Аннотация: Перевод главы "Культ змея в Америке" книги Джона Батерста Дина /John Bathurst Deane "Культ змея".
Оригинал:
http://www.sacred-texts.com/etc/wos/wos07.htm
I. Мексика. Все черты религии Нового Мира, открытого Кортесом и Писарро, указывали на то, что она имело происхождение общее с религиями Европы и Азии. Тот же самый культ солнца, те же самые монументы в виде пирамид, и сопутствующая им офиолатрия, которая их всех отличала.
У Акоста (1) можно узнать, что "храм Уитцилопочтли был построен из огромных камней в виде змей, соединенных вместе, и окружность называлась "круг змей", потому что стены, стоящие вокруг были покрыты фигурами змей" (2). Этот бог, Уитцилопочтли, " в правой руке держал посох, вырезанный в форме змеи; на каждом из четырех углов ковчега, в котором он сидел, вырезаны изображения головы змеи" (3).
Уитцилопочтли был фигурой лазурного цвета, с обеих сторон виднелись головы змей: его правая рука опиралась на посох в виде змея (4).
В Мексике представляли век в виде круга, в центре которого было солнце, окружен он был символами лет. Окружность была змеем, который сворачивался в четыре узла на точках, которые изображали стороны света (5).
Мексиканский месяц состоял из двадцати дней; змей и дракон символизировали два из них. В Мехико также был храм, посвященный "богу воздуха", и дверь его была сделана таким образом, что была похожа на пасть змеи (6).
Мексиканцам, однако, было недостаточно символического культа священного змея. Подобно другим народам, принадлежащим к офитам, они держали живых змей в качестве домашних богов в своих личных жилищах. Ученый путешественник(7), которому литературное сообщество благодарно за его наблюдения за мексиканской религией, сообщает нам, что "гремучая змея был объектом поклонения и предметом культа среди них", что "изображения этой рептилии и прочих видов змей часто встречаются среди остатков этого древнего культа. "Как известно, самую прекрасную из существующих можно увидеть в пустынной части монастыря ордена доминиканцев, напротив дворца инквизиции. Она изображена в гневе, поднявшись, с раскрытыми челюстями, она пожирает изящно одетую женщину, которую видно во рту огромной рептилии, она исковеркана и истерзана".
Изображение этого ужасного языческого идола было принесено в Англию мистером Баллоком, и оно полностью подтверждает многократные утверждения испанцев, которые первыми вторглись в Мексику, что жители этой страны поклонялись идолу в облике змея. Берналя Диас адель Кастилло, который помогал Кортесу, Монтесума ввел внутрь главного храма, и он приводит следующее его описание: "Когда мы поднялись в самую верхнюю часть храма, мы увидели, что на площадке, по которой мы ступали, были большие камни, на которых клали тех, кого было предназначено принести в жертву. Здесь была большая фигура, изображающая дракона, и большое кровавое пятно . . . Затем Кортес обратился к Монтесуме и попросил его сделать ему одолжение и показать своих богов. Сначала Монтесума посоветовался со жрецами, затем нас повел в башню, где было нечто большого зала. Там были два алтаря, вверху зал был украшен богато отделанными балками крыши; над алтарями были две фигуры, изображающие толстых людей. Один из них был Уитцилопочтли, он был их богом войны, с огромным лицом и ужасными глазами. Изваяние было все покрыто золотом и украшениями, его тело обвивали золотые змеи. Перед идолом был сосуд для благовоний, с тремя сердцами человеческих жертв, которые, смешанные с копалом, горели . . . . Слева была другая огромная фигура с лицом, как у медведя. . . . . . Он был богом ада . . . . . Его тело было покрыто фигурами, изображающими дьявола со змеиными хвостами . . . . . . В этом месте был огромнейший барабан, верхняя часть которого была сделана из кожи большой змеи . . . . . . .Недалеко от этого храма находилась башня . . . . у дверей стояли отвратительные идолы . . . . . подобные змеям и дьяволам; и перед ними были столы и ножи для жертвоприношения".
