Аннотация: Перевод главы 11 книги Эрнеста Ингерсолла От древних предзнаменований до современных вестников дождя" о предсказании погоды по птицам
Глава 11.
От древних предзнаменований до современных вестников дождя.
В древности язычники на берегах Средиземноморья верили в богов- личностей и их руководство делами людей. С одобрения этих богов или "отраслевых" богов и богинь, ответственных за эту сферу, дело будет преуспевать , тогда как их неодобрение означало неуспех, и вполне можно было понести наказание от божественного гнева. Для человека вся трудность заключалась в том, чтобы понять, какова воля упомянутых богов.
Равным образом прочно укоренилась идея о том, что птицы -- которые, как казалось, принадлежали к небесным пространствам вверху, жили там и показывали различные настроение богов: в сиянии солнца и лёгком ветре, в тучах и ливне- были они вдохновенными вестниками богов и требовали почтительного отношения к себе. Это, однако, создаёт трудность, и приходится сделать шаг назад, ибо как мог человеческий разум понять послания птиц, которые они ему постоянно приносят?
Во всяком случае, главные и самые многочисленные знамения в дохристианскую эпоху люди получали от птиц, и данному виду гадания доверяли они так сильно, что другие виды гадания почитали они намного меньше. Оно основывалось, как уже было указано, на теории, что эти создания своими действиями, желая того или нет, передавали волю богов. Сфера этих свойств, превышающих возможности птиц, ни в коем случае не ограничивалась знаменитыми вороном и вороной, чьи способности к прорицанию описаны в другой главе, ибо разные птицы считались "счастливыми" или "несчастливыми" с точки зрения ищущего высшего руководства, или исходя из их собственных характеристик, или места и способа, как они появлялись; потому разные виды птиц в разное время могли предвещать противоположное. Позвольте же мне кратко процитировать соответствующий отрывок из "Энциклопедии Лондонензис", опубликованной в начале восемнадцатого века: "Если над кем-нибудь пролетает стая разных птиц, это превосходнейшее предзнаменование. Орла наблюдали в особенности из-за "изобразительных знамений"; когда видят его живым и энергичным, и особенно, когда из-за своей игривости летит он справа налево, это один из лучших знаков, которые только могут дать боги. Применительно к стервятникам существуют разные точки зрения, как среди греческих, так и среди римских авторов; некоторые из них изображали птиц как счастливые предзнаменования, в то время как Аристотель и Плиний помещали их среди птиц- предвестников несчастья.. Если они видели как ястреб хватает и пожирает свою добычу, это предвещало смерть, но если добыча от него ускользала, для человека это означало освобождение от опасности.
Ласточки, где бы они ни находились и при каких обстоятельствах их бы неиувидели, были птицами несчастья; перед поражением Пирра и Антония они появились в палатке первого и на корабле последнего; и они, лишив их присутствия духа, вохможно, расчистили путь для дальнейших неприятностей. В каждой части Греции кроме Афин сов считали птицами, предвещающими несчастье, но в Афинах, так как они были посвящёнными Минерве, их считали вестниками победы и успеха. Лебедя, предвещающего хорошую погоду, моряки считали счастливой птицей
Самые дурные предзнаменования приносили вороны, но предполагая степень несчастий, которые они предвещали, в некоторой степени зависела, от того, справ или слева они появлялисьt если они каркали справа, это было сравнительно хорошим знаком, а если слева- то очень плохим
. . . Если ворон появляется [на свадьбе] для пары, совершающей обряд бракосочетания это означало долгую жизнь, но только если он появлялся со своей подругой; но если его видели одного, для пары это предвещало разлуку и печаль. Потому было принято, чтобы на бракосочетании служанки смотрели, чтобы ни одна из этих птиц не появлялась поодиночке, дабы не нарушить торжественность момента.
