Аннотация: Книга о Пифагоре, его школе и знаниях. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Симин В.И.
Пифагор
14. Пифагор
14.1
Всё что большинство знает о Пифагоре из школьной программы: "Что пифагоровы штаны - во все стороны равны". Но мало кто знает, что он был Великим учителем, в том числе и духовным. В молодости он обучался у халдеев, в Египте - тогдашнем центре мистицизма.
Пифагор
Одним из учителей Пифагора был тот самый Заратуштра - создатель Зороастризма. Поселившись в Италии, Пифагор основал школу - которая скорее напоминала масонскую ложу. Точнее масонские ложи создавали после по подобию его школы. Его ученики проникали во все сферы общества и постепенно получили огромное влияние. Тайный полуфилософский - полурелигиозный орден Пифагорейцев захватил многие итальянские города и стал ими править. Его тайное общество продолжило действие даже после его смерти.
Высшей кастой было 300 эзотериков посвященных во все тайны - нижней ступенью были экзотерики. Пифагорецы имели свои символы и знаки по которым узнавали друг друга - носили специальные одежды. А за разглашения учения Пифагора - члены сообщества изгонялись. Мы знаем открытия Пифагора в математике - но менее известны его открытия в астрономии и музыке (например, он определил музыкальные интервал, фактически открыв аккорды и гармонию). Пифагор ещё тогда продвигал идеи, которые сейчас взяли на вооружения религии. Он рассказывал о перерождении души (метемпсихоз), о гармонии космоса, музыки и математики, был вегетарианцем. Именно Пифагор первым предсказал, что Земля имеет форму шара.
Пифагор верил в Богов, переселения душ и был мистиком, что не помешало, а помогло сделать ему математические открытия, мистицизм помог ему увидеть скрытые законы вселенной. Пифагор был невероятно популярен в античном мире, с его лицом даже чеканили монеты. Но учение его, как нас заверяют, не сохранилось или было сокрыто - до нас дошли лишь обрывки его учения. Например, квадрат Пифагора до сих пор используется в нумерологии и западной магии. Пифагор, кажется, успел вообще всё - даже побывать чемпионом олимпийский игр по кулачным боям. Считается что он был единственным смертным помнившим свои прошлые жизни.
Пифагор - был кем-то вроде пророка своего времени - ему приписывают множество чудес - что он мог находиться одновременно в двух местах, разговаривал с реками и животными. У него было огромное количество учеников - их, кстати, также преследовали, как и первых христиан. Он одевался в ослепительно - белые одежды и, кажется, считал себя полубогом сыном бога Аполлона. А помните - таблицу умножения, которая печаталась на задней обложки тетрадок? Так вот её создал также Пифагор.
Учение о музыкально-математическом устройстве вселенной - подобно Сильмариллиону Толкиена - где Айнур из музыки создавали материю. Пифагор так же считал, что планеты - находясь на определённых расстояниях, и совершая нужные обороты - создают музыку вселенной - гармонию космоса, которую мы не слышим только потому что она звучит постоянно и мы не можем её осознать, отделить от тишины. Пифагорейцы считали, что всё из чего состоит этот мир - это цифры. Весь наш мир на глубинном уровне состоит из чисел. И фактически они описывали матрицу - виртуальную симуляцию. Слово Космос - также придумал Пифагор - что означает прекрасный порядок.
Учение Пифагора - загадочно и иносказательно. Оно до широкой публики не дошло и вероятно скрыто в анналах Ватикана, впрочем, оно и раньше было тайным. Но вот некоторые примеры. Его пытаются разгадать уже многие века. Например, причина табу на бобы до сих пор не выяснена.
Вот 15 известных нам запретов Пифагора:
• Не употребляй в пищу бобов.
• Не поднимай то, что упало.
• Не прикасайся к белому петуху.
• Не ломай хлеба.
• Не шагай через перекладину.
• Не размешивай огонь железом.
• Не откусывай от целой булки.
• Не ощипывай венок.
• Не сиди на мерке в одну кварту.
• Сердца не ешь.
• Не ходи по большой дороге.
• Не дозволяй ласточкам жить под крышей.
• Вынимая горшок из огня, не оставляй следа его на золе, но помешай золу.
• Не смотрись в зеркало около огня.
• Когда встаешь с постели, сверни постельное белье и разгладь оставшиеся на нем следы твоего тела.
Космология Пифагора гласит: солнце светит не само по себе, а отражает огонь центра Мира, который мы не видим, потому что повернуты к нему всегда другой стороной - и можем наблюдать его лишь через солнце. 10 Пифагор считал священным числом, так как оно образовывалось от сложения 1,2,3,4. Десять - олицетворяло весь мировой порядок. В каббале также 10 сефирот на Древе Жизни.
Учение Пифагора о душе - она имеет божественную - нематериальную природу и после смерти стремится вернуться из этого мира в свой потусторонний дом. И чтобы к этому подготовится - нужно вести правильный образ жизни и тогда божественные способности и возможности к нашей душе вернуться? Учение о строгой гармонии мира доказывает, что всё возникло вовсе не случайно, а Бог-математик прежде чем создать этот мир всё тщательно просчитал. Многие математики даже сейчас являются верующими соглашаясь сучением Пифагора, о том что 0-это ничто, а 1 это Бог. И весь мир состоит из нулей и единиц. Единицы (Бога) достаточно чтобы создать всё разнообразие вселенной.
Пифагор (примерно 570-490 гг. до н.э.) - философ и учёный из древней Греции, легендарная личность, основатель пифагорейской школы, автор пространного религиозно-философского учения. Мистик и философ, он внёс неоспоримый вклад в просвещение своих сограждан. Из его школы вышло много математиков, философов и музыкантов. Родился Пифагор примерно в 570-м году до н.э. на греческом острове Самос в семье матери Партении (Пифиады) и отца Мнесарха. Отец Пифагора занимался обработкой золота и был знатным и зажиточным человеком. Легенда гласит, что молодожёны при поездке в свадебное путешествие выбрали город Дельфы, и в дельфийском храме прорицательница Пифия предсказала им, что у них родится сын, который станет великим и мудрым человеком. Пророчество сбылось: Партения родила мальчика и в честь Пифии получила другое имя - Пифиада, а малыша тоже назвали в её честь - Пифагором.
