'Упоминаются еще подвиги богатырей против разбойников; летопись говорит об умножении разбойников 'сохранилось имя одного из них -
Могута, который был пойман в 1008 году и покаялся в доме Митрополита Иллариона.
Митрополит Илларион, первый русский Митрополит. Был взят от родителей в младенчестве и вместе с другими детьми увезен учиться грамоте и богословию. По просьбе князя Владимира был назначен Митрополитом на Руси. Написал богословский труд 'Слово о законе и благодати', который как он сам писал: 'Этот труд написан не детям малым, а знающим в совершенстве Слово Божье'. Эта работа до сих пор не может трактоваться однозначно. В христианском мире её почитают или за великую, или за ересь. Если бы не огромный вес Иллариона в истории и христианстве, то его вполне могли бы обвинить в постановке излишне прямых и нехристианских, вольнодумных вопросов в ней со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Соловьёв С.М том 2 стр.344
'...в летописях мы не встретим названий двоюродный или троюродный брат; русский язык до сих пор не выработал особых названий для этих степеней родства, как выработали языки других народов.'
Я обратился к самому себе, спросил.
Вот жил такой-то человек, Могут, и у него достало сил
Оставить о себе для нас в истории строку.
Сейчас, в былые времена и в нынешнем веку
Охотников премного будет это повторить.
Понятно то, ведь каждому пожить
Как можно дольше хочется в сознании людском.
Но в ней, как в жизни водится, суть главное не в том,
Чтоб просто жизнь прожить, но главное в том как.
Один живёт её как сволочь или как дурак.
Другой и жил-то ничего всего, но славу заслужил.
Так и выходит, что одних казнил
Народ века в сей памяти своей, а коим жизнь давал.
Видать Могут, не просто подвиг совершил, коль я о нём узнал
И через тыщу лет, а чем-то поразил?
Что это были за слова такие, кои говорил
Митрополит Илларион? Как смог разубедить?
Чего во имя переоценить,
За столь короткий час, сумел Могут все ценности свои?
Как в том далёком прошлом, так и в нынешние дни,
Вопросы, что задал митрополит ему не меньше в остроте стоят.
С одной лишь разницей, что тыщу лет назад,
Что было после с Русью в будущем, то прошлое сейчас.
Всё нижесказанное назовём 'ОДИН ИЗ НАС'
И правда ль там написана, пусть каждый для себя решит.
Вот входит князь и говорит:
- Твое Святейшество Митрополит,
Разбойник пойман, враг Могут,
Его сейчас к тебе ведут,
Как ты просил.
Скажи Илларион, зачем тебе он, я ведь много сил
Потратил, чтоб его поймать.
Теперь отдать
Тебе его ты просишь. Но зачем?
Твою мудрёность мыслей тяжело понять.
Я воин, и, привыкший убивать
Врага на поле боя, в битве не жалею.
От вида крови, боя я слегка хмелею,
Как от вина,
А ты пощады для врага
Своею властью просишь у меня.
Коль пощажу я одного,
Другие сразу будут это знать,
Что можно безнаказанно разбой творить и убивать
Твоих монахов и людей моих.
Заметь, Илларион, моих людей, твоих,
А ты его собою защищаешь.
Он кто тебе? Твой брат, отец?
Он ведь давно уж не юнец
И ты его не перевоспитаешь.
Таких, как он, чем дольше убиваешь
И дольше мучается он,
Тем лучше для благого дела нашего,
Что делаем с тобою мы во имя Славы и любви Христа.
Здесь простота нужна и сила,
А не мудрёность вся твоя.
Она мне по сердцу мила,
Но разуменью непонятна.
Прошу тебя ответ держать,
Но перед тем подумай, может быть, принять
Всвой план всё ж стоило моё, другое предложенье?
Сейчас Могута я убью, прилюдно, и без промедленья,
Той долгой страшной смертью, что в уме сложу.
Потом уж в очередь свою,
Других я приведу к тебе,
Чтоб ты мог приступить к предназначенью своему:
Учить их по-христиански жить,
Бояться Бога и любить,
Послать им всем благословенье.
Ну, вообщем, что там говорить, ты знаешь сам.
Тебя ведь этому так долго терпеливо обучали,
Митрополитом для Руси назвали
С моей великой просьбы.
Так тому и быть. Я слушаю тебя, Илларион.
Митрополит, казалось, в думы погружен,
Не слушал князя. Он молчал.
Молчал он долго, а потом тихонько встал
И к князю подошел, и молвил:
- Ты великий князь, Владимир выслушай меня.
