Андрейка гулял с папой по улице. В мамином платке, в шубе, подпоясанной папиным ремешком, он, славно мохнатый шарик, весело катился впереди папы. То и дело Андрейка оборачивался и сообщал папе разные интересные новости:
- А в этом магазине продают рыбу-саблю и ещё восьминога... А вон тот магазин называется ГУМ, там можно купить всё, что хочешь, и даже ёлочные игрущки...
И хотя папа жил в этом городе очень давно, ещё тогда, когда Андрейки на свете не было, он каждый раз удивлялся и говорил:
- Не может быть! Неужели?
- А сейчас, вот за этим домом будет цирк! - объявлял Андрейка, и глаза его сияли. Цирк он любил больше всего на свете.
Городской цирк был старый, круглый, деревянный с полотняной крышей-куполом, он напоминал большую палатку. Папа называл его непонятным словом "шапито", а Витька из второго подъезда, недавно приехавший из Москвы, - старым сараем, сараем, который давно пора снести. "Попробуй только!" - отвечал Андрейка.
Он ходил с папой и мамой на все представления. Когда папа покупал билеты, Андрейка всегда волновался, чтобы им не достался столб, то есть место, которое находится напротив столба, закрывающего арену. Таких столба там штук десять, а может, больше.
Лучше всего, конечно, сидеть в первом ряду. И не только потому, что там видно хорошо, а ещё и потому, что там можно запросто поговорить с клоуном или помочь фокуснику сделать какой-нибудь трюк.
Однажды фокусник попросил у папы шляпу. Разбил в неё яйца, насыпал опилок да ещё и зажёг огонь, а потом вытащил из шляпы печенее и начал угощать зрителей, сидевших в первом ряду. И Андрейке дал, но тот не стал есть. Он с интересом ждал, когда фокусник отдаст шляпу и что при этом скажет. "Не бери испорченную, - шептал Андрейка папе. - Пусть новую покупает!". Но фокусник вернул шляпу совершенно целой и чистой. Андрейка изумился и радостно захлопал в ладоши.
Позже, дома, он попробовал тоже сделать этот фокус. После этого папе действительно пришлось покупать новую шляпу.
...Идёт представление. Один номер сменяет другой, и спросите Анд-рейку, какой лучше, он сразу и не скажет. Ему нравится всё: и гимнастки, и силачи, и канатоходцы и даже тот... как его... ну, который объявляет номера, хотя он и похож на злодея из какого-то мультика. Вот он опять выходит их-за щанавеса. Все ждут, кого он на этот раз объявит. А он громко и важно говорит:
- Антракт!
Андрейка обижается, но ненадолго, он даже рад погулять, потоу что его попка заболела от долгого сидения на деревянной скамье. В перерыве Андрейка с родителями гуляет по фойе, рассматривает фотографии знаменитых артистов, ест мороженое. Потом они возвращаются на свои места и смотрят второе отделение, которое всегда интереснее первого.
А как бывает грустно Андрейке, когда представление заканчивается и надо идти домой! Андрейка мечтает о том, что когда он вырастет, то обязательно станет циркачом, и тогда не надо будет уходить домой. Он и жить там будет. Вот только не выбрал кем стать: дрессировщиком, фокусником или клоуном.
-... А сейчас, вот за этим домом будет цирк! - торжественно объявил Андрейка.
Они свернули за угол и остановились в растерянности: цирка не было!
Вернее, он ещё стоял на своём обычном месте, но был уже наполовину сломан. Бульдозер воинственно задрав свой нос, на ползал на здание. Дерево трещало, ломалось, серая пыль оседала на белый снег.
Андрейка заплакал, а папа полез в карман за сигаретами. Это у него такая привычка: как волнуется, так обязательно закуривает. На этот раз сигарет не оказалось, и папа совсем растерялся. Он посмотрел на сына и как-то нерешительно попросил:
- Слушай, не реви, а?
- Как же мы будем... без цирка... - всхлипывал Андрейка.
- Тяжело, конечно, будет, - согласился папа. - Но это не трагедия. К тому же я слышал, что скоро построят новый цирк. А на этом месте будет площадь. Площадь ведь тоже нужна городу? У нас их совсем нет...
- Не хочу площадь! Не хочу новый цирк! Этот хочу!
Папа в десятый раз пошарил в кармане и, не найдя там сигарет, сказал:
- Постой здесь, я сбегаю к киоску за куревом.
Андрейка остался один. Закусив губу, он смотрел, как ломают цирк. Вдруг рухнул огромный кусок стены, и стало видно арену. Бульдозер, яростно рыча, всё больше залезал в цирк, ломая и круша всё на своём пути. Сейчас он раздавит ту дверь, за которой находилась Андрейкина мечта, откуда выходили красивый акробаты, мускулистые силачи, смешные клоуны... Сейчас всё это погибнет под ножом т гусеницами бульдозера. Их надо спасти!
Не помня себя, Андрейка бросился к цирку. Он остановился перед бульдозером, заслонив собой заветную дверь, и закричал:
- Стой! Назад!