Этим отрывком я обязан труду мистера Баллока, который под скромным обличием описательного пояснения, содержит множество полезного, как в качестве ссылок, так и в качестве оригинальных замечаний. Он рассказывает, что по форме великого змея, упомянутого выше, из камня делали меньших по размеру, возможно, что мексиканцы почитали как духов-хранителей. Одного из них он привез в Англию. Часто такие миниатюрные копии богов встречались в Египте, и обычай был распространен и в других местах--бирманцы повсеместно ему следуют
Из Мехико мистер Баллок привез изображение идола, которого он называет "богом войны" и описывает его таким образом:
"Этот ужасный идол, вместе с подножием, двенадцати футов высотой, и четыре фута шириной. . . . . Его облик частично человеческий, в остальном он состоит из гремучих змей и тигра. Голова, невероятно широкая, кажется соединением двух гремучих змей; изо рта свисают ядовитые клыки, на которых еще трепетали сердца несчастных жертв, они были отполированы, как будто во время жертвоприношения, которое должно было умилостивить божество. Тело очертаниями похоже на искаженную человеческую фигуру, вместо рук- головы гремучих змей, они находятся на квадратных постаментах и соединены прихотливыми орнаментами. У него пояс, отделанный золотом, и под ним, почти касаясь земли и его искаженной разломанной надвое ноги, драпировка, полностью состоящая из сплетенных змей, которую местные жители называют "змеиное одеяние" . . Между ступнями, спускаясь с тела, другая извивающаяся змея кладет голову на землю".
От Акосты мы можем узнать, что (8), что "мексиканцы приносили богу Вирачоке в жертву людей; и что голову несчастного создания прикрепляли назад деревянным ожерельем, вырезанным в форме змеи".
Петер Мартир (9) также упоминаает большого змея-идола у Кампече y, сделанного из камней и смолы, изображен он пожирающим мраморного льва. Изображение на этом идоле приводится в Ogilby's America, p. 77. Когда его в первый раз увидели испанцы, он был теплым от крови человеческих жертв.
Но из всех этих работ, к которым можно обратиться при исследовании данной темы, наиболее заслуживает внимания является та, что принадлежит М.Альо, в "Древних обычаях Мексики". В ней содержатся точные копии большинства ацтекских картин, известных в Европе, вместе с литографиями скульптур, и других монументов, которые интересовали людей. И эти изображения и скульптуры в большом количестве предоставляют свидетельства мексиканской офиолатрии и доказывают, что почти не было мексиканских божеств, которых бы не символизировал змей или дракон. Множество божеств появляются держащими в руках змей; а маленькие фигуры священников изображены со змеями на голове. Это напоминает нам, убедительно, о жрецах египетской Исиды, которых скульптуры изображали со священными гадюками на голове и конусом в левой руке. И чтобы подтвердить изначальную взаимную связь всех поклоняющихся змею во мире--изображения мексиканцев, как и египетские и персидские иероглифы, описывают знак офитов в виде переплетенных змей практически во всех вариантах (10). Один из них, весьма примечательный, есть в коллекции скульптур мистера Алларда; в которой у драконов, его составляющих, человеческая голова во рту! Богов Мексики часто изображали борющимися со змеями и драконами; и богов, а и иногда людей также изображали беседующими с каким-то созданиями отталкивающей наружности. Действительно, едва ли можно найти какой-нибудь признак офиолатрии, который бы не присутствовал в религии мексиканцев.
Таким образом, мы понимаем, что змеи в Мексике были священны и обозначали множество богов: это наблюдение можно применить по отношению к любому народу, который поклонялся символическому змею. Это замечательное и ценное явление; и оно раскрывает в офиолатрии другую черту ее исконного характера. Таким образом, это доказывает, что змей был символом божественности, составляющей саму суть, а не только изображал отдельные свойства, присущие одним богам, но не присущие другим.
