Skeptik : другие произведения.

1. Сотворение Мира

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Хотя наука далеко продвинулась в познании тайн мироздания, но библейская история сотворения мира все еще находится на острие споров. Особенно усердствуют проповедники религиозного мировоззрения, которые стремятся заполнить пустоту, образовавшуюся в сознании многих бывших советских людей после краха коммунистической идеологии и ослабления в последние десятилетия пропаганды научного взгляда на окружающий мир. Вера нужна людям, и в самом по себе религиозном мировоззрении нет ничего плохого. Если религия служит развитию духовности, укреплению морали и консолидации общества, то это, в не зависимости от личных убеждений того или иного человека, можно только приветствовать.
  Но в последнее годы активизировались нетрадиционные, а часто и просто псевдорелигиозные секты, а так же "научные" креационисты разных мастей. Они утверждают, что данные науки подтверждают библейские истории. В сфере религии есть смысл с объективных позиций изучать и обсуждать, только то, что в той или иной степени может быть объяснено наукой. Библейская история о сотворения Мира в наибольшей степени проверяема с научной точки зрения.
  
  Все знают, что Бог сотворил наш Мир за шесть дней. В первый день Бог создал небо и землю, потом создал свет и отделил его от тьмы; на второй день - создал твердь небесную и отделил сушу от воды, на третий - растения, на четвёртый - небесные светила, на пятый - птиц, рыб и пресмыкающихся, наконец, на шестой - животных и человека.
  Большинство ученых считает, что история нашей Вселенной началась с некой флуктуации, после которой материя стремительно расширялась, превращаясь в излучение и в разные формы вещества. Вещество образовало звезды, галактики. Со временем звезды выгорали, обогащая Вселенную тяжелыми элементами из которых начали формироваться разные небесные тела. В какой-то момент рядом со звездой, которую мы теперь называем Солнцем, образовалась планета Земля, на которой была плотная атмосфера и много воды. Вскоре на Земле возникла жизнь. Эволюция жизни шла по пути постепенного усложнения организмов. В начале появились простейшие организмы, потом водоросли,.. рыбы,.. растения,.. животные и, наконец, человек.
  Сравнивая формально обе модели возникновения нашего Мира можно заметить определенное сходство и явные отличия.
  Если, как утверждают верующие, библейская история сотворения написана со слов Бога, то почему она не совпадает с научной картиной возникновения нашего Мира? Ведь ученые всего лишь изучают то, что создал Творец. Следовательно, научная картина описывает нам Мир таким, как его создал Бог. Поэтому различий быть не должно. По крайней мере, в пределах точности тех знаний, которые дает нам наука. А полученная достоверность в познании эволюции нашего мира столь глубока и широка, что можно считать научную картину в целом достоверной, требующей уточнения только отдельных деталей. По крайне мере большинство ученых придерживаются именно такой точки зрения.
  Если же наш Мир возник сам по себе, то никакой бог не мог диктовать писателю Библии, и в книге Бытия записан миф о сотворении. Тогда очевидно обе картины и не должны совпадать.
  Как же тогда объяснить определенное сходство, пусть даже формальное, между библейской версией и данными науки? Выходит, автор Библии удачно сочинил миф? Но тогда и отличия можно объяснить тем, что писатель просто он не смог точно записать то, что ему рассказывал Бог. Часто так и поясняют. Имея в виду то, что автор писал свое творение под влияние божьей благодати и Бог не диктовал человеку. Но так не могло быть. Ведь общаясь с избранными представителями рода людского, Бог должен был передавать вполне определенные мысли, образы, понятия. Их то и должен был богодухновенный автор нанести на твердый носитель - пергамент, глиняную табличку и т.п. Иначе получается чепуха. Где гарантия, что автор Библии действительно записал мысли воспринятые от Бога, а не сочинил все сам? Чтобы отбросить подобные сомнения я в дальнейшем считаю, что все приведенное в первой главе Бытия есть достоверная информация полученная от Бога.
  Вообще, мог ли автор, живший примерно три тысячи лет назад сочинить правдоподобную историю сотворения Мира? Я попробую ответить на это вопрос по ходу чтения.
  Я полагаю, что читатель уже знаком с первой главой книги Бытия, а потому я иногда для полноты обсуждения того или иного эпизода буду отступать от последовательного обсуждения стихов.
  
  День первый
  
  В традиционном переводе книга Бытия начинается так:
  1 В начале сотворил Бог небо и землю.
  2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
  3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
  5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
  
  Надо заметить, что специалисты не мало спорят о точности перевода древних писаний. Есть и другой вариант перевода этих строк: "В начале сотворения Богом неба и земли, когда земля была пуста и хаотична (бесформенна и удивительна), и тьма над бездной, и дух Бога витал над водою, - сказал Бог: "Пусть будет свет". И стал свет". (П. Полонский. Две истории сотворения мира. Гл. 2). Я не ставлю перед собой цель критиковать те или иные толкования текста, хотя иногда для общности придется ссылаться на иные мнения и давать им пояснения. В дальнейшем я буду придерживать традиционного варианта книги Бытия.
  
