Аннотация: Священник Стефан Феодорович Милицин и его сыновья Автор: Рудакова Л. А.
Газета "Союзная мысль" от 11 апреля 2019 года
Друзья!!! Скачать статью с фотографиями можно здесь:
https://cloud.mail.ru/public/23Zz/8xoTeEC57
(Файл был слишком тяжёлым для "Журнала "Самиздат" и не смог загрузиться)
Священник Стефан Феодорович Милицин и его сыновья
К изучению рода уральских священников Милициных я пришла через поиск моего деда, священника Уфимской епархии Николая Васильевича Милицина, погибшего в Уфе в 1919-21 годах. Вскоре умерла от голода его жена, моя бабушка. Восемь детей остались круглыми сиротами. Моей маме было три года, родителей она не помнила. Пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить историю нашей семьи, которая была практически "разорвана" гибелью деда и смертью бабушки. Так как в Уфимской епархии документов того периода практически не сохранилось, мне пришлось искать сведения о родных, штудируя Оренбургские и Уфимские епархиальные ведомости, Адрес-календари и Справочные книги Оренбургской и Уфимской губерний. Накопив нужную информацию, я начала посылать запросы в архивы Уфы, Оренбурга, Челябинска, Перми, Кирова, Санкт-Петербурга, в краеведческие музеи Куртамыша, Чердыни, Сарапула. Благодаря найденным документам удалось узнать очень много о наших родных, я даже и не надеялась, что это возможно.
Изучая "Оренбургские епархиальные ведомости" я узнала, каким мощным и славным был священнический род Милициных, и была просто потрясена! Все Милицины, имена которых я нашла в Оренбургских епархиальных ведомостях - псаломщики, диаконы, священники - Павлы, Аполлинарии, Тихоны, Николаи, Василии, уходившие вглубь и вширь времени по их многочисленности, - стали для меня родными. Я не могла потерять ни одно из этих имен.
В этой статье я хочу рассказать об одной ветви рода Милициных - о Милициных из слободы Воскресенской Челябинского уезда Оренбургской губернии, чтобы видна была ИСТОРИЯ этой замечательной семьи, венцом которой стал священномученик Василий Милицин, прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года.
Милицины - это старинный священнический род. В нашей семье говорили, что предки Милициных жили на Украине и переехали в Уральский регион после издания Царских Указов об освоении восточных земель. История рода Милициных оказалась тесно связанной с историей присоединения к Российской Империи новых восточных территорий. Распад Золотой Орды в конце XV века открыл дорогу Русскому государству на восток и юго-восток, при этом жизненно важным было закрепление на новых территориях. По мере присоединения восточных земель к Российской Империи на новых территориях строились линии обороны - Старая, а потом Новая Закамские линии. В 1736 году было начато строительство Оренбургской линии обороны. В середине XVIII века окончательно оформляются оборонительные линии юго-востока России. В результате деятельности Оренбургской экспедиции в 1730-40 г.г. создается громадная по протяженности пограничная система, состоящая из Самарской, Сакмарской, Нижне-Яицкой, Верхне-Яицкой, Верхне-Уйской, Нижне-Уйской и Исетской оборонительных линий.
По силе Царского указа 1736 г. с прежних пограничных линий были собраны люди "прежних служб" и направлены в Оренбургский край. Помимо активного переселения в Уральский регион казаков, сюда же были направлены и отряды Ланд-милицких войск, изначально созданные Петром I на Украине для обороны южных границ Империи от набегов крымских татар и поляков.
Сопоставив рассказы наших родных о том, что Милицины появились в Уральском регионе после начала активного освоения этих земель и приехали с Украины, и историю появления Ланд-милицких войск на Оренбургской оборонительной линии, я предполагаю, что Милицины были священниками в Ланд-милицких Украинских полках (в каждом таком полку был священник). После того, как полки эти перевели с Украины на Закамскую, а впоследствии на Оренбургскую линию, вместе с ними были переведены и священники. Фамилия "Милицин" появилась как определение места их служения.
Первые имеющиеся документальные свидетельства о Милициных на Урале относятся к середине XVIII века. В 1773 году священники Милицины служили в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Уйской линии обороны, входившей в Оренбургскую линию, в Крутоярской крепости (1812г.), в слободе Куртамыш (1795г.). Есть упоминания о Милициных в "Ревизских сказках о священно - и церковнослужителях города Уфы и уезда" 1811 и 1816 годов.
Карта Челябинского уезда Оренбургской губернии. Конец XIX века.
Милицин Стефан Феодорович (4 июля 1832-1 сентября 1893)
С середины XIX века в церкви Воскресения Христова слободы Воскресенской Челябинского уезда Оренбургской губернии служил замечательный батюшка Стефан Феодорович Милицин. В этой церкви он прослужил практически всю свою жизнь.
Отец Стефан родился 4 июля 1832 года в семье диакона Феодора Милицина. В 1856 году окончил Уфимскую Духовную семинарию и был определен учителем причетнического класса при Челябинском Духовном Училище. Уже через два года, 1 октября 1858г., был рукоположен во священника к Птиченской Богородицкой церкви. 18 октября 1861 года переведен к Воскресенской церкви слободы Воскресенской Челябинского уезда, при которой прослужил до конца жизни (с 1863 по 1893 год).
