Ильин говорит о субстанциальном Добре, как о божественной силе очевидности. Это некое синтетическое понимание действительности, далекое от рационального, аналитического. Часто говорят об интуиции. Рациональное понимание для Ильина - неправильный путь. Интересно, что очевидность - в бытовом понимании нечто тривиальное, лежащее на поверхности. Но у Ильина - это основа нравственности. Нужно не рассуждать (почему? Бог не любит критики?), а доверять не рассуждая, на уровне внеинтеллектуальном (так доверяют религиозные фанатики). Это то - чему учат многие духовные гуру, далее цинично распоряжающиеся жизнями. Понятие очевидности глубоко религиозно. По сути оно о принятии без рассуждений: вот как сделано, так и есть хорошо. Это еще одна версия о древе познания Добра и Зла.
Но как часто бывается с понятиями, которым трудно дать четкое определение, очевидность Ильина совсем не очевидна. Я понял ее так.
Человеку недостойно пребывать в беспомощности и пассивности, предаваясь своей непонятной судьбе с покорностью младенца ( Путь к очевидности. Предисловие. О новом человеке ) Это же призыв к бунту? Попробуй не принимать судьбу с покорностью младенца, именно полной покорности требует навязываемая в последние годы бытовая мораль, пока еще не оформленная официально, но постоянно укрепляемая.
Трагические события истории, смуты и бедствия посылаются нам для того, чтобы мы одумались и сосредоточились на самом жизненно-существенном, чтобы мы вспомнили о нашей творческой свободе и отыскали в самих себе нашу собственную духовную глубину, с тем чтобы из нее повести наше обновление, - свободно, мужественно и активно ( Путь к очевидности. Предисловие. О новом человеке ) Обычно по факту это означает лишь присматривание за не вставшими на путь, некое служение, отмеченное жертвенностью непринадлежности судьбы самому себе. Самурайский путь и путь опричников. Как правило эта жертвенность щедро компенсируется разного рода привилегиями - а именно, нераспространением на вставших на путь обычной морали, социальными привилегиями, неподсудностью за многие прегрешения, если они якобы сделаны ради пути , на который встали. В общем, путь этот с большим количеством плюшек, достаточно омерзительных.
Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести; и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение . Без сердца, без созерцания и без совести - это чистая ложь. Культура редко была так созерцательна и совестлива, как начиная с конца 19 века и до нашего времени. Ошибок было много, в том числе две мировые войны. Но это делали не совестливые, это делали последователи Ницше и Ильина, много говорившие о духовности (но, пожалуй, не о совести). Духовность этих философов - это духовность воина, самурайская духовность, подразумевает преданность сюзерену без рассуждений, готовность умереть ради его интересов (естественно такие интересы приходится объявлять высшими), а значит и совести (всегда следствие рефлексии).
Но и при религиозной вере были детские крестовые походы - чудовищные мероприятия, которые если не ошибка, то что тогда? Тогда, скорее всего, позор.
Да будет ваш меч молитвой, и молитва ваша да будет мечом ! - призывает Ильин в работе О сопротивлении Злу силою