На чердаке было сумрачно. Сквозь щели в стене пробивался яркий уличный свет, полосками ложился на грубый деревянный пол; потревоженные шагами пылинки танцевали в закатных лучах. Пахло свежим сеном, животными и чем-то таким, что носится в воздухе только по осени.
Ученик сидел прямо на полу, поглощенный своим первым самостоятельным изделием. Мастер еще не разрешал ему создавать такие крупные модели, и оттого работать приходилось втайне, пока никто не видит.
В сфере, стоящей перед ним на серых, уставших жить досках, крутились облака и гремели грозы, взрывая тьму чердака синими всполохами. Герметичность сферы не спасала и приходилось удерживать защитное заклинание, чтобы шум от бушующей в сфере стихии не потревожил обитателей дома.
-Давай же, ну давай! - сквозь зубы прошептал Ученик и смахнул с лица непослушную челку. Заклинание давалось ему с трудом, и он опасался, что все пойдет прахом и придется начинать заново, а ведь бОльшая часть работы уже проделана.
Но все обошлось - грозы отшумели положенное и утихли, образовав вокруг шара внутри сферы голубоватое сияние.
Ученик не смог сдержаться и совсем по-детски запрыгал:
-Ай да я! Получилось!
Дальнейшая работа полностью захватила Ученика. Заклинания, инструменты - все пошло в ход, и на шаре стали появляться странные штучки, изменяющиеся согласно его желанию. Исходные материалы лежали тут же, вокруг него, разложенные по темам и типам.
На лице Ученика выступил пот - если все получится, он сумеет показать готовую работу Мастеру и сразу перейти на следующий уровень. А может быть - хотя навряд ли, но все же, все же - Мастер согласится принять его работу в качестве детали своего грандиозного Проекта. И тогда можно будет сразу вести речь о том, что он досрочно готов сдавать выпускные экзамены.
Но была и еще одна причина, столь же важная - Ученику не нравился Проект его Мастера. Он казался ему слишком серьезным, слишком напыщенным, слишком правильным, так что когда пришла идея сделать детальку, небольшую, но непредсказуемую, веселую, странноватую и выбивающуюся из общей схемы и показать ее Мастеру вместе со своей критикой его Проекта, он задохнулся от самой мысли о том, что посмел даже подумать об этом. Но за этой мыслью пришла вторая, потом третья, задумка настойчиво обретала черты и не желала уходить, напротив, облекалась в действия, планы, схемы, а теперь уже почти все готово, остались только детали.
Увлекшись своей работой, он не заметил, что уже давно не один - за его работой следил высокий мужчина, облаченный в багровую хламиду Мастера.
-Что ты делаешь! - голос Мастера, неожиданно раздавшийся над самым ухом, напугал Ученика, его рука дрогнула и получилось страшное: толстенькая меховая колбаса с четырьмя лапами упала на разложенный для создания птицы материал; утиный клюв прилепился криво и косо к незаконченной голове без ушей, существо дернулось и слепо поползло вперед, сбивая все на своем пути. По дороге оно умудрилось подцепить плоский кусок материала, неизвестно для чего приготовленного; Ученик, увидев такое дело, растерялся - то ли ловить убежавшее создание, то ли приветствовать Мастера так, как положено по ритуалу.
Здравый смысл взял верх, он упал на пол и в момент поймал существо. И уже после поклонился своему наставнику; существо в его руке снова дернулось, Ученик грустно посмотрел на него, потянул за клюв, услышал возмущенный писк и понял, что материал намертво склеился и его уже не спасти. Он глянул на Мастера - тот стоял и с иронией наблюдал за ним, улыбаясь уголками губ. Ученик буркнул короткое слово, существо дернулось еще раз и замерло, удивленно глядя открывшимися глазами на своего создателя.
-Мастер, я...
-Я все вижу, - перебил его Мастер, - объяснись, кто разрешал брать материал? Кто дал тебе право использовать сферу?
Ученика накрыло чувство, которое возникает, если нырнуть с разбега в бездонный омут.
И не уметь при этом плавать.
Как во сне, он открыл рот и начал говорить о своей задумке.
Его изделие было простым, но интересно своей внезапностью. Если в Проекте Мастера каждое действие фигур и элементов было предопределено, то он оставил открытыми незначительные в рамках изделия вероятностные линии.
Мастер, поначалу скептически слушающий сбивчивые объяснения своего Ученика, неожиданно для себя увлекся. Изделие отступало от привычных канонов изготовления деталей Проекта, но при этом за ним бесконечно интересно было наблюдать - маленькие существа были чем-то похожи на самого Мастера, постоянно искавшего лучший путь и схемы действий. Недостатком был короткий срок действия фигур, но это было необходимо, иначе вероятностные линии могли привести к тому, что фигуры своими действиями погубят изделие.
-Вот так, - закончил Ученик и уставился на Мастера в ожидании своего приговора.
-Прекрасно! - искренне сказал Мастер, - я готов купить твое изделие для своего Проекта, который теперь получит статус экспериментального, а ты можешь подавать Совету свое прошение о досрочных выпускных экзаменах. Кто знает, если твой эксперимент окажется удачным и деталь не погибнет за тестовые тысячу лет, то, может быть, ты сегодня сказал новое слово в истории Проектирования. И это в двенадцать лет! Только один вопрос - что делать с ним?
С этими словами Мастер показал на нелепое существо, которое по-прежнему ползало вокруг них и пыталось ухватить Мастера за пятки своим клювом.
-Пусть живет, - пожал плечами Ученик, - все самое смешное и интересное всегда получается неожиданно. Пусть будет такой вот утконос. Зато готов спорить - ни в одном Проекте ничего подобного никогда не было.
-Это точно, - буркнул Мастер и запустил существо на шар; утконос тут же нырнул в океан, а после выбрался на маленьком клочке суши и начал увлеченно рыть нору в песке. Ученик и Мастер дружно рассмеялись, рассматривая сквозь стекло сферы, как он смешно перебирает лапками.
***
Через несколько дней на заседании Большого Совета Мастер представлял свой новый Проект:
- ...Итак, перед нами Вселенная, модель OPF125747, экспериментальная. Особое внимание прошу обратить на элемент "Земля 1.0", разработанный моим Учеником и представляющий из себя совершенно новый тип изделия для Вселенной...