Колядование - приуроченный преимущественно к святкам ритуал посещения домов группой участников, которые исполняли благопожелательные приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение (см. Обходные обряды).
Название обряда
Название обряда однотипно во всех славянских традициях (рус. колядование, укр. колядування, белор. калядаванне, словацк. koledovani, чеш. koledování, польск. kolędoivanie, серб. коледа, болг. коледуване, словен. koledouanje, и т. п.) и восходит к термину коляда, который является многозначным и стержневым для обозначения разных реалий святочного комплекса (см. Коляда). Наряду с такой общеслав. терминологией известны многочисленные варианты местных названий колядования: например, в отличие от рождественского, новогоднее колядование могло называться овсеньканье (рус.), щедрование (укр., бел.), сурвакане (болг.), сыровары (серб.). Основу некоторых локальных названий обряда составляют глаголы движения и обозначения ряженых колядников (с.-рус. бегать окрутниками, ходить рядихами; укр. ходить со Щодрой; бел. вадить козу; словац. chodit' po kolede; пол. kolędowanie drabouj и др.); наименования обрядового хлеба, которым одаривали колядников (рус. ходить кокурки сбирать; в.-пол. chodzenie po rogalach, в.-словац. chodievani po ščedrákoch) или исполняемых во время колядования обрядовых песен (рус. кликать овсень, виноградье петь).
Типология колядных обходов
Типология колядных обходов определяется: временем/датой проведения обряда (обходы на Рождество, в день св. Стефана, на Новый год, Крещенье, Пасху[1] и т. п.) и составом участников (односельчане или церковнослужители, взрослые или дети), а также характером песенного репертуара (обрядовые благопожелания или церковные рождественские песнопения); ср. особые названия для детского колядования: дитяче вiншованне (укр.), малка коледа (болг.); или для церковной коляды: со звездой ходить, христославить (рус.), церковна коляда (укр. карпат.), kolęda kościelna (пол.), duchovna koleda (словац.) и т. п.[2].
Отношение к традиционным и церковным обходам порой было различным. Иногда встречаются поверья, что приход в дом "церковной коляды" не обеспечивает прибытка в хозяйстве и даже может навредить. В Словакии сразу после посещения ксендза, который чертит мелом знак креста на дверях, хозяйки спешно вытирали эти знаки, чтобы куры начинали нестись весной как можно раньше. В Полесье некоторые хозяева не пускали к себе колядников-христославов (ходящих с рождественской звездой), считая, что там, куда они пришли, не уродится просо. Напротив, отношение колядованию, организованным "по стародавнему обычаю", было самым положительным[3].
Обрядовые тексты
Главное структурное различие типов колядования зависит от включённых в обряд магических действий или особых ритуальных символов. Для наиболее типичной формы колядования характерно прежде всего исполнение обрядовых текстов (поздравительных, благопожелательных, величальных и т. п.), адресованных хозяевам, а сопутствующие вербальному ритуалу магические или игровые действия носили менее обязательный характер. Такой тип колядования представлен в двух основных формах: обход совершали неряженые или ряженые колядники. В обрядах первого типа главной ритуальной целью является произнесение текста, а если а составе участников колядования были ряженые, то вербальный ритуал (как основной) мог дополняться игровым поведением маскированных персонажей.
Магические действия
Иначе организованы те варианты колядования, в которых главной целью обряда оказывались магические действия, а исполнение песенных и приговорных текстов - сопутствующим элементом. Например, колядники ходят по домам, чтобы совершить ритуал разбрасывания зёрен (посевание, посевальники), обливания водой домочадцев или выметания углов дома, раздачи хозяевам обрядовых веток на счастье, высекания множества искр из тлеющих в очаге поленьев (см. Полазник), и при этом сопровождают эти действия специальными приговорами или песнями. Промежуточное положение между этими типами занимают святочные обходы, целью которых является обношение по домам ритуального предмета (в качестве особого магического или символического знака) с одновременным исполнением обрядовых или религиозных текстов. Например, колядники носят с собой украшенное деревце или ветку (ю.-слав.); камень или кусок железа (словац. kolédovani s ocel'ou); изображение "змеи" (пол., словац.); рождественскую звезду (о.-слав.); фигурку Христа в колыбели (пол. силез. chodzenie s kolebka); волокут за собой плуг (з.-укр.) и т. п. (см. Звезда рождественская, Вертеп).