Мнесарх любыми способами стремился к исполнению пророчества: ребёнок был окружён вниманием и заботой. С детства у Пифагора обнаружились склонность к разным наукам и необыкновенные способности. Его первый учитель, Гермодамант, учил Пифагора музыке, живописи, технике чтения, грамматическим основам и риторике. Развивая память своего маленького ученика, Гермодамант просил его заучивать наизусть отрывки из "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Когда Пифагору исполнилось 18 лет, он поехал в Египет, чтобы обучаться там у жрецов, однако для греческих граждан путь к жрецам, к сожалению, оказался закрытым.
Однако это не остановило Пифагора: он выбирает для образование остров Лесбос, где находит себе замечательного учителя. Это был Ферекид Сионский, через которого для молодого человека открылись такие науки как физика, математика, медицина, диалектика. Далее Пифагор отправляется в город Милет. Именно там была первая философская школа, основанная Фалесом Милетским.
Школа Пифагора.
Пифагору посчастливилось учиться у Фалеса, который посоветовал ему не оставлять идею обучения в Египте. На этот раз Пифагору повезло: отправившись в Египет, он познакомился со жрецами и, наконец, проник в тайны египетских храмов. Неудивительно, что для того времени молодой человек получил блестящее образование. Однако после того как началась война с персами, жизнь Пифагора круто изменилась: он попал в вавилонский плен и жил в Вавилоне в течение нескольких лет.
Согласно древним легендам, Пифагор в Вавилоне знакомится с магами из Персии, которые приобщили его к мистике. Именно там он углублённо изучает астрономию, арифметику и восточную медицину. Для халдеев все эти науки были плодом сверхъестественного, и именно это нашло отражение в будущих философских и математических воззрениях Пифагора. В Вавилоне он пробыл 12 лет, после чего был освобождён персидским царём, наслышанным о его научных достижениях. Вернувшись на родину, в Грецию, философ начинает просвещать свой народ. Послушать его приходили и женщины, которым до этого запрещалось посещать подобные собрания. Именно на одном из массовых сборищ Пифагор и познакомился с девушкой, которая в будущем стала его женой.
Вначале Пифагор довольствовался жизнью уличного философа-проповедника. Народ полюбил его: для необразованных людей Пифагор стал живым воплощением божества. Он прекрасно мог доносить сложные знания до умов простых слушателей, наполняя их души благородством и чистотой. Позже Пифагор стал проповедовать своё учение у себя дома - по специальной системе, согласно которой слушатели не могли задавать ему вопросы, а воспинимали знания, пребывая в полном молчании. Он ввёл обучение с испытательным сроком от трёх до пяти лет. Благодаря такой системе его учение и становились скромными и терпеливыми.
Когда Пифагору исполнилось 40 лет, он был вынужден уехать с острова Самос, так как был не согласен с властью тирана Поликрата. Речь идёт о достоверных исторических сведениях, согласно историку Аристоксену (4-й век до н.э.). Поскольку Поликрат боролся с представителями аристократии, вполне вероятно, что Пифагор уехал с острова именно по этой причине. Если бы он приложил усилия, то вполне мог бы найти себе "тёпленькое местечко" при дворе тирана, так как Поликрат всячески приветствовал талантливых людей. Однако Пифагор не стал этим заниматься, а уехал на чужбину. Он стал проповедовать своё учение в одной из греческих колоний в Апеннинах. Это полуостров Кротон.
Школа Пифагора
Философ выступал как перед старейшинами города, так и перед всем народом. Со временем вокруг него образовался круг единомышленников из аристократической среды. Они назвали себя "школой", которая по нравам и устоям напоминала монастырское заведение. Ученики Пифагора стремились познать истину - в том числе и путём исполнения различных религиозных обрядов. Пифагорейцы проповедовали аскетизм и сложное философское учение, имели общее имущество. Дневной распорядок в школе был чётко регламентирован, с совместными трапезами, постоянным обучением и прогулками. В течение пяти лет новый адепт должен был молчать, слушая, что говорят ему старшие. Историк Ямвлих (3-4-й вв. н.э.) неслучайно сравнивает образ жизни пифагорейцев с общинами монахов, популярными в его время.
Со временем пифагорейская школа приобрела влияние и в политическом смысле. Власти, как таковой, она не имела, но среди провластных структур Кротона было несколько пифагорейцев, влияние которых на общество было очень существенным. Особенно ярко оно проявилось в военных действиях с противниками из города Сибарис. Власть в Сибарисе была захвачена тираном Телисом, противники которого спаслись бегством и укрылись в Кротоне. На решение городского совета не выдавать беглецов послам из Сибариса повлияли именно пифагорейцы. Далее произошло серьёзное военное столкновение между Сибарисом и Кротоном. Войском Кротона командовал пифагореец Милон. В ходе столкновения Сибарис оказался поверженным и разрушенным, а Кротон превратился в оплот могущества и богатства, обретя союзников среди других полисов.
Пифагору приписывают введение понятия "гармонии сфер" и учения о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Гармония сфер - это ритмическая гармония небесных тел, возникающая при их движении. Идеи пифагорейцев о шарообразной форме Земли в будущем повлияли на мировоззрение таких учёных как Коперник, Галилей, Ньютон и Кеплер. Также известно, что Пифагор использовал математические приёмы для того, чтобы рассчитывать соотношения между различными музыкальными звуками. Так возникло понятие "пифагорова строя". В Греции и сейчас можно приобрести интересный сувенир, который называется "чаша Пифагора". Её конструкция такова, что середина чаши имеет отверстие, канал которого изогнут. Если налить в чашу жидкость сверх меры, она выльется через дно. Так работает закон сосудов, сообщающихся между собой. Есть несколько разных версий того, для каких целей Пифагор изобрёл такую чашу. Одна из самых популярных версий - таким образом философ пытался бороться с пьянством.
Не менее известны и нумерологические достижения Пифагора. В основу мира философ положил числа. Именно он вывел такие понятия как "чёт" и "нечет".
Монохорд
Ну и конечно, нельзя не упомянуть о теореме Пифагора и его таблице умножения. Здесь он не стал первооткрывателем, так как и теорема, и таблица были созданы древними египтянами ещё задолго до него. Однако Пифагору следует отдать должное в том, что он сделал эту теорему привычной для простых людей. Именно Пифагору приписывают введение таких известных терминов, как "философ" и "философия". Когда Пифагора спрашивали, кем он является, он всегда отвечал, что является философом (или человеком, который любит мудрость). Философское учение Пифагора можно разделить на две категории: это научное миропознание и жизнь в согласии с религией и мистическими обрядами. Большинство античных авторов полагает, что научное миропознание - это заслуга не столько самого Пифагора, сколько его учеников и последователей в рамках пифагореизма. Что касается религии и мистики, её в учении философа очень много.