Всю эту вязь мою понять не сложно. Будет в этом прок.
Потом ты, подведя всему итог,
Всё сам увидишь и поймешь,
Что я был прав.
Сейчас Могута отдаёшь ты мне,
Твое стремленье к крови, смерти не по мне,
Сей гордый нрав я всё же попытаюсь усмирить.
Хочу тебя благодарить,
Что просьбу выполнил мою.
И тех, других, которых приведут, я тоже их приму.
Могут мертвец мне ни к чему.
Его ни я, ни даже наш Отец
На путь на истинный не сможет силою наставить.
Мечом, огнем ты можешь лишь его заставить
Немного застонать и усладить свой взор.
Поверь, врага убить, возможно, и не так, но по-иному.
Тут ни копью и ничему другому
Такое не под силу.
Ведь главное для нас не просто плоть его сгубить,
А уничтожить, память изменить о нем в народе.
И этим утопить
Его в презрении людском,
возникшим в каждом роде, к нему.
И лишь потом,
Когда он будет нам негоден,
Его ты сможешь сам убить,
Коль после этого ты всё же это пожелаешь.
Когда ты человека убиваешь своею властью - ты ничтожный раб,
Он - господин по воле, разуму и духу своему.
Тупому кровожадному уму
Такого не понять.
А если сделать так,
чтоб он принять мог сам твои идеи -
Это будет нам желанный факт,
И это будет та победа,
которая не снилась никому.
Он будет делать всё, что ты ему прикажешь.
Он будет стойко выносить
И духу своему прикажет
Терпеть лишения, невзгоды, зной или пургу.
Он сможет долго сам ни есть, ни пить
И защищать тебя он будет, коль народы
Несметным войском на тебя пойдут.
Его убьют,
Так сын его обучен и воспитан
Тебя любить, работать, защищать
И верить бесконечно долго,
А если надо, то пойдёт и умирать.
Зачем же этого всего себя непониманием лишать?
Коль будем думать, значит, будем жить.
А ты 'Давай убить, скорее резать и губить'.
Зачем? Умнее нужно быть.
- Ну, голова, Илларион.
Не зря тебя я выбрал вместо грека,
Что прочили на это место. Мысль твоя верна.
Признаюсь, думал я,
Что так своих ты хочешь тайно защищать.
Не ожидал...
Лукава мысль моя сегодня подвела меня.
Прости, что о тебе подумал плохо я, прости.
И зла ты в сердце не держи.
Еще последнее, скажи,
Неужто сможешь ты сие, воистину, создать?
Ну, вообщем, сможешь совладать
С его мятежным духом?
Знаю я его.
Чтобы Могута так переломать,
Чтоб изменить его, не знаю, что и надо.
И силюсь я, а не могу понять.
А чтобы он еще и захотел принять...?
Тут, видит Бог, что нужно только чудо.
Ну, ладно, так тому и быть,
Коль сможешь ты его уговорить,
Поверю в то, что ты святой.
И не какой-нибудь пустой из греческих,
А настоящий, свой.
Всем миром буду твое имя прославлять.
Ну, а не сможешь, что ж...
Я буду убивать
Его мучительно и долго.
Сегодня, знаешь, для меня ты стал почти как брат.
Ведь в прошлом мы язычники, ведь так.
А брат, коль помнишь, у язычника есть каждый русский.
Что ж, ладно, я пошел, прощай мой друг Илларион,
Дел много у тебя и у меня .
Велю скорей Могута привести к тебе сюда.
- Поднялся князь, ушел. Немного времени спустя,
Ввели четыре мужика могучего, израненного человека.
Встал митрополит:
- Оставьте нас, ступайте и пока
Я вас не позову, не смейте заходить.
И не впускайте никого сюда,
Пока я не закончу говорить.
Свободны, всё.
Садись, Могут.
Сейчас я развяжу тебя от пут,
Ты выслушай меня.
Своими чувствами и разумом схватить
Попробуй речь мою,
Только для тебя она, мой брат Могут.
- Какой тебе я брат?
Не нужно своей речью утруждаться,
Вели скорей монахов созывать сюда,
Над моей казнью потешаться.
Послушай ты меня вначале, как тебя, по-новому, Илларион?
Так вот, как можешь ты, Илларион,
Мне говорить такие речи?!
Ведь ты ведрусом, как и я рожден,
А значит, как и я, судьбой помечен
Быть вольным и любить свой род,
Которым был и навсегда останется народ,
Который твоим богом не отмечен как избранный народ.