Что ж - разберём ещё один достаточно очевидный пролазм. Для начала, по традиции, рассмотрим фонетику. Ацтек (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ацтеки) и пацак (http://ru.wikipedia.org/wiki/Чатлано-пацакский_язык). Казалось бы - что может быть общего? Но первое же что бросается в глаза - это практически идеальная анагарамматичность (http://ru.wikipedia.org/wiki/Анаграмма), меняются только согласные "п" и "т" и гласные "а", "е", которыми, как учит нас мудрая Каббала (http://ru.wikipedia.org/wiki/Каббала), можно вообще с лёгкостью перенебречь. Кроме того - это достаточно отчётливо воспринимаемый якорный, опорный звук "ц" в обоих случаях. Является ли это случайным незначительным фактом, или за ним стоит нечто более обширное?
Для прояснения этого вопроса воспользуемся приведенными выше ссылками и посмотрим семантические поля, окружающие понятия ацтек и пацак. И вот здесь мы обнаруживаем бездну смысловых и фонетических пересечений. Возьмём хотя бы якорение на звуке "ц":
Припомним также, например, "чатланин" (высшая каста, полноправный гражданин планеты Плюк). Как нам объясняют его этимологию соавторы одноимённого языка Георгий Данелия и Резо Габриадзе? "От вост. чатлах -- "сволочь". А "Теночтитлан" не угодно ли (как гражданин данного города, хотя бы)?
Далее - самое время обратиться к смыслам. Основной пролазмический концепт, намертво цементирующий воедино и ацтеков и пацаков - это космос. И если в случае пацаков это не вызывает особых вопросов, как и сам источник понятия - роскошный во всех смыслах фильм уважаемых "грузинских эзотериков" No "Кин-дза-дза!" (http://ru.wikipedia.org/wiki/Кин-дза-дза!), то в случае ацтеков идея требует некоторых пояснений.
Жители мезоамерики и космос? Здесь мы самыми грубыми штрихами очертим идею концепта. Который выражается в сакраментальном: "А почему бы и нет?". Во-первых - Пернатый Змей (Птеродактиль http://ru.wikipedia.org/wiki/Птеродактили ?) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Кетцалькоатль). Типичнейшее карго-культовое (http://ru.wikipedia.org/wiki/Культ_карго) изоображение "древнего бога" явно инопланетного (инореального - кому как больше придётся по вкусу) происхождения (генезиса - снова библейский пролазм: http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга_Бытие, сыны бога, нефилим - тоже вполне себе подвёрстываются в русло данного контекста), "палеоастронавта", так же как, скажем, и пирамиды Мексики являются карго-культовыми изображениями-имитациями "построек богов" - их стартовых площадок (как и все остальные пирамиды - Египет, Китай; а, например, обелиски, главы православных и пики готических храмов - изображения уже непосредственно "ракетной техники" древних). Зачем имитация? На это даст ответ практика постройки соломенных самолётиков (а ну-ка вспомним как выглядит пепелацhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Пепелац) товарищами из солнечной Папауа-Новой Гвинеи - металлические самолётики таки прилетали и подкормку (груз-карго) таки сбрасывали. Реальность срабатывает. Отчего бы и не построить? Кашу, как говорится маслом...
А если ещё предположить инорассовость и даже рептилоидность граждан древних богов (существует такое мнение, что рептилии юрского периода и могли быть ими, по крайней мере о сожительстве человека и динозавра свидетельствует так называемая коллекция Джульсруда http://lah.ru/fotoarh/oskolki/dino.htm, даже если это махровейший фэйк - пролазм налицо, реальность продвигается навстречу исследователю) со всеми сопутствующими прелестями, как-то: желание колонизировать, приспособить под свои цели бесхозную планетку вкупе с её слаборазумными аборигенами, намерение по-шумерски генно-инженерными методами подвергнуть их апгрейду (Анунакам привет!), распределив по кастам и сословиям - то все радости "социально-экономических" противоречий планеты Плюк налицо.
И самый интересный вопрос - отдавали ли себе отчёт авторы фильмы в том, каким колоссальным пролазмом является их творение - с синхроничностью через тысячелетия времени и глобально всепланетно - пространства? Вполне можем себе предположить, что и нет - в контексте времени создания - середины 80-х - более востребованной и очевидной была идея уничижительной сатиры на государственное устройство страны, обеспечившей им саму возможность творить, теперь-то мы знаем во что это вылилось, наверняка идеологическая диверсия "грузинских эзотериков" No не прошла незамеченной. Тем интересней факт Пролазма для нашего анализа, по-видимому - они всё же уловили некую трансляцию на уровне бессознательном, архитипическом. Да и сама реальность не замедлила с подтверждением - свою первую награду фильм "Кин-дза-дза!" получил ни где-нибудь, а в латинской Америке -- Международный кинофестиваль в Рио-де-Жанейро 1987 ("Rio Cine Festival"), специальный приз жюри "За изобразительную концепцию".