Шелепов Сергей Евг. : другие произведения.

Были давней стороны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На моей странице есть рассказ про Варварушку, но что-то подсказало: не то... Документ попался о подделке ассигнаций беглыми крестьянами... Затем легенд разных узнал в Пижанском районе. Одна о речке Ободе. И вырисовалось "предисловие" к "Диконькому". А почему сторона "давняя", так есть и этому пояснение где-то в главах...


БЫЛИ ДАВНЕЙ СТОРОНЫ

Яранск 1965 год.

   Угораздило родиться старшим. Уж в самую мальчишескую пору вошёл, а тут "мелочь": брат и сестра. Девка-то совсем мала и с мамой, а вот братец...
   Надо идти на "битву", разбойника Ноздрю ловить. Уж и меч выстроган, и щит (крышку банного котла - до бани-то ещё три дня) взял временно попользоваться. А тут: "Посиди ..." Посидишь тут. Малый сперва спал мирно. Уж хотел так и оставить его да на войну. Так нет, проснулся и стал канючить, мол, на улицу хочу. А мне надо с ним таскаться? Так ему и объяснил, он орать начал.
   На двор от его ору выскочил, а в хлеве ещё и поросёнок тоже некормленый... Решение само пришло: пусть орут на пару.
   Дверь в сени палкой подпёр, "доспехи" выудил из-под крыльца и уж бежать хотел, но...
   Ведь за хозяина в тот день оставался. Мама с сестрой ушли "на прививки" в город. Отец, знамо, на работе. Баушка уж три дня как ушла проведать свою подругу. В такую даль, что я даже деревню такую не знал, но подругу баушкину видел: она когда в церковь ходили, то потом у нас ночевать оставалась. Иногда тоже дня на три. Я когда мелкий был и в церковь с ними хаживал, но уж очень канительно; и разговоры их слушал бесконечные.
   На Пасху старухи (до того доболтали) даже поссорились. Я уже при разговорах не присутствовал: много и своих дел. Просто заснуть не мог и вслушался в их беседу. Про горшки...
   Про горшки вспомнил и уже от ворот вернулся к избе. "Доспехи" у крыльца бросил да в пОдсени нырнул. Там яма со снегом вместо холодильника. Крынки стоят с молоком, а сверху сливки - как не полакомиться, если за хозяина?
   "Что хочу то и ем..." - а пальцем в крынку одну... другую.
   Вроде насытился. Пока наедался, старушечий разговор вспомнил. Они про какие-то "ляпанные" горшки толковали. Сперва просто вспомнили, что такие были, а потом стали доказывать, что делали такие горшки "в нашей стороне" - что одна, что другая.
   - Тятин дедушко сразу после сварьбы на ярмонке в Яранске их купил...- доказывала подруге баушка...
   " При царе..." - успел я подумать, подбегая к воротам. Но открыть их не успел, в проёме стояла баушка.
   Меня увидала и первым делом, видимо, хотела спросить про брата, но смолкла на полуслове:
   - Где бра... - спрашивать было бесполезно: поросёнок явно уступал в оре соседу по хлевушку...
   - Ах ты негодник! - между баушкой и вереей появилась прореха, достаточная, чтоб я прошмыгнул и уж дальше не видел-не слышал ничего.
   "Ну пошлёт батько за вичей из акации, так ведь лупить не будет..." - уже дважды (первый раз: чуть не устроили пожар; второй: воровали подсолнухи в ночь перед Фролами - такая традиция была у нашей деревенской ребятни) ходил и что? Принесу, батько погрозит и в угол поставит, дескать, ещё раз набедокуришь...
   Многое из того времени кажется милым и смешным, но однажды (спустя почти полвека) стала открываться и тайна "ляпанных" горшков, и другое - та же игра в разбойников...
   Игры в разбойников. До сих пор наслуху легенда о Разбойных Ямах. И про это в памяти баушек имелись педания, слышанные от своих баушек. После восстания Стеньки Разина часть разбежавшихся разбойников обосновалась в нашем Яранском уезде. Жили они разбоем и воровством. В речном склоне была у них вырыта пещера, в которую разбойники заезжали прямо на тройке. Лихих тех людей баушки костерили. Как и самого Стеньку в отличие от Пугачёва, которого считали народным защитником и даже сравнивали с Лениным и Сталиным.
