Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27 августа 1770, Штутгарт - 14 ноября 1831, Берлин) - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.
В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика - это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограничены, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, - "движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость", метод исследования, противоположный метафизике.
Своеобразным введением в гегелевскую философскую систему является "Феноменология духа" (1807), одна из наиболее сложных работ философа. В ней Гегель ставит задачу преодоления точки зрения обыденного сознания, признающего противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно путём развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит путь, который прошло человечество в течение своей истории. В результате человек, по мысли Гегеля, оказывается в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа", для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, "сознания" и "предмета", а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия[28].
Достигнув абсолютного тождества, философия попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, в котором, согласно Гегелю, все определения мысли развёртываются из неё самой. Это - сфера логики, где протекает свободная от субъективных привнесений жизнь понятия
Так как истинная философия не берёт своего содержания извне, а оно само в ней создаётся диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия.
Взгляды Гегеля на право и государство были в основном сформулированы в его последней прижизненно опубликованной работе "Философия права" (1821), в ней его философская система применялась к этим сферам.
Достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, дух возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам - право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле - право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания - в праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью, дух освобождается в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх степенях её проявления: в семействе, гражданском обществе (bürgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по Гегелю, - высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство, вообще, есть абсолютная самоцель (Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух (Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует всё та же диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы.
Обвинения Гегелю предъявлял его современник Артур Шопенгауэр, прямо называвший Гегеля шарлатаном, его философию бессмыслицей, а гегелевский метод описывавший как преподнесение этой бессмыслицы нарочито туманным, наукообразным языком, призванным запутать слушателя, заставляя его думать, что он сам виноват в своём непонимании
Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги" приводит следующую цитату из гегелевского труда "Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы":
Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, - он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота.
По мнению Поппера, этот отрывок передает суть гегелевского метода, который Поппер оценивает как "дерзкий способ надувательства", причисляя его к примерам философии оракулов
***
Ной (ивр. נֹחַ, Но́ах - в Библии (Быт. 5:29) истолковано как "успокаивающий, умиротворяющий"; др.-греч. Νῶε, араб. نوح, Нух) - последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха (Лемеха), внук Мафусаила, отец Сима (Шема), Хама и Иафета (Яфета) (Быт. 5:28-32; 1Пар. 1:4).
Согласно Библии, Ной был праведником в своём поколении, за что был спасён Богом от Всемирного потопа и стал продолжателем человеческого рода. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт. 7:2, "чистых" животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4), где Ной принёс жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт. 9:1-17). По современным представлениям, речь идёт об Урарту - местности на севере Ассирии[1] и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат[1].
Под именем Нух почитается в качестве пророка в исламе.
***
Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года, Костромская губерния - 10 мая 2006 года, Москва) - советский и российский логик, социолог и социальный философ; специалист по методологии научных исследований; писатель, критик глобального капитализма.
В последние годы жизни в СССР и в эмиграции считался известным советским диссидентом[4]. Сам Зиновьев утверждал: "Я диссидентом никогда не был... Меня упорно зачисляли в диссиденты"
В основе русской культуры лежит несколько мифов, и один из них - миф о Кощее Бессмертном. Кощей олицетворяет силы зла, и побеждает его Иван-Дурак, говоря современным языком, человек далекий от рационализма. Этот миф не единожды реализовывался в русской и мировой истории. И хотя, как не раз заявлялось, русский человек и "ленив и туп, и не способен к самоорганизации", именно он останавливал зло на планете. Однако теперь трудно понять, где добро, а где зло. Проблемы добра и зла в современном мире - тема беседы Ирины Щегловой с известным ученым - математиком, социологом Александром Зиновьевым.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Александр Александрович, наши либералы-западники до сих пор утверждают, что, несмотря на все провалы в политике и в хозяйственной жизни страны, единственной разумной перспективой для России является эволюция в сторону западноевропейской модели рынка и институтов гражданского общества.
Говорится, что, построив капитализм, мы, наконец-то, будем жить как все цивилизованные народы.
И некоторые известные ученые РАН на своих собраниях предлагают ученым, политикам, публицистам вести разъяснительную работу в массах о преимуществах капиталистического уклада жизни. С этой целью я к вам и обращаюсь.
Вы прожили на Западе 20 с лишним лет, исследовали его как ученый, опубликовали на эту тему книги: "Запад", "Глобальный человейник" и целый ряд других.
Какие новые явления в теперешнем капиталистическом мире особенно значимы для России?