Среди пифагорейцев выделают два течения: это математики и акусматики. Математики изучали всю науку в целом, в то время как акусматики пользовались только общими знаниями и устными предписаниями учителя (акусмами). Их они использовали практически, для того чтобы строить свою жизнь, а сами изречения Пифагора акусматики воспринимали как предписания, исходящие от Бога. Вера в переселение душ (реинкарнация или метемпсихоз) была одной из основных пифагорейских доктрин. Согласно ей, человеческая душа является бессмертной и после очередной смерти вселяется в другое тело. Это может быть как человек, так и животное (отсюда исходит и учение пифагорейцев о вегетарианстве). Позже учение о реинкарнации было дополнено понятием катарсиса, или очищения, помогающего человеку достичь божественной сущности.
14.2
Когда Пифагор вернулся из плена в Вавилоне обратно в Грецию, он встретил необычную девушку по имени Феана. Она была его тайной ученицей и умудрялась, наряду с другими учениками, посещать его собрания. Тогда Пифагору было уже около 60 лет. Он женился на Феане. Известно, что от этого брака у философа было двое детей. Известно, что в южноиталийском городе Кротон, где располагалась философская школа Пифагора, произошло вооружённое восстание. По этой причине философ покидает город и отправляется в Метапонт, где, к сожалению, ему тоже не удаётся избежать военных столкновений. Версий смерти Пифагора несколько. По одному из преданий, он был убит человеком, который обозлился на него, так как Пифагор не захотел передавать ему тайные оккультные знания.
Пифагор и кузница, Художник Э. Кизер
Отвергнутый "жаждущий знаний" поджёг пифагорейскую Академию, и Пифагор погиб в огне при спасении своих учеников. Второе предание гласит, что ученики Пифагора использовали собственные тела в качестве моста, так как хотели таким способом спасти учителя. Ему якобы удалось спастись, но вскоре он умер от сердечного приступа. Третья версия гибели Пифагора повествует о том, что философ погиб при тех самых вооружённых столкновениях в городе Метапонте. Тогда он уже находился в преклонном возрасте: ему было около 80 лет.
Пифагор, "не последний из греческих мудрецов", по словам Геродота и Исократа, а также и других, родился на острове Самос в Эгейском море около 570 года до н.э. Некоторые приписывают ему варварское происхождение. Так, Аристоксен и Феопомп называют его тирренцем, а Неаиф - сирийцем или уроженцем Тира, но эти их вымыслы совершенно не имеют оснований. Отцом его считают Мнесарха. Об этом Мнесархе есть различные мнения: одни называют его богатым купцом, другие - дактилиоглифом, то есть резчиком гемм. На самом деле он был знатного происхождения и занимался торговыми делами, а жена его Партенис, именуемая также Пифаида, принадлежала роду Анкея - основателя Самоса. Мнение о Мнесархе как о резчике гемм произошло по недоразумению и обязано своим происхождением истории с перстнем который, по рассказам, был подарен Мнесархом Поликрату, самосскому тирану (Климент, Строматы, I.62, ДЛ VIII.1).
Но подарить перстень - вовсе не означает сделать самому, ведь перстень был вырезан скульптором Феодором. К тому же не ясно, было ли это на самом деле, поскольку история с перстнем более поучительна, чем правдива. Имя Пифагора означает "Предвещенный Пифией". Рассказывают, что находясь в Дельфах по торговым делам, Мнесарх и Партенис решили спросить у Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время обратного путешествия. Пифия-предсказательница не ответила на их вопрос, но сказала, что вскоре родится у них дитя, которое превзойдет людей красотой и мудростью, и будет пользоваться величайшей славой. Так и получилось, и когда Партенис родила сына, Мнесарх нарек его "предвещанным Пифией", то есть Пифагором.
Позднее, когда Пифагор, как и было предвещено, снискал славу и почет, стали утверждать, что обыкновенный человек не может обладать столькими превосходными качествами и спрашивали, не божественного ли он происхождения, и не Аполлон ли настоящий его родитель. Такое мнение запечатлел в своих стихах один самосский поэт, который уверял:
"Фебу, Зевесову сыну, рожден Пифагор Пифаидой,
Той, что в Самосской земле всех затмевала красой".
Таблица Пифагора
С Пифагором, как видим, произошло то же, что и с Орфеем, которого тоже называли Аполлоновым сыном, ведь невеждам не столь обидно быть превзойденными богом, чем простым смертным. По многим свидетельствам родившийся мальчик был очень красив, а вскоре стал проявлять незаурядные способности в музыке и познании.
Среди его учителей традиция называет самосского аэда Гермодаманта из рода Креофилидов и мудреца Ферекида Сиросского: первый ввел юного Пифагора в круг муз, а второй обратил его ум к Логосу. Ферекид, как говорят, обладал обширными познаниями и пророческим даром. Рассказывают, будто однажды, прогуливаясь по Самосу, Ферекид увидел корабль под парусом и сказал, что он сейчас потонет, - и корабль потонул на глазах присутствующих. В другой раз, отведав воды из колодца, он сказал, что на третий день случится землетрясение - и оно случилось. Впрочем, все это свидетельствует не столько о чудесах, сколько о наблюдательности Сиросца. Ферекид был посвящен в орфические таинства, и передал свои знания Пифагору, включая учение о метемпсихозе.
Так что неправы, приписывающие учение о переселении душ авторству Пифагора: оно первоначально открылось Орфею, а он передал это учение посвященным. Так оно дошло до Ферекида, о котором тоже говорили как о создателе этого учения.
Ошибаются также и утверждающие, что Пифагор приобрел свое знание в восточных странах. Например, Порфирий говорит, что геометрию Пифагор усвоил у египтян, арифметику у финикийцев, а астрономию у вавилонян. Исократ в речи, восхваляющей мифического фараона Бусириса, пространно уверяет: "Пифагор из Самоса... прибывши в Египет и став их учеником, первым ввел в Элладу философию вообще и в особенности отличился рвением, с которым подвизался в науке о жертвоприношениях и торжественных богослужениях, совершаемых в храмах, полагая, что даже если ему не будет никакой награды от богов, то уж у людей-то он за то сподобится величайшей славы".
