Шулаев : другие произведения.

Сыщь натурализованная

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ-исследование. написан 14 лет назад. все актуально.


   Т.Е.Ш.
  
  
   С Ы Щ Ь Н А Т У Р А Л И З О В А Н Н А Я
  
   в пяти частях
  
   Часть первая. ЦИ-ТАТА
  
   1. Предыстория
  
   -- И за то, чтобы узнать, как это происходит, я, наверное, пе-
   рестал бы писать стихи, -- я проверил внезапную идею на внешний
   звук и не услышал фальши.
  
   И была ночь, и было утро -- день вторый.
  
   2. Апология плоской Земли
  
   К вечеру мне стало ясно, что земля была плоская, и доказать это
   -- пара пустяков.
  
   Самый главный аргумент -- предки были не дураки. Мы столько раз
   расписывались в непридуманности древних мифов, что пора признать
   за ними право быть надежным описанием действительности за опре-
   деленный момент времени. И если память абсолютно всех народов
   показывает, что земля плоская и держится на ком-то, кто в конеч-
   ном итоге плавает в мировом океане, то, значит, так оно и было.
   Только нужно разобраться, что есть что.
  
   То, что земля людей -- плоская по отношению к миру богов и под-
   земному миру, принимают все, кто принимает деление мироздания на
   эти три основные части. Немного запутанней обстановка в нашем
   физическом мире. Но если представить, что боги создававшие Зем-
   лю, не имели прямого отношения к рождению Вселенной, звезд и
   планет, то все должно встать на свои места. Потому что Земля-ой-
   кумена -- это не то же самое, что планета Земля, особенно в
   прошлом.
  
   Земля-суша была плоским или немного выпуклым блином толщиной
   около 15 километров. В результате неизвестно чего силы, на кото-
   рых держался этот блин, ушли из-под него, и наша нынешняя ли-
   тосфера упала на тело живой планеты, которая внешнему наблюдате-
   лю представлялась сплошным океаном. Блин раскололся и начал мед-
   ленно расползаться по поверхности.
  
   В Бытии коротко описаны стадии рождения обитаемой земли. Надо
   только на первых порах условиться, что небеса -- слово принципи-
   ально о другом, нежели небо. А твердь-небо -- это, видимо, ка-
   кая-то божественная механика. И твердь, погруженная в воды Зем-
   ли, отделила воду, которая над ней, от той, которая под ней. Из
   той, которая под ней, начала проявляться земля-суша. Где-то я
   такое даже видел. Ну да, конечно -- "Солярис", заключительные
   кадры.
  
   3. Как знакомиться с чужим стихотворением?
  
   Можно знакомиться с чужим стихотворением по первой строчке. Если
   она удачна, то и остальное зайдет успешно, может, только не сра-
   зу. Я видел свою первую и находил ее неплохой, и она уходила, не
   зацепившись за мои углы. Это было непривычно, но не более того.
  
   4. Зачем играть в спортивные игры?
  
   В них, оказывается, играют не только люди, но и силы, покрови-
   тельствующие территориям, названиям, странам, сторонам света,
   цветам фигур, фамилиям и даже древним спискам участников. Не мо-
   жет быть, чтобы миллиарды людей смотрели тот же футбол просто
   так, не повинуясь каким-нибудь древним ритуалам или предписани-
   ям. Но если предположить, что была такая национальная игра тол-
   теков, которую после известных обстоятельств вывезли в Европу и
   Южную Америку, то все в порядке.
  
   Игра в мяч ногами была популярна в Древнем Египте, Древнем Риме
   и Старой Англии. Ацтеки называли ее тлачтли. У ацтеков футболь-
   ные встречи делились на любительские (спорт миллионов) и риту-
   альные. В ритуальных участвовали самые лучшие игроки, а наруше-
   ния карались смертной казнью. По окончании такого матча капитан
   победителей торжественно отрубал капитану побежденных голову,
   проносил ее перед публикой и фотокорреспондентами и вручал Вер-
   ховному жрецу в знак того, что бог его команды (например, бог
   солнечной погоды) сильнее, чем бог облачности и затяжных дождей.
   Исходя из результата Верховный жрец объявлял, что этой весной
   осадки маловероятны и кратковременны. В древности люди обычно
   знали, что делали, в отличие от нас. Футбол ведь может расска-
   зать о расстановке более могущественных сил не только в природе,
   но и в обществе.
  
   Я где-то уже говорил, что ЦСКА -- это мантический (гадательный)
   знак Армии, Динамо -- милиции и КГБ, Спартак -- народных масс,
   Шахтер, Локомотив, Металлист, Металлург, Ротор, Торпедо - от-
   раслей промышленности, Днепр, Арарат и Памир -- соответствующих
   территорий. Текущая турнирная таблица -- проявление соотношения
   этих сил на ближайший период. Итоговая, может быть, определяет
   благосклонность судьбы на следующий год. Знаете, какой ритуаль-
   ный матч всех 50 чемпионатов СССР? Конечно, Спартак -- Динамо.
   Периодически в этот спор вклинивается ЦСКА, и совсем иногда --
   кто-то другой.
  
   Был такой маг футбольных цифр, сын Поэта и Актрисы, открыватель
   необычных совпадений, которые по прошествиии времени приобретали
   статус закона. Вот один из его законов. В финале Кубка СССР по-
   беждает та команда, которая первой забьет гол в ворота у Север-
   ной трибуны. Это в четный год, а в нечетный -- в противоположные
   (цитата)... Я помню его хитрый взгляд в телекамеру. Знал ведь
   что-то и унес с собой несказанным, незапечатанным...
  
   А высшим смыслом футбола остается, исходя из его предыстории,
   - свести в финале чемпионата мира наиболее удачливых из каждого
   полушария и выяснить, чья возьмет. Если в финале встречаются
   страны одного континента, то, во-первых, чемпионат объявляется
   неинтересным, а во-вторых, как назло, побеждает не сильнейший,
   что дает повод признать чемпионат нелогичным.
  
   Потому-то и не знала удачи сборная Союза в чемпионатах мира. А
   судьи -- лишь наиболее управляемый элемент в этой игре. Как,
   впрочем, и в любой другой, не обязательно спортивной.
  
   5. Акт творчества
  
   Что я знал о том, как пишут? Есть лира, есть муза, которая на
   ней играет, есть даймон, который нашептывает. Есть твердое убеж-
   дение, что у произведений -- своя личная жизнь. Один авторитет
   признается в непонимании того, что происходит во время акта
   творчества, но энергия сексуальная, говорит, при этом расходу-
   ется. Творчески используя чужую схему, можно сказать так.
  
   В человеке художнике есть некая субстанция -- Художник, имеющий
   право подняться на такой план бытия, на котором можно познать
   высокую сущность, не опускающуюся до человеческого плана. Назо-
   вем эту высокую сущность музом или даймоном. В акте творчества
   Художник соединяется с познаваемым и сам при этом становится
   познанным. Таким образом, Художник является носителем женской
   функции в творчестве и переживает почти земные стадии: любовь,
   зачатие, вынашивание, рождение.
  
   Все, что касается внешней стороны дела -- как довести себя до
   такого состояния, как поддерживать его, какой ручкой и на какой
   бумаге, при каком освещении и в какое время суток -- это техни-
   ка, физиология любви.
  
   6. О демонах общественной деятельности
  
   Есть, как минимум, три демона семейства общественной деятель-
   ности: демон нереализованной исключительности, демон неоцененной
   исключительности и демон счастливого предчувствия всесильности.
   Каждый легко узнаваем. У демона нереализованной исключительности
   голова наклонена вперед (набычился, взгляд исподлобья), при
   улыбке и напряжении уголки рта уходят вниз -- это проявляются
   инфрафизические клыки демона. Классический пример -- картина
   "Ждут сигнала".
  
   У демона неоцененной исключительности голова наклонена назад
   (задрал нос, смотрит свысока), при улыбке и напряжении средняя
   часть верхней губы неестественно приподнимается -- это противо-
   положная пара клыков (см. фильм "Хищник").
  
