Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Проблема асинхронности научной и библейской хронологий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работа опубликована В 7-ом томе (дополнительном) Сборника материалов Третьего Международного конгресса российских исследователей религии (7-9.10.2016, Владимир, ВлГУ), С. 151-172. Название конгресса: Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы. Режим доступа: http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2017/05/Kongress-Tom-7.pdf

ПРОБЛЕМА АСИНХРОННОСТИ НАУЧНОЙ И БИБЛЕЙСКОЙ ХРОНОЛОГИЙ

В.Ю. Скосарь, г.Днепропетровск

(Введение)

Синхронизация научной и библейской хронологий наталкивается на принципиальные трудности. Библейская хронология основана на сверхъестественном и непосредственном воздействии Бога на тварное мироздание и допускает в дальнейшем такое воздействие. Отсчет времени стал возможен лишь от чудесного сотворения мира (см. Быт. 1). В Св.Писании описаны случаи непосредственного вмешательства Божия в ход времени, вероятно, связанные с вмешательством в орбитальное и осевое вращение небесных тел (Ис. Нав. 10: 12-14 и Сир. 46: 5, и особенно Лк. 23: 44-45), а также предрекается сокращение срока последних апокалиптических дней (Мф. 24: 22 и Мк 13: 20), и все это ради человека. Научная хронология не принимает во внимание указанные соображения. Более того, философский материализм в ученой среде категорически отрицает саму возможность сверхъестественного воздействия Бога на хронологию. Ученый-христианин должен уметь пользоваться и научной и библейской хронологией, но перед ним встает во всей трудности проблема асинхронности указанных хронологий. Современная научная парадигма понимает принцип причинности в узком его смысле, ограничивая его лишь естественными причинными связями процессов и явлений, и на этом основывает научную хронологию. Но для христианина принцип причинности заключается в более широком понимании: он рассматривает не только естественные причинные связи, но и сверхъестественное вмешательство Бога в сотворенный Им мир и в данные Им законы мироздания с вытекающими из этого следствиями. Причем вмешательство это не хаотичное и абсурдное, а разумное и премудрое, ради блага человека. В таком контексте мы и рассмотрим проблему синхронизации научной и библейской хронологий.

(1. На чем построены хронологии)

Научная хронология построена на богатом фактическом материале и определенных теоретических представлениях. Приведем основные цифры. Возраст Земли, Луны и др. тел Солнечной системы оценивается в 4,6 млрд. лет; возраст Солнца - не менее 5 млрд. лет; возраст различных звезд нашей Галактики - от молодых в 0,1 до старейших в 12-15 млрд. лет; возраст Метагалактики - около 15 млрд. лет [20, с. 174]. Здесь речь идет о миллиардах лет в их современном метрологическом определении. Первые живые организмы на Земле, следы которых можно обнаружить в древнейших геологических слоях, датируются ок. 3,8 млрд. лет назад, что почти соответствует возрасту нашей планеты [1, с. 509]. Первая растительность суши и первые сухопутные животные гораздо моложе - силур палеозойской эры, т.е. ок. 0,44 млрд. лет назад [1, с. 529, с. 200]. А останки первых гоминид с примитивными орудиями труда датируются всего лишь 2 млн. лет назад, причем останки анатомически современных людей (весьма близких к нам по анатомии) имеют возраст в несколько десятков тысяч лет [1, с. 30]. При этом, научная хронология устанавливает не только возраст основных природных объектов и человечества, но и определяет порядок следования событий, иллюстрируя теоретическую цепочку причинно-следственных связей формирования мироздания: возникновение Метагалактики, затем возникновение нашей Галактики и первых звезд, затем возникновение Солнца и затем остальных тел Солнечной системы - Земли, Луны и др. Затем на Земле (почти в самом начале развития планеты) происходит зарождение жизни в виде простейших организмов, и уже гораздо позже появляются многоклеточные организмы (в том числе древесная растительность и наземные животные), и лишь под конец геологической истории появляются люди. Религиозный культ обнаруживается у анатомически современных людей и родственных им неандертальцев, которые и от нас мало чем отличаются по анатомии [7, с. 9]. Эти факты и множество других лежат в основе эволюционных представлений.

