Щеглов Виталий Николаевич : другие произведения.

О диссоциальном расстройстве личности и этике христианства и иудаизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются медицинские, психологические и социальные аспекты диссоциального расстройства личности и его связь с этикой христианства и иудаизма.

 

2005 г.

 

В. Н. ЩЕГЛОВ

 

 

О ДИССОЦИАЛЬНОМ РАССТРОЙСТВЕ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКЕ ХРИСТИАНСТВА И ИУДАИЗМА

 

В статье рассматриваются медицинские, психологические и социальные аспекты диссоциального расстройства личности и его связь с этикой христианства и иудаизма.

 

 

Согласно международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10) [1] подобные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте включают различные состояния и модели поведения клинической значимости, имеющие тенденцию к устойчивости и возникающие как выражение характерного образа жизни индивида и его взаимоотношений с окружающими. Некоторые из этих состояний и образцов поведения появляются рано в ходе индивидуального развития как результат одновременного воздействия конституциальных факторов и социального опыта, в то время как другие приобретаются на более поздних этапах жизни. Эти длительно сохраняющиеся изменения личности являются глубоко укоренившимися и длительными моделями поведения, проявляющимися как негибкая ответная реакция на самые различные личные и социальные ситуации. Такие расстройства представляют собой чрезвычайные или значительные отклонения от способа, которым обычный человек данного уровня культуры воспринимает, мыслит, чувствует и особенно общается с окружающими. Соответствующие модели поведения имеют тенденцию к устойчивости и охватывают многие области поведения и психологического функционирования. Данные расстройства часто связаны с субъективными переживаниями различной степени и проблемами социального характера.

Диссоциальное расстройство личности (ДРЛ) характеризуется пренебрежением к социальным обязанностям и черствым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением больного и основными социальными нормами поведения (этикой). Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта, включая наказание. Больные легко поддаются агрессии, включая насилие. Они склонны обвинять других или давать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему их к конфликту с обществом. При таком расстройстве обычно выделяют личности аморальные, антисоциальные, асоциальные, психопатические и социопатические. Выделяют еще часто встречающуюся в быту мозаичную форму ДРЛ, когда черты этого расстройства проявляются избирательно, например, при взаимодействии с людьми иной национальности (чем у носителя ДРЛ). Известна еще ведущая причина конституциональной психопатии - наследственные факторы, которые чаще передаются от матери к сыну. Так, при социальных исследованиях особенностей национальной самоидентификации еврейских студентов в России выявлен феномен удержания матерью именно сына в пространстве еврейской идентичности, еврейских традиций и культуры, причем наиболее отчетливо это проявляется в случае смешанных браков [2].

В этой работе мы ограничимся рассмотрением, прежде всего аморальных расстройств личности (и частично, психопатических и социопатических расстройств) преимущественно в религиозном и этическом аспектах. В социальном аспекте ДРЛ явно связано с практически полным неприятием христианства такой личностью, во всяком случае, в этическом отношении.

К сожалению, в существующих руководствах по социальной психиатрии (например, в [3]) обычно не рассматриваются такие формы деструктивного поведения, которые в англо-язычной литературе называются как conduct disorder (оппозиционное вызывающее поведение, совершение неэтических поступков, несоблюдение нравственных норм - это все по американской классификации психических болезней DSM-IY). В транскультуральной психиатрии при редких скриннинговых (социально-демографических статистических) обследованиях, эти расстройства личностей в сравнительном плане такого поведения в различных обществах, нациях и культурах, обычно рассматриваются весьма редко. Так, в 1989 году отмечена при заболевании шизофренией склонность к интернализации (принятие элементов) агрессии в еврейской популяции на Западе [3].

В социальной и клинической психиатрии при исследовании семейного контекста расстройств аффективного спектра (некоторые из них частично можно отнести к ДРЛ) обнаружено, что для семей тревожных пациентов более характерны симбиотические отношения (например, любовь сыновей именно к матери). Группа депрессивных больных отличается более всего по фактору родительской критики, элиминирования эмоций, индуцирования недоверия к людям. Сами такие больные обычно являются выходцами из неполных семей. Возможно ранее, при распаде такой семьи, особенно, когда супруги были разной национальности, больные могли наблюдать много жестокостей [4] (например, постоянное отрицательное, или даже жестокое отношение тещи еврейской национальности по отношению к супругу своей дочери). Эту же жестокость также воспринимают и их дети. У таких больных норма - это жестокое и наглое отношение к людям иной национальности (в приведенном частном случае так же и супруги к своему супругу, и, как следствие, в дальнейшем измена ему). Постепенно у таких "социальных больных" формируется негативная когнитивная схема и избирательное расстройство аффективного спектра сознания. Расстройство социального поведения подобных пациентов выражается в их представлении о мире людей иной национальности, как угрожающем и опасным для их социума.

