Сборник летописей городов, сёл и деревень Урала и Зауралья. Печатный орган Южно-Уральского Регионального Отделения Межрегиональной Ассоциации генеалогов-любителей
От редактора. Сообщение читателям:
Здравствуйте, уважаемые пользователи сайта http://www.uralgenealogy.ru/
24 сентября 2015 года на Главной странице нашего сайта я поставила сообщение:
"По техническим причинам регистрация на сайте URALGENEALOGY.RU закрыта. Закрыт для обсуждений и форум нашего сайта. Желающим поучаствовать в обсуждениях и задать свои вопросы, прошу перейти на мою страничку "Летописи городов, сёл и деревень Большого Урала" по следующей прямой ссылке: http://samlib.ru/s/shetkowa_o_a/
Редактор сайта Щеткова О.А. E-mail: loo_chetkova@mail.ru "
Это связано с тем, что платформа на нашем сайте устаревшая и наполнение её новыми материалами может привести к сбою и поломке. В связи с этим мне пришлось сделать сайт статичным. Он пригоден теперь для чтения и ознакомления с работами краеведов. Более пополняться не будет.
Смело пользуйтесь ссылкой на мою страничку на сайте "Журнала "Самиздат", этим сайтом я пользуюсь около десяти лет и ни разу на нём не было сбоев. Там мы сможем вести дискуссии и делиться ссылками, а с 24 ноября 2015 года я там начала публиковать газету "Союзная мысль" в теме "Моя электронная газета". Прямая ссылка:
В 2016 году у меня была большая задержка с выпуском газеты сроком в полгода. Это было связано с новым переизданием моей книги "От Вас беру воспоминанья, а сердце оставляю Вам...", (авторы: Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова).
Надеюсь на Ваше понимание, приношу свои извинения за неудобства.
С уважением, Ольга Щеткова. 28 июня 2016 года.
Свято - Симеоновский храм
К вопросу о ликвидации православных приходов в г. Златоусте
Великой Отечественной войны
Так сложилось, что православный приход на протяжении длительного времени исследователями обходился стороной. Любимыми темами работ советских и постсоветских авторов оставались большей частью взаимоотношения государства и Церкви, истории храмовых зданий, а в последнее время, и биографические очерки духовенства. (1) А между тем, приход и по сей день, являет собой особый мир, наименьшую действенную единицу Церкви, участвующую в историческом процессе наравне с другими общественными системами. Изучая его, как объект, можно наглядно увидеть, уникальные черты эпохи, дополняющие историческую картину прошлого.
К завершению первой трети XX века златоустовские приходы имели устоявшуюся более чем полуторавековую традицию. К началу же 40-х годов эта традиция пресеклась. Как случилось, что за весьма небольшой промежуток времени приходская жизнь утратила своё значение в жизни горожан?
Отвечая на вопрос, необходимо обратить внимание на процессы, которые произошли в церковной жизни в годы НЭПа. Златоустовские приходы без критических изменений пережили обе революции и гражданскую войну. Остались храмовые здания, сохранилась богослужебная традиция, количество прихожан уменьшилось, но позволяло обеспечивать приходскую жизнь. Невосполнимая утрата этих лет - потери среди дореволюционного духовенства. Так из четырнадцати, на тот момент, зарегистрированных священнослужителей, только четверо служили в Златоусте до революции. (2) В количественных показателях приходская жизнь практически стала соответствовать тому, что было на начало 1917 года. Всего советской властью было зарегистрировано шесть приходских общин (до 1917 г. приходов было пять), (3) объединённых вокруг переданных в аренду верующим по договору храмов: Свято - Троицкого собора, Трёх - Святительской церкви, Петро - Павловской церкви, Симеоновской церкви, Иоанно - Предтеченской и Иоаннао - Златоуствоской (кладбищенской). Количество штатных священно - и церковнослужителей составило двадцать один человек (до революции - двадцать пять человек). (4) В это время Златоуст сохраняет за собой статус епархиального центра. С 16 сентября 1927 года его возглавлял епископ Павел (Введенский), сменивший епископа Николая (Ипатова), руководившего епархиальной жизнью с практически весь послереволюционный период. (5) Несмотря на ряд уклонений в обновленчнство, организацию автокефалии, к началу 1928 г. приходы Златоуста вернулись в юрисдикцию патриаршей церкви. Средний возраст прихожан, записанных в приходские книги учета, составлял для мужчин - 40 лет, для женщин - 38 лет. По социальному составу это были рабочие, домохозяйки и пенсионеры. (6)
