Акт (от лат. actus - действие; actum est - сделано, совершено) - термин, применяемый во многих сферах деятельности, обозначающий отдельное действие или его оформление, документальную фиксацию:
Акт (документация) - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе Правовой акт
Акт (история) - в истории, в источниковедении тип исторического источника, соглашение между двумя или несколькими контрагентами. Примером акта могут служить международные договоры, жалованные, закладные, купчие и другие грамоты. Для анализа актов исследователями применяется Формулярный анализ.
Акт ревизии - итоговый документ финансового контроля.
Акт скрытых работ - документ осмотра и принятия строительных объектов, доступ к которым по завершению работ будет невозможен или затруднён.
Акт (театр) - действие, отдельная часть сценического произведения
Акт (искусство) (нем. Akt) - в изобразительном искусстве изображение обнажённой человеческой фигуры, то же, что ню
Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых - потому что сущее уже существует, а во-вторых - нечто не может возникнуть из ничего, а значит возникновение и становление вообще невозможно.
Акт и потенция (действительность и возможность):
акт - деятельное осуществление чего-либо;
потенция - сила, способная к такому осуществлению.
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.
Абсолютное начало всякого движения - божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.