Библейская хронология, в основном изложенная в книге Бытия и в Евангелиях от Матфея и Луки, дает оценку продолжительности человеческого рода порядка нескольких тысяч "библейских" лет. От Адама до Рождества Христова: по греческому тексту Библии - 5508 лет; по счислению тех, кто придерживается еврейского текста Библии - 4000 или 4004 года [11]. Добавим к дате Рождества Христова еще 2016 современных лет и получим хронологию "от сотворения мира" по настоящий год. Так, 2016 год соответствует 7524 году "от сотворения мира". При этом, библейская хронология устанавливает не только возраст вещей и возраст человечества, но и определяет порядок событий сверхъестественного сотворения мира: материя Вселенной ("земля") творится в 1-й день творения; небесное пространство (твердь небесная) - во 2-й день; материки и океаны нашей планеты - в 3-й день и тогда же появляются первые живые организмы в виде древесной и пр. растительности; Солнце, Луна, звезды и др. видимые космические тела творятся в 4-й день; водные организмы и птицы - в 5-й день; сухопутные животные и потом - человек творятся в 6-й день творения. Таким образом, планета Земля и растительность на ней являются более древними, чем Солнце, Луна, звезды. Кроме того, человечество практически такое же древнее по происхождению, как и сухопутные животные. Если придерживаться святоотеческой традиции толкования Св.Писания [19], то от нас требуется признание следующих положений:

- время есть феномен тварный, время получило начало при сотворении мироздания [19, с.42];

- творение мироздания было совершено Богом в особые первые шесть дней, когда были созданы все "роды" тварей, а в "седьмой день" Бог уже не творит, но почивает от дел творения. Отсюда уже начинается и продолжается этап промышления о человеке и мироздании. На этом этапе Бог производит новые твари, но не новые "роды" тварей. Продолжает творение сохранением законов естества, но не постановлением новых законов. Окончание творения запечатлено торжественным покоем Творца и благословением и освящением седьмого дня [19, с.61];

- все, сотворенное Богом, было изначально совершенным - "хорошо весьма" (Быт 1), все живые твари были созданы совершенными. Бог еще до начала творения видит и находит сообразными со Своею премудростью и благостью Свои творения. Св.Писание удостоверяет нас о совершенстве каждой твари в своем роде и для своей цели, и укоряет нас за нарушение совершенства тварей (Рим. 8: 20) [19, с. 34];

- первый человек был сотворен непосредственно Творцом и обладал такой же человеческой природой, как и мы - он был разумно-свободным существом, в котором запечатлен образ Божий (способность творить благо, разумность, владение словом, способность владычествовать над неразумными тварями и др.). Человек имел тесные отношения с Богом, должен был заниматься земледельческим трудом ("хранить и возделывать" Эдемский сад) [19, с. 53, с. 55, с. 77, с. 85];

- до грехопадения человек был потенциально бессмертным [19, с. 129]. Смерть и болезни человека появились вследствие грехопадения Адама и Евы, тогда же подействовало проклятие на землю за грех - земля ослабла в своей плодородной силе, на ней стали доминировать "терния и волчцы". Вероятно, тогда же началась смертность и среди животных тварей (Рим. 8: 19-22). Видимо, "проклятие земли" (Быт 3: 17) имело гораздо большие последствия, чем утрата ею плодородия, но нам неизвестно, насколько велики эти последствия и как сильно повредилось мироздание [19, с. 126]. Говоря научным языком, мы не знаем, подействовало ли "проклятие земли" только на экологические и биологические законы или достигло уровня фундаментальных физических законов, регулирующих поведение энтропии в сложных системах;

- вследствие грехопадения природа человека получила повреждения, человек несколько приблизился по качествам души и тела к неразумным животным - огрублением плоти [19, с. 131], омрачением разума [19, с. 113], обретением "скотоподобных вожделений" [19, с. 133]. С тех пор деградировавшего духовно и телесно человека стало возможным сравнивать со зверями и скотами, с худшими их качествами;

- сыновья и внуки Адама практиковали религиозный культ и пользовались первыми достижениями культуры (приносили Богу жертвы, разводили овец и др. животных и обрабатывали землю, строили городища - см. Быт 4). Религиозность человека является правилом, а не исключением, поскольку образ естественно стремится к Первообразу. А спасение, соделанное Христом, в равной мере относится как к Адаму, так и к нам с вами [19, с. 65];

- человек получил разрешение питаться животной пищей после Всемирного потопа, а до этого - исключительно растительной, как и наземные животные и птицы. Вероятно, после Потопа началось хищничество и трупоедение среди наземных животных и птиц [19, с. 59, с. 238];

- Потоп был не локальным, а Всемирным, иначе не было необходимости собирать в ковчег все роды тварей, ведь они могли легко сохраниться в других местах, не застигнутых Потопом [19, с.212]. Кроме того, Всемирный потоп имеет глубокое прообразовательное значение прихода Христа (Мф. 24: 37-39; 1 Пет. 3: 20-21; Рим. 6: 3-6), Который пришел для всего человечества (и всей твари). Перед Потопом все человечество стало "плотским" и забывшим Бога, и потому в Потопе был истреблен весь ветхий человеческий род (и вся тварь), зато уготован новый род, сохраненный в ковчеге. Ной принял от голубя масличную ветвь, как знамение примирения с Богом после Потопа. Так и мы с вами в крещении погребаемся со Христом для истребления в нас "ветхого человека", и возрождаемся водами крещения и Духом в "нового человека". А символом схождения Духа на крещаемого Христа стал голубь [19, с.222];

- после Всемирного потопа Бог снова благословил человечество в лице Ноя и его сыновей и дополнительно оградил человека от нападения диких наземных животных, заставив тех "страшиться" и "трепетать" пред лицом человека (Быт 9: 2). Это новое благословение человеку отличается от первого благословения, данного Адаму, тем, что Бог обуздывает сильнейших тварей страхом перед человеком, чтобы защитить человека в будущем [19, с.237].