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: В России до сих пор западный мир называют капиталистическим, и это при том, что на Западе давно уже нет ни того капитализма, ни того рынка, о которых так много у нас говорят. В XX веке в мире произошли изменения во всех сферах жизни, и в политическом строе тоже. Для того чтобы разобраться в этих процессах, нужна совсем другая система понятий. На Западе эпоха либеральной демократии закончилась, наступила эпоха тоталитаризма, западного тоталитаризма.
В новых условиях рынок на Западе жестко контролируется гигантским количеством всякого рода организаций, учреждений, комиссий и т.д
Я в своих работах сравнивал степень контролируемости хозяйственной жизни в Советском Союзе с Западной Германией и с США. Оказалось, что на Западе контролируемость, плановость, которую до сих пор высмеивают наши либералы, в несколько раз выше, чем была в Советском Союзе. И сейчас то же самое.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Наши экономисты до сих пор твердят о необходимости ухода государства из экономики...
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: Это грубейшая ошибка. На Западе государство никогда не уходило из этой сферы.
И сейчас над государственными учреждениями возникла целая система новых, контролируемых западным миром структур. Это уже сверхгосударство.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Образование сверхгосударства - это новое, позитивное явление в истории?
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: Сверхобществом был уже Советский Союз. Над государственной советской властью стояла высшая власть - партийный аппарат, ЦК КПСС.
И на Западе власть президента, парламента находится под контролем сверхгосударственных структур. Это не просто группа людей. Сложилось огромное количество учреждений, комиссий, организаций, которые господствуют в системе управления, в них занято более 100 миллионов человек. Американский президент ничего не предпринимает без санкций всякого рода неформальных комиссий, учреждений, которые занимаются, кстати, и проблемами мировой разведки, созданием пятых колонн и т.д.
Сверхобщество - это надстройка над всем западным миром, туда все входят, но в нем люди занимают разные места. Западный мир глобализируется, т.е. превращается в единое целое. Это глобальное сверхобщество стремится к мировому господству.
Возьмите, к примеру, банковскую систему - именно она обеспечивает, на мой взгляд, денежный тоталитаризм в мире. И эти гигантские банки обслуживают не просто экономику той или иной страны, а сверхэкономику. Большинство операций, которые совершают западные банки, являются международными, а не просто германскими, французскими и т.д. Причем совершаются они вовсе не по законам капитализма, которые описывал в свое время Маркс. Это абсолютно новые, пока мало изученные законы. И в значительной мере они не предаются гласности.
Все последние войны, и холодная война против СССР в том числе, финансировались международными банками, и действовали они вовсе не по законам капитализма. Вспомните Польшу. В ходе холодной войны ее откололи от советского блока, затратив на это триллионы долларов. По существу купили целую страну. Тогда почти каждый поляк имел свой долларовый счет.
И разгром Советского Союза также осуществлялся с помощью огромных денежных средств. По существу, затратив миллиарды долларов, была куплена вся советская "элита". И эта денежная операция была так же проведена не по законам капиталистической экономики.
Сам факт прихода к власти Горбачева, а затем Ельцина, вся их деятельность - это не результат некоего имманентного развития советского общества, а итог планомерной, целенаправленной деятельности мощной системы сверхгосударственности Запада.
Повторюсь, сейчас в мире сложились совершенно новые социальные структуры, новые феномены. Они не изучены, они фактически господствуют в мире. А старые понятия о сущности капиталистической системы давно лишены смысла. Если бы капиталы создавались, так как описывали это Адам Смит и Маркс, нужны были бы тысячи лет, чтобы появлялись нынешние олигархи, а они появляются в очень короткие сроки. И на Западе тоже.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Александр Александрович, сейчас все заявляют о любви к народу, и правительство, и Дума, и президент. Но русских с каждым годом становится на миллион меньше. Где сейчас основное зло, уничтожающее людей?
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: В мире идут процессы американизации, глобализации, европеизации; поговорить: вот здесь зло, или здесь...- бессмысленно. Вы не укажете это зло. Указать виновного человека или президента какой-либо страны невозможно.
Например, в СССР были как положительные, так и отрицательные явления, причем они неразрывно связаны: негативные явления немыслимы без позитивных, а позитивные - без негативных. - В СССР было гарантировано бесплатное образование, бесплатное медобслуживание, жилье бесплатно выдавалось. Это, безусловно, достижение. Но одновременно это имело и отрицательные стороны, - низкий уровень Жизни по сравнению с Западом, отсутствие у людей заинтересованности в интенсивной работе, показуха и т.д.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Возьмем более конкретное явление - западничество, которое теперь внедрено и в нашу жизнь.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: Основное зло, которое несет с собой западный мир, то же, что и 100, и 200 лет назад, - это система частной собственности на средства производства. Правда, эта система сменяется новой, и мы в настоящее время наблюдаем ее агонию - агонию частно-собственничества. Такого разгула олигархии никогда еще ни у нас, ни в целом мире не было. В одночасье создаются гигантские капиталы, корпорации.