Стоит отметить, что по настоящий момент остается открытым вопрос о количестве верующих горожан. Информационные источники того периода - это приходские книги и квартальные отчеты перед государственными структурами, а также статистические данные этих самых структур. К примеру, данные приходской книги Свято - Троицкого собора 1927 - 1928 г. фиксировали 2385 человек. (7) Тогда документы административного отдела Златоустовского окриполкома говорят о 5000 человек. (8) Таким образом, официальная государственная статистика к концу периода НЭПа отмечала значительный рост верующих. Только в трёх приходах (Свято - Троицком соборе, Симеоновской церкви и Иоанно - Златоустовском) количество верующих горожан выросло с 1997 человек (данные I кв. 1926 г.) до 6 910 человек (данные I кв. 1928 г.), т.е. почти в 3,5 раза. Общее же количество горожан участников приходской жизни по данным того же адмотдела за I квартал 1928 года составило 11915 человек, что соответствовало примерно 28% всего населения города (42 640 человек). (9) Обращает на себя внимания и тот факт, что постепенно концу периода меняется общий тон обращений исполнительных органов приходов к контролирующим их государственным структурам. Так письменные просьбы о разрешении многолюдных крестных ходов и собраний учредителей сменяются простым уведомлением о проведении мероприятий. (10) Имеют место и открытые формы заявления о своей точке зрения в вопросах общественной жизни. Речь идет, в частности, о категорическом несогласии собрания прихожан на использование колоколен Трёх - Святительской церкви и Свято - Троицкого собора для размещения на них радиоантенн беспроводного телеграфа и общества радиолюбителей (1925 г.). (11) А в марте 1928 года ответом на обсуждение членов общегородского партийного собрания вопроса о передачи здания Свято - Троицкого собора под музей стало письмо во ВЦИК и Облисполком уполномоченного от рабочих Василия Малозёмова с требованием повлиять на городские власти и не допустить реализацию их идеи. (12)
Таким образом, к началу первой пятилетки приходская жизнь переживала стадию стабилизации. Приходы города приспособились к новой для них обстановке. Церковь оставалась, по крайней мере, в официальных статистических цифрах крупной общественной организацией, имевшей влияние на третью часть горожан.
Вторым важным пунктом, повлиявшим на ликвидацию златоустовских приходов, являются процессы, напрямую связанные с изменением внутриполитической, и, как следствие, экономической обстановки в стране. С 1 октября 1928 г. в СССР начинают поэтапно реализовываться пятилетние планы развития народного хозяйства, опирающиеся на концентрацию всех возможных ресурсов для мощного экономического рывка. Одной из приоритетных точек роста была выбрана тяжелая промышленность. (13) Златоуст, как один из традиционных индустриальных центров Южного Урала, вновь становится перспективной площадкой, где с помощью государственных инвестиций начинается развитие таких отраслей народного хозяйства, как металлургия, машиностроение, инструментальное, оборонное производство и др. (14) Для нашего города это был один из лучших периодов его экономической истории. (15) Всего за тринадцать лет (1928 - 1941 гг.) полностью преобразился его облик, состав горожан и стиль жизни.
Для реализации намеченных планов требовались колоссальные людские ресурсы. Причем, идеологически мотивированных на достижение поставленных целей. Как видно из результатов, идеологический посыл мыслился, как основной и ведущий, способный дать реальный экономический рост. Прямую зависимость между идеологической и экономической оставляющей можно проследить на примере эволюции обыкновенного табель - календаря. Этот небольшой документ, по сей день является для рабочего человека ориентиром оценки его рабочего времени, и как следствие, благосостояния. Для государства с плановой экономикой - это ценный ресурс регулирования экономических процессов. Так, в начале первой пятилетки, в табель-календаре за 1929 год кроме обязательных воскресных и памятных революционно - событийных выходных дней числились и церковные праздники: Рождество Христово, Пасха, Вознесение Господне и др. В начале третьей пятилетки, в 1939 году, при шестидневной рабочей неделе из дополнительных выходных остались только политически - мотивированные дни. Из 21 дополнительного выходного дня (1929 г.) остались только 6 (1939 г.). (16)
Пополнять людские ресурсы позволяет нарастающий процесс урбанизации. Он обеспечивается миграцией населения из сел и деревень, спецпереселенцами. (17) К 1930 г., по данным "Златоустовской энциклопедии", количество горожан увеличилось почти в два раза и насчитывало 80666 человек. (18) Их интеграция в новую индустриальную реальность осуществлялась посредствам борьбы с неграмотностью, обучению рабочим специальностям, повышением квалификации, приобщение к новым социалистическим и культурным ценностям, причем в очень сжатые сроки. С ростом населения росло и коммунальное строительство, осваивались незаселённые районы города, менялся городской ландшафт и, как следствие, быт и культура горожанина.(19) Не стоит оставлять в стороне и методы, с помощью которых, форсировались события - это внеэкономическое принуждение и командно - административный ресурс регулирования, сопряженные с энтузиазмом, как руководящего состава, так и основной массы народа, выраженного в своеобразном движении о досрочном выполнении пятилетки. (20)
Последние перечисленные факторы, сопряженные с теоретическим участием трети взрослого и экономически - активного населения в приходской деятельности и стали, на наш взгляд, главными стартовыми позициями активного устранения религиозной традиции из общественной жизни Златоуста.
