ИТАК - дано: Я - Бог, Я постигаю себя. Но вот незадача - нравятся богу боль, страдания, утраты, смерть... Особенно занятно это выглядит с солипсической точки зрения, которая неумолимо свидетельствует о том, что умирать-то решительно нечему, разве что локальным сиюминутным Я, не имеющим ни малейшей ценности в обозримом историческом будущем. Что за нездоровый мазохизм и прочие вырожденческие наклонности? Отнюдь. Тогда - о чём это Я?
А всё о том же - о том, что мне - тому самому "локальному сиюминутному Я" (а куда ж прикажете от оного деться?) - нравится, ложится на душу, врастает в неё, как шестерёнки в зубчатые колёса. Сегодня мы поговорим о том, что мне действительно потребно в любой ситуации, а о чём же ещё здесь - в ЖЖ - стоит писать, как не о том, что в по-настоящему лежит на душе?
О музыке.
Всего лишь? Куда уж более.
Если честно, то я и сам слабо отдаю себе отчёт в том, что я люблю. Говорят же - любовь слепа, что, якобы, оправдано синергетическими ожиданиями от спаривания с её объектом. Но коим образом прикажете спариваться с музыкой?
Я должен, просто обязан дать себе ответ - почему. И, возможно, не только себе. Ведь это есть нечто большее, чем просто шведский синдром.
Итак N2: Смерть. Вся тематика и пафос Doom-Death'а (прямой перевод: Гибель-Смерть, но есть у Doom'а и более энигматические обертона смысла - можно понимать его как Судьбу, Фатум, Рок...) крутится именно вокруг этой нелепой привычки менять тела. В наиболее кристаллизованном виде эта идея отражена в названии любимейшей из групп - "Моя Умирающая Невеста" (My Dying Bride). Что может быть горше такой потери? А ведь через утрату как минимум собственного тела в любом случае предстоит пройти ВСЕМ, вне зависимости от состояния здоровья, банковского счёта, религиозных убеждений, исторической эпохи и региона проживания. Какой там к чертям Апокалипсис?! Когда смерть ожидает каждого в обязательно-принудительном порядке. Тогда почему бы не поразмыслить о ней сейчас, пока состояние организма и ума позволяет сделать это спокойно, максимально трезво и осознанно. Тут есть несколько аспектов, мне же более всего интересен алхимический - ритуальная смерть, как первый акт Великого Делания или "Опус В Чёрном", в котором декларируется смерть своего старого Я для последующего рождения в новом качестве и достижения Золотой Стези своего бытия. Здесь же можно вспомнить Гурджиевскую рекомендацию держать свой ум в таком состоянии, как будто бы заведомо известно, что в следующий миг наступит смерть, т.е. быть готовым её принять в наилучшем виде. И прочая "Моментально -- в море!". Не уверен, что такое понимание присуще всем деятелям Doom-Death сцены, но мне вполне достаточно и моего.
Переходя же непосредственно к музыке, нужно заметить, что само музыкальное искусство есть наиболее иррациональное и абстрактное из искусств, другими словами - оно максимально человеческое, и, пожалуй, ещё более высокое, чем искусство оперирования текстовыми образами, а именно - стихосложение. Понятно, что корни музыкальной традиции носят явно мистериальный характер, когда-то она была занятием жреческим, узко-элитарным, в дальнейшем же через религиозное догматизированное и канонизированное церковное применение стала доступна для широких масс, и - окончательно десакрализована уже в наше время. В определённом смысле - я лично рассматриваю Doom-Death как попытку сакрализовать музыку "обратно", придать ей утраченное мистериальное звучание, музыкальными средствами заставить слушателя пережить сложные эмоции - "катарсис", раскаяние, умиление, благоговение, да и просто прослезиться, наконец.
Есть мнение, что триггером - спусковым крючком внедрения музыки в масскульт стала атака "четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате" из 9-й главы книги Откровения святого Иоанна Богослова, земным олицетворением которой стала "Ливерпульская четвёрка" The Beatles. Здесь же - основа музыки - ритм, шаманский психотропный бит, повторяющийся и намертво врезающийся в сознание, растормаживающий и раскрепощающий зажатую эмоциональную сферу. Возможно, и не они лично были родоначальниками стиля, а какие-нибудь негритянские вудуисты из американских гетто, но пиковое помешательство народонаселения Запада в 60-х произошло именно в связи с ними.
В 70-х отшабашили своё Black Sabbath, уже во всю применяя культивированный гитарный драйв, полученный посредством перегруза ламповых усилителей, который и сам по себе является великим психотропом (в особенности же это непередаваемое магическое ощущение воспринимается во время своего собственного упражнения с гитарой в руках при наличии элементарного опыта звукоизвлечения так называемых "power-chords", которые уже сами звучат резонирующее мощно - в сочетании же с перегрузом - получается невероятный эффект - тот самый рёв гитар, которого так панически опасаются румяные домохозяйки, те, что "Зеленеют при слове Rock" ); а также гитарные рифы а-ля "вытягивание жил", тем самым заметно обозначив думовый тренд к неспешности, умозрительной созерцательности вкупе с пронзительным исполнением и титаническим накалом страстей. В 80-х данное направление выкристаллизовалось у Candlemass, в 90-х же приняло окончательный искомый нами вид, сплавившись с только что зародившимся Death Metal, переняв он него экстремальное гитарное звучание и не менее экстремальную разновидность вокализации - "growling", получив на выходе блестящий результат в лице Doom-Death Metal.
Вот, кстати, мой личный Top Ten шедевров "всех времён и народов":
Как несложно заметить - здесь не все альбомы можно чётко обозвать Doom-Death - слава Б-гу - не такой уж я тупо непробиваемый ортодокс и фундаменталист - тут есть, например, вариации на тему Симфо-, Готик-, Психоделик- и т.п., не буду останавливаться на каждом отдельно, тонны рецензий можно обнаружить по расставленным выше ссылочкам. По происхождению это в своей основе Британский дум, за ним следует Скандинавия: Швеция, немного Норвегии, Голландия, и даже США (R.I.P. Peter). Можно возразить - как же туда посмели не войти ранние Amorphis, Celestial Season, Cemetary, Crematory, Evereve, Funeral, Gods Tower, Lacrimas Profundere, Katatonia, Lake Of Tears, Moonspell, Novembers Doom, Novembre, October Tide (ох и любят же позднюю осень наши думярщики - апофеоз апофигея увядания, угасания и т.п.), Saturnus, Officium Triste, Orphanage, The 3rd And The Mortal и даже, не побоюсь этого слова - Lacrimosa (а что - "Inferno" образца 1995-го года - вполне себе дум!). Пожалуй и хватит, а то наш Топ рискует превратиться в Top Hundred.
...Да, понятно, что всё можно списать на юношеский максимализм, 18 лет (в 1993-м году - году выпадения массированных осадков в виде пролития дум-дэтовой благодати!), гормональный взрыв и всё такое и прочее, но в моём раю всегда будет играть: