Виникомб Джон : другие произведения.

Мифический змей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод главы книги Джона Виникомба "Вымышленные и символические животные в искусстве"


   "Самое замечательное упоминание,- говорит Дин,- о мощи райского змея содержится в том, какое место он занимает в Тартаре. Собакодраконий цербер охраняет врата, змеи лежат, свернувшись, на колеснице Прозерпины, змеи лежат на дне бездны мучений, и даже на кадуцее Меркурия- змеи, это талисман, который он держит в руке, когда ведет души в Тартар. Образ змея есть в каждой мифологической истории, связанной с владениями Плутона. Разве не представляется возможным признать то, что во всеобщем символе языческого идолопоклонничества мы узнаем универсальный объект примитивного культа райского змея?"
   "Говоря о названии рода змеиного в величайших языках,- пишет Рёскин,- по-гречески Ophis значит "видящий", в особенности, тот, кто видит все вокруг, Drakon- душитель, Serpens-тот, кто извивается, Coluber-скручивающийся. В нашем саксонском Snake означает ползающее существо, Adder- означает пресмыкающееся".
   Настоящие змеи - род, у представителей которого отсутствует грудина и плечи, ребра окружают большую часть тела. К ядовитым змеям относятся гремучая змея, очковая змея, гадюка и пр. К неядовитым - удав обыкновенный, анаконда, крысиная змея, обыкновенная подвязочная змея и пр.
   Гадюка известная силой своего яда, она, в действительности, один из самых ужасных представителей этого семейства. Египетская змея, змея Клеопатры, Coluber naja Линнея, или кобра, была весьма почитаема египтянами, и фокусники, нажимая на затылок змее пальцем, вызывали у нее своего рода каталепсию, то, что делает ее твердой, или, как они говорят, превращает ее в посох.
   Все змеи, говорит знаменитый натуралист Уотертон, двигаются всегда слева-направо, но никогда не вверх-вниз, тело же всегда соприкасается с землей, но не голова, которая немного приподнята. Это можно увидеть как на суше, так и в воде. Таким образом, когда мы видим змею, изображенную двигающейся вверх-вниз, мы знаем, что это исключительно художественный вымысел.
   Другое распространенное заблуждение, развенчанное Уотертоном - то, что змея может зачаровывать и лишать сил, смотря на свою жертву, в результате чего та становится ее добычей. Змеи такими способностями не обладают. Е глаза, которые так прекрасны, не двигаются, у них нет век, природа создала их из чешуек подобных тем, которые есть у нее на теле, и когда змея меняет кожу, эти чешуйки опадают, на их месте вырастают новые.
   Noli me tangere (прим. пер. - не беспокойте меня, лат.)- не причиняйте мне вреда, является, продолжает Уотертон, наиболее подходящим девизом для змеи, которая первой никогда не нападает на человека, за исключением, пожалуй, наиболее крупных видов, которые могут так настраиваться на пищу, когда любое существо, от быка до мыши, является подходящим. Но когда змея напугана угрозой внезапной опасности, она нападает на того, кто ее потревожил в целях самозащиты, и кусает его, это будет не рваная рана, а нечто вроде укола ядовитым зубом, смертельный или нет, в зависимости от размера и силы яда.
   Журналист "Дэйли телеграф", 23 июля 1843 года, описывая новое место обитания рептилий в зоологическом саду, Риджентс-Парк, говорит о том, как невероятно прекрасен питон, только что обновивший свою кожу, настоящее чудо красоты пресмыкающихся. Его дыхание нежно, как дыхание ребенка, прекрасная голова ламии покоится, подобно коронованному сокровищу, на тихо извивающихся завитках. Но пусть только что-то будет угрожать ему - и молния едва ли движется быстрее, чем копье из этих мстительных извивов. Сверкающее тело в опасности гордо шуршит, вместо того, что сладострастно нежилось минуту назад, питон, во всем ужасе своей мощи, возвышается вызывающе, угрожающе, страстное желание в каждой чешуйке его кожи, обняв воздушное пространство, угрожающе подняв голову, он замыкает круг, внутри которого- смерть. И стоит лишь позволить этим изогнутым зубам достигнуть цели, в них не оказывается яда, надежда возвращается к жертве. Виток за витком он окружает несчастную, потом медленно, но беспрестанно, давя на нее, он выжимает жизнь из каждой конечности. Неудивительно, что змея держала мир в страхе, люди поклонялись ей ранее и сейчас поклоняются, она символ разрушения и смерти. Это сам рок, стремительный, как катастрофа, неотвратимый, как возмездие, недоступный пониманию, как сама судьбы". Было бы утомительным перечислять все мифы, в которых упоминается " ужасный червь", вплоть до наших дней, в которых он приобрел величественные и страшные черты. Едва ли хватит тома, чтобы вместить сведения о змеях, рассеянные по страницам историй и рассказов.