Воскресенская слобода
История Воскресенской слободы, в которой проходила жизнь о.Стефана и его семьи, интересна тем, что на ее примере можно понять, как Российская Империя осваивала новые восточные земли. Слобода эта - одна из старейших в Зауралье. Первоначально это была небольшая крепость. Основали ее в 1684 году игумен Успенского Далматова монастыря Исаак (Мокринский) и боярский сын Яков Фадеев у впадения реки Боровлянки в реку Миасс.
Строительство крепости Оренбургской пограничной линии
Впоследствии слобода принадлежала дому Митрополита Сибирского и называлось Митрополичьей. Называлась то селом (крупное крестьянское поселение с церковью), то слободой (название поселений в Русском государстве 11-17 в.в., население которых освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах слободы ремесленников). По переписи 1710 года в митрополичьем селе Воскресенском было 108 дворов с населением 736 человек. Первые поселенцы были вынуждены строить свои дома внутри крепости и ходить на полевые работы с оружием из-за опасного соседства кочевых племён, которые неоднократно нападали на русские поселения, жгли их, угоняли жителей и скот. В 1795 году, в начале царствования Екатерины I, в праздник всех святых или 9-е воскресение после Пасхи, на крепость напали киргизы. В память избавления от киргизского набега основана была деревянная церковь Воскресения Христова, с того времени село Митрополичье стало называться Воскресенским (ранее в крепости была деревянная церковь св.Михаила Архангела, постройки примерно 1700 г., сломанная после пожара).
"Село Воскресенское до самой Пугачевщины 1774 года было крепостью; здесь находился комендант с ротою ландмилиции и полусотнею казаков, а укрепление состояло из рва и частокола и 4-х деревянных башен, на которых были поставлены пушки, по одной на каждой из башен, а крепость по указанию жителей была близ нынешней церкви". (Из статьи уфимского историка Руфа Игнатьева "Топографическое обозрение Воскресенской волости Челябинского уезда" Оренбургские губернские ведомости, 1865, 20 марта).
Так как старый Воскресенский храм со временем пришел в негодность, в 1822 году в селе построен новый великолепный кирпичный храм во имя Воскресения Господня с пятиярусной колокольней. Село было центром волости, становой квартиры Челябинского уезда Оренбургской губернии. Ежегодно перед Пасхой, Покровом и Рождеством здесь проходили ярмарки. Первая школа в селе Воскресенском организована в 1779 году, а в 1843 году в Воскресенском были открыты мужское и женское двуклассные министерские училища.
Единственная сохранившаяся фотография Воскресенского собора
Первое упоминание о священнике слободы Воскресенской Стефане Милицине в Оренбургских Епархиальных Ведомостях отноcится к 1873 году - его имя имеется в расписании проповедей, назначенных священникам 7 цензорского округа. О.Стефан был членом Оренбургского Епархиального Православного Миссионерского общества, более 10 лет являлся духовником XXI благочиннического округа Челябинского уезда. Батюшка имел награды: набедренник, скуфью, камилавку (ко Дню Святой Пасхи в 1884 году). В 1892 году был награжден наперсным крестом, который, "по своему смирению, ни разу не возложил на свои перси, считая себя недостойным". Об о.Стефане известно довольно много из Некролога, напечатанного в Оренбургских епархиальных ведомостях после его кончины.
"Он был человек, можно сказать, не от мира сего. В высшей степени миролюбивый, религиозный, христиански-терпеливый, непритязательный, воздержанный, всегда добродушно настроенный, гостеприимный, незлобивый, трезвый, учительный, ревностный в исполнении своих пастырских обязанностей, - он служил примером и образцом не только для своих пасомых, но и для священников округа, духовником которых он состоял более 10 лет".
(Отрывок из Некролога о.Стефана Милицина).
Жена о.Стефана, матушка Анна Феодоровна, происходила из рода священников Оренбургской епархии Орловых. Всю свою жизнь после замужества она прожила в Воскресенской слободе. Детей у Милициных было много, некоторые дети умерли, выжили шесть сыновей (Василий, Андрей, Николай, Виталий, Владимир, Александр) и две дочери (Анна и Серафима). Большая семья отнимала немало сил, но матушка находила время для помощи жителям слободы. Фактически, она была единственным врачом в Воскресенской слободе и лечила всех и от всего. Семья была крепкая и дружная. Благодаря воспоминаниям внучки о.Стефана, Валентины Витальевны Милициной, имеются некоторые сведения об их семье и о трагедии, унесшей жизнь самоотверженной матери семейства:
"Отец мой (Виталий Степанович Милицин) родился и провел детство и юность в с. Воскресенском, Оренбургской губернии, в семье священника Степана Федоровича Милицина. Отец его был тихого, спокойного нрава, кроткий, приветливый. Мать, Анна Феодоровна, наоборот, вспыльчива, крутого нрава, тоже добрая, заботливая. Дети вышли характером, частью в отца, (старший Андрей, Николай), а остальные в разной степени - в мать, особенно мой отец - 'орловщина', как характер. Мать лечила все село. Там не было ни фельдшера, ни врача, ни больницы. И умерла, принимая роды у бедной крестьянки в нетопленной избе. Она сняла с себя шубу и накрыла роженицу, а сама заболела воспалением легких и умерла, будучи нестарой, сильной женщиной. Своих родителей братья и сестры горячо любили и уважали. Учился отец, как и его братья, в семинарии в Тобольске. Лишь брат Владимир окончил юнкерское училище и был офицером. Отец много рассказывал о том, как они дружно, весело жили в семье, о проказах... Например, франта-юнкера Владимира, когда он, будучи в отпуске, спал в повозке, они отвезли в реку, подняли оглобли, надев на них его сапоги".