Исторические данные
Приуроченность колядования ко времени зимнего солнцеворота, совпавшего с важнейшей датой христианского календаря Рождества Христова, определила особую значимость обряда в народном календаре. По з.-слав. историческим данным, уже с XV в. церковь предпринимала усилия не только запретить бесовские колядные обходы, но и взять их под свой контроль, т. е. придать колядованию новое идеологическое содержание. В чешских и польских церковных поучениях XV-XVI вв. осуждается языческий обычай колядовать в Рождественский сочельник, когда простые люди толпами ходят всю ночь и, подражая голосам животных, громко кричат, себя и других вводя во грех, и одобряется новый церковный обычай: накануне Рождества и за неделю до него в Чехии и Моравии ходят по домам колядовать ксендзы и церковные служки с пением латинских церковных песен; часто встречаются также призывы к верующим различать греховное и непристойное колядование (надевание масок, шумное поведение) и благочестивый обход по домам священнослужителей, которых тоже надлежало одаривать, а не захлопывать перед ними дверей. В пол. литературе XVI века с осуждением описывается народный обычай волочиться всю ночь по улицам накануне Рождества с громкими криками, водить с собой тура, носить волчью шкуру, забрасывать камнями двери тех домов, где хозяева плохо одаривали колядников. Преследование народных обычаев святочного колядования, называемых в церковных источниках дьявольской, сатанинской игрой, продолжалось вплоть до XIX в.
Время исполнения
Время исполнения обряда колядования могло совершаться в одной и той же местности многократно в течение предрождественского поста и святок. У зап. славян начинали колядовать ещё в дни адвентных святых (см. Адвент); у юж. славян - чаще всего со дня св. Игната. Но наиболее типичным у всех славян было святочное колядование: первые три дня Рождества (Сочельник, Рождество, день св. Стефана), канун и первый день Нового года, канун Крещения. В Словакии среди зимних колядных обходов различались: mikulašské (совершаемые в день св. Николая), štedrovečerni (в Рождественский сочельник), štĕpánské (на св. Стефана), novoročni (на Новый год), trikrálové (на Крещение). В большинстве областей Украины колядовали первые три дня Рождества, в з.-укр. сёлах - с Рождественского сочельника, а щедравали накануне Нового года и в день св. Василия (см. Щедрование).
В масштабах суточного времени взрослые колядники начинали обходы в вечернее и ночное время. У юж. славян считалось, что колядовать можно только с полуночи до восхода солнца, так как именно в это время по улицам бегают вампиры, караконджулы и др. вредоносные святочные духи, которых якобы можно отогнать колядными песнями. В ряде мест фиксировался прямой запрет колядовать после рассвета: нельзя, чтобы восход солнца застал колядников в пути. По свидетельствам из вост. Польши, следовало начинать колядование после захода солнца, в сумерки, поздним вечером, в полночь, колядовать в течение всей ночи. Ночное время колядования, как наиболее традиционное упоминается и в текстах колядных песен. Вместе с тем, широко распространена о.-слав. практика утреннего колядования, имеющего ряд типологических отличий от ночных обходов: ранним утром ходили по домам дети или взрослые не ряженые поздравители (называемые колядниками, щедровальниками, полазниками, посевальниками и т. п.), которые совершали определенные ритуально-магические действия, сопровождая их краткими песенками или благопожелательными и поздравительными приговорами.