Инициатором в ликвидации приходов выступали городские власти. Особо ярко это проявилось при отбирании зданий Свято - Троицкого собора и Иоанно - Предтеченской церкви. Где, несмотря на активную позицию приходских активов, которым удалось через апелляцию к центральной власти приостановить изъятие зданий и добиться возвращения их в пользование верующим, именно форсированные действия городских властей (в нарушение предписаний из Москвы) позволили довести дело до конца - здания храмов были всё равно отняты у верующих. (21)
В самом же процессе можно рассмотреть ряд закономерностей. Все приходы были закрыты в течение двух пятилеток. Начало было положено осенью 1928 г., с кампании по перепрофилированию здания Свято - Троицкого собора под городской музей, а все закончилось в 1940 г., когда перестал формально (по регистрации) существовать приход Петро - Павловской церкви, здание которой было взорвано в сентябре того же года. (22)
Главный принцип разрушения прихода - это выведение храмового здания из пользования общины, как центра, вокруг которого объединялись верующие, что автоматически являлось причиной снятия прихода с регистрации. Это заставляло прихожан искать другое место для молитвы и служило причиной их "распыления" и "интеграции" в другие, оставшиеся приходы. Учитывая, сложный рельеф местности, городской застройки и удаленность районов и храмов друг от друга, фактор расстояния (в том числе) сыграл важную роль. Например, согласно записям приходской книги последнего действующего Петро - Павловского прихода, в воскресные дни Великого поста 1937 г. участниками богослужения стали всего 1516 человек. Это преимущественно женщины, средний возраст которых составлял 45,5 - 50 лет. (23) И это со всего города.
Кроме того, закономерность просматривается и в очередности закрытия приходов. Так первыми были ликвидированы самые крупные по числу прихожан и значению в районах города приходы: Свято - Троицкого собора (январь 1929 г.), Симеоновской станционной церкви (январь 1930 г.), Трёх-Святительской и Иоанно - Златоуствской (февраль 1930 г.).(24) Все каменные здания храмов были разрушены и разобраны на стройматериал: Свято - Троицкий собор (начало 1934 г.), Трёх - Святительская церковь (нач. 30-х гг.), Иоанно - Предтеченская церковь (1937 г.), Петро - Павловская церковь (конец сентября 1940 г.). (25) Деревянные же были оставлены, и использовались длительный срок (Иоанно - Златоуствская, Симеоновская церкви).
Метод репрессивного давления применялся два раза. Первый раз, в самом начале, осенью 1928 г., когда инициативой Златоустовского ОГПУ были арестованы священнослужители, староста и регент собора за контрреволюционную деятельность.(26) Что в будущем использовалось, как доказательство для горожан антигосударственной деятельности приходов. Второй раз, летом - осенью 1937 г., когда Златоустовским отделом НКВД за создание "контрреволюционной антиправительственной повстанческой фашисткой ячейки Всесоюзной антисоветской церковной организации" были арестованы все священнослужители оставшейся Петро - Павловской церкви ("тихоновцы", "обновленцы", "григорьевцы" и просто заштатные). (27) Эти аресты были уже частью общесоюзной акции, инициированной после подведения итогов Всесоюзной переписи населения начала 1937 г. (28) Они прекратили полноценную богослужебную жизнь.