Изложенное выше показывает всю трудность синхронизации научной и библейской хронологий, как в порядке следования основных событий, так и в продолжительности временных интервалов. Поэтому следует говорить о проблеме асинхронности научной и библейской хронологий и тех процессов, которые взяты за основу отсчета времен. Попытки согласования хронологий, как и результаты сравнительного анализа научно-эволюционистской и библейской картин мироздания пока что не дали удовлетворительного решения проблемы (см. доклады свящ. О.Мумрикова, свящ. Д.Кирьянова, к.г.-м.н. Н.С.Серебрякова, обзор "Доказательства эволюции" и дискуссии на портале http://www.bogoslov.ru). В частности, в докладе [15] отмечено следующее. В настоящий момент мы не понимаем глубинной природы такого феномена, как время (!), и потому мы не в состоянии сейчас дать адекватное картину эволюции в природе. Все сценарии эволюционного развития предполагают экстраполяцию современных закономерностей на далекое прошлое, полагая, что эти закономерности качественно не менялись, и ориентируясь в основном на непрерывное течение основных процессов. Но уже сегодня понятно, что в эволюционном развитии были сильные качественные скачки и прерывности течения основных процессов, подобные фазовым переходам в физике: возникновение живых организмов, возникновение качественно новых живых форм, возникновение разумно-свободного человека. При таких "фазовых переходах" происходит искажение информации и даже ее частичная утрата. Это означает, что все известные эволюционные сценарии не могут быть надежными и убедительными. Все гипотезы представителей "богословия эволюции" страдают однобокостью, преуменьшением слабых сторон своих гипотез и преувеличением таковых у оппонентов.

В докладе [10] представлен анализ основных направлений в согласовании научной и библейской хронологий, эволюционного учения и христианского богословия. "Научный креационизм молодой Земли" утверждает геологическую молодость Земли, Солнца и др. космических объектов. Указанный подход не представляется перспективным, поскольку против этого имеется огромный массив эмпирических фактов. "Теория разумного замысла" пытается доказать сверхъестественное сотворение Богом тех или иных тварей через доказательство нулевой вероятности их естественного происхождения. Но это воскрешает старую и неудачную концепцию "Бога промежутков", когда Богу отводятся лишь те эпизодические роли влияния, которые пока не нашли естественного объяснения в науке. "Теистическая эволюция" предполагает, что Адам и Ева - это избранная пара людей эпохи неолита, живших на Ближнем Востоке, и которым Бог Себя открыл и призвал. "Эволюционный теизм" не включает в себя конкретных Адама и Еву и конкретный факт грехопадения. Две последние концепции приводят к серьезным богословским трудностям при попытке согласовать с основными христианскими догматами, особенно - последняя из них. Сам автор [10] симпатизирует "прогрессивному креационизму", который делает акцент на чудесном сотворении Адама и Евы и их непричастности смерти до грехопадения. При этом признается наличие смерти и эволюции в остальном мире, а также признается древний возраст Земли. Но и здесь есть свои неувязки, в зависимости от конкретной модели.

(2. Метод решения)

По нашему мнению, подсказку к решению проблемы нам могут дать идеи общей теории относительности А. Эйнштейна, а также идеи В.И. Вернадского о сущности времени. Эффекты теории Эйнштейна допускают неравномерное течение физического времени (и всех процессов) в различных областях Метагалактики, в том числе - окрестности Земли, поскольку ход времени в локальной области зависит от гравитационного потенциала в этом месте, который (в свою очередь) зависит от распределения огромных масс в космосе [21, с. 772]. Подход Вернадского (наиболее полно изложен в статье "Проблемы времени в современной науке") интересен для нас тем, что в нем геологическое, биологическое и историческое времена качественно отличаются и определяются качественно различными процессами в геологических телах, живых организмах и человеке, соответственно [2, с. 483].