  В первой строчке прямо сказано, что Бог первым делом сотворил землю. Но что нужно понимать под словом "земля"? "Это наша планета", - утверждают некоторые верующие. Но на самом деле это не так очевидно. Дальше мы встретим пояснение (1:10), что землей Бог назвал сушу. Не мог же Бог разные понятия называть одним и тем же словом.
  Тогда под словом "земля" нам нужно понимать поверхность планеты Земля, часть из которой в дальнейшем стала сушей, а остальное оказалось под водой. Но как же быть с безграничной Вселенной? Выходит в Библии не описано сотворение остального мира. Да и надо ли было Богу рассказывать человекам, как там устроено мироздание? Скорее всего, нет. Вполне хватило самых общих замечаний. Именно так рассказывают родители своим детям о сложных понятиях.
  Пока же со словом "земля" ассоциируется арена, где продолжится божественное творчество. Небо же являет собой некую антитезу земле. Как мы знаем из дальнейшего текста Библии, земле в дальнейшем предстояло стать обителью, как благочестия, так и греха, а небу местом обитания самого Бога.
  Знал ли Творец о непростом будущем всего того, что он собрался сотворить? Если следовать за мнением ортодоксальных толкователей Библии, то всемогущему Богу известно все, в том числе и будущее. Но если внимательно читать уже первые строчки, то станет ясно, что на самом деле Творец вовсе не знает будущего: "4 И увидел Бог свет, что он хорош". Выходит, не знал Бог, ничего о свойствах света, пока не сотворил его.
  Фраза о свете, на мой взгляд, напрочь разрушает толкование о том, что в первых стихах речь идет о Земле или о поверхности планеты. Поясню. Если в первой строчке речь идет только о создании Земли как планеты, то, как быть с Солнцем? Зачем Бог создавал свет, если уже должно было сиять Солнце? Мне доводилось встречать толкование о том, что Земля в первый день творения была укутана облаками, и свет от Солнца якобы не проникал до поверхности Земли, а потому там была "мгла над бездной". Но Бог не мог не знать, что такое свет. Для него ведь нет границ в том мире, который он создавал. И если исходить из данных науки он уже должен был создать Солнце. Но по Библии Солнце появляется только на четвертый день. Чтобы свести концы с концами "научные" креационисты и придумали версию про плотные облака. Другие из них утверждают, что Бог создал Землю намного раньше Солнца. В последнем случае Бог должен был начать создавать Вселенную с Земли. Потом уже создать звезды, галактики и весь бесконечный космос. Такое предположение выглядит совсем надуманным.
  Мне же больше понятна точка зрения тех, кто считает, что в первый день Творения описаны начальные мгновения жизни нашей Вселенной. Но тогда в первой строчке "земля" не означает место где в дальнейшем Бог создал человека. А в тесте первой главы слово "земля" означает разные понятия в разных стихах. Так совершенно однозначно определено здесь: "10 И назвал Бог сушу землею". Но явно не о суше идет речь в самых первых строчках.
  Бог общался с писателем на языке людей. Ясное дело, в словаре того времени не было понятия "планета" в том смысле, какой мы в него вкладываем сейчас. Хотя, наблюдая небо, астрономы древнего мира и различали такие объекты как звезда и планета. Но они и представления не имели о размерах и условиях на планетах. Потому Бог и не мог в понятном для писателя смысле употребить слово "планета". Все равно, что слепому от рождения рассказывать о зеленом цвете. А чтобы человек мог понять, о чем рассказывает Бог, ему пришлось бы изучить краткий курс астрономии.
  Оказывается, даже всемогущий Бог ограничен только теми словами, которые были известны людям. Иначе они его не поняли бы. Судя по всему, трудности перевода действительно существовали. Именно поэтому Бог по ходу изложения поясняет, что он называет днем, ночью и сушей.
  Тут хотелось бы заметить, что, по мнению библеистов, в первой книге Бытия Бог является как личность, которая творит весь Мир, по своему внутреннему устремлению, а вовсе не потому, что так нужно или это хорошо. Уже сотворив те или иные свойства нового Мира, Бог оценивает их и, видя, что это хорошо, оставляет такими как они есть. Поэтому трудно говорить о наличии у Творца наперед ему известного плана, как нас хотят уверить некоторые представители "научных" креационистов. Но если такого плана не было, то возникает вопрос, можно ли допустить, что все то, что было неудачно создано Творцом, было им уничтожено, и очевидно не упомянуто Богом в изложении истории о сотворении? Формально можно допустить такую возможность. Прямых указаний на ошибки Бога в первые дни творения у нас нет. Да и допущение об отсутствии плана у Бога низводит его до уровня бездушной Природы, которая из хаоса, путем случайного перебора находит удачные решения. А как раз это больше всего не нравиться креационистам. Они никак не могут поверить, что обезьяна барабаня по клавиатуре, сможет случайно создать шедевр литературы. Но из текста Библии мы знаем примеры, когда Бог вмешивался уже созданное им, чтобы внести коррективы. Это и история первородного греха, всемирного потопа, Содома и Гоморры. Хотя апологеты давно дали морально-этическое толкование этим эпизодам. Лишь бы не обсуждать возможность погрешности в деятельности Творца.
  Как же тогда понимать первые строчки и остальные стихи книги Бытия? Все зависит от читателя. Если он убежденный верующий, то ему нужно воспринимать все буквально, именно так как написано.
  Если читатель не утвердился в своей вере или ищет истину, то следует познакомиться с научными пояснениями библейских текстов, а тогда уже решать, что ему ближе по духу. Тем более что написано не мало толкований библейских текстов, как с религиозных позиций, так и на основе научных знаний.
  Ученые не связанные путами религиозных догм, уверены, что Библию написали люди без всякого божественного влияния. У автора или авторов книги Бытия была задача изложить по возможности не противоречиво, и главное так чтобы было понятно любому человеку, историю сознания высшим существом нашего Мира.
  