   У демона счастливого предчувствия всесильности идеальный баланс
   головы, всепрощающий взгляд, при улыбке и напряжении рот растя-
   гивается строго по горизонтали, почти не обнажая зубов.
  
   Чтобы победить демона нереализованной исключительности, надо ре-
   ализоваться, тогда вселяется демон неоцененной исключительности.
   Чтобы тебя оценили, надо многое мочь и много трудиться...
  
   7. Откуда берутся книги?
  
   Никогда так быстро не читал книги. Впрочем, собственно говоря,
   не читал даже, а спрашивал. И они отвечали, открываясь на иско-
   мой странице и пропуская темы, время которых еще не пришло.
  
   Лира -- это часть души или вся душа. Строй души -- это гений,
   талант и т.д. Муза -- это стиль (цитата). Муза -- это тот, кто
   пишет. Каждый пишет, что он слышит (цитата). Разговор между му-
   зой, которая с нами, и даймоном, который не здесь, -- это то,
   что мы ищем. Разговор Истинной, Божественной, Изначальной, Веч-
   ной Речью, которую знают дети, не научившись говорить по-нашему.
  
   Поэты воспринимают ее волнами, излучениями, вибрациями, наконец,
   мыслеобразами -- кто как хочет. И приходит час, когда рождается
   (рождается!) новый мир. Это не творение -- это рождение. Автор
   -- это родители, даймон и муза. Поэмы, стихи, романы, рассказы,
   повести, драмы -- это дети высших сущностей. А на бумаге мы ви-
   дим лишь их материальные одежды.
  
   О сжигании этих одежд (лягушачьей кожи) руками, создававшими ее,
   о детях, рожденных не от любви , а также о патологоанатомических
   методах в литературоведении сейчас не будем.
  
   Вы наверное знаете,что есть стихи, после которых хочется плакать
   от счастья, и стихи, после которых загорается желание переделать
   мир. Есть книги для глаз и книги в форме пистолета (цитата).
   Разве не очевидно, что это -- книги-девочки и книги-мальчики!..
  
   Мы утратили святость общения с книгами, и они дают лишь малость
   от того, что могли бы дать. Но все равно нам открыто в них то, о
   чем не ведают те, кому через два дня после заказа привезут любую
   по желанию. (Книга по телефону!) Мы же годами мечтаем о ней, а
   потом, когда книга становится нашей, сколько любви и ласки обру-
   шивается на нее: к груди прижмем, по обложке погладим, перед
   сном почитаем, под подушку положим и тому подобное...
  
   8. О кошке, перебегающей дорогу.
  
   Прежде я наивно полагал, что кошки перебегают дорогу потому, что
   у них примета такая : если человек дорогу перейдет -- это не к
   добру. Теперь мне понятно, что виной всему шлейф.
  
   Вы идете, часть энергии, мыслей, эмоций за Вами не успевает и
   растягивается, как хвост у кометы. Избавляться от дурного шлейфа
   -- это инстинкт. Посмотрите на детей -- они снуют у вас под но-
   гами и вечно счастливы. Дома им перебегать дорогу некому --
   сколько стрессов! Попробуйте, имея тяжелые мысли, тоску или не-
   домогание, перебежать дорогу близко идущему транспорту, пере-
   весьте на него свой темный шлейф -- Вам сразу полегчает. Впро-
   чем. многие так и делают. Не умом, заметьте, ведь после этой ма-
   шины -- чистая улица.
  
   Теперь Вы понимаете, почему не всякая сидящая впереди кошка пе-
   ребежит Вам в конечном итоге дорогу?
  
   И еще одно следствие: найдя решение сидя и собираясь отвечать
   стоя, вставайте помедленней, чтобы Ваши мысли и эмоции успели
   подняться вместе с Вами.
  
   9. Говорят, что...
  