Вряд ли можно было бы ожидать, что простые смертные будут владеть этой наукой предсказания; и, следовательно, на ранней стадии развития неких конкретных "мудрецов", которые объявили, что они наделены магической силой понимать язык птиц и толковать их чириканье и их действия. Так возникла профессия авгуров, слово происходит от "беседы птиц", которая впоследствии породила прорицателей, тех, кто наблюдает за птицами. Авгур изначально был жрецом (или магом, если вы предпочитаете этот термин) который слушал, что говорят птицы, а auspex был другим прорицателем, который смотрел, что они делали или исследовал их внутренности, чтобы увидеть нечто экстраординарное, что он смог бы посчитать ответом на мольбу, или истолковать это как знак от того или иного божества или от всех богов вместе.
Мне не нужно описывать тщательно разработанные обряды и ритуалы, которые связали с такого рода гаданием (орнитомантикой) особенно под покровительством почтенной и могучей Коллегии авгуров, которая практически правила Римской республикой даже в эпоху Августа, потому будет достаточно обратить внимание на несколько особенностей.
Римские авгуры делили птиц на oscines или alites, "говорунов" и "летунов". Oscines были птицами, которые давали знаки своими криками так же, как и полётом, такими были вОроны, совы и ворОны. Alites включали птиц, подобных орлам и стервятникам, которые подвали знаки манерой полёта. Часть неба, в которой они появлялись, и их расположение относительно наблюдателя были самыми важными факторами в определении значения их предполагаемого послания, как подробно объяснялось в предыдущей главе книги.
Наука или ремесло гадания по птицам, было оно и тем и другим, принадлежало доисторической древности. Плутарх (94) пишет, что Ромул и Рем, мифические создатели латинской расы, начали свои замечательные жизни под диким фиговым деревом, где их вскормила волчица, также дятел постоянно давал им пищу и присматривал за ними. "Этих созданий, замечает Плутарх, считали посвящёнными богу Марсу. Дятла же латиняне особенно почитали и уважали. Ромул стал искусен в гадании, и первым носил lituits или посох гадателя, искривлённую палку, которой предсказатели указывали на четверти небес где наблюдали они полёт птиц."
"Римляне не слышали о птице, которая бы не прорицала. Удача империи часто висела на кончике языка волшебницы-сороки. И каждый ворон для государства был несомненным толкователем рока". Черчилль.
Особым направлением деятельности auspices, или толкователей по птицам, был поиск воли богов в отношении каких либо действий или какой-либо политики путём наблюдения за поведением цыплят, которых опекал чиновник, именуемый pullarius. "Если цыплята слишком медленно выходили из клетки или не хотели есть, это было дурным знаком, но если они жадно ели, так что часть их пищи падала и ударялась о землю, это было превосходнейшим предзнаменованием и т.д."
Довольно интересно узнать, почему скромная амбарная птица использовалась для такого важного дела. Частично, несомненно, потому что это была самая удобная птица, которую можно было содержать и разводить их в неволе, потому всегда были они под рукой, когда только можно было пожелать (а в случае если внезапно требовалось пророчество - курочку для официально котла нельзя было упустить!), а также- потому что их глупость делала их пассивными. Поклонник поиска знамений такого рода мог бы, конечно, объяснить, что не осознаёт, какую роль она играет, что её разум был простым вместилищем божественных актов воли, чтобы действовать определённым образом, который auspex понимал и пересказывал. Если теория эта правдива, то, чем более "пустоголов" медиум, тем он лучше, тем самым у него будет меньше собственных идей о своём помрачении, вызванном влиянием богов. Фактически этот взгляд воздействовал на невежественных людей повсюду таким образом, что люди, которые были глупы или безумны, или теряли рассудок в трансе, были "одержимы", большей частью демонами, но иногда и добрыми "духами" которые обнаруживали разум "подметённым и украшенным", как говорил св. лука, и становятся они обладателями голос. Никогда рациональность человека не потерпит передачи послания, и люди должны принять то, что произносит язык, как слова, вдохновенные свыше.
"Из уст детей и младенцев выходит хвала", что было поистине хвалой, ибо неведомо им, что сказали они. По этой же причине Валаам весьма уважительно слушал то, что сказал ему его осёл; и много проповедующих ослов с тех пор получили аналогичную награду за произносимый рёв.
