Блюз (от англ. Blues или Blue Devils - тоска, печаль) - музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века вафроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев сплантаций "Хлопкового пояса". Является (наряду с рэгтаймом, ранним джазом, хип-хопом и др.) одним из наиболее значимых вкладовафроамериканцев в мировую музыкальную культуру[источник не указан 1337 дней]. Впервые термин использовал Джордж Колман в одноактном фарсе "Blue Devils" (1798). С тех пор в литературных произведениях фразу англ. "Blue Devils" часто используют для описания подавленного настроения[2].
Блюз сложился из таких её проявлений, как "рабочая песня", холлер(ритмичные выкрики, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных культов (англ. (ring) shout),спиричуэлс (христианские песнопения), шант и баллады (короткие стихотворные истории).
Во многом повлиял на современную популярную музыку, в особенности таких жанров как "поп", "джаз", "рок-н-ролл" "соул".
Преобладающая форма блюза - 12 тактов, где первые 4 такта зачастую играются на тонической гармонии, по 2 - на субдоминанте и тонике и по 2 - на доминанте и тонике. Это чередование также известно как "блюзовая сетка". Метрическая основа в блюзе - 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой - так называемый шаффл.
Характерной особенностью блюза является использование блюзового лада, включающего в себя пониженные III V и VII ступени (т. н. "блюзовые ноты"). Часто музыка строится по структуре "вопрос - ответ", выраженная как в лирическом наполнении композиции, так и в музыкальном, зачастую построенном на диалоге инструментов между собой. Блюз является импровизационной формой музыкального жанра, где в композициях зачастую используют только основной опорный "каркас", который обыгрывают солирующие инструменты. Исконная блюзовая тематика строится на чувственной социальной составляющей жизни афроамериканского населения, его трудностях и препятствиях, возникающих на пути каждого темнокожего человека.