Михаил Ильич видно знал из верных рук - в палату в самом деле поместили больного, выдававшего себя за Франсуа Мари Аруэ. Высокого роста, худощавый, среднего телосложения, едва ли не атлетического типа, он не получил однако полного развития физической формы в силу весьма специфических условий довольно длительного пребывания в неволе. Светло-русые волосы "Франсуа", редкие и всегда всклокоченные, быстрый, иронический взгляд васильковых глаз, легкая походка, порывистость и непоседливость, - всё изобличало в нем человека, как нельзя более не подходящего к облику того, за кого он себя выдавал.
До помещения в психбольницу "Франсуа" был ...Иваном Сергеевичем Торопыгиным, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой ведущего вуза страны. Непосредственной причиной его ареста послужило событие в высшей степени необычное: опечатка на шмуцтитуле одной из многочисленных выпущенных им книг.
- Разумеется, я с определенной долей вероятности допускал, что найдутся люди, которых мой скромный труд не оставит равнодушными, но не до такой же степени: читать шмуцтитулы! Весьма увлекательные штудии, право слово, сделавшие бы честь остроумному Бейеру, трудолюбивому Фрейтагу, высокоученому Давиду Клеману и даровитому Гюйе26.
Из его "системы бреда", между прочим, получалось, что якобы только в последующем рождении "Франсуа" выполнил наконец волю отца - королевского советника, казначея и сборщика пеней Счетной палаты мэтра Франсуа Аруэ, определившего своего младшего сына в школу правоведения. Франсуа-младшему не хватило одной жизни в восемнадцатом веке для реализации всех своих способностей и замыслов. В частности, уже в двадцатом веке он осуществил свою давнишнюю мечту стать садоводом: на момент знакомства с Гагановым "Франсуа Мари Аруэ" работал в должности главного садовника психлечебницы (вне штата, на общественных началах).
"Франсуа" буравил взглядом Гаганова и глаза его говорили не только больше, но и нечто совсем иное и более важное, нежели язык, - привычка, выработанная годами проживания в условиях тотального подслушивания и люстрации. Они были в "зимнем саду" вдвоем.
- Мой молодой друг, Вы, вероятно, осведомлены о том, что в 1714 году в моем послании к аббату Сервьенну, посаженному в тюрьму за вольнодумство, я советовал ему не предаваться меланхолии, но сохранять бодрость духа и веселость, поскольку философ свободен и в цепях. Буквально через три года, когда я сам оказался в Бастилии, мне представилась возможность еще тогда испытать на себе полезность собственных советов...
- Ну да! Такова уж власть... Советов.
- Одинаковый тогда и сегодня скрежет металла запираемых запоров, одинаковые тогда и сегодня решетки на окнах, отвратительнейший запах темниц и длинных, мрачных коридоров, к которому быстро привыкаешь, за что отдельное спасибо Творцу, весьма, как видим, предусмотрительному даже в таких деталях, - все это убивает ощущение времени!
- А что такое - "время"?!
- Да-да! Оно само по себе - проблема, однако... Не станем же мы сейчас, э-э-э... Скажу только, что для эфирообразных, бесплотных существ, что окружали меня с 1778 года, время протекает совсем в другом темпе. К тому же они абсолютно не подвержены никакому воздействию температур. Я сам все это испытал на себе, но описать сии ощущения на ... человеческом языке невозможно...
- А зачем они Вам, "ощущения"? Ведь Вам... триста лет! Я вот, например, на всё смотрю своими глазами и свободен, как Иокаста, которая, как известно, восклицала: "Будем доверять только себе, на всё будем смотреть своими глазами - в них наши треножники, наши оракулы..."
"Буравчики" на какое-то время отключились, "Франсуа" рассмеялся. Смеялся он как-то по-детски обезоруживающе. Гаганов вежливо осклабился, ему страсть как не терпелось задать "Вольтеру" какой-нибудь совсем уж фанфаронский вопросик, и в то же время хотелось потянуть, не разрушая ни свои, ни его аллюзии.
- А как Вы тогда жили без "ящика", без синематографа, без Бетховена, Чайковского? Без Фёдора Михайловича? Льва Николаевича, Фолкнера, Джойса?!
- А точно так же, как без экологических проблем, без ядерной опасности, терроризма, СПИДа. "Тиви" нам заменяли "волшебный фонарь", театр. У нас были Гомер, Шекспир, Данте, Корнель, Лопе де Вега, Вергилий, Мильтон, Ларошфуко, Монтень, Люли, Филипп Кино, Рамо, - всех не перечислить. Причем, сударь, они были совсем не так, как ныне, в век массовой, примитивной, с позволения сказать, культуры. Тогда мы значительно больше имели дело непосредственно с яркой мыслью и живым чувством, в то время как нынче господствуют лишь средства их доставки, техника, так сказать, "digital effects". "Масс-медиа" убивает культуру...
- Набеги Красоты и посягательства Свободы на мир собственников?!
- В каком-то смысле! Но не "красоты", а наоборот - набеги "собственников" и "потребителей" на Красоту.
- ...Которая спасет мир!
- Сударь, Джон Голсуорси вкладывал в термин "красота" совсем иной смысл, нежели Федор Михайлович...
"Франсуа" гипнотизировал Гаганова только тогда, когда они оставались вдвоем. Отца Серафима самозванный "Вольтер" избегал. "Пролонгация Вашей тогдашней позиции по отношению к Клиру?" - подыграл ему как-то Гаганов. - "Нет. С"еst vrаi, с"еst un diаblе d"hоmmе27; но мне просто-напросто немного жаль его. Мне не хотелось бы разрушать его ... "систему предрассудков"." - "А мою?!" - "Предрассудки вообще правят миром, - уклончиво отвечал "Франсуа". - Внутренне я несколько ближе к его конфессии... ведь если взять чисто утилитарный аспект, лучше всех в материальном плане живут протестантские страны, а хуже - православные". - "Природные богатства развратили, например, русских". - "Согласен, но возьмите греков! Они, сударь, даже не были под господством коммунизма; их бедность нельзя списать на глобально энтропийное влияние данной формы массового психоза".
С Михаилом Ильичом у "Франсуа" отношения тоже не сложились ("Всё-таки доктор физматнаук. Как он отнесется к "перевоплощениям и прочим оккультным заморочкам?" - думал за Ивана Сергеевича Гаганов. - "В своём "первом воплощении" Вы, мусье, мутили воду во Франции, а во втором - в России", - чуть-чуть расслабился гернгутер и тут же получил легкую нахлобучку).
- Вячеслав Иванович! - с лёгким раздражением и несколько язвительно проартикулировал "Вольтер". - А Вы никогда не задумывались - что было бы с Францией и Россией, если бы революции в них произошли одновременно?! Куда бы бежали французы 1789 года и русские - 1917го?!
"Прием" возымел действие, у Гаганова даже слегка закружилась голова. "Вольтер" продолжал "сахаринно" приторным, ледяным тоном:
- За это время я побывал в стране киммерийцев ... Вы сядьте, Вячеслав Иванович! Припоминаю, среди прочего, чрезвычайно любопытный эпизодик. Три молодых человека едят, прошу прощения, собачинку, что, в свою очередь, вдохновляет одного из них на чтение отрывка из Эдуарда Шюре: "Привлеченные шумом деревьев и магией лунного света, белые люди испытывают неудержимую тягу к своим лесам", - ну и так далее. А еще один молодой человек, (которого глубоко в душе почитатель Э.Шюре презирает), не находит ничего лучшего, как продекламировать примитивнейшее стихотворение А.Жарова, в котором поэт "грустит о металле"...
- Прошу Вас! - прохрипел Гаганов, сняв очки; на лбу и шее у него выступила испарина, красные пятна покрыли напряженное лицо. Вячеслав поспешил найти первый же попавшийся предлог, чтобы ретироваться. "А dеmаin", - только и успел он выдавить из себя "Вольтеру"28.
Палата, как ни странно, своими миазмами "отрезвила" Гаганова, вернула в привычную колею. "Ведь он уже, поди, лет десять сидит по тюрьмам и психушкам - как он может знать про всё ... в таких деталях?! И наверное, знает больше, не только о таких пустяках... Что же, этот старикан - в самом деле что ли "Вольтер"? ... Язык не поворачивается... Какой-то экстрасенс в лучшем случае, и всё. Начитан, конечно, - Бейер, Гюйе, аббат Сервьен... Нахватался в остроге за эти годы. Однако с ним надо держать ухо востро...".
...Не сразу заметил - на его тумбочке распустилась бегония. То было как нежное аффинити - робкое признание в любви, послание Весны Священной. В то же время исподволь грызла совесть; ни сотни километров походов, ни моржевание, ни секунды на стометровках, ни нары - ничто не могло заглушить ее голоса...
Дня через два они встретились как ни в чем не бывало. "Франсуа" отключил "глубокое бурение", словно перейдя с аналоговой системы на цифровую. Говорили больше на отвлеченные темы. Садовник показывал Гаганову свой "эдем", рассказывая о цветах, о символике, связанной с ними. "...Гвоздику (крупную) следует дарить женщинам среднего возраста, пожилым дамам; васильки говорят о доверии, лилия и ландыши - о невинности, высокой нравственности, желтые левкои - о пламенной любви...". Из полузабытых тайников памяти "Франсуа" извлёк реминисценцию - после символики цветов то было так естественно: однажды после его неосторожного замечания во время карточной игры, они с Эмилией спасались бегством из Фонтенбло; он прятался в потайной коморке в полном одиночестве в течение семи недель (!) ... И вот теперь он в этой оранжерее, среди цветов, издающих нежнейший аромат - сродни сладчайшей музыке её имени.
О переписке с Екатериной Великой "Франсуа" не сказал ни слова за всё время, пока они были вместе с Гагановым. А вот о недавних событиях в Париже, о студенческом бунте против "общества родителей" говорили и спорили много.
- Под какими, Вы думаете, лозунгами проходили их выступления?
- ??!
- "Границы - это репрессии!", "Сорбонна станет нашим Сталинградом..."
- Чьим - "нашим"?! - "Франсуа" в ответ пожал плечами и продолжал - "Ловите кайф здесь и сейчас!" "Вся власть воображению!"
- Само-то по себе это правильно... Воображения нам всем не хватает...
- Согласен, Моnsiеur, это чрезвычайно плодотворная мысль; но я продолжу о лозунгах: "Одной рукой обнимай возлюбленную, другой - винтовку..." Вас всё это как-нибудь ... будоражит?
- С жиру бесятся! Молодость вообще агрессивна.
- Таков вот, с позволения сказать, "Веаu mоnd" французской столицы того времени. И у каких "мыслителей" хиппи искали, так сказать, "теоретических основ", как Вы думаете?
- У Маркузе, Троцкого...
- Да, и у Рембо, Бодлера, ну и конечно у Ленина - величайшего смутьяна в русской и мировой истории. И даже у Мао-цзе-дуна...
- Потрясающе! Полный Либертинаж.
"Франсуа" рассмеялся, но как-то "выключенно", "риторически", оголяя редкие, желтые зубы, которые на сей раз у него еще не выпали. ...В одном из окон краснокирпичного корпуса напротив на четвёртом этаже санитарка протирала его по-весеннему небесные глаза. По-зимнему белая рука её ловко выворачивала ему веки, пытаясь достать до конъюнктивита междурамья.
- Vоus аvеz rаisоn, mоnsiеur29, - перехватил взгляд Гаганова "Франсуа". - С жиру бесятся. Всеобщая пресыщенность. Как скажем, и Гавриил Романович Державин в своём поместье "Званка" из лесу тайно подсматривал, как его крепостные девки купаются в Волхове. Или Ваш лучший друг Рудинский с помощью морского бинокля подсматривал с "Мостурбазы" за Оленькой. Но это так, к слову... К тезису о "дефиците воображения..."
- А я - к "тезису" о лозунгах; в России они звучат несколько по-другому: "Да здравствует Физическое Выживание Личности средствами 5-этапной Организации Противопожарной службы 0 - 1! Да здравствует Закон Марксизма-Ленинизма о Пожизненной Борьбе с Обожествленной Частной Собственностью, Частными Собственниками и их Религиями!"
- Прошу прощения, это мне что-то напоминает... "Красный листок"?!
- Да-да - Яков Семенович...
- Припоминаю, припоминаю... "Закон Болезни Марксизма-Ленинизма заключён в Искусственном присовокуплении к нему сталинщины и Советского Антропо-Компрадорского Капитализма", т.е. ССАКК, - прошу прощения...
-Да, это Яков Семенович, человек-рашпиль...
- Но тут-то уже настоящая семиотика... (по Введенскому Б.А.)
- Трудно, знаете ли, отделить одно от другого, где настоящая, а где - искуснейшая подделка!
- Согласен, согласен, - понимающе улыбнулся "Вольтер". - В мое время, время Людовика четырнадцатого, э-э-э, нагрешившись за всю свою жизнь, он сблизился с мадам Ментенон. А венчал их духовник Его Величества (кстати, иезуит) Ла Шез, ночью, в Версале, представляете?!
- Представляю-представляю... Э, да что там какой-то... Людовик! Скажите-ка лучше - как там оценивают ... деяния Светоносного, а?!
Гаганов, что называется, взял быка за рога, но и "Вольтер" легко справился с ситуацией, словно преподаватель с абитуриентом:
- Окончательная оценка пока не дана.
- Я бы удовлетворился и данными "предварительного следствия".
- Воистину, Вячеслав Иванович, Вы не вполне понимаете - о чем спрашиваете.
- С Божьей помощью, уж как-нибудь... атеист, надеюсь поймет... деиста.
- У меня создается впечатление, что Вы хотите выиграть ... тендер.
Гаганов чувствовал, что "Вольтер" сдается, взгляд его теперь был, пожалуй, не столько "выключенным", сколько обращенным во внутрь.
- То, что я Вам расскажу, Вячеслав Иванович, во многом лишь мои догадки... Скажу только, что э-э-э, будучи там... Ну-у, во-первых, это "Там" - есть в действительности. Се - просто аксиома! Но, спорить с людьми на данную тему абсолютно бесполезно и даже вредно. Понять это - оставаясь Здесь - нет почти никакой возможности. Это всё равно, что ...пытаться ковшиком вычерпать ... море. Договоримся, Вячеслав Иванович - пока не спрашивать - "А что было до того? А что было ещё до того?!"
- Шайбу, хэйя, до того! - совершенно некстати ввернул гернгутер и заулыбался как идиот. Впрочем извиняло его в данном случае само место, в котором находились собеседники.
- Итак, в немыслимо давние времена НЕКТО по имени... назовём его "Духовное Создание"...
- "ДС"! Клуб Двенадцати Стульев... Или, лучше - Атман?!