Там, где жили мексиканцы, змеи также считались талисманами. Чем бы человек не болел, жрец немедленно посылала за тем, "кто, предварительно окурив пациента благовониями, и обрив его, вешал ему на шею кости змеи" (11).
В Кулькане, Нуннез де Гусман, в 1531 нашли, дома, наполненные "свившимися вместе змеями". И рассказывается, что "жители выказывали огромное почтение этим змеям, как говорили, дьявол часто является в этом облике" (12).
II. Перу. Перуанцы, как и мексиканцы, были приверженцами культа змея. "Они поклонялись,- пишет Фоссий,- богине Исиде, ее было принято изображать ее с двумя змеями рядом (13)".
Было ли это изображением Исиды или иного божества, неясно, однако, определенно то, что как символическая, так и реальная офиолатрия была распространена в Перу. Следовательно, "в храме Панчанамы, около Лимы, согласно традиции дьявол говорил, будучи видимым, и давал ответы посредством своих оракулов; и иногда они видели пятнистую змею (14)".
К такой же разновидности относились "nachash" евреев, и "змея с пурпурной спиной" греков, обе использовались при гадании. Традиции Панчанамы убедительно напоминают нам историю змея Асклепия в Эпидавре, которые в самых важных случаях сползали с алтаря и показывались верующим.
В провинции Топира в Перу испанцы видели храм, перед которым была ров, где стояло огромное изображение "змея из различных металлов, с хвостом во рту. Перед ним каждый год совершали человеческие жертвоприношения" (15).
В другой части работы, из которой получена вышеупомянутая информация, мы читаем, что "жители Перу поклонялись змеям, и держали их изображения в храмах и домах (16).
В конечном счете культ змея в Перу был повержен солнечным культом инков. Победив его в своей собственной стране, они продолжили войну с политеизмом в соседних странах. Тупак Юпанки, одиннадцатый Инка, победил чакапуянов, и уничтожил их божество-змея. Эта область лежит к востоку от Кассамарка. Далее он победил Хуакрачуку, где также поклонялись змеям и держали их дома" (17).
Жители Манты, которые также были покорены Уайной Капак, помимо всего прочего, они "поклонялись змеям невообразимой величины"(18).
"Блас Валера, в своих пространных писаниях об индейцах, говорит, что те, кто живет в Андах, грубее зверей; у них не было ни Бога, ни Закона, ни добродетели, ни идолов, ни культа, кроме того, что иногда им в облике змеи или другого животного являлся дьявол, которому они поклоняются и которого они почитают (19)."
Из этих второстепенных записей, разбросанных повсюду среди трудов испанцев, которые скорее случайно упоминали, чем последовательно описывали страну Нового Мира, мы видим, что у культа священного змея были свои приверженцы практически везде, где жили люди.
С этими случайными набросками мы оставим Испанскую Америку--изумляясь скорее тому, что так много информации, ценной для литературы и христианской теологии, вышло из варварской церкви Рима, чем разочаровываясь, что так мало аутентичной истории сохранилось для нашего образования..
Английская Америка была необычайно невежественной страной, когда ее заселили первые колонисты; и эти колонисты были либо сами неграмотны, или так они были поглощены религией, которая была исключительно суровой, чтобы презирать или питать отвращение к одним темам, предпочитая им другие; у нас есть совсем мало, или практически нет сведений о верованиях коренных жителей, на которые мы могли бы положиться. Правда, я видел книгу, напечатанную в это время, которая претендовала на то, чтобы быть рассказом о верованиях коренных жителей Виргинии, в которых этих людей изображали поклоняющихся каменным истуканам, и среди прочих, змею на шесте. Но вся работа написана с такой необычайной легковерностью , что у меня в памяти не остался даже титульный лист. Кроме того, неразвитость искусства у этих индейцев не позволила им достигнуть такого совершенства в скульптуре как у тех народов, о которых говорилось выше. Книга находится в библиотеке Сион-колледжа.
