Skeptik : другие произведения.

6. Ранняя эволюция человечества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Библия утверждает, что человечество прошло длинный путь эволюции от перволюдей, которые мало чем отличались от обезьян и до современного человека.

  
  26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему...
  27 И сотворил Бог человека по образу Своем... мужчину и женщину сотворил их.
  Наука доказывает, что "сотворение" человека это результат длительной биологической эволюции. Библия же наоборот утверждает, что мужчину и женщину создал Бог на шестой день творения.
  На первый взгляд эти две полярные позиции никогда не могут быть приведены к общему знаменателю. Хотя католики и признали наличие биологической эволюции, но продолжают наставать на особой роли духовности. У меня нет намерения обсуждать проблемы эволюции, сотворении и духовности, я только лишь дам свою интерпретацию библейского текста.
  Я уже писал (глава 1), что в Библии не указаны точные интервалы времени, а есть только порядок событий. Поэтому будем считать, что последовательность стихов соответствует временным отметкам, но интервал между этими моментами может быть произвольным.
  
  Первый эпизод - сотворение человека глава 1 стих 27. Как уже обсуждалось (глава 5) человек часть биосферы Земли. Как именно он был создан физически: или в результате эволюции, или путем Творения, я здесь не обсуждаю. Причем сразу созданы люди обеих полов.
  Следующая метка времени стих 28, который логически состоит из двух частей. Первая часть:
  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, обладайте ею...
  В предыдущих статьях я буквально толковал текст Библии, считая, что Адам и Ева двое людей созданных Богом. Однако уже за именами их детей Каина и Авеля можно усмотреть целый клан связный родственными узами (глава 5). Из стиха 28 следует прямое указание перволюдям плодиться и размножаться. Ясное дело, что Адам и Ева не могли ослушаться своего господа, а потому они, живя в раю, должны были заниматься сексом и рожать детей.
  Возможно ли такое? Традиционная церковь утверждает, что дети у Адама и Ева появились только после того как они, вкусив плод от дерева познания добра и зла, прозрели, поняли, что они наги, ну так далее. Но тогда получается, что они выполнили указание своего Господа с большой задержкой. Мое предположение состоит в том, что имена Адам и Ева являются собирательными. На самом деле созданные Господом перволюди согласно божественной установке плодились и размножались. Однако, как будет показано дальше, достаточно уверенно можно утверждать, что во время жизни в раю люди прошли несколько этапов развития.
  На основании такого предположения можно утверждать, что в момент создания перволюди находились на самой низкой ступени своего интеллектуального и общественного развития. Первые люди жили примерно так же, как и все остальные животные на Земле. Вопрос секса, воспитания детей для них существовал не большей степени, чем для других подобных им существ.
  Можно задать простой вопрос, озабочен ли пёс проблемой секса? Естественно нет. Но когда природа его позовет, он побежит за сукой. Проблема отношения полов возникает, только для существ достигших определенной ступени умственного и социального развития, когда складывается общественный институт брака. Библия именно так и говорит: в начале перволюди плодятся и размножаются, а дальше по тексту, как мы еще будем обсуждать, разделаются на мужа и жену и воспитывают детей в браке.
  
  После этих пояснений вернусь ко второй части стиха 28. Между человеком и животными имелась разница:
  ... и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
  Так мы узнаем, что человек изначально поставлен Богом, чтобы владычествовать над ранее созданными существами: рыбами морскими, зверями, птицами небесными, животными и пресмыкающимися. С другой стороны человек ничем принципиально в физическом и физиологическом смысле не отличается от тех же высших животных. Трактовать данную фразу из Библии можно так, что человек поставлен владычествовать потому, что имеет для этого способность. Владычествовать или иметь верховную власть. В свою очередь слово "властвовать" синоним слов "править" или "управлять". Но для управления чем-либо субъект должен обладать свободой воли и разумом. Таким образом, из Библии следует, что человек поставленный владычествовать получил от Господа инструмент для этого в виде разума. Но в раю поступки человека не свободны, а детерминированы указаниями от Бога, а потому перволюди лишены свободы воли и еще не владычествуют. Таким образом, из Библии можно выяснить, что живя в раю перволюди находятся еще на таком же уровне развития, как и другие животные. Из дальнейшего станет понятно, что практически указание Бога владычествовать означает способность преобразовывать и покорять Природу.
  