   Нам же было интересно другое - "разбойство". Даже начали рыть пещеру. О тройке, конечно, не думали: другие времена и другие транспортные средства. В наших помыслах было украсть гоночный велосипед и на нём въехать победно в пещеру. Велосипед не угнали, пещера обвалилась после дождей, но какое-то время потешились ловлей разбойника по имени Ноздря. Им у нас был "записной" злодей Пепко - он до этого уже бывал и "Фюлером-Гитлером", и "Колчаком". Его иногда ловили, вязали и учиняли "допрос" и "пытки". Чтоб спастись от щекотки, которой изводили вражину, он всегда орал-пел про то, что "врагу не сдаётся наш гордый "Варяг", но пощады всё ж начинал просить. Что делать, щадили: надоедало его пение...
  

Яранский уезд, 1770-е годы

   Зависть да злоба не от худобы. Наоборот всё, и не каждому это понятно. Поэтому случаются жестокие убийства с ничтожными мотивами. Как происшедший летом 75-го года пожар в деревне Обданер, расположенной на дальней северо-восточной окраине Яранского уезда. Виновников поджога не нашли, но явно виделась причина - успешное горшечное дело, что семейно вели хозяева. И горшки у них в руки просятся: что формой удобной, что узором завиеватым, и цена за горшок при этом немалая - до рубля дотягивала. И то, и другое повод для зависти.
   В одну из летних ночей и заполыхал дом горшечника Кирилки - сына недавно скончавшейся местной ведьмы по прозвищу Обда. Кирилко деток через окно из горящего дома вытолкал, а сам вернулся за беременной женой, отставшей от него (выносящего детей) где-то в сенях.
   - Могли б через сени выбраться... - скажет иной всезнайка, но это и без него ясно, что из клети с малыми окнами, в которые и ребёнок не пролезет, прямой путь к спасению лежит через сени.
   Однако этот "прямой путь" был невозможен. Потому что первый, прибежавший к полыхающему дому сосед гончара, первое что увидел - брёвнышко, которым дверь в сени была подперта. Брёвнышко сосед откинул, даже дверь распахнул, а оттуда не Кирилко с бабой, а огонь полыхнул да несостоявшемуся спасителю ещё и бороду подпалил. Хорошо за ним следом жена кинулась с ведром воды, сразу в харю-то и обнесла...
   Пожар утих лишь под утро. Люди растаскивали головешки, а возле не тронутой пожаром бани стояли прижавшись друг к другу две сироты - Олёшка неполных пятнадцати лет и Варьша, почти на десять лет моложе брата. Сирот, конечно, приютили. Парнишку пригрели бездетные мужик с бабой: мол, сейчас мы его в дом возьмём, а потом передадим ему заботу о хозяйстве и нас, ставшими сиротами.
   Девчушку забрали дальние родственники из деревни Горшечники, что в пяти верстах от Яранска...
  
   Разные события происходят в жизни. Многие лишь одним днём "живут"; другие год-другой шевелятся в памяти людей (в основном участников или свидетелей свершившегося), как описанный пожар в деревне Обданер. А есть и такие, которые обрастают слухами, превращающимися со временем в легенды. Событие, которое произошло в Яранском уезде через год после обданерского пожара живо и поныне...
   Во время этапа на вечную каторгу в Сибирь сбежал кандальник Павлёнко Иванов. Верно, и стражу подкупил, но кто ж сознается в мздоимсте. И к тому же одного из сопровождавших - унтер-офицера - смутил, потому что вдвоём исчезли.
   Поутру в погоню кинулись за беглецами. Сперва направились в ближайшую кузницу: ведь кандальнику нужно избавиться от цепей, а это не простое дело, как бы показалось. Кузнецу, который при этапном постое значился, срубить кандалы или снова навесить труда никакого. А вот деревенскому умельцу непросто человека от кандалов избавить.
   Кузнец в ближайшей деревне подтвердил, что были у него служивый с кандальником. Мол, по важному государственной потребе единолично сопровождается каторжанин.