Колядовщики
Половозрастной состав исполнителей обряда представлен в разных вариантах колядования достаточно многообразно: колядовать ходили либо отдельно взрослые и дети, мужчины и женщины, либо смешанные группы, но более традиционным (для балкано-карпатского региона) и ритуально значимым считалось участие в обряде мужской колядной дружины. В неё могли входить мужчины и старики, но чаще это были взрослые неженатые парни. Вся группа состояла из нескольких участников (от 5- 6 человек до 10 - 15), каждый из которых выполнял определенную обрядовую роль. Возглавлял группу старший по возрасту женатый мужчина, опытный колядник, хорошо знавший обычаи колядования и фольклорный репертуар (укр. карпат. берёза, атаман; серб, дома"ин, дедац, старешина; болг. станеник, цар). Атрибутом предводителя группы часто был колядный посох, украшенная трость, палка с колокольчиком или обрядовое деревце, ветка с насаженным на ней яблоком и т. п. Основу группы составляли певцы и благопожелатели, среди которых иногда тоже распределялись роли починальника, запевалы и песельников, подхватников. В составе колядующих могли быть также музыканты (укр. музыка, скрипник, тримбитарь; болг. свирач) и плясуны. Кроме того, назначался ответственный за сбор колядных даров (в.-слав. мехоноша). В болг. колядных дружинах их было несколько: один собирал и носил только хлебные изделия, другой - мясные продукты, третий - всё остальное, полученное в дар.
За пределами балкано-карпатской зоны признаки такой четкой организации колядников выглядели более размытыми. В бел. и ю.-рус. традициях чаще всего отмечалось лишь наличие поводыря и мехоноши. В среднерус. областях колядники обычно ходили беспорядочной толпой. Согласно ю.-слав. поверьям, колядником мог стать любой житель села мужского пола, кроме тех, кто страдал физическими недостатками (хромоногие, горбатые, одноглазые) или психическими расстройствами; избегали принимать в колядные дружины также незаконнорожденных, сирот и тех, у кого в недавнее время умер кто-нибудь в доме.
Участники таких колядных групп, которые не включали в свой состав ряженых, ходили по домам в праздничной одежде, украшенной специальными букетиками (колядными китками), на шапки надевали венки, сделанные из вечнозелёных растений и бумажных цветов. Наряду с этим широко распространен был обычай колядовать, приняв вид ряженых. Некоторые признаки ряженья отмечались в наряде предводителя немаскированной колядной дружины: он надевал вывернутый мехом наружу кожух, обвешивал его стручками красного перца, в одежде других колядников можно было заметить элементы свадебного наряда. Различия между немаскированными участниками и колядными группами, включавшими ряженых персонажей, проявляются как в характере ритуального и игрового поведения тех и других, а также в особенностях организации внутри коллектива исполнителей (см. Водить), так и в их названиях: первые чаще именовались колядниками, а вторые обозначениями соответствующих персонажей ряженья, например, рус. окрутники, кудесники, кикиморы, болг. старки, джамалари, серб. алосници, лесники, чароjичари, словац. babki, Lucki, Mikulaše, пол. dziady, turonie, kozy и т. п. (см. Ряженье).
Признак наличия или отсутствия в группе колядников ряженых лежит в основе разграничения восточного и западного типов болгарского колядования. Так, в.-болг. коладници ходили на святки не ряжеными, с венками и украшениями из печёной кукурузы на шляпах, с кизиловыми палками в руках, на которые они нанизывали собранные по домам калачи. В вариантах з.-болг. обряда, совершаемого в период с Нового года до Крещения или всю первую неделю Нового года, по селу ходили ряженые, называемые джамалари, камилари (т. е. погонщики верблюдов) или старците, среди которых выделялась центральная пара - старец и баба: наряженный в мохнатый кожух старец сопровождал и охранял бабу, которую пытались похитить другие участники обхода (см. Верблюд).
Ряд особенностей отличает детское колядование: небольшие группы детей (без признаков четкого распределения обрядовых функций) ходили преимущественно в утреннее и дневное время; не имели обыкновения рядиться (лишь изредка могли представлять маски козы, коня, журавля, трёх королей, ходивших со звездой); исполняли особые тексты - рифмованные благопожелания и короткие песенки с просьбой одарить. Болгары Пирин. края называли взрослых колядников коледари, коледжани, а участников детских групп - коледарчета; обычно это были мальчики, которые носили через плечо холщевые сумки для сбора продуктов, а в руках держали палки (коледарски тояжки); войдя в дом, дети стучали палками об пол и приговаривали: Коледа, бабо, коледа, бабо!, хозяйки одаривали их маленькими калачиками[2].