  Зададимся вопросом. А как бы мы сами, живя в то время, написали? Исходная аксиома известна: "Бог создает мир из ничего". Так что Творец мог создать? Естественно только то, что было известно людям, жившим в то время. Они знали, что есть земля, состоящая из камней, почвы и глины, которая простирается на много дней пути во все стороны. На земле есть горы и равнины. Здесь текут реки, есть озера. Со всех сторон землю омывают моря. В морях, реках и водоемах водиться рыба. На земле растут растения и живут разные животные, пресмыкающиеся, насекомые, птицы и люди. Наблюдательному человеку не трудно было классифицировать живые организмы по их сложности: растения, рыбы, гады ползучие, птицы, животные.
  Кроме того, над землей днем возвышается голубой купол неба, ночью - черный купол, усыпанный звездами, который божественно красив, интуитивно гармоничен и абсолютно недостижим. Именно там, на небе, может обитать Бог.
  Если писатель хотел пояснить, как весь это мир создал Бог, то ему нужно было только изложить логически непротиворечиво последовательность действий Творца.
  Так становиться на свое место первые строчки книги Бытия: "1 В начале сотворил Бог небо и землю".
  Потому, что в представлении древнего человека Мир состоял из двух диаметрально противоположных сущностей: земли и неба. Но автор писания понимал, что, сотворив небо и землю из ничего, Бог должен был увидеть, что этого явно недостаточно. Ибо сама по себе "земля безвидна и пуста". Чтобы это пояснить и мотивировать следующий акт творения писатель использует художественный прием. Он замечает, что земля была столь безвидна, как тьма на бездной. А пустоту созданного мира подчеркивает следующий образ: "Дух Божий носился над водою". Замечу, что вода еще Богом не создана. Однако как понятен любому читателю этот поэтический образ одиночества живого существа затерянного в полной темноте посреди морских просторов.
  Вот что в итоге получилось:
  2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
  Бинарный мир, состоящий только из неба и земли, безвидный в темноте бездны надо было чем-то наполнить.
  3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
  5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
  
  Так естественным деянием выглядит создание света. Чтобы читатель отчетливо понимал, о чем идет речь, писатель, возможно повторяя пояснение самого Творца, уточняет, что свет это когда день, а тьма это когда ночь. Зачем понадобилось такое уточнение?
  Все становиться на свои места, если взять две последние фразы вместе. В первой упомянуты части суток для того, чтобы пояснить следующую фразу: "И был вечер, и было утро: день один". Здесь прямо указывается на интервал времени или этап Творения. Иначе вторая фраза будет не понятна. А если есть смена дня и ночи, то в только что сотворенном Мире Бог запустил часы и начался отчет времени. Замечу, что до этого момента времени просто нет. То есть Бог в первый день указал на начало отчета времени. И время начало своей бег именно с момента отделения света от тьмы.
  Если же миф писал человек то, сотворение света в первый день понадобился автору книги Бытия, чтобы кроме всего прочего логически не противоречиво описывать дальнейшие события. Поскольку в полной темноте можно только детей зачать, но рассмотреть, что в итоге родиться никак нельзя.
  В этом смысле странно вообще выглядит, пассаж первого дня из которого можно сделать вывод, что Богу якобы нужен свет. Свет нужен только человеку, а не всемогущему Творцу.
  