Такого рода ложные мнения возникают вследствие того, что люди не признают пророков в своем отечестве и пренебрегают истинами, которые открываются их согражданам, и в то же время падки до самых нелепых иноземных суеверий. Видимо, людям унизительно сознавать, что их соотечественник собственным усилием приобрел мудрость, в то время как они по лености ума пребывают в невежестве, поэтому они готовы приписать мудрость ближнего кому угодно, даже варварам, только не ему самому.
Если следовать такому мнению, то всякое знание придется считать полученным от другого народа, а им - еще от другого, более древнего, и так далее без конца. Откуда же взялось оно первоначально? Говорят, что было передано древним людям богами или героями. Но разве боги не могут открывать свои тайны и теперь, в эти времена? И разве греки в меньшей чести перед богами, чем египтяне или персы?
Нет, у каждого народа есть свои пророки и свои мудрецы, а что до того, что их учения сходны, то в этом нет ничего удивительного: ведь почерпаны они из одного источника. Поэтому Пифагору незачем было искать мудрости у халдеев и финикийцев; если он и принял что, то орфическое посвящение (через Ферекида). А то, что он не удовлетворился принятым и превзошел своими познаниями учителя, свидетельствует, что он и сам стал свидетелем откровения и открывателем новых истин.
Вместе с тем то, что Исократ говорит о Пифагоре как об основателе философии в Элладе, следует признать верным. Ведь до него знающие и ученые люди назывались софистами, то есть мудрецами; Пифагор же утверждал, что ни один человек не имеет и не может иметь всего знания, а может лишь стремиться к нему, если обладает такой потребностью.
Никто не мудр, - говорил он, - но есть стремящиеся к мудрости. Последних называл он любителями мудрости или философами, а само познание Истины - философией. Со времен Пифагора, однако, понятие философии стало толковаться настолько обширно, что возникли разногласия по поводу того, что понимал под этим словом его создатель. Одни говорят о нем как о великом математике и геометре, другие - как о маге и прорицателе. Есть мнение, что он занимался политикой и был вождем аристократической партии. Все эти мнения справедливы, хотя они и не дают настоящего понятия о великом Самосце. В отношении того, что мы называем математикой, Пифагор "продвинул ее вперед, отведя от практических расчетов и уподобляя все вещи числам".
Ему принадлежит учение о четном и нечетном, теорема о равенстве сторон треугольника, стягивающих равные углы, учение о числах, включающее теорию фигурных чисел, т.е. треугольных, квадратных, прямоугольных и прочее. Пифагор первым провозгласил геометрию наукой, рассматривая теоремы с невещественной, интеллектуальной точки зрения. Он же, по словам Прокла, открыл теорию пропорций и конструкцию "космических фигур", т.е. пяти правильных мгногогранников. Исследуя теорию музыки и применяя к ней учение о пропорциях, Пифагор, по свидетельству Ксенократа, открыл, что и музыкальные интервалы возникают не без участия числа, а так же исследовал, при каких обстоятельствах интервалы бывают созвучными и несозвучными и как вообще возникает все гармоническое и негармоническое.
Тетрактис
Согласно Гауденцию, Пифагор сделал свое открытие при помощи монохорда, то есть инструмента с одной струной, натянутой на линейку с размеченными делениями, общим числом 12 . Заставив звучать струну, а затем ее половину, он обнаружил, что они звучат созвучно, причем получающийся интервал является октавой. Затем он заставил звучать всю струну, получив таким образом кварту. Наконец, то же самое было проделано с целой струной и ее 2/3, при этом была получена квинта. Таким путем Пифагор доказал, что высота звука обратно пропорциональна длине струны и установил, какие числовые соотношения, в соответствии с длиной струны, выражают наиболее устойчивые гармонические интервалы.
Октава была выражена через отношения 12:6 (2:1), кварта - 12:3 (4:3) и квинта 12:8 (3:2). Все эти числа образуют музыкальную пропорцию (12:9=8:6), в которой число 8 является средним гармоническим, а число 9 - средним арифметическим между двумя крайними членами. Пифагор и его последователи считали музыку важнейшим из искусств и приписывали ей исцеляющую силу. Римский врач Целий Аврелиан называл Пифагора первым, кто применил музыку для лечения болезней. Действительно, пифагорейцы использовали музыку для лечения различных заболеваний и расстройств, прежде всего душевных. По словам Аристоксена, они "использовали медицину для очищения тела, а музыку для очищения души". Это очищение надо понимать не только в медицинском, но и в религиозном смысле: музыка была для пифагорейцев таким же способом ритуального очищения, как более древние способы очищения кровью, огнем и водой.
Поскольку они рассматривали звук как движение воздуха, исходящее от звучащего инструмента, то этот импульс, в свою очередь, должен был приводить к движению души, проявляющемся в различных эмоциональных состояниях.
Таким образом, с помощью музыки можно воздействовать на душу. Хорошая музыка может ее улучшить, а плохая - испортить. Об этом говорит такая история, рассказанная Секстом Эмпириком. Пифагор, увидев однажды молодых людей, которые неистовствовали под влиянием опьянения, так что ничем не отличались от безумных, дал совет сопровождающему их флейтисту исполнить мелодию в спондаическом размере. Когда же тот исполнил этот совет, то они внезапно в такой мере перешли в разумное состояние, как будто были трезвыми с самого начала".
Из этого примера Секст Эмпирик делает замечательный вывод о том, что музыка достигает тех же результатов, что и философия, распоряжаясь нами не насильственно, но с какой-то чарующей убедительностью.
Пифагор. Фрагмент картины Рафаэля
"Афинская школа"
Далее, открытые им музыкальные интервалы и пропорции Пифагор распространил на учение о вселенной, связав, таким образом, музыку не только с математикой, но и с астрономией в известной доктрине небесной гармонии. В области астрономии Пифагор впервые высказал суждение о том, что Утренняя и Вечерняя звезды суть одно и то же и есть не что иное, как планета Венера. Он же первым утверждал и доказывал шарообразность Земли и шарообразность всей Вселенной, составляющей две концентрические сферы, между которыми помещены небесные тела, объясняя это тем, что самое совершенное среди фигур - круг, а среди тел - сфера. Такое гармоническое, упорядоченное и симметричное устройство Вселенной Пифагор первым назвал словом Космос, то есть порядок, строй, мир, прекрасное устроение.