  В следующем стихе рассказывается, что перволюди питались растительной пищей (1:29). Этот момент я уже обсуждал в другой статье (глава 5), но здесь следует подчеркнуть иной аспект. Фактически перволюди к этому моменту времени ничем особым по образу жизни не отличаются от приматов. Они уже не обезьяны, но еще не люди. Перволюди обладали зачатками разума, но жили преимущественно на территориях богатых растительной пищей. Подобно современным обезьянам перволюди не занимались в сколько-нибудь значительных масштабах охотой и не использовали орудия для этого.
  
  Во второй главе продолжается рассказ об истории человечества. Писатель сообщает на подробности о том, в каких условиях жил человек в тот исторический момент:
  8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
  9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
  
  В контексте становления человека как мыслящего существа важен стих 19. Чтобы узнать насколько удачно получилось его новое творение, Бог устраивает человеку испытание, а заодно и смотр всех существ, которых он сотворил:
  19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
  Здесь Бог проверяет умственные способности человека. Примитивный язык общения имеют животные и насекомые, а попугаи, например, дают имена своим птенцам. Можно сделать вывод, что к этому моменту времени человек уже обладал развитой речью и абстрактным мышлением. Человек выдержал испытание:
  20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым....
  Но 20 стих продолжается дальше: ...но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
  Впервые Бог озадачился социальными проблемами человека еще в 18 стихе, когда сказал: "не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему".
  Помощника не нашлось, поскольку ни одно из существ созданных Богом не может, условно говоря, служить человеку из-за слишком низкого уровня развития. В частности в данный период времени животные еще не приручены человеком.
  Проведенное испытание показало, что люди хоть и умеют общаться, но живут, не образуя постоянных сообществ. Поэтому Бог решает разделить людей по половому признаку.
  Эта процедура описана в следующих стихах в аллегорической форме, так как будто Бог отдельно создает женщину:
  22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
  23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
  На самом деле человек уже давно представлен двумя полами, но, находясь на низком уровне развития социальных отношений, перволюди не осознавали разницы между полами. Устойчивый брак и семья у них отсутствовал. Но после времени (стих 23) у людей формируется социальное различие полов и возникают устойчивые брачные отношения:
  24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
  
  Согласно Библии, после того как речь и абстрактное мышление достигли достаточно высокого уровня, началось развитие человеческого общества. Первоначально образовались устойчивые семьи, и возникла дифференциация первобытного стада по половому признаку, появилось разделение труда внутри семьи.
  С научной точки зрения можно допустить, что описанная к 24 стиху эпоха соответствует времени, когда перволюди еще только немного опередили человекообразных обезьян в развитии. У перволюдей уже потенциально развились зачатки разума и сложной речи. Возникли семейные отношения. Но они все еще питаются преимущественно растительной пищей и живут в комфортных условиях и видимо не используют орудия труда и огонь. Такому образу жизни способствуют благоприятные условия окружающей среды.
  
  Чтобы первобытный человек стал по-настоящему разумным существом, ему нужно было сделать следующий шаг. Одного только развитого мозга и сложных социальных отношений еще не достаточно, для развития разума. Многие животные или насекомые имеют и социальные и семейные отношения, а некоторые из них демонстрируют сложное поведение, которые можно интерпретировать, как проявление высшей мыслительной деятельности. Да и объем мозга у некоторых животных больше чем у человека.
  Для проявления разума человеку нужна свобода воли. Здесь нужно вспомнить, что Бог ограничил свободу поведения перволюдей, наложив запрет на употребление в пищу плодов определенного дерева.
  16 Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
  17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
  Попутно следует обратить внимание на важный момент. Прямо сказано: "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". В это время уже солнце на небе определяет продолжительность интервалов времени. Поэтому из слов Бога можно сделать вывод, что, вкусив от плода, человек умрет в это же день еще до захода солнца. Как мы увидим дальше, на самом деле здесь Бог сказал неправду.
  