  Я уже упоминал трактовку этого эпизода апологетами. Они пытаются доказать, что Бог создал Солнце заранее, но Земля в первые мгновения своего существования была укрыта туманом, и человек якобы не мог видеть источник света. По-моему это чепуха. Ведь, по мнению тех же толкователей Библия написана со слов самого Бога. Причем тут то, что мог или не мог видеть человек? Да и самого человека в то время еще не было.
  Здесь часто ссылаются на фрагмент из второй главы книги Бытия, где сказано, что:
  4 ...в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
  5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
  6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
  Так делается вывод, что земля была укрыта паром или иначе туманом. Но относится ли это фрагмент к первому дню творения? Точно не известно. Сказано только, что: "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо..." Последние слова, где использовано слово "создал", т.е. уже совершил акт сотворения земли и неба, можно толковать так, что речь не обязательно идет о первом дне. Это может быть день второй, когда уже разделены суша и вода, и создана твердь небесная. Иначе какой смысл связывать в логическую конструкцию пустынные земли без растений и отсутствие дождей если в первый день еще ничего не создано на земле. Зато данное описание хорошо соответствует кануну дня третьего, перед тем как Бог начал рассаживал растения. Тогда разделены суша и вода, уже есть небесная твердь и вода за ней и Бог может, если захочет, посылать на землю дожди.
  Другие толкователи придумали некий первичный свет. Но, как и когда он потом исчез? В Библии ведь про это ничего не говориться. А если не говориться, то надо ли придумывать новые сущности? К тому не понятно, как могли периодически сменять друг друга свет и тьма? На Земле это происходит из-за вращения вокруг своей оси. А тогда как?
  Третьи, пытаясь толковать библию с позиций современной науки, пишут, что свет в первый день, соответствует отделению излучения от вещества, которое произошло вскоре после Большого Взрыва. Эту интерпретацию я пока оставлю без обсуждения, поскольку рассчитываю к ней еще вернуться.
  
  Поэтому если толковать Библию, исходя из уровня знаний современников и имея в виду что это произведение является отчасти художественным, то никаких вопросов не возникает. Бог создает небо как свою обитель. Землю как место жизни людей. И автор книги, отождествляя себя с одиноким творцом, искусственно водит новое свойство этого мира - свет и противоположность - тьму. Их циклическая смена позволяет автору ввести отчет времени и разбить сотворение нашего Мира на этапы. Теперь, когда в созданном Мире есть свет и часы остывают время писатель можно рассказать читателю, что же происходило в последующие дни.
  
  День второй
  
  6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
  7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
  8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
  
  При первом чтении затруднительно понять, что за твердь посреди воды. Разве земля, которую создал Бог в первый день это уже не твердь? И что за твердь Бог назвал небом. Ведь небо уже создано ранее. Откуда вообще взялась вода? Автор книги Бытия в первых же строках (1:2) упомянул воду. Хотя почему-то факт сотворения воды не описан.
  Не буду пересказывать толкования библеистов. Читатель при желании может сам найти пояснения христианских апологетов этому дню творения.
  Мое предположение состоит в том, что в первые два дня как ранее на примере слова "земля" нельзя однозначно толковать слова "твердь", "небо" и "вода".
  Я же приведу научное толкование. В описании событий второго дня неизвестный автор книги Бытия пытается дать наивное пояснение того, что мы сейчас называется круговоротом воды в природе.
  Построив мир, состоящий из неба и земли и сотворив свет, перед писателем встала непростая задача. Теперь ему надо пояснить, почему вода наполняет реки, озера и моря, и находиться отдельно от суши, а за одно ответить на вопрос о происхождении дождей. Даже если этот Мир сотворил Бог, то все равно он просто обязан во второй день Творения упорядочить распределение воды. Потому что "без воды и не туды и не сюды".
  Писатель это хорошо понимает м во второй главе сказано об этой эпохе: "2:5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле ...ибо Господь Бог не посылал дождя на землю". И сейчас и древности люди завесят от капризов природы. Пройдут вовремя дожди, будет урожай. Не мог Бог засевать землю растениями, пока не наведет порядок в системе орошения. Это понимал любой земледелец.
  Исходя из тогдашних знаний, весь Мир созданный Богом включал в себя известную часть суши или Ойкумену и омывающий сушу безбрежные водные просторы. Что там дальше за горизонтом люди тогда не знали. О мореплавании людей до потопа в Библии ничего не сказано. Во времена исторические, когда жил Авраам люди только научились плавать вдоль берегов. По-настоящему же люди освоили мореплавание позже, когда Библия уже была написана.
  Поэтому писатель наивно представляет Мир как остров посреди безбрежных вод. Если есть у воды границы, то их может установить только Бог, но это находиться далеко за пределами, которые может достичь человек. Поэтому автор уже в первый день упоминает: "И Дух Божий носился над водою", полагая, что вода есть часть земли. Наверно тогда в глубокой древности землю и воду не разделяли на разные сущности. Действительно вода в том или ином виде всегда есть на земле. Хоть в виде текущей реки, хоть в виде росы, или в виде капель выжимаемых из мокрой глины, или снега и твердого льда. Эта версия поясняет, почему создание воды прямо не упомянуто в книге Бытия.
  Здесь можно вернуться к уже упомянутому фрагменту 2:4,5,6. В описываемый период вода уже отделена от суши теперь можно говорить о том, что на суше еще нет всякой полевой травы, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю.
  Действительно, зачем Богу орошать землю дождями, если он еще не сотворил растений. С другой стороны по логике автора книги после отделения суши от воды земля могла быть влажной, как глина, которую вынимают из канавы, устраивая систему орошения в том месте, где вода только что сошла после разлива реки. Влажная земля часто парила. Наверно так, как висит туман утром над поймой. Вот только что же согревало тогда землю? Бог Солнце еще не создал. Эти вопросы может задавать просвещенный читатель, но не люди жившие в древности.
  