В нашем все более и более глобализируемом обществе в общесоциальном (внешнем) смысле сам способ мышления некоторых групп населения, например, политической и экономической элиты, становится все более сложным и непонятным для основной массы населения. Логику такого рода "элиты" можно назвать трансцедентальной (находящейся вне обычных норм и понятий), соответственно, их мораль также изменяется, ее можно назвать инверсионной моралью (мышление "монстров") [5]. Можно сказать, что целью и делом P. R. компаний, проводимых этими социальными группами, часто с националистическими уклонами, является легитимизация такого морально искаженного сознания.

Психологическая характеристика таких индивидов достаточно сложна, укажем лишь несколько их категорий (приведем здесь некоторое расширение понятия ДРЛ в социальном смысле). Это субъекты 1) с постоянным деструктивным поведением, нарушающие общепринятое моральное право, 2) с завуалированной нетерпимостью к критике и к другим, например, "нарцисстическим" травмам, 3) с выраженным беспокойством своей внешностью (например, при наличии черт "некоренной" национальности) и имиджем самоуважения, 4) с интеллектуальной нечестивостью и возможностью наличия слабовыраженного шизофренического расстройства мышления в стрессовых ситуациях. В последнем случае ведущим компонентом патопсихологического синдрома при шизофрении является феномен снижения потребности в общении (в нашем случае - обычно избирательного "мутизма"). Здесь показатели избирательности познавательной деятельности и когнитивного стиля остаются относительно неизменными на протяжении длительного времени, независимо от фактора движения болезненного процесса [6]. Отметим также, что в вышеуказанной группе населения ("элите") обычно возникает как открытая, так и скрытая формы принуждения следованию такой инверсионной морали.

Возможна ли в принципе хотя бы некоторая коррекция такой инверсии морали? Обычно говорят, что необходимо какое-то осознание своей совести... Ловушка инверсии морали заключается в том, что личности, которые нарушают общепринятую мораль и проявляющие свою аморальность, стараются оправдать это зло, создавая различного рода требуемые для данных случаев разного рода психологические искажения действительности. Аморальность - это тот случай, когда нормальная, добропорядочная этика нарушается или подавляется в целях собственного самоудовлетворения или временной экономической выгоды. Инверсия морали очевиднее всего проявляется в сфере националистических, корпоративных и политических программ. Будущая наша задача - определить методы исправления личности, преступающей мораль. Возможно, выживание людей, всей существующей цивилизации зависит от нашей совместной работы в этом направлении [5].

Сходные явления наблюдаются и на бытовом уровне в конфликтных ситуациях, например, между евреями (супругой, ее родственниками и детьми с одной стороны) и русским супругом, живущим в их среде, с другой стороны. Следует отметить, что, по-видимому, антропологическое различие между супругами не имеет решающего значения, генетическое смешение национальностей сейчас весьма велико. Часто приписывание себя к определенной национальности в генетическом смысле весьма условно. Наибольшее значение здесь имеет "генетическая память" - четкое и сознательное (конструктивное на практике) соотнесение субъекта к той или иной национальности. Это соотнесение играет здесь роль как бы "инфекции", которую вносят родители и окружающая среда.

В христианстве (которое по преимуществу мы будем рассматривать далее как некоторое уже давно известное "терапевтическое средство" по отношению к возможности излечения ДРЛ) Бог - это нечто иное, чем совокупность действующих в мире сил или чистая духовность. Он есть движущая сила добра, таинственная воля, абсолютная этическая Личность, отличная от мира и стоящая выше мира. Заметим, что в любой общине истинных последователей христианства обычно не наблюдаются признаки ДРЛ. Образное определение людей с явными признаками ДРЛ, полученными в данном случае по генетической линии дал сам Христос в своей дискуссии с книжниками и фарисеями, представителями иудаизма: "Ваш отец диавол, ... Он был человекоубийца от начала... Когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" [7].

Для Крестителя, Иисуса и в основе первохристианской общины вся этика вначале практически означала понятие покаяния - перемену образа мыслей, состоящую в раскаянии за прошлые плохие поступки и решимости впредь жить свободным от всего земного. Здесь этическое поведение обычно наступало после крещения, и было как бы плодом покаяния.