После кончины жены о.Стефан остался вдовцом с восемью детьми, заменяя им и отца, и мать. Он прилагал все усилия, чтобы дети получили должное образование. Старший сын Василий окончил Челябинское уездное училище, Андрей, Николай и Виталий - Тобольскую духовную семинарию, Александр окончил Челябинское духовное училище, Владимир учился в Тобольской духовной семинарии, но вышел с 3 курса и закончил Казанское юнкерское училище, так как решил стать военным.
Умер о.Стефан Милицин 1 сентября 1893 года в возрасте 61 года, и перед кончиной попросил похоронить себя "не в церковной ограде, а на общем кладбище, рядом с почившею своей супругой и детьми".
"За добродетельную жизнь Господь послал о.Стефану и кончину мирную, не постыдную, истинно христианскую. Не задолго до смерти над ним совершено таинство елеосвящения, после которого он сподобился принятия Св.Таин, причем он сам, хотя и с великим трудом и большими усилиями, прочитал молитвы перед причащением. На погребение о.Стефана, происходившее 4 сентября, собралось 11 священников из ХХI и ХХII благочиннических округов, не считая диаконов и низших членов клира. Обширный Воскресенский храм был переполнен молящимися, и при чине погребения все навзрыд плакали, а потом все простились с ним и проводили до места последнего погребения, которое избрал о.Стефан не в ограде церковной, а на общем кладбище, рядом с почившею своею супругою и детьми. Таким образом, почивший о.Стефан Милицин остался верен своим правилам до конца жизни. Его Преосвященство почил память покойного о.Стефана следующей резолюцией, положенной на рапорте местного благочинного: "Вечная память почившему в Бозе Иерею о.Стефану Милицину! О, если бы и все другие иереи - пастыри подражали благочестивой жизни почившего! Как процвела бы тогда христианскими добродетелями вся Оренбургская паства!".
(Отрывок из Некролога о. Стефана Милицина ).
Отец Стефан и матушка Анна своей истинно христианской жизнью, наполненной любовью и самоотверженностью, стали примером не только для своих детей, строивших жизнь по родительскому образцу, но и для прихожан Воскресенской церкви, а о.Стефан - и для священнослужителей, духовником которых он являлся более 10 лет.
После кончины о.Стефана на его место в церковь слободы Воскресенской был определен его сын, о.Николай Милицин, до этого служивший в церкви села Столбово. А старший сын, диакон Василий Милицин, служивший в Воскресенской слободе, подал прошение о переводе в Екатеринбургскую епархию.
Р.S. После революции Воскресенский собор был полностью разрушен. Село Воскресенское в 1935 году переименовано в село Кирово (Мишкинский район Курганской области).
Дети о. Стефана Милицина
Стефан и Степан - это одно и то же имя греческого происхождения, которое пришло на Русь вместе с христианством. До революции имя чаще имело написание Стефан, после революции - Степан, поэтому в послереволюционных источниках дети о.Стефана имеют отчество "Степановичи".
Сыновья:
Свмч. Василий Степанович Милицин (25.09.1862 - 25.06.1918)
Священник Андрей Степанович Милицин (прим.1864 - не ранее 1922)
Священник Николай Степанович Милицин (конец 1860-х - 25.10.1903)
Священник Виталий Степанович Милицин (10 марта 1868-1933)
Подполковник Владимир Степанович Милицин (12 марта 1870 - после 1915)
Священник Александр Степанович Милицин (1875-1940)
Дочери:
Анна 1873г.р., вышла замуж за Н.А.Игумнова.
Серафима - земский врач в поселке Миасс Челябинской области, замуж не вышла.
Пять сыновей о.Стефана и матушки Анны стали священниками, только Владимир вышел из духовного звания и стал военным. Третий сын, о.Николай, умер молодым в 1903 году, остальные сыновья попали под страшный каток послереволюционных репрессий против священнослужителей. В страшные годы гонений сыновья о.Стефана остались верны Христу и Православной Церкви. Старший сын, свмч.Василий Степанович (Стефанович) Милицин, расстрелянный большевиками в 1918 году в городе Камышлове Пермской губернии, канонизирован Русской Православной церковью в 2002 году по представлению Екатеринбургской епархии, имена сыновей о.Виталия и о.Александра внесены в Базу Данных Новомучеников ПСТГУ. Судьбы о.Андрея и Владимира неизвестны.
