую погружалась его душа, когда он не был христианином. Тогда же Н.Е.Пестов принес так называемую "генеральную исповедь" грехов всей прожитой жизни и совершил паломничество в Дивеево. В те годы Николай начал самостоятельно изучать богословскую и философскую литературу, в т.ч. Добротолюбие, книги В.Соловьева и П.Флоренского.
В браке Николая Пестова и Зои Вениаминовны родились дети. Первый сын - Коля - родился в феврале 1924 года еще в общежитии МВТУ, а дочь - Наталия - родилась в сентябре 1925 года в маленькой однокомнатной квартире. В конце 1926 года Зое Вениаминовне, как ведущему инженеру и ударнице труда, была предоставлена от Московского Алкалоидного завода отдельная 3-х комнатная квартира на ул. Карла Маркса (бывшая ст. Басманная), где в октябре 1927 года родился третий ребенок - сын Сергей. Николай Пестов водил детей в церковь, особенно любила эти походы дочь. Позже она писала, что "быть в течение нескольких часов рядом с отцом было для меня счастьем".
Но вот пришли 30-е годы. В начале апреля 1931 года храм святителя Николая на Маросейке был закрыт, и приход с настоятелем о. Сергием Мечёвым прекратил свое существование. (Позже, в 1941 году, о. Сергий Мечёв погиб в Ярославле.) Постепенно закрывались один за другим храмы, и перед войной Николай Пестов уже не посещал храмы, а иконы попрятал дома. В те годы семье Пестовых приходилось скрывать свои религиозные убеждения. Оставшиеся священники также скрывались и тайно совершали требы по квартирам своих прихожан. Иногда богослужения тихо совершались в квартире семьи Пестовых. В семье под видом матери Николая Евграфовича жила монахиня матушка Евникия. Детям запретили в школе упоминать о вере, ведь за религиозное воспитание родителей могли снять с работы. Детям Пестовых тяжело было переживать свое "не-пионерство", но обиды на родителей не было. Ведь Николай Евграфович никогда не жалел времени на общение с детьми, на беседы с ними, на сочинение детских игр, на участие в катании с детьми на катке, игре в бадминтон, теннис, волейбол, в плавании, в катании на лодке. В христианские праздники в семье устраивались праздники для детей, в гости приходили дети знакомых верующих людей. Дети тоже любили своего отца. По воспоминаниям дочери, "от папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем". Он был со всеми сдержан и учтив, и его все уважали и любили. Наталья Николаевна писала, что ее "чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья - быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого". "Строго папа нас никогда не наказывал, а мама говорила: "Дети из тебя веревки вьют!" Но папа отвечал: "Где действует любовь, там строгость не нужна".
Позже, когда дети немного подросли, родители стали нанимать гувернанток-немок, и дети научились немецкому разговорному языку. Но вышла серьезная неприятность: одна из гувернанток оказалась сектанткой, и на адрес Пестовых стали приходили сектантские письма, что привело к аресту Зои Вениаминовны. Следователи коварно провоцировали женщину, лживо говоря ей, что муж арестован, дети - в детдоме, а на вопрос: "за что?" отвечали: "скажите сами", пытаясь все выведать. Арест произошел в Самаре, Николая Евграфовича в тот момент рядом не было. Узнав о случившемся, Николай Пестов отправился в Самару. Бродя вечером по городу, он прочитал трижды тропарь преподобному Серафиму и попросился на ночлег в третий по счету дом. Оказалось, что одна изживших в нем девушек работает в тюремной больнице, где как раз лежала Зоя Вениаминовна, и могла рассказать ему о ней. К счастью, жену вскоре выпустили на свободу. Была и другая неприятность. Однажды Николай Евграфович ехал в поезде и не участвовал в разговоре попутчиков. Один из них, как многие втовремя, словно охваченный бесом подозрительности, заявил, что неразговорчивый пассажир - враг народа, которого следует сдать соответствующим органам. С Пестовым была Библия, и ее обнаружение при обыске повлекло бы арест. Но к счастью, один изучастников компании пообещал напоить угрожавшего попутчика перед прибытием поезда, и Николаю Пестову удалось вовремя покинуть вагон. Бог хранил Свое чадо.
Не всегда в семье Пестовых царила идиллия. Ведь духовный труд требует больших усилий, и порой ближние не могут правильно понять твое духовное состояние. Атмосфера в семье была аскетической, и радость больше всего доставляло общение с детьми. По воспоминаниям детей, отец строго постился, и между ним и мамой постоянно возникали скандалы, когда она просила его поесть скоромного. Николай Евграфович стремился к святости, но его аскетическая жизнь была не под силу жене, и это вызывало определенное напряжение в семье. Дети же молились о мире между родителями и были очень рады, когда заставали их веселыми и прильнувшими друг к другу.