Пифагор, в отличие от прежних философов, отличал планеты, имеющие собственное движение, от звезд, движущихся вместе с небесной сферой и установил, что кроме Солнца и Луны имеются еще пять планет. Он верно определил их порядок и открыл круговое движение планет. Поэтому совершенно справедливо именуют Пифагора родоначальником астрономии, как это делает Гермин в трактате "Введение в астрономию", говоря: "Вся астрономия основывается на том, что Солнце, Луна и пять планет движутся с равномерной скоростью по кругам в направлении, противоположном движению космоса (небесной сферы). Пифагорейцы, первыми подойдя к этому типу исследований, предположили, что движения Солнца, Луны и пяти планет являются круговыми и равномерными".
Как и все движущиеся тела, вследствие трения об эфир планеты издают звуки, которые соединяются в музыкальные созвучия - "мировую музыку" или "гармонию сфер", то есть музыку, без которой мир бы распался на части. Земная же музыка - первое из искусства, дарующее людям радость, - является отражением "мировой музыки". Земная музыка, поэтому и находит отклик в душе человека, что человеческая душа родственна Вселенной и в ней изначально звучат мировые гармонии. Вот почему Пифагор называл музыку главнейшим из искусств.
Чем дальше небесное тело от Земли - тем больше его линейная скорость и тем выше издаваемый ею тон.
Об этом сказано у Александра Ародисийского, который, излагая учение пифагорейцев о мировой гармонии, говорит так:
Пифагор, проповедующий вегетарианство.
"Они говорят... что тела, вращающиеся вокруг центра, находятся от него на пропорциональных расстояниях и некоторые вращаются быстрее, а некоторые медленнее, причем звук производимый ими при вращении быстрых тел высокий, а медленных - низкий. Эти звуки, пропорциональные расстояниям, таковы, что их общее звучание является гармоническим... Таким образом, от Солнца до Земли будет, скажем, в два раза дальше, чем от Луны, от Венеры - в три раза дальше, от Меркурия - в четыре раза. Они полагали, что и все остальные находятся в некоторой пропорции и что движение небес является гармоническим... Они говорили, что тела, находящиеся на наибольшем расстоянии, движутся наиболее быстро, а находящиеся на наименьшем - наиболее медленно, и что тела, находящиеся между ними, двигаются со скоростью, пропорциональной размерам их орбит".
Согласно этим воззрениям, сферы звучат совершенными консонансами, т.е. если тон Земли принять за тонику (1), то Луна звучит в тон кварты (4/3), Солнце - квинты (3/2), а сфера звезд и планет - октавы (2). Так получается аккорд из совершенных консонансов: до-фа-соль-до1. Таким образом, колеблемый движением сфер эфир издает чудесную мировую музыку. Однако человеческое ухо не слышит слов этой музыки. Как рожденный на берегу моря человек перестает в конце концов различать беспрестанный рокот волн, так и слух земного человека привыкает и не замечает гармоничного звучания небесных тел. Лишь душа человека охотно откликается на это звучание. Не все соглашаются признать названные величайшие открытия, принадлежащими одному человеку; находятся и такие, кто говорят, что вовсе не было такого Пифагора, ибо не может человек сочетать в себе столь многообразные способности. Третьи, под тем же предлогом, объявили его богом или сыном бога, как уже говорилось выше, и окружили его имя необычайными небылицами.
Рассказывали, например, что у него было золотое бедро, и что укусившую его ядовитую змею он сам убил своим укусом. Что видели его в двух отдаленных городах в один и тот же день и час. Также приводили историю о том, что увидев в море корабль, он предсказал, что тот везет покойника, что и сбылось: эта история, очевидно, родственна той, что рассказывали о Ферекиде, что и побудило Аристотеля, по словам рассказчика всех этих нелепых басен Аполлония, заявить, что Пифагор поначалу усердно занимался математикой и числами, а впоследствии и Ферекидова чудотворства не чурался. Конечно, причиной этих небылиц была не действительность, а лишь зависть и невежество.
Гимн пифагорейцев восходящему солнцу
Тесное же родство четырех элементов квадривиума: арифметики, геометрии, музыки и астрономии говорит за то, что это не отдельные учения, но части одного великого учения, истинный смысл которого понятен лишь посвященным. Вследствие этого лучшие из непосвященных, догадываясь о наличии некоего единства в различных науках, созданных Пифагором, но, не зная истины, пытались отыскать это единство в различных внешних частях учений.
Аристотель увидел такую связь в учении о числах, ибо все четыре части квадривиума действительно основаны на числовых соотношениях. Исходя из этой посылки, в историческом введении к "Метафизике" Аристотель пишет: "Пифагорейцы были первыми, кто, занявшись математическими науками, продвинул их вперед; воспитавшись на них, пифагорейцы стали считать их начала - началами всех вещей".
14.3
Отсюда пошел обычай приписывать Пифагору изречение о том, что "начало и мать всех вещей - число" и что "всё есть число", что означает, будто бы, что он считал число таким же первоначалом, каким, по мнению Фалеса, была вода, по Ксенофану земля, по Анаксимену воздух, что, конечно, нелепо. Далее Аристотель критикует эту нелепость, забывая, что она им же самим и придумана. А все остальные, приняв эту выдумку за чистую монету, послушно повторяли ее в своих писаниях. На самом деле Пифагор никогда не утверждал "всё есть число", он говорил лишь "во всём есть число", а это не одно и то же. Смысл, вкладываемый Пифагором в эти слова растолковывает его последователь Филолай, говоря: "Все познаваемое, конечно же, имеет число. Ведь без него мы не можем ничего ни постичь, ни узнать". И далее: "если все вещи будут безграничны, то не будет вообще ничего познаваемого". В этих словах нет ничего, что подтверждало бы выдумки Аристотеля, которая и по сей день имеет самое широкое хождение.