Священномученик Милицин Василий Степанович
(25.09.1862 - 25.06.1918)
Старший сын о.Стефана, Василий, родился 25 сентября 1862 года в селе Воскресенском. В 1879 году окончил курс в Челябинском уездном училище. После окончания учебы, с 1880 по 1887 год Василий Степанович "проходил должность" сельского учителя в Травянском, Каменском и Воскресенском сельских училищах Челябинского уезда (в Воскресенском училище преподавал в 1886-87 годах). В январе 1887 г. Василий Степанович определен псаломщиком на штатное место к церкви Воскресения Христова, Воскресенского села, Челябинского уезда, в свое родное село. 14 июля 1887 года Василий Милицин был рукоположен во диакона с оставлением на должности псаломщика при Воскресенской церкви. В том же 1887 году в Воскресенском о.Василий венчался с девицей Екатериной Михайловной (родилась 31 октября 1872 года). 15 января 1890 года в Воскресенском родился их старший сын Виктор.
Указом Оренбургской Духовной Консистории от 6 сентября 1889 года за ? 6813 о.Василий был утвержден штатным диаконом и законоучителем в мужском и женском училищах села Воскресенского. В 1893 году, после кончины отца, о.Василий подал прошение о переводе в Екатеринбургскую епархию. Прошение было удовлетворено, и в феврале 1894 года семья переехала в Шадринск. О.Василий начал службу в Спасо-Преображенском Соборе на диаконской вакансии с возложением обязанностей учителя Соборной церковно-приходской школы. В 1896-97г.г. он был законоучителем и заведующим в Шадринской церковно-приходской школе. 29 января 1896 года в Шадринске у Милициных родилась дочь София.
21 сентября 1897г. о.Василий был рукоположен во священника к церкви святителя Николая села Романовского Верхотурского уезда, а в июле 1898 г. был перемещен к Свято-Троицкой церкви села Харловского Ирбитского уезда. Здесь же он состоял законоучителем Харловского народного училища. В Харловском 5 сентября 1899 года у Милициных родилась вторая дочь Елена. За достойное прохождение пастырского служения 29 мая 1901г. о.Василий был награжден набедренником. В 1901 году, согласно прошения, он был перемещен к Спасо-Преображенской церкви Верхне-Уфалейского завода Екатеринбургского уезда. С 3 октября 1901г. о.Василий - член Нижне-Уфалейского Миссионерского Комитета. В 1901-1903г.г. - законоучитель в Верхне-Уфалейских земских смешанных училищах и мужском училище.
Послужной список иерея Василия Милицина за 1903 год.
ГАСО Ф.6 Оп.4 Д.164 Л.150-151об.
Из Верхне-Уфалейского завода о.Василий был переведен в храм села Кунгурское, с 9 августа 1907 года был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, с 7 октября 1909 года - в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. В 1915 году о.Василий служил в Спасо-Преображенской церкви села Алексеевское Тамакульской волости Камышловского уезда, эта церковь стала последним местом его служения. Село Алексеевское (бывшая деревня Падерина) получило название в честь новорожденного Наследника престола Цесаревича Алексия Николаевича.
В революцию и гражданскую войну на Урале большевики создавали отряды, из которых впоследствии формировались регулярные части Красной армии. С помощью этих отрядов осуществлялась жестокая продразверстка, что вызывало крестьянские восстания. Восставшие начали вооружаться и создали свои подразделения. Такой отряд противников советской власти был и в Алексеевском. О.Василий не мог оставаться в стороне от этих событий, и духовно поддерживал своих прихожан. Во время вооруженного выступления крестьян в июне 1918 года советская власть в Тамакульской волости была ликвидирована. На подавление восстания был брошен камышловский красноармейский отряд под командованием Е.Кучмея (в этом отряде воевал будущий маршал Советского Союза Ф.И.Голиков). Но отряд был разгромлен, а Е.Кучмей убит. При отступлении большевики арестовывали всех, кого подозревали в сочувствии к восставшим, а также брали заложников. 16/29 июня 1918 года был арестован и о.Василий Милицин. Его, вероятно, сочли виновным в организации мятежа, так как сигналом к восстанию послужил колокольный звон в нескольких селениях Тамакульской волости.
Батюшку отвезли в г.Камышлов, где свирепствовал развязанный большевиками террор. С группой заложников 25 июня/8 июля о.Василий был убит. Его останки нашли после того, как Камышлов заняли белые. У батюшки была "рубленая рана на голове, отрублены четыре пальца правой руки". Вместе с пастырем приняли смерть 20 крестьян из Тамакульской волости и один дворянин - родной брат известного фотографа С.М.Прокудина-Горского Александр Михайлович. Среди останков казненных заложников было обнаружено и тело просфорни Знаменской церкви села Шилкинского Екатерины Васильевны Боголюбовой.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года иерей Василий Милицин прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2010 году прославлен в Соборе Екатеринбургских святых.
1. Собор святых Екатеринбургской епархии, среди них и свмч.Василий Милицин. Икона, написанная сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге.
2. Икона свмч.Василия Милицина написана специально для храма Рождества Пресвятой Богородицы Верхнего Уфалея.