Структура обряда
Наиболее полная структура обряда колядования включает: 1) подготовительный этап, 2) сам колядный обход (сбор участников в одном доме, шествие по селу, надворное или подоконное колядование возле каждого дома, контакт с хозяевами, продолжение колядования в доме, получение даров, прощание с хозяевами), 3) заключительный этап (совместная трапеза колядной дружины по окончании колядования). Готовиться начинали задолго до самого колядования. У болгар сходки колядников в доме предводителя начинались за несколько дней до Игнатова дня (20 декабря) или ещё раньше. О практике предварительных спевок и репетиций сообщают многие укр., бел. и з.-слав. источники. Закарпатские русины собирались для этой цели в течение всего Филипповского поста: они обновляли свои костюмы и реквизит колядной дружины, вспоминали или разучивали с молодыми участниками колядные песни, договаривались с музыкантами и танцорами и т. п. Фольклорный репертуар колядников мог включать очень большое число текстов, так как традиция требовала от них умения околядовать (т.е. посвятить специальную песню) каждого члена семьи в отдельности. В некоторых местах число колядных благопожеланий и песен достигало 80-ти текстов. Ответственность за умелое их исполнение лежала на предводителе, считалось большим позором, если песенники сбивались, путали слова или не находили подходящей песни для определенной ситуации. Это вынуждало вести серьёзную подготовку к обряду.
Перед началом колядования участники собирались в одном доме и вечером отправлялись в путь, переходя от дома к дому. Если обряд совершался несколькими группами, то они распределяли между собой разные сельские участки, так как встречи колядных групп на улицах села считались нежелательными и могли привести к дракам. Во время шествия по селу колядники пели, пританцовывали под музыку, звонили в колокольчик; очень шумно вела себя процессия ряженых, например, сербские колядники (оале, лесници) оповещали о своём шествии громкими криками, воем, звоном, хлопаньем бичами. Чинным и торжественным было хождение церковной коляды и групп, ходивших со звездой.
Подойдя к дому, колядники становились под окном или во дворе и окликали хозяина. Такое начало носит универсальный характер для большинства вариантов обряда. Предводитель сообщал о прибытии, обращался к хозяину с просьбой разрешить колядовать, спрашивал, не спит ли тот и готов ли одарить пришедших; либо певцы сразу исполняли вступительную песню (надворную коляду), содержащую такие же вопросы. После того, как разрешение получено, начинался основной эпизод обряда - исполнение ритуального благопожелания в адрес хозяина дома. Дальнейший ход колядования зависел от поведения хозяев: если те выносили угощение во двор, то колядники благодарили за дар и шли к следующему дому; если пришедших приглашали в дом, то начинался следующий (более развернутый) этап обряда, когда гости исполняли специальные колядки каждому из домочадцев; кроме того, в многолюдных семьях могли устраиваться развлечения, танцы и угощение совместно с колядниками. В завершение обряда хозяин одаривал гостей, после чего они вновь произносили благопожелательные и благодарственные формулы.
В одной и той же местности обряд мог происходить как в краткой (надворное колядование), так и в развернутой форме. В Пинском Полесье обычно ограничивались пением под окнами; если хозяин просил околядовать также его детей, то за это полагалось большее вознаграждение. В традиции русского колядования краткая форма обряда с пением одной общесемейной колядки была преобладающей (ср. рус. выражение ходить под окнами в значении 'колядовать'); только в р-нах Рус. Севера и в зоне бытования коляд-овсеней встречается обычай посвящать отдельные песни каждому из членов семьи (см. Виноградье, Овсень).