  Тем не менее, описывая круговорот воды, автор писания должен был ответить на множество вопросов. Откуда берется вода на небесах, которая выпадает в виде дождей, как питаются водой родники, куда исчезает вода при высыхании, откуда берется роса и т.д. Ясное дело, что люди тогда еще не знали полных ответов на эти вопросы.
  Вот для объяснения наличия воды на небесах пришлось автору книги Бытия выдумывать гипотезу, что Бог разделил воду твердью: "И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом". Теперь есть вода под небом, т.е. на земле и есть вода над твердым небом. А между водами находится как бы плотина в виде тверди небесной. Теперь часть воды, которая над твердью иногда может выпадать на землю в виде дождей. Этим процессом управляет Бог. К тому же в дальнейшем Бог использовал запасы "небесной" воды, для того чтобы устроить вселенский потоп, открыв все небесные заслонки.
  В главе 37 о круговороте воды сказано больше, но полный цикл так и остался за пределами понимания людей того времени:
  6 Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.
  11 Также влагою Он наполняет тучи
  13 Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования.
  14 Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии.
  15 Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего?
  16 Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?
  
  Жившие позднее греческие философы считали, что реки питаются не атмосферными осадками, а водой из морей, которая поступает через глубокие отверстия в недрах земли. Такими же были представления и древних евреев: "Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь" (Екклесиаст 1:7). Ведь повседневные наблюдения говорили, что питаются реки из родников. Логично представить, что родники и моря соединены под землей. Вплоть до Средневековья преобладала такая теория, не учитывающая процесс испарения и переноса влаги воздушными течениями. Ибо "равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании". Для Бога дождь, снег, гром и молния, это способ воздействовать на грешных людей (37:13)
  Разобравшись с водой небесной, теперь автору писания оставалось упорядочить воду, которая под твердью небесной.
  
  9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
  10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
  Хотя в Библии это не сказано, то подспудно писатель понимает, что земля то ведь еще плоская как блин. Вода, выпавшая на землю при сильном дожде, просто затопит её. Здесь по нашей логике Бог должен был вовсе не повелевать водой, а создать рельеф и дать миру закон тяготения, чтобы вода сама стекала туда, где ниже. Но о том, как именно возникают горы и долины в те времена люди знали мало. Не говоря уж о других физических законах.
  Поэтому Бог просто указывает воде, где ей надлежит быть. В том числе Господь Бог самолично управляет дождями. Забегая вперед логично спросить, а что и в свой седьмой день, когда Бог удалился на отдых, он тоже открывал небесный краник, чтобы оросить землю дождем?
  Оставлю это вопрос без ответа. Тем более что есть такие верующие, которые допускают, что до потопа дожей вообще не было.
  Теперь по логике автора Библии, в создаваем им мире все стало на свои места. Вода, под небом и суша по воле Бога разделилась. К тому же читателю Библии ясно, что раз воде указано пребывать отдельно от суши, то вода, выпавшая на землю, стекает "в одно место" и наполняет моря, которые где-то там за горизонтом могут сливаться с "небесной" водой и если на то есть божья воля снова выпадать в виде дождей. Так и обеспечивается круговорот воды в природе.
  
  День третий
  
  К этому моменту Мир устроен так. Есть суша и моря. Над всем этим возвышается небесная твердь, за которой находятся запасы воды. Мир освещается светом, источник которого в Библии не указан. В результате деяний второго дня Бог как толковый земледелец устроил систему орошения и теперь у него все готово для возделывания растений.
  