Профессиональная карьера Николая Евграфовича развивалась успешно, он работал преподавателем и научным сотрудником вразличных московских институтах, специализируясь вобласти технологии производства химических удобрений, получая благодарности играмоты заударный труд. Так, Н.Е.Пестов был сотрудником Научного Института по Удобрениям (НИУ), ещё не окончив своего образования в МВТУ. Из МВТУ, где он работал ассистентом академика Э.В.Брицке, а позднее читал доцентский курс по технологии удобрений, он перешел во 2-ой МХТИ, а затем в Военную Академию Химической Защиты Красной Армии им. К. Е. Ворошилова, где в должности зав. кафедрой калийных солей проработал до осени 1933 года. С осени 1933 года Николай Пестов оставил Военно-химическую академию и до осени 1937 года преподавал в МХТИ им. Менделеева, где читал курс, руководил дипломным проектированием и дипломными работами по специальности "Технология минеральных удобрений". Кроме того Н.Е.Пестов читал эпизодические лекции и циклы на предприятиях для инженерно-технического персонала, преподавал в Высшей Академии комсостава промышленности и руководил аспирантами НИУ.
В страшном 1937 году Н.Е.Пестов отказался выступить на собрании с осуждением арестованного ГПУ зав. кафедрой проф. Юшкевича, под непосредственным руководством которого он работал. За это был освобожден с работы в МХТИ им. Менделеева, но репрессиям не подвергся. "Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив" - написал он позже. Осталась работа в научно-исследовательском институте по удобрениям (НИУИФ). Летом 1939 г. Н.Е.Пестов был избран по конкурсу заведующим кафедрой Химической технологии МИЭИ. В январе1941 года он защитил докторскую диссертацию: "Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности" в Академии наук СССР и был утвержден в степени доктора химических наук приказом ВАК. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. С декабря 1942 года по октябрь 1943 года он был деканом химического факультета (МИЭИ). С октября 1943 года работал заместителем директора по научной и учебной работе. В годы войны Н.Е.Пестов вел интенсивную научную и педагогическую деятельность. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Всего за свою жизнь Николай Евграфович написал около 160 научных работ, монографий и статей. В ноябре 1944 года его наградили орденом Красного Знамени, а в 1946 году - медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне".
Но вернемся к страшным военным годам. Узнав о начале войны, Зоя Вениаминовна задрожала и стала повторять: "Убьют Колю, убьют...", предчувствуя гибель сына. Семья не поехала в эвакуацию, осталась в Москве. Дети не бегали в убежище во время бомбежки, а ложились спать, помолившись и с твердой верой, что без воли Всевышнего "не пропадет и волос с головы". Осенью 1943 года в бою погиб старший сын Николай. Позднее Николай Евграфович написал книгу "Жизнь для вечности" о погибшем сыне. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения. Все стены своего кабинета он завесил иконами и религиозными картинами Васнецова и Нестерова, стал ходить в храм, не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.
Студенты любили профессора Пестова. Он не заставлял их зазубривать формулы, не боролся со шпаргалками, поэтому ими никто не пользовался. На экзамены и зачеты он разрешал студентам приносить с собой и держать открыто на столе какие угодно учебники, тетради и записи.
После войны Н.Е.Пестов продолжал работать в МИЭИ и по совместительству - в НИУИФ, прервав эту работу за несколько лет до выхода на пенсию. В 1953 году Пестова наградили орденом Ленина, который ему вручал Калинин на президиуме Верховного совета СССР.
В конце 50-х годов Николаем Евграфовичем были написаны первые труды побогословию, включающие, в основном, выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни. Н.Е.Пестов объединил их в два тома под названием: "Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания". В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги "Над Апокалипсисом". Основные причины написания Н.Е.Пестовым богословских трудов были следующие: прекращение продажи в СССР духовной литературы, желание сказать о христианской жизни сообразно новым условиям, желание поделиться личным опытом. Из огромного количества духовной информации, доступной Пестову по христианским источникам, Николай Евграфович выбирал то, что непосредственно имело отношение к жизни современного ему христианина. Против ожидания самого автора, работы Николая Евграфовича начали расходиться по стране.
