Аннотация: Любите ли вы нечисть так же, как люблю её я?
ТРАКТАТ ИЗ СКЛЕПА
или
Любите ли вы нечисть так же, как люблю её я?
Достаточно вспомнить о том, как много существует доказательств того, что демонов, оборотней, русалок и прочей нечисти не существует, что это - не более, чем результат невежества и суеверия или плод чьего-то больного воображения, как на ум приходит вполне закономерный вопрос: а зачем, собственно, понадобилось так усиленно доказывать и без того очевидный факт? Ответ напрашивается сам собой: значит, факт не такой уж и очевидный. А посему предлагаю вам ненадолго заглянуть в этот - такой очевидный и лишь самую малость невероятный мир нечисти.
Демоны
Вопреки романтическим представлениям, демоны - сущности бестелесные, безвольные, безответные, с загадочным лермонтовским Демоном не имеющие ничего общего. Согласно мнению современных оккультистов это - духи четырёх природных стихий: земли, воды, воздуха, огня. Если же совершить краткий экскурс в религии разных времён и народов, то получится примерно следующее. В древней Греции любое божество делилось на две составляющие: theos и daimon, первое обозначало его суть, второе - деятельность.
В иудаизме, исламе, индуизме и зороастризме демоны также, по большому счёту, являются деятельной составляющей божества, но божества исключительно тёмного, противостоящего светлому, созидательному началу, или рассматриваются как его прислужники, не имеющие собственной воли. В этих религиях существует сложная иерархия демонов, каждый из которых "отвечает" за какую-то определённую разрушительную функцию.
В буддизме демонов всего три, причём, скорее не демонов даже, а демониц, дочерей Мары, главного буддийского искусителя, и олицетворяют они нетерпение, желание и удовлетворение желания, а функцией их являлось отвлечение Будды от благого дела достижения нирваны (но Будда есть Будда, ничего у них не получилось и пришлось им переключаться на его последователей, в результате чего достижение простыми смертными нирваны дело чрезвычайно хлопотное).
В христианстве наиболее распространены два, не особо противоречащих друг другу взгляда на то, что есть демоны. Согласно одному из них демоны - суть падшие ангелы, низвергнутые с небес в компании Дьявола и выполняющие при нём ту же роль, что ангелы выполняют при Боге, то есть являются посредниками между Дьяволом и людьми; в некоторых средневековых источниках называется даже конкретное их число - 133 306 668. Согласно другой точке зрения демонов всего семь, и олицетворяют они семь смертных грехов (или семь ипостасей Дьявола, как кому больше нравится): Люцифер - гордыня, Асмодей - прелюбодеяние, Сатана - гнев, Вельзевул - чревоугодие, Маммона - алчность, Левиафан - зависть и Бельфегор - леность (должен заметить, что существует много версий, согласно которым "специализации" и имена демонов несколько разнятся, но суть от этого не меняется). Кроме всего этого христианство также не отрицает сформировавшегося в народе мнения о демонах, как о персонификации болезней и прочих напастей, наоборот, практика экзорцизма тому подтверждение.
И немного о суккубах и инкубах, то есть демонах, вступающих в сексуальный контакт с людьми, чаще всего оставаясь бестелесными (эротические сновидения) либо принимая вид конкретных людей, как правило, умерших, заимствуя после смерти их тела. Цель таких контактов - предоставление в распоряжение Дьявола христианской души (много ведьм и колдунов отправились на костёр из-за таких связей), или рождение детей, имеющих, скажем так, не совсем человеческую природу. Вообще, по всей видимости, представления о суккубах и инкубах берут начало в язычестве, где контакты божеств и людей случались довольно часто, взять хотя бы любвеобильных греческих богов с Зевсом во главе, а также фавнов и нимф, которые вообще, по некоторым сведениям, только этим и занимались. Что касается христианства, то вспомним рождение Иисуса Христа от Духа Святого и помолчим...
Оборотни
Полагаю, медицинские определения типа "ликантропия - расстройство психики, сопровождающееся галлюцинациями... и т.п." едва ли удовлетворят любителей мистики, хотя отрицать способность человека к оборотничеству пытались во все времена. "Кто думает, что какая-нибудь иная сила, кроме Божией, способна обратить одно живое существо в другое высшего или низшего порядка, тот, несомненно, отпал от веры и хуже, чем язычник" (канон Episcopi, предположительно, IV век). Тот же "Молот ведьм" также отрицает саму способность превращения человека в животное, однако, подобно современной медицине, свидетельствует о возможности галлюцинаций определённого рода ("Не подлежит сомнению и то, что Дьявол может производить частичные обманы чувств с помощью соков и соответствующих духовный субстанций"), правда приведённые там рекомендации относительно того, как следует поступать с подвергшимися подобному дьявольскому наваждению, не совсем вписываются в каноны современной медицинской этики.