   Говорят, история литературы -- история усложнения и утончения
   литературных произведений и их персонажей. Говорят еще, что реа-
   лизм и литературоведение появились только к середине прошлого
   столетия (сейчас двадцатое), а условность отделяющую мир произ-
   ведения от мира реальности, уже не определить на глаз.
  
   10. Тридесятое время
  
   По крайней мере уже давно человечество не может придумать ни од-
   ного нового корня слов. Оно и понятно: пока не родится новая ре-
   альность, не появится и слово.
  
   Русский язык чуток к именам и эпитетам, английский -- к глаголь-
   ным формам. Сейчас в английском -- 26 времен. А ведь совсем не-
   давно их было гораздо меньше. Если времена в английском -- это
   проекции новых реальных времен, освоенных человечеством, то мне
   открылись новые четыре времени, которые пока невозможно точно
   перевести на английский.
  
   Это времена группы "Верю, что делаю то, что думаю": с 27-го по
   30-е или по-нашему -- с тридевятого по тридесятое. У этой группы
   нет прошлой и будущей форм. Тридевятое: настоящее время, актив-
   ный залог (Мы строим коммунизм). 28-е: будущее в прошедшем, ак-
   тивный залог (Мы могли бы построить коммунизм в 10-15-20 лет,
   если бы...) 29-е: настоящее время, страдательный залог (Партия
   [...] нас к торжеству коммунизма ведет.- слова из гимна СССР).
  
   Наконец, в последние годы мы вступили в завершающее время этой
   группы, -- тридесятое, которому, разумеется, соответствует госу-
   дарство в отличие от тридевятого. Итак, тридесятое: будущее в
   прошедшем, страдательный залог (Демократия могла бы привести нас
   к процветанию, если бы...).
  
   Таким образом, проблема двоемыслия может изучаться и с позиции
   естественных наук.
  
   Эти же времена проходит и остальной мир, но мы -- раньше. А
   дальше тридесятого времени и государства никто не заходил, даже
   сказочные герои.
  
   11. Миры книг
  
   Творчество -- это еще один путь. Туго натянутые струны так же,
   как и слишком отпущенные -- не годны для нежных пальцев музы.
   (Впрочем, это -- не наша забота.) Художник не принадлежит только
   своей судьбе. Он приговорен быть вестником любви высших преде-
   лов. (Да, да -- заложник вечности.) Ему не дано счастья раство-
   риться в Боге, но он наделен правом сохранить себя, ощутив в се-
   бе Божественное. Он проявляет Образ и Подобие, творя жизнь в но-
   вых эстетических мирах.
  
   В начале у него хватало сил лишь на картонных персонажей и на-
   рисованные пейзажи. Потом появляются первые живые герои. Их ста-
   новится все больше, все "живее". Кое-кто становится вхож и в наш
   мир.
  
   Художники человечества учатся создавать свои хронотопы: от од-
   ноклеточных до параллельных нашему. И вот уже появляются миры
   сказок, хроник и эпопей, которые не умещаются в одном произведе-
   нии, а начинают существовать вне зависимости от того, появляются
   ли продолжения и очередные книги.
  
   С прошлого века герои начинают настаивать на своем и не дают
   воплощать замысел. Они вкушают плоды от всех деревьев, и Худож-
   ник более не властен над каждым их шагом.
  
   Мироздание уплотнилось.
  
   12. 1844 год
  
   В тот год, когда тролли разбили достопамятное андерсеновское
   зеркало, родился Мир как воля и представление, встретились два
   навечно основоположника, и на свет появился малышка Фридрих.
  
   Не знаю, видел ли Ганс Христиан разбитие зеркала лично, но уже
   через один олимпийский цикл люди перестали различать белое и
   черное, верх и низ. Появились полутона и неполнота информации.
  
   13. Ветхий договор творчества
  
   А может, не стоило все это затевать,а взять да и поставить свою
   подпись под Ветхим Договором Творчества, текст которого уже не
   страшится быть доступным всем и выглядит на сегодня примерно
   так: "ТАК ПРИРОДА ЗАХОТЕЛА. ПОЧЕМУ -- НЕ НАШЕ ДЕЛО. ДЛЯ ЧЕГО --
   НЕ НАМ СУДИТЬ"?...
  