Дни памяти:
Собор Новомучеников и исповедников Российских - первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
25 июня /8 июля день мученической кончины (1918г.)
Р.S. В ОЕВ за 1878 год есть сведения о внесении на хранение на счет Челябинского духовного училища шести рублей от продажи шубы, принадлежавшей умершей матери
ученика приготовительного класса Василия Милицина: "В счете сумм оборотных и переходящих по ЧДУ за 1877 год в разделе вновь поступивших в 1877 году сумм: ... от помощника смотрителя Полянцева, вырученных им от продажи овечьей шубы, принадлежавшей умершей матери ученика приготовительного класса Василия Милицина внесено на хранение 6 руб." (ОЕВ 1878 ?13 с.430).
Эта запись очень перекликается с рассказом о смерти матушки Анны. Я склоняюсь к тому, что речь здесь идет о Василии Степановиче, который, после окончания подготовительного класса ЧДУ, был переведен в Челябинское уездное училище, которое и закончил (точно так же мой дед, св.Николай Васильевич Милицин, после окончания подготовительного класса в Уфимском духовном училище, был переведен в Уфимское уездное училище, которое закончил). Срок обучения в Уездном училище был 3 года, значит, поступил Василий в училище в 1876-77 учебном году, а окончил в 1878-79 учебном году. А это значит, что учился он в приготовительном классе ЧДУ в 1875-1876 уч.году; деньги за шубу поступили в 1877 году, что по срокам вполне совпадает. В семье не хотели иметь шубу, которая так напоминала о безвременной кончине матери, и ее продали...
Эти данные помогают восстановить примерный год смерти матушки Анны, это произошло в 1875-76 годах, что подтверждается годом рождения последнего сына Милициных Александра - 1875-й.
Милицин Андрей Степанович (прим.1864 - не ранее 1922)
О.Андрей Милицин родился в начале 1860-х годов в слободе Воскресенской. В 1878 году поступил в Тобольскую духовную семинарию, которую окончил в 1884 году по 2 разряду. В июле 1884 года, по прошению, Андрей Степанович был определен псаломщиком в церковь Кирилла Белозерского Кислянского прихода. В 1885 году был перемещен на место псаломщика при Челябинском соборе. В 1889 году он, уже священник Бугровского прихода Челябинского уезда, награжден набедренником. В 1893 году имя о.Андрея Милицина имеется в списке жертвователей Михаило-Архангельского Братства. В 1903 году награжден скуфьею. В 1906 году о.Андрей Милицин отмечен в Оренбургских епархиальных ведомостях как особенно успешный церковный деятель - устроил хорошее здание для школы грамоты в деревне Черкасовой и озабочен устройством таковой и в самом селе Бурговом. В 1909 году отмечен как особо усердно относящийся к преподавательской деятельности.
"Дядюшка Андрей Степанович жил в селе Бугрово на Тоболе. Помню Тобол, мост с чуть приподнятыми бревнами вместо перил, песок на берегах, а дальше заросли черной смородины. Дыни сажали в два ряда, навозные, приподнятые, закрывались на ночь лунки, чтобы не померзли (такой климат!). Огурцы тоже так выращивались. Арбузы - на бахчах. Ели любые, сколько хотели. Дядюшка со своей "Манечкой" были бездетны, у них было чисто, тихо. "Старосветские помещики"! Дядюшка потом, в 21-22 году гостил подолгу у нас в Челябинске. Был очень худой, а выпивал чаю один довольно большой самовар. Был великий постник". (Воспоминания Милициной Валентины Витальевны).
В 1911 году о.Андрей был перемещен в станицу Звериноголовскую Челябинского уезда, а в 1912 году утвержден в должности благочинного Усть-Уйского округа согласно избранию духовенства округа. В 1911-1912 годах отмечен в Оренбургских епархиальных ведомостях как ревностный и полезный труженик церковно-школьного дела. В 1913 году о.Андрей проводил сбор пожертвований среди духовенства округа на образование стипендии при церковных учебных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Сам явился щедрым жертвователем. В 1915 году утвержден законоучителем Звериноголовского Алексеевского высшего начального училища.
Свящ.Андрей Милицин с выпускниками Звериноголовского училища.1916
6 мая 1915 года за усердную службу ко дню рождения Государя Императора священник Андрей Милицин награжден орденом Св.Анны 3 степени.
О.Андрей Милицин был представителем от Усть-Уйского благочиннического округа на 16 общеепархиальном съезде духовенства Оренбургской епархии, который открылся 25.05.1915 в Оренбурге. 7.07.1915г. утвержден в должности благочинного 10 округа Челябинского уезда в соответствии с новым распределением благочиннических округов Оренбургской Епархии, принятом на 16 общеепархиальном съезде духовенства. В 1913,15,16,17 годах проводил сбор членских взносов и пожертвований в Усть-Уйском благочинии для Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Оренбургской духовной семинарии. Состоял действительным членом Оренбургского епархиального Михаило-Архангельского братства по списку 1915 года.
Племянница о.Андрея, В.В.Милицина, вспоминала, что в 1921-22г.г. он часто гостил у них в Челябинске. Дальнейшая судьба неизвестна.