Однако постепенно частная собственность преодолевается, но не путем отмены снизу, а на более высоком уровне. Уже сейчас возникают такого рода структуры, когда указать собственника невозможно. К примеру, возьмем очень крупную авиационную корпорацию, неважно - немецкую или американскую. Возглавляет ее Совет, который выбирает или нанимает президента. Часто компания сохраняет только имя создателя, но на самом деле возглавляет ее наемный человек - президент. Правда, он получает больше миллиона евро в год. Но это не капиталист, в старом смысле, не хозяин, а наемный работник, его Совет нанял.
Но пока главное, мировое зло - это частная собственность. И если человечество его не преодолеет, оно погибнет.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Сейчас Западный мир принял нас в свое сообщество. Мы выполняем все их требования. Выплачиваем досрочно долги, не вмешиваемся в политические процессы в бывших союзных республиках, даже когда Америка меняет там правительства и т.д. И, несмотря на это, положение России остается крайне неустойчивым. Недавно Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, в которой сказано: "Ассамблея призывает все коммунистические и посткоммунистические партии в государствах-членах пересмотреть историю коммунизма и свое собственное прошлое, четко дистанцироваться от преступлений, совершенных тоталитарными коммунистическими режимами, и однозначно осудить их, если до сих пор это не было сделано". Выходит, что теперь все мы, преступники, дети и внуки злодеев. Нас призывают проклясть свою историю.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: Таких явлений, за которые поносят Советский Союз, на Западе великое множество. Но они не противоречили, и сейчас не противоречат их политической системе. А вот нам указывают и на соринку в глазу.
До сих пор обсуждается ГУЛАГ, притом, что репрессированных людей в западном мире было больше, чем в Советском Союзе.
Я считаю, что факт Гулага раздут до невероятных размеров. Сейчас в России нет ГУЛАГа, однако в тюрьмах сидит больше народа, чем в советское время. И каждый год вымирает по миллиону.
Дело в том, что продолжается фальсификация истории, и со стороны руководства России тоже. Я недавно прочитал в какой-то брошюрке заявление известного деятеля Коха о том, что советская система плодила бездельников и в научно-исследовательских институтах делать было нечего. Это клевета. Где создавались выдающиеся научные, технические открытия? В НИИ.
Сейчас по степени паразитизма Россия многократно превосходит Советский Союз.
КОРРЕСПОНДЕНТ: И все-таки ГУЛАГу нет оправдания. В современной западной и либеральной пропаганде эпоха социализма ассоциируется с репрессиями. Утверждается, что если и было что-то ценное, то цена за это неимоверно велика - репрессии.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: А кто оправдывает ГУЛАГ? Назовите мне человека в России, кто это оправдывает. Американскому рабству может быть оправдание? Великобритании за миллионы жертв в Индии может быть оправдание?
Я никогда не был коммунистом, марксистом, в казенным смысле слова. Тем не менее, я, изучая и советскую систему, и западный мир, пришел к выводу, что то, что произошло в нашей стране после Октябрьской революции - нечто беспрецедентное. Русским представился неповторимый исторический шанс развить свою собственную сверхцивилизацию. Советский Союз формировался не просто как общество, а как сверхобщество. В этом было новаторство России.
Было бы удивительно, если бы великие преобразования принимались всеми членами общества добровольно. Шла жестокая борьба.
И в ГУЛАГе отнюдь не невинные жертвы сидели. Меня арестовали в 39 году, но я был членом террористической группы, мы готовили покушение на Сталина. - Что нам, ордена давать? И людей такого рода было много.
Но не это определяло жизнь страны, а то позитивное творчество, которое охватило огромный народ и практически всю планету,
То, что сумели сделать в СССР в кратчайшие сроки, история человечества не знала. Безграмотная страна стала самой образованной. Создали промышленность, науку, какой никогда не было.
