Вниманием аудитории пользуются фильмы о любых героях - хороших и плохих, таких же как мы и "суперменах", известных всем и "бойцах невидимого фронта". Некоторыми из них кинематограф нас уже перекормил. Поэтому зрительский успех пришел и к "недоросликам" Фродо с Поттером. Хотя, когда на экраны выйдет очередная серия про Джеймса Бонда, народ ломанется в кинотеатры точно также.
Интересно понять, почему экранизации детских сказок смотрят взрослые.
Во-первых, оба фильма удивительно зрелищны и ярки. Восхитительные пейзажи Средиземья, жуткое подземелье Мордор, чудо-зал в Хогсварте, игра в квиддич - все это просто поражает. Сюда же добавлю разные "прикольные эпизодики", рассыпанные по обоим фильмам: висящие в воздухе свечи и оживающие картины в Хогсварте, дым из трубки и фейерверк Гэндальфа и многое, многое другое. Впечатляет!
Во-вторых, сюжет. Тут "Гарри Поттер", на мой взгляд, проигрывает. Все же Толкиен был не только выдающимся писателем, но и филологом, лингвистом, ученым. Масштаб его трилогии не сопоставим с занятными историями о необыкновенном мальчике. Однако опора сказок Роулинг на реальность как раз привлекает: будто бы есть еще в исхоженном туристами Лондоне неизвестная улочка, на которую можно свернуть и попасть в мир чудес, где в магазинах продают волшебные палочки...
В-третьих, герои. Они противоположны друг другу: Поттер - волшебник, хоть и не сразу узнающий об этом, а Фродо - не только самое обыкновенное существо, он еще и хоббит - недомерок, т.е. он заведомо слабее своих врагов и даже иноплеменных соратников. Сближает героев их ответ на вызов обстоятельств: они оба добровольно берут на себя ответственность за решение "судьбоносных" вопросов и решают их в одиночку. Причем в фильме "Властелин колец" это один из самых трогательных эпизодов. Могущественные люди, эльфы, гномы базарят о том, как трудно вернуть кольцо в Мордор. И тут маленький хоббит Фродо, видя в волшебном кольце как огонь полгощает родное Средиземье, выходит вперед и говорит: "Я отнесу Кольцо". А его даже не замечают! Он говорит снова: "Я отнесу!", все смотрят на него, а он добавляет: "...только я не знаю дороги". Честное слово, слезы наворачиваются.
Почему-то взрослым тоже нужны добрые сказки. Мы уже не можем в них жить и даже долго находиться (вспоминаю трогательный эпизод с волшебным зеркалом из "Гарри Поттера"). Но вырваться из действительности, нахраписто и без спросу влезающей в душу, мозги, тело, вырваться хотя бы на пару часов в сказку - такая потребность есть. И спасибо спилбергам, джексонам, лукасам за то, что они создают нам эти возможности.