  В Библии плоды дерева познания добра и зла, конечно, не реальное растение, а некая аллегория. Её можно трактовать как барьер, который нет необходимости преодолевать. Более того, попытка преодоления грозит смертью тому, кто попытается это сделать. Перволюди могли сколько угодно долго жить рядом с этим деревом и не вкусить плодов, потому что таково было табу, а физиологической потребности нарушать это табу у них не было. Вокруг было достаточно вкусных и сонных плодов с других дерев.
  Чем отличается человек разумный от животного? Животное действует, по большей части, под влиянием инстинктов находясь в равновесии с окружающей средой. Только воздействие необычных обстоятельств окружающей среды могут вынудить животное совершить те или иные нестандартные поступки. Человек, имеющий разум и свободу воли может совершать такие действия и поступки, которые не обусловлены непосредственным воздействием внешней среды или необходимостью обеспечить свою жизнедеятельность. Такие не мотивированные инстинктами и внешней средой поступки становятся возможными, поскольку человек разумный обладает способностью к отвлеченному, аналитическому мышлению. Человек может, говоря по-простому, из головы что-то выдумать и затеять выполнять задуманное. В результате он получает свободу воли и теперь уже он живет, не подчиняясь окружающей среде, а сам как хочет, так и преобразует её. В Библии такому переломному моменту в развитии человеческого разума соответствует эпизод со змеем.
  
  До этого, живя в раю, человек, полученный от Бога разум, никак не использовал, пока змей не соблазнил Еву. О том, как Ева провела первый научный опыт, проведя органолептический анализ плода с дерева добра и зла, написано в отдельной статье. Но нам необходимо снова вернуться к этому переломному моменту. Из-за прямолинейного толкования эпизода с соблазнением, в христианстве змея не пользуется уважением, но в религиях Азии она, наоборот, почитаема за свою мудрость, прозорливость и волю. Змея хранительница всех тайн и сокровищ. Видимо следуя этой традиции, в Евангелие от Матвея можно прочесть: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Матф.10:16). В книге Бытия змей характеризуется как самый хитрый из всех существ полевых, и он соблазняет наивную Еву, подталкивая её нарушить прямой запрет Господа. Иначе говоря, качеств, которыми наделяется змея, как раз и не хватало в то момент человеку, чтобы сделать следующий шаг по пути развития интеллекта.
  1 ...И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
  2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
  3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
  4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
  5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
  
  Теперь представим ситуацию, что никакого змея нет, а Ева просто рассуждает про себя:
  "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Нет, не умрете? [А если] знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло?"
  В этом эпизоде слова змея это вопросы, которые сама себе задает Ева и тут же дает на них предположительные ответы. Но так рассуждают люди имеющие разум и поставленные перед нелегким выбором. Люди раздумывая перебирают варианты стараюсь понять, то чего они не знали и таким образом познать истину. Чтобы проверить свою догадку Еве приходиться поставить опыт и вкусить запретный плод. Ибо практика критерий истины. Тут важно отметить, что Еве нет никакой необходимости совершать этот поступок, тем более что есть угроза получить суровое наказание. Но зарождающий разум позволяет усомниться, а сомнения порождают любопытство и стремление проверить. Стремление проверить порождает действие, так возникает творческий поступок.
  Именно в это момент, мысленно уравняв себя с Богом, задав вопросы и желая получить ответы, человек обрел разум, который до этого где-то дремал в коре его мозга.
  Далее происходит следующее:
  6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
  7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
  