   - А то я дурень последний. О том и молвил имям... - и дальше пояснил, что угрозам подвергся, но не ему, а семье. - А малым моим... - и на два боковых окна избы указал, к стёклам которых по три неумытых рожицы прилипли.
   На крыльцо ещё и жёнка кузнеца вышла. Мужик к ней обернулся и пояснил, мотнув головой в сторону супруги.
   - Эть до того тройня... И чичас двоих-то поди... - рукой махнул и опять к офицеру, возглавлявшему погоню, обратился.
   - Он тоже с ружжом и к башке моёй... Не погибать же всему семейству, сладил...
   - Хоть заплатили? - кто-то из-за спины начальника спросил.
   - Ак рупь и дали... Но лучше б у меня отняли... - и добавил, что за тот рубль лошадь прихватили. - В кандалах-то который хромал шибко...
   Ещё спросили у кузнеца, в какую сторону беглецы направились. Но и тут неопределённость: кузнеца в подклеть заперли, чтоб с доносом не побежал, А жену пристращали, чтоб до утра не смела выходить ни по своей нужде, ни мужа выпустить из-под заперти.
   - А по слуху-то не пороге поехали, а по берегу реки... В низа...
   По свежим следам погнались стражники за беглыми. Несколько вёрст проскакали и оказались на небольшой поляне - небольшому плешеватому бугорку на берегу речки. В дальнем углу небольшая изба и рядом к берёзе лошадь привязана.
   Обрадовались погонщики, предположив, что в избе находятся беглые. Мол, тёпленькими и возьмём.
   Однако в избе никого не оказалось. Лишь какой-то ремок окровавленный на столе валялся: верно, перевязывал сбитые ноги каторжанин. И ещё был выломан угол печи на уровне земляного пола. Прямо со стороны двери.
   - Тайник был, поди-ко... - предположил вошедший с офицером солдат.
   - Ох как ладно-то у них задумано... - будто с собой заговорил начальник стражников. - Но мы сей лад нарушим...
   - Оне чё, здесь золото прятали?
   - Скорее, делали... В этих местах где-то у воров тайная изба была... Может, и эта. Они в ёй деньги гумажны рисовали...
   - Про такое слыхали... Но неужто... И про Гришку беглого слыхал ранее...
   - Откуда? - из избы вышли и к остальным стражникам подошли.
   - Дак вот... Из Галича ево сопровождали скоко-то, когда ево в Москву.
   Тут ещё один из солдат к разговору присоединился и сказал, что уж не один купец от воров пострадал:
   - Сусед на Макарьевской-то ярмонке лошадь за рисованы деньги купил.
   - Полико...
   - Эт супостат какой...
   - А ведь харя... - заговорили не слушая друг друга служивые.
   - Ну хватит... - остановил говорунов офицер. И, верно, от радости, что идут по верному следу, снизошёл до благородства, приказав одному из солдат взять привязанную лошадь и вернуть её кузнецу.
   Радоваться служивым действительно был повод. Если привезут отрубленный кисти с кандалами, то награда всем гарантирована - рядовым рублями, офицеру возможным повышением.
   Радость радостью, но сперва поймать беглых надо.
   - А куда оне без лошади-то? - озадачились, но долго голову не ломали.
   Спустились на речную косу, а там подсказка на песке выписана следом волочения лодки. Задача осложнялась. Как в сказке получалось: вниз по реке, вверх и через реку да в чащу на другом берегу.
   Последний вариант отпадал: на другой стороне реки не видно было ни лодки, ни следов волочения. Оставалось предположить. Что беглецы либо спускаются по реке, либо поднимаются. Пришлось отряду разделиться.
   Одни последовали с офицером вдоль реки по течению, другие во главе со вторым унтер-офицером в противоположную сторону.
   К вечеру один из отрядов обнаружил лодку, а в ней убитого сбежавшего с кандальником унтер-офицера. Голова разбита; одна рука неестественно вывернута под спину, другая со сжатым кулаком у подбородка. Поразила же не поза убитого и кровавое месиво в волосах. Рот убитого был открыт, а в нём две скомканные сторублёвые ассигнации. Понятное дело, фальшивые...