Момент одаривания
Момент одаривания колядников в ответ на их пожелания - основной стержень колядования (он отмечен в самых ранних исторических свидетельствах о колядовании). Судя по текстам колядных песен и ритуальных приговоров (см. Колядки, Благопожелания), по обычаю заранее готовить обрядовый хлеб для участников колядования, по широко известным у всех славян предписаниям щедро одаривать пришедших, чтобы обеспечить себе хозяйственное и общесемейное благополучие на весь год (см. Дар), - содержательную основу колядования составляет идея дарообмена, т. е. выделения обрядовой пищи для сакральных гостей (божественных посланцев) в расчёте на их помощь и опеку. Колядный дар состоял из съестных продуктов (выпечки, сала, колбас, орехов, фруктов и т. п.), реже подавали мелкие деньги или мотки пряжи. Но самым традиционным (а в ряде мест и строго обязательным) даром был обрядовый святочный хлеб. Изделия из теста, предназначенные для колядников, нередко носили названия, совпадающие с терминологией участников колядования: им подавали коледарски краваj (серб.); лепешки калядашки (рус. Саратов.); булочки овсеньки (рус. нижегород.); щедрiвний хлiб (укр.); для польских колядников, называемых новолетниками, пекли хлебцы nowolatki (пол.). Мотив хождения за хлебом отразился в некоторых названиях самого обряда колядования: рус. ходить за усеньками, каракульки сбирать; пол. chodzenie po nowym chlebie; болг. тръгване за кофръги [хождение за калачиками]. Считалось, что в тех домах, где ничего не подадут колядникам, в течение года не будет хозяйственного прибытка. Нарушение этого обычая давало право участникам колядования посылать в адрес скупых хозяев нешуточные угрозы и проклятья. У юж. славян одним из важных моментов обряда было приготовление небольшого столика с угощением для колядников: войдя в дом, они обходили вокруг столика, взявшись за руки, и затем поднимали блюдо с колядным караваем высоко вверх.
Заключительным этапом колядных обходов был общий сбор участников (у гуцулов Закарпатья он назывался розколєда), на котором делились между всеми собранные дары или устраивалась совместная трапеза. Болгарские колядники ещё до этого момента собирались возле общесельского колодца (чешмы) или в центре села и играли коледарско хоро.
[править] Цель ритуала
Согласно мотивировкам обряда, колядование обеспечивало хозяевам высокие урожаи в поле и огороде, приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами колядники следили за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом, - это было бы воспринято как большая обида и даже предвестие беды. Исключение делалось лишь для тех домов, где в недавнее время кто-нибудь умер, - там обычно не колядовали. В соответствии с традицией, колядная группа двигалась по селу в направлении с запада к востоку, а в горной местности - с нижнего края села вверх, чтобы так же процветало и шло в гору хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В боснийских селах верили, что урожай будет лучше у тех хозяев, которых на святки посетили чароичари, поэтому их особенно гостеприимно принимали и щедро одаривали. В некоторых местах на Брянщине считалось, что колядовать накануне Нового года надо для того, чтобы свиньи велись. Кроме того, существовало поверье, что обходы колядников изгоняют из села нечистую силу и защищают от болезней. В пол. мазовецких селах старые люди говорили, что в те места, где ходили колядники, не бьёт гром.
В обрядовых приговорах и приветствиях участников колядования называли божьими служеньками, божьими посланцами, небывалыми гостями; сами колядники при входе в дом приговаривали: Я в дом - и Бог со мной!, а при выходе: Мы отсюда, а Господь сюда! (болг.); в вост. Сербии ко ендаши перед каждым домом спрашивали хозяина, примет ли он в дом божьих детей. Вместе с тем, участие в колядовании (особенно в качестве ряженых) часто осмыслялось как дело нечистое и опасное. Так, у сербов известен запрет для участников колядования вступать в сексуальные связи в течение 5-ти дней после обхода. В ряде мест запрещалось впускать колядников в дом: коляда остаётся под окнами и приглашать её в дом нельзя (новгород.), а одаривание прибывших могло осуществляться только через особое (волоковое или печное) окошко. Широко распространен в разных слав, традициях обычай очищения, который обязаны были совершать участники колядования (их обливали водой у колодца, заставляли купаться в проруби или умываться освященной крещенской водой).
Отдавая предпочтение тем формам колядования, которые совершались по стародавньому звичаю (т. е. согласно традиционному старинному обряду, а не по форме церковного колядования), гуцулы Закарпатья говорили: "Доки коледники ходе, то доти и наша вipa руська буде на свiтi". Однако со временем наряду с магической функцией все большее значение приобретали зрелищно-развлекательные элементы обряда (музыка, танцы, ряженье, игры, драматические инсценировки и т. п.)[2].
У чехов сохранились пасхальные колядки. Например:
Я ещё малый колядничек, тётушка,
Пришёл за красным яйцом.
За красным яйцом,
Да за белым колачём,
Ай по нраву ли Вам,
Тётушка, колядничек?