Далее, в Нагорной проповеди и самой жизни Христа уже чувствуются элементы новой и в пределе, конструктивной этики, т. е. предъявляется существование примера жизни смерти и воскресения (в некотором принятом контексте [8, 9]) как образа будущего царства Небесного, предлагаемого самим Христом по сравнению с иудаизмом: "Вы слышали, что сказано...", далее приводится соответствующий способ мщения обидчику в иудаизме (в еврейском "Законе") - "А Я говорю вам...", и далее приводится способ реагирования, когда обидчик сравнивается как бы с некоторым посланником самого Бога. Можно сказать, что Христос вводит здесь понятие "абсолютной этики", образа поведения, независящего от обидчика и обиженного, поведения, которое указано свыше. Для христианства нет понятия человека, как только еврея, грека или язычника - на них одинаково распространяется любовь Бога, и понятие ближнего здесь возникает лишь в конструктивном смысле (в определенной ситуации). В иудаизме же любовь к ближним подразумевается всегда в националистическом и, затем, в иерархическом смысле [10]: ближе всего здесь своя семья, затем свой народ и т. д.

Весьма интересны в этическом смысле примечания редактора У. Ли "восстановительного" перевода Нового Завета [11]. Так, Христос называет отвергающих Его представителей иудаизма как "злое и прелюбодейное поколение". В основном Он говорит притчами. Иудеи отвергают Его и Он оставляет их (они остаются как бы пустыми, не занятыми Им; они не позволяют Ему наполнить их). Знамения Ионы и Соломона показывают, что язычники покаются и примут Христа. Случай же с одержимым показывает, что отвергающие Его иудеи не покаются. Злой дух приходит в свой дом (в душу иудея) и находит его незанятым. Тогда он идет и берет с собою семь других духов, злее себя, и, войдя, все они поселяются там. После этого человек становится еще хуже. "Так будет и с этим злым поколением". У. Ли замечает далее: "Таково фактическое состояние и сегодняшних евреев. Перед концом этого века они будут в семь раз более одержимы бесами..." В конструктивном смысле можно сказать, что ключевой идеей Нового Завета является призыв Христа не бояться идти Его путем: "Я есмь путь и истина, и жизнь". Христианство есть путь (в основе - этическое учение, Дух), который надо пройти и исполнить, чтобы выжить всему человечеству. В этом же смысле "злой дух" можно перевести на современный язык как ДРЛ, которое ведет в итоге нашу цивилизацию к катастрофе.

Расширение понятия христианской этики мы находим в посланиях апостола язычников Павла [12]. Прежде всего, отметим, что у Павла учение о совести как о природном инстинкте добра - это лишь некий прием, позволяющий ему говорить в своих посланиях о всеобщей греховности евреев и вообще, язычников. Далее у Павла действительная отрешенность от всего земного и греховного, которую крещенный обычно доказывает также и своими делами, это больше, чем покаяние. Согласно Павлу, со смертью и воскресением Христа сверхземной мир уже начал существовать в верующих, и в них реально осуществляется духовный настрой, соответствующий их освобождению от природного мира. Заметим, что когда Павел говорит об умирании и воскресении верующих с Христом, то эта мысль у него не метафорическая, а натуралистическая. Для него этика - это не покаяние, а результат как бы "инфекции" Святым Духом, который верующие получили при общении с Иисусом или с его последователями. Интересная нейрофизиологическая гипотеза, близкая к этой точке зрения, приведена в [9,13]. Авторы [13] на основе электронномикроскопического анализа и детальных вычислений пришли к выводу, что, возможно, сам весьма сложный алгоритм сознания есть функция динамики взаиморасположения концевых групп особого белка тубулина, который образует параллельные трубочки в цитоплазме нейронов и во многих других клетках. Эти концевые группы могут образовывать громадное общее число стереохимических форм, отличающихся друг от друга своими квантовыми состояниями, переходящими в динамике в иные состояния, как при внутренних, так и внешних в итоге волновых воздействиях (внушение, "инфекция"). Возможно, что в будущем основные параметры этой весьма сложной динамики, характеризующей степень этой перестройки сознания, будет известна более детально.

В современном смысле слова апостол Павел был мистиком. Так можно назвать тех, которые смотрят на границу между земным и сверхземным, между временным и вечным, как уже почти преодоленную, явно ощущают свою принадлежность сверхземному и вечному (см., например, последние письма своим последователям Л. Толстого). У Павла эта мистика (та "затравка", "инфекция", некоторая "пересадка", которая переносится к его ученикам, может быть выражена следующим образом: я - в Христе, в нем я ощущаю себя существом, поднявшимся выше этого чувственного, греховного и преходящего мира.