Сразу предлагается ещё одно соображение. В зловещей стае, которую содержал пулариус, были как петухи, так и курицы; и петух, как птица солнца, был "священным" в этом первобытном поклонении природе, от которого греко-римский мир никоим образом не освободился. "Не является невозможным,- уверяет нас Хоутон (98),- что священные обряды и консультации с авгурами, в которых римляне использовали петухов, не пришли изначально из Вавилонии ... Я думаю, что изображение петуха [на печати] пронзённого на алтаре перед жрецами, которые даруют божествам подношения . . . представляет собой птицу в своём качестве предсказателя". Фактически, целая часть науки предсказания была известна как алектромантика, в которой домашний петух являлся вдохновенным медиумом.
Эти практики, которые были совершенно аморальны, являли собой любопытное смешение умственного варварства древних греков и римлян, так как в своих деяниях и идеях они находились на уровне нынешних дикарей.
С развитием знаний и просвещения, кульминацией чего была философия Цицерона и его современников-скептиков, и теория, и практика в этих детских совещаниях с курами и воронами исчезли или деградировали до простой политической подачки для доверчивого населения. И она ушла, когда язычество исчезло из религии человечества Европы, или, если быть более точным в веру в предсказание погоды, отмечая поведение птиц и других животных ; но эти предсказания основывались не на предполагаемом послании богов ,а на выводах из наблюдения и опыта. Давайте же посмотрим, насколько широко используется этот современный метод гадания, этот вид доморощенного Бюро погоды -- мы будем, так сказать, изучать происхождение птицы- вестника дождя. Это началось давно. Аристофан говорит нам о греках:
От птиц люди брали наставления в мореходном деле-
Как в порту стоять, плавать по морю и доход получать.
Собственник острова Гардинер, на восточном краю Лонг-Айленда, Нью-Йорк, где во множестве жили скопы, и всегда их защищали, Александр Уилсон (46) рассказал множество интересных фактов об их привычках, например, следующее: "Иногда можно их увидеть высоко в воздухе, раскинувшими крылья и нарезающими странные пируэты с громкими восклицаниями, бросающимися на несколько сотен футов перпендикулярно, иногда с куском рыбы в одном когте, которым, казалось, гордились они, и претендовали на то, чтобы быть "high hook", так рыбаки зовут того, кто поймает наибольшее число рыб. В таких случаях служат они барометрами, чтобы предсказывать изменения погоды; потому что скопы летают высоко в воздухе, кругами, люди же повсеместно верили, что они способны предсказать изменения погоды за несколько часов до такового- бурю с грозой. Веря в то, что знаки эти указывают на что-то конкретное, житель побережья мудро готовился к ожидаемой буре и редко ошибался.
Трудно найти лучшее изображение знаков, подаваемых птицами предсказателю погоды. Подобное поведение чаек толкуется подобным образом, но в большинстве случаев говорят, что полёт высоко указывает на то, что хорошая погода будет продолжаться, и в целом в этом взгляде есть здравый смысл, потому что, как правило, плохая погода спускается к нам из высоко расположенных слоёв атмосферы, и птицы вверху должны быть первыми, кто с ней сталкивается. Отсюда и радостное приветствие: "Всё прекрасно и гусь гогочет (не "висит") высоко" И моряков есть рифмованные строки :
Когда народ воинственных ястребов летает высоко, это признак ясного неба;
Когда летают они низко, готовься к буре.
Это замечание в особенности относится к различным видам ласточек, во многих странах считается, что они предвещают дождь, когда приближаются к земле, но это чистый вымысел, который превратил это предостережение в бессмысленный куплет:
Ласточка летает низко,
Вы можете спокойно сеять и жать.