Колядки - святочные народные песни. Широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого "виноградья", то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: "виноградье, красно-зелено мое" (у русских колядки, по-видимому, вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства).
Соответствия у европейских народов
Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам румынские, называемые colinda, ср. чешское и словацкое название песен - koleda, словинское kolednica, coleda, сербское - koleda, kolenda, албанское - kolĕndŭ. Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года - calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское - колада, коляда, коленде, французское - tsalenda, chalendes, charandes, провансальское - calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское - коляда). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании "языческого" и христианского.
Колядки аграрные и церковные
Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, долженствующие изображением сытости и довольства вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство.
Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путем прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от рождества 25 декабря по крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних "щедривок" на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок - 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а "щедривок" - 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедривок.
Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).
Сюжетные мотивы
Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) колядок произвёл А. А. Потебня. Связи с балканскими колядками (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский.
Очень многие колядки и щедривки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в "величании" хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. "Заговоры", "Гадания"). Ввиду многовековой давности колядок и щедривок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается, "как сам милый господь волики гонит, пречистая дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит". Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах "гостейки" лишены христианских одежд: это - солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:
Сонечко говорит: "Нет як над мене:
Як я освечу горы, долины,
Церкви, костелы и вси престолы".
Ясен мисячок: "Нет як над мене:
Як я освичу темну ночейку,
Возрадуются гости в дорози,
Гости в дорози, волойки в стози".
Дробен дожджейко: "Нет як над мене:
Як я перейду три разы на ярь,
Три разы на ярь мисяца мая,
Возрадуются жита, пшеници,
Жита, пшеници и вси ярници".
Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.
Бытовые особенности колядок
Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - "дим звеселити", - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например "Ключ разумения", Иоанникия Голятовского). Ср. "Киевская Старина" 1889, Љ 1 и 1891, Љ 12.
Коляда
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Тип народно-православный иначе Сочельник, Солнопутье, Поворотник, Святой вечер, Рождество Божича, Постная кутья (белорус.), Таусень , также Рождество (христ.)
Значение Поворот солнца с зимы на лето
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами
Дата ночь с 24 декабря (6 января) на 25 декабря (7 января)
Празднование Колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза
Коляда (также Каляда, Коледа, чеш. Štědrý večer, словацк. Kračun, польск. Święto Godowe, в.-луж. Hody) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству[1] и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.
Этимология
Слово "Каляда" представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae; от calo "взывать") именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (καλάνδαι). Показательно в этом отношении польск. kolęda с носовым гласным - наследником латинского "н".[2] Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.
Русские традиции
По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января) и 10 (23) мая, Мать - сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.
Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено: ("Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена"). На столе рождественская кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста - коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу - колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.
День "на воробьиный скок" прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, "водили" козу, кобылу, туроня.
Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: "...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла - кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню" [Неуступов А.Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали "странные движения", "прыжки и гарцевание", "удивительные и приотчетливые движения ногами", "всевозможные вихляния, верчения и кувыркания". Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.
Украинские традиции
В украинских колядках языческий элемент проявляется в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самих песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств - черта́, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедровками (укр. щедрiвками) и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины термин щедривка известен на юге России, в приграничных с Украиной регионах. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику.
Начинает Колядки Овсень (Оусень), который уступает место Зиме. Кроме Овсеня, выступают ряженые - коза со свитой из зверей, которые подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже - после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.[3][4]
Белорусские традиции
Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца - 1 (14) января, чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою - водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.
В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников - носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску - и такую "козу" водили, прося у хозяев, "чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички". Дареную еду складывали в мешок. Кроме "козы" водили "медведя", "кобылку". На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.
Пришли святки-колядки
На липовых саночках.
Саночки поломалися,
Рубашечки помаралися,
А колядки потерялися...
Бегла свинка от Максимка,
Да сгубила коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай...
Отражены коляды и в поговорках. "На коляды ночью трещит, а днем плющит". "Пришли колядки - блины да оладки". "Колядки - хозяйские порядки".
Не дуй, не вей, метелица.
Коляда!
Не завевай дороженек,
Коляда!
Я к мамке иду, веночки вью.
Коляда.
От мамки пойду, венок разовью.
Коляда!