Но это - официальная позиция светских и церковных властей, а простой народ не проведёшь, он сам кого угодно проведёт. В народе вера в оборотней всегда была не менее твёрдой, нежели в Святую Троицу, и одно другому никогда не мешало. Хотите стать оборотнем? Пойдите в полнолуние в лес, срубите осину так, чтобы она упала макушкой в сторону, откуда падает лунный свет, и воткните нож в середину пня, трижды перекувырнитесь через нож так, чтобы на третий раз упасть головой, опять же, в сторону, откуда светит луна. Впрочем, без соответствующего заговора у вас вряд ли что-нибудь получится, но попробовать стоит. Однако должен честно вас предупредить: если некий злоумышленник в то время, как вы наслаждаетесь прелестями звериной жизни, вынет нож из пня, человеческий облик вам уже не вернуть...
Согласно народной традиции, оборотничество может быть добровольным (колдуны и ведьмы всегда являются оборотнями), а также возникшем в результате проклятия. Существует также устойчивое мнение, что люди, чей род занятий подразумевает тесную связь с природой и взаимодействие с её силами, владеют способностью к оборотничеству, не причиняя, впрочем, никому вреда, а использующие свой дар исключительно на пользу своего ремесла (пастухи, охотники, мельники, кузнецы).
По всей видимости, вера в оборотней является отголоском древней веры в тотемных животных.
Русалки
Теперь о русалках. Кстати, если вам на ум пришла андерсеновская Русалочка - это зря, сия самоотверженная страдалица к русалкам никакого отношения не имеет и стала таковой лишь по прихоти переводчика, на самом деле она - сирена или фараонка (именно так назывались на Руси причудливые создания с наполовину человеческим, наполовину рыбьим телом, считавшиеся потомками бойцов упомянутого в одном из библейских мифов "фараонова войска", преследовавшего изгнанных из Египта евреев и потонувшего в море с попустительства Иеговы). Меня, например, всегда веселили иллюстрации к "Лукоморью", где "русалка на ветвях сидит" - такая вот, с хвостом вместо ног. Хотелось бы спросить у художников, как она туда, вообще, забралась, неужели приливом забросило?
А вот настоящие русалки действительно обожают сидеть на ветвях деревьев, особенно старых ив, растущих по берегам лесных рек и озёр. В этих ивах они, кстати, чаще всего и обитают (вода и деревья в народной традиции - пути перехода из потустороннего мира в мир живых). Что же касается русалочьего хвоста, то его считали непременным атрибутом сих загадочных дев отнюдь не везде и не всегда. В любом случае, ног русалке он не заменял, а лишь указывал на её принадлежность к нечисти и не особо демонстрировался владелицей. В некоторых областях считается, что, помимо хвоста, русалки "не имеют спины", то есть спереди выглядят вполне по-человечески, а сзади напоминают иллюстрацию из анатомического атласа с хорошо просматривающимися внутренностями.
Вообще же относительно внешнего вида русалок существуют разные версии, и если согласно одной они - привлекательные девицы, обнажённые или в белом, то по другой - безобразные старухи в лохмотьях, а то и без оных.
По поводу происхождения русалок все источники единодушны: девушки, умершие до брака; умершие во время русальной недели (неделя после Троицы); утопленницы. Отсюда, кстати, пошёл обычай умерших девиц - чтобы их душа обрела после смерти покой - обряжать в подвенечное платье, устраивая им символическую свадьбу, а иногда и не совсем символическую, действительно предваряя обряд похорон обрядом венчания с вызывавшимся мужчиной, после чего он считался вдовцом, а она - упокоившейся с миром.
Непременная отличительная черта русалок - длинные распущенные волосы, которые они любят расчёсывать - трактуется как признак нечисти, которой, как известно, чужды как любые предметы одежды, замыкающиеся в круг: ленты, пояса, шнурки, кольца и т.п., так и причёски вообще (круг - символ обжитого, познанного пространства; волосы, убранные в причёску - признак ограничений, налагаемых культурой. Не зря при выполнении обрядов, предполагающих контакты с потусторонним миром, следует распускать волосы и снимать вышеперечисленные предметы туалета).
Основные функции русалок в основном соответствуют версии об их происхождении: желая наверстать упущенное при жизни, подстерегают одиноких путников мужского пола (которые после такой встречи либо погибают, либо сходят с ума) и порой даже рожают от них; похищают детей (про умерших или потерявшихся во время русальной недели детей говорят, что их забрала русалка), либо же, наоборот, нянчат и кормят грудью младенцев, оставленных женщинами в поле без присмотра. Помимо этого русалки оберегают посевы льна или ржи во время цветения, считается, что в это время нельзя ходить в поле - русалки заморочат.
Источник веры в русалок, скорее всего, отголосок раннеязыческого культа предков.