Шульгин Николай : другие произведения.

Как Звучит Абсолютная Истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ПОЧЕМУ ТАК УЖАСНО КРИЧАЛ ПОСТИГШИЙ АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ ГЕРОЙ РАССКАЗА НАБОКОВА.


   ЧИТАТЕЛЬ. - С точки зрения Шульгина все уже спасены - и демоны, и Шульгин, и Кончеев и даже я, хотя верится с трудом.
  
   КОНЧЕЕВ. - Мне понравилось то, что Вам с трудом верится, что Вы уже спасены. Объяснение этому очень простое - Вы не спасены. Впрочем, здесь я должен оговориться. По Шульгину Вы действительно спасены.
  
   ШУЛЬГИН. - По Шульгину все не так просто и однозначно. МЫ УЖЕ СПАСЕНЫ - ЭТО АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА. Но из нее неумолимо следует, что для кого-то МЫ ЕЩЕ НЕ СПАСЕНЫ. - И это, как ни парадоксально, тоже абсолютная истина, хотя и меньшего ранга. Именно ее отстаивает уважаемый Кончеев. И его позиция, при определенных условиях, ВООБЩЕ НЕ СОДЕРЖИТ НИКАКОЙ "ОШИБКИ". Мои разногласия с Кончеевым - это не спор по вопросу "Да" или "Нет". Они касаются самого глубинного устройства бытия.
   Глубина бытия многоступенчата и уходит в бесконечность. Можно идти по этой лестнице смыслов и мета-смыслов все дальше и дальше, все ближе приближаясь к самой сути, - но также, по-своему, и удаляясь от нее. Однако самое последнее глубинное устройство бытия ВСЕ ЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗОВО СХВАЧЕНО, ибо оно именно потому и есть САМОЕ последнее, что универсально достижимо для любого состояния и любой ступени. Вопрос. - А В ЧЕМ ОНО СОСТОИТ?!.. Ответ. - ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ ТОЛЬКО РАЗОВО ЕГО СХВАТИТЬ, НО И РАЗОВО ЕГО ОТКРЫТЬ. И ВОТ МЫ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗДЕСЬ-И-ТЕПЕРЬ ОТКРЫВАЕМ. ОНО КАК РАЗ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ УТВЕРЖДЕНИЮ о том, что - БЛАГОГОВЕЙНОЕ ТРЕПЕТНОЕ ВНИМАНИЕ !!!! - МЫ УЖЕ СПАСЕНЫ. Это утверждение выражает ВЫСШУЮ АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ так, как она наиболее адекватно прозвучала бы на любом антропоидном языке. БОЛЕЕ ГЛУБОКИХ ВЫРАЖЕНИЙ ВЫСШЕЙ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ НА КАКОМ-ЛИБО ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ ПРОСТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПО САМОМУ СМЫСЛУ СИТУАЦИИ. Ибо ВЫСШАЯ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА открывает нам не просто некие "факты", но некие Высшие Ценности, - и наше отношение к этим Ценностям. Спасение - это наша Самая Высшая Ценность. А факт нашей УЖЕ-СПАСЕННОСТИ есть Самое Ценное для нас отношение к этой Сверх-Ценности. Все остальное стоит по действительной значимости БЕСКОНЕЧНО НИЖЕ. Иными словами, НАША ВЫСШАЯ АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ВЫРАЖАЕТ НАШЕ НАИЛУЧШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ, ЧТО ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ НАИЛУЧШИМ.
   Что следует из этого факта-феномена? Очень многое. - Анализируя утверждение о том, что МЫ УЖЕ СПАСЕНЫ, можно выявить главные характеристики-параметры всего бытия.
