В первоначальном смысле этого слова Ж. назывались небольшие металлические, костяные, реже деревянные кружки, употреблявшиеся при счете в то время, когда арабские цифры не были во всеобщем употреблении и когда для счета приходилось такие кружки или Ж. располагать или бросать в известном порядке (отсюда и самое название их, от jeter ? бросать). Ж. эти часто имели надписи и различные изображения. С течением времени они получают иное значение; так, их начинают употреблять некоторые общества и корпорации при расчетах, вместо монеты, которая выдавалась лишь в известные сроки, за представленные к обмену Ж. Последние делались похожими на монету, стоимость которой изображали, но с надписями, предостерегавшими от принятия их за монету. Затем, различные корпорации стали употреблять Ж., с известными изображениями, в виде знаков отличия; они стали прототипом Ж. в том значении, которое обыкновенно придают им ныне (см. Знаки отличия).
П. ф. В.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012
***
Жете
(французское jeté, от jeter - бросать)
- одно из основных прыжковых па в классическом танце, при котором во время танцевального шага тяжесть корпуса танцовщика переносится с одной ноги на другую. Ж. выполняется при малых (малые Ж. -реtit jeté) и больших (большие Ж. - grand jeté) прыжках. Исполняются на месте и с перемещением вперёд и в сторону, реже назад. Исполняя большие Ж., танцовщик во время прыжка принимает одну из поз классического танца и сохраняет её до завершения прыжка. Ж. может выполняться с поворотом и с продвижением по диагонали и кругу.
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, [4 изд.], Л. - М., 1963.