Гуляева В. : другие произведения.

Легенда о Першино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я занимаюсь краеведением и генеалогией и множество людей присылают мне свои заметки о родном крае. СПАСИБО ВАМ! Ольга Щеткова,администратор и координатор сайта Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей города Челябинска. http://www.uralgenealogy.ru/

Южно-Уральская Ассоциация генеалогов-любителей

ЛЕГЕНДА О ПЕРШИНО БЕЛОЗЕРСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

  
  
   В. ГУЛЯЕВА, прислал на сайт http://www.uralgenealogy.ru/ Александр Чернышов
  
  
   Давным-давно это бы-ло. В то время места на-ши глухие, звериные бы-ли. Жили в них орды та-тарские, неспокойные. Ходили полчищами да дрались друг с другом.
   Жили три брата, были они князьями своих ро-дов. У каждого была своя сила несметная во-енная. И все они храб-рыми да воинственными были. Старшего брата звали Салтысарек, сред-него - Першик, а младшего - Ниап.
   Вот раз напала на них вражья сила несметная таких же ордынцев, как и они. Долго шла крово-пролитная резня. Шибко бились братья каждый на своем поле ратном, бились до последнего во-ина, не уступали врагу. Первым убили Салтысарека, остатки его рати разбежались. Потом уби-ли второго брата, Першика. А третий брат убе-жал в тайгу, но враги следили за ним, нашли и утопили его в лесной речке, она и получила его имя - Ниап.
   У Першика был зять Тебеняк, он сражался вместе с тестем и погиб от вражьей руки. Остат-ки верных воинов похо-ронили Першика и на могиле его насыпали бо-льшой холм, который называться Першниским. Зятя похоронили па берегу реки.
   Вот и пошли названия озеро Салтысарекское, (ныне Салтысарайское) и село того же названия. Бугор (холм) Першинсий и село Першино. Речка Тебеняк и лесная речка Ниап (обе принад-лежат к системе реки Обь).
   Ордынцы победители разграбили селения побежденных и ушли, а остатки разбитых войск братьев поселились около речек. Где семья, где две, так и жили по-по-левому и никто о них ничего не знал. Однажды пришел в этот край рус-ский донской казак Ер-мак Тимофеевич со сво-ими товарищами. Завое-вал этот край сибирский и подарил его русскому царю. А царь за это простил Ермаку бунты, по-дарил атаману атласную шубу с плеча своего и кольчугу железную.
   Сибирь мало-по-малу стала входить в русское царство, но рус-ские люди не сразу шли на жительство в просто-рную таежную глушь За-уралья. И жили в таеж-ной стороне звери да птицы, да ветер гулял по лесным чащобам, шу-мел в них неумолчно. А сколько тут было простору - никто не измерял и не считал. А сколько тут было гор и рек - ни-кто не видал. И если бы нашелся какой смель-чак, так тут и потерялся бы, заблудился. Ох, и страшно было попасть за Урал!
   В ту пору пошла мо-лва о Першинском кур-гане, что в нем, мол, великий клад зарыт и что надо большим уме-льцем быть - тогда тот клад добудешь. Кое-где в глухих деревушках были "особые" люди - знахари-шаманы. Они, якобы, водились с "не-чистой силой". Она-то и открывала им все тай-ны и клады всякие. Много смелых людей прихо-дило к шаманам, полу-чали от них наставления о взятии кладов за богатые подарки. На Першинском кургане появилось много ям-раскопок, но клад никому не давался в руки.
   В числе первых жите-лей поселка жил одино-кий детина Пантелей. Жил он в маленькой ха-те, всех сторонился. Го-ворили, что он с "нечис-той силой" водится. Не раз видели Пантелея у Першинского кургана. Пантелей решил попы-тать свое счастье - пои-скать в кургане клад.
   Вот на Иванов день в полночь зашел Пантелей на вершину кургана. Ночь эта бывает темная - темная, как слепота, и только в эту ночь да-ются клады. Пантелей расстегнул ворот руба-шки, встал спиной к се-веру и начал смело и уверенно копать железной лопатой.
   Вдруг слышит Пантелей позади себя сильный лошадиный топот, как будто на него бежит та-бун лошадей, а обернуть-ся или посторониться не-льзя - клад уйдет. Пан-телей копает и копает. Топот стих, но поднялся сильный шум от порыва ветра. Еле держится Па-нтелей на ногах, но ко-пать не перестает.
   Затих и ветер. Вдруг затрясся весь курган. Чуть не упал Пантелей. И не успел опомниться, как ослепило его огнен-ным светом, вырвавшим-ся из ямы, которую он копал. Лопата выпала из рук Пантелея, и он стоял весь в пламени. Из огнен-ного свет перешел в белоснежный и тут из ямы тихо-тихо выкати-лась золотая карета. В ней сидела красивая де-вушка с распущенными волосами.
   В тот момент Пантелей должен был схватить ру-ками карету и крикнуть "Чур, моя!" Но Панте-лей стоял, как зачарованный, не схватил, не крикнул, не мог глаз оторвать от девушки. Каре-та момент как бы поме-длила уходить, и девуш-ка смотрела на Пантелея, словно ждала, но потом карета покатилась вниз по склону кургана быс-тро и скрылась вдали. А свет от нее шел, как от солнца и слепил Пантелею глаза.
   Когда видение кончи-лось, Пантелей сказал громко "Ушло мое счас-тье!" И стоял он на вершине кургана до самого рассвета, потом пошел и увидел след золотой ка-реты. След этот превра-тился в речку и люди назвали ее Богатик, так как в ней скрылось зо-лотое богатство, которое упустил Пантелей.
   Шли годы. Поселок Першино увеличивался, Першинский курган уменьшался. Пантелей превратился в седого стари-ка, но о кладе забыть не мог. Он часто ходил на Богатик, купался в нем, удил рыбу и все думал, как бы вернуть клад. Раз пошел Панте-лей с железной лопатой, может быть, с той самой, с которой был тогда на кургане, и стал копать берег Богатика. И к великому своему удивле-нию увидел краски: желтую, белую, бурую и черную. Об этом узнали все першинцы и стали копать и использовать эти краски.
   Из легенды можно предположить некоторую правдоподобность. Ниап, Тебеняк, Першик, Салтысарек - татарские названия. Что орды татарские вели между собой войны - это установлено историей. Наличие двух курганов (за Журавлевкой и у мельницы) дает право предполагать, что в одном был похоронен Першик, в другом (воз-можно, в том, который за мельницей) - Тебеняк, так как он был похоронен на берегу реки, старое русло которой проходило возле колхозной кузницы и до Гаевки. Но так как в низких местах не хоронят, оба кургана находятся на более высоких местах. Правда и то, что возле Богатика есть краски.
  