В самые последние годы своей служебной деятельности Н.Е.Пестов говорил: "Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?" И Господь указал Свою волю следующим с течением обстоятельств: на тот момент (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института (МИЭИ) по научной части, и вот пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Николай Пестов отказался это сделать, и его вызвали в кабинет директора института, в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда же после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. В своем дневнике Н.Е.Пестов записал: "С момента перехода на пенсию моя библиотека и вся моя работа окончательно преобразилась из химической в богословскую". Всю энергию Николай Евграфович сосредоточил над многотомной диссертацией "Пути к Совершенной радости" или, как он еще ее называл, "Опыт построения христианского миросозерцания". Автором было получено много благодарных отзывов, в том числе, от патриарха: "Ваши труды очень и очень нужны людям. Спасибо Вам... Господь да благословит Вас во всех Ваших делах..." (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 14 мая 1977 года). Николай Пестов усиленно изучал отцов Церкви, знакомился с католической и протестантской теологией, и говорил даже, что это сроднило его душу с западным христианством. После ознакомления с западными религиозно-философскими работами он стал воспринимать всю христианскую Церковь как целое, как единое древо с ветвями, что нашло отражение в его замечательной книге, посвященной толкованию Апокалипсиса Иоанна Богослова ("Свет откровения (Размышления над Апокалипсисом)").
Первыми, кто читал труды Николая Пестова, были близкие ему люди, а раньше всех - жена Зоя Вениаминовна. Труды Николая Евграфовича пользовались большим успехом и перепечатки их расходились по многим городам и селам страны. Но Пестов был строг к самому себе, и потому в его дневнике в конце 70-х годов написано: "Пусть никто не думает, что все эти положительные отзывы дорогих для меня людей питают мою гордость и тщеславие. Я постоянно помню те бездны греха, в которые я впадал в течение последних трех лет до обращения к христианской вере. Я искренне раскаялся в них и верю, что Господь, по Своей неизреченной благости, простил мне грехи, но сознание своего ничтожества во мне сохранилось и будет со мной до смерти...". К Николаю Пестову тянулись люди, и потому много времени уходило на прием посетителей. Старые друзья, молодежь, бывшие члены христианского студенческого кружка приходили к Пестову побеседовать, попросить почитать книги из его домашней духовной библиотеки. Николай Евграфович не жалел и не боялся давать им редчайшие книги, всегда помня, что книга только тогда приносит пользу, когда ее читают. Вот как писал в своих воспоминаниях о Николае Евграфовиче один близкий ему человек: "Больше всего я в нем ценила понимание души людей без долгих разговоров, порой совсем без слов, даже без взгляда, а просто одним присутствием..." Провожая посетителя, если тому предстояла дорога, он непременно молился с уходящим о предстоящем путешествии.
Николай Евграфович очень любил детей, и когда у дочери Наталии (жены священника) родилось двое сыновей, дедушка Пестов с радостью занимался внуками, угощал внуков сластями, следил за их речью, заботился о спортивном развитии, а позднее, когда внуки подросли, стал вести с ними душеспасительные беседы.
Николай Евграфович регулярно посещал храм Божий. Молился дома и вместе со всей семьей, с внуками и наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее. Внук вспоминал о Пестове: "...Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Неукоснительно посещал Николай Евграфович храм Божий. Особенно любил он ранние литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Тайн. Это великое Таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником. Особенно это было заметно в последние годы его жизни. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. ...Принимали участие в этих молитвах и мы, внуки, читая трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы. Но, несомненно, большую часть молитвословий дедушка совершал наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее, так что иногда, нечаянно зайдя в кабинет, можно было стать свидетелем этой лишенной всякого внешнего эффекта живой беседы с Богом, в эти моменты обычно дедушка не замечал вошедших, а мы поспешно удалялись, унося в себе непонятное чувство вины." С годами жизненный подвиг Николая Евграфовича не слабел, но только усиливался. Дети писали, что отец настроил себя на такой четкий и жесткий режим, что порой приходилось только удивляться его выносливости. Он считал своим долгом приготовить внукам завтрак и проследить, чтобы они не опоздали на занятия.