Цветок упадет, слеза проплывет.
Коляда!
А где венок - там ручеек.
Коляда!
***
Коляд, коляд колядныця
Добра з мэдом паляныця
А без мэду не така
Дайтэ дядьку пятака
А пятак нэ важный
Дайтэ рубль бумажный
А в рублю дви дырочки
Дайтэ ще горилочки
На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.
На Щедрец выбирали самую красивую девушку - щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки - те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном "щедрый вечер, добрый вечер".
Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.
Коляда в других странах
Так, в Болгарии Колядой называют Рождество. Ходят под Рождество, славя Христа - коледа́ри, под Новый год (Васильев вечер) - василичáри; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 18 лет).
Бытовые и языческие корни Коляды
Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - "дим звеселити", - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например "Ключ разумения", Иоанникия Голятовского). Ср. "Киевская Старина" 1889, Љ 1 и 1891, Љ 12.
Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков.
Как праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубка́ми в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печётся ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Беларуси. В "свят вечир" (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячневая, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу.
Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища "межю селы" (летопис.); наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.
История изучения коляды
Изучение коляды начато было в 1830-х годах Снегирёвым с мифологической точки зрения, которая со всеми своими крайностями выразилась в трудах О. Ф. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к домохозяину и его семье О. Ф. Миллер объяснял древним верованием славян в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы - символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие младенца Христа - исполински развивающимися силами природы и т. д. В позднейшем и наиболее обширном труде А. А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных песен", т. II, Варшава, 1887) мифологическая сторона колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г появился 1-й том "Исторических песен малорусского народа с объяснениями", Вл. Б. Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки внесены в отдел исторических песен века дружинного и княжеских; исходя из представления о колядках, как о древнейших славословиях героям и князьям, издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот сборник ("Вестник Европы" 1874 г, Љ 12), признал, что общие черты древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на колядки А. Н. Веселовский ("Разыскания в области русского духовного стиха", VII, 1883), который, отводя широкое место греко-римским влияниям, высказал предположение, что "вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с обрядом переселялись и сопровождавшие его песни - оригиналы наших щедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских песен". Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и ряженье, представляет наследие римского обихода, которое переносилось с места на место сначала греко-римскими мимами, а затем их последователями и подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.
Колядки
Основная статья: Колядки
Святочные народные песни Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого "виноградья", то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: "виноградье, красно-зелено мое" (колядки у русских по-видимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам: румынские, называемые colinda, ср.-чешское и словацкое название песен - koleda, словинское kolednica, coleda, сербское - koleda, kolenda, албанское - kolĕndŭ. Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года - calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское - колада, коляда, коленде, французское - tsalenda, chalendes, charandes, провансальское - calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское - коляда). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании "языческого" и христианского.
Поговорки и приметы
Пришла Коляда накануне Рождества. Солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз. Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет. На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. Лапти плести (в этот день) - родится (ребёнок) кривой; шить на рождество - уродится слепой. На рождество Христово метель - пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) - урожай на хлеб; небо звездисто - урожай на горох. Если на рождество путь хорош - к урожаю гречи. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение. Тёмные святки - молочные коровы; светлые святки - ноские куры. "Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)" (белорус.) (так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе). "Коляда вельми варовитая" (полесье). Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись. На коляды ночью трещит, а днём плющит. Пришли колядки - блины да оладки. Колядки - хозяйские порядки.
Народные праздники славян Корочун • Коляда • Васильев вечер / Щедрый вечер / Овсень • Сретенье / Громницы • Власьев день • Масленица • Со́роки • Благовещение • Вербное воскресенье • Страстная неделя • Пасха • Светлая неделя • Красная горка • Радоница • Егорий Вешний • Никола вешний • Вознесение • Семик (Ярилин день / Русалии) • Троицкая суббота • Троица • Русальная неделя • Иван Купала • Петров день • Ильин день • Медовый Спас • Яблочный Спас • Третий Спас • Обжинки • Осенины • Покров • Дмитриевская суббота • Дмитриев день • Кузьминки • Никола зимний
+++
Магнитский, Сергей Леонидович
Материал из Википедии - свободной энциклопедииПерейти к: навигация, поиск Проверить нейтральность.