- ...Решил создать Новый план бытия. Нельзя сказать, что при этом не использовались программы других планов ("сфер"), их опыт. Не спрашивайте меня - отчего Ему пришла в Голову такая Идея. Иначе мы никогда не сдвинемся с места.
- Я весь внимание!
- В случае с нашим Аспектом Бытия мы имеем дело с одним из вариантов "Проявленного Всеведения". "Главный Конструктор", как автор Идеи данного Варианта, пошел на огромный творческий риск. Он решился на "Проявление" Идеи, вообще - идеального, бесплотного - в материальном, во плоти, в "земном" (грубо говоря). Мало того, Он решил доказать, что "материя" при определенных условиях путем длительной эволюции саморазовьётся до самых высших форм и познает сама себя! В этом самая главная суть Идеи: Сама Себя... Познающая сама себя Материя должна встать вровень с Самим Творцом! Это должно произойти на последней ступени эволюции, точнее, на стадии появления человека с его свободной волей. Попутно замечу, что "человек" в принципе тоже есть "ангел" (или "демон").
- Я окончательно запутался!
- Вот когда "умрёте" - выражаясь по-здешнему - тогда и поймете, - "Вольтер" отошел вглубь "оранжереи", словно взяв таймаут. Минуту спустя гернгутер последовал за ним с извиняющимся видом. По пути он нечаянно задел за какое-то "устройство" и на него сверху брызнула вода. "Вольтер" рассмеялся:
- Вы прям, как обливанец, - но сказано было как бы надвое, поэтому добавил, - Я имею в виду католиков, крещаемых обливанием.
- Извините, Франсуа Мари.
- И Вы меня извините, Вячеслав Иванович, я не сдержался... Всё это настолько тонко и сложно, как будто переводишь "Слово о полку Игореве" с древнерусского на современный английский - разговорный, или, более того, на какой-нибудь сленг, сходу, да ещё в пабе или в подземке...
- А всё равно, не сложнее, чем в психушке! - "Вольтер" взглянул на Гаганова так, как будто подарил ему букетик васильков, но с некоторым торможением, как бы пересчитывая цветы - не вышло бы четное число.
- ...Риск "Главного Конструктора" заключался и заключается в постепенном погружении Духа всё глубже и глубже в материальность, - как очень удачно выразилась Елена Петровна Блаватская30. У "Главного Конструктора" получалось всё до тех пор, пока дело не дошло до ... hоmо sарiеns.
- Так, пустячок, маленькое недоразумение...
- Ноmо sарiеns с его гордыней никак не хочет выбрать - добровольно выбрать! - объективно полезный для него путь собственного развития; отворачивается от Творца и слишком много делает сам себе во вред. Как говорил Блаженный Августин, сам по себе человек, как простое дитя природы (вне Бога) - только раб греха. Он руководствуется лишь естественными побуждениями и управляется вожделением, избирает только зло.
- А вот британский монах, прошу прощения Франсуа Мари, заметьте - британский! - Пелагий, учил, что человек может достигнуть святости и спасения своими собственными силами, не считая необходимою при этом божью благодать. Первобытный грех Пелагий считал вполне случайным фактом, после которого природа человеческая осталась такою же, какою она была до так называемого "грехопадения".
- На Вашем лице, Вячеслав Иванович, так и сияет, что Вы скорее последователь этого британского монаха, чем епископа иппонского, Блаженного Августина. Надо признать, что Пелагий до какой-то степени тоже прав, иначе был бы чистой воды автоматизм, одни инстинкты и рефлексы. "Главный Конструктор" может, конечно, слегка "подтолкнуть"человека, что называется, на "стези праведные", но в принципе сие не входит в Его Замысел. Ему не нужны бесплотные тени, "лунные существа" из Высших Сфер Бытия. "Главконструктор" связан определенными правилами - Допустимыми Пределами Вмешательства и Контроля (ДПВК). В данном отношении Творец связал Сам Себе Руки, умалил Себя и Терпит; возится со своим Творением как с ребенком, пестует его. В таком смысле прав Блаженный Августин, а не Пелагий.
- Прошу прощения, доктор, но всё это напоминает мне ... известные места из Библии, где говорится о том, что когда Господь "полагал основания земли... все сыны (ангелы) Божии восклицали от радости" (Иов 38: 4-7). А Даниил описал видение Небесного так: миллионы ангелов (тьмы тем) служат Богу (Даниил 7: 10). В таком случае, уточните - какова здесь роль, как Вы его называете, "Главконструктора" и Всевышнего? Или это одно и то же Лицо? Какое место во всей этой Вашей истории занимает Иисус Христос?
- "Вашей истории", - ухмыльнулся "Вольтер". - Она в равной мере настолько же моя, насколько и Ваша, это во-первых. Во-вторых, Христос появился гораздо позже - на земле, - появился с Новым Заветом. А мы сейчас ведем речь о Ветхом Завете, точнее, о временах, предшествующих тем событиям, которые описаны в Библии или описаны не столь подробно. В Священном Писании в иносказательной форме, языком, понятным людям, жившим и три тысячи лет назад и нашим современникам, как раз и говорится о том же самом, о чем рассказываю Вам я. Кстати замечу, оттуда и сама земля видится совсем в другом, в более мистическом плане и текст Книги приобретает несколько иной и, в то же время, более понятный смысл. Живущим там "земля" тоже кажется "Тем Светом", многие не верят в него, боятся "смерти" (т.е. нового воплощения) и прочее.
- Так что же получается, души умерших здесь, не помнят о своей прошлой жизни там?
- Мой молодой друг, все гораздо сложнее. Вот, Вы - Вячеслав Иванович Гаганов; Вы же не станете утверждать, что "Вас нет, что Вы - плод моего больного воображения"?!
- Вопрос риторический. Впрочем, кто его знает - ведь мы в психбольнице...
- А Вы помните, как, например, Вы родились?
- Конечно не помню, но это же в "одной и той же жизни", а ...
- Что "а"?! Вы просто самый гениальный загоняльщик самого себя в угол, - "Вольтер" хлопнул себя руками по бокам. - Уж если Вы сами себя не помните в "этой жизни", то что говорить о "прошлой"? Впрочем, на самом деле Вы всё помните, но сие запрятано в Вашем подсознании, и кстати, будет довольно подробно показано Вам в свое время. "Показывается" иногда и сейчас - в глубоком сне (т.е. не в каждом сне, большинство сновидений является как бы простым продолжением дневных проблем, к тому же большинство снов мы забываем при пробуждении, и это вполне нормально). Но это не главное. Главное в том, что подавляющее большинство людей вообще не верит в "загробную жизнь". Сейчас не о них. Однако и верующие в большинстве своём примитивно думают, что есть "этот свет" и "тот" И всё. Но это не совсем так. Вернее - совсем не так. Церковь вообще не приветствует разговоры на данные темы. Во-первых, она сама многого не понимает, да и ... вообще - зачем усложнять себе жизнь? В действительности же там существует столь же сложный как и здесь - а может и еще сложнее - мир, "Проявленное Бытие". Я вот, хоть и был там был, так сказать, ближе к Всевышнему, но не видел ... Его. Не видели Его непосредственно и все те, с кем я там общался, так же, как например, не видел Его и Юрий Гагарин, летая вокруг Земли (по его собственным словам) на космическом корабле. До "Всевышнего" там так же далеко, как и здесь. Там действительно Тьма Тем, невероятное количество самых разнообразных миров и форм Жизни. И отдельными частями этой сложнейшей структуры Бытия управляют более или менее автономные "Начальники". Не случайно поэтому в христианстве используются такие понятия как ад, рай, небеса, чистилище и т.п.; в индуизме говорят о семи планах бытия: Бхулока (земной план), Бхуварлока (астральный план), Сваргалока (Небеса или ментальный план), Махарлока, Джанахалока, Тапалока (где обитают тапасвины - аскеты, отшельники) и Сатьялока (Брахмалока или мир Брахмы). При этом каждый план отличается степенью плотности; например, материя ментального плана тоньше астральной. Планы бытия проникают друг в друга, например, астральный план глубоко проникает в земной план и распространяется на определенное расстояние за него. У них разные степени вибрации; вибрации астрального плана более высоки, нежели вибрации земного плана. Небесные существа - дэвы - имеют различную степень яркости (светоносности) в соответствии со степенью совершенства. Поэтому не совсем правильно просто говорить "Тот свет", ибо он сам по себе чрезвычайно сложен. Поверьте, наш аспект бытия - отнюдь не в "центре", не где-то "внизу" или "наверху" Вселенной, не между "двумя безднами бытия", как говорил любезный наш Блез Паскаль...