Автор предлагает искать решение проблемы таким путем. Допустим, законы гравитации начали функционировать до начала 3-го дня творения, т.е. до начала формирования нашей планеты из "бездны вод". Если, в первые два дня творения огромная масса Метагалактики была конденсирована в виде "земли, покрытой водами", а планета Земля оформилась лишь на 3-й день из центральной части "земли, покрытой водами", а космические объекты Галактики и Метагалактики появились лишь на 4-й день (после разделения "твердью небесной" вод "земли"), то мы имеем право допустить следующее. По крайней мере, в этом далеком прошлом, гравитационный потенциал в окрестности Земли и вдали от нее имел существенную неравномерность. В окрестности Земли его величина была больше, чем вдали от планеты, поскольку описание первых 4-х дней творения качественно соответствует релятивистскому гравитационному коллапсу [20, с.578], только обращенному вспять во времени. Но при таком коллапсе, когда огромные космические объекты сжимаются к своему центру масс, формируя сжавшуюся звезду (черную дыру), темп течения времени по мере приближения к звезде (черной дыре) замедляется, вплоть до практической остановки времени. Это обусловлено быстрым ростом величины гравитационного потенциала в центре сжимающейся материи. Можно полагать, что течение времени в окрестности нашей планеты в первые дни творения могло быть крайне медленным (теоретически даже бесконечно медленным) в сравнении с остальной Вселенной. И потому, хотя планета Земля возникла раньше всех космических объектов, но вследствие неравномерности течения времени, возраст Земли может быть меньше возраста космических объектов вдали от Земли. На этих допущениях могут быть объяснены больший по сравнению с Землей возраст Солнца, Галактики и Метагалактики, не вступая в противоречие с Библией и св. отцами.

Далее. Человечество является очень древним, почти как и наша планета, но люди вели отсчет исторического времени в "библейских" годах, месяцах и сутках иным способом, чем мы сейчас ведем отсчет своего исторического времени. Сейчас мы синхронизируем историческое время с астрономическим, привязывая год по современному солнечному календарю к определенным астрономическим и физическим циклическим процессам. Однако, строго говоря, у нас нет достаточных оснований считать "библейский" год равным году по современному солнечному календарю. "Библейский" год мог определяться совершенно другими циклическими процессами, имевшими для древнего человечества гораздо большую ценность, чем орбитальное вращение Земли вокруг Солнца (которое определяет современный год). Имеющиеся сведения о периодизации времени в древних культурах говорят в пользу того, что кроме природной смены времен года и фаз луны, для древних важнейшими точками отсчета были религиозные предписания: праздники, посты, жертвоприношения и т.п. [18, с. 556]. Например, Адам и ближайшее его потомство могли ориентироваться на семидневную неделю, имеющую религиозный смысл (см. Быт 8: 4, 10, 12; Быт 29: 27), и это было гораздо раньше, чем установления Моисея. Такие соображения убедительно высказывает св. Филарет (Дроздов) [8, с. 65]. Иначе говоря, если продолжить идею Вернадского о том, что у каждого уровня организации материи своя специфика протекания времени, то историческое (в данном случае библейское) время протекало по другим правилам, и переживалось людьми иначе, чем нынешнее астрономическое время, зафиксированное метрологическим эталоном. Но, у нас аналогичные неопределенности с длительностями "библейских" недель, и месяцев, и дней в далеком прошлом. Т.е., строго говоря, мы не можем указать точное определение "библейских" года, месяца и суток и их продолжительностей в сравнении с современными годом, месяцем и сутками. И хотя в настоящее время "библейский" год мы считаем равным году по солнечному календарю, в глубокой древности "библейский" год мог быть гораздо большей продолжительности. Год и сутки по современному солнечному календарю определяется фактом наклона земной оси относительно плоскости орбиты и периодами орбитального вращения Земли вокруг Солнца и осевого вращения Земли. Однако, гипотетически можно подобрать такие параметры Солнечной системы, которые сделают "библейский" год существенно отличающимся от современного года. "Библейский" год брался в основу летосчисления и фиксации родословных. Известно, что библейские родословные демонстрируют сокращение продолжительности жизни (в "библейских" годах) ветхозаветных патриархов сразу же после Потопа: от Ноя (900 лет) до Авраама (175 лет), Иакова (147 лет) и следующих поколений. Но мы можем предположить, что и длительность "библейского" года постепенно сокращалась, пока не сравнялась с современным годом. Такая возможность вытекает из результатов исследования проблемы устойчивости Солнечной системы: допускается в далеком прошлом (сотни миллионов лет назад по современной научной хронологии) и далеком будущем сильные изменения элементов орбит Земли, Луны и др. небесных тел. Это связано с наличием так называемых резонансных соотношений между частотами, характеризующими движения планет Солнечной системы [21, с. 446]. При этом некоторые периодические изменения в движении планет могли длиться до миллионов лет по современной научной хронологии [16, с. 86]. Так что длительность "библейского" года могла быть изначально равна миллионам современных лет, если древние люди предпочли соответствующее периодическое движение взять за основу летосчисления. А древние библейские патриархи от Адама до Ноя могли жить весьма длительное время, учитывая большую изначальную длительность "библейского" года. На этих допущениях могут быть объяснены тысячи "библейских" лет от сотворения мира в сравнении с миллиардами современных лет возраста Земли и др. космических объектов. Кстати, в пользу того, что орбитальные и осевые вращения Земли и Луны могли сильно меняться по особому промыслу Божию, говорят описание солнечного затмения в момент распятия Христа у евангелиста Луки и у св.Дионисия Ареопагита: "Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце..." (Лк. 23: 44-45). Необычным здесь является вот что. Распятие Христа произошло на иудейскую пасху, на полнолуние. При полнолунии в течение нескольких земных суток Луна находится по отношению к нашей планете в противоположном направлении от Солнца. Поэтому Луна никак не могла оказаться между Землей и Солнцем, и не могла произвести обычного солнечного затмения. Обычное солнечное затмение возможно только в новолуние, которое наступает через (или до) 14-15 суток после полнолуния. Более того, при затмении луна накрывает солнечный диск с одного края, проходит, и открывает солнечный диск с того же края. Но в день Голгофского распятия луна, накрыв солнечный диск с одного края, затем двинулась вспять, открыв солнечный диск с противоположного края. Об этом однозначно сказано в "Послании Поликарпу иерарху" у св.Дионисия [4, с. 422], и мы не можем просто так отмахнуться от этого свидетельства. Иначе не следует вообще говорить о согласовании научной и библейской хронологий, если к Св.Преданию подходить легкомысленно и отвергать одного из самых авторитетных авторов.

