Аннотация: Глава из книги Роберта Брауна/Robert Brown "Единорог: мифологическое исследование".
Оригинал
http://www.sacred-texts.com/etc/tu/tu12.htm
Облики луны.
Свет был всегда приятен человеку, а тьма в большей или меньшей степени вызывала у него ужас, изначально для него облик луны был приятным и дружелюбным, как то, что возглавляло ночной космический порядок, благодетельный Единорог, благочестивый Осел Бундахиса, который ненавидел силы зла и сражался с ними. Но луна может быть как другом, так и врагом ночи, так она становится ужасной, подобной Горгоне, связанной с колдовством, злом, демонами, "злобными созданиями" (1), всей силой и ужасом великой тьмы, в то время как ее изменчивая форма делает возможным отдельные чудовищные изображения в искусстве и воображении.
По отношению к солнцу Луна может равным образом явиться отцом, матерью, братом, сестрой, мужем, невестой или нянькой могучей звезды, дружелюбной к Солнцу, как Ино или Син, враждебной, как единорог, преследующий солнце или преследуемый им.
Когда прогресс цивилизации достигает той степени, когда она обладает календарем, Луна, измеритель времени, оказывает неоценимую помощь и отсчитывает месяцы.
Как владычица осадков и влажности Луна связана с ростом и питающими силами мирной ночи.
Луна, как и солнце, говорит о будущей жизни, да так, что даже грубые негры Конго, хлопают в ладоши и кричат: "Пусть же жизнь моя продлится так же, как твоя!" (2) и в знаменитом мифе Намануа говорится, что "луна однажды отправила зайца к человеку передать такое послание: "подобно тому, как я умираю и возвращаюсь к жизни снова, так и ты умрешь и вернешься к жизни" (3).
Согласно антропоморфному принципу луна появляется в мужском или в женском облике, символически она связана с Быком или Коровой, Единорогом или Конем, Змеей, Собакой и Кошкой, с последним животным, вероятно, в силу периодичности, глаза кошки сияют в темноте и т.д. (4). Временами она также жемчужина или добрая фея (5).
Рассматриваемая как место, она часто выступает в роли обители ушедших душ. Так, в египетской "Книге Дыхания", которая относится, вероятно, к эпохе Птолемея, по отношению к умершим уважительно выражено пожелание:
"Чтобы душа вознеслась на небо на диск луны" (6).
Таковы основные мифологические облики луны.
Если дикари порой считают ее отщепенцем в разлуке с гневным солнцем, то у поэта временами также возникают простые фантазии, фантазии, которые отличны от обычных порождений мифологии, и она сравнивается с безумной и умирающей дамой, которая бредет, шатаясь:
"Ведомая безумными и слабыми прихотями своего угасающего рассудка" (7).
Но когда мы в добром здравии, мы так не говорим, и тому же великому певцу в исполненный благородства миг явилась она полной девой, окутанной белым (бело-золотым) пламенем.
См. Рисунок 1.
Более величественной видел ее Мильтон в своем грандиозном видении, "бросив свою серебряную мантию надо тьмой", даже, как видели Гомер и Теннисон:
"Звезды у луны,
Прекрасны. Уснули все ветра,
Видно все вершины, и выступы горы
Долины - перед всеми разверзлась бесконечность небосвода".
Я покажу две иллюстрации (8), показывающие то, как применяются термины Caput and Cauda Draconis к лунным точкам, или точкам, где орбита луны пересекает плоскость эклиптики.
Круговой путь солнца становится подобным:
См. Рисунок 2.
Время- змея, Кампе ('Caterpillar'),монстр, который убил солнечного Диониса (9). Эти две лунные змеи, два полумесяца, растущая и убывающая луна, чье сочетание создает полную луну, два быка в лунной повозке, которые везут ее через пространство (10).
Примечания:
1. Akkadian Hymn (W.A.I. iv. 17).
2. Tylor, P.C. ii. 272.
3. Ibid. i. 320.
4. Vide Dr. Hyde Clarke, Об отношениях между Пашт, Луной, и Кат, в Египте в T.S.B.A. vi. 316 et seq.
5.Vide Gubernatis, Zoological Mythology, i. 54, 56.
6. Ap. M. de Horrack (R.P. iv. 121На эту тему см. Plutarch, De Facie in Orbe Lunae; Tylor, P.C. ii. 64; R. B. Jr., The Archaic Solar Cult, of Egypt, 37.