- Хорошо бы, если бы Вас послушал Михаил Ильич...
- А он слушал! И не единожды... Его беда в том, что он как бы зациклился в узком кругу своих проблем... Проблем специфических, частных проблем физики. Михаил Ильич "въехал" в проблематику своей науки. Отлично владеет ее методами, что отнюдь не гарантирует того, что и в иных отраслях знания он будет столь же эффективен.
- Позитивизм принес столько вреда человечеству...
- Почему же? Не-ет! Позитивизм внес большой вклад в общую сокровищницу человеческих знаний, простите за кондово-пропагандистский слог...
- Общества "Знание"?!
- Ну да! И в это учреждение тоже, - "Вольтер" и Гаганов рассмеялись. - В то же время, не следует переоценивать, конечно, значение данного частно-научного метода. Важно понимать, что далеко не всё познается эмпирически - в земном, т.е. ограниченном понимании названного метода.
- Михаил Ильич не раз говорил, что всю жизнь был атеистом и умрет атеистом.
- И через минуту после сего печального события поймет, что всю жизнь крупно заблуждался! - Они оба сдержанно посмеялись. - Антон Павлович Чехов, например, тоже был убежденным атеистом. Не верил в загробную жизнь, в существование души, продолжающей жить после "телесной смерти". Он доверял исключительно только своим органам чувств, но сие нисколько не помешало ему быть хорошим врачом, великим русским писателем и драматургом. Надо было видеть его удивление, когда он скончался и... был встречен сонмом умерших раньше его родственников, друзей, почитателей его таланта, ангелов. А что касается Михаила Ильича, то его некоторая некорректность заключается в том, что он постулирует результаты опыта, не дожидаясь полного его завершения.
- Михаил Ильич, будь он здесь, возразил бы, что, дескать, вовсе не обязательно всё познавать на личном опыте.
- Согласен-согласен, равно как и отрицать результаты опыта, полученного методами, отличающимися от "общепризнанных". Мы же не требуем от Михаила Ильича, чтобы он объяснил нам, что такое электричество, прежде чем втыкать штепсель в розетку для того, чтобы скипятить чайку. Тем более, что ученым не ясна до сих пор природа электричества. А вот многочисленные факты продолжения жизни после так называемой смерти (реанимация), видения "себя" (своего "умершего" тела) со стороны, мало того, факты перерождения, т.е. как бы "второго рождения" после события смерти с коротким отрезком времени пребывания на "том свете" (реинкарнация), - все эти факты Михаил Ильич огульно отметает с порога, как не научные.
С этими словами "Вольтер", кипя от возмущения на монополизм "позитивистов", включил кипятильник, чтобы согреть воды для угощения. Электронагревательный прибор он поместил в двухлитровую эмалированную кастрюльку, наполненную водой, хотя это, по всей видимости, было излишним, поскольку "Вольтер" мог поместить туда просто свой палец. Всё это происходило в крохотной "дежурке", тоже своего рода "потайной каморке", разве что без Эмилии, но опять-таки по аналогичной причине: неосторожного словца на шмуцтитуле.
- И знаете, мой друг, я вспоминаю в данной связи любопытную историю. Об одном величайшем позитивите, Пьере Кюри. Как известно, он погиб в 1906 г. под колесами экипажа в Париже. За несколько дней до происшествия цыганка предсказала ему именно такую смерть. Придя домой, Кюри записал в дневнике о предсказании, что не верит ему, что он будет руководствоваться доводами рассудка, а не нелепыми бреднями какой-то цыганки... Это Вам к сюжету о Методе и об опыте "быстротекущей жизни"!
- Случайность?!
- И да, и нет! "Случайность" в том, что мы знаем Кюри, великого ученого; а сколько таких ДТП с неизвестными людьми?! Количество их - по закону статистики - примерно одинаково в год в целом по стране и меняется медленно. "Случайны" скорее имена жертв, а не их количество. Но дело здесь совсем в другом. Вопрос в понимании сути Метода. Михаил Ильич, не зная досконально точно физическую природу электричества, тем не менее, включает чайник, исходя из опыта, в то время как Пьер Кюри, наоборот - верил "доводам рассудка", пренебрежительно относясь к "опыту" цыганки. Общее в обоих случаях в том, что "опыт" (эмпирический метод познания) совсем не обязательно ведет к однозначным как теоретическим так и практическим выводам. Помимо такого метода есть например еще и Интуиция. Позитивисты иногда чуть-чуть, едва заметно сдвигают границу условий опыта и его результатов в выгодную для них сторону. Например, они утверждают, что за смертью человека - в обычном ее понимании (остановка работы сердца, прекращение дыхания и др.) вообще ничего нет, это полный конец и всё! Когда же появляются свидетельства того, что это не всё, что умершие видят себя (свое тело) со стороны, - позитивисты как бы отодвигают границу опыта (фактически - в сторону "Того Света"), заявляя: "Ну-у! Это ничего не доказывает, мы еще не изучили процессы умирания достаточно глубоко; человек еще не умер, не наступила полная смерть, после которой уже нет возврата к жизни". - Откуда вы знаете?! Не оживает тело, но то, что "под потолком", что со стороны на него смотрит и продолжает существовать - это же нечто реальное (хотя и бесплотное), подтвержденное многочисленными фактами, описанными даже в научной, атеистической литературе.
"Вольтер" предложил Гаганову какао "Золотой ярлык". ("Очень полезно - очищает всю кровеносную систему"). "Правильное питание" - это в духе Вячеслава Ивановича; да и когда он в последний раз пил какао? Чтобы не показаться "Вольтеру" невежливым, Гаганов старался заглушать в себе все свои "ехидные вопросы", и приспособился внутренним усилием загружать голову - как ему казалось - какими-нибудь явно нейтральными темами, например, о Годунове ("что-то давно о нем ничего не слышно").
- А этажом выше Вас лежит товарищ Хазиахметов. Он может рассказать Вам об Энгеле Садретдиновиче много интересного.
Эффект от сказанного "Вольтером" был неописуем. Гаганов раскрыл рот, снял очки, машинально протирая их, вытаращив на собеседника глаза; минутой позже гернгутер засмеялся, опустив голову и раскачиваясь.
- Так, на чем мы остановились, коллега?
- Кажется, на какао и "Том Свете"...