Специфичны были следующие черты. Активное использование СМИ для формирования общественного мнения применялось лишь на первом этапе, связанным с изъятием у верующих здания Свято - Троицкого собора (осень 1928 г.). (29) К завершению периода ликвидации приходской жизни единожды использовался эффективный метод "слияния" различных религиозных течений. В то время, как православные "тихоновские" общины снимались с государственной регистрации, появление общин других направлений ("обновленцы" и "григорьевцы) приветствовалось. В итоге, к 1937 году, все три направления были размещены в трёх разных пределах Петро - Павловской церкви. (30) Не секрет, что их взаимоотношения были далеко не идеальны.
Закрытие таких приходов, как Свято - Троицкого собора и Иоанно - Предтеченской (Ветлужской) церкви сопровождалось длительной перепиской приходского актива с областной и центральной властью. Несколько раз члены приходского совета Иоанно - Предтеченской церкви выезжали в Москву, на прием во ВЦИК. Благодаря этой позиции здания были оставлены верующим. Однако, в действительности же, они уже на тот момент были отобраны и переоборудованы: Свято - Троицкий собор под музей, Ветлужская церковь - под склад. Оба позже разрушены. (31) Три храма: Симеоновский, Иоанно - Златоустовский и Трёх - Святительский были возвращены государству без сопротивления и в ближайшее время перепрофилированы. Симеоновский же, по заявлению приходского совета "о невозможности аренды из-за возросшей налоговой нагрузки". (32) Иная ситуация сложилась с Петро - Павловской церковью, где, несмотря на арест в 1937 г. духовенства всех трёх течений, приходы, как общественные организации продолжали стоять на регистрации. Их деятельность прекратилась в сентябре 1940 года вместе со сносом здания храма. (33)
Подводя итоги событиям в приходской жизни первых советских пятилеток, отвечая на вопрос о причинах радикального устранения её из общественной жизни, следует оставить место и оптимистической ноте. С разрушением Петро-Павловского храма закончилась история последнего православного прихода г. Златоуста. Однако, следует учесть, что с исчезновением богослужений, духовенства и самого центра жизни верующих - храмов, не исчез важный элемент любого прихода. Не исчезли сами верующие. Именно их традиция и потенциал стали уже через три года, при изменении государственно-церковных отношений, причиной восстановления приходской жизни в городе. Новой точкой организации церковной жизни стало здание бывшего Никольского храма, принадлежащего Тихвинской единоверческой женской общины, переоборудованное в годы первых пятилеток под клуб. Здание располагалось в районе Закаменки, на Среднем мысу. 11 марта 1944 г. распоряжением СНК за N5474 было дано разрешение на открытие храма, а 5 апреля 1944 г. горсоветом здание было передано по договору безвозмездного и бессрочного пользование обществу верующих. Уже 28 мая 1944 г. здесь начались регулярные богослужения.(34) Еще один храм, Симеоновский, переоборудованный под воинскую столовую, ждал своей очереди.(35) В передаче здания Иоанно - Златоуствской (кладбищенской) церкви верующим было отказано.(36)
Ссылки на источники и литературу:
1. Например: Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969; Клочков В.В. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982; Зин Н. Государство и церковь во Владимирском крае в 1943-1953 гг. Монография. Владимир: Собор. 2010. С. 7.; Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: РАГС. 1995. - 222 с.; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта. 2010. - 480 с.; Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейшие периоды. 4-е изд. М.: Сретенский монастырь. 2010. - 816 с. и др.
2. АЗГО. Ф. Р-38. Оп.1. Д.10.
3. АЗГО. Ф. Р - 38. Оп.1. Д. 320.
4. АЗГО. Ф. Р-38. Оп.1. Д.10; Ф. Р-69. Оп.1. Д.163. Л. 58.
5. Зимина, Н.П. Златоустовское викариатство в истории Православия на Южном Урале. II. Златоустовское викариатство в период возникнове-ния и развития обновленческого раскола (1922-1927 гг.) // Православие на Урале: История и современность: Сб. научных и науч.-попул. статей / Науч. ред. д.и.н. А.И. Конюченко. - Челябинск, 2009. С. 100.
6. АЗГО. Ф. Р - 38. Оп. 7. Д. 570.
7. АЗГО. Ф. Р - 69. Оп.1. Д. 223.
8. АЗГО. Ф. Р - 69. Оп. 1. Д. 18; Ф. Р -69. Оп.1. Д.163.
9. ГАРФ. Ф. Р - 1235 Оп. 104. Д.927.
10. АЗГО. Ф. Р - 43. Оп.1. Д. 3.
