Поэт - успешно или безуспешно - борется за новое зрение в содержании - в раскопке словесных груд - в пересоздании стиховых форм -
Владимир Шали - один из тех поэтов - что сознательно ставят перед собой эту задачу - Он утверждает - свободу зренья - Гибкость и прозрачность поэтической формы - способной вместить всю сложность и бесконечность жизни в ее непрерывном круговращении -
Вот строфа из обращения к только что вырытому в песках колодцу -
- Любимый мой - мне хочется так жить -
Я шел к тебе из времени чужого -
Я шел к тебе - чтоб самым первым быть
Над вечностью колодца молодого -
Это его коренное стремление - шагнуть из глубины времен к молодому колодцу - наполненному вечной влагой жизни -
Все философское содержание книги - достаточно сложное и утонченное - вибрирует - однако - между застывшим - вечным и уже как бы вневременным прошлым и динамикой - жестокой мимолетности мгновений - из которых надо сложить нечто столь же прочное и неуничтожимое в будущем -
Это не только декларация - умозрительная посылка - Оригинальным образом Шали по своему жизнеощущению пересоздал стихотворную форму - Большинство его строф - трехстрочны с рифмующейся опоясывающей первой и третьей строкой и безрифменной второй - средней - Это - по сути - стиховая модель его чувства времени - вечности - закрепленной обручем рифмованных строк - и открытой текучей средней - Она дает полноту жизненного мгновения настоящего - Его неразрешенность и продолжительность в будущее -
Можно сказать - что Шали создал свою строфу - В русской поэзии это сделать непросто - Сочетание этой строфы с четверостишиями и другие вариации делают стих Шали гибким и - будем надеяться - жизнеспособным - Это путь к новому зрению - В этой форме можно осуществить интересные замыслы -
Адольф Урбан
Последняя проповедь Кусам Ибн-Абасса
Попытка объяснить легенду
Жители Самарканда - однажды спросил меня странник - Скажи - Абасс - какова моя жизнь - если первую часть жизни я обирал бедных родителей - а вторую часть жизни я обирал собственных детей -
Я ответил ему - Эта жизнь состоит из двух частей - которые тебе не принадлежат - Значит - у тебя не было - нет и не будет своей жизни -
Но спросил меня странник - Кому тогда принадлежат две части жизни -
Я ответил - Ни тебе - ни родителям - ни детям - ибо у тебя не было родителей и не было детей - так как тебя и самого не было -
Тогда сказал странник - Ты прав - учитель - я стал твоим учеником -
Я ответил - Да - ты ученик - а я твой учитель - ибо так же грешен -
И подобно эмиру Насими - я пойду на место казни своего ученика и скажу - Не убивайте его - он выдал мои стихи за свои - Снимите с меня заживо кожу - и вы увидите - что моя кровь - упав на землю - тотчас желтеет - ибо я - подлинное солнце на небосклоне влюблённости - которое становится золотым на закате - И подобно моим грешным ученикам - я возненавидел мир за его грехи - и это был великий грех -
Знайте - что желание обойти ближнего без обмана - великий обман - И было великое противоречие в том - что - подобно моим грешным ученикам - я беспредельно возненавидел порочный мир - но силы мои были таковы - что я и плюнуть как надо не умел - и стало казаться мне - подобно моим грешным ученикам - что негодяи как будто не умирают - а подлецы вроде вечны -
И тогда вспомнил я историю жизни одного нашего поэта - который так сопереживал всему миру - что умер от ненависти - жалости и презрения -
Перед гибелью он написал - что все - с кем он спорил или ругался - был прав или неправ - все они на вид и в конечном счете оказались плохими людьми - И его предложения были доказаны временем -
И назвал я его моим грешным учителем и еще больше возненавидел порочный мир - С того времени стали являться мне странники - похожие друг на друга - слова и поступки которых были ненависть и обман -
А после и все остальные жители превратились в сплошной караван близнецов - И одних - подобно моим грешным ученикам - я назвал братьями - а других - детьми - И сказал я мужьям - По облику ваших жен я могу узнать ваш род занятий и образ жизни - Но и гадать не надо - ибо воздух стал прозрачным - а женщины и мужчины - по-разному одинаковы - И подобно моим грешным ученикам - я возненавидел мир - и это был великий грех -
И настало время - когда - увидев раз - я уже знал - что будет потом - потому что воздух стал прозрачнее - а человек откровенней в пороке - Но были и такие - что - прикрывшись бородами и учеными разговорами - говорили о свободе и правде - И не было никого развратней и лживей их - И подобно моим грешным ученикам - я назвал их близнецами - ибо они были по-разному одинаковы -
И еще скажу вам - что каждый до известной поры живет в тумане - Но вот воздух становится прозрачнее - и все приобретает четкие границы - И это страшно - ибо если смотреть на людей как на нечто отвлеченное - то в прозрачном воздухе слабая оболочка веры рассеивается - подобно моим грешным ученикам - я вижу кругом одних зверей - Когда же кровожадные звери - убивая друг друга - приходят ко мне за покаянием - я говорю им - что всякое раскаяние - лишь следствие преступления - И какая польза от слов грешного сына над телом мертвого отца - теперь ничто - теперь ничто не поможет - Он так и не успел простить в последний раз - И отвечу я грешному сыну - не плачь - даже если ты не виновен - то станешь виновным - ибо не одна душа оклеветана - не одна судьба изувечена - И во всем повинны ложь и дурная молва - Преимущество лжи перед справедливостью примерно такое же - как преимущество сидящих перед проходящими мимо - Сидящий обозревает - обсуждает - в то время как идущий должен просто идти мимо -
Но не сокрушайтесь - что несправедливость сильней правды - Ложь и справедливость - это две чаши - которые всегда в равновесии - ибо все мы по-разному одинаковы - иногда сидим - иногда идем -
Этими словами Кусам ибн-Абасс закончил проповедь - снял собственную голову с плеч - взял ее под мышку и скрылся в узкой щели усыпальницы Шахи-Зинда -