- Там огромное количество миров, наполненных не просто какими-то "живыми существами", но и невероятным Интеллектуальным Потенциалом, огромным объемом Информации, разнообразнейшими видами энергий. Упрощенно говоря, Там чрезвычайно много лиц, обладающих - как бы это выразиться? - признаками "божественности", что ли (с земной точки зрения). Кстати, общаются Там прямым обменом мыслями, и все те "фокусы", которые я Вам здесь демонстрирую, Там - обычное дело. Я бы посоветовал Вам не увлекаться "внутренними усилиями" по блокированию "запрещенных" тем; есть определенные техники, которыми Вы с моей помощью овладеете, при желании, без труда. Заметьте кстати, что Христианский Бог призывает свою паству избегать не только греховных поступков, но и греховных помыслов. Только что прибывшие Туда души испытывают неудобства как раз в таком плане. Их видят насквозь, им стыдно, они страдают и не могут даже "провалиться сквозь землю", поскольку ее Там уже нет.
- Догадываюсь, куда Вы клоните, доктор.
- Вот и чудесненько! Я тем самым обеспечиваю себе алиби: "раб Божий сам всё понял, я тут ни при чем!" Рrеnеz cоmmе si nе vоus аi riеn dit31.
- Договорились, я так и буду свидетельствовать, выгораживая Вас.
- Еще какао?
- Спасибо, не откажусь; тем более, что притворяться с Вами бесполезно.
- О, Вы талантливый ученик! ... Так вот, в чрезвычайно сложной структуре "Того Света", конечно же, возможны разные варианты подходов к решению проблем и задач, возможны даже серьезные конфликты. Ведь сотворенные Богом ангелы тоже обладают Свободной Волей! При обсуждении Программы Сотворения Новой сферы Бытия и в ходе ее осуществления, как я уже говорил, возникло много споров. Будучи Там, я получил некоторую толику информации на сей счет.
- Я припоминаю слова Исайи, который говорит словами Иеговы: "Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Исайя 55 : 8, 9).
- Верно, но в Библии есть и еще более конкретные указания на сей счет; говорится даже о восстании ангелов против Всевышнего! Одно Духовное Создание (о котором я упоминал), обладающее мощнейшим интеллектуальным, энергетическим, информационным потенциалом, - возжелало большей Свободы от "Небесного Начальства": решило, грубо говоря "уплотнить" материю, т.е. как бы проявить еще ... непроявленные формы Бытия. Иными словами - создать нечто вроде своего собственного "Царства", в котором все подчинялись бы ему - все, включая Христа (см. Матфея 4: 8, 9). Мало того, Оно склонило много других ангелов к "мятежу". Началась "война на Небесах". Главного мятежника назвали Дьяволом (клеветником) и Сатаной (противником), т.е. как бы оппонентом, а его сторонников - демонами (Второзаконие 32 : 17, Откровение 12 : 9; 16 : 14).
- Это то я понимаю... Ведь я и сам в психушке, как "клеветник", как "антисоветчик"...
- Равно как и Ваш покорный слуга, но Вы слишком высокого м нения о себе, впрочем, как и я - о себе. - Они оба улыбнулись - понимающе, по-доброму.
- Вы никогда не задумывались - а почему вообще существует какой-то "дьявол", "сатана", "демоны", "бесы", одним словом - вся эта "нечистая сила"?
- Конечно задумывался... Если Бог-Отец, Вседержитель всемогущ и всеведущ, если Он действительно создал Все, то зачем и почему вообще ... вся эта "нечисть" существует?! Зачем Он ее создал?!
- Совершенно правильно! Официальные клерикалы безнадежно запутали данный вопрос. Они навязывают свою версию Писания с помощью неправильного перевода Библии, предвзятого толкования ее и пр. В действительности же, Всевышний (Вседержитель) создал и ангелов тоже со свободной волей (в этом вся заковыка!), божественно разумных и довольно могущественных существ, но...
- Но они "пошли другим путем"? - спросил Гаганов; "Вольтер" одобрительно рассмеялся.
- Похоже - Вы там были с ними! Вы всё знаете...
- Ну как же! Я тоже иду "своим путем" и уже пришел вот сюда, - Гаганов развел руки и обвёл взглядом пространство вокруг себя.
- Дело в том, что Творец их не создал "противниками", некоторые из них такими стали. Некоторым светоносным стало как бы скучно в мире бесплотных, эфирообразных существ; им надоело быть там, где "всё правильно", где всё доступно и всё возможно, - но при одном условии: подчиняйся Воле Всевышнего... Короче говоря, Вседержитель как бы допустил сей ... "эксперимент", (с "уплотнением"), но в определенных рамках и под Своим Контролем, считая Сатану лишь "богом века сего" (2 Коринфянам 4:4); а Иисус позже назвал его "князем мира сего" (Иоанна 12:31). Многие ангелы выступали против такого эксперимента, говорили, что из него ничего не выйдет, что люди, находясь в тяжелых условиях жизни на земле, подвергаясь суровым испытаниям, даже проклянут Бога (Иов 2:1-5)...
- Ах, вот даже как! Когда я читал это место в Библии, очень сочувствовал Иову; не скрою, грешным делом, даже немного возмущался теми живодерством и несправедливостями, которые сыпались на его бедную голову...
- Оппоненты "дальнейшего погружения Духа в материальность" считали, что слишком завышена расчетная степень Свободы воли hоmо sарiеns; при таких параметрах, мол, "материя" не только никогда не познает самое себя и не поднимется до уровня Творца, но и сама развалится под действием закона энтропии. Надо заметить при этом, что Всё, что Происходит в "Новой Сфере" за последние 14-15 миллионов лет, есть "всего лишь" некоторые процессы в Едином Энергетическом и Информационном Поле Вселенной, начало которым положил Первый Импульс... Ну ладно, это уж слишком сложно, возможно мы к этому ещё вернемся. А сейчас опять обратимся к "критике"... "Генерального" критиковали за то, что он предусмотрел слишком жесткие параметра ДПВК, по-существу, полностью связав руки "Небесной Администрации" в процессе оперативного управления ходом реализации Проекта. Но возобладали всё-таки "оптимисты-позитивисты" и Программа "7С" была запущена: Адам и Ева вкусили от Древа Познания добра и зла.
- Ах, вот как?! "Семь-Эс"...
- Да, именно так. Я говорю в предельно сжатой, конспективной форме, в стиле "Занимательной физики" Перельмана, но продолжить хочу... занимательным естествознанием.
- Вы меня заинтриговали...
- Речь пойдет о естественном подборе. "Генеральный" заложил в Проект сей принцип, что заведомо ослабляло его позитивную часть. По Замыслу "мыслящая материя" в ходе эволюции должна была преодолеть весь негатив и выйти на принципы Всеобщей Любви, Братства и Справедливости. Однако - к делу! - "Вольтер" произнес это таким тоном и с таким видом, как будто приглашал Гаганова прямо здесь и сейчас приступить к Сотворению мира.
"Вольтер" повёл Гаганова в какое-то невзрачное подсобное помещение типа "полугрота", без окон, почти полностью "вросшее" в землю; над ним возвышалась как бы крыша, покрытая дерном, с "трубой" (для вентиляции), доходящая своими краями до земли. Когда-то оно предназначалось для склада ГСМ, но теперь было приспособлено для других целей. "Вольтер" отпер большой навесной замок, с усилием открыл железную дверь, из "полугрота" пахнуло затхлым, кислым и еще чем-то ядовито сладким. Но оба быстро привыкли и вскоре уже ничего не замечали. "Вольтер" нащупал выключатель, щелкнул им, вспыхнул свет. Это был своего рода бункер, где в образцовом порядке хранился разнообразный садовый инвентарь, бочки, ящики и бумажные мешки с агрохимикатами и прочими необходимыми для садового хозяйства вещами. Прошли еще дальше в "полугрот", где обнаружилось еще меньше предыдущего помещеньеце, на две-три персоны, "Это мой андеграунд", - сказал "Вольтер", усадив Гаганова на малюсенькую табуреточку и включив, как он называл "волшебный фонарь".