Крепость Звериноголовская
Хочется сказать немного о Звериноголовской крепости, в которую в 1911 году был перемещен о.Андрей Милицин. Эта крепость является одним из старейших населенных пунктов Южного Зауралья, казачьей станицей в составе Уйской сторожевой линии. Возведение Звериноголовской крепости, редутов и форпостов началось 22 июня 1752 года. Строительством руководил М.В.Крафт. Сооружением форта на заграничной стороне руководил Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, генерал-поручик и сенатор, отец фельдмаршала Михаила Кутузова. Крепость строилась по последнему слову военного искусства, но в деревянном варианте, так как это был самый подходящий и дешевый материал. Под защитой крепости стали создаваться новые поселения крестьян, отставных казаков, драгун. Заселение крепости проходило довольно быстро. В крепости располагался значительный гарнизон.
Всюду, где появлялись казачьи крепости и станицы, первым делом строились православные храмы, в крепости Звериноголовской в 1770 году их было две. Вот что писал о крепости Паллас ("Путешествие по разным местам Российского государства" Часть II. Книга 2, 1770): 'Звериноголовская крепость построена на правом, или восточном берегу Тобола, в ней находится старая и новая деревянная церкви и около ста дворов'. Старая - это деревянная церковь в честь святителя Николая, построенная без единого гвоздя в середине XVIII столетия. Новая - Крестовоздвиженская церковь. Церковь эта не сохранилась. Строительство новой каменной Крестовоздвиженской церкви началось только в 1826 году (завершено в 1827 году). С расширением Империи на восток, Оренбургская пограничная линия потеряла своё военно-стратегическое значение и в 1862 году была упразднена. Вместе с ней упразднили Звериноголовскую крепость как военное поселение. Часть гарнизона командование распустило, оставшиеся солдаты были зачислены в казаки. Крепость стала называться станицей. В настоящее время никаких крепостей, редутов и валов от них вдоль Уйской линии не сохранилось.
Крестовоздвиженская церковь в станице Звериноголовской
Крестовоздвиженская Церковь в станице Звериноголовской - единственный храм в Зауралье, который принимал в своих стенах 20 июля 1891 года будущего Царя Николая, наследника Российского престола, Августейшего Атамана казачьих войск, совершавшего кругосветное путешествие.
После революции казачий храм в станице Звериноголовской чудесным образом уцелел. В нем хранится жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года, а также копия Табынской иконы Божией Матери - войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли ее с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор...
Милицины в Звериноголовской крепости
Именно здесь, в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости, служили первые священники Милицины, о которых имеются документальные сведения. Так, после подавления польского восстания под предводительством Тадеуша Костюшко, в Звериноголовской крепости появляются пленные поляки, состоящие 'в католицкой, а часть их в униатской религиях'. На запрос священника Исаи Милицына Челябинским Духовным правлением 10 феврали 1795 года определено, что '...исповедовать их по чиноположению веры грекороссийского исповедования, яко другой религии людей, так и святых тайн приобщать, равно и погребать христианским погребением, хотя они и объявляют к тому свои желания, никак не можно'. Можно было только записывать в последней строчке живых и умерших для учета (ГАКО, ф. 111, оп.1, д. ?1, с.361).
В "Переписи 1834 года о священнослужителях некоторых населенных пунктов Челябинского уезда и их детях" (ГКУ Национальный архив РБ Ф.И-138, Оп. 2, Д. 499) есть сведения о двух сыновьях о.Исаи Милицина:
Милицин Иоанн Исаев 1773-1822 гг. Священник Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда.
Милицин Петр Исаев 1781-1833 гг. Дьячек Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда.
Также, в "Переписи 1834 года" есть сведения еще о двух Милициных:
Милицин Николай Иссоиев 1771 г.р. Священник Кирилловской церкви села Кислянского Челябинского уезда. Находился за штатом с 1825 года.
Милицын Иоанне Николаев 1789 г.р., священник Михайло-Архангельской церкви села Долговского Челябинского уезда. Поступил на штатное место в 1825 году.
Но вернемся к линии Исаи Милицина. У его сына, диакона Петра Исаева было много сыновей, родившихся в Звериноголовской крепости, сведения о которых сохранились, благодаря "Переписи 1834 года":
Милицин Алексей Петров (1804г.р.) Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1824 году поступил города Челябинска к Христорождественской церкви дьячком.
Милицин Федор Петров (1809г.р.) Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1827 году поступил дьячком на Миньярский завод Уфимского уезда.
Милицин Михаил Петров (1810г.р.) Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1826 году поступил звонарем города Уфы к Кафедральному Богородскому (?) собору.
Милицин Николай Петров (1811г.р.) Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1829 году поступил пономарем в Урез...(?) завод Уфимского уезда.
Милицин Александр Петров (1815г.р.) Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1833 году поступил в штат дьячком к данной церкви.
Милицин Павел Петров (1820г.р.) Сын дьячка Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Челябинского уезда. В 1834 году учащийся низшего отделения Челябинского уездного училища.