   Ассигнации, разгладив на колене, офицер спрятал за пазуху. Убитого выволокли из лодки, отрубили кисти рук и ступни. Покидали обрубки в мешок с кандалами - для свидетельства удачной погони.
   - А этого?
   - В другой мешок и в омут, собаку... - но, подумав чуть,изменил решение. - Похороним по-людски, а в рапорте отмечу, что убиен при поимке вора...
   - Эдак... Эдак... - поддержал начальника второй унтер. - Эть у него робят-то... Поди, за безпозорну погибель чё-ничё семье будет...
  
   Недолго жил при приёмных родителях Олёша-сирота. Ушли старики на Казанскую к родне в соседнюю деревню, а когда возвращались, то попали под ледяной дождь. Промокли, проколели до костей. Пришли домой, а в избе холодина. Олёша-то печь стал топить да дыму напускал в избу. Пришлось выгонять угар, а с ним и тепло ушло.
   Пока снова печь истопили, пока согрелись старики, застудились окончательно. Слегли, а через некоторое время чуть не в одночасье и померли. На Прокла (3 декабря) похоронил Олёша приёмную мать, а в Юрьев день (9 декабря) мужа её и зажил хозяином в опустевшем доме. К этому времени зима уж в силу вошла: На Варвару (17 декабря) вызвездило, а в Николу зимнего (19 декабря) и вовсе морозы ударили. Забот у Олёши немного и главная на заколеть в старой избе. С живностью разобрался: не мужицкое дело с козой валандаться, отдал её соседям. Дескать, денег не надо, а, если когда пирогами да молоком угостите, так и хорошо. Соседи люди совестливые оказались: как праздник, так Олёше объеденье. И пироги, и молоко - коровье зачастую, потому что козье ребятишкам малым шло. Но Олёше разницы не было: он помнил, как Варьшу с её подружкой мать поила молоком. Сами-то корову не держали, а вот коза была одно время. Девчушки за стол уселись, Варьша привередничает: мол, не хочу "козлячьего" молока. Мать в сени вышла с кружкой, там из крынки налила того же козьего молока и в избу вернулась. Соседской девке козьего молока протянула и пояснила: "Вот те Маньша козье молоко...". Дочке своей другую посудину (ту что из сеней принесла) протянула: "А тебе, Варьша, коровьего, брала вот вчерась...". Девчушки сидят и похваляются. Особенно Варьша: "Эть совсем другое молоко-то... Не то что "козлячье..."
   Припасу съестного у Олёши наготовлено на троих: ведь не думали старики (им едва за пятьдесят минуло), что так близок их смертный час. Ирепа, и редька, и картошка... А в сенях кадки с соленьями: капуста, грибы. Причём одна кадушка с рыжиками. Не ленись только себя обихаживать - и сыт будешь, и в тепле.
   Вся забота зимой печь истопить да за водой сходить. И то, и другое не в тягость: дров полный двор, а колодец перед окнами. Правда, вода колодезная не вкусная, поэтому Олёша ходит на родник к родному пепелищу. Отправлялся за водой, но нет-нет да поднимался к сгоревшему подворью. Постоит, оглядит головешки, прячущиеся среди взросшего чертополоха, и возвращается в тёплую избу.
   Иногда Олёша основательней обходил подворье: пробирался по сугробам к забору между баней и сгоревшим двором, не подвергшемуся пожару. Качал его чуть и удовлетворённый отходил: "Надёжно тятя делал. Дома нет, а оно стоит..." Непременно баню оглядывал, чтоб убедиться - дверь всё так же подпёрта палкой или нет. Тычина никуда не девалась, но оставшееся имущество в бане потихоньку исчезало. Олёшу это не огорчало: "Мне-то всё пошто..." Душа у него к горшечному делу совершенно не лежала, но всевозможные шипцы да кочергу он всё же унёс в жилой свой дом.
   "Надо б и круг принести... - собирался сделать ещё сразу после пожара, но находил, что это лищне. - У путнего мастера свой круг..."
   Ещё курицы есть, но с ними хлопот и вовсе никаких: зерна насыпал да яйца собрал.