- Я покажу Вам фрагмент документального фильма на тему из жизни животных, в данном случае - об удавах (Боа-Воа соnstriсtоr).
На экране появились картины цветущей природы северной или восточной части Южной Америки - лес, кустарники, расщелины скал. Под корнями деревьев, в расщелине - "семейство удавов. Крупным планом - один взрослый боа: около 6 метров в длину, красновато-серого цвета, вдоль спины шла темная широкая зубчатая полоса с овальными, с обеих сторон выемчатыми, серожелтоватыми пятнами; на голове - три темных продольных полосы. Боа взобрался на дерево, чтобы оттуда высматривать добычу. Голос за кадром на английском языке пояснял, что в воду Боа никогда не входит, чем и отличается от других, близких родов. Боа - скорее ночное животное, хотя он и днем не пропускает встретившейся добычи, но настоящее время охоты начинается для него с наступлением сумерек. Очень оригинален способ принятия пищи этою змеёю. Чтобы зрителям было видно, как сие происходит, удава положили на подмостки, покрытые сукном, чтобы животное не скользило. Очень бодрый, только что сменивший кожу, Боа осмотрелся, поднял голову и стал быстро шевелить языком. К нему подвели довольно большого козленка. Удав втянул голову, выгнул шею, быстро задвигал языком и, притаившись, следил блестящими глазами за каждым движением животного. Но вдруг внезапно, точно стрела, бросился, вытянув шею, на голову козленка и схватил его за морду в свою пасть, причем козленок еще блеял. Змея свернулась с непостижимою быстротою, обмотала два раза козленка и так сжала ему грудь, что жертва не могла больше дышать, её задние ноги, вытянутые прямо, лежали на заднем конце тела боа. Удав оставался неподвижным в этом положении до тех пор, пока совершенно не прекратились сильные судорожные движения козленка, что продолжалось минут восемь. Тогда змея развернула свои кольца, опустила голову, полежала еще несколько минут спокойно, обнюхивая и облизывая жертву; потом снова схватила ее за голову и принялась за трудный, даже по-видимому болезненный процесс проглатывания. Мало помалу голова козленка продвигалась дальше в пасть, нижняя челюсть змеи видимо выходила из сочленений, потом и спереди ветви её разошлись и красивая голова змеи приняла безобразный вид. Наконец, дело дошло до плеч козленка и тут-то началась самая трудная работа. Пасть двигалась чрезвычайно медленно; из нажатых подъязычных желез текло много слюны, которая делала жертву скользкою. Дыхательное горло удава вылезло вперед на несколько дюймов и оставалось так, пока змея осилила плечи и грудь козленка, причем пасть напяливалась на жертву точно чулок. Затем дело пошло скорее и только задние ноги добычи выдавались еще наружу. Проглатывание продолжалось четверть часа; шея и грудь змеи надулись и было ясно видно, как козленок переходил в желудок; дыхательное горло теперь втянулось и минут через десять челюсти змеи снова приняли нормальное положение. Усилие при глотании было так велико, что рот змеи был в крови. Она, однако, по-видимому не обращала на это внимания, а с наслаждением шевелила языком и облизывала рот32.
"Синемаскоп" остановился. Вячеслав поразился происшедшей перемене в облике "Вольтера" - глаза его лишены были теперь "васильковости" и казались в сию минуту даже по-волчьи сближенными.
- Будем продолжать?
- О, ради Бога, хватит... Какой же силой должна обладать Красота, чтобы спасти этот... прекрасно-безобразный мир!
- Не так ли и люди, и государства заглатывают свои жертвы?!
- Они приспособили для этого ножи, вилки и атомные бомбы...
- Да, это прогресс!
- Время, Смерть, Бог, - произнес после паузы Гаганов.
- И номер 446 на могиле вместо имени33.
- А вот Азеф - сохранил ли он свою самоидентичность на "Том Свете"? Если "да", то какую именно?
- Я этого не знаю.
- А смог бы Воа соnstriсtоr заглотить теленка?
- Запросто! Вместе с Макаром, который, как известно, не гонял телят... слишком далеко. Макара, сон которого так блестяще описал Владимир Галактионович Короленко.
"Франсуа" умолк, сворачивая аппаратуру, а Гаганов воспользовался паузой, чтобы задать "Вольтеру" "ехидные вопросики":
- Прошу прощения мусье, но Ваша "система бреда" столь великолепна, столь грандиозна, что ... не знаю, что и сказать...
- Что ж, тогда давайте помолчим.
- Мне всегда казалась нелепой христианская концепция "первородного греха". Трудно вообразить себе что-либо более глупое: любой, даже новорожденный младенец якобы уже "виноват" в чем-то! Поскольку какие-то неведомые ему дядя и тетя тысячи лет назад скушали без разрешения всего лишь одно яблоко. Такая облыжность создает настолько же прочный, насколько и порочный фундамент для круговой поруки человеческой безответственности.
- ... И для греха. Ветхий завет в данном ключевом эпизоде в метафизической форме говорит о том, что, вкусив от древа Познания, человек получил Свободу, подключился к Эмпирическому Знанию, познал, что такое любовь, секс, смерть, т.е. как бы узнал "лишнего", за что и поплатился...
- И платит до сих пор, как, например, один молодой французский дипломат, служивший в посольстве Франции в Нидерландах; вместо того, чтобы заниматься делом - защищать интересы своей страны - занимается любовью с мадемуазель Олимпией (Пимпет)...
"Вольтер" поначалу настороженно прищурился, но тут же понимающе улыбнулся, словно поощряя своего vis-а-vis к дальнейшему педалированию интимных подробностей из жизни настоящего Вольтера - тут была тонкая грань: хорошенько почитай о нем и тоже можешь выдавать себя за Франсуа Мари Аруэ - в то же время, отдавая Гаганову некоторую компенсацию за свое собственное "досье" на него. Вячеслав Иванович не преминул воспользоваться возможностью отыграться:
- А взять его отношения с собственной племянницей Мари Луизой. Ведь они скушали ... целую корзину яблок! Или - мадам дю Шатле (Габриэль Эмилия) - аристократически бесстыдная женщина, принимавшая ванну при лакее. Будучи замужем, она в открытую жила с Вольтером, - последние слова Гаганов проартикулировал настолько четко, насколько правила приличия позволяют говорить о третьих лицах за глаза.
- Только здесь, Вячеслав Иванович, в этом моем Тампле мы и можем порассуждать о всем том, что достойно нашего, как выразился Евгений Абрамович Баратынский, безнадёжного одиночества посвященного человека, в его "промежуточном состоянии сознания", между Судом и Тюрьмой.
- На границе безумия и знания, - смеясь подхватил Гаганов, показывая кивком головы на стены, окружающие сумасшедший дом.
- И мне кажется нелепой не только версия "первородного греха", но и версия монотеизма. Зачем он, кому это нужно?