В Крестовоздвиженской церкви, в которой служили несколько поколений Милициных, служил и о.Андрей Степанович Милицин! Возможно (для того, чтобы утверждать пока нет достоверных данных), священник Исая Милицин был его пра-прадедом, диакон Петр Исаев Милицин - прадедом, диакон Феодор Петров Милицин - дедом, отцом Стефана Феодоровича. Прослеживается линия из 5 поколений:
Исая - Петр Исаев - Федор Петров - Стефан Феодорович - дети о.Стефана.
Также возможно, что диакон Павел Петров Милицин был моим пра-прадедом. Как бы хотелось найти этому документальные подтверждения!
Милицин Николай Степанович (конец 1860-х - 25.10.1903)
Третий сын о.Стефана, Николай, родился в конце 1860-х годов в слободе Воскресенской. В 1881г. он поступил и в 1887г. окончил Тобольскую духовную семинарию по 1 разряду. С 1888г. был определен законоучителем и учителем Столбовской мужской церковной школы. Его жена с 1888г. была учительницей Столбовской женской церковной школы.
Деревня Столбово была основана в 1743 году и названа по фамилии первого жителя, крестьянина по фамилии Столбов. В 1868 году население составляло 1460 человек. Церковно-приходская школа на 29 учащихся открылась в селе Столбово в 1887 году. Размещалась она в доме первого учителя, отставного унтер-офицера Алексея Голубкова, и называлась Михаило-Архангельской по названию церкви, которая была построена в 1858 году и внесла большой вклад в просвещение и воспитание жителей. В 1892 году стараниями о.Николая в селе Столбовом было построено новой здание церковной школы (Оренбургские епархиальные ведомости. 1903. ? 17, Неофиц.часть с. 615):
"Стараниями отца Николая Милицина в 1892 году в селе Столбовом было построено новое здание церковной школы. Строительство началось в июле, а в декабре 1892 года 'светлое и просторное, приковывающее взор и внимание каждого, школьное здание было торжественно освящено и приютило под покровом своим более 80 учащихся обоего пола... Со времени устройства собственного здания, Столбовская школа начала постепенно процветать, год от года завоевывая народныя симпатии и поощрения со стороны предержащих властей. Ее просветительная деятельность стала чувствительна для сердца столбовского крестьянина, ее услуги для церкви и прихода были на виду всех. Но в момент своего расцвета Столбовская школа понесла большую утрату: она лишилась своего опытного и неутомимого руководителя, устроителя, начальника и отца - священника о. Милицина, который был переведен на место нового служения. Память об о. Милицине и по сию пору живет в сердцах его питомцев и их отцов и, вероятно, не изгладится".
Заброшенная церковь в селе Столбово, современное фото
15 сентября 1893 года о.Николай Милицин перемещен в слободу Воскресенскую на место умершего отца. В 1895г. священник села Алабужского и Воскресенской слободы Николай Милицин награжден набедренником, в 1899 году - скуфьею. А 25 октября 1903г. он умер совсем молодым в возрасте около 35 лет. После смерти мужа его вдова Евдокия получила единовременное пособие в размере 300 руб. Имела дочь, которой в 1912 году было 18 лет.
Милицин Виталий Степанович (10.03.1868 - 1933)
О.Виталий родился в слободе Воскресенской в 1868 году. В 1889 году окончил Тобольскую духовную семинарию по 2 разряду. До 1894 года был псаломщиком церкви села Столбова Челябинского уезда. В 1894г. перемещен в село Кипельское того же уезда.
1. Чета Милициных, 1897 год
2. Св..Виталий Милицин 1898г.
3. Последнее фото Виталия Степановича Милицина из следственного дела.
В 1895 году Виталий Степанович Милицин был назначен на должность надзирателя Челябинского духовного училища. В 1897 году, в возрасте 29 лет, он женился на Антонине Васильевне Кукаретиной (Татищевой по фамилии приемного отца) 1881 года рождения (умерла после 1935г.). Антонина окончила Епархиальное училище в Оренбурге, до замужества была учительницей в Челябинске. Дети: Николай (умер младенцем), Степан, Владимир, Николай, Павел, Вера (умерла младенцем), Валентина.
В 1898 году учитель Челябинского духовного училища Виталий Милицин был рукоположен во священника в слободу Куртамышевскую Челябинского уезда. В 1903 году о.Виталий был награжден набедренником. В Отчете о состоянии церковных школ Оренбургской епархии в 1902-03 уч.годах он отмечен как отличившийся особым усердием. В 1906 году отмечен как особенно успешный церковный деятель. В 1907 году был награжден скуфьею.
Куртамышевская слобода
Хочется сказать несколько слов о слободе Куртамыш, в церквях которой также служило довольно много священников Милициных. Основана она была в 1745 году. Церковь в Куртамыше построена была в 1753 году, в 1801 году вместе с документами она сгорела. 23 марта 1802 года было получено разрешение епархиального начальства на строительство в селе каменной церкви. К 1808 году был построен и 28 июня освящён главный престол во имя святых апостолов Петра и Павла. К 60-м годам XIX века, с ростом населения, Петропавловский храм перестал вмещать всех желающих. Было принято решение о строительстве в Куртамыше еще одного храма. 20 сентября 1873 года новый храм торжественно освятили в честь Воскресенья Господня. Размеры храма впечатляли, вместе с куполом и крестом в высоту он был 32,5 метра. После революции Воскресенский собор был разрушен, а вот Петропавловская церковь уцелела. Службы в ней идут и сейчас.