В таком случае, я полагаю, время года подарит много дождей, что позволит собрать хороший урожай. Tу же самую песню поют и о лебедях. Но даже на ласточек как указателей непогоды нельзя полагаться, так как в конце лета и осенью они более склонны летать низко у земли и над водоёмами, чем улетать куда-либо, как показывает неуверенность человеческих умов относительно этого, или то, как меняются эти знаки вместе с местностью, и также можно упомянуть тот факт, что считается, что в Аргентине ласточки указывают на наступление бури тем, что летают высоко, а не низкоt. Так натуралист Хадсон ** пишет о ткаче, известном около Буэнос-Айреса:
"Он- барометр натуралиста, когда бы то ни было, если атмосфера чиста и суха, птица ткач садится на флюгер, или громоотвод, на самую высокую точку крыши дома, или на верхушку большого дерева, и напевает своё заклинение, в таком случае в течение двадцати четырёх часов придут облачность и дождь".
Ни одно из множества высказываний, которых вы можете прочитать сотни впубликациях Бюро погоды США, в таких собраниях примеров странного знаний как Глинингс для любопытных (6), которое претендуют на то , чтобы предсказать характер целого времени года по птицам, не заслуживает доверия.
Например, некоторые провозглашают, что "когда птицы строят свои гнёзда на открытых местах, будет сухое лето", в теории, я полагаю, строители совсем не боялись наступления влажной погоды; и
Если птицы осенью становятся тихими,
Зима будет слишком холодной для игр.
Однако, можно сделать одно исключение из такого рода бессмысленных высказываний, так как в некоторых обстоятельствах справедливым будет принять от наших американских птиц указание на характер изменяющейся погоды. Опыт нас убеждает, что что обычно ранний прилёт перелётных птиц указывает на то, что с севера придёт необычайно холодная погода. Некоторые высказывания на северо- западе об утках говорят, что, когда бы они не покинули озеро Верхнее, значительно раньше обычного или же они летят прямо и быстро на юг, не стремясь к своим привычным местам обитания, следует ожидать суровую погоду в наступающее время года. В целом это логично вот по какой причине.
Птицам, чьё место обитания далеко на Севере, и разным видам, которые отправляются к самой границе арктических земель, чтобы вить там свои гнезда, придётся покинуть эти пустынные берега, как только холодные дожди, снежные бури и мороз начинают уничтожать насекомых, хоронят растения и замораживают потоки воды, таким образом отрезая их от источников пищи; и они должны опередить приход этих благоприятствующих голоду условий, когда путешествуют они на юг к своим зимним курортам в более благоприятной зоне.
В среднем они прибывают в США в одно и тоже время каждый год. Однако иногда так случается, что зима ринется на арктические границы континента днями или неделями раньше обычного, и холод и снегопад превысят норму. При таких обстоятельствах птицам нужно спасаться бегством поспешнее обычного, и летят они вниз к границе с Канадой более торопливыми стаями, весьма вероятно, что сопровождают их такие виды, как юнко, клёсты, зяблики и вечерние американские дубоносы, которые в целом проводят зиму на севере от наших границ. Исключительно сильные холода на Крайнем Севере практически всегда оказывают влияние на южную Канаду и Северные Штаты, потому будет безошибочным тот вывод, что когда перед нами подобное поведение перелётных птиц, на севере царит исключительно суровая зима, и она уготована нам . Но пророки в данном случае- мы сами-- не птицы ! Они имеют дело с опасными условиями, и оставляют нам право теоретизировать.
Одной из черт поведения ястребов, ловящих рыбу, в истории Уилсона было их беспокойство, которое рыбаки принимали за признак надвигающейся бури. Этот признак может быть ценен, так как он отмечается многими. Дюжины пословиц упоминают в качестве указаний различные виды необычного поведения, заметного у домашней птицы: крики в необычное время, хлопанье крыльями, катание в пыли, когда они с обезумевшим видом встают на пути, склонность сбиваться в стаи и т.д.. Множество популярных высказываний говорят нам, что и домашние птицы, и дикие становятся шумными, перед тем как погода изменится в худшую сторону.