Будучи мужем столь великих познаний и основателем эллинской философии, в возрасте 40 лет Пифагор навсегда покидает родной Самос и переселяется в Италию. О причинах его отъезда говорят по-разному, в особенности ссылаясь на то, что якобы тирания тогдашнего правителя острова Поликрата была "слишком сурова, чтобы свободному человеку терпеть деспотическое господство". В действительности правление Поликрата было не столь уж суровым, особенно для поэтов, строителей, философов, которых просвещенный тиран приближал к себе и всячески опекал, и уж тем более не для Пифагора, ведь не зря же дарителем знаменитого перстня Поликрату легенда называет Мнесарха, отца Пифагора.
Пифагор выступает перед женщинами
Истинной причиной отъезда в Италию было желание самого Пифагора воплотить в жизнь свой идеал совершенного общественного устройства, которое, по его мнению, должно было способствовать улучшению человеческой природы и со временем обещало распространиться по всей обитаемой земле. Такое общество, основанное на новых отношениях между людьми, могло быть основано лишь на новом месте, и, конечно, было несовместимо с тиранической формой правления. Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кротоне, говорит Дикеарх (в передаче Порфирия), - он расположил к себе весь город как человек, много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбой, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального.
Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в Совете, затем, по их просьбе, дал наставления юношам, после них детям, собранным вместе из школ, и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать". Эти слова Дикеарха подтверждает Антисфен, свидетельствовавший о способности Пифагора обращаться к детям с речью детской, к женщинам - с речью, подходящей для женщин, перед правителями произносить речь правительственную, и перед эфебами - эфебическую. Действуя, таким образом, Пифагор, по словам Никомаха, "пленил своими речами более двух тысяч человек, так что никто из них не вернулся домой, а устроив вместе с женами и детьми большое училище, они поселились в той части Италии, что зовется Великой Грецией. Указанные Пифагором законы и предписания они соблюдали нерушимо, подобно божественным заповедям, имущество считали общим, а Пифагора причисляли к богам".
Так возникла в Кротоне пифагорейская община, основанная на учении Пифагора. Эта община подразделялась на две неравные части соответственно двум пифагорейским степеням посвящения. Первую и довольно многочисленную часть составляли рядовые общинники, среди которых были и женщины, и эфебы и просто горожане, не склонные или не способные к занятиям философией, но стремящиеся вести благочестивую жизнь и ищущие в пифагорействе советов и увещаний, касающихся обычных человеческих дел. Для них учение Пифагора было как бы мерилом справедливости и инструментом для различения дурного и хорошего, ведь прежние их установления основывались не на благочестии и разуме, а на обычаях, унаследованных еще от диких времен.
Поликрат и рыбак
Вернувшись на родину, Пифагор вступил в конфликт с тираном Поликратом, пришедшим к власти на Самосе в 538 году до нашей эры и через несколько лет, в 531 году до нашей эры Пифагор переселился в греческий полис на юге Апеннинского полуострова - Кротон.
Для этих людей Пифагор создал так называемое "внешнее" или "открытое" учение (экзотерику), вначале передававшееся в устной форме, а впоследствии записанное. Изложение этого учения приводят Диоген Лаэрций и Порфирий, последний - в специальном труде "Жизнь Пифагора". Согласно этим источникам, Пифагор запрещал молиться о себе, потому что в чем наша польза, мы не знаем. Пьянство именовал он доподлинной пагубой, и всякое излишество осуждал: ни в питье, ни в пище, говорил он, не должно преступать соразмерности. О похоти он говорил так: "похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша". Жизнь человеческую он разделял так: "двадцать лет - мальчик, 20 - юнец, 20- юноша, 20- старец. Возрасты соразмерны временам года: мальчик - весна, юнец - лето, юноша - осень, старец - зима".
Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса.
В религиозных воззрениях Пифагор придерживался того, чему учили орфики, т.е. почитания Диониса и совершения орфических мистерий; впрочем, он был терпим, и позволял каждому поклоняться Богу под тем видом, который был внушен воспитанием или привычкой. В отношении жертвоприношений говорил он, что убивать животных ради этого грех, ибо они имеют душу, как и мы; считаясь, однако, с укоренившимися обычаями, совсем жертвоприношения не отвергал, но наложил запрет на употребление в пищу некоторых видов и частей животных, говоря: "не ешь недолжного, а именно ни рождения, ни приращения, ни начала, ни завершения, ни того в чем первооснова всего".
Этим он запрещал вкушать от жертвенных животных чресла, яички, матку, костный мозг, ноги и голову: первоосновой всего он называл чресла, ибо животные держатся на них как на опоре; рождением - яички и матку, силою которых возникает все живое; приращением - костный мозг, потому что он - причина роста для всякого животного; началом - ноги, а завершением - голову, в которой высшая власть над всем телом. Как говорят, Пифагор признавал бессмертие души и первый заявил, что душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь. Некоторые из этого учения выводят воздержание от мясной пищи, практиковавшееся у пифагорейцев. Цель этого воздержания была в том, чтобы приучить и приготовить людей к простой жизни, чтобы они пользовались тем, что нетрудно добыть, ели несваренную снедь и пили простую воду, так как только в этом - здоровье тела и ясность ума.
Пифагор
Поскольку Пифагор придерживался того, чтобы с каждым говорить на доступном ему языке, то и учение свое он излагал по-разному: одно - для детей, для стариков - другое, третье - для женщин, иное - для мужей разумных, иное - для профанов. В соответствии с этим внешнее учение излагалось им без объяснений, в виде коротких изречений, называемых акусмами, которые легко было запомнить и нетрудно понять.
Соответственно, посвященные во внешнее учение звались акусматиками, т.е. выполняющими заветы.
Объяснение этих правил давалось только тем, которые могли понять. Их называли математиками, ибо они были посвящены в суть учений Пифагора. Этих последних было немного и были среди них мужи великой учености, открыватели многих таинств природы.
Для достижения этой второй степени, по словам Диогена Лаэрция, "ученики Пифагора пять лет проводили в молчании, только внимая его речам, но не видя его, пока не проходили испытания; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению". Ямвлих разъясняет, что пятилетнему искусу молчания предшествовали три года строгой проверки. Ученики не называли Пифагора по имени, обосновывая это тем, что в нем заключена священная формула. Говоря о нем, говорили они "Тот муж".
Если же спорили между собой, то главным аргументом была ссылка на учителя: "Сам сказал". По словам Исократа, "он настолько превзошел остальных славой, что все юноши мечтали быть его учениками, а старшие с большим удовольствием взирали на то, как их дети учатся у него, нежели на то, как они пекутся о семейных делах. И этому нельзя не верить, ибо еще и поныне молчанию притязающих на звание его учеников восхищаются более, нежели речам самых прославленных ораторов.