  11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
  12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
  13 И был вечер, и было утро: день третий.
  
  В третий день Бог создал растения и способ их размножения. Обсуждать собственно нечего. Раз есть источник света, то есть и фотосинтез. С данными науки эта модель не согласуется. На самом деле случилось следующее событие на суше: "произвела земля траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его" уже, после того как миллиарды лет жизнь кишела в океанах. Это замечание важно в контексте событий последующих дней и подробнее будет рассмотрено ниже.
  
  День четвертый
  
  14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
  15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
  16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
  17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
  18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
  19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
  
  А с точки зрения науки надо переставить четвертый день в события первого дня. И не нужно тогда Богу создавать свет, происходящий неизвестно от какой причины. Но тут есть проблема. В первый день небо еще не обустроено. Нет тверди, на которой можно повесить светила. Так что единственное, что мог бы автор Библии сделать, так поменять местами третий и четвертый дни. Тогда в первые два дня создав небо, землю и указав закон движения воды, Бог на третий день создал бы светила небесные, укрепил их на тверди небесной, а потом уже на следующий день начал бы заселять землю растениями. Но опять возникает проблема первичного света и смены дня и ночи. В общем, вытянешь хвост, нос застрянет.
  
  
  День пятый
  
  20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
  21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
  22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
  23 И был вечер, и было утро: день пятый.
  
  В это день Бог заселяет землю всякой живностью. Причем случилось нечто очень важное. Вода породила жизнь: "да произведет вода пресмыкающихся, душу живую". Здесь видимо имеется в виду выход пресмыкающихся из воды на сушу.
  Однако в Библии уже на третий день появляются растения способные размножаться с помощью семян. Но вода должна была породить в начале растения в виде водорослей, и случилось это примерно на миллиард лет раньше, чем "произрастила земля зелень, траву, сеющую семя". Вслед за водорослями появились пресмыкающиеся, иначе разнообразные многоклеточные животные, заселили океан. Приблизительно 500 млн. лет назад растения первыми вышли на сушу, а чуть позже там же появились и перемыкающиеся (земноводные, рептилии), а воду заселили рыбы. Прошли еще миллионы лет и птицы полетели над землей.
  Поэтому если стихи 20 и 21 рассматривать как единое целое, то они описывают эпоху примерно от 500 до 150 миллионов лет назад.
  Почему же возникла такое нарушение порядка, когда сложные наземные растения появились уже третий день? Автор писания видимо полагает, что растения это самые простые организмы, которые создал Творец. Ведь растения даже не умеют передвигаться по земле и растут там, где упало семя. Если сравнить строение растений и любого животного, то первые устроены очень просто: корень, стебель, листья, цветы. В этом смысле писатель выдерживает принцип Творения - от простого к сложному.
  По данным науки растения вышли на сушу, после того как на Земли прошли обширные горообразующие процессы. Формально так можно толковать второй день Творения, когда произошло разделению суши и воды, а следом растения должны заселить сушу. Все как в Писании. Хотя тектонические процессы происходили в истории Земли и раньше, но тогда еще не было организмов способных расселиться на суше. Можно считать, что Бог рассказывая писателю историю Творения, просто сократил и упростил рассказ. Весь период от появления первых живых организмов до выхода растений на сушу отсутствует в Библии. Что совершенно понятно. Ведь Бог творил все сам и мог сразу создать сложный организм. Разводить миллиарды лет в океане простые организмы ожидая, когда они усложняться ему как бы и не нужно. А наука утверждает, что миллиарды лет жизнь эволюционировал в океанах без всякого участия Творца, пока не достигла такой степени сложности, что смогла освоить сушу.
  Если это расхождение между наукой и Библией не учитывать, то с некоторыми натяжками можно считать, что пятый день соответствует от эпохи заселения суши и океанов сложными многоклеточными организмами, до момента появления теплокровных и млекопитающих животных.
  Но в целом создается впечатление, что отдельные события, изложенные в книге Бытия, просто находятся не на своем месте в хронологии истории Земли. Так как будто бы писатель со слов Творца все написал верно, но потом отдельные листки с письменами перепутались.
  
  
  День шестой
  
  24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
  В начале шестого дня по воле божьей земля произведет животных. Нас это не должно удивлять. В последствии Бог сотворит человека из праха земного.
  25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
  Здесь Творец устанавливает закон размножения.
  26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
  27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
  Затем создал Бог мужчину и женщину. Далее следуют странное напутствие.
  28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
  Бог дал людям указание плодиться и размножаться. В чем же тогда состоит первородный грех?
  29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;
  30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
  В этом эпизоде Бог устанавливает закон пищевых цепей в биосфере земли.
  31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
  
  В следующий день Творец решил, что все созданное им хорошо и можно пока отойти от дел. Поскольку Бог больше ничего не сотворил, а только изредка вмешивался в дела людей верша свой суд, то надо полагать седьмой день божественного творения продолжается до сих пор. С момента создания Адама прошло примерно 6000 лет.
  