   В избу возвращается Олёша, печь затапливает. Пока огонь разгорится, в курятник сбегает. А после, как старик забирается на печь и оттуда слезает лишь для того, чтоб трубу закрыть да съесть чего-нибудь. Потом опять на печь и, бывало, до утра.
   Когда кирпичи нагреются, что невтерпёж на них ворочаться, лезет Олёша на полати, а они для русского, что для грека бочка. Начинают мысли разные одолевать. Сначала обычно о родителях вспоминает, так голову свою искрутит мыслями о них, что м запутается: где умершие приёмные и где сгоревшие при пожаре. Чертыхнется: "Вот наболесть-ту...", повернётся с боку на бок и начинает уже о земном мечтать.
   В мечтах, меняя то бока, то "позицею" - печь или полати - рисовалось лежебоке разное. Больше пустого, но проскальзывало и здравое: продолжить родительское горшечное дело либо освоить другое, которое по душе - уж очень он рисовать любил.
   "Вот бы иконное письмо освоить, я б тодда..." - и дальше обычно упирался мыслями в вопрос: кто его научит искусному да затейному делу? Ответа не находилось, но всплывала почему-то слышанная когда-то легенда о покоившихся в болотной прорве несметных богатствах. Они, согласно предания, хранились в двух бочёнках, упавших в болото с телеги войска Ивана Грозного, переправлявшегося по гати через болото. И находилась эта старинная переправа в верховьях речки Ободы, протекающей около деревни Обданер, что в переводе с языка черемис означает "ведьмин нос".
   Олёше даже виделись эти покоящиеся в трясине бочёнки. Один из них был чуть не сажень высотой при аршинном диаметре в "пузе", а другой поменьше - всего в аршин высотой, но во втором находилось (по предположению Олёши) "самые ценные драгоценности - адаманты да яхонты золотые".
   "Мне оба-то пошто? Оного хватит... Того, что поменьче... - скромен в своих запросах мечтатель, подсчитывая уже и вес бочёнков. - Один-то, пожалуй, в десять пудов, а другой - два, не более..."
   И далее начинает размышлять, когда сподручней бочёнок выудить: когда ещё вода холодная - до Троицы, но комаров да мокреца на болоте нет или же после Иванова дня, когда вода тёплая, но уже твари кусающей чуть поубавляется.
   "Пожалуй, на Афиногена (29 июля) в самый аккурат будет... Ещё и олень в воду хвост не отпустил..." - и далее рассчитывает, как он в болото полезет, как бочёнок отыщет и как его вытаскивать будет.
   К Рождеству план по добыче болотных сокровищ был готов. Правда нет-нет да возникали сомнения: "Кабы так просто было всё, так давно бы уже их (бочёнки) кто-никто прибрал..." Но, получалось, что не прибрал, а то бы уж об этом на всех углах кудахтали, и ободрялся безмерно. Даже что-то напевать начинал - то ли частушки-вечерушки, то ли песни гулянок...
   Святки минули, в Масляницу народ повеселился, Великий пост перемог Олёша: и в мясоед-то в основном на редьке да картошке, а в пост и вовсе брюхо осердилось - хоть и принимает постное, но урчит, как собака.
   На Иоанна Лествичника (12 апреля) поел Олёша соседской стряпни. Вспомнил при этом свою маменьку: и она пекла такие же пироги "с лесенками" в этот день. И так же, как когда-то, Олёша сперва "перекладинки" съел, а потом за сам пирог принялся. Вечерело. Ещё одно надо было делать в этот день - слушать не бесится ли домовой в сенях или на подловке. Пирог дожевал, ухо навострил, но было тихо.
   "И слава Богу..." - удовлетворённый спокойствием и сытостью полез на полати. Когда уже дрёма стала одолевать, подумал Олёша о предстоящих огородных делах, которые основа будущей сытости. Однако лень-матушка "разумным" доводом отшила заботу:
   "Я чё, в шашнацатом веке живу..." - писать Олёша не мог, а вот счёт хорошо знал и не только векам, но и мог даже переводить старое летоисчисление в новое и наоборот.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"