   14. О продолжениях сюжетов.
  
   И еще, в дверях, одна мысль."Мастер и Маргарита" и "Доктор Жива-
   го" -- это истории любви даймонов и муз. И Булгаков, и Пастернак
   нашли похожих, как две капли воды на тех, кто был с ними всю
   жизнь. Узнали по глазам и по желтым цветам.
  
   И было ли у них на это право, судить действительно не нам...
  
  
  
   Часть вторая. Ч А С Т Ь В Т О Р А Я
  
  
   15. О "Золотой розе"
  
   Подождите, здесь оказывается нельзя останавливаться.
  
   Все выражается через все. Но попав в свою систему координат,
   можно увидеть все, что хочешь увидеть.
  
   Процесс Творчества хорошо описывается через собирание и кристал-
   лизацию Золотой пыли, через Общение с Богом, через Разговор
   высоких сущностей, через свободу героя, через социальную среду
   писателя, через вскрытие туловища произведения, через раскадри-
   рованный эпизод озарения...
  
   16. О дыхании
  
   18-й, 19-й, 20-й века России - как обороты одних больших часов.
  
   "Земля зависит от ритма Солнца". Как будто Солнце ни от чего не
   зависит! А, может, ритмы времени на Земле и на Солнце имеют ИНОЙ
   источник?
  
   Дух захватывает, когда рисуется как все Миры дышат в такт, и ди-
   афрагма одного давит на верхушки легких другого.
  
   17. Ожерелье
  
   О главном бы не забыть. Подозреваю,что одновременно с разбитием
   зеркала, произошло и другое событие -- рассыпалось Ожерелье.
  
   Чье оно -- Бог ведает. Но бусинки этого Ожерелья нахожу в новых
   книгах, и ими одними книги мне и интересны (вру немного), как ни
   упрекаю себя в невнимательности к труду писателя, к перевернутым
   им горам драгоценного житейского мусора, к килограммам добытого
   золота, ко всякой красоте, найденной им.
  
   Эти бусинки застыли в словах, как в янтаре. И в нечаянных зако-
   номерностях.
  
   18. Вектор мутации
  
   Меня начали путать с другими на улице. В автобусе стали садиться
   на соседнее сиденье, когда есть другие свободные места. Объясне-
   ние одно -- мутирую. Вопрос только в том: туда или обратно?
  
   По К.Саймаку (ох, уж эти "фантасты") выходит, что обратно. Зна-
   чит, пора торопиться, пока не начались успехи на работе и в дру-
   гих неожиданных местах.
  
   19. Повести из-за могилы От одного даймона рождались повести,
   особенностью которых была их неопубликованность на ее родине при
   жизни писателя. Разумеется, не автор-человек и не злодей-цензор
   -- тому виной. (Неоконченные произведения -- это особая тема.)
   По датам в конце рукописей можно установить, что эти повести --
   почти погодки: Щепка (22-23), Собачье сердце (25), Эфирный тракт
   (26-27), Красное дерево (28), Котлован (29-30), Ювенильное море
   (34), Джан (34-35), Шуркина родня (36), Соляной амбар (37), Ста-
   руха (39), Жизнь (41-42), Перед восходом солнца (43), Это мы,
   Господи! (43-44), Повесть нашего времени (45)... Потом наступает
   эпоха стертых дат, и, к тому же, не все еще опубликовано. Но уже
   сейчас проявилась некогда подводная горная цепь авторов клейме-
   ных повестей: Гроссман, Даниэль, Кормер, Некрасов, Тендряков,
   Вахтин...
  
   20. Помянем старое
  
   Конец ХVШ века - масоны и розенкрейцеры. Конец ХIХ -- спириты,
   антропо- и теософы. Конец ХХ -- экстрасенсы и йоги. В начале
   последующих былых веков эти ложи, кружки, изменившись до неузна-
   ваемости, начинали переделывать мир сообразно своим представле-
   ниям о надлежащем. А-а, да чего уж там...
  