  Следом за Евой такое же преображение происходит с Адамом. Сыграл ли в этом удивительный плод или это просто поэтическая аллегория, мы конечно не знаем.
  Точно также как и был ли змей на самом деле или нет. Библия утверждает, что змей был и соблазнял Еву. Но если змея не было, а Ева сам поставила перед собой нравственную проблему и сделала выбор. А сделав выбор совершила поступок, то она обрела свободу воли. Разум человека вырвался на свободу и человек стал равным Богу. Потому что теперь он мог творить, как Бог. Он мог ставить перед собой любые проблемы, решать их, совершая действие и получать результат. Если раньше человек жил в тепличных условиях и не совершал никаких попыток вырваться за пределы установленных барьеров, то теперь он мог это делать, а значит, он обрел свободу.
  Так был сделан первый шаг к цивилизации.
  От момента, когда Ева съела плод, и до того как перволюди прозрели и сделали себе одежду, могло пройти достаточно времени. Уж солнце поднялось высоко, а смерть так и не пришла. Конечно перволюди сразу поняли, что Бог обманул их. Так люди познали правду и ложь. А вместе с тем познали они стыд за свой поступок, ибо могли понять мотивы, по которым Господь дал им такое указание. Поэтому примитивные одежды могут быть аллегорически образом ощущения стыда.
  
  Животные не делают себе одежды, чтобы прикрыться от взглядов посторонних. Если люди начали так поступать, то это уже было результатом либо изменения внешних условий. Например, климат начал меняться и уже приходилось спасаться от холода. Либо вследствие появления традиций и обычаев. После образования устойчивой семьи первобытное племя должно было распасться на роды, между которыми возникали разные, в том числе конфликтные отношения. Это требовало уже консолидации все сообщества с помощью централизации власти, которую должны были олицетворять вожди или высшие силы.
  Одновременно должны были формироваться иные, чем в первобытном стаде отношения, которые бы регулировали поведение представителей разных полов. Перволюди уже были организованы в племя, где царила строгая иерархия, которая поддерживалась как силой, так и неукоснительным соблюдением традиций. А в основе традиций обязательно лежат ограничения и запреты. В качестве высших сил уже могли сложиться понятие бога, как символа добра и хитрого змея, как источника зла. Значит, уже начинали складываться религиозные верования. Выполняя те или иные общественные установки, люди начали носить примитивную одежду.
  
  Люди обрящие разум теперь уже понимали весь масштаб содеянного. Именно поэтому убоялись они:
  8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
  Прячутся они от Господа не потому, что наги. Ведь Адам и Ева уже: "сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (3: 7). Действительно разум дал перволюдям и понятие стыда. Потому они и оделись. Но когда они услышали голос Бога, то прятались вовсе не потому, что устыдились Господа. Нет, они прячутся потому, что осознали то, что совершили. И как нашкодившим детям, а их разум еще столь же непосредственен как у детей, им стыдно за свой проступок и они боятся наказания.
  Дальше происходит следующее:
  9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
  10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
  Адам просто говорит неправду. Вовсе не потому он прячется, что он наг, он уже одет, как мы знаем, а потому, что боится сказать правду о том, что они с Евой совершили.
  Бог сразу понимает, что Адам не говорит всей правды и устраивает допрос пристрастием:
  11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
  Адам уже познал понятие совести и сознается в содеянном:
  12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
  13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
  Теперь пришла очередь соврать Еве. И она очень типично для человека, который хочет спастись во что бы то не стало от наказания, перекладывает всю ответственность на некого змея, который якобы её соблазнил. Бог делает вид, что поверил и не за что ни про что наказывает змея:
  14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
  15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
  Затем Господь раздает на орехи Адаму и Еве, последней достается больше всех:
  16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
  17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
  18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
  19 в поте лица твоего будешь есть хлеб...
  Обретя разум, люди стали такими же, как боги, а потому Господь изгоняет их из рая, чтобы в трудах добывали они хлеб свой насущный.
  Став подобными богу, люди в частности обрели способность различать правду и ложь. Бог ведь первым сказал неправду, и не умерли перволюди сразу, едва дотронулись они до запретных плодов. На самом деле уже после того, как Адам и Ева нарушили запрет, Господь сделал их смертными. Адам, между прочим, прожил еще, по меньшей мере, 930 лет.
  Но что такое понятие смертности? Это значит, что перволюди уже осознавали свое место в окружающем их мире и отчетливо понимали неизбежность своего конца. Скорее всего, они уже освоили примитивный счет прожитых лет, оценивали свой возраст и знали, что их ждет в конце жизни. Но все эти знания формируют первое целостное мироощущение и не возможны без передачи информации от старшего поколения к младшему.
  С точки зрения научной интерпретации важно обратить внимание на следующие моменты. Обретения разума дало людям способность познать правду и лож, узнать стыд и почувствовать совесть. Еще они и освоили простейшие трудовые навыки. Ибо сами сшили себе одежды из листьев.
  