С более уважаемым источником, однако, можно встретиться в "Пилигримах" Перчаса, который, упоминая мимоходом обыденные обстоятельства, приводит нас к выводу, что культ змея не был совершенно чужд этим суровым дикарям. Согласно его наблюдениям верховный жрец у жителей Виргинии носил на голове священное украшение из "змеиных шкур, связанных хвостами вместе" (20).
Сейчас эти обстоятельства, хотя совершенно обыденные, не должны остаться незамеченными; они заставляют вспомнить обычаи, которых, несомненно придерживались египетские приверженцы культа змея. В частности, жрецы Исиды отличались тем, что на своих головных уборах носили фигуру змеи,; и иногда мы можем увидеть скульптуру жреца со змеей на обритой голове. Также змеи в волосах были неизменным элементом украшения вакханок. Подобное украшение можно увидеть у М.Альо, в "Древних обычаях Мексики"; и, несомненно, мексиканцы были приверженцами культа змея. Следовательно, разве не возможно то, что, что головной убор жрецов у диких обитателей Виргинии, имел то же самое почтительное отношение к богу их культа, или символу этого божества?
На прилагающемся рисунке, на которой мы видим индейца местности Н. В. в Л уизиане, изображен жрец солнечной-офитской религии. Солнце и Змей вытатуированы у него на груди, и изображены на орудии у него на руке, они являются любопытной иллюстарцией к древним обычаям. Последняя напоминает нам о "стигматах" (21), связанных с Иовом,, и святым Павлом, которые были на теле жрецов древних религий; и до сих пор их используют, чтобы отличить секты брахманов.
Также есть канадская традиция с непонятным значением, которая, кажется, относилась с верой в змея. Всякий раз, когда гремел гром, местные жители верили, что "что Дьявол пытается изрыгнуть ужасного змея, и, стараясь от него освободиться, покрывает небо облаками и вызывает гром" (22).
Но с трудом можно найти следы этого культа среди островов Южного океана. Однако, любопытно, что можно заметить, что в Новой Зеландии есть предание, согласно которому некогда змей говорил человеческим голосом (23).
Обитатели этих островов также считали, что в глубине островов обитала огромная ящерица, которую оживил Злой Дух, который охотится на род человеческий. Культ ящерицы преобладал в Африке и был родственным культу змеи.
Жители островов Тонга также верили, что "древние боги иногда воплощались в облике ящериц, морских свиней и водяных змей--и посему эти животные наиболее почитаемы" (24).
Есть замечательный отрывок в "Путешествии к южным морям" Тасмана; который, если даже и не доказывает у этих туземцев существование офиолатрии, но благодаря ему гипотеза склоняется к тому, чтобы подтвердиться. Говоря об острове Роттердама, он пишет, что "жителям ничего не известно о религии или поклонении богам; у них нет идолов, реликвий и жрецов, но все-таки у них есть верования: так, я видел, как человек взял змею, которая плыла рядом с его лодкой, и положил ее с почтением себе на голову, и затем снова в воду".
Я не буду на этом настаивать, что вышеприведенные факты представляют собой неопровержимые доказательства офиолатрии: -но мне трудно отказаться от мысли, что это могло быть таковым. Полинезийцы явно происходят от малайцев, и вера офитов была распространена в соседних азиатских странах. Но в пользу такой возможности я не буду предоставлять доказательства. Valeat quantum valet.
Примечания:
1 Ch. xiii. London, 1604.
2. Herrera.
3. Faber, P. I. v. 455, citing Purchas's Pilgrims.
4. Gottfrid. Hist. Antipod. part i. p. 31, apud Gronovium.
5. Clavigero, vol. i. p. 296.
6. Faber, P. I. ii. 285, citing Purchas.--Есть любопытное соответствие идей, что в Ephesians ii. 2, дьявол назван "князем сил воздуха."
7. Mr. Bullock.
8. 332.
9. De Orbe Novo, 291.
10 Aglio, vol. iii. Borgian Collection, plates 36, 38, &c.--Vol. iv. pl. 13. Скультуры в коллекции Латура Аллара, Paris.