  В целом картина создания Мира отлично укладывается в те наивные представления, которые существовали в те давние времена, когда писалась Библия. Собственно по-другому и нельзя тогда было написать, если исходить из основной парадигмы - мир создан Богом из ничего и определив порядок сотворения сущностей начиная с двух самых глобальных и далее соблюдая формальную последовательность усложнения мира в каждый последующий день Творения.
  
  Интерпритация
  
  Попытки же увязать данные науки с библейскими сказаниями, на мой взгляд, не слишком успешны. Этим в основном занимаются кеационисты, а они не хотят ни на йоту отступить от того, что написано в Священном писании. В результате при попытке втиснуть данные науки в прокрустово ложе библейских сказаний у них получается "смесь бульдога с носорогом". Этот вывод подтверждается уже тем поверхностным анализом, который я делал по ходу изложения содержания.
  Однако я все же пробую соединить научный взгляд с тем, что написано в первой главе книги Бытия. Ибо в науке не принято утверждались надолго застывшие догмы, а для меня библейский текст не есть истина в последней инстанции.
  Оказалось, что необходимо только лишь нескольких случаях переставить местами порядок событий, исправить значение некоторых слов, исключить буквально несколько предложений.
  В событиях первого дня указано иное значение слов "небо" и "земля". Теперь земля - это материя в самом общем понимании, а небо - это пространство. Пространство это то, что находиться над "водой". Слово "вода" в данном случае ничего конкретного не обозначает, а лишь указывает положение Творца относительно системы отчета, в качестве которой в аллегорической форме указана поверхность "воды". Как уже указывали интерпретаторы Библии, свет, упомянутый в первый день, есть возникшее излучение после разделения первоначальной материи на излучение и вещество. Кроме того, в первый день Бог сотворил время. Честно говоря, я даже не знаю, обратил ли кто из толкователей библии внимание на этот примечательный факт.
  События, которые согласно книге Бытия произошли на четвертый день, для согласования с данными науки пришлось перенести на второй день. Проведена незначительная редакционная правка. В отдельное предложение вынесена фраза о сотворении звезд, которые в Библии упомянуты в общем списке. Здесь также словам "небо", "земля", "твердь" пришлось дать иное толкование, чем в предыдущие дни, хотя и близкое по смыслу. На второй день Бог устанавливает законы движения небесных тел. А так же Творец создает звезды для освещения планет. Добавлено и для их согревания, чтобы подчеркнуть, что созданное в этот же день Солнце служит для поддержания жизни на Земле. Кроме солнца одновременно создается и Луна. Земля еще не создана. Создание Луны раньше, чем Земли в данном случае является следствием не желания сильно переписывать тест. Хотя есть разные теории возникновения Луны, и тут нет единства мнений среди ученых. Но уже в следующий день создается Земля как планета с атмосферой и гидросферой. Поэтому если учитывать, что Луна завершила формирование раньше Земли, то в таком порядке нет большого расхождения с данными науки.
  Окончание 6 стиха опущено. Здесь Бог указывает на план создания Земля (твердь) посреди пространства (воды). В течение третьего дня сформировалась Земля, суша, океан и атмосфера (твердь небесная).
  На четвертый день в воде появляется жизнь: "произведет вода ... душу живую", потом океан наполняется пресмыкающимися и рыбами.
  На пятый день сушу заселили растения. Тогда как в книге Бытия это событии произошло в третий день. События шестого дня оставлены без изменений. Только добавлены птицы. Уточнено, что под здесь "землей" которая производит душу живую имеется я виду биосфера.
  Для сравнения слева канонический текст. Справа текст много исправленный. Пояснения слов даны в круглых скобках. В квадратных скобках - добавленный текст.
  