11. АЗГО. Ф. Р - 69. Оп.1. Д. 726.
12. АЗГО. Ф. Р-69. Оп.1. Д. 163.
13. История России XX - начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. М.: Эксмо. 2010. С. 418, 434 - 491.
14. Журавлева В.А. Городское население Урала в 1920-1930-е гг.: Монография. Челябинск: ЮУрГУ. 2012. С. 146.
15. Златоуст - город крылатого коня / Авт. - сост. А.В. Козлов. Златоуст: Фото Мир. 2004. С. 123 - 126.
16. Табель-календари (1921, 1925, 1929, 1930, 1939, 1943 гг.). http://gorenka.org/index.php/fotoarkhiv/7503-tabel-kalendari-1921-1925-1929-1930-1939-1943-gg.
17. Журавлева В.А. Городское население Урала в 1920-1930-е гг.: Монография. Челябинск: ЮУрГУ. 2012. 2012. С. 103.
18. Население Златоуста. Численность. Златоустовская энциклопедия. Ред. - сост. А.В. Козлов, Н.А. Косиков, В.В. Чабаненко. Т. II - Златоуст: Златоустовский рабочий, 1997. С. 309.
19. Журавлева В.А. Градостроительство на Урале в 20-30-е. гг. XX в. Монография. Челябинск: ЮУрГУ. 2007. С. 4.
20. История России XX - начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. М.: Эксмо. 2010. С. 419- 420, 423.
21. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 2728; Ф. Р-5263. Оп.1. Д. 1778.
22. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 2728. АЗГО. Ф. Р-35, Оп.11. Д. 34.
23. АЗГО. Ф. Р-38, Оп.1. Д. 570.
24. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 2728; АЗГО. Ф.Р-43. Оп.1, Д. 1544; Р-35, Оп.1, Д. 189; Ф. Р.-35, Оп. 11. Д. 54.
25. АЗГО. Ф. Р-35, Оп.11. Д. 34.
26. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 2728;Лобашев, А. Верою побеждали!.. Челябинск: Имидж. 2007.С. 141.
27. ОГАЧО. Ф. П-25163. Д. 15109. т. 17.
28. Лавринов В.В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М.: Крутицкое подворье. Общество любителей церковной истории. 2007. С.144, 148.
29. Например: Требуем сурового суда над группой контр-революционеров // Пролетарская мысль. 1928. 13 декабря. N288; Наказать подрывателей соввласти // Пролетарская мысль. 1928. 13 декабря. N288; Требуем беспощадного суда // Пролетарская мысль. 1928. 13 декабря. N288 и т.д.
30. АЗГО. Ф. Р-35. Оп.11. Д. 34; АЗГО. Ф. Р-35. Оп.1. Д. 578; АЗГО. Ф. И-56, Оп.1, Д. 51 - 55.
31. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 74. Д. 2728; Ф. Р-5263. Оп.1. Д. 1778.
32. АЗГО. Ф. Р-43. Оп.1, Д. 1546; Ф. Р-43. Оп.1. Д.1538; АЗГО. Ф. Р-35. Оп. 11. Д. 54.
33. АЗГО. Ф. Р-35, Оп.11. Д. 34.
34. Обстоятельства открытия и деятельности в Златоусте первого православного храма в годы Великой Отечественной войны / Сост. Сергеев С. Златоуст, 2011. С. 10, 12.
35. АЗГО. Ф. Р-35. Оп. 11. Д. 54.
36. ГАРФ. Ф. 6991.Оп.1. Д. 212.
(Печатается в газете "Союзная мысль" с разрешения автора)
Редактор газеты "Союзная мысль" -
Электронные версии газеты "Союзная мысль" выходят с 04 ноября 2009 года два раза в месяц (плюс дополнительные и экстренные выпуски) на сайте Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей http://www.uralgenealogy.ru/ и распространяются авторами статей по краеведению и генеалогии, опубликованных на данном сайте, и постоянными читателями во всех уголках России и за рубежом.
Электронные выпуски газеты "Союзная мысль" с 2009 по 2012 года переведены в бумажные носители и сданы в архив города Челябинска -
ГУ ОГАЧО - в личный фонд О. Щетковой "Летописи городов, сёл и деревень Урала и Зауралья".
Электронные выпуски газеты "Союзная мысль" с 2013 по 2015 годы опубликованы ещё и на страничке Щетковой О. на сайте "Журнала "Самиздат" по прямой ссылке: