Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Гулаг Прямо Здесь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  Раиса Шестакова
  
  ГУЛАГ ПРЯМО ЗДЕСЬ
  
  Лучший памятник жертвам - отсутствие памятников палачам. - Владимир Туровский, писатель
  "Мемориал" пережил своих основателей, "Мемориал" переживёт своих гонителей. - Кирилл Рогов, политолог
  
  В 1987 году в Москве возникла общественная группа "Мемориал, давшая начало региональным организациям и группам. В 1989 году они объединились во Всесоюзное историко-просветительское общество "Мемориал". В 1992 году в Москве учреждён "Международный Мемориал". Он представляет собой содружество десятка организаций в России, Чехии, Германии, Казахстане, Италии, Бельгии, Франции и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.
  
  Организация занимается выявлением и распространением сведений о преступлениях тоталитарных режимов XX века, реабилитацией репрессированных и помощью их семьям. Организация запустила проект "Возвращение имён" и поддерживает "Последний адрес", создала и опубликовала онлайн-базу жертв политического террора с более чем двумя миллионами имён. Общество ведёт широкую правозащитную деятельность и в отношении современных случаев нарушения прав человека. Центр защиты прав человека "Мемориал" проводит мониторинг и документацию случаев нарушения прав человека, юридическое консультирование беженцев и политзаключённых.
  
  29 декабря 2021 года решением Мосгорсуда были ликвидированы российские юридические лица "Международного Мемориала" и Правозащитного центра "Мемориал". Обе организации продолжили работу без регистрации юридических лиц. В настоящее время организация представлена рядом независимых экспертов, продолжающих вести свою деятельность вне России. 7 октября 2022 года Нобелевский комитет присудил "Мемориалу" премию мира. - Википедия.
  
  "Мемориал" за 37 лет проделал колоссальную работу по восстановлению исторической правды и возвращению репрессированным гражданам их честных имён. Вот лишь одно направление его деятельности: "Гулаг прямо здесь". Это видеоинтервью с людьми, прошедшими через репрессии советского периода. Герои проекта - бывшие узники советских лагерей, дети "врагов народа", дети, рождённые в лагерях, содержавшиеся в "детских бараках" или отправленные в специальные детские дома. Это раскулаченные, представители депортированных народов, люди, подвергшиеся преследованиям за религиозные убеждения, участники подпольных молодёжных организаций, участники диссидентского движения, а также сотрудники НКВД и их потомки. Цель проекта - рассказать о репрессиях в СССР через конкретную судьбу и трагедию отдельного человека и найти истоки катастрофы, происходящей с нами сегодня".
  
  Из десятков документальных фильмов, посвящённых людям разных национальностей, обратимся к четырём героям. Вспоминает Галина Алексеевна Дорошкина. Её отец родился на хуторе Ерёмино Гомельской области Белорусской ССР. Был раскулачен и выслан с семьёй в Амурскую область. Во время работы на заготовке леса получил серьёзную травму ноги и стал работать учётчиком. Мать приехала в спецпоселок работать учителем в школе, вскоре познакомилась с будущим мужем. В семье родились три дочери и сын, который умер в младенчестве. Старшая сестра появилась в 1939 году, а Галина родилась в 1942 году.
  
  Жили ссыльные в бараках, построенных из сырых брёвен, по сто человек в бараке. Условия жизни и работы на лесоповале были невыносимо трудными для всех. Люди простужались на морозе, заражались, особенно во время эпидемии тифа. Вначале умирали по пять-десять человек в сутки, потом по пятьдесят, затем умирал весь барак. Медицины никакой не было. От голода и антисанитарии все были вшивыми. Дети рождались и умирали, потому что у матерей не было молока и тряпья, чтобы завернуть ребёнка. От нищеты и отчаяния женщины кончали самоубийством. В то время у Галины сложилось впечатление, что дети - это обуза, по сути, так оно и было.
  
  Ходили и спали в валенках. О простынях, одеялах и ватных матрацах не имели понятия. Мешок набивали сеном, а укрывались телогрейками и тулупами, в которых работали. Сменной одежды не существовало, обувь передавалась от старших младшим. В посёлке действовала одна баня на 150 человек, в которой мылись раз в месяц. В семье не было ничего кроме крупы, чёрный хлеб для детей - деликатес. Весь домашний скарб - две сковородки, две чашки и деревянные самодельные ложки. Имелись четыре карандаша: красный для мамы-учительницы, два для девочек и химический для отца-учётчика. Ещё одна иголка и чёрные нитки.
  
  Однажды мать принесла килограмм простых конфет (голая карамель и подушечки), девочки долго не могли осознать, что это такое. А после мать выдавала иногда по конфетке в течение месяца. До этого самое сладкое, что они знали, была пареная тыква. Магазин находился в 12 километрах от посёлка. Однажды сестёр туда привезли, и они были потрясены, когда увидели цветные нитки и "маленьких человечков", куколок. Они думали, что эти малышки вырастут со временем.
  
  Однажды зимой привезли партию людей, разместили их в палатках, а к утру они все замёрзли насмерть. Их складывали в штабеля, хоронили весной то, что не съели волки. Затем привезли латышей, поселили в конюшню. 1 сентября дети пошли в школу, половину класса составляли латыши. В журнале против каждой фамилии указывался срок для ссыльных: 10 лет, 20 лет, для белорусов - навечно. Помнит Галина красивых украинок в вышиванках и немок. В мае 1959 года латышей отпустили домой. В том же году Галине удалось после школы покинуть спецпосёлок и поступить в Иркутский Университет. В 1993 году семья Галины Алексеевны Дорошкиной была реабилитирована.
  
  Растроганные зрители делятся своими впечатлениями о судьбе Галины. "Это о том самом режиме и "великом" деятеле Сталине, по которому сейчас нынешний русский народ скучает". "Невозможно смотреть и слушать без слёз. Как можно было так над людьми издеваться? Рабы бесплатно работают, ничего нет, это так коммунизм насильно строили!" "Слушаю, как книгу читаю. Другое поколение, а сопереживаешь, как будто всё это с тобой было". "Живая история, правда из первых уст. Боже, какие судьбы! Спасибо, очень ценный документ эпохи".
  
  "Спасибо за Ваши воспоминания. В те годы, наверное, не было ни одной семьи, в которой бы не было репрессированных, депортированных. Почти вся страна была одним Гулагом, это было ужасное время. Зато сейчас есть люди, которые считают, что всё правильно тогда делалось, что многие люди заслуживали такие наказания. Ничего удивительного, у нас до сих пор продолжается всё то же самое, и также народ молчит и боится, как тогда. Мы все виноваты за то ужасное, что было и что сейчас продолжается".
  
  "Я благодарна создателям этих свидетельств за кропотливый, а сегодня уже и опасный труд! Посмотрите, какой главный аргумент у противоположной стороны - мы не слышали от своих родных, знакомых о подобном. Потому что члены семьи, если не отрекались, то молчали до гробовой доски, понимая последствия своих слов". "Спасибо большое за то, что смотрите и поддерживаете! Вы абсолютно правы, в семейной памяти имена репрессированных, как правило, не сохранялись. Эта память считалась опасной. Я абсолютно уверена, что на территории бывшего СССР практически в каждой семье есть репрессированные. Моя семья нашла сравнительно недавно двух расстрелянных на Бутовском полигоне дедов, их имена не произносились десятилетиями".
  
  "Как хорошо в стране советской жить! Если удастся выжить". "Слушаю и мурашки по коже, местами даже ком в горле. Основателям проекта огромная благодарность за эти ролики. КГБэшники гнали людей как скот, ну и какое отношение у народа будет к этой системе?" "Властолюбие и жестокость царствовали над людьми и через людей, уполномоченных этой властью. И сейчас она затаилась на прежнем месте, ожидая благоприятное для неё время". "Это время уже настало, и они развернулись вовсю!"
  
  "Каждый выпуск я смотрю, превозмогая себя, каждая история чудовищная. Отчего же это не показывают в школе!? Вот разговоры о важном! Это наша реальность". "Какой вред нанесла советская власть численности населения, сколько детей умерло в лагерях и ссылках, бессчётно! Вот о чём горевал бы, "великий стратег!" "Всплакнул не раз, слушая воспоминания уже немолодой дамы. Что пережили люди! Проклятая страна. Проклятые люди. Ещё гордятся этой своей проклятостью. Рождённый ползать, летать не способен. Они себя не жалеют, чего же они будут жалеть других?"
  
  "Очень важно об этом рассказывать! Наша семья тоже была раскулачена. Бабушка говорила и плакала". "Несчастные люди России, все поколения страдают, когда же будем нормально жить?" "Люди, сосланные, как раскулаченные, целыми сёлами в Сибирь, Воркуту, Норильск, на Соловки и Колыму, признанные советской властью врагами народа - это вечный позор Ленину и Сталину! И самое страшное в том, что это продолжает очередной вождь-бандит России - Путин, и многие его поддерживают. Преступления Сталина и коммунистов нельзя забывать!"
  
  "Общество "Мемориал" с 2000-х годов стали преследовать. И признали уже вне закона, иноагентом. Чтобы утвердить официальный позитив. Мол, всё было прекрасно и массовых репрессий, нарушений прав человека НЕ БЫЛО. У меня в школьном коллективе учителя и слушать не хотят про это. Мол, всё было правильно. И Сталин молодец. А в учебниках про это - три строчки. Назад, в ГУЛАГ? Происходит ужасное. И большинство этого не понимает". "И через 100 лет в России это всё повторится с ужасающими последствиями. Это страшно даже представить. Накажу своим потомкам уезжать подальше от России, в Австралию, например".
  
  Седьмой фильм проекта "Гулаг прямо здесь". Воспоминания латыша Андриса Эглитиса. Он родился в 1936 году в Латвии, в городе Цесисе. Его отец занимался бизнесом, мать воспитывала троих детей. 14 июня 1941 года, семья была арестована сотрудниками НКВД и сразу депортирована в Красноярский край. Во время пути в их вагоне одна из женщин зарезала бритвой своих детей с криком: "Не отдам детей коммунистам!", а затем покончила с собой. В конце пути умер трёхмесячный брат Андриса. Через некоторое время семья получила известие о том, что их отец Карлис Эглитис погиб в лагере в 1942 году.
  
  В дороге Андриса разлучили с матерью и сестрой, и его стала опекать "вторая мама" Мелания Ванага. В Сибири они прожили пять лет в бараке впроголодь. Работающие получали по 400 граммов хлеба. 10-12-14-летние дети собирали в лесу травы, кедровые орехи, почки, берёзовый сок, грибы, ягоды. Взрослые сажали картофельные очистки и выращивали картофель. Мальчик окончил три класса в русской школе, писали на бересте, как в древности, тетрадей не было. По-латышски общались только дома, потому что все, кто говорили на другом языке, считались фашистами. Медицина отсутствовала.
  
  В 1946 году по ходатайству правительства Латвии детей вернули на родину. Месяц они ехали в вагоне для скота, голодали: кусочек хлеба и кружка тёплой воды, завшивели. На какой-то остановке их побрили наголо и покормили. Оголодавшим детям стало плохо, и они попали в больницу. В Латвии Андрис пошёл в литовскую школу и через полгода стал отличником. Жил в деревне у бабушки и дедушки, казалось, что муки позади и жизнь налаживается. Но изверги-коммунисты "раскулачили" их семью и в 1949 году депортировали в Красноярский край.
  
  Восемь классов он окончил уже в Сибири, пытался подать документы в техникум, но получил отказ. Ему удалось поступить, только скрыв в автобиографии сведения о судьбе отца. После смерти Сталина Андрис вернулся в Латвию и окончил Политехнический институт. Работал главным энергетиком на машиностроительном заводе, затем занимал должность начальника управления капитального строительства и ремонта. Всю жизнь ведёт общественную работу по сохранению памяти о депортации. А ещё он хранит память о своей "второй маме", писательнице Мелании Ванаги.
  
  Мелания Ванага - латышская журналистка, писательница. В 1912 году поступила в начальную школу. В 1925 году окончила гимназию в Цесисе. В 1925-1932 годах училась на факультете экономики и права Латвийского университета, где изучала юриспруденцию. В 1931 году вышла замуж за Александра Ванагса (расстрелян в 1942 году). В 1932 году родила сына Алниса. В ходе июньской депортации 1941 года Меланию Ванагу вместе с восьмилетним сыном выслали в Тюхтет Красноярского края. Работала в основном на животноводческой ферме.
  
  В 1957 году вернулась в Латвию, работала пастухом. С 1958 года собирала документы по истории родного края. На основе этих документов написала культурно-исторический эпос "Собрание душ" в семи томах. С 1962 года жила с сыном в Риге. В 1962-1964 годах работала гардеробщицей. В 1994 году награждена орденом Трёх звёзд - высшей государственной наградой Латвийской Республики. Орден впервые учреждён 24 марта 1924 года в память о создании Латвийского государства. Повторно учреждён после восстановления независимости Латвии 25 октября 1994 года. Жизнь в ссылке она описала в книге "На берегу Вель-реки, 1941-1957".
  
  "Женщина, потерявшая всё, что было ей дорого, пережившая унижения, страдания, невыносимый рабский труд, череду смертей... Женщина, у которой отняли свободу и Родину, представляет самые убедительные доказательства преступлений сталинизма, которые в наши дни некоторые пытаются оправдать, а иногда даже воспеть. Но в первую очередь это книга о любви - к любимому мужу, сыну, людям, к народу, природе и жизни - всему, что дало силы главной героине и автору книги выжить" - пишет в предисловии к книге Мелании Ванаги переводчик на русский язык Роальд Добровенский.
  