Внутренне учение Пифагора было тайным и не подлежащим разглашению, его не доверяли даже пергаменту. Излагалось оно только в устной форме.
Не следует доверять излагающим это учение профанам, ибо они сообщают или совершеннейшие вымыслы или ложно понятые и недостоверные слухи. Ведь и пифагорейцы и их преемники говорили и действовали таким образом, чтобы ни один невежда не узнал и не понял того, что надлежало сохранять втайне.
Пифагор и рыбаки
Разве можно было доверять им сокровенное, если они даже внешнее учение, преподаваемое открыто, исказили и дополнили своими измышлениями. Например, говорили об общности имущества у пифагорейцев, а между тем, акусматики владели каждый своим имуществом, как было им привычно; среди математиков же было принято презирать владение вещами, предпочитая им знание.
То же и в отношении запрета употреблять животную пищу: всё это лишь неумеренные преувеличения. И среди ныне известных приписываемых Пифагору акусм встречается много несправедливо приписанных, хотя дошли и подлинные.
Акусмы же таковы:
- Огонь ножом не разгребай;
- Чрез весы не преступай;
- На хлебной мере не сиди;
- Сердца не ешь;
- Ношу помогай взваливать, не помогай сваливать;
- Постель держи свернутой;
- Изображений в перстне не носи;
- Против солнца не мочись;
- По торным тропам не ходи;
- Руку без разбора не подавай;
- Ласточек под крышей не держи;
- Уходя, не оглядывайся;
- Венка не обрывай.
Все это акусматики должны были соблюдать, а посвященным давалось разъяснение настоящего смысла этих предписаний. Поскольку с течением времени и по мере надобности часть тайного открывается, то можно и нам теперь дать толкование внешних пифагорейских правил. Итак, говоря "огонь ножом не разгребай", Пифагор хотел сказать, что следует избегать смуты и насильственных действий как в семье, так и в государстве. Через весы не переступать - значит не преступать справедливости и равенства всех перед Богом. На хлебную меру не садись - значит не привязывайся к своему имуществу и не заботься только о теле, ибо хлебная мера есть наша дневная пища. Сердца не есть - не подтачивать душу заботами и страстями, не удручать себя горем.
Не носить в перстне изображений - означает не выставлять напоказ перед людьми свое благочестие, но иметь Бога внутри себя. Ласточек под крышей не держать - не поощрять сплетен, пустых разговоров.
Венка не обрывать - не нарушать законов, ибо законами венчается государство. Не ходить по торным тропам - означает, что надлежит следовать не мнению толпы, а немногим понимающим. Наконец, заповедь уходить не оглядываясь означает расставаясь с жизнью не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами.
Пифагор
Сообщество, основанное Пифагором в Кротоне, быстро приобрело влияние и славу благодаря его мудрости и благотворному влиянию его учения. Сам Пифагор не занимал никакой государственной должности, довольствуясь ролью законоучителя.
Управление городом находилось в руках Совета. Члены Совета председательствовали по очереди. Совет издавал законы, исполнял роль суда и решал важнейшие дела. В его власти было также назначение мистагогов, военачальников и эдилов, а также утверждение лиц, избранных народным собранием. Таким образом, были ограничены права демократии в интересах самого же народа, ведь недопустимо ставить важнейшие дела государства в зависимость от искусства демагогов и изменчивых настроений толпы. Вместе с тем, такое государственное устройство делало затруднительной узурпацию власти каким-нибудь одним лицом и гарантировало всеобщее соблюдение законов.
Стоит ли говорить, что потерпевший незадолго до появления Пифагора тяжелое поражение от Локр Эпизефирских, город Кротон с чудесной быстротой восстановил свое разоренное хозяйство и расцвел под таким благодетельным правлением, пребывая в этом состоянии более 20 лет. Однако, зависть к процветанию государства, а еще более страх перед установленным в нем мудрым строем, столь отличным от всего, что было вокруг и служащим как бы укором другим государствам, в которых тирания толпы соперничала с деспотизмом тиранов, порождали ненависть соседних правителей к процветающему Кротону. Эта ненависть, в конце концов, стала причиной войны между Кротоном и Сибарисом.
В битве. Произошедшей около 510 года кротонское войско во главе с пифагорейцем Милоном наголову разгромило сибаритов и установило в их городе правление по образцу пифагорейского. Кротон стал самым сильным среди городов Великой Греции, так что остальные полисы признали себя зависимыми от него "союзниками". Победив внешних врагов, пифагорейское государство, однако, подверглось опасности внутренней смуты. Зачинщиком ее стал Килон, о котором Аристоксен сообщает следующие подробности: "Килон, кротонский муж, по своему роду, славе и богатству происходил из первых граждан, но был в остальном человеком тяжелым, тиранического нрава, насильником и сеятелем смуты.
Обращение к оракулу.
Всячески желая присоединиться к пифагорейскому образу жизни, он пришел к Пифагору, когда тот был уже стариком, но был им отвергнут по указанным причинам. После этого он и его друзья начали яростную борьбу против Пифагора и его соратников".
Пользуясь терпимостью властей и свободой, предоставленной в Кротоне всем гражданам, снедаемый честолюбием Килон сумел возбудить недовольство черни нарушением старинных обычаев и сужением круга вопросов, решаемых общим голосованием. Он называл Пифагора иноземным колдуном, говорил, что пифагорейцы с их тайными посвящениями произвели разделение, лишив народ первоначального равенства и прячут от людей истину, а свои увещания подкреплял посулами денег и должностей; настоящую же свою цель скрывал. Создался заговор, в который вошли все, кто чувствовал себя в чем-то ущемленными или просто жаждал большего, чем имел. Действуя коварством и обманом и возбуждая суеверия, до которых столь падки невежды, заговорщики подняли мятеж и склонили на свою сторону большинство в народном собрании.
Из-за этих событий Пифагор вынужден был покинуть город и уехать в Метапонт, где и окончил свои дни, проведя сорок дней без пищи в храме Муз.