"Когда павлин рыдает громко, скоро будет дождь и шквальный ветер- вот одна из поговорок". Утверждение Вергилия, что "сова" в такое время кричит неспроста, подтверждается современными свидетельствами.
Разумное объяснение подобных затруднений заключается в том, что это есть последствие увеличивающегося электрического напряжения в атмосфере, которое часто предшествует ливню, к чему маленькие живые существа чувствительнее людей и больших. Это не отрицает иных знаков, связанных с погодой, которые, как считается, подают животные.
В то же самое время, как уже предполагалось, большая часть из предсказаний погоды, связанных с животными, глупы, такие как, например, что если увидеть одинокого грифа-индейку очень высоко, это указывает на дождь; что звуки, которые издаёт чёрный дрозд, особенно пронзительны перед дождём; что целый день не будет дождя, если цапля летит вниз по ручью; когда дятлы стучат, сидя низко на стволах деревьев, ожидается суровая зима. Это и многие другие бессмысленные утверждения, на самом деле не соответствуют действительности.
Большинство их, несомненно, изначально были изречены в шутку или в качестве фантастического ответа некому любознательному ребёнку, были повторены в качестве забавы и, наконец, стали цитироваться серьёзно. Другие были принесены нам из древней истории первыми фермерами-иммигрантами -- французами в Канаду, Луизиану или Новую Англию, голландцы в Нью-Йорк, шведы и немцы - в Нью-Джерси и Пенсильвании, испанцы- на юго-запад, и приспосабливали их к нашим родным птицам, где они часто для того не подходили. Пословица, которая, возможно и имела какой-то смысл, когда говорила о европейской малиновке или чёрном дрозде, смехотворно неуместна, когда в ней говорится о нашем дрозде или нашей малиновке, которые совершенно иные по своей природе и по своим привычкам
Одно из наиболее почитаемых таких бессмысленных предсказаний, которое, возможно, осталось от древнеримских предсказаний, которому более двадцати пяти веков - то, что говорит о гусиной кости.
Чтобы угадать, какой будет весна того или иного года, возьмите грудину гуся, который вылупился предыдущей весной. Кость эта полупрозрачная, и будет обнаружено, что она окрашена и покрылась пятнами. Темный цвет и большие пятна указывают на холод. Если пятна светлого оттенка и прозрачные, можно ожидать влажную погоду, снег или дождь. Если кость ноябрьского гуся будет толстой, такой и будет зимняя погода. Если кость ноябрьского гуся будет тонкой, такой и будет зимняя погода".
Не следует удивляться возмущённому отказу от жёстких требований древних, которые отказывались от своей стратегии или тактики, если тому мешали встревоженные жрецы, которые получали неблагоприятные предсказания от рассечённых куриц.
Евсебий вспоминает легенду, что Александру Македонскому показали птицу, когда он находился на том месте, откуда собирался отправиться к Красному морю, чтобы прочесть предсказания, как предписано, и Александр убил птицу стрелой и произнёс: "Что это за глупость? Как может птица, которая не способна предвидеть смерть от моей стрелы, предсказать судьбу моего путешествия?" Конечно, шокированные наблюдатели, возможно, ответили бы, что бедное создание само по себе таким знанием и не обладало, но просто было листом, на котором писал божественный разум, но случай сложился так, что они сомкнули уста! Плутарх упоминает множество примеров, когда полководцы сами создавали знамения, вступая в противоречие с толкованием жрецов, чтобы осуществить какие-нибудь свои замыслы, которые нельзя было откладывать, или чтобы утихомирить суеверных солдат.
Уже отмечалось, что большинство, пророчеств, полученных от птиц, относится к ожидаемому дождю и плохой погоде, зиме скорее, чем к лету.
В "Странных метаморфозах человека" (1634), как цитирует их Брюер, там, где говорится о гусе, мы читаем: "Она не ведьма и не астролог, но у неё есть хитроумная догадка о дождливой погоде, которая так же хороша, как и альманах для того, кто ей верит."