   Во первых, бытие множественно: "МЫ" - есть его основание. Во вторых, оно субъектно, поскольку "МЫ" - это субъектность, а не объектность. В третьих, оно взаимосоприкасаемо всеми своими разделенностями, поскольку "МЫ" выражает синтез разделенности и совместности в той степени, при которой возможна полная онтологическая автономия и полноценная коммуникативность автономных "Я". В четвертых, бытие процессуально, т.е. содержит фактор овремененной длительности, выражаемый здесь словом "УЖЕ". В пятых, оно стадиально, т.е. содержит разные этапы развития некоего состояния. - "УЖЕ" - это наступление некой свершенности на фоне предшествующих стадий. В шестых, бытие в своей фундаментальной основе спасено, т.е. означает достижение чаемого оптимума через преодоление постылых минимумов. В седьмых, бытие потенциально разноуровнено. - Если в данном мире реализуются одновременно разные стадии спасения, то в нем, тем самым, реализуются и разные уровни субъектов, на той или иной стадии находящихся. - Уровень нашего "я" совершенно адекватен стадии спасения, на котором мы находимся.
   Из вышесказанного следует, что АБСОЛЮТНО СПАСЕНО НЕ ТОЛЬКО МИРОВОЕ СОСТОЯНИЕ ВСЕОБЩЕГО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО СПАСЕНИЯ. СПАСЕНЫ ТАКЖЕ И ВСЕ СТАДИИ МИРОВОГО СПАСЕНИЯ, В КОТОРЫХ МОЖЕТ ПРЕБЫВАТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ СУБЪЕКТ и его "референтная группа" - "МЫ". А именно, по самому смыслу ситуации, в бытии ВЕЧНО ПРИСУТСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СТУПЕНИ СПАСЕННОСТИ, НА КАЖДОЙ ИЗ КОТОРЫХ МОГУТ ПРЕБЫВАТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ.
   1). Ступень, на которой само понятие Спасения просто бессмысленно, подобно набору звуков "априксанпр".
   2). Ступень, на которой понятие Спасения минимально осмысленно, но представляется абсурдом, типа "жареный лед".
   3). Ступень, на которой Спасение осмысленно, но абсолютно невозможно.
   4). Ступень, на которой Спасение возможно, но не актуально.
   5). Ступень, на которой Спасение актуально возможно, но ЕЩЕ не достигнуто.
   6). Ступень, на которой Спасение УЖЕ достигнуто, но ЕЩЕ не осознано.
   7). Наконец, ступень, на которой спасение УЖЕ и достигнуто, и осознано.
   На каждой из этих ступеней Абсолютная Истина данной ступени целиком совпадает со смыслом самой ступени. Т. е., например, на пятой ступени было бы совершенной истиной утверждать, что спасение ЕЩЕ не достигнуто, хотя и актуально. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БОЛЕЕ НИЗШЕЙ СТУПЕНИ СПАСЕНИЯ, ИСТИНА БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТУПЕНИ МОЖЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК ЗАБЛУЖДЕНИЕ ИЛИ АБСУРД.
   По моему мнению, уважаемый Кончеев стоит либо на пятой, либо на шестой ступени Спасения. Если он стоит на пятой ступени, то его Проект Великого Делания - один из возможных вариантов выражения Абсолютной Истины этой ступени. И осуществим настолько, насколько не противоречит вышеперечисленным мировым параметрам. Если же Кончеев стоит на шестой ступени, то его проект - УЖЕ заблуждение, - не "заблуждение вообще", но именно для него самого. - Поскольку требует реализовать то, что на данной ступени для него самого УЖЕ на самом деле не нужно. Но что интересно, даже если бы этот Проект был "заблуждением" - в силу реально достигнутого личного уровня - для самого Кончеева (ступень шестая), он(проект) может быть Абсолютной Истиной для стоящих на более низких ступенях! То есть Учитель может проповедовать свою личную "ложь" (хотя им за таковую и не осознаваемую) как Абсолютную Истину для своих менее продвинутых учеников! - И никакого "противоречия" или "обмана" в этом реально не будет.
   ВСЕ ЭТИ СТУПЕНИ СПАСЕНИЯ ВЕЧНО ПРИСУТСТВУЮТ В БЫТИИ. КАЖДЫЙ ИЗ НАС СТОИТ НА ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ СТУПЕНЕЙ. На первой ступени стоят существа доразумные - от вирусов до приматов. На последней ступени - наиболее продвинутые Понимающие. Между ними - бесчисленное множество всяких переходных стадий и под-стадий.