Стальное чудовище с мордой, пышущей жаром и громким рыком, застыло в двух шагах от мальчика. Он стоял, раскинув в стороны руки, маленький и смешной в своей мохнатой шубе и сбившемся мамином платке, но вид у Андрейки был бесстрашный и решительный. Он чувствовал себя в эту минуту укротителем хищников.
Из кабины высунулся бульдозерист.
- А ну уходи отсюда! Нашёл место для игр!
- Не уйду! Это мой цирк! Не дам ломать!
Рабочий закричал прохожим:
- Граждане, чей ребёнок? Заберите ребёнка!
Прибежал папа. У него было испуганное лицо. Он больно схватил Андрейку подмышки и понёс в сторону. По дороге сказал бульдозеристу:
- Извините, пожалуйста...
Андрейка опять заплакал, а папа вытер платком лоб и закурил. Потом сказал сердито:
- Что это ты делаешь? Чуть под трактор не попал, людей от работы отрываешь!
- Какая это работа! - буркнул Андрейка. - Это когда строят. А он ломает...
- Я же говорил тебе: построят новый цирк. Это будет большой краси-вый цирк. Каменный. Народу в него будет вмещаться много. Всем места хватит. И столбов не будет. И работать цирк станет не только летом, но и зимой - круглый год. Вот какой цирк нам построят, а ты пожалел старый сарай...
Андрейка молчал. По его тугим красным щекам ползли две слезинки.
2. ЦИРК АНДРЕЙКИНОГО ПАПЫ
Меня зовут Андрейка. Вы, ребята, меня знаете, если читали рассказ "Андрейкин цирк". Он был написан давно, когда мне шесть лет было, а сейчас я уже в шестом классе учусь. Не знаю, получилось это нарочно или случайно, но автор всё перепутал. На самом деле было так...
Мы с папой гуляли по улице. Смотрим - цирк ломают. Папа ужасно расстроился, даже заплакал. Я говорю:
- Ты чего ревёшь?
- Да вот, - говорит, - цирк жалко.
- Нашёл чего жалеть, старый сарай! Нам вон новый строят. Каменный, красивый, на кита похожий...
- Дурачок ты, Андрейка, ничего не понимаешь! Ведь этот цирк - моё детство. Меня сюда водил мой папа, а потом я сам стал папой и начал водить тебя... А тебе разве цирк не нравится?
- Цирк мне нравится. Мне этот не нравится. Как ни возьмём билеты, так обязательно наши места оказываются напротив столба, и почти ничего не видно...
А он опять за своё, что я ничего не понимаю, и опять слёзы на глазах, а платок дома забыл, так ему свой дал, он высморкался, и мы пошли домой. Вот как оно было на самом деле. И никто - ни папа, ни я - под бульдозер не бросался, что мы, ненормальные, что ли? Выдумки всё это!
Нет, конечно, кое-что в рассказе правильно описано. Например, то, как я, посмотрев в цирке фокус, тоже попробовал в папиной шляпе испечь печенье. Ох, и влетело же мне тогда!
Зато другую историю писатель почему-то не рассказал. Про то, как я гипнотизёра разоблачил. Правда, это было позже, уже в новом цирке.
В общем, приехал в наш город один гипнотизёр, очень знаменитый (фамилию не помню). Про него говорили, он совершает разные чудеса: и чужие мысли угадывает, и спрятанные вещи находит, и письма сквозь конверты читает, и ещё много всего делает, чего никто делать не может.
В ближайшее воскресенье пошли мы с папой в цирк (у мамы в выходные много дел). Гипнотизёр, который на афишах был изображён молодым и красивым, оказался противным старикашкой, правда, в шикарном прикиде: в индийской чалме с пером и в длинном шёлковом плаще. Помогала ему тётя, сверху голая, снизу в шароварах.
Он и в самом деле делал всё то, что про него говорили и писали. Вот, например, завязывали ему глаза, а его помощница шла по рядам, брала у зрителей какие-нибудь предметы, ну, там часы, расчёску, ключи - в общем, всё, что находилось в карманах, высоко поднимала их, чтобы все видели, и громко спрашивала фокусника:
- Что у меня в руке?
Он отвечал, что часы, когда были часы, ключи, когда были ключи, и так далее. Только один раз из десяти он ошибся, но тётя сказала ему, чтоб был внимательнее, и он поправился, угадал предмет.
Зрители здорово ему хлопали. Нам с папой тоже очень понравилось. Я потом ещё два раза ходил на это представление. Но не потому, что верю в чудеса, а как раз потому, что не верю. Что, ничего не поняли? Ничего, сейчас поймёте...
Как-то раз к папе пришёл его друг. Стал папа ему рассказывать ему про гипнотизёра, расхваливать его самого, а фокусы называть разными научными словами. Смешно мне стало, и влез я в разговор взрослых, хоть это и неприлично.
- Нет, папа, никакая это не телепатика, а самый настоящий обман!