Посмотрите по численности, сколько людей было в западном мире? - "Золотой миллиард". В Советском Союзе к концу советского периода было всего 260 миллионов человек, и при этом они создали лучшую в мире авиацию, первыми вышли в космос. Даже в послевоенные годы разрухи, удалось справиться с нищетой. Я в США работал, и видел там такую нищету, о которой в Советском Союзе думать забыли. Президент Рейган в свое время признавал, что в США 34 миллиона нищих.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Теперь западные идеологи называют советских людей красными дурачками, потому что они работали за очень небольшие деньги.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: Сами русские дают повод для оскорблений в свой адрес. Они не сопротивляются клевете.
Советский Союз создавали выдающиеся люди. Действительно, деньги они получали очень небольшие. Сейчас те, кто кичится своими доходами, не могут сделать тысячной доли того, что сделали их предшественники.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Теперь в основу русской жизни поставлена не идея поиска равенства и справедливости, а идея свободы. Приходится слышать от деятелей культуры, что, конечно, есть в современной жизни много плохого - люди вымирают, нищета. Но зато все получили свободу. Граждане могут высказывать свое мнение, не боясь наказания. И это главное.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: И о чем они говорят? Начали писать гениальные книги, высказывать долгожданные светлые мысли?
Кино свободное - маразм, литература новая - маразм. Люди брошены на произвол судьбы. Здесь слово "свобода" - пустое слово.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Интеллигенция не может жить без свободы...
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: Кого вы относите к интеллигенции? Тех, кто пишет детективы, порнографические книжки, всякую ерунду? Им стало лучше, а настоящим писателям нет места в этой жизни.
Чиновников действительно стало больше в два раза, чем было в Советском Союзе. Им стало лучше - взятки берут.
Те, кто понастроил коттеджи вокруг городов - им стало лучше.
Но остальной народ бедствует, и их большинство. Я считаю, что не больше 10 процентов населения стало жить лучше. А 90 процентов населения обречены на гибель.
Если бы мне пришлось заново родиться, я бы выбрал советский период. Пусть я бы знал, что меня посадят. Мы действительно себя ощущали по-настоящему свободными. После революции мы освободились от частных хозяйчиков, была отброшена дремучая идеология, нам давали великолепное образование. Люди работали, делали карьеру, рожали детей. Такой свободы на Западе никогда не было.
Пора ввести такое понятие свободы, как личный уровень свободы, свобода людей внутри деловых коллективов и вовне. В свое время в США я объяснял, что советское общество было самое демократическое внизу, то есть в деловых коллективах, и не было демократическим, наверху, то есть по отношению к власти. Западное общество наоборот, - демократическое наверху по отношению к власти; но жестоко диктаторское внизу, в деловых коллективах.
И мой оппонент - американский ученый согласился со мной. Он сказал, что прожил в Соединенных Штатах больше 70 лет и не знает ни одного случая, чтобы работники в деловых коллективах критиковали своего босса. И в то же время он не знал ни одного, кто бы ни ругал президента. А в Советском Союзе попробуйте, отругайте Генерального секретаря ЦК КПСС, но в деловых коллективах все критиковали и директора, и непосредственного начальника, и это было нормально. Советское общество было самое демократическое в основе и недемократическое вверху. С научной точки зрения существует определенная константа демократии, которая, так или иначе, распределяется в обществе, и у нас это было.
Кроме того, условия труда в СССР были такие, каких не было на Западе. Мне приходилось участвовать в исследованиях такого рода. Как себя чувствуют люди в деловых коллективах? В советские годы люди не хотели уходить на пенсию и, уже покинув основное место работы, так или иначе, работали.
Мы в Германии проводили исследование. Там люди ждали час, когда уйдут на пенсию. И оценивали свою работу в коллективе как ад, а для нас коллективы были местом, где проходила наша жизнь.
КОРРЕСПОНДЕНТ: И все-таки люди голосуют за теперешнюю жизнь. Сами выбирают эту власть.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: У вас наивные представления о реальности. Эти выборы - филькина грамота. Липа. Никакие выборы в этих условиях невозможны. Народ дезорганизован, превращается в исторический труп. Здесь можно кого угодно выбирать, и это никак не повлияет на ход жизни.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Сейчас в России возрождаются патриотические настроения, и молодые люди начинают пересматривать свое, когда-то восторженное отношение, к западному образу жизни.
АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ: России как единого организма нет. Есть Россия Абрамовича [8], Россия олигархов, Россия чиновников, Россия нищих. Россию ориентируют те, в чьих руках находится власть. Весь вопрос в том, какие это ориентиры. Не думайте, что люди вольны выбирать. Фактически ни одно значительное социальное событие в мире сейчас без ведома того западного сверхобщества, метрополия которого находится в США, не может произойти.