Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Спроси свою совесть!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Во дни великого поста. Исследование самого себя

СПРОСИ СВОЮ СОВЕСТЬ!

(дни великого поста 2016 г.)

Мы сейчас переживаем непростые времена. В окружающем нас мире нет стабильности. У многих из нас в душе кипят страсти: раздражение, обиды на ближних, ненависть. Мы постоянно суетимся в заботах о хлебе насущном, переживаем за свое здоровье и здоровье родных, тревожимся о завтрашнем дне. Вера у нас слабая, и потому мы нигде не находим душевного покоя: ни дома, ни в обществе, ни на работе, ни на отдыхе, ни в храме Божием... Значит, настал момент сосредоточить свою волю на исправление грехов, которые отнимают силу у нашего духа. Дни великого поста - подходящее время для размышлений о Страшном суде и для покаяния. Нам всем сейчас необходима помощь Божия. Необходимы принятие Пречистых Христовых Тайн и размышления об исходе из этой временной жизни и о Всеобщем суде Христовом. Когда начинаешь понимать, что в любой день, в любую минуту твоя жизнь земная может внезапно закончиться, то многие заботы и дела повседневные переосмысливаются и перестают быть такими важными, перестают излишне угнетать и тревожить. А важным становится то, что подсказывает собственная совесть, каждый день и каждую минуту жизни. Вот, о ком-то плохо подумал или плохо сказал, а внутри уколола совесть. Вот, кого-то зло обругал или толкнул локтем, или не подал руку помощи, а внутри совесть обожгла огнем. И не стихает, и продолжает обжигать и не давать покоя... Это осуждает нас внутренний наш судия, данный от Бога - наша совесть. Опасно голос внутреннего судии заглушать ленью и равнодушием. Опасно оправдывать себя суетой и заботами, сложными обстоятельствами и непростыми временами. Вердикт внутреннего судии побуждает к раскаянию, к исповеди, к исправлению. В противном случае, если долго его игнорировать, он может как бы затихнуть. Он может до поры, до времени как бы не замечать наши злые дела, слова, мысли и желания, чтобы... при самой кончине вдруг беспощадно заговорить и вынести страшный приговор! Чтобы на Всеобщем суде Христовом осудить нас немилосердно!

Христос осудит нас на Страшном суде, и совесть наша тоже нас осудит!

Прп. Макарий Египетский наставляет нас: "Видишь, что совесть не дает своего согласия на... помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда". "Обличителем и обвинителем каждого подсудимого (на Страшном Суде) будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом...", писал свт. Игнатий Брянчанинов.

На Всеобщем суде совесть наша вдруг обретет всю силу и всю неподкупность, и огонь собственной нашей совести вспыхнет немилосердно. Сейчас мы как бы частично раздваиваемся в собственной душе: греховные желания тянут прочь от Бога, а совесть обличает и понуждает тянуться к Богу. Это всегда болезненно переживается, но это означает, что мы еще духовно живы. Но длительная греховная привычка игнорировать внутреннего судию приглушает нашу "совестливую половинку" души, и наша болезнь раздвоения души как бы перестает нас тревожить. А это означает, что мы духовно умираем. Функционирующей остается лишь "греховная половинка" души. Но на Страшном суде совесть вдруг оживет и заговорит в полную силу! И раздвоение нашей личности на Всеобщем суде проявится в полную меру. Греховные привычки будут тянуть нас прочь от Бога со всею силой, а совесть будет указывать на Бога и судить со всею строгостью. Это раздвоение личности - начало геенского огня и мучения..."...Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5: 10). Как пишет прп. Иустин (Попович): "Все люди, хотят они того или нет, спешат через ворота смерти ко Всеобщему Суду и Вечному Судии - Христу... На Своем суде Он не погрешит, ни в ком не ошибется и ни с кем не обойдется несправедливо, ибо Он всезнающ и всевидящ. Все, от самого крупного до самого мелкого в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой душе, в нашем человеческом мире Ему известно до последних тонкостей. А Его единственная в своем роде всеправедность и всемилостивость - залог того, что Его суд о каждом из нас будет и всеправеден, и всемилостив, и безгрешен, и непогрешим. ...Каждый получит то, что заслуживает, и то, что больше всего любит. Кто во время жизни на земле стоял на стороне зла, творил его и душою, и телом, тому Он даст и далее телом и душою следовать за своим злом. Нет сомнения, на этом суде всезнающего и непогрешимого Судии ничье зло и ничье добро не будет ни преувеличено, ни приуменьшено, но каждый примет то, яже с телом содела, или блага, или зла. И это будет очевидно каждому: каждый и в общем, и в частном увидит и свое добро, и свое зло; никому не будет приписано ничего лишнего. И всякий уверится, что Христов суд - и всеправеден, и всемилостив, и безгрешен, и непогрешим. Тогда каждый увидит всю тайну добра и зла и каждому будет ясно, что в нем доброго, а что - злого... Это будет самой очевидной реальностью: одни голые факты, одни дела - духовно-телесные, телесно-духовные... Тогда обнаружатся не только наши дела, но и все наши мысли, чувства, желания и слова. И мы будем должны дать ответ перед всевидящим и всеправедным Судией за все. И Он осудит нас не только за скверные дела, но и за скверные мысли, и за нечистые чувства, и за плохие желания, и за скверные слова... Всемилостивый Господь Иисус прольет свет на все, что сокровенно во тьме, сделает явными советы сердечные, откроет совесть каждого человека и то, что в ней, душу и то, что в ней, сердце и то, что в нем, и обо всем вынесет Свой всеправедный суд... Поскольку на Страшном суде ничего не будет упущено и забыто, то всякий человек в отдельности и все люди вместе почувствуют и увидят всю праведность и всю милость Божию и по отношению к праведникам и к грешникам... И при неопровержимой очевидности доказательств грешники не будут отговариваться и оправдываться". Наше осуждение на Всеобщем суде будет еще и потому очевидным для нас самих, для нашей совести, что мы увидим там праведников, которые в аналогичных условиях не согрешили. Когда мы увидим, что мы согрешили, а праведники в таких же обстоятельствах не согрешили, и потому эти праведники Богом оправданы и спасены. Прп. Симеон Новый Богослов рассуждает так: "Осуждены будут отцы отцами, рабы и свободные - рабами и свободными, богатые и бедные - богатыми и бедными, женатые - женатыми, неженатые - неженатыми, и просто сказать, всякий грешник в оный Страшный день Суда увидит подобного себе против себя в жизни вечной и в неизреченном оном свете, и будет осужден им. Как бы сказать, всякий грешник будет видеть против себя подобного ему праведника, т.е. царь - царя, начальник - начальника, блудник нераскаянный - блудника покаявшегося... и вспомнит, что и он был человек, и он имел душу и тело. и все другое, как и тот имел в настоящей жизни такое же достоинство, такое же искусство, такой же промысл, однако же не хотел подражать ему; и зажмет рот свой, не имея ничего сказать в защиту себе... (и покроется стыдом)". Но и в жизни земной наша совесть нас мучает, когда мы видим человека, не согрешившего в аналогичных обстоятельствах. Тогда этот не согрешивший человек для нас служит постоянным упреком, постоянным источником укоров нашей совести. И здесь суд нашей совести предупреждает о суде Христовом.