Церковь Апп.Петра и Павла в Куртамыше
Воскресенский собор в Куртамыше
Первые документальные сведения о Милициных в Куртамыше относятся к 1795 году, когда в Куртамыше служил священник Николай Милицин. По "Ревизской сказке о священно - и церковнослужителях города Уфы и уезда 1811 года" (ревизские сказки - это современным языком перепись населения) при Уфимском соборе сторожем был: "Иван Николаев Милицин, 21 года, в бывшую 1795 года пятую ревизию писан был при отце, Челябинской округи Куртамышевской слободы священнике Николае Милицине" (ГКУ Национальный архив РБ АИПС - Электронный архив). Здесь же, в слободе Куртамыш, служил священник Василий Михайлович Милицин, первые упоминания о котором в Оренбургских епархиальных ведомостях относятся к 1873 году. Прослужил он в Куртамыше до своей кончины в 1893 году. Младший брат о.Виталия Милицина, о.Александр Милицин, также служил в слободе Куртамыш.
"Милицины - это стариннейшая священническая династия, служившая в Оренбургской епархии. В исследуемый нами дореволюционный период в Петропавловской церкви Куртамыша поочередно служили два брата: священники Виталий Стефанович и Александр Стефанович Милицины. Они оба были законоучителями, входили в педагогические советы и хорошо были знакомы с моими дедами Павловыми " (из статьи "Священники, законоучители Милицины из Куртамыша" челябинского краеведа Н.Б.Павлова).
***
Но вернемся к отцу Виталию, который в 1911 году был перемещен, согласно прошению, из Куртамыша к Свято-Троицкой церкви г.Челябинска. В 1913 году имя о.Виталия имеется в числе жертвователей на образование стипендии при духовных заведениях Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых. В августе 1914 года он был избран членом совета Челябинского епархиального женского училища на новое трехлетие 1915-1917г.г. В 1915 году, согласно прошению, освобожден от должности законоучителя 5-го Челябинского мужского училища. В 1917 году награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1917 году отмечен в заметке "Странника" как большой даровитый церковный проповедник. В 1923 году был переведен в Никольскую церковь в Шадринске Уральской (Курганской) области. Проживал в Шадринске на ул.Троцкого, 79.
"1920-е годы - время организованного властями (троцкистами) церковного раскола в России и Свято-Преображенский собор Шадринска был захвачен так называемыми 'обновленцами' ('григорианцами'), но В.С. Милицин принадлежал к священнослужителям, оставшимся верными традициям православия, последователям патриарха Тихона" (из статьи челябинского краеведа Н.Б.Павлова).
В 1925 году протоиерей Виталий Милицин был арестован по обвинению в антисоветской агитации, но оправдан и отпущен. Вернулся в свою церковь.
25 сентября 1928 года настоятель Николаевской церкви протоиерей о.Виталий Милицин вместе со священниками этого храма протоиереем о. Павлом Писаревым, протоиереем о. Павлом Фаворитовым, протоиереем о. Александром Буткиным, настоятелем церкви Флора и Лавра протоиереем о. Иваном Суставовым и протоиереем Владимирской церкви о.Андроником Гирским провели молебен о прославлении мощей Св.Симеона Верхотурского. Мощи находились у 'обновленцев' в Свято-Преображенском соборе, но народ тысячами пришёл к ревнителям истинной веры - в Николаевскую церковь. Это дало повод ОГПУ в 1928 г. арестовать всех перечисленных священнослужителей, в т.ч. и о.Виталия, который был арестован 20 февраля 1928 года. 10.08.1928 о.Виталий был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по статье 58-10 УК РСФСР на 3 года концлагерей, считая срок с 20.02.1928г. Обвинение "а/с агитация и пропаганда, распространение провокационных слухов о войне и гибели Соввласти ". (Групповое дело протоиерея Андроника Гирского и др., Курганская о., г.Шадринск. Дело ГА РФ. Оп.1. N П-77989).
"О.Милицин и др. не признали за собой вину, не пошли на сотрудничество с властями, отбывали заключение полностью и достойно, а дальше пошли на свою 'Голгофу" (из статьи Н.Б.Павлова, занимавшегося изучением дела). О.Виталий отбывал наказание в 1928 году в Исправтруддоме г.Шадринска, в том же году отправлен в Бутырскую тюрьму в Москве, а оттуда в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где пробыл до 1931 года. После отбытия наказания в лагере о.Виталия отпустили и он уже возвратился в Курган, но вскоре его вернули - решением ОСО от 28.02.1931г. после отбытия наказания в концлагере он был отправлен в ссылку в Северный край - Коми АССР, Усть-Кулашский район. В ссылке о.Виталий работал на лесоповале, где скончался от воспаления легких 16 июня 1933 года. Реабилитирован Президиумом Курганского облсуда 25.03.1991 г.