(3. Согласование хронологий)

Очевидно, что необъясненным остается целый ряд фактов и кажущихся несоответствий. Вот важнейшие из них.

1) Продолжительность жизни Адама и его ближайших потомков до Ноя достигала 900 и более "библейских" лет, что будет соответствовать сотням миллионов современных лет. Такое допущение выглядит невероятным.

Но мы должны учесть, что до грехопадения Адам был потенциально бессмертным, его продолжительность жизни была вообще неограниченной. И потому сокращение жизни до конечной продолжительности есть уменьшение ее в бесконечное число раз, независимо от того, чему стала равна эта конечная продолжительность: сотни миллионов лет или 70 лет. Добавим к этому еще одно соображение, уже вкратце высказанное. Переживание времени Адамом или Ноем было в соответствии с обстоятельствами их жизни, в свою эпоху, а наши переживания времени и наши мерки годов жизни мы не можем прямо переносить на жизнь ветхозаветных патриархов. Так что, строго говоря, ничто не запрещает нам полагать жизнь Адама или Ноя столь длительной.

2) Большинство современных исследователей не обнаруживают следов Всемирного потопа в геологических слоях и не допускают возможности такой катастрофы. Биогеографические факты по распространению живых организмов, чьи останки хорошо изучены (начиная с палеозоя или даже с позднего протерозоя), также противоречат версии Потопа. Это "противоречит" гипотезе автора. Если Потоп был, то где искать его следы?

Следы Всемирного потопа нужно искать не тысячи лет назад, а сотни миллионов или миллиарды лет назад, учитывая большую длительность "библейского" года. Автор полагает, что следы Потопа нужно искать в тех геологических слоях, которые сейчас трактуются, как следы древнейших оледенений. Во-первых, даже среди некоторых геологов-эволюционистов есть противники версии "ледниковых периодов", это касается именно древнейших оледенений, следы которых не настолько однозначны, как следы последнего ледникового периода. В работе [9], например, утверждается, что следы древнейших ледников могут быть на самом деле следами работы обычных сезонных льдов рек и морей, а также эффектами прибойно-штормовых явлений. По мнению автора, криогенный период позднего протерозоя (Cryogenian) лучше всего подходит на роль слоев искомого Потопа. Этот период датируется в современных годах как 850-630 млн. лет назад. Если ранее полагали, что Земля тогда была полностью охвачена льдами, то сейчас стали появляться публикации о том, что Земля тогда была не замершей, но "слякотной", и мировой океан никогда полностью не замерзал [3]. Это позволяет нам представить Всемирный потоп и плавающие айсберги. Такое описание не противоречит Библии, ведь плавающие льды есть тоже вода.

Далее. Если хищничество и трупоедение среди наземных животных и птиц началось только после Потопа (о чем говорилось выше), то появляется дополнительный аргумент в пользу Cryogenian, как времени Потопа. Оказывается, что ближайшая после Cryogenian эдиакарская фауна (Венд) демонстрирует уникальное свойство среди всех ископаемых фаун, а до Cryogenian никакой многоклеточной фауны достоверно не обнаруживается. Так вот, ни в одном из тысяч останков животных Венда не обнаружены ни повреждения, ни укусы, т.е. погибшие твари подвергались только микробному разложению [12]. По всей видимости, в период Венда хищничество и трупоедение вообще еще не началось (оно началось уже в Кембрии), или не везде началось.