В 1973 году, вскоре после празднования "золотой" свадьбы, умерла супруга Зоя Вениаминовна. 50 лет прожили они с Николаем Евграфовичем в вере и единомыслии. Зоя Вениаминовна тоже была человеком удивительных дарований: помнила массу исторических событий, имен; она захватывающе читала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Надсона и многих других поэтов. Она жила, можно сказать, духом апостольства, могла подойти к человеку в храме и спросить: "А понимаете ли, что поют, что читают?". И тут же готова была не просто объяснить, а зажечь душу собеседника такой же верой, какую имела сама. Особенно это часто случалось с молодежью. Ее слушали с удовольствием, часто уже после службы где-нибудь в сквере она продолжала делиться с человеком самым дорогим. Так случилось и за несколько дней до ее кончины. Она еще долго просвещала молоденьких девушек-студенток после службы на улице в Сокольниках. Было холодно, Зоя Вениаминовна простудилась, получила воспаление легких и умерла. В вечную жизнь Николай Евграфович провожал супругу горячей слезной молитвой. Он тяжело пережил утрату, больше года без конца читал акафисты и каноны о упокоении души супруги. Часто сидел отрешенный от жизни, не замечая времени, забывая обо всем...
Но время исцелило его душу. В 1975 году Николай Пестов переехал на новую квартиру, жизнь вокруг него била ключом, и он снова стал живым и радостным. Николай Евграфович любил по воскресеньям бывать в храме Илии Пророка в Обыденном переулке на Кропоткинской. В том храме иподиаконствовали оба внука Николая Евграфовича, там же патриарх Пимен благословил Николая Пестова и благодарил его за труды, о которых много слышал; в тот же день в Ильинском храме один из внуков Пестова, монах Сергий, был посвящен во диаконы самим патриархом. В последние годы жизни Николай Пестов преимущественно сосредоточил работу на размножении духовной литературы, неиздававшейся государственными издательствами. Литературу увозили вовсе концы в немалых количествах, что очень радовало Николая Евграфовича и придавало ему новые силы.
Но земная жизнь выдающего подвижника и ученого-химика подходила к концу. Николай Евграфович начал слабеть: болезнь кишечника, язва, а может быть и рак, доставляла ему много страданий. Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь на время отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме деревни Гребнево Московской области, рядом с могилой жены. И да пребудет вечная память о рабе Божием Николае в наших сердцах и в сердцах всех близких ему людей!
Напоследок - формулировки-девизы, составленные Николаем Евграфовичем Пестовым для духовной жизни.
1. Богу - трепет, ожидание смерти, страшного суда, непрестанная молитва.
2. Людям - любовь, приветливость, ласковость, неосуждение, и быть всем слугой.
3. Молитве - тщательность.
4. Поступкам - волю Господню.
5. Словам - большую осторожность.
6. Мыслям - беседу с Господом (непрестанную молитву) и память о смерти.
7. Телу - суровость.
8. Пище - умеренность.
9. Внешности - бодрость, жизнедеятельность и услужливость.
10. Душе и памяти - плач о грехах.
11. Времени - бережливость.
12. Труду - тщательность и усердие.
13. Деньгам и материальным благам - щедрость.
14. Просьбам - внимание и выполнение.
15. Своим личным интересам - забвение.
16. Обидчикам и укорителям - благодарение.
17. Похвалам - молчание и внутреннее самоуничижение.
18. Соблазнам - бегство.
19. Смеху - воздержание.
20. Памяти - бездну грехов совершенных.
21. Отношению к окружающим - терпение.
22. Болезням - терпение с благодарением. У христиан нет слова "несчастье", но "воля Божия".
Слава Богу за все!
Пестов Н.Е. Обновление человеческой души. (Преображение "внешнего" и "душевного" человека во "внутреннего" и "духовного"). М.: Изд-во Московской патриархии, Центр БЛАГО, 1998. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=2569
Пестов Н.Е. Основы православной веры. М.: Елеон, 1999. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=7490
Пестов Н.Е. Что такое послушание православного христианина. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=3718
Пестов Н.Е. Христианский брак. Сущность цели брака. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm
Пестов Н.Е. Христианский брак. Выбор супруга. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p2.htm
Пестов Н.Е. Христианский брак. Брачная жизнь. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p3.htm
Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.:Сатис,1999. http://www.wco.ru/biblio/books/pestov1/main.htm
Жизнь для вечности или Памятник на могилу сына. Новосибирск, 1997.
Николай Пестов. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом. Украинская Православная церковь, Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005.
Источники:
1 Епископ Сергий. Бердск православный. Православный церковно-общественный и историко-краеведческий электронный журнал
http://www.orthedu.ru/berdsknew/vladyka/pestov.htm
2 Омилия. Международный клуб православных литераторов.
http://omiliya.org/article/nikolai-evgrafovich-pestov.html
3 Древо. Открытая православная энциклопедия.
http://drevo-info.ru/articles/493.html
Составитель В.Ю.Скосарь
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"