Совесть нас мучает и гложет после того, как мы осудили ближнего. Она тем самым напоминает нам слова Христа: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7: 1-2). Свт. Иоанн Златоуст дает такой комментарий: "Тот, кто сурово судит о чужих делах, никогда не будет пользоваться снисхождением по отношению к себе. Бог произнесет Свой приговор, глядя не только на природу наших грехов, но и на суд о других".

Какой еще аргумент может убедить нас, что наша собственная совесть будет немилосердным судией? Что наша совесть припомнит нам все то, что мы, казалось бы, давно забыли. Результаты исследований ученых, психологов, показывают, что объем нашей памяти гораздо больше, чем мы ранее предполагали. Полагают даже, что объем так называемой "долговременной памяти" вообще не ограничен, как и не ограничено в принципе время хранения информации обо всех событиях нашей жизни. Конечно, наша память не является идеальной и способна что-то забывать или "помнить" те события, которые реально не происходили (речь идет о ложных воспоминаниях). Но эти дефекты памяти есть лишь проявление общего повреждения нашей природы, общей нашей тленности. А где-то в глубинах человеческой личности хранится память обо всех реальных событиях его жизни. И можно отыскать способ активизировать память и восстановить забытые события, вспомнить свои добрые или злые поступки. В пользу этого говорят результаты научного исследования памяти человека. Все это наводит на мысль, что полная память всех событий жизни нужна человеку, в конечном счете, для суда над самим собой. Для подведения итогов всей своей жизни. Бывает, что человек после исповеди и Причастия вдруг вспоминает и осознает давно забытый и неисповеданный грех. Грех, забытый на многие годы, но повлекший целую цепочку последующих грехов. Память человека оживает, совесть его тоже оживает и требует покаяния, требует исправления. Так может действовать благодать Божия. И человек вновь работает над собой, старается молитвой, добрыми делами подготовиться к следующей исповеди, чтобы очиститься от старого греха, исправить свой недостаток. Вот так наш внутренний судия - совесть - зовет нас исправиться до наступления Всеобщего суда Христова, чтобы не быть на нем осужденным окончательно.

"Кто может устоять перед строгим Правосудием, которое требует отчета даже и в мановении очей, не оставляет без исследования ни одного взгляда? Но приступите, выслушайте и ободритесь! Как ни строго истязание Правосудия, но если человек покается, одна капля слез изглаждает рукописание долгов его", учит нас прп. Ефрем Сирин. Эту каплю слез понуждает нас пролить наша совесть, наше раскаяние. Свт. Феофан, Затворник Вышенский писал: "Господь и на Страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех". И потому для нас лучше всего на земле подчиниться вердикту нашей совести и вовремя покаяться, чем прийти со страшным грузом грехов на суд Христов. И на суд нашей совести, которая перед лицом вечности уже не простит нам.

Источники:

1. Сокровищница духовной мудрости. Том 11. Антология святоотеческой мысли. М.: Изд-е Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни, 2009. - 576 с.
2. Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. - М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 144 с.
3. Большая психологическая энциклопедия. Долговременная память это: http://psychology.academic.ru/
4. Помнить всё: Добрая память http://www.popmech.ru/science/8125-pomnit-vsye-dobraya-pamyat/
5. Как врут воспоминания. Как работает память и когда ей можно верить http://www.gazeta.ru.science/2015/06/18_/_6846185.shtml

Составитель: В.Ю.Скосарь, март 2016 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"