  Зрителей впечатлила эта история, и они благодарят Андриса и авторов: "Прекрасная видео библиотека. Спасибо герою за рассказ. Кровь стынет в жилах. Рашисты, что сказать!" "Спасибо за сохранение памяти народа и страны. Память людей неусыпна, но бывает и засыпает на очень долгие годы. И этого допускать никак нельзя". "Спасибо за то, что не даёте историям людей, против которых безнаказанно совершены преступления, кануть в небытие". "Я слушал Вас и плакал горькими слезами и сейчас не могу писать. Вы рассказали всю мою жизнь". "Я вырос на этих историях и при первой возможности выступил за независимость Чечении".
  
  "Невозможно без слез слушать об этих ужасах. Как бедных детей ссылали, чтобы они погибли. Какими зверями надо было быть!" "Вот какие лодыри захватили власть и не хотели работать. Из трудовых людей сделали изгоев и за их счет себе наворовали, а их сгноили, тем более деток". "История одной прекрасной семьи, которую скрутила сталинская машина! Как и миллионы других репрессированных в СССР!" Спасибо за историю, которую нужно знать и помнить, чтобы не повторилось такого ужаса!" "Кому задать вопрос? Зачем эти твари морили голодом детей? Ведь рабочая сила нужна была!"
  
  История этнической немки Алисы Леонидовны Мейсснер называется: "Я родилась на спецпоселении". Мама Алисы родилась в Москве, получила хорошее образование, до войны работала на заводе бухгалтером. Её дед прибыл в Москву из Риги, занимался аптекарским делом, как и его жена. В 1941 году вся семья была депортирована по национальному признаку, их квартиру реквизировали. В 1942 году погиб дед Алисы, а в 1943 году на тяжёлых работах по сплаву леса заболела и умерла её тетя, которой был всего 31 год.
  
  Отец Алисы родился близ Пятигорска, работал кузнецом, в 1941 году был депортирован по национальному признаку в посёлок Ожмегово Кировской области. Там родители Алисы и познакомились, а в 1950 году родилась Алиса. После окончания школы она работала в местном совхозе. В начале 90-х годов семья была полностью реабилитирована, и Алиса Мейсснер начала добиваться права вернуться на родину семьи в Москву. В 2019 году Конституционный суд признал право репрессированных вернуться домой.
  
  Эта история, как и многие другие, вызвала отклики людей, переживших такие же испытания, и неравнодушных зрителей. "Я калмычка, родилась в Сибири тоже на спецпоселении, родителей сослали по национальному признаку 28 декабря 1943 года. В это время отец был на фронте, выслали его после войны, из Германии сразу в Сибирь. Свекровь с детьми ссылалась отдельно, в неотапливаемом скотском вагоне, умерли от холода, не доезжая до места ссылки. Места захоронения неизвестны, сколько пережили горя от травли на государственном уровне. Враги народа не мы, враги сидели в Кремле, их сейчас называют эффективными менеджерами". "Не могу слушать, останавливаюсь, слёзы душат. Столько народу сгубила эта поганая власть!"
  
  "Я тоже родилась на поселении в 1951 году. Моей маме прописали два года и забрали в 16 лет в трудармию в Горьковскую область лес валить. А три её брата отправили на Урал, там они погибли. Скорее всего, их убили охранники за то, что они были немцы. А родители с горя умерли в 1944 году. Они жили в Немецкой Поволжской Республике под Саратовом, а в сентябре 1941 года пришли КГБешники, дали 24 часа на сборы и в скотовозах вывезли в Казахстан, в степь. Там недалеко жили казахи, помогли выкопать землянки, вот там они и жили".
  
  "Тяжёлая судьба. Эта женщина могла прожить жизнь в Германии. И в преклонном возрасте у неё были бы зубы. А самое главное - у неё не было бы таких страшных воспоминаний. Бедная наша страна. И несчастные люди". "Крепостной строй, другими словами и не назовёшь. Человек с рождения без всяких прав на выбор и желания. Мне даже страшно подумать, какой тяжёлой будет ломка этой системы с последующей фрагментацией. А она абсолютно неизбежна. В таком виде этот монстр просто не сможет существовать. Абсурд, доведённый до экстрима".
  
  Всего четыре истории - белорусской, эстонских и немецкой семей - из миллионов подобных, для которых родина стала злой мачехой. В СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь народов - немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары - лишились при этом и своих национальных автономий.
  
  Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан, хоть и в меньшей степени: казаки, "кулаки" самых разных национальностей: крымские татары, поляки, белорусы, азербайджанцы, курды, евреи, ассирийцы, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы, талыши, болгары, армяне, хемшины, турки, таджики, якуты, абхазы, венгры и другие.
  
  Довоенные депортации, например выселение с Дальнего Востока, описывались советской властью как "добровольное переселение", так как партийные чиновники из выселяемых народов участвовали в подготовке операции, а на новом месте получили партийные и правительственные посты. Впоследствии депортации получили отрицательную оценку, а в постсоветское время были квалифицированы Европейским парламентом как геноцид и преступления против человечности. - Википедия.
  
  В 1956 - 1964 годах проводилась реабилитация репрессированных Сталиным народов, но не была завершена в связи с отстранением Н. Хрущёва группой сталинистов. Только в годы перестройки, начавшейся демократизации общества была принята Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав". В 1991 году 26 апреля был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", который признал депортацию народов "политикой клеветы и геноцида". Полвека оболганные люди ждали возвращения на родину, большинство так и не дождались.
  
  Поэтому правы те комментаторы, которые пишут, что репрессии коснулись практически каждой семьи, за исключением гебистов, вертухаев, палачей. За свою преступную деятельность они получали ордена и медали, звания и квартиры, отоваривались в закрытых распределителях и лечились в лучших санаториях Крыма, короче, катались, как сыр в масле. Вот они, тыловые крысы, жили долго и красовались на всех парадах. В то время как из настоящих фронтовиков, особенно пехотинцев, выжили единицы. Об этом убедительно рассказали в своих книгах В. Астафьев, В. Гроссман, В. Некрасов, Н. Никулин, Л. Рабичев.
  
  Тысячи депортированных даже не доехали до места назначения: старики и больные не вынесли месячный переезд в скотских вагонах без еды, воды, в антисанитарных условиях. И никто не знает, где они были зарыты. Так же и младенцы умирали на руках у матерей, не имевших молока. Некоторые, увидев проезжающие подводы, рыдая, бросали казахам младенцев - авось выживет. А их сопровождающие надсмотрщики ехали в пассажирских вагонах и жрали деликатесы. Эти изверги, палачи всю жизнь кормились за счёт подневольных рабов. Сегодня их внуки и правнуки воспряли духом, запретили "Мемориал" и ставят по всей России памятники "благодетелям" - палачам Сталину и Дзержинскому.
  
  Дети ссыльных, ныне пенсионеры, всю жизнь носили клеймо врагов народа, старались скрывать своё прошлое. Дома вынужденно молчали, чтобы дети не проговорились в школе о своём происхождении, уничтожали документы, справки, письма, фотографии. Только при М. Горбачёве о них стали говорить, писать, помогать обрести родину. В их реабилитации огромную роль сыграл "Мемориал", так ненавистный чекистам-коммунистам. Они захватили все ключевые посты в государстве: чекист в кремле, чекист в РПЦ, огромная Лубянка и бессчётное количество резиденций - государство в государстве.
  
  Преступный режим, захвативший власть в России, уничтожил все демократические завоевания 1985 - 2000 годов. Выдающийся режиссёр Эльдар Рязанов говорил: "на том свете не прощу Ельцина за то, что он назначил преемника, которому ничего не стыдно, который поднял этот слой жадных, страшных, тёмных людей, которые представляли у нас самые страшные злые силы, за которыми стоят толпы казнённых, окровавленных людей". Ещё предупреждал, что РФ превращается в нацию нерукопожатных людей. Эта страшная перспектива осуществилась. Страна вернулась в эпоху сталинизма.
  
  Если бы российские учителя не мастерили шапочки из фольги, а сами учились и детей учили не по учебнику Мединского, а по документальным фильмам "Мемориала", по лекциям и книгам М. Солонина, Ю. Пивоварова, А. Зубова, Н. Сванидзе, В. Астафьева, Н. Никулина, Л. Рабичева, можно было надеяться на позитивные перемены в России. Но до тех пор, пока власть в руках сатанистов, ничего хорошего россиян не ожидает. Их "традиционные ценности и духовные скрепы" прогнили до основания. Даже ярый апологет православия Наталья Поклонская обратилась в язычество. Гундяевские храмы пустуют и в будни, и в праздники, а попы уподобились уличным зазывалам в питейные заведения, но публика обходит их стороной, как чумные бараки. По всему видно, что сатанинское капище рассыплется в прах, похоронив под собой идеологов и пропагандистов "великой России".
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"