   Эта легенда была давно записана со слов бывшей учительницы Тюменцевской начальной школы Анастасии Абрамовны Сахаровой (ныне покойной).
  
   СПРАВКА:
  
   В 1895 году так пишут о селе Першино в "Обзоре экономического и сельскохозяйственного состоянии Курганского округа Тобольской губернии".
Село Першино расположено на земском тракте, на реке Тебеняк в 89 верстах от уездного города Кургана. В селе церковь во имя "Сретенья Господня", волостное правление, приходское училище и церковноприходская школа. Бывает Златоустовская пятидневная ярмарка с оборотом на 12000 руб. и 3 торжка: Сретенский 2 февраля с 2500 руб. оборота, Ильинский 20 июля и Покровский 1 октября с 2000 руб. оборота каждый. Привозной товар на ярмарках и торжках мануфактурный. А местные жители сбывают хлеб в зерне и муке. Ярмарка и торжки приносят селу до хода до 170 руб. При селе 7 ветряных мельниц, каждая из них приносит владельцу дохода до 15 руб. Пахотная земля в одной окружной меже и отстоит от села в одной и до 15 верст. Грунт земли чернозем. Жители села кроме хлебопашества занимаются деланием бочек и бочонков, а также оконных рам, лесной материал для этого приобретают в Боровлянской казенной даче по билетам.
Всех дворов в селе 185, население 918 человек, в том числе мужчин 452, женщин 466. Исключительно коренное население. Среди жителей: плотника 4, кузнецов 6, портных 2 и стекольщика 3. Грамотных 32 или 3,5%, из них 5 окончили курс народных училищ. Православных 792, раскольников 78 и других вероисповеданий 48. Отбывают воинскую повинность 4 и отставных нижних чинов 13.

Данная книга "Обзор экономического..." находится на хранении в Государственном архиве курганской области.

Информацию предоставил: Чернышов Александр
a8759203@yandex.ru
  
  
  
Источник. Общественно-политическая газета Белозерского района Курганской области "Боевое слово", N73-74 от 29 октября 1994 года.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"