Кажется, что люди более желают убедиться в неизбежности зла, чем в то, что им предназначено добро. Возможно, чувство, когда мы знаем о грядущих опасностях позволяет нам приготовиться к ним, но в хорошие дни мы сами можем о себе позаботиться. Почти в каждой стране есть своя особая "птица дождя", чей крик, как предполагается, предвещает ливни. В Англии это зелёный дятел или яффл; в Малайе рогоклюв, в некоторых частях этой страны пятнистый перевозчик или типуп, но везде какая-нибудь разновидность кукушка да зовётся "птицей дождя" или "вороном дождя", хотя разные кукушки Америки, Европы и Востока очень отличаются видом, привычками и голосом.
Почему народы столь несхожие, столь широко разбросанные по свету, приписывают такому разнообразному семейству кукушек свойство "дождевой птицы" в большей степени, чем иному семейству? Я могу только поверить в то, что это пережиток очень древнего восточного предания, чьё значение вполне реально в своём символизме для первобытных людей, среди которых оно изначально и возникло, но сейчас совершенно забылось.
Забираясь в дебри сравнительной мифологии, надеясь сорвать несколько плодотворных фактов для наших больных вопросов, мы обнаруживаем что в мифах индуизма кукушка является символом солнца, когда она сокрыто облаками из-за дождя в небе, следовательно, об этой птице сложилось мнение, что она обладает неким знанием, превосходя тем самым прочих птиц, из которых всем приписывалась мифами сверхъестественная мудрость: им было ведомо не только сущее, но и то, что грядёт. Фактически, по мнению древних индусов, это была пророческая птица с несравненной способностью к прорицанию. Греки полагали, что их собственная кукушка унаследовала некоторые из этих качеств, потому сделали её они одной из птиц олимпийского птичника Зевса, который, прошу помнить, был богом дождя.
Очевидно, что характер, связанный с дождливым днём, был птице дарован посредством того обстоятельства, что в южной Азии, как в южной Европе, кукушка была одной из самых ранних и наиболее заметных весенних птиц, а весна- время дождей. В древности крестьяне мало знали о календаре. Они сеяли и жали, когда, как им казалось, для того наступало время. Приход кукушки совпал с данными их опыта, это был сигнал, который было удобно использовать и новичку, и старожилу; как правило, они надеялись, что за приходом птиц последуют дожди. Точно также старомодные фермеры Пенсильвании и связывали время посадки кукурузы и первые услышанные ими звуки пения коричневого дрозда.
Гесиод наставляет крестьян, что "должно случиться так, что дождь будет идти три дня последовательно, если кукушка поёт среди дубов, тогда поздний сев будет так же хорош, как и ранний" -- несомненно, это хороший совет по сельскому хозяйству. Не более века назад английские фермеры считали, что нужно сеять ячмень, как только услышат они самый первый крик кукушки, чтобы быть уверенными в том, что соберут они полный урожай зерна.
Мистер Френд (11) таким образом об этом рассуждает: так как кукушка возвращается к нашим берегам в определённое время, очевидно было предсказать из её появления, какое время года последует; и фермеры во все времена очень сильно доверяли знамениям, связанным с погодой, так как она была источником урожая.. ... В Бервикшире тот овёс, который был посеян после первого апреля, зовётся 'gowk's' [кукушкин] овёс.
Овёс кукушки и сено вальдшнепа заставляют фермера убежать.
Если весна приходит так поздно, что невозможно посеять овёс до крика кукушки, или осень оказывается настолько влажной что нельзя идти на сенокос до прихода вальдшнепов, фермер потерпитбольшие убытки"
Столько всего в этих древних поговорках; и когда британские и итальянские мигранты стали колонистами в Америки и обнаружили там кукушек, они продолжили руководствоваться этими высказываниями, невзирая на различия в климате и прочие обстоятельства. Наши виды не являются самыми первыми мигрантами весной, плохие они проводники для плантаторов, кажется, нет у них пророческого дара, но всё еще они птицы-вестники дождя, такие же, какими были их древние родственники в Индии более трёх тысяч лет назад