Щербак Валентина Петровна : другие произведения.

Эхо Войны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воспоминания о событиях 1945,1955 годов. -2016 -ФИНАЛ

 [] []                    []
          Эхо войны
         В жизни иногда происходят события, которые надолго остаются в памяти... Это было в 1955 году. Мы тогда были молодыми, дерзкими и чувствовали себя вполне взрослыми и самостоятельными. Гордились тем, что получили дипломы и стали инженерами. Он - инженером механиком, я - инженером химиком. Мы только что поженились, были счастливы и спешили к месту нашей будущей работы на Дальний Восток в город Николаевск на Амуре. Туда мы получили назначения. В Москве была пересадка с поезда на поезд, и в нашем распоряжении оказался приличный промежуток времени.
         Это был подарок судьбы. Мы могли несколько часов гулять по городу и любоваться столицей. Ходили мы, ходили по улицам Москвы и оказались на Волхонке перед Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. А там в это время экспонировались шедевры Дрезденской галереи - всемирно известное собрание картин европейской живописи 15-18в.в. Это были полотна таких мастеров, как Тициан, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Ван-Дейк... И среди них жемчужина собрания - Сикстинская мадонна Рафаэля - богоматерь с младенцем на руках.
         В 1945 году офицеры и солдаты Советской Армии нашли и извлекли эти бесценные полотна из сырой заминированной штольни, куда их спрятали отступавшие немцы. Так были спасены замечательные художественные произведения, которые человеческий гений создавал на протяжении четырех веков. Десять лет они хранились в запасниках Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, реставрировались и теперь должны были вернуться на свою родину в Германию. А перед возвращением были выставлены в музее, и каждый желающий мог их посмотреть. Когда мы прочли об этом на стенде, у нас перехватило дыхание. Увидеть шедевры Дрезденской галереи! Об этом можно было только мечтать!
         Но радовались мы напрасно. К музею на Волхонке шла длинная, бесконечная очередь. Густая толпа протянулась на десяток километров. Перед самым входом в здание, проверяя на руках номерки, написанные химическим карандашом, люди выстраивались друг за другом в строгий ряд. У дверей стояли дежурные милиционеры. Через определённые промежутки времени они отсчитывали из этой людской цепочки десять человек и впускали на просмотр экспозиции. Мы с завистью смотрели на счастливчиков, понимая, что нам здесь "не светит". Становиться в "хвост" этой вереницы не было никакого смысла. Многие москвичи, как нам сказали, стояли в этой очереди по несколько дней. Попасть на выставку и посмотреть картины и особенно "Мадонну" Рафаэля мы очень хотели. Но не знали, как это сделать.
         Через "черный вход" рабочие вносили в музей какие-то ящики и громоздкие свертки, сгруженные с машины. И тут моего мужа, озарило:
        - Я попробую пройти вместе с грузчиками, - сказал он мне. - Не возражаешь?
        Конечно, я не возражала. Было только жалко, что мне нельзя пойти вместе с ним. На грузчика я совсем не была похожа. Сказано - сделано. И он пошел на рискованный шаг: подхватил какой-то тяжелый ящик около машины и вслед за музейными докерами прошел в здание.
         Я осталась одна. Ох, как же я завидовала всем этим людям, которые живут в Москве и могут хоть каждый день ходить в музеи! Завидовала, что у них есть сейчас возможность посмотреть шедевры Дрезденской галереи. Живи я здесь, в столице, не задумываясь, отстояла бы эту многодневную очередь. Но я не жила в Москве и, вообще, через два часа должна была ее покинуть. Но что толку стоять и завидовать! Надо было что-то делать. Как говорила моя бабушка: "На судьбу надейся, но и сам не плошай."
         Чуть дальше от дверей, где дежурили милиционеры, и куда устремился густой людской поток, был ещё один вход - служебный. Туда направлялись солидные люди с пропусками в руках, люди, которые не привыкли стоять в очереди, да, наверное, и не должны были это делать. Среди них было много военных. Они шли мимо меня парами с дамами своих лет и с молодыми девушками. Были и одинокие привилегированные посетители музея. Я стояла и лихорадочно думала: "Как же мне попасть туда?"
         Один военный с генеральскими погонами прошел очень близко... И тут меня словно кто-то легонечко толкнул в его сторону. Я пристроилась... и пошла рядом. Со стороны казалось, что мы идём вместе, что это пара. А пропуск таким людям, как правило, выдавался на два лица. Я шла и дрожала, как осиновый лист. Я боялась и милиционера, который стоял в дверях, и генерала, с которым шла рядом. Милиционер, не заметив ничего подозрительного, в дверях меня не задержал. А генерал, когда мы прошли "пропускной пункт", остановился, посмотрел внимательно на свою неожиданную спутницу и произнес:
        - М... м...да... - Потом улыбнулся и добавил: - А вообще-то, находчивость - хорошее качество.
         И пошёл дальше уже без меня. А я, ошарашенная своей собственной наглостью, прошептала:
         - Спасибо. - Но улыбнуться ему не посмела.
         Встретились мы с мужем перед полотном "Мадонны". Увидев меня, он очень обрадовался. Обнял за плечи, наклонился и прошептал в самое ухо:
        - А ты как прошла?
         Я приподнялась на цыпочках и так же в ухо тихонечко ему:
        - Генерал провел. Потом расскажу.
         И замерла перед картиной. Около нее, несмотря на просьбы смотрителя не задерживаться, толпилось много людей. Застыли и мы в каком-то неописуемом волнении...
         Перед глазами клубящееся белое облако, на нем спускается молодая женщина, почти девочка, с ребенком на руках и тревогой на лице. Еще чуть-чуть, еще немного и она ступит на землю. Облако времени несло ее прямо на нас, зрителей. Ее образ притягивал к себе, и толпа не расходилась.
        - 1516 год, - прошептала какая-то женщина.
       - Более четырех веков назад... Мадонна... - отозвалась вторая.
         Вдруг я услышала рядом с собой не громко произнесенную фразу:
        - Прекрасное творение человеческого гения .
         Я обернулась. Рядом с нами стоял "мой" генерал. Он смотрел на картину и разговаривал, как бы сам с собой. Потом, обратившись ко мне, произнес:
        - Это замечательное художественное полотно спасли разведчики моего батальона. - Нахлынувшие на генерала воспоминания рвались наружу: - Это было десять лет назад... "Мадонна" могла погибнуть, исчезнуть навсегда. - И он снова замер перед картиной.
         Мы уже уходили, когда посмотрев на нас, генерал вдруг строго спросил:
        - А вы, молодой человек, как прошли на выставку? По билету? - Его глаза так и сверлили собеседника...
         - Нет, я с черного входа... с грузчиками... - немного стесняясь своего поступка, честно ответил мой муж. Глаза у генерала подобрели, и он с улыбкой произнес:
        - А молодежь все такая же, находчивая! Обоих вас я, пожалуй, взял бы в разведку... - И тут же добавил: - Но, думаю, что это не понадобится. Войны, больше просто не должно быть.
        -
        -
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"