3) Если Адам был сотворен примерно тогда же, когда и первые живые организмы (временная разница между 3-им и 6-м днями творения, наверное, не велика), то его появление соответствует 3,8 млрд. лет назад. От этого момента и до начала Cryogenian прошло около 3 млрд. лет, что соответствует около 2200 "библейским" годам. Если "библейский" год был тогда постоянной величиной, то он соответствовал около 1,4 млн. современных лет. Столько же длился Всемирный потоп ("библейский" год). Но криогенный период длился аж целых 220 млн. современных лет. Где же конкретно искать следы Потопа?

Вероятно предположить, что Всемирный потом произошел в самом начале Cryogenian, а остальные геологические слои и годы криогенного периода демонстрируют последствия Потопа, в том числе сильные похолодания. Нужно отметить, что где-то во второй половине криогенного периода начинается активный распад суперконтинента Родинии [3]. Это соответствует "разделению земли" вскоре после Всемирного потопа (Быт. 10: 25). После распада Родинии континенты еще не раз объединялись и расходились (см. "Родиния" в Википедии). Это весьма способствовало распространению живых организмов и человечества, вышедших после Потопа из Ноева ковчега, по всей земной суше.

4) Если Потоп длился "библейский" год, т.е. около 1,4 млн. современных лет, то как мог так долго идти библейский дождь (половину "библейского" года) и откуда вообще взялось столь огромное количество воды, чтобы затопить все материки?

Здесь нужно иметь в виду, что Библия указывает два источника воды: земные недра и дождь (Быт 7: 11-12). Начнем с недр Земли. Если ранее полагали, что в мантии Земли почти нет воды, то в последнее десятилетие появляются сообщения о больших количествах связанной воды в мантии планеты, объемы которой соизмеримы или даже больше объема мирового океана [6]. Вода Потопа по его окончании могла за счет тектонических процессов частично вернуться в мантию, увлекаясь туда в зонах субдукции тектонических плит в связанном виде [там же]. Последовавший после Cryogenian распад суперконтинента Родинии, а затем - многочисленные схождения и расхождения материков еще более усиливают указанную возможность увлечения воды обратно в недра Земли.

А теперь насчет длительного и мощного дождя. Видимо, источником дождя были ледяные кометные тела. Всемирный потоп питался горячими водами недр и холодными водами космического происхождения. Такая догадка хорошо соответствует основной гипотезе автора об изменении параметров движения тел Солнечной системы, которые определяли и определяют длительность "библейского" года. Поскольку все небесные тела Солнечной системы взаимно реагируют на движение друг друга, то не существует принципиального возражения против сдвига орбит ледяных кометных тел, что и повлекло выпадение части их на Землю. Поскольку орбиты многих комет образуют огромное множество вокруг Солнечной системы [17], то несложно представить, что постепенное выпадение на Землю части их могло длиться в течение длительного времени, но особенно интенсивно - в начале криогенного периода.

5) Существует обширный эмпирический материал, хорошо согласующийся с теорией эволюции. А именно. Следы первых живых организмов датируются в геологических слоях 3,8 млрд. лет назад. Отпечатки и останки многоклеточных организмов появляются в слоях Венда (около 630 млн. лет назад) и встречаются до наших дней. При этом, чем моложе геологические слои, тем более сложные встречаются в них организмы [5]. Останки первых гоминид появляются в Кайнозое в слоях, датируемых около 7 млн. лет назад. Останки первых людей, изготовлявших орудия труда - не древнее 3,5 млн. лет. Останки "анатомически современных людей" и родственных им неандертальцев, которые уже имели религиозный культ, имеют возраст всего несколько десятков тысяч лет [14]. Нигде в более древних слоях, не обнаружено останков человека, который бы изготавливал орудия труда и практиковал религиозный культ. Все это противоречит гипотезе автора.