  Следующий важный момент связан с развитием мозга и соответственно с большой головой у человеческого плода. Одновременно с этим люди освоили прямохождение, что в сумме дало такой результат: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей".
  Теперь Адам по-настоящему осознал, что Ева его жена: 20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. Задержанное развитие человеческого детеныша требовали материнской заботы и дальнейшего укрепления семьи. Теперь племя людей прошли этап еще большей дифференциации по семейным и родовым признакам. А фраза о матери всех живущих означает, что теперь семья стала основной ячейкой общества. И главным для человека становиться его род, а не племя вообще. Теперь уже можно предположить, что дети наследовали имущество родителей и их занятия. Поэтому мы знаем имена Каин и Авель первых детей рожденных после утверждения прочных семейно-брачных отношений.
  Следует отметить и такой эпизод: 21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. Казалось бы, зачем Господь так поступил? Он изгнал перволюдей из рая, где было тепло, и они ходили нагим. Да и зачем им вдруг понадобились кожаные одежды? Неужели Бог отправил их поближе к полюсу, чтобы жизнь не казалась им медом, а чтобы не умерли они от холода, то сделал им Господь теплые кожаные одежды?
  Нет, конечно. Все дело в том, что здесь в Библии есть намек на резкое похолодание, которое случилось на Земле. Началось Великое оледенение. Вот людям и пришлось включить весь свой разум, научиться шить теплые одежды. От низких температур райский сад просто погиб. И вовсе не Бог выгнал людей от туда, а холод и голод:
  17 ...со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
  18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою...
  
  Люди ушли из Эдема в другие места, где было теплее, чтобы как сказано далее:
  19 в поте лица твоего будешь есть хлеб...
  Слова составляющие эту фразу, следует переставить, чтобы правильно выявить смысл. "В поте лица" аллегорически описывают затраты энергии человекам в процессе жизнедеятельности. А слова "будешь есть хлеб" - указывает на источник пополнения энергии организмом.
  В продолжение этого стиха сказано:
  ... доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься
  Здесь также показано как человек, чтобы расти в течение все жизни, потребляет дары биосферы, и после смерти сам становиться питательной средой для этой же биосферы. Оставшаяся горсть теперь уже настоящего праха становиться почвой. Как уже отмечено в главе 5 "прах земной" из которого сделан человек это продукт жизнедеятельности биосферы земли.
  Так задолго до научных открытий в Библии описано как в целом и на нескольких уровнях в отдельности замыкается круговорот вещества и энергии в живой природе.
  
  
  Библия, говоря о сотворении человека, достоверно описывает самые ранние этапы жизни разумного существа, которое в начале проживало в "райских" условиях и не использовало ни орудий труда и не занималось охотой, а только потребляло растительную пищу. Кроме того, в Библии указано на происхождении человека из биосферы Земли и описан круговорот вещества и энергии в пищевых цепях. Позднее люди обретают разум, осваивают примитивный труд. Сообщество людей проходит этапы усложнения семейных отношений. Далее Великое оледенение изгоняет людей из обжитых мест, и они вынуждены тяжко трудиться, чтобы выжить.
  Таким образом, в Библии весьма точно изложена история человечества от далеких предков человека, еще обладавших только зачатками разума, до человека времен палеолита жившего в начале Великого оледенения.
  
  
  P.S. Примерно за 3 тысяч лет до написания Ф. Энгельсом книги "Происхождение семьи, частной собственности и человека" история становления человечества уже была описана в Библии.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"