  
Каноническая версия
Интерпретация
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
1 В начале сотворил Бог "небо" (пространство) и "землю" (материю).
2. Материя же была безвидна, как тьма над бездною, и Дух Божий носился в пустоте пространства.
3 И сказал Бог: да будет свет (излучение). И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от вещества.
5 И был "вечер", и было "утро" (создание времени): день (этап) один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
6 И сказал Бог: да будут светила для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (установлена цикличность физических процессов).
7 [И создал Бог] звезды.
8 Да будут они светильниками, чтобы светить и [согревать] землю (планеты). И стало так.
9 И создал Бог два светила великие: светило большее (Солнце), для управления (освещения и согревания) днем, и светило меньшее (Луну), для управления (освещения) ночью;
10 и "поставил" их Бог "на тверди небесной" (в космическом пространстве), чтобы светить на землю (планеты),
11 И увидел Бог, что это хорошо.
12 День второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
13 И сказал Бог: да будет твердь (Земля) посреди воды (пространства), и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
14 И создал Бог твердь (Землю как планету), и отделил воду (жидкость), которая на тверди (на поверхности), от воды (газ), которая над твердью. И стало так.
15 И назвал Бог "твердь" небом (атмосферой).
16 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша (создание материков). И стало так.
17 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
18 День третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый
19 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся душу живую; (зарождении жизни в воде) [И стало так.]
20 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
21 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях.
22 День четвертый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый
23 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
24 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 25 День пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой
26 И сказал Бог: да произведет "земля" (биосфера) душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
27 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И птицы да полетят над землею, по "тверди" небесной (по воздуху). И увидел Бог, что это хорошо.
28 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
29 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
30 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
31 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;
32 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
33 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. 34 И был вечер, и было утро: день шестой.
  

Сотворение света
  
  Что же я понял
  
  Итак, что же мы имеем "в сухом остатке". Есть каноническая версия сотворения Мира. Безусловно, для всякого верующего первая глава книги Бытия может быть непреложной истиной. Кто-то верит каждому слову. Кто-то допускает, что книга Бытия не повторяет слова Бога дословно, а наполнена морально-этическим смыслом и описывает те или иные факты и события в аллегорической форме. В общем, пусть каждый верующий выбирает, что ему ближе.
  Для неверующих ситуация сложнее. С одной стороны можно легко отмахнуться, утверждая, что в Библии изложен древний миф. А с другой стороны есть некоторая корреляция с естественнонаучной картиной мира, которая требует своего объяснения. Можно же допустить, что пусть не Творец, а пришельцы из других миров рассказали писателю историю сотворения Вселенной и развития жизни на Земле. В свое время ученые много искали свидетельства полеоконтактов с внеземными цивилизациями, в том числе и штудируя Библию. Кажется, никаких убедительных доказательств так и не нашли. Но по сути это не так важно. Бог ли пришельцы ли могли рассказать только очень упрощенную картину мироздания.
  Я же выше обсудил еще две трактовки. Одна из них хорошо известна и состоит в том, что в книге Бытия описан древний миф о сотворении Мира. Эта версия мне кажется наиболее достоверной, поскольку у неё есть важное преимущество. Именно так представляли окружающий мир в древности. Люди, которые сочинили это миф, были наблюдательными и обладали философским мышлением. А потому в библейском изложении нет явных логических нестыковок. Бог начинает с двух сущностей, создавая землю и небо, и постепенно наполняет создаваемый мир разными, но с каждым разом все более сложными свойствами, явлениями и живыми организмами. При этом для понимания взаимосвязи не нужно знать основы наук. Простые модели и воля божья уточняют все детали этого мифа.
  Но отстаивать такую модель Мироздания сейчас, когда на дворе ХХI веке, уже глупо. Тем не менее есть апологеты, которые как раз этим занимаются.
  Обсужденная мною модель, в которой библейский миф подогнан под данные науки, страдает тем недостатком, что он требует современных знаний и владение современной терминологии. Надо знать, что такое материя, вещество, излучение, пространство, биосфера. Требуется знать как на небесах без "тверди" могут находиться небесные тела. В моей "научной" версии нет никакого объяснения поведению воды в природе. Предполагается, что это всем известно. В общем хоть обсужденная здесь модель будет понятна нашим современникам, но для человека жившего, хотя бы 500 лет назад она будет совсем неприемлема. Поэтому для своей эпохи, а это от 3000 лет до 500 лет от наших дней, библейская картина мира, безусловно, хороша своей полнотой и понятностью. В свете тех знаний, которые сейчас имеет даже посредственный ученик, библейский миф конечно наивен.
  Дело священников решать, что с этим делать. Малопродуктивные попытки "научных" креационистов сохранить сам миф и дать ему научное толкование, на мой взгляд, обречены на неудачу. Точно так же, как малоуспешна сделанная мною попытка истолковать древние мифы с помощью современных знаний. Можно добиться формального согласия науки и древнего писания, но чем это лучше простого школьного учебника? Доказать же на этой основе богодухновенность писания не возможно. Как отмечалось выше, не составляет большого труда сочинить правильную хронологию событий, а потому не стоит принижать способности давно живших людей и считать их недоумками, которые только под влиянием некой богоухновенности смогли написать то, что мы сейчас читаем в первой главе книги Бытия.
  Впрочем, в вопросах, которые традиционно курирует религия - толкований столь же много, как и священников.
  
  Рисунок автора. По мотивам карикатур Ж. Эффеля.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"