Здесь нужно признать, что вопрос, связанный с эволюцией, один из самых сложных в схеме автора, и менее всего автором проработанный. Но некоторые соображения можно и нужно привести. Эволюция живых организмов не могла начаться ранее грехопадения Адама и не могла быть способом творения в первые шесть дней, поскольку предполагает гибель живых организмов, хищничество и паразитизм, возникновение "тупиковых ветвей" на эволюционном древе и многое другое. Все это противоречит основным богословским тезисам о совершенстве первозданной твари, которая была "хорошо весьма" (см. выше п. 1 "На чем построены хронологии"). Эволюция стала способом промышления Божия о тварях, которые утратили совершенство по вине человека (см. там же). Эволюция начала действовать только после осуждения Богом прародителей, и наиболее интенсивно - после Всемирного потопа, когда возникло хищничество и трупоедение. Это соответствует палеонтологической летописи после Потопа (после Cryogenian). Другое дело, почему мы наблюдаем во времени восходящую лестницу все более совершенных форм? И почему мы не обнаруживаем ни останков допотопных растений и животных, ни останков допотопного человечества? Здесь нам необходимо рассмотреть внимательнее условия образования ископаемых останков. Образование отпечатков и останков есть статистический процесс, причем длительная сохранность их скорее исключение из правила, чем правило, поскольку характерное время разложения тела погибшего организма гораздо короче характерного геологического времени. Такое соотношение характерных времен - времени разложения и геологического периода - есть правило. Даже плотные и прочные костные останки уничтожаются перепадом суточных температур, водными течениями, органическими кислотами в почве и на дне водоемов за довольно короткое время. Лишь редкие обстоятельства позволяют останкам или отпечаткам сохраниться, частично или полностью. Это зависит от множества факторов внешней среды, а также от строения и химического состава организмов [8, с.24]. Кроме того, это зависит от частоты гибели организмов одного вида (или "рода"), поскольку чем больше гибнет тварей, тем больше вероятность найти их останки (при прочих равных условиях). Ветхозаветные патриархи жили чрезвычайно долго, и частота их смерти была очень малой. Добавим сюда малочисленность ветхозаветного человечества. По причине крайне низкой частоты смерти древнейших людей мы и не обнаруживаем пока что их останков: геологические слои еще не подробно исследованы, а вероятность найти искомое крайне низка.

Аналогичные соображения можно применить к необнаруженным пока что останкам допотопных растений и животных.

А теперь вспомним о трудностях и неопределенностях, связанных с пониманием области и порядка действия "проклятия земли" (см. выше п. 1 "На чем построены хронологии"). Можно себе представить, что экологические и биологические законы стали претерпевать изменения постепенно, по иерархическим уровням организации биосферы, по уровням морфофизиологической сложности живых тварей. Например, если действие эволюции проявилось в резком росте плодовитости тварей, резком повышении ее изменчивости, сокращении среднего срока жизни и увеличении частоты смертности, то мы будем обнаруживать именно останки таких тварей. И если действие эволюции интенсивнее началось с простейших организмов, а затем постепенно распространилось на более сложные организмы, то мы обнаружим в палеонтологической летописи восходящую лестницу все более совершенных форм. Насколько эта лестница будет идеальной или допускать "анахронизмы", на этот вопрос невозможно ответить априори. Ведь мы не знаем что такое библейские "роды" растений и животных. Можно ли считать некоторый таксон "зверей земных" одним "родом", а некоторый вид скота - другим "родом" (см. Быт 1), или полагать, что некоторые зверообразные (тероморфы) Карбона-Юры есть один "род" с некоторыми млекопитающими Кайнозоя и некоторыми тварями до Потопа? Если Библия и говорит, что твари рождали потомство "по роду своему", это не запрещает нам допускать некоторую изменчивость от поколения к поколению, которая сохраняла достаточное сходство детей и родителей, но за длительное время могла дать видовое разнообразие в современном понимании.

Что касается останков человека, то нужно отметить ту деградацию человеческой природы вследствие грехопадения, которая уже оговаривалась (см. выше п. 1 "На чем построены хронологии"). Чем более грешили те или иные народы, тем более могли деградировать их генетические линии. Автор склонен видеть в неандертальцах и более древних людях вымершие деградировавшие народы, у которых была короткая продолжительность жизни, частично скомпенсированная высокой рождаемостью. А значит, у них была гораздо выше частота гибели. Кроме того, более высокоразвитые их сородичи могли благоговейно относиться к останкам своих умерших и стараться хоронить их исключительно в почве в отведенных местах (см. в Быт 3: 19 слова Бога, обращенные к Адаму: "возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"). Но в сырой земле останки человека хуже сохраняются, если только некоторые природные явления не обеспечат их длительной сохранности, например, попадание в торфяное болото, смыв водным потоком с последующим быстрым покрытием песком, глиной и т.п. Насколько здесь лестница форм будет идеальной или допускать "анахронизмы", на этот вопрос невозможно ответить априори. Ведь мы не знаем многих подробностей захоронения древних людей. Быть может, они уносили с собой кости отцов при изменении места жительства, как это сделали иудеи, унося из Египта кости Иакова (Быт 47: 28-31; 50: 4-13) и кости Иосифа (Исх 13: 19)? Тогда где-то локально могут находиться целые кладбища костей многих поколений. Впереди нас ждут удивительные открытия. Например, долгое время древность останков человека современного вида оценивалась в 40 тыс. лет, но только в 2008 г. после сорока лет кропотливой работы ученым стало ясно, что останки анатомически современного человека, найденные в Эфиопии еще в 1967 г., имеют возраст до 195 тыс. лет! [13]. А сколько еще труднопроходимых мест Африки и Азии нужно исследовать и сколько кропотливых анализов провести?