- Ловкость рук - и никакого мошенничества, да? - подмигнул мне па-пин друг.
- Да, ловкость. Только не рук, а... слов!
- Не поняли. Объясни.
Но мне было легче показать, чем объяснить.
- Пойдёмте сегодня в цирк? Там сами всё увидите!
Пошли. Всё первое отделение я просидел как на иголках, ждал как никогда гипнотизёра. Получится ли то, что я задумал? Во всяком случае, один из нас сегодня точно опозорится - или я, или фокусник.
И вот он вышел на арену. Начал руками размахивать, гримасничать, в общем, волшебника из себя изображать. Все хлопают, один я - нет. Думаю: "Ну, погоди!" А когда ему глаза завязали, я попросил папу сделать то же самое со мной. Он очень удивился и даже возмутился.
- Это ещё зачем? Что ты задумал?
Но его друг меня поддержал:
- Андрейка, как я понимаю, какой-то эксперимент задумал. Почему бы нет?
В общем, завязали нам глаза, его полуголая помощница побежала по рядам просить у зрителей разные предметы. Потом стала громко спрашивать, а мы с гипнотизёром отвечать.
Она. - Что у меня в правой руке?
Мы. - Часы!
Она. - А что у меня в левой руке?
Мы. - Шариковая ручка!
Она. - Подумайте, что я сейчас держу в руках?
Мы. - Ключи!
Конечно, я говорил потихоньку, чтобы слышали только папа и его друг, а фокусник орал на весь цирк. Зато я называл предметы даже раньше него, потому что он, прежде чем сказать, некоторое время кривлялся, притворяясь, что решает трудную задачу.
Потом я снял с глаз папин платок и спросил:
- Ну как?
- Потрясающе! - в один голос ответили они.
- Это ещё что! - небрежно ответил я. - Сейчас мы этого обманщика совсем разоблачим... Позови-ка, пап, его помощницу, вон она как раз в нашу сторону идёт... Только не давай ей ничего из своих карманов, я сам дам, ладно?
Так и сделали. Папа подозвал полуголую тётю. Она подошла, улыбаясь синими - то ли от краски, то ли от холода - губами, и протянула руку за какой-либо вещью.
- У меня, к сожалению, ничего нет. Вот, у сына возьмите.
Тётя отшатнулась, как будто у меня была бомба, хотя я всего-навсего протягивал ей стреляную гильзу от пистолета "ПМ".
Помощница не хотела брать гильзу, но все зрители смотрели на нас и ждали. Тогда она взяла её и стала вертеть в пальцах, явно не зная, что делать. А гипнотизёр тем временем вертел головой с завязанными глазами и пытался понять, что происходит, почему его помощница молчит. Наконец, она, тяжело вздохнув, сказала ему:
- Маэстро! Как вы думаете, что мне сейчас дал этот мальчик?
Услышав про мальчика, маэстро скривился и промолчал. Тогда я вынул магнит.
- Может, он это отгадает?
Тётя молча покачала головой.
- А может, это? - Я начал доставать из карманов (а их у меня девять) все свои богатства: карандашную точилку, половинку бинокля, моток лески, стеклорез, календарик с парусником, значок с Микки Маусом, китайскую монетку с дыркой , монгольскую марку, жука в спичечном коробке...
Я мог бы и дальше извлекать из карманов своё имущество, но папин друг меня остановил:
- Хватит, хватит! А то ты, чего доброго, ещё живую змею вытащишь!
Зрители смеялись и хлопали мне, как артисту. А артист, стоявший на арене, снял повязку и стал возмущаться, что ему не дают работать. Сердитый и обиженный, он ушёл и не стал кланяться, хотя ему всё равно похлопали.
По дороге домой я спросил папу и его друга:
- Ну, видели ловкость слов?
- Видели, видели! - проворчал папа. - Пожилого человека обидели!.. Кстати, я не очень понял, в чём трюк с угадыванием предметов.
- Слушай, - сказал его друг. - Что обычно носят с собой взрослые люди? Почти все одно и то же: часы, ручку, ключи, платок, бумажник, ну, ещё кое-что... Учитывая это, гипнотизёр, липовый, конечно, и его помощница выработали ... ну, такой особый язык, зашифрованный... Например, правая рука - это часы, левая - карандаш или ручка, слово "подумайте" - ключи... И так далее. Андрейка, посмотрев несколько раз подряд это представле5ние, расшифровал этот язык, что и было продемонстрировано нам. А потом он предложил ассистентке вместо содержимого твоих карманов - своих, чем и поставил артиста в тупик. Ведь у мальчишек, как ты знаешь, сам бывший мальчишка, в карманах можно найти всё - от иголки до ежа, от гвоздя до автомобиля в разобранном виде. И не один ясновидящий в мире не сможет угадать, что может быть извлечено из мальчишеских карманов. Вот и весь секрет.
Папин друг так хорошо всё папе растолковал, что мне и добавить нечего. Разве только то, что это и был автор рассказа "Андрейкин цирк" - Владимир Щербак.