   21. Другая магия
  
   Книгоиздательство -- это не вполне магия. Магия -- это перевод,
   наделение души дракона телом газели или крокодила. Перевод --
   это творчество, но другое творчество со своими цеховыми та-
   инствами. И что-то там еще о магическом кристалле...
  
   22. Из кроссворда с фрагментами Фотография -- живопись, синема-
   тограф -- театр, патефоны и маг-
   нитофоны -- музыка и песни, телефон -- письма, спорт -- игры,
   радио и телевидение -- газеты и журналы, голография -- скульпту-
   ра, видео -- книги, компьютер -- ... .
  
   23. Наблюдансы
  
   Малыши, не задумываясь, угадывают, в какой руке вкусная конфета.
   Еще неизвестно, кто кого выгуливает: хозяин -- собаку или собака
   -- хозяина. По-моему, падение нравов -- это общебиологический
   процесс. Соединился с тенью - вот тебя и нет.
  
   24. Часть вторая
  
   ... И назову я тебя Частью второй. И буду я тебе Частью
   первой. Видишь ли то, что не видела раньше? Расскажи мне, что ты
   увидела -- я не верю зеркалам.
  
   25.
  
   Потертый войлок их шагов
  
   Моей едва касался тени.
  
   Я бредил цепью искуплений
  
   И звоном сброшенных оков.
  
   26.
  
   Порок мне въелся в ткань холста --
  
   Не исцелит ни буйство красок,
  
   Ни схема тонких игл и масок,
  
   Ни тур по памятным местам.
  
   27.
  
   А любо-дорого глядеть
  
   На пир оживших изваяний
  
   В обмен на долгое прощанье
  
   И на молчания обет.
  
  
  
   Часть третья. С Л О В О З А С Л О В О
  
   28. О своем
  
   Я и не думал, что наша беседа так затянется. За окном уже ян-
   варь, а я все накручиваю нумерацию. Самое забавное в том, что я
   ни от чего своего не открещиваюсь.
  
   29. Необходимое замечание
  
   Книги ложатся кучно. Из магазина, из чужой библиотеки -- они со-
   бираются вместе, чтобы объяснить какую-то вещь, которую настала
   пора знать. Да, да, я понял. Я как раз хотел сказать, что почти
   все здесь уже было кем-то сказано. Другое дело - куда из сказан-
   ного выбираться...
  
   30. Обширная цитата
  
   Стихотворение, как "Афина-Паллада", явившаяся из головы Зевеса,
   возникает из духа поэта, становится особым организмом. И как
   всякий организм, оно имеет свою анатомию и физиологию. Прежде
   всего мы видим сочетание слова, этого мяса стихотворения. Их
   свойство и качество составляет предмет стилистики. Затем мы ви-
   дим, что эти сочетания слов, дополняя одно другое, ведут к опре-
   деленному впечатлению, и замечаем кости стихотворения, его ком-
   позицию. Затем мы выясняем себе всю природу образа, то ощущение,
   которое побудило поэта к творчеству, нервную систему стихотворе-
   ния, и таким образом, овладеваем эйдолологией. Наконец (хотя все
   это делается одновременно), наше внимание привлекает звуковая
   сторона стиха (ритм, рифма, сочетание гласных и согласных), ко-
   торая подобно крови, переливается в его жилах, и мы уясняем себе
   его фонетику. Все эти качества присущи каждому стихотворению,
   самому гениальному и самому дилетантскому, подобно тому, как
   можно анатомировать живого и мертвеца. Но физиологические про-
   цессы в организме происходят лишь при условии его некоторого со-
   вершенства, и, подробно анатомировав стихотворение, мы можем
   только сказать -- есть ли в нем все, что надо и в достаточной
   мере, чтобы оно жило.
  
   Законы же его жизни, то есть взаимодействие его частей, надо
   изучать особо, и путь к этому еще почти не проложен.
  
   31. Официальные заявления
  
   а) Я совершенно определенно заявляю, что для передачи собствен-
   ного открытия, видения идеи существует только одна (но существу-
   ет, что бы там ни говорили!) возможная словесная форма. Если я
   вместо определения "Язык -- система знаков", скажу:"Язык - это
   волны нашей четвертой реальности", то, может, я и удалюсь от
   истины по сути Языка, но скажу именно то, что хотел сказать.
  
   б) У стихотворения (а равно и другого произведения) есть душа,
   идея, если хотите. И отделив ее от книги, мы и получаем мертвеца
   или манекена в качестве объекта изучения.
  
   32. Радуга
  
   Но если мы представили общение души Книги и души Читателя,зна-
   чит, мы готовы спокойнее прочитать следующее: "Если луч моего
   СЛОВА не обручает моего МОЛЧАНИЯс его молчанием РАДУГОЙ тайного
   ЗАВЕТА: тогда я не СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОЭТ". Вот такие словосочета-
   ния.
  
   33. О человеческом
  
   Говорят, все можно выразить через все по одной причине: все есть
   во всем.
  
   Но все равно тянет чем-нибудь удивиться (-- человеческое).
  
   34. О реликтовых книгах
  
   Бредбери тоже писал о будущем и прошедшем в своем "Фаренгейте".
   Будущее -- оно ясно. А про былое -- такой поворотец. Былины, ле-
   генды, сказания и сказки -- это, оказывается, тоже выученные на-
   изусть написанные книги. Их невозможно подделать, потому что в
   них сохранилось в неприкосновенности то, что почти исчезло в лю-
   дях после начала новой письменной истории.
  
   35. За-будущее
  
   И вот что: забудь все, что здесь наворочено. За-
   будь, если ты мне доверяешь. Но если когда-нибудь кто-нибудь вы-
   тянет все снова и будет доказывать, что он сам -- скажи ему, что
   это уже было...
  
   36. Ария Пьерро
  
   Помилуй, Боже, Буратино
  
   За то, что нас в подвал увлек.
  
   Влеки! Зачем же рвать картину ?! -
  
   Старинный холст и очажок...
  
  
  
  
   Глава четвертая. Т О Ч К И Н А Д И
  
   37. О научном творчестве
  
   Подхожу к одному весьма деликатному моменту.
  
   Научное творчество сходно с художественным не более, чем роли
   папы и мамы в рождении потомства. Плод (форма), например, лите-
   ратуры появляется почти на глазах у людей. А результат любви
   даймона ученого к идее виден только самому ученому (не будем от-
   влекаться на скользкую тему отцовства в науке), перед которым
   встают большие проблемы в передаче "полученного" знания челове-
   честву. Для этого приходится изобретать новый язык и мучительно
   переводить на него ясный образ родившегося открытия.
  
   38. Биология речи
  
   Можно начинать изучение организмов Речи с мо-
   лекул, клеток, органов и систем. Но нас интересуют растения, жи-
   вотный мир и люди.
  
   Крылатые фразы, пословицы, поговорки -- это деревья и кустарники
   языка. Разговорная речь -- прочая флора. Письма (в широком
   смысле) -- это фауна. Деловая речь, документы, компилятивные
   учебники -- это машины и механизмы, роботы и андроиды. Художест-
   венная литература -- это человечество Языка. Надо спросить у Л.,
   когда в русской литературе появился человек...
  
   39. The word apple
  
   Существует некое яблоко слов (еще одно яблоко). Верхняя
   половина - последовательность слов-названий различного
   содержания истины. Нижняя -- содержания лжи. Левая половина --
   названия неискренности, правая -- искренности. От "Северного по-
   люса" отходит ниточка Откровения. Между левой и правой половина-
   ми переходы постепенны за счет расплывчатости границ между
   я-он-мы.
  
   Мы сначала чувствуем, что нам на самом деле говорят, а потом по-
   нимаем.
  
   Есть семь цветов видимого спектра искренности и соответственно
   семь -- неискренности. У каждого цвета -- свое слово-термин.
   Выстраивать в ряды начали совсем недавно. Смотрите.
  
   Искренность Неискренность
  
   + 3 Гипербола Дружеская грубость
  
   + 2 Пародия Подначка
  
   + 1 Шарж Ирония
  
   0 Каламбур Перифраз
  
   - 1 Гротеск Сарказм
  
   - 2 Карикатура Сатира
  
   - 3 Черный юмор Глум
  
   Укор и лесть -- это инфра; похвала и дружеская лесть -- это уль-
   трафиолет. Ну, и так далее.
  
   Вы спрашиваете: что есть истина?..
  
   40. Уход от ответа
  
   Когда реальность отступает
  
   На третий и четвертый план,
  
   Бумага ровная такая
  
   Зовет на подвиг и обман.
  
  
   Но удержу свой вещий посох
  
   На самой крутизне листа,
  
   Чтоб не шарахнуться с откоса
  
   В малоизученных местах.
  
   41. Цитата
  
   Когда находила на него такая д р я н ь (так называл он вдохнове-
   ние), Чарский запирался в своем кабинете и писал с утра до позд-
   ней ночи. Он признавался искренним своим друзьям, что только
   тогда и знал истинное счастие.
  
   42. Благодарение
  
   Спасибо вам. Особенно, встретившим, собеседникам и наставнице.
  
   43. Яблонька закатная
  
   Покатилась моя жизнь с-под горы на горочку,
  
   Все хотелось кренделей, а теперь -- восьмерочка.
  
   Вот такие пироги с рыбой кистеперочкой.
  
  
  
  
   Часть пятая. Т А Р И Т И Т У Р А
  
   44. Цитата цитат
  
   Существуют только две сверхсистемы -- Вселенная и Искусство. Для
   человека искусство есть наиболее близкий, драгоценный космос.
   Процесс творчества имеет две стороны: художник познает самого
   себя через свои творения и в своем сознании создает мир своего
   творчества. Важна не психология, а философия творчества.
  
   Художнику свойственно пластическое сознание. образ сначала при-
   обретает форму, а затем вещество. Картина тройственна и едина.
   Заботой художника становится связь этих трех аспектов искусства.
   Связь образа с пластическими и материальными эквивалентами.(...)
  
   Если мастерство признать нравственной основой творчества, то оно
   способно сквозь призму личности излучать постоянный свет, форми-
   рующий очертания стройной световой архитектуры Инициализма, как
   пути творческого восхождения к центрам Вселенной. Инициализм
   основан на единстве учения и творчества: он соединяет конкретную
   философию искусства мыслителя и его практику художника. Нераз-
   рывность личного опыта, в котором чередуются теория практики и
   практика теории, кажется мне (ему -- В.Ш.) наиболее плодотвор-
   ной.
  
   Инициализм сформировался в 1963 году.(...)
  
   Инициализм рассматривает произведение искусства как художествен-
   ное существо, Арсоид: неповторимое существо с собственной судь-
   бой. Арсоид обладает пластическим телом и физическим телом (уни-
   кальным антивеществом произведения). Однако конкретное пласти-
   ческое тело, Арсома, и физическое тело являются проекцией более
   высокого плана -- динамического центра образа. Его название --
   Хрисалида.
  
   В аспекте сознания Инициализм излагает художественные образы в
   едином слое всечеловеческого тела Протопласта (гностический тер-
   мин интегрального сознания исторического человечества).
  
   45. Ключ летит в воду
  
   Все. Хватит. Все, все. Все, говорю. Увольте. Не хочу. Это не...
   Нет, нет, нет! Было. Прочитали? Что еще?
  
   Я видел много следов. Я хочу снова ничего не значить. И зачем
   мне, как они появляются? Блажь это. Верни мне мое. Верни -- и я
   снова буду нем и плакать.
  
   Прости. Тебе это все -- я знаю. Но я искал что-то. И казалось,
   что вот-вот. Но это не ловится. И не стоят мои тщеты твоего тер-
   пения и благосклонности к шалостям и глупостям меня.
  
   январь 1992
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"