Смородинцев Вадим Александрович : другие произведения.

Летопись Вознесенской церкви села Багаряк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Багарякская церковь является Вознесенской, а не Прокопьевской, как написано в энциклопедии Челябинска. Причем имя Поздеева Вдладимира Васильевича к этой ошибке не имеет никакого отношения, так как он предоставлял к этой статье лишь некоторые цифры. Эту ошибку мы исправили на сайте http://www.uralgenealogy.ru/ с помощью Смородинцева Вадима Александровича. С уважением, Ольга Щеткова.

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей

  

Багарякский приход

   В Адрес-Календаре Екатеринбургской епархии 1887 года
  на 60 странице мы имеем такие данные о церкви села Багаряк:
  
   []

    []
   Фотография Багарякской церкви во имя Вознесения Господня прислана для сайта http://www.uralgenealogy.ru/ Юровским A.A.
  
  
  
   Итак, данные, помещенные в Адрес-Календаре еще раз подтверждают, что в энциклопедии Челябинска допущена ошибка: церковь в селе Багаряк именуется Вознесенской (а не Прокопьевской!). Ссылки на то, что это краевед Челябинска Поздеев Владимир Васильевич назвал Багарякскую церковь Прокопьевской оказались необоснованными. Произошла досадная ошибка, на которую опираются некоторые краеведы.
  
   Багаряк - старинное русское село на Урале. По древней рукописи ХVII-го в. "Память" оно старше Екатеринбурга, Челябинска, Каслей.
  
   В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк в пространстве до озера Шаблиш и по р. Синара до уральской дороги.
  
   Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку и через десять дней в Катайский острог поступило распоряжение Головина. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры.
  
   Строилась слобода на левом берегу реки. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Место было выбрано удачное. Плодородные почвы, дикий лес с обилием промыслового зверя, масса озер изобилует рыбой.
  
   Поскольку Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена двумя пушками. Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.
  
   Время было переломное. Тяготы населения возрастут в связи с Северной войной. Крестьян Багарякской слободы привлекали для строительства Каменского завода. Пуск его состоялся в 1701 г., но работа для крестьян не кончилась, их приписали к заводу. Каменский завод выпускал пушки для армии, в победах которой была доля труда багарякских приписных. Это было тяжелой повинностью, которая отрывала их от своих повседневных сельских забот.
  
   В каком году образовался Багарякский приход, и каким был его первоначальный состав - не известно. Старожилы не помнят, а церковный архив сгорел в 1817 г. вместе с церковью.
  
   Но на основании рукописи ("Память") нужно считать его одним из первых, старейших из всех окружающих его приходов и по объему одним из обширных и людных.
  
   Из Багарякского прихода впоследствии выделились в 1767 г. Боевский приход, в 1852 г. - Зотинский с деревней Королево, в 1865 г. Кабанский и Полдневский и в 1898 г. - Гаевский.
  
   В 1902 г. Багарякский приход состоял из: села Багаряк (568 душ м. п. и 623 душ ж. п.), деревень Жуковой и Чертовой (256 м. п. и 299 ж. п.), Скориновой (196 м. п. и 299 ж. п.), Заречье (631 м. п. и 692 ж. п.), деревня Рябково (414 м. п. и 439 ж. п.), Говорухина (Терешата) (102 м. п. и 107 ж. п.), Брюханова с Чупровой (183 м. п. и 185 ж. п.). Всего число прихожан обоего пола - более 5000 душ, все православные, без исключения.
  
   Приходский храм - в честь Вознесения Господня устроен на юго-западной стороне села, на высоком берегу реки Багаряк. По народному преданию, до существующего трех - престольного храма, в селе Багаряк было два деревянных храма, из которых первый сломан был в 1797 г. за ветхостью, а второй сгорел 24 декабря 1817 г. Вместе с храмом сгорели и многие ценные вещи, и церковный архив, уцелели лишь приходно-расходные книги с 1818 г.
  
   Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, Двух-престольный холодный - во имя Вознесения Господня, а придельный теплый - во имя святой великомученицы Екатерины. К теплому храму примыкает колокольня в три яруса. С 11 октября 1819 г., со дня его освящения, началось совершение богослужения в нем. Иконостас для сего храма приобретен был покупкой за 300 руб. ассигнациями в Екатеринбургском Екатерининском Соборе. В 1848 г. этот иконостас был заменен новым трех ярусным, с серебряными ризами на местных иконах, стоимостью 1643 рубля серебром.
  
   Главный же храм с установкой нового и ценного иконостаса окончен был постройкой 29 мая 1834 году. Храм построен в архаичных формах, со вспарушенным сводом. Он интересен как образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.
  
   Освящение его было совершено Преосвященным Евлампием, Епископом Екатеринбургским. Кроме внутренней отделки храма на постройку его с колокольней израсходовано 36 000 руб. ассигнациями. Иконостас в главном храме стоит 12 767 руб. ассигнациями. В 1874 г. был упразднен придельный храм, а вместо него начаты постройкой с северной и южной стороны теплого храма два придела: северный - во имя святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, а южный - во имя святой великой Екатерины. Одновременно с приделами строились по ту и другую сторону паперти две обширных комнаты - под ризничную и сторожевскую. Южный придел был окончен постройкой в 1879 г. и того же года 23 ноября освящен благочинным священником А. Парышевым. Северный же придел окончательно устроен был и освящен лишь в 1899 г.
  
   Иконостас в этом приделе, устроенный в готическом стиле с золотой резьбой по алюминиевому фону, стоит 2000 рублей. Он устроен был исключительно на ассигнованные обществом с базарной площади деньги.
  
   Церкви принадлежали: два деревянных дома, жилье для двух священников, деревянный дом-квартира для просвирни, деревянное здание церковно-приходской школы. В селе две школы: земская смешанная и церковно-приходская, женская, существующая с 1900 г.
  
   Общее число прихожан в 1903 г. более 4000 человек. Все прихожане православные, иноверцев нет.
  
   Главное занятие прихожан - земледелие. Находящаяся в пользовании крестьян земля была поделена по душам, но владение землей общинное...
   Всю статью вы можете прочитать набрав заголовок "Приходы и храмы Челябинской епархии в Каслинском районе". Одним из авторов этой статьи является Виктор Иванович Петухов, бывший учитель Береговской школы, с которым я знаком по переписке. Он один из первых в Каслинском районе, в ещё доперестроечные времена заинтересовался Багарякским врачом Смородинцевым, собирал материалы о нём и воспоминание старожилов.Это его была инициатива присвоить Багарякской больнице имя Александра Ивановича.
    []
   Багарякская церковь в наши дни. Фотография Юровских А.А.
  
  
   (Продолжение следует).
  
   С уважением - Вадим Смородинцев.
  
   *********************************************

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"