Школьной поговоркой "Пифагоровы штаны на все стороны равны" шутливо описывается теорема Пифагора - одна из важнейших теорем геометрии. Пифагор Самосский - великий античный ученый, оказавший существенное влияние на развитие математики, астрономии и философии, создатель философской школы пифагорейцев. Пифагор еще при жизни был полумифической, полубожественной персоной. Ему приписывали умение предсказывать бедствия, а его настоящим отцом считали бога красоты и искусств Аполлона или бога торговли и красноречия Гермеса. Разные источники указывают на его многочисленные путешествия, в которых он и обучался новым наукам:
1. Математике, согласно легенде, Пифагора обучили египетские жрецы по приказу самого фараона.
2. Вавилонские маги обучили его мистике.
3. Ближневосточные финикийцы и халдеи - астрономии.
Некоторые античные авторы "отправляли" юного ученого за знаниями даже в Индию, Испанию или Британию. По словам современников, мудрец умел обращаться с животными, а иногда и общался с ними, например, обратив медведя в вегетарианство или заставив быка отказаться от бобов. Сам мудрец тоже был вегетарианцем. Пифагор не оставил ни одного письменного трактата. Все его поучения и мысли передавались из уст в уста, а позже записывались его последователями.
Пифагор Самосский и пифагорейцы
Основными изобретениями и научными открытиями Пифагора считаются такие:
1. Гармония сфер и гелиоцентрическая система мира. Учение о том, что все небесные тела при движении находятся в некой ритмичной гармонии, и утверждение, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, оказали большое влияние на открытия ученых в будущем. Астрономы и физики Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон и А. Эйнштейн указывали, что в той или иной степени на их открытия повлияли учения Пифагора.
2. Пифагоров строй. С помощью математических приемов ученый сумел рассчитать соотношение между разными звуками, заложив основу музыкальной теории.
3. Чаша Пифагора. Популярная в современной Греции как сувенирная продукция чаша имеет особую конструкцию. В ее середине расположено отверстие с изогнутым каналом. Жидкость, налитая в кружку сверх отметки, благодаря закону сообщающихся сосудов выливается через дно кружки. По разным версиям, такая чаша была изобретена, чтобы справедливо уравнять количество выпитой воды при ее дефиците или чтобы бороться с чрезмерным пьянством.
4. Нумерология. Мудрец верил, что весь мир состоит из чисел, которые лежат в его основе. Увлеченность и восхищение числами давали и практические плоды. Так, Пифагор разработал учение о четных и нечетных числах, чем заложил основы теории чисел. В честь ученого названы "пифагоровы тройки" - числа, в которых сумма квадратов двух чисел равняется квадрату третьего. Самая простая тройка - 3, 4, 5 (3² + 4² = 5² или 9 + 16 = 25).
5. Теорема Пифагора и таблица Пифагора. В этих открытиях Пифагор первооткрывателем не стал. И соотношение катетов к гипотенузе, и удобная таблица умножения были известны еще в Древнем Египте и Месопотамии. Стоит отдать должное великому математику в том, что он сформулировал теорему в привычном для нас виде.
Великий ученый изрек немало мудрых мыслей:
- Дружба есть равенство.
- Удар друга лучше поцелуя врага.
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
- Молчание лучше бессмысленных слов.
- Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца.
- Пьянство есть упражнение в безумстве.
Метод Симина
Метод этот родился не сразу и не на пустом месте. В 35 лет я искал пути духовного совершенствования и испытал на себе сразу два метода, причем из этих двух, как и водится, я сделал свой, получился такой синтез. Первое с чем мне довелось столкнуться это с "Деткой" Иванова Порфирия Корнеевича. У него я взял утреннее хождение по земле (снегу) босиком, обливание холодной водой и 40 часов не есть и не пить с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья. Все что касалось его других положений, то все они ложились в мою систему отношения к миру, нравственного отношения. Мораль и Нравственность лежат в основе жизни - это мною проповедовалось всегда.
Вторая книга - это книга Поля Брегга "Чудо голодания". Из его системы я взял голодание раз в месяц - три дня, и семь дней в квартал, при этом можно пить подсладченную воду. У Поля Брегга я выбросил два положения, как его заблуждения, испытав систему на себе, как это делает любой ученый, ибо высший метод исследования - это исследования на себе. Два заблуждения Поля Брегга это:
- есть не соленую пищу;
- не пить молоко.
Это я проверил на практике, а затем и обосновал теоретически. Соль Земли - говорили древние. И этим все сказано. Соль и питьевая сода легко доступны человеку, но еще не оценены. Отсутствие соли понижает пороговую стимуляцию к продолжению рода, у мужчин потенцию, у женщин влечение. Соль является одним из двигателей продолжения рода и жизни.
Молоко было дано людям для пищи Всевышним. Корова, как и пшеница, явились на Земле миллионы лет назад и не эволюционировали. Поэтому надо пить молоко, хотя бы один раз в неделю прочищая наш пищевод. Желательно от коровы, которую хорошо знаешь и одну на протяжения хотя бы какого-то продолжительного времени.
Питьевая сода с водой или теплым молоком избавит от многих неизлечимых болезней, при этом нужно постоянство.
Так родился Метод Симина, как метод духовного совершенствования, который в себя включает:
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.
3. Один раз в неделю с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья (40 часов) не ешь и не пей.
4. Раз в месяц три дня не ешь, пить можно подсладченную воду.
5. Раз в квартал семь дней не ешь, пить можно подсладченную воду.
6. Каждый день с утра выпей полстакана воды с половиной чайной ложечки питьевой соды, вечером перед сном выпей полстакана воды с пятью каплями валериана.
7. Твори добро, оказывай помощь, борись со злом.
8. Трудись на общее благо. В труде твоя сила, здоровье и счастье. Творческий труд приносит радость.
9. Владей имуществом, но помни: ничто тебе в этом мире не принадлежит, даже твой труд. Умей доверенное сохранить и преумножить.
10. Никогда не думай о еде. Не ешь мяса. Немного мучного, немного молочного, овощи и фрукты - твоя еда. Еда дважды в день достаточна, и много за столом не сиди.
Всегда помни о трех "не":
- не гневайся;
- не бойся;
- не сомневайся.
В этом твое духовное совершенство.
Путь духовного совершенствования
по методу Симина
1. Думай, как Мир сделать лучше. Думай, как помочь людям, как сделать добро. Дума рождает дела.
2. Утром, как проснулся, походи по комнате, причеши волосы расческой, помолись Богу "Я люблю Тебя, Господи!", пожелай всем людям Любви, Добра и Счастья.