6) Каким образом человечество без проблем пережило длительное сосуществование с ужасными ящерами Мезозоя? И как пережило великие вымирания, которые несколько раз случались в истории биосферы Земли, например, вымирание на границе Палеозой-Мезозой, вымирание на границе Мезозой-Кайнозой и др.? Ведь в узловых точках и периодах подобных катастроф происходил перерыв в непрерывном течении биологического времени, погибало множество видов живых организмов, и на смену им приходили новые виды.

На это следует ответить, что основная ветвь человечества без проблем пережила последний ледниковый период, поскольку обитала южнее ледника. Трудности ледникового периода даже не отражены в Библии. Так и трудности в периоды великих вымираний или сосуществования с динозаврами не затронули основную ветвь человечества. Они тоже не были удостоены упоминания в Библии, поскольку Св.Писание отражает лишь важнейшие события, имеющие вероучительное значение. Человечество защищал от динозавров тот страх, которым Бог оградил человека от свирепых тварей (см. выше п. 1 "На чем построены хронологии").

7) А теперь поставим вопрос о предсказательной силе гипотезы автора.

Первое и главное предсказание заключается в том, что по мере все более тщательного изучения палеонтологической летописи в древнейших геологических слоях будут обнаружены останки разумного человека с соответствующими орудиями труда и предметами религиозного культа. Речь идет не только о Фанерозое, но и слоях древнее Cryogenian. Второе важное предсказание заключается в том, что в геологических слоях до Cryogenian должны быть обнаружены останки древесной наземной растительности и допотопных крупных животных.

(Заключение)

По мнению автора, изложенная здесь гипотеза и способ синхронизации научной и библейской хронологий выглядят перспективными. Тысячи "библейских" лет соответствуют миллиардам современных лет, а продолжительность "библейского" года не была постоянной величиной. Самым слабо проработанным аспектом здесь является вопрос согласования с имеющейся палеонтологической летописью. Биологическая эволюция живых организмов автором допускается, но только как проявление промысла Божия о тварях, природа которых повредилась вследствие грехопадения человека. Природа человека от Адама и до нас с вами принципиально не изменилась, и спасение, соделанное Христом, относится в равной мере ко всякому человеку.

Автор будет благодарен за конструктивную критику.

Библиография

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - 2-е изд., исправ. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 864 с.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский; предислов. Р.К. Баландина. - М.: Айри-прес, 2013. - 576 с.

3. Гиляров А. Земля 600-800 миллионов лет назад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elementy.ru/novosti_nauki/430644/Zemlya_600800_millionov_let_nazad_ne_sploshnoy_led_no_slyakot/.

4. Дионисий Ариопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова. - 5-е изд., испр. - СПб..: Изд-во Олега Абышко, 2013. - 464 с.

5. Доказательства эволюции. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.bogoslov.ru/text/601165.html.

6. Древний источник земных океанов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chrdk.ru/sci/2016/3/31/v_mantii_zemli_2_7_mlrd_let_nazad_byla_voda_iz_kotoroi_vozmozhno_poyavilis_okeany/

7. Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. - М.: Никея, 2009. - 144 с.

8. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

9. Калякин В.Н. Был ли ледниковый период? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goldentime.ru/hrs_text_030.htm.

10. Кирьянов Д., свящ. Некоторые подходы к решению вопроса о соотношении эволюционного учения и христианского богословия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/print/391612.html.

11. Лучицкий К.И. Хронология книги Бытия от сотворения мира до Авраама [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/2993617/.

12. Малаховская Я.Е., Иванцов А.Ю. Вендские жители Земли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geokniga.org/books/85.

13. Марков А. 195 000 лет назад вЭфиопии жили "анатомически современные" люди. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elementy.ru/LHC/novosti_BAK/430848/195_000_let_nazad_v_Efiopii_zhili_anatomicheski_sovremennye_lyudi.

14. Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, кости и гены. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://scisne.net/a-1365.

15. Мумриков О., свящ. О проблемах "богословия эволюции" на рубеже XX-XXI вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html.

16. Паули В. Физические очерки. Сборник статей. - М.: Наука, 1975. - 256 с.

17. Пояс Койпера и Облако Оорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1170734/kboc.html.

18. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 800 с.

19. Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. Москва. Издание Московского Общества Любителей Духовного Просвещения, 1867, "Лепта-Пресс", 2004. - 831 с.

20. Физика космоса: Маленькая энциклопедия / Ред. Р.А. Сюняев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 783 с.

21. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1984. - 944 с.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"