Фамилия Чувашов -- самая распространенная в исчезнувшей деревне Суханова Мишкинского района Курганской области и указывает на чувашские корни его жителей.
Предки Чувашовых селились в деревне Чувашовой около Шадринска. Многие из Чувашовых проживают в настоящее время с селе Введенское Кугранской области, в полутора километрах от деревни Суханова (в настоящее время - это вымершая деревня). Чуваши хотя и жили бок о бок с русскими, но очень разнились с ними. Позволю себе привести статью "О религиозной жизни чувашей Оренбургской губернии" за 1890 год (в состав губернии входила и большая часть нынешней Курганской области. -- О. Щеткова):
"Чуваши каждую пятницу празднуют ПРНЯГОН (так написано в "Оренбургских епархиальных ведомостях"! О. Щеткова). Это для них так же, как и для православных воскресенье. Мужчины по пятницам надевают цветные рубахи, а женщины -- вышитые полотенца-сюрпан.
Постов чуваши не соблюдают. Пасху величают "ВЫРСЛА ИРИНГОН" -- русский праздник. Самый большой праздник у них -- СЕМИК, а следующий за ним по значимости -- СИНЗЮ. В основании праздника Семика лежит придание хвалы Богу и благоговение перед торжеством природы, возрождающейся после долгого сна весной. Празднуют его в пятницу перед днем Святой Троицы. Они пируют его со всем торжеством и великолепием, воздают хвалу Богу Ириху, которого чуваши считают самым могущественным и самым злым и поэтому боятся прогневать его хоть единым словом. Около Семика играют все свадьбы.
После Семика идет праздник СИНЗИ -- отдохновение земли от конца пашни и до покоса. "Земля в это время спит и ее нельзя тревожить". В связи с неглубокой вспашкой земли урожаи у чувашей невелики, так еще они и сорняков не пропалывают из-за своего праздника. Стоит у них пшеница, поросшая травой. Никто дергать траву и не собирается. Во время праздника Синзи чувашки только доят коров, кормят скот, а все остальное время едят, спят и ничего не делают. Если вы спросите чуваша: "Что ты делаешь?", то он, скорее всего, ответит вам флегматически: "Нишава, клятим; глаз моя есть". (В переводе это значит: "Ничего, гляжу, на то у меня и глаза".)
На свадьбе жених и невеста в первый день праздника незаметно для гостей расходятся, каждый отдельно по своим домам. Только через неделю-другую молодой запрягает лихую тройку лошадей и вместе с гостями и родней направляется к невесте. Там они гуляют и пьянствуют на славу, а потом едут к жениху, где их ожидают водка, мед, пиво. Так могут ездить друг к другу по нескольку раз за время свадьбы.
За невесту платится калым (от 5 до 400 рублей). Калым в 150 рублей уже считается большим. Но если жених очень беден, то по сговору с родней он может выкрасть невесту, не заплатив калыма. Причем и жених, и родня с обеих сторон возмущаются, ищут невесту, плачут, даже и сама невеста голосит, чем приводят в недоумение власти и станового священника. Потом начинают дружно жить без венчания. Жених нередко ссылается на то, что денег на венчание в церкви у него нет. Живет жених с выкраденной невестой год-другой, и только когда у них появляются дети, по настоянию священника он вступает в брачный союз. Чуваши очень боятся станового священника.
Как только начался покос, так и СИНЗЯ кончилась. Так что чуваши, формально числящиеся православными, остаются на самом деле в обычаях и в повседневной жизни вполне язычниками".*
О. ЩЕТКОВА. Челябинск.
____________________
*"Оренбургские епархиальные ведомости" за 1890 год, со стр. 519. (По материалам "Московских ведомостей"N 45 и N 70 за 1890 год. Сокращено Щетковой О.).
По поводу
В Шадринском районе Курганской области есть еще один чувашский населенный пункт -- село Канаши. Достаточно солидное, с ковроткацкой фабрикой и предприятием по ремонту тракторов К-700. В целом же в области в 2002 году признали себя чувашами 1912 человек. Это 0, 19 проц. численности курганцев. Рядом с ними выше по списку стоят армяне, ниже -- азербайджанцы.
Как они могли попасть в Зауралье? Судя по письму О. Щетковой, здешние чуваши даже в конце XIX века придерживались язычества. Отсюда можно предположить, что их предки покинули родные края в Поволжье или Приуралье еще до полной христианизации. Известно, что еще до падения Казани большая группа чувашей оказалась в армии сибирского хана Кучума, основала на горе над Иртышом, названной Чувашским, Чувашский город. Здесь им в 1581 году пришлось вступить в бой с войсками Ермака. Это было около нынешнего Златоуста Челябинской области. А Шадринск появился через полвека восточнее. Возможно, туда и отступили остатки чувашского отряда или, подчинившись Ермаку, пошли насаждать новые крепости. И название своего бывшего города сохранили, обозначив новое селение именно как чувашское. Чувашовым его назвали, конечно, русские.