   Начиная с определенного уровня, переход на определенную ступень Спасения требует УСИЛИЯ ЛИЧНОГО ВЫБОРА, и не может вершиться как нечто предопределенное. И поскольку в данном мире могут (хотя это и не обязательно для всех миров) одновременно присутствовать все мировые ступени Спасения, постольку В ДАННОМ МИРЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕЧНО НАЛИЧНОЙ СИТУАЦИЯ МИРОВОГО ЗЛА - КАК ВЫРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ БОЛЕЕ НИЗКИХ СТУПЕНЕЙ. Иначе говоря, Зло из данного мира неистребимо, если в нем, как закон, соприсутствуют те ступени Спасения, для которых наличие Зла актуально. Фактически получается так, что МИРОВОЕ ЗЛО СПАСЕНО КАК СОДЕРЖАНИЕ И СМЫСЛ БОЛЕЕ НИЗКИХ СТУПЕНЕЙ СПАСЕНИЯ. - СПАСЕНИЕ НАСТОЛЬКО СПАСИТЕЛЬНО, ЧТО ЧЕРЕЗ НЕГО СПАСАЕТСЯ ДАЖЕ САМО ЗЛО.
   МЫ УЖЕ СПАСЕНЫ - ВОТ ВОИСТИНУ МИРОВАЯ ФОРМУЛА. Но это мягкий и универсально-усваиваемый ее вариант. ЕСТЬ ДРУГОЙ ВАРИАНТ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ - ЖЕСТКИЙ. На него может случайно наткнуться в поисках Абсолютной Истины тот или иной эзотерик или даже "мирный обыватель". - ТОГДА АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА СОПРОВОЖДАЕТСЯ СТРАШНЫМ ПОТРЯСЕНИЕМ - БЕЗУМИЕМ, ЛЕТАЛЬНОСТЬЮ, ВЕЧНЫМ МОЛЧАНИЕМ. А суть обоих форм Абсолютной Истины одна и та же - МЫ УЖЕ СПАСЕНЫ. Почему же вообще существует и столь тягостен при усвоении ее жесткий вариант? ПОТОМУ, ЧТО ЭТОТ ВАРИАНТ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ "НАКАЗАНИЕМ" ДЛЯ ТЕХ, КТО НАТЫКАЕТСЯ НА НЕГО СЛУЧАЙНО, НЕ ИМЕЯ НА ТО НИКАКОГО МОРАЛЬНОГО ПРАВА, будучи на более низкой ступени. - Т.е. для тех, кто до Абсолютной Истины Всеобщего Спасения еще просто не дорос. Откуда проистекает страдание в жестком варианте Абсолютной Истины? ЭТО СТРАДАНИЕ ЕСТЬ ВЫРАЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕХ УСИЛИЙ ЛИЧНОГО ВЫБОРА, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТСЯ ДЛЯ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ. В наиболее зримой форме эти усилия выражены в христианской парадигме страдающего на кресте Иисуса Христа. - Тот, кто наталкивается на жесткий вариант Абсолютной Истины Всеобщего Спасения, внезапно ощущает себя так, как Иисус Христос на кресте. - Со всеми вытекающими "эмпирическими последствиями" для своего самочувствия.
   Интуитивно эту ситуацию гениально угадал Набоков в своем мистическом рассказе "Ultima Thule", хотя он описал саму ситуацию извне, не зная, что же РЕАЛЬНО открылось его героям. Его герой, познавший Абсолютную Истину в ее жестком варианте, постиг в человечески возможной форме все глубину страданий распятого Иисуса Христа - и не вынес этого. Страшный сверхчеловеческий крик - вот что ждет тех, кто посягает на сферы, для них пока недоступные. Но по милосердию и благодати Абсолютная Истина, тем не менее, может быть в мягкой форме усвоена всеми. - Правда, в той степени усвоения, которая пока посильна каждому по его мере. - От полного равнодушия до полного согласия, через те или иные неприятия или сомнения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"