Безусловно, заболевание ДРЛ в настоящее время имеет весьма большое значение: психологическое состояние большинства преступников и террористов соответствует ДРЛ, "лечением" этих личностей занимаются государственные органы. Нас же здесь интересует по преимуществу "бытовая" сторона существования этого заболевания. Как же практически хотя бы немного уменьшить наличие этого расстройства личности в обществе? Как показывает обзор литературы медикаментозное или иное (системное, профилактическое) лечение ДРЛ дает ничтожные результаты. Образно говоря, пока не найдено средство для "изгнания бесов" (т. е. ДРЛ по нашей терминологии).

Лишь в области брачных отношений здесь можно вспомнить обычаи старой царской России, когда браки заключались обычно в том случае, если и невеста и жених были одной веры - православной и, естественно, были крещены и выполняли определенные церковные правила. Сам обряд венчания, причем на виду близких и родных, с его торжественностью, произнесением священником отдельных весьма значимых текстов из Библии, обязательное присвоение супруге фамилии мужа - все это давало будущим супругам определенное внушение, точнее, вводил в их сознание как бы часть святого Духа, что в итоге делало брак значительно более устойчивым, долговременным и давало возможность правильного воспитания детей. Возможно, нам следует вернуться к этой нашей старой традиции, несущей добро в общество в противовес тому современному разгулу, например, черствости и жестокости отношений к нашему старшему поколению молодого поколения, произошедшего из смешанных браков и воспитанного в нехристианской среде.

Мы должны активно способствовать улучшению нашего государства, наших органов защиты и правопорядка для противодействия достаточно большому классу описанной выше извращенной "элиты" или вообще личностям с диссоциальными расстройствами. Помимо строгого выполнения обычного законодательства (мы полагаем все же развитие в будущем нашего гражданского самосознания) дополнительно потребуются более длительные действия для профилактики этого социального зла. Так, следовало бы в случаях явного проявления группового, партийного или национального паразитизма, антисоциального поведения, безнравственности - бесчестия, бесстыдства, наглости и предательства - дополнительно ограничивать на достаточно длительный срок материальные и иные притязания этих личностей средними (точнее, медианными) демографическими показателями по всем благам, включая место жительства и профессию. Все это необходимо будет сделать, чтобы в самом корне ограничить социальные конфликты в нашей цивилизации.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр). Т.1 (часть 1). - Женева, ВОЗ, 1995. - 698 с.
  2. Собкин В., Владимиров А. Особенности национальной идентификации еврейских студентов в России. - М.: http://www.ort.spb/ru/(Eng)/frend/pju/periodika/jeveda 200102/p37_62.pdf
  3. Руководство по социальной психиатрии. - М.: Медицина, 2001. - 560 с.
  4. Холмогоров Ф. Б., Великов С. В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра// Социальная и клиническая психиатрия. - Љ2. - 2004. - С. 11-20.
  5. Брайнт Дж. Трансцендентная логика: инверсия морали// Вестник российского философского общества. - Љ2. - 2004. - С. 62 - 70.
  6. Критская В. П. Мелешко Т. К. Патопсихологический синдром в системном исследовании патологии психической деятельности// Психологический журнал. - Љ6. - 2004. - С. 53 - 63.
  7. Библия. - М. : Изд. Моск. патр. , 1979. - 1372 с., (см. Евангелие от Иоанна, 8, 44).
  8. Щеглов В. Н. Творческое сознание: интуиционизм, алгоритмы и модели. - Тула. : Гриф и К, 2004. - 200 с.
  9. Щеглов В. Н. Библейские заповеди как программа обучения. Вестник новых медицинских технологий - 1996. - Т.III, Љ4. - С. 108 - 112.
  10. Полонский П. Евреи и христианство. psylib.org.ua/books/polon 01/index.htm
  11. Новый Завет. Восстановительный перевод. - Анахайм, Живой поток, 1998. - 1458 с. (см. примечания редактора У. Ли, с. 38 - 50).
  12. Швейцер А. Жизнь и мысли. - М.: Республика, 1996. - 528 с.
  13. Hameroff S., Penrose R. Orchestrated objective reduction of quantum coherence in brain microtubules// Mathematics and computer simulation. - 1996. - V. 40. - P. 453 - 480, цит. по "Парапсихология и психофизика". - 1998. - Љ2(26). - С. 81 - 85.
  14. В. Н. Щеглов (Королев В. С.). Дальний путь. Возвращение отца: письма, воспоминания, дневники. - Тула, Гриф и К, 220 с.

Электронную версию этой статьи можно получить у автора по E-mail:

shcheg@cczo.phtula.mednet.com

 

 

 

 

 

 

 

 


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"