Любопытно, в энциклопедии Шадринска происхождение названия города связывается с прозвищем Шадра, которое якобы принадлежало человеку, рябому от оспы. И в чувашском языке есть такое слово. И означает оно то же самое. Более того, в языческом пантеоне чувашей, как зафиксировано в словаре Н. Ашмарина, были такие божества, как отец шадры, мать шадры. Надо полагать, в глубокой древности болезнь эта весьма беспокоила чувашей. Понятие "шадра" в том же значении, как указывает "Этимологический словарь чувашского языка" М. Федотова, есть в башкирском, казахском, марийском, удмуртском языках, в одном из диалектов татарского. И В. Далем оно зафиксировано в том же толковании, только как архаичное. А вот известный исследователь этимологии русского языка М. Ферсмер установил, что "шадра" имеет тюркское происхождение.
Сегодня, конечно, невозможно определить, кто первым застолбил место под будущим Шадринском. Может, и кто-то из бойких чувашей. Одно, думается, точно: свой след в этих краях они оставили. Не исключено, что пришли и после Ермаковского похода с волной новых покорителей Сибири. Или же бежали от христианизации, которая вовсю развернулась в середине 18 века. Селились, как Лыковы, в тайге, жили своей верой. Но в любом случае земляки автора письма, пожалуй, первые из чувашей, ставших сибиряками. На это указывает и их малочисленность. Ведь массовое переселение народов Поволжья из-за малоземелья, как отмечают историки, началось только в конце XIX века. И представляли переселенцы многотысячные колонии.
На древность чувашских селений в округе Шадринска, думается, указывает и распространенность в ней фамилии Чувашов. Так называли, наверное, русские всех их жителей, добавляя к кличке имя человека. Например: Чувашов Иван. А потом чиновники записали кличку как фамилию. Судя по страницам Интернета, уральских Чувашовых -- не сосчитать. И, пожалуй, самый известный из них -- Борис Иванович Чувашов, член-корреспондент Российской академии наук, палеонтолог, работающий в Уральском отделении РАН. Правда, семья, как говорится, не без урода. Как сообщают уральские информагентства, в декабре прошлого года была ликвидирована банда Ф. Чувашова, орудовавшая в Свердловской и Тюменской областях.
Письмо О. Щетковой стало поводом еще раз обратиться к теме чувашей, живущих за пределами Чувашии. О них "Советская Чувашия" писала не раз. И ряд читателей высказали мысль: сидеть в Чебоксарах и строчить о людях дальних краев, конечно, хорошо, но лучше было бы съездить туда. Да, в тех краях делегации из республики бывают, однако только как экскурсанты да гости с песнями и танцами. Нужны исследовательские экспедиции с последующими публичными отчетами, считают читатели. Пожалуй, правильно говорят.
Комментарии Щетковой О.А. Южноуральская Ассоциация генеалогов-любителей города Челябинска. Редактор сайта http://www.uralgenealogy.ru/
Я допускала версию о том, что зауральская деревенька Суханова населена чувашами потому, что прочитанная статья о чувашах в "Оренбургских епархиальных ведомостях" произвела на меня неизгладимое впечатление. Чуваши показались мне очень близки и понятны, я почувствовала с ними некоторое родство, хотя, прочитав полную версию статьи 1890 года, в глаза бросается тон автора, оставшегося неизвестным. Таким отношением к простому люду, не только к чувашам, отличаются многие статьи писателей "Оренбургских епархиальных ведомостей". Я бы это отношение к простому человеку назвала "постыдное высокомерие". Богатый чинуша рассматривает целый народ так, как мы рассматриваем букашку под микроскопом... Эта статья большая, интересная, я советую желающим её прочитать. Она приведена здесь в сокращении.
Вернёмся к истории моей деревеньки Сухановой. Действительно, там Чувашовы - многочисленны. Представители Чувашовых обладают мягким, дружелюбным, неторопливым характером. Мои предки Курбатовы и Аникины также имеют не чисто русскую внешность: широкие скулы, раскосые и даже узкие глаза. Именно этот факт натолкнул меня на мысль о родстве с чувашами. Версия моя не научна, требует кропотливого исследования. Я собрала большой фольклорный материал, образцы ковров, вышивки наволочек, узоры накидушек и др. В настоящее время продолжаю исследование этого вопроса. Прошу мою версию не трактовать, как догму. Название присланной мной статьи "Чувашские корни моих земляков???" я не случайно закончила тремя вопростельными знаками, а на сайте этого не прозвучало.