   Питон зоологических садов, однако, добавляет тот же самый автор, хотя он нам и являет современную реальность старинной истории о змее, бросившем вызов богам, чтобы победить их, показывает сущность змея только с одной стороны. Он обладает поражающей воображение красотой и необыкновенной силой, но он не ядовит. Возможно, более утонченные и более ужасающие представление породили более мелкие и более смертоносные виды, затем, все, связанное в ними в суевериях, поэзии, геральдике, распространилось на более крупные. Маленький василиск, "коронованный змей", рогатая гадюка, нескольких дюймов в длину, крошечный аспид, смертоносный, как молния, и столь же стремительный, легендарный василиск, которого человек может держать в руке, первыми сделали легенды, связанные со змеями, столь ужасными, их ядовитость впоследствии перенесли, что было вполне естественно, на более крупные виды. Всего лишь небольшими змейками были те, в чьих зубах таилась быстрая и беспощадная смерть, и они породили страх в сознании древних, они наделили змею ужасающими и таинственными атрибутами, ей поспешили воздать почести в древности везде, от Китая до Египта.
   Зевс превратил Кадма и его супругу Гармонию в змей и поместил их в Элизиум. Эскулап, сын Аполлона, бог медицины, принял облик змеи, когда он появился в Риме во времена эпидемии, поэтому его всегда изображали с посохом, обвитым змеей, символом целительства. Похожим образом изображали Гиппократа, знаменитого врача с Коса, который избавил Афины от ужасной эпидемии в начале Пелопонесской войны, в награду ему вручили золотой венок и наделили всеми привилегиями горожанина. И поэтому богиня здоровья держит в руке змею.
   Кадуцей Меркурия представлял собой жезл, украшенный крыльями, вокруг него обвивались две змеи, мужского и женского пола, они целовали друг друга. Говорят, что вестник богов, держа его в руках, может погрузить в сон кого угодно, поэтому Мильтон в "Потерянной рае" описывает его вызывающий сон посох.
   Своим кадуцеем Гермес уводит
   Из темноты, где смерть заключена,
   Или ведет в тихой процессии
   К ночному унылому берегу, где царствует Плутон.
   Дарвин, "Склонности растений", ii, 291.
   Юпитер Аммон явился Олимпиаде в облике змея и стал отцом Александра Великого:
   Когда скользит серебристый змей, коварный гость,
   И Олимпия прижимает его к своей груди.
   Дарвин, "Растительное царство", i, 2
   Юпитер Капитолийский в подобном облике стал отцом Сципиона Африканского.
   В храме Афины в Афинах змею держали в клетке и звали "Дух-хранитель храма". Считали, что в змее обитает дух Эрихтония. Таким образом, для греков и римлян змея символизировала дух-хранитель, ее изображение нередко можно было встретить на алтарях.
   Очень часто можно было увидеть символическое изображение змеи на щитах греческих воинов и на античных вазах.
   Змей Пифон, созданный из грязи, которая осталась на земле после потопа Девкалиона, жил в пещерах Парнаса, но был убит Аполлоном, которые в честь своей победы учредил Пифийские игры. Этот и множество других солярных мифов являются классическим панегириком тому, как сила ласкового тепла одерживает верх над суровым мраком зимы.
   Змей в христианском искусстве - искуситель Евы в раю, его обычно помещают под ноги ей, тем самым ссылаясь на обещание: "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Бытие, 3:15). Сердце змеи находится рядом с головой, оно делает жало смертельным. Змея жалит человека в пятку, становится причиной того, что он спотыкается, то есть она причиняет боль ноге, которая наступила на нее.
   Медный змий, возведенный в пустыне Моисеем, исцелил тех больных израильтян, которые были укушены ядовитыми змеями, когда они подняли взор и узрели этот символ (прим. пер.- Чис., 21:4-9), он в качестве символа исцеления представлен в христианском искусстве, его изображают свернувшимся на тау-кресте, этим символом не пренебрегал наш Спаситель, когда сравнивал себя с исцеляющем змеем в пустыне.
   Змей находится под ногами святой Цецилии, святой Ефимии и множества других святых, либо, потому что они попрали Сатану, либо, потому что избавили свою страну от гадов. Святой Патрик, святой покровитель Ирландии, изображается всегда в одеянии епископа, ногой он опирается на гадюку, ее голову он пригвоздил к нижней части своим епископским посохом, которым он изгнал змей и ядовитых гадов с острова Ирландии. Как символ злого начала, миниатюрные образцы змеи, дракона, крылатого змея часто изображались извивающимися под ногой.
   Змея- символ падения, Сатану называют Великим Змеем (Откр., 12:9), также змея- символ мудрости: "итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Матф., 10:16), хитрости: "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт., 3:1), вечности- змея, кусающая себя за хвост - вполне понятный всем символ бесконечного времени.
   Фигура змеи широко представлена в византийском искусстве как средство падения и прообраз Искупления. Крест, воздвигнутый над змеей, возведен на Афоне, а крест, окруженный со всех сторон так называемыми руническими узлами, есть сугубо скандинавская версия оригинального византийского образа - поверженный змей, завитки внизу, это другое его изображение, часто являющееся частью византийского орнамента. Обычные северные кресты, так сильно выделяющиеся своими перекрещивающимися орнаментами и гротескными монстрами, являются просто вариациями на эту тему ("История орнамента", Ральф Н. Уорнум).
   Бонифаций, англосаксонский миссионер в своем письме архиепископу Кентерберийскому негодует по поводу роскошных одеяний и выступает против тех украшений, на которых изображены излишне широкие шипы и змеи, заявляя о скором приходе Антихриста.
   В потрясающе сложном переплетений форм змей и драконов кельтского искусства, которые появляются в манускриптах, изготовленных в Ирландии в шестом и седьмом веке, величайших крестах - скульптурах, выполненных как из золота, так и из прочих металлов, видны очевидные следы традиционных идей, относящихся к раннему поклонению змее.
   "Змея,- говорит господин Планш,- самое ужасное из всех пресмыкающихся, в английской геральдике она встречается редко". Под итальянским названием Bisse (прим. пер.- скорее всего, имеется в виду слово "biscia", что по-итальянски означает "уж") ее можно найти в свитках, относящихся ко времени правления Эдуарда III. "Месье Уильям Мал, серебро, шеврон красного цвета между тремя змеиными головами, стертыми красным".
   Очень интересен хорошо известный герб герцогства Миланского - Biscia, или змей, пожирающий ребенка. О его происхождении рассказывают множество историй. Некоторые авторы приписывают его авторство Отону Висконти, который возглавлял миланцев в шествии Петра Отшельника, в крестовом походе он сражался с сарацинами и убил в поединке сарацина Волюкса, на шлеме которого был этот герб, так Отон сделал его своим собственным. Эту версию использовал Тассо, который называет Отона, перечисляя христианских воинов:
   Три брата, честь Ломбардии! Река
   Забвения имен не скроет ваших;
   И твоего, на чьем щите из пасти
   Змеи на свет является ребенок. ("Освобожденный Иерусалим", Песнь 1, Стих 55, пер. В.Лихачева).
   Из другой легенды известно, что, когда герцог Бонифаций, владыка Милана, отправился в крестовый поход, его дитя, рожденное в то время, когда он отсутствовал, сожрала в колыбели змея, которая разоряла страну. Когда он вернулся, он отправился искать чудовище, найдя его с ребенком в пасти, напал на него и убил его, правда, ценой собственной жизни. Поэтому его потомки в качестве герба носят изображение змеи с ребенком в пасти. Третья легенда о виверне (см. выше).
   Менестьер говорит, что первых миланских герцогов звали по их замку в Англерии, по-латински anguis (прим. пер. - змей, лат.), и это было armes parlantes их имени. Как бы то ни было, Lo Squamoso Biscione (прим. пер.- чешуйчатый змей, ит.) взяли Висконти и их наследники Сфорца.
   Сфорца, Мор, змеиный стяг Висконти
   Будут при ней грозою света.
   "Неистовый Роланд", песнь xiii, 63.
   И снова в той же поэме:
   С ним Гугон, его сын, что над Миланом
   Развернет свой стяг со знаком змей,
   (пер. М.Гаспаров)
   cant. iii, 26.
   Данте в "Чистилище" также упоминает этот известный герб.
   Три свернувшиеся змеи, которые появляются на гербе Аббатства Уитби в Йоркшире, в действительности являются ископаемыми аммонитами, которых на скалистых мысах той части английского побережья, несомненно, их взяли для герба аббатства, а затем и города Уитби.
   Святая Хильда молилась
   Каждая из тысячи змей
   Превратилась в каменную петлю.
   Более вероятно, однако, что герб породил легенду о чуде.
   Древний миф о глухой гадюке был, кажется, излюбленной иллюстрацией тщетности усилий незваного советчика.
   Ты слишком ядовит,
   И, как гадюка, глух.
   "Генрих VI", Акт II, Сцена 2
   И месть, и наслаждение глухи,
   К ним, как к гадюкам,
   Взывает тщетно разум.
   "Троил и Крессида", Акт II, Сцена 2
   И он взлетел- и боли я лишен,
   Кудесника глухой гадюке не услышать.
   "Неистовый Роланд", cant. Xxxii, 19
   Глухую змею или глухую гадюку некоторые авторы называют "гадюка с ухом obturant, от латинского obturo-запирать", это очень древняя идея. Говорят, что змея или гадюка, чтобы не услышать нелицеприятную истину, прижимают одно ухо к земле, другое затыкает хвостом, это описано в Пс.,57:4 "Яд у них -- как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои".
   Алессандро д'Алессандри, юрист из Неаполя, обладающий обширными познаниями, взял в качестве своего символа змею, затыкающие уши, с девизом "Ut prudentia vivam" (Буду жить ради мудрости), таким образом намекая на то, что змея не хочет слышать голос заклинателя, таким образом, мудрец подражает благоразумию рептилий и отказывается внимать словам злобы и клеветы.
   Рассказывают, что рогатая гадюка скрывается в песке, она может укусить лошадь за ногу, и та сбрасывает всадника. Намекая на это, Иаков говорит: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад". (Бытие, 49:17)
   Гадюка - согласно сэру Гардинеру Уилкинсону египетские фараоны носили змей как символы королевской власти в виде украшения на лбу. Это напоминало двойную корону Верхнего и Нижнего Египта.
   В геральдике было изобретено много терминов, чтобы описать положение змеи с точки зрения ее использования в геральдике. В "Энциклопедии геральдики" Берри приведено было тридцать положений, язык этих гербов трудно понять, и вряд ли предмет исследования того стоит. Некоторые, однако, встречаются в английской геральдике.
   Две змеи возвышаются, хвосты переплетены или перекручены - на гербе колледже Кая в Кембридже. Древний источник описывает его так: "Фон желтый небольшие цветы, над головами змей лук-порей, их хвосты переплетены, они опираются на квадратную мраморную плиту, между ними книга, отделанная красным, пряжки - золотым".
   Фрутерера Лондонская компания - на горе райское дерево, вокруг него обвилась змея, рядом стоят Адам и Ева, девиз-Arbor vitФ Christus, fructus perfidem gustamus (прим.пер. -древо жизни Христос, плод вкушаем коварно).
   Nowed означает "связанный" или "завязанный"- О змее, виверне и другом существе, у которого тело завязано узлами, говорят, что оно "завязано"
   Annodated- другое название для Nowed, это значит - свернутый в форме буквы S, так можно сказать о змеях с кадуцея Меркурия.
   Torqued, torgant, or targant (от латинского torqueo- повернуть, обернуть) - так говорят о змее, гадюке или рыбе, похожей на букву S.
   Voluted- оплетающий или окружающий, скользящий - эти термины сами объясняют свое значение, как поднятый, поднятый извивающийся пр.
   В геральдике термины "змея", "змей", "гадюка" используются равнозначно.
   Свернувшаяся змея является гербом Кавендиша, герцога Девоншира.
   Красный, три змеи сплелись в серебряный треугольник - Эдновайн ап Брадвен, Мерионетшир.
   Три змеи, обвившиеся друг вокруг друга - Кодлен или Кудлен.
   Remora- древний геральдический термин, используемый для обозначения извивающейся змеи.
   Змеи, обвивающиеся вокруг колонн и шестов, а также вокруг детских шей, герб Вона или Ваана Уэльского: голубой, три мальчика стоят лицом друг к другу, у каждого вокруг шеи - зленная змея.
   Entwisted и entwined иногда употребляются с тем же самым значением.
   Амфиптер- это крылатый змей. Лазурь, золотой амфиптер, между двумя золотыми горами - герб Камоэнса, португальского поэта.
   Змей в геральдике обычно не соотносится с его мифологическим значением, как в раннем христианском искусстве, большее значение придается его природным качествами.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"