- Монотеизм "изобрели" церковники для удобства управления "массами трудящихся". Положа руку на сердце, согласитесь, Вячеслав Иванович - ну разве могут простые люди понять сущность всей той сложной структуры, о которой я Вам рассказывал? Да ни за что! А так: "Бог един" (но в трех лицах) - и всё! Коротко и ясно.
- Но все-таки же "в трех лицах"...
- Ну да! Соблюдена внешняя форма, вроде бы всё правильно, но ничего вразумительного не объясняется - кто такой "Бог-Отец"? Что такое "Бог-Дух святой"; откуда появился "князь мира сего"? И заметьте - он будет "ныне изгнан", а не "уничтожен", т.е. как бы отрешен от должности. И что это за "восстание ангелов"?! Уж слишком много фактов, не вписывающихся никаким боком в христианскую догматику. Поэтому-то богословы такие факты просто-напросто замалчивают. Не надо вести дискуссий и объяснять массам верующих и Михаилам Ильичам их природу и взаимосвязь; пресекаются малейшие попытки выяснить иерархию Божественной Власти.
- А какой Бог всех сильнее?
- Ну если говорить серьезно, то... для того, чтобы это понять, надо умереть не один раз, сохраняя свою Идентичность и Память. Это также трудно, как найти конец... в бесконечности. Бог, который "всех сильнее", это Нечто "сверхнебесное", апофатическое, что не поддается никаким определениям. Никаким!!! Любое его определение всегда будет существенно неполным или приблизительным, и у разных народов - разным.
- Отсюда разные религии...
- Ну конечно!!! В этом-то и вся Интрига мировой истории. Люди уничтожают друг друга, споря о том, у кого из них Бог "правильнее".
- А нельзя ли немного поподробнее относительно того, что "умереть не один раз"?
- Дело в том, что далеко не все умершие (в земном смысле слова) и попавшие на "Тот Свет" - снова рождаются, воплощаясь в каких-либо "живых людях". Для многих "новое рождение" оказывается бесполезным; они словно "спят" всю жизнь или даже как бы "мертвые" (и здесь и Там). Надо не спать, трудиться, работать над собой, повышая свой интеллект и мораль.
- Повышая свой идейно-теоретический уровень, не так ли?
- Да хотя бы и так. Главное - не спать. Душа обязана трудиться. Вы, надеюсь понимаете, что беседа наша эзотерична?
- Понимаю-понимаю. И Вам огромное спасибо за доверие, Иван Сергеевич, - профессор поднял на гернгутера глаза, вскинув брови, и лишь ухмыльнулся, ничего не сказав собеседнику. - Мне кажется, нас здесь двое, Азефа среди нас нет, - продолжал Вячеслав.
- Кто его знает... Относительно Вас я не сомневаюсь и прошу у Вас прощения за то кратковременное напряжение Вашего чувства чести, готовое было, вот-вот зажечь в Вас обиду на меня в связи с первыми тремя словами данного предложения, включая многоточие - цветы на могиле мысли.
- Я уже чуть было не бросил Вам перчатку, благо, что у меня ее не оказалось под рукой.
- Ну, а если по существу, то... На мой взгляд, особенную актуальность для того места, где мы с Вами сейчас находимся, имеют мысли Елены Петровны Блаватской. Я приведу один фрагмент почти целиком: "Среди бесчисленных множеств Духов - сущностей, которые были и будут людьми - имеются некоторые неизмеримо выше человеческой расы, выше и святее, нежели высочайший святой на земле, и мудрее, нежели любой смертный без исключения. Но имеются также и такие, которые не лучше нас, гораздо хуже и ниже самого низкого дикаря. Именно эти последние легче всего сообщаются с нашей Землей, именно они видят и чувствуют нас, так же как ясновидящие видят и чувствуют их. Тесная близость наших соответственных обиталищ и планов познавания, к сожалению, благоприятствует таким общениям, ибо они всегда готовы вмешаться в наши дела на горе и разрушение..."34
- Ну, я понял, профессор, кого Вы имели ввиду, когда сказали "Кто его знает"... Вы имели ввиду психбольных, которые нас здесь окружают...
- Ну и прекрасно! Собственно говоря, тех "духов", о которых Елена Петровна говорит как о "дикарях", наши попы и миряне называют "бесами", "чертями" и т.п. Заодно подвёрстывая сюда и "князя мира сего" и говоря: "бес попутал". Всё просто и понятно - основное правило пиара! Крестись, постись, ставь свечки во Храме - и этого достаточно для Спасения. "Главный конструктор" столкнулся перед массой сложных проблем и одна из них - проблема "сопромата". Ему не удалось эффективно изолировать создаваемый им план бытия от уже существующих, от "дикарей", добиться чистоты своего эксперимента.
- Да и собственный "человеческий материал" - в условиях естественного отбора, борьбы за существование - разве мог быть иным?
- Это верно, конечно, но... "Главный" рассчитывал постепенно подобрать "хороший материал" для посева, однако "сорняки" заглушают культурные "растения".
- Как говорится в притче о Сеятеле: И когда он сеял, иное (зерно) упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали...; иное упало на места каменистые... (Матфея 13: 4-8).
- Вот именно. В точку. Творческие силы в человеке были даром Божественной Мудрости, но не результатом греха. Всевышний менял своё отношение к Человечеству - это чрезвычайно важно понять. Он сначала проклинает Адама и Еву (Книга Бытия 6: 5), а затем благословляет избранный народ, сказав "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Книга Бытия 9:1). И так было не один раз (Содом, Гоморра и др.). Гнев Божий вызывается злоупотреблением творческой мощью человека, осквернением Божественного дара и растрачиванием жизненной субстанции без всякой иной цели, кроме звериного личного удовлетворения. Ведь в начале, например, зарождение было таким же лёгким для женщины, как и для всех животных тварей. Никогда не входило в план Природы, чтобы женщина рожала в "страдании"35.
- Получается, что у "Главного конструктора" ничего не выходит?
- Это слишком поверхностный и поспешный вывод. Ведь "Новый Аспект Бытия" создавался чрезвычайно долго; было огромное количество неудачных попыток (даже в чисто "биоинженерном" плане). Например, "халдейские фрагменты Космогонии в клинообразных надписях... показывают два определенных творения животных и людей, при чем первое было уничтожено, ибо оно было неудачно. Зохар говорит о первозданных мирах, погибавших так же быстро, как они нарождались. То же самое сказано и в Мидраш, и раввин Абаху определенно поясняет, что "Святый Единый" последовательно создавал и разрушал различные Миры, прежде чем он преуспел с настоящим. Это не относится лишь только к другим Мирам в Пространстве, но и к тайне нашего собственного земного шара, заключенной в аллегории о "Царях Эдема". Ибо слова - "Этот угоден мне" повторены в Книге Бытия36, хотя как всегда, в искаженных терминах"37.
- А почему, согласно Вашим взглядам, Иисуса Христа называют Спасителем?
- Очень хороший вопрос. Дело в том, что Бога-Отца много раз упрашивали оказать экстренную помощь землянам (не забывайте, что в Его "управлении" как Вседержителя находится огромное количество других миров). Просили и умоляли ангелы (архангелы, херувимы, серафимы, все Богоносные Силы и Начала, управляющие Вселенной, святые, живущие на земле). Бог-Отец посылал на землю Пророков. Самым выдающимся из них был Христос. Созданная Им новая Организация и Его Новый Завет предотвратили около двух тысяч лет назад Глобальную Катастрофу Земли. Всё это было блестяще описано в Евангелии, в Апокалипсисе. Не забывайте, мой друг, что Бог-Отец, не пожалел для этих великих целей Сына Своего Единородного. Иисус Христос довольно успешно вочеловечился и говорил землянам почти открытым текстом: Смирите свою гордыню! Не грешите и всё будет хорошо. Не пожирайте друг друга. Осторожно обращайтесь с природой, не загаживайте Ее. Посланец Бога-Отца действительно взял на себя наши грехи и понес их на Себе, понес Крест, т.е. согласился сойти на землю, приняв облик простого человека. Он дал людям Новую Инструкцию, Новый Завет, организовал Церковь...
- Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить... Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня... Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду... Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла...
- Всё правильно! Это Евангелие от Иоанна, из главы семнадцатой. Просто диву даешься, как многие не понимают Истинного Смысла сиих Слов. Обратите внимание: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира", т.е. чтобы прекратил этот "эксперимент", а - "сохранил их от зла".
- Да-а! Ни от одного попа никогда не услышишь такого толкования этих действительно многозначительных слов Спасителя.
- Причем, Спаситель говорит здесь очень просто, доходчиво, даже как бы... волнуясь, несколько раз повторяет одно и то же. И всё - равно до многих не доходит. Гордыня, злоба. Духовная глухота... Поверьте, я не раз плакал над этими словами.
- А почему Отец допустил такое... кровавое, жуткое... распятие? Неужели Он не мог остановить?
- Да конечно, мог!!! Одним движением мизинца. Но сие входило в Программу, как один из возможных вариантов. Об этом земные богословы никогда не говорят прямо, но... Дело в том, что люди жестоки и кровожадны. Им нужна только кровь, Большая Кровь. Им нужны горы трупов. Быдло подсознательно тянется к Смерти, боится Ее и радуется, что на сей раз это произошло не с ним, а с кем-то другим. Всё остальное быдлу не интересно. Если бы не Кровь Агнца, то быдло не поверило бы и в Воскресение, забыв всё на другой же день. Новый Завет не состоялся бы! Нужен был только чистый Агнец! "Человеки" жаждали Крови, Чуда, и получили их. Только таким путем наш Спаситель мог привлечь к себе всеобщее внимание и приобрести последователей!
- Отличный пиар! Признаюсь, меня поражает Ваша религиозность. Ведь в своё время Вы были закоренелым атеистом...
- Я и сейчас "закоренелый атеист" - для официальной церкви. Всё то, что я говорю Вам, можно прочитать в Книге Книг, еще раз говорю, необходимо лишь правильно читать: "Я иду приготовить место вам... В Доме Отца Моего обителей много... Я в Отце Моем, вы во Мне и Я в вас", - ну и прочее и прочее.
- Я готов заразиться Вашими идеями.
- Шизофрения не заразна.
Гаганову показалось, что "Вольтер" обиделся за что-то на него. В его лице произошла едва уловимая перемена, как если бы легкая золотистая тучка появилась вдруг на челе утренней зари - отвернулся на минуту, а ее уже и нет - всё закрыла непроницаемая серая пелена. Франсуа Мари Аруэ отчётливо вспомнил вдруг почему-то Анну и Терезу - невест Дидро и Руссо, - вспомнил, как первого из них отец запер в монастырь, остриг голову (наполовину), но Дидро, выпрыгнув из окна, убежал к своей любимой белошвейке. Вспомнил прекрасную поэму Хуана де ла Круста "Темная ночь души", звук его голоса. Живые воспоминания теснились в груди, но было одно томительное ощущение, как словно бы от... прикосновения горячих губ к ледяному лбу, к неузнаваемым немым чертам, под чистой белой простынею, восковым и каким-то не от мира сего по-новому строгим.
- Мне не совсем понятно, всё-таки, сохраняет ли человек свою самоидентичность после смерти. И можно ли говорить о душе, как о "часовом механизме"?
- Мой ответ скорее разочарует Вас.
- ?!!
- Дело в том, что ... то, что выживает после события "смерти" физического тела, и есть наше "я", наша внутренняя жизнь. Джива, как ее называют индуисты. (Заметьте, как понятно должно быть это слово русскому человеку, ибо его корень - "жив".) Она и есть прямо здесь и сейчас, когда вот мы разговариваем с Вами; она есть и Там, после события "смерти", та же самая. Так, сохраняет ли человек свою самоидентичность после этого события? Есть люди, которые внутренне пусты. Это по существу "живые трупы", и они порой даже и не замечают, что уже "умерли". "Умирает" телесная оболочка и у таких в ней почти ничего не остается. Это "почти ничего" опускается в "низшие сферы Бытия". Тем самым, от самого человека в значительной степени зависит: подняться ли в "высшие сферы" или, наоборот - опуститься вниз, оставаясь с примитивной и злобной душой. Зависит от его (ее) свободной воли, от его (ее) выбора, ну и конечно же, от серьезных усилий. В этом смысле, сознание человека суть единственная реальность. Весь тот опыт, который оно накопило за предшествующие "странствования", душа несет в себе, реализуя его так или иначе и на всех последующих стадиях...
- Ну так, сохраняет или нет?!
- Я понимаю, это волнует Вас больше всего и прежде всего, как и всех людей вообще. Это извиняет Вашу... настойчивость.
-- Вы хотите сказать "назойливость"? - Они оба рассмеялись "риторическим", "несмешным" смехом.
- Да, Вы действительно, э-э-э... "заразились" моей системой и даже научились "читать мысли" собеседника!
- И неужели всё это есть "всего лишь" "импульсивно-колебательное" движение в каком-то... бездушном Едином Энергетическом и Информационном Поле?!
- Ну почему же в "бездушном"? Дух - это как раз самая загадочная Ипостась в Святой Троице, так же как и энтелехия Аристотеля, Атма у индуистов и т.д.
- Похоже на то, как в шахматах игрок снимает пешку с доски и... всё?!
- Ну почему же "всё"? Она и в следующей Игре будет пешкой. Она сохраняет свою "самоидентичность". Но при определенных условиях может стать и ферзём, ибо узки ворота, ведущие в Рай. В отличие от шахматного поля - на Едином Энергетическом и Информационном Поле фигурки обладают определенной Свободой Воли, сами видят Игру и ведут её, подчиняясь (или не подчиняясь) определенным правилам, подчиняясь (или не подчиняясь) Воле Игрока. В случае с ЕЭИП всё обстоит несколько сложнее: снимаемые с доски пешки плачут, рыдают их родственники - другие пешки и фигуры рангом повыше и вообще - это бывает по-разному. Зависит от интеллекта, темперамента, характера "фигуры", от особенностей той конкретной ситуации на "доске", которая имеет место быть в минуту "выхода фигуры из игры".
- А в чем же разочарование?
- А Вы что?! Думаете, что непременно станете ... "королевой"?!
- Ну-у ... хотя бы - не пешкой.
- "Разочарование" в том, что ... э-э-э... Самоидентификация в значительной степени совпадает с памятью. Но всё дело в том, что ваша оперативная память не "помнит" всего того, что помнит ваша душа. Вы не помните, как мы уже отмечали, что с Вами было, скажем в полгодика, в годик; и вообще Вашу личную самоидентичность за этот период Вы можете доказать лишь с помощью свидетелей, документов и других показаний - не так ли?!
- Да, так.
- Прекрасно! И вот, в Своё Время Вам напомнят и покажут Всё. Вы сами удивитесь - как много